ПЕДАГОГИКА PEDAGOGICS
DOI: 10.18287/2542-0445-2020-26-4-38-43
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
УДК 378
Дата поступления: 04.09.2020 рецензирования: 21.10.2020 принятия: 27.11.2020
А.Н. Арюткина
Самарский государственный институт культуры, г. Самара, Российская Федерация E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9561-9663
Коммуникативный компонент профессиональной компетентности
музыканта-исполнителя
Аннотация: На современном этапе музыкально-исполнительская деятельность требует переосмысления ключевых понятий и выявления ее нового содержания. В статье автор анализирует современное профессиональное обучение музыканта-исполнителя в вузе. Особое внимание отводит значению интерпретации в современной музыкально-исполнительской деятельности. Многолетняя практика концертного исполнительства создает значительное количество исполнительских интерпретаций. Музыкант-исполнитель обязан не просто знакомиться и пытаться интерпретировать текст композитора, но и стараться осознать это ценностное содержание. Автор предложила понимание интерпретации как переосмысления содержания произведения, основывающегося на личностных творческих убеждениях исполнителя, подразумевающего наличие осмысления иного опыта. Данная тема дополняется также рассмотрением акта совместной деятельности участников исполнения, в ходе которого вырабатывается общий взгляд на идеи и образы музыкального произведения, в результате чего происходят преобразования сознания аудитории. Это требует наличия коммуникативной компетентности. Таким образом, музыкант-исполнитель сочетает в себе и коммуникативные, и интерпретационные способности. Автор рассматривает также структуру профессиональной компетентности музыканта-исполнителя с учетом специфики профессиональной деятельности и на основе компетентностного подхода. Анализирует существующие подходы к определению сути понятия «компетентность». Структура профессиональной компетентности интегрирует музыкально-исполнительскую, интерпретационную, коммуникативную, педагогическую, организационно-управленческую компетентности. Коммуникативная компетентность рассматривается автором как профессионально значимое личностное свойство будущего музыканта-исполнителя в ходе профессиональной подготовки в вузе.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, коммуникация, коммуникативная компетентность, музыкант-исполнитель, интерпретация, музыкально-исполнительская деятельность, профессиональная подготовка.
Цитирование. Арюткина А.Н. Коммуникативный компонент профессиональной компетентности музыканта-исполнителя // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26, № 4. С. 38-43. Б01: http://doi.org/10/12287/2542-0445-2020-26-4-38-43.
Информация о конфликте интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
© Анна Николаевна Арюткина - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой народных инструментов, Самарский государственный институт культуры, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Фрунзе, 167.
Abstract: At the present stage, musical and performing activity requires rethinking key concepts and identifying its new content. The article contains an analysis of modern professional training of a musician-performer at a university. Special attention is paid to the signio cance of interpretation in modern musical and performing activities. Long-term practice
SCIENTIFIC ARTICLE
Submitted: 04.09.2020 Revised: 21.10.2020 Accepted: 27.11.2020
A.N. Aryutkina
Samara State Institute of Culture, Samara, Russian Federation E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9561-9663
Communicative component of professional competence of a musician-performer
of concert performance creates a signiocant number of performing interpretations. A musician-performer must not only get acquainted and try to interpret the composer's text, but also try to understand this value content. The article offers an understanding of interpretation as a reinterpretation of the content of a work based on the artist's personal creative beliefs, which implies a different experience. This topic is also supplemented by the consideration of the act of joint activity of the participants in the performance, during which a common view of the ideas and images of a musical work is developed, as a result of which the audience's consciousness is transformed. This requires communicative competence. Thus, a musician-performer combines both communicative and interpretative abilities. The article considers the structure of professional competence of a musician-performer, taking into account the specio cs of professional activity and based on the competence approach. The existing approaches to deo ning the essence of the concept of competence are analyzed. The structure of professional competence integrates musical and performing, interpretive, communicative, pedagogical, organizational and managerial competencies. Communicative competence is considered as a professionally signi ocant personal property of a future musician-performer in the course of professional training at a university. Key words: competence, professional competence, communication, communicative.
Citation. Aryutkina A.N. Communicative component of professional competence of a musician-performer. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, 2020, vol. 26, no. 4, pp. 38-43. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-4-38-43. (In Russ.) Information on the conpict of interests: author declares no conpict of interest.
© Anna N. Aryutkina - Candidate of Pedagogical Sciences, head of the Department of Folk Instruments, Samara State Institute of Culture, 167, Frunze Street, Samara, 443010, Russian Federation.
Введение
Результативность современной профессиональной подготовки музыканта-исполнителя в вузе определяется уровнем его реализации в профессиональной деятельности, которая заключается в трансляции ценностей национальной и мировой культуры, в исполнительской практике. Непрерывное обновление педагогики в области музыкального исполнительства требует поиска современных методов, способствующих творческой самореализации. Существенным показателем качества профессиональной подготовки в вузе является способность будущего музыканта-исполнителя продуктивно выполнять музыкально-исполнительские задачи. Структура профессиональной компетентности будущего музыканта-исполнителя интегрирует группы способностей, среди которых важными являются способности к исполнительской интерпретации.
По нашему мнению, представление об интерпретации в различных областях науки и искусства ошибочно трактовать узконаправленно, понимая этот процесс только лишь как трактовку сочинения. В интерпретацию включается личный художественный опыт интерпретатора, переработка музыкального произведения, творческая свобода, в результате которой возникает совершенно новое сочинение со своим композиционным планом и смысловыми изменениями. Для современного музыканта-исполнителя интерпретация нотного текста выражается точной и верной передачей замысла сочинения, что предполагает наличие определенных компетенций, которые формируются в ходе профессиональной подготовки в вузе с учетом специфики и особенности будущей творческой профессии. Творчество как профессиональная деятельность - это прежде всего коммуникация, требующая определенных компетенций.
Профессиональная компетенция музыканта-исполнителя
В настоящее время существует множество определений понятий «компетенция», «компетент-ностный подход». А.В. Хуторской рассматривает
компетенцию как «отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке, необходимой для эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере», а компетентность - как владение, обладание соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности. Выделяются ключевые и образовательные компетенции: ценностно-смысловые; общекультурные; учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; социально-трудовые; компетенции личностного самосовершенствования [Хуторской 2002]. Компетенция - это совокупность знаний, умений, навыков, качеств личности, профессионального опыта, которые позволяют эффективно и продуктивно осуществлять деятельность в определенной сфере [Лукашева 2015]. В ходе подготовки музыкантов-исполнителей исследователи [Абакумова, Малкова 2007] принимают компетенцию за интегративную целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность, способности реали-зовывать на практике свою компетентность» [За-харчук 2016].
В научных источниках «профессиональная компетенция» определяется как единство теоретической и практической готовности в целостной структуре личности, характеризующее профессионализм специалиста [Компетентностный подход... 2014]. В разработке сущностной характеристики профессиональных компетенций важными являются психолого-педагогические подходы, определяющие структуру, направленность, особенности применения и другие составляющие рассматриваемого понятия [Изиева, Рагимова 2013].
Опыт изучения этого вопроса И.А. Зимней показал, что выделяется несколько групп профессиональных компетенций. Это компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения: ценностно-смысловой ориентации; интеграции (структурирования знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний); самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной реф-
лексии. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы (диалогичность; коммуникация; кросскультурное общение, социальная мобильность и т. д.). Компетенции, относящиеся к деятельности человека (компетенция познавательной деятельности; проектирование, моделирование, исследовательская деятельность; компетенции информационных технологий) [Зимняя 2004].
Понятие «компетентность» трактуется как некое новое качество личности, объединяющее различные свойства и индивидуальные особенности. Профессиональная компетентность дает представление о готовности индивида к профессиональной деятельности и характере ее реализации, а ее формирование происходит в ходе освоения человеком соответствующей ей профессиональной деятельности (термин «профессиональная компетентность» изучается науками в рамках какой-либо деятельности) (Сошников 2015).
Федеральный государственный стандарт высшего образования - специалитет по специальности «Искусство концертного исполнительства» выдвигает требования по формированию компетенций. Программа специалитета устанавливает следующие группы компетенций: универсальные, общепрофессиональные и профессиональные, обеспечивающие успешную реализацию в области профессиональной деятельности и в сферах профессиональной деятельности: музыкального исполнительства, культурно-просветительской и художественно-творческой [Исполнительское искусство... 2020].
Условно все компетенции можно объединить в следующие категории: системное и критическое мышление; разработка и реализация проектов; командная работа и лидерство; коммуникация; межкультурное взаимодействие; самоорганизация и саморазвитие; музыкальная педагогика, работа с информацией; информационно-коммуникационные технологии; музыкальный слух, что позволило нам разработать структуру профессиональной компетентности музыканта-исполнителя (см. рис.).
Нами была поставлена задача раскрыть структуру и содержание профессиональной компетентности. Для этого мы провели анализ специфики профессиональной деятельности музыканта-исполнителя. В результате комплексного междисциплинарного анализа мы выделили основу профессиональной компетентности музыканта-исполнителя -его музыкально-исполнительскую компетент-
ность [Руднева 2002; Сахнова 2009]. Неизбежность взаимодействия элементов, которые включают в себя понятия «музыкант» и «исполнитель», определяет специфику профессиональной деятельности музыканта-исполнителя. Музыкально-исполнительская деятельность - это опосредованное взаимодействие исполнителя и автора музыкального произведения, направленное на воспроизведение, интерпретацию и трансляцию слушателям художественного образа, авторской концепции музыкальной композиции [Яковлев 2010]. В понимании М.Г. Арановского, музыкальному исполнению принадлежит коммуникативная функция, поскольку музыка выступает одним из самых мощных информационных процессов, осуществляемых посредством музыкального языка как системы устойчивых типов звукосочетаний вместе с нормами их употребления [Арановский 2012]. Без социального взаимодействия, когнитивного контакта и выстраивания коммуникации человечество уже не может существовать, так как современный мир все сильнее доказывает нам, что характеризовать его категориями стабильности и постоянства уже нельзя. Социуму приходится привыкать к постоянно меняющимся условиям жизни, к окружающей среде и формам общения друг с другом.
«Коммуникация» [лат. соттишсайо]: путь сообщения; форма связи; акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; - массовая коммуникация; процесс сообщения информации с помощью технических средств - средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение) численно большим рассредоточенным аудиториям (Словарь. 2000). Круг определений этого понятия настолько широк, сколько областей научного знания.
Термин «коммуникация» изначально обозначился в работах социолога, профессора Мичиганского университета Чарлза Хортона Кули в начале XX века [Корсакова 1994]. Понятие «коммуникация» было рассмотрено им с ракурса передачи в пространстве и во времени «всех символов разума» [Кули 1994]. Такое рассмотрение коммуникации определяло ее только лишь как способ взаимоотношения между индивидами. Со временем коммуникация стала пониматься более широко и включать в себя такие идеи, как различные виды связи, физиогномика, лексика, печатные издания, телефония, средства связи, транспортное сообщение и др. С внедрением компьютерных технологий появились новые возможности, соответствен-
Профессиональная компетентность музыканта-исполнителя
Музыкально- Интерпре- Коммуника- Педагоги- Организационно - Культурно-
исполнительская тационная тивная ческая управленческая просветительская
Рис. Структура профессиональной компетентности музыканта-исполнителя Fig. The structure of professional competence of a musician-performer
но, термин «коммуникация» становится ведущей характеристикой 1Т-промышленности. Для понимания музыкального искусства интересно высказывание И.А. Ричардса: «Коммуникация имеет место, когда одно человеческое сознание так действует на окружающую его среду, что это влияние испытывает другое человеческое сознание, и в этом другом сознании возникает опыт, который подобен опыту в первом сознании и вызван в какой-то мере этим первым опытом» [Кашкин 2000]. Итак, коммуникация - это не односторонне направленный процесс, а процесс взаимообратной деятельности, приводящий к рождению нового продукта, мнения, взгляда.
Музыкант-исполнитель выступает в разных ролях, выполняя разные функции, имеющие коммуникативный характер. Прежде всего музыкант-исполнитель непосредственно взаимодействует с аудиторией. Передавая образ от автора к слушателю, музыкант-исполнитель является «связующим звеном» между произведением культуры и аудиторией, «проводником» между информацией -знанием, организатором коммуникативного пространства. Таким образом, музыкант-исполнитель, являясь посредником, не просто несет культурную информацию, но и привносит в нее свое видение, ценностные ориентиры, в конечном итоге оказывая влияние на развитие своего слушателя [Байгу-шова 2014].
В нашем понимании, музыкант-исполнитель -лицо, использующее и интерпретирующее данные, которые заключает в себе музыкальное произведение: конкретный приемник, ее транслятор и передатчик. В музыкальном произведении композитор реализует собственные авторские замыслы, адресованные музыканту-исполнителю и аудитории, изначально понимая, что его идеи будут воплощаться другим творцом, а восприниматься абсолютно неизвестным получателем. Вместе с тем музыкальный текст как зафиксированная идея тоже может содержать в себе смысловые противоречия. Поэтому любой музыкант-исполнитель обязан не просто знакомиться и пытаться интерпретировать текст композитора, но и стараться осознать этот смысловой посыл. Интерпретация как процесс трактовки произведения, базирующийся на личностной созидательной теории реализации авторской идеи, предполагает наличие осмысления другого человеческого опыта [Бай-гушова 2014]. Это тот самый акт совместной деятельности участников коммуникации, в ходе которого вырабатывается общий взгляд на идеи и образы музыкального произведения, под воздействием чужого опыта происходят изменения в сознании. Это доказывает правомерность выделения музыкально-исполнительской, интерпретационной, коммуникативной, педагогической, организационно-управленческой и культурно-просветительской компетентностей в структуре профессиональной компетентности музыканта-исполнителя.
Квалификация «Концертный исполнитель» отражает основное направление музыкально-исполнительской деятельности, и в этой связи мы относим коммуникативную компетентность к числу профессионально значимых личностных свойств.
Выводы
Коммуникативная компетентность отражает степень творческой индивидуализации личности в процессе трансляции содержания музыкальных сочинений, в связи с этим коммуникативную компетентность музыканта-исполнителя мы понимаем как комплекс внутренних ресурсов, необходимых для самостоятельного осуществления концертной деятельности в инвариантных ситуациях неличностного и межличностного взаимодействия.
Базируясь на совокупности подходов, теорий и концепций [Андреева 2002; Шадриков 1994; Рубинштейн 2012], выделяем компоненты коммуникативной компетентности музыкантов-исполнителей: мотивационный (определяется умением задавать позитивный эмоциональный фон общению, желанием и готовностью выступать публично); оценочно-регулятивный (определяется индивидуальными особенностями восприятия, оценки и самооценки, обеспечивающими осознанный выбор исполнительских средств); когнитивный (определяется наличием знаний объективных и субъективных факторов социального взаимодействия, закономерностей общего и специфичного коммуникативного процессов, этики институционального и публичного общения, квалификационных требований к концертной деятельности); деятельност-ный (предполагает способность применять знания и опыт в ситуациях межличностного взаимодействия при подготовке к концертам и в процессе музыкально-исполнительской интерпретации как умения контролировать и координировать исполнительские действия в зависимости от акустического фона и настроения слушателей в аудитории) (Иванов 2011).
Таким образом, коммуникативная компетентность как компонент профессиональной компетентности музыкантов-исполнителей - это деятельная, системная характеристика личности, имеющая социальный вектор на усвоение и трансляцию эстетических ценностей в единстве знания и опыта его применения, приобретаемого по мере освоения комплекса вузовских дисциплин и средств подготовки к профессиональному общению.
Источники фактического материала
Андреева, Богомолова, Петровская 2002 - Андреева ГМ., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия: теорет. подходы: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». Москва: Аспект-
Пресс, 2002. 286 с. URL: http://www.samomudr.ru/ d2/Andreeva%20G.M.,%20Bogomolova%20N.N.,%20 Petrovskaja%20L.A.%20-%20Zarubezhnaja%20 socialnaja%20psixologija%20XX%20stoletija.%20 Teoreticheskie%20podxody%20-%202002.pdf.
Иванов 2011 - Иванов А.Ю. Формирование коммуникативной компетентности как компонента профессиональной культуры музыкальных исполнителей в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Иванов Александр Юрьевич; [место защиты: Ульян. гос. ун-т]. Ульяновск, 2011. 22 с.
Словарь... 2000 - Словарь иностранных слов / сост. Н.Г. Комлев. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1168 с.
Сошников 2015 - Сошников А.Е. Педагогические условия формирования социокультурных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Культурология» в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Самара, 2015.
Библиографический список
Абакумова, Малкова 2007 - Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. Томск: Томский государственный университет, 2007. 368 с. URL: https://ru.b-ok.global/book/3160544/0c833f; https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=20030064.
Арановский 2012 - Арановский М.Г. Музыка. Мышление. Жизнь: статьи, интервью, воспоминания. Москва: ГИИ, 2012. 439 с. URL: http://sias.ru/upload/ iblock/040/aranovski.pdf.
Байгушова 2014 - Байгушова А.Н. Искусство интерпретации музыканта-исполнителя: теория и практика формирования способностей: монография. Самара: СГАКИ, 2014. 151 с.
Захарчук 2016 - Захарчук А.М. Формирование профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта в условиях реализации САЕ // Образование и саморазвитие. 2016. № 2 (48). С. 109-115 URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=26718605.
Зимняя 2004 - Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325 214132.pdf.
Изиева, Рагимова 2013 - Изиева Б.А., Рагимова Н.Ш. Компетентностный подход к обучению студентов профессионального образования // Вестник Социально-педагогического института. 2013. № 1 (6). С. 21-26. URL: https ://www.elibrary.ru/item.asp?id=20156954.
Исполнительское искусство... 2020 - Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (14-15 мая 2020 г Саратов). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2020. 378 с. URL: http://sarcons.ru/image/ konferencii/2020/исполнительская%20конференция.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29650438.
Кашкин 2000 - Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: ВГТУ 2000. 249 с. URL: https:// mediaeducation.ucoz.ru/_ld/1/167_.-_--2000.pdf.
Компетентностный подход. 2014 - Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании:
монография / [под ред. А.А. Орлова, В.В. Грачева]. Москва: Директ-Медиа, 2014. 377 с.
Корсакова 2013 - Корсакова И.А Онтологические основания коммуникации в человеческом обществе // Человеческий капитал. 2013. № 10 (58). С. 21-26. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=21094014.
Кули 1994 - Кули ЧХ. Общественная организация // Тезисы по истории социологии Х1Х-ХХ веков: хрестоматия. Москва: Наука, 1994. С. 375-382. URL: https://socioline.ru/pages/teksty-po-istorii-sotsiologii-xix-xx-vv-hrestomatiya.
Лукашева 2015 - Лукашева С.С. Сущность и структура профессиональной компетентности у музыкантов-исполнителей. // Научные исследования: от теории к практике. 2015. № 3 (4). С. 105-108. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=24917413.
Рубинштейн 2012 - Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Москва [и др.]: Питер, 2012. 705, [7] с.: ил.; 24 см. (Мастера психологии). URL: http://yanko.lib. ru/books/psycho/rubinshteyn%3Dosnovu_obzhey_psc.pdf.
Руднева 2002 - Руднева Т.И. Педагогика профессионализма. 2-е изд., испр. и доп. Самара: ЗАО «Книга», 2002. 218 с.
Сахнова 2009 - Сахнова И.В. Коммуникативный аспект искусства музыкальной интерпретации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 6 (32). C. 100-106. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=13027343.
Хуторской 2002 - Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. № 2. С. 58-64. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=21696577.
Шадриков 1994 - Шадриков В.Д. Деятельность и способности. Москва: Изд. корпорация «Логос», 1994. 315 с. URL: https://booksee.org/book/527484.
Яковлев 2010 - Яковлев В.С. Теоретическая модель формирования музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки // Ученые записки. 2010. № 2 (14). С. 210-216. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=14871026; https://api-mag. kursksu.ru/api/v1/get_pdf/288.
References
Abakumova 2007 - Abakumova N.N., Malkova I.Yu. (2007) Competence approach in education: organization and diagnostics. Tomsk: Tomskii gosudarstvennyi universitet, 368 p. Available at: https://ru.b-ok.global/ book/3160544/0c833f; https://www.elibrary.ru/item. asp?id=20030064. (In Russ.)
Aranovsky 2012 -AranovskyM. G. (2012) Music. Thinking. Life: articles, interviews, memoirs. Moscow: GII, 439 p. Available at: http://sias.ru/upload/iblock/040/aranovski. pdf. (In Russ.)
Baigushova 2014 - Baigushova A.N. (2014) Art of interpretation of a musician-performer: theory and practice of forming abilities: monograph. Samara: SGAKI, 151 p. (In Russ.)
Zakharchuk 2016 - ZakharchukA.M. (2016) Formation of professional competencies of the future teacher-musician in the conditions of implementation of SAE. Education and Self-Development, no. 2 (48), pp. 109-115. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26718605. (In Russ.)
Zimnyaya 2004 - Zimnyaya I.A. (2004) Key competences as a result-target basis of the competence approach in education. Moscow: Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004, 42 p. Available at: http://fgosvo.ru/uploadoles/npo/20120325214132.pdf. (In Russ.)
Izieva, Ragimova 2013 - Izieva B.A., Ragimova N.Sh. (2013) Competence-based approach to training students of professional education. Bulletin of the Socio-pedagogical institute, no. 1 (6), pp. 21-26. Available at: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=20156954 (In Russ.)
Performing arts... 2020 - Performing arts and musical pedagogics: history, theory, practice: collection of articles based on the materials of the International research and practical conference. May 14-15, 2020. Saratov: Saratovskaia gosudarstvennaia konservatoriia imeni L.V. Sobinova, 378 p. Available at: http://sarcons.ru/image/ konferencii/2020/нспоflннтеflbскаa%20кон$еренцнн.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29650438. (In Russ.)
Kashkin 2000 - Kashkin V.B. (2000) Introduction to the theory of communication. Voronezh: VGTU, 249 p.
Available at: https://mediaeducation.ucoz.ru/_ld71/167_.-
_--2000.pdf. (In Russ.)
Competency-based approach 2014 - Orlov A.A., Grachev V.V. (Ed.) (2014) Competency-based approach in higher professional education: monograph. Moscow: DirektMedia, 377 p. (in Russian)
Korsakova 2013 - Korsakova I.A. (2013) The ontological foundations of communication in human society. Human capital, no. 10 (58), pp. 21-26. Available at: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=21094014. (In Russ.)
Kuli 1994 - Kuli Ch.Kh. (1994) Public organization. In:
Theses on the history of sociology of the XIX-XX centuries:
reader. Moscow: Nauka, pp. 375-382. Available at: https:// socioline.ru/pages/teksty-po-istorii-sotsiologii-xix-xx-vv-hrestomatiya. (In Russ.)
Lukasheva 2015 - Lukasheva S.S. (2015) Essence and structure of professional competence in performing musicians. Nauchnye issledovaniia: ot teorii k praktike, no. 3 (4), pp. 105-108. Available at: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=24917413. (In Russ.)
Rubinstein 2012 - Rubinstein S.L. (2012) Fundamentals of general psychology. Moscow [et al.]: Piter, 705 p., [7] p.: illustrated; 24 cm. (Masters of psychology). Available at: http ://yanko. lib .ru/books/psycho/rubinshteyn%3Dosnovu_ obzhey_psc.pdf (In Russ.)
Rudneva 2002 - Rudneva T.I. (2002) Pedagogy of professionalism. 2nd edition, revised and enlarged. Samara: ZAO «Kniga», 218 p. (In Russ.)
Sakhnova 2009 - Sakhnova I.V (2009) Communicative aspect of the art of musical interpretation. Bulletin of the Moscow state University of culture and arts, no. 6 (32), pp. 100-106. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=13027343. (In Russ.)
Khutorskoy 2002 - Khutorskoy A.V (2002) Key competencies and educational standards. Eidos, no. 2, pp. 58-64. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=21696577. (In Russ.)
Shadrikov 1994 - Shadrikov VD. (1994) Activity and abilities. Moscow: Izd. korporatsiia «Logos», 315 p. Available at: https://booksee.org/book/527484. (In Russ.)
Yakovlev 2010 - Yakovlev VS. (2010) Theoretical model of formation of music and performing competence of the future teachers of music. Scientific Notes, no. 2 (14), pp. 210-216. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14871026; https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/288. (In Russ.)