Научная статья на тему 'К вопросу о социально-психолого-педагогической компетентности музыканта-педагога'

К вопросу о социально-психолого-педагогической компетентности музыканта-педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ТЕХНИКА / ИНТЕРПРЕТАТОРСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / РЕФЛЕКСИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSICAL ACTIVITY / REFLEXES / SOCIAL -PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / MUSICAL TECHNIQUES / INTERPRETATIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бжиская Юлия Вячеславовна, Бобылева Наталья Викторовна

В статье рассматриваются различные составляющие профессиональной компетентности музыканта-педагога. Характер музыковедческой деятельности музыканта требует от него проявления социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию. Именно они как профессионально значимые качества обуславливают профессиональное мастерство музыканта В связи с этим рассмотрены такие понятия как профессиональная компетентность и рефлексия, которая определяет отношение музыканта к самому себе, помогает осознать то, как специалист музыкальной сферы воспринимается в действительности, являясь при этом одним из важнейших факторов развития социально-психолого-педагогической компетентности музыканта-педагога. В структуру социально-психологической компетентности музыканта входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовать эти способы в процессе взаимодействия. В этой связи и была рассмотрена специфика музыкально-педагогической, музыкально-исполнительской деятельности и процесс формирования у учащегося-исполнителя всех аспектов, входящих в компетентность музыканта. Таким образом, компетентному педагогу музыканту необходимо обладать комплексом знаний в области социологии, психологии и педагогики; владеть различными методиками преподавания, осваивать педагогическую и научную литературу, музыкальный репертуар и уметь применять весь этот комплекс знаний в своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL-SOCIAL-PSYCOLOGICAL COMPETENCE OF THE MUSICIAN

The article considers different components of a music teacher’ activity. The authors analyze the peculiarities of musical activity and a main role of this in forming musicians’ professional competence Working in the musical sphere a musician must have such features as social -psychological ones. They help a musician be communicative and improve his/her skills. That’s why the article touches upon such concepts as professional competence and reflexes, being one of the social -psychological competence’s foundations. The social -psychological competence consists of such skills as orientation in social situations; determination of personal features and peculiarities; people’s emotional conditions; choosing the best methods of a musician’s communication. That’s why the authors have considered the musical activity of a teacher and the process of forming different aspects of social -psychological competence. So a musical teacher must know a lot in such spheres as sociology, psychology, pedagogy. A specialist has to use different teaching methodics. At the same time he must read scientific articles and new literature of this sphere. It is not only important thing but it is necessary to be a competitive teacher of musical sphere.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социально-психолого-педагогической компетентности музыканта-педагога»

потребностями и задачами читателя для которых происходит получение информации и ее дальнейшее преобразование, что обусловливает определенные методы и приемы работы и технологии обучения этому виду речевой деятельности.

Литература:

1. Базарова А. А. Особенности работы с англоязычной газетной статьей на языковом факультете вуза. // http://moluch.ru/archive/105/24911/ (последнее обращение 10.04.18.)

2. Богданова Е. А. Методика работы с текстом на иностранном языке. // http://cyberleninka.rU/article/n/metodika-raboty-s-tekstom-na-inostrannom-yazyke (последнее обращение 12.04.18.)

3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2003. 192 с.

4. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. и др. Учебник. — М.: Высшая школа, 1982. 373 с.

5. Гордеева И. В. Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках английского языка // Молодой ученый. 2015. №19 (99). С. 569-571

6. Даричева М.В. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе. // Вестник Мининского университета. Н. Новгород: электрон. журн. 2013. № 1 (последнее обращение 11.04.18.).

7. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. СПб: Каро, 2006. 304 с.

8. Клычникова 3. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 205 с.

9. Кужель О. Н. Особенности обучения англоязычному чтению учащихся основной школы. // Молодой ученый. 2015. №4(84). С. 584-586

10. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. / Под ред. А. А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010. 464 c.

11. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие. Орел: ОГУ, 2005. 114 с.

12. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М.: Высшая школа, 2005. 253 с.

13. Aebersold J. A., Lee Field M. From reader to reading teacher: issues and strategies for second language classrooms. Cambridge University Press, Vol.21. Issue 3. 1997. 263 p.

14. Brown D. Teaching by principles: an interactive approach to language pedagogy. Pearson Education ESL, 2010. 491 p.

15. Grellet. F. Developing reading skills: A practical guide to reading comprehension exercises. - Cambridge University Press, 1999.

16. Paran. A. Reading in EFL: facts and fictions. // The Reading Matrix Vol.5, No.2, September 2005, p.143-154

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Бжиская Юлия Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (г. Ростов-на-Дону); кандидат философских наук Бобылева Наталья Викторовна МБУ ДО «ДШИ» (с. Покровское)

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье рассматриваются различные составляющие профессиональной компетентности музыканта-педагога. Характер музыковедческой деятельности музыканта требует от него проявления социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию. Именно они как профессионально значимые качества обуславливают профессиональное мастерство музыканта В связи с этим рассмотрены такие понятия как профессиональная компетентность и рефлексия, которая определяет отношение музыканта к самому себе, помогает осознать то, как специалист музыкальной сферы воспринимается в действительности, являясь при этом одним из важнейших факторов развития социально-психолого-педагогической компетентности музыканта-педагога. В структуру социально-психологической компетентности музыканта входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовать эти способы в процессе взаимодействия. В этой связи и была рассмотрена специфика музыкально-педагогической, музыкально-исполнительской деятельности и процесс формирования у учащегося-исполнителя всех аспектов, входящих в компетентность музыканта. Таким образом, компетентному педагогу - музыканту необходимо обладать комплексом знаний в области социологии, психологии и педагогики; владеть различными методиками преподавания, осваивать педагогическую и научную литературу, музыкальный репертуар и уметь применять весь этот комплекс знаний в своей деятельности.

Ключевые слова: музыкально-исполнительская техника, интерпретаторская компетентность, профессиональная компетентность, рефлексия, социально-психологическая компетентность, музыкально-педагогическая деятельность.

Annotation. The article considers different components of a music teacher' activity. The authors analyze the peculiarities of musical activity and a main role of this in forming musicians' professional competence Working in the musical sphere a musician must have such features as social -psychological ones. They help a musician be communicative and improve his/her skills. That's why the article touches upon such concepts as professional competence and reflexes, being one of the social -psychological competence's foundations. The social -psychological competence consists of such skills as orientation in social situations; determination of personal features and peculiarities; people's emotional conditions; choosing the best methods of a musician's communication. That's why

the authors have considered the musical activity of a teacher and the process of forming different aspects of social -psychological competence. So a musical teacher must know a lot in such spheres as sociology, psychology, pedagogy. A specialist has to use different teaching methodics. At the same time he must read scientific articles and new literature of this sphere. It is not only important thing but it is necessary to be a competitive teacher of musical sphere.

Keywords: professional competence, reflexes, social -psychological competence, musical activity, musical techniques, interpretatic competence.

Введение. На протяжении всей жизни люди находятся в постоянном общении, поскольку человек дан в контексте с другим - партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п. С этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в человеческой жизни. Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции как отстраненной, так и близкой. В целом, компетентность в общении связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Один из существенных показателей компетентного общения - это гибкость в адекватной смене психологических позиций. Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трех уровней адекватности партнеров - коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнеров, всем граням их адекватности.

Формулировка цели статьи. Поскольку на современном этапе компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма специалиста музыкальной сферы, составляющая основу его педагогической деятельности, поэтому в нашей статье мы и рассмотрим такое понятие как социально-психолого-педагогическая компетентность музыканта-педагога.

Изложение основного материала статьи. Сегодня существуют разные подходы к описанию профессиональной компетентности. При этом понятие компетентности не имеет четкого, устоявшегося определения и трактуется либо слишком узко (например, сумма знаний, умений и навыков), либо очень широко (уровень успешности взаимодействия с окружающей средой). По мнению Л.В. Айсиной, компетентность включает в себя не столько полный запас знаний о предмете: дат, фактов, конкретной информации, сколько личностную зрелость, собственную позицию, умение делать выбор, принимать решение, брать на себя ответственность и осознавать происходящее. Важно понимать, что компетентность -это не абстрактная точка в развитии профессионала или человека, наоборот, - это в большей мере процесс: процесс роста, постоянного обучения, расширения, углубления, систематизации собственных знаний и умений [1].

Педагоги рассматривают и профессиональную компетентность. Этому вопросу посвящены статьи Зимней И.А., Исаевой Т.Е., Сорокиной Т.М., Ровновой Л.В. и многих других. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. [2] Профессиональная компетентность: обладание совокупностьюпрофессиональных знаний и опыта (компетенций), а также положительного отношения к рабо те, требуемыедля эффективного выполнения рабочих обязанностей в определенной области деятельности. Ко мпетентность подразумевает не только умение выполнять работу, но также способность передавать ииспольз овать знания и опыт в новых условиях..." [3].

Исходя из рассмотренных определений, профессиональная компетентность представляет собой следующие сформированные позиции готовности специалиста:

• информационно-смысловая (Я знаю);

• эмоционально-мотивационная (Я хочу);

• деятельностно - технологическая (Я могу);

• нормативно - управленческая (Я должен).

В структуру профессиональной компетентности педагога входят:

• общественно-политическая осведомленность,

• психолого-педагогическая эрудиция,

• педагогическая техника,

• умения и навыки организации педагогической деятельности.

В структуру профессиональной компетентности педагога входят: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, педагогическая техника, умения и навыки организации педагогической деятельности.

Рассмотрим профессиональную компетентность музыканта, которая коммуникативна, поскольку обеспечивает контакты, сотрудничество, совместную деятельность, взаимодействие, систему отношений. Характер музыковедческой деятельности постоянно ставит музыканта в ситуацию общения, требуя от него проявления социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию. Именно они как профессионально значимые качества обуславливают профессиональное мастерство музыканта. Накопление практического опыта музыканта является необходимым, но недостаточным для роста профессиональной компетентности. Развитие мастерства происходит лишь при постоянном осмыслении, анализе собственной деятельности. Необходимо, чтобы каждый студент в период обучения в высшем учебном заведении развивал себя как личность и как профессионал, для этого необходимо развивать в себе такие качества как рефлексия и гибкость, которые лежат в основе социально-психологической компетентности не только музыканта-исполнителя, но и музыканта - педагога.

В связи с вышесказанным одним из приоритетных условий для успешности музыканта-педагога - это привычка к саморефлексии, под которой понимается «принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания....» Тогда, по мнению Айсиной Г.С., психологические особенности музыканта-педагога влияют на качество его профессиональной успешности [1].

Можно смело утверждать, что рефлексия помогает музыканту вырваться за рамки самой профессии и посмотреть на нее со стороны другого человека. Она и определяет отношение музыканта к самому себе, дает

возможность сравнивать самооценку с мнениями других людей, помогает осознать то, как он воспринимается в действительности. При недостаточном уровне рефлексии музыкальный-педагог склонен «навязывать» ученику свой способ мышления и действия. Поэтому одним из важнейших факторов развития социально-психолого-педагогической компетентности музыканта-педагога является его способность ставить себя на место ученика, видеть и оценивать трудности его глазами.

Рассмотрим социально-психолого-педагогическую компетентность музыканта.

Психологическая компетентность представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия [41.

Социально-психологическая компетентность - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений [41. В структуру социально-психологической компетентности входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место другого (эмпатия). Социально-психологическая компетентность формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность. Она является одной из предпосылок и важным компонентом психологической культуры личности.

Результаты исследования и их обсуждения. Специфика музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства. Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу. Будущему педагогу музыкальной сферы необходимо усвоить определенную сумму философских, эстетических, социальных, психолого-педагогических знаний и уметь применять их в своей деятельности. Педагог музыкальной сферы должен обладать знаниями различных методик преподавания, осваивать педагогическую и научную литературу, музыкальный репертуар при подготовке к занятию. Синтез исполнительской и педагогической деятельностей помогает музыканту-педагогу выполнять музыкально-воспитательные и образовательные задачи.

С другой стороны, развитие профессиональной компетентности музыканта-инструменталиста в значительной степени обеспечивается за счет организации учебного процесса со стороны музыканта-педагога по технологическому циклу "восприятие - аналитическое изучение - воспроизведение" музыки. Во время восприятия музыки информация поступает в сознание человека через различные анализаторы, обрабатывается благодаря действия перцептивным механизмам, в результате чего рождаются художественные образы, возникает эмоциональный отклик на услышанное, начинается рефлексивная деятельность. Затем происходит анализ нотного текста с целью выявления особенностей композиции, музыкального языка, исполнительских средств, результатом которого становится раскодирование (декодирование) музыкальной информации, зашифрованной композитором в музыкальном произведении [5].

Процесс воспроизведения музыки требует от исполнителя не только глубины и тонкости восприятия, передачи замысла композитора, но и специфических исполнительских возможностей. Творческая интерпритация музыкального произведения не только выражает основной замысел композитора, но и влияет на восприятие той или иной эпохи слушателем. Поэтому именно от исполнителя зависит актуальность современных сочинений и произведений прошлых веков. Нельзя не учитывать этот социальный фактор как явление.

Музыкально-исполнительская техника - это не только овладение различными специфически-техническими сложностями, но и умение правильно прочесть нотный текст, передать признаки данного стиля (эпохи), традиционные черты жанра, а также умение грамотно очертить грани музыкальной формы.

В исполнительской деятельности в первую очередь, согласно идеям современной педагогики музыкального исполнительства, выступает такая ее сторона, как сотворчество-восприятие музыкального явления. Это связано с тем, что в музыкальном произведении уже заключен опыт познавательно-оценочной деятельности его автора. Сотворчество возможно лишь в том случае, когда эмоциональные переживания композитора созвучны с эмоциональными переживаниями слушателя, исполнителя. Поэтому вне личностного отношения творческое постижение музыкальных образов невозможно. Именно высокая музыкально-эстетическая культура исполнителя обусловливает легкость и яркость его проявления в музыкальном искусстве, значимость и многогранность его образов и ассоциаций, убедительность его стиля.

Художественно-исполнительский репертуар музыканта очень широк и разнообразен. Наряду с произведениями академической ориентации (необходимых для совершенствования художественно-исполнительской культуры музыканта) он должен включать большое количество сочинений различных эпох, стилей и жанров. Музыкально-исполнительская импровизация предполагает наличие умений читать ноты с листа, транспонировать, подбирать по слуху, собственно импровизировать и создавать различные варианты исполнения.

Характерной чертой музыкально-исполнительской культуры является умения ярко, эмоционально и выразительно преподносить аудитории художественно-исполнительские варианты. Искусство художественно-музыкального исполнения - это выразительность и артистичность передачи художественного образа произведения. Выразительная игра характеризуется оживлением каждого звука через сознание и чувственно-эмоциональную сферу исполнителя.

При подготовки учащегося-исполнителя музыканту педагогу необходимо научить его правильно воспринимать, анализировать и только потом воспроизводить эту музыку. На начальном этапе обучения очень важно дать необходимые знания о музыкальных стилях, эпохах, а также научить анализировать музыку для качественного ее исполнения, научить «слушать» эту музыку, а также понимать замысел композитора. Важную роль в процессе обучения играет музыкальная литература. При изучении музыковедческих трудов учащийся узнает об индивидуальности композитора, творческом почерке, а также об особенностях исполнения произведений той или иной эпохи, о различных инртерпретаторских решениях в контексте эпохи. При этом педагогу важно преподносить материал «по-современному», так как в современном мире культура приняла несколько иной облик и в связи с этим нельзя преподавать музыку «по-старому». Важно привить любовь к музыкальному искусству.

На начальном этапе обучения исполнительская практика ребенка должна основываться на эмоциях, чувствах и впечатлениях. На этом уровне задачей педагога музыкальной сферы становится воспитать у

ребенка увлеченность музыкой и понимание музыки как обязательной составляющей духовной ценности человека, а также развивать художественно-музыкальный вкус ребенка. Затем начинается формирование самой художественно-исполнительской компетентности. Здесь предполагается развитие навыка художественной интепретации произведения в контексте с другими сочинениями. Для достижения этой цели учащемуся необходимо научиться охватывать произведение как полностью, так и отдельными частями, создавать осмысленный и более определенный образ в жанровом отношении, понимать какими средствами композитор добивается различных музыкальных эффектов. Далее учащемуся необходимо развивать в себе навык художественного анализа произведения и овладевать различными способами исполнительской техники, уметь воплощать творческий замысел композитора. Для дальнейшего становления музыканта необходимо развить в себе аналитическое мышление для выявления основной, ключевой идеи произведения.

Сегодня творческая деятельность педагога-музыканта предполагает педагогическую импровизацию, требует креативности мышления. Необходимо оперативно находить решение, метод педагогического воздействия, обращаясь к группе, индивидуализировать творческое послание. Иными словами, интерпретационная деятельность рассматривается как основа профессиональной компетентности музыканта-педагога, где огромное значение для этого имеет уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность, научная эрудиция, интеллект, музыкально-слуховые представления, музыкальный вкус и жизненный опыт.

В задачу музыковеда входит также целый ряд компетенций, которые требуют от него свободного ориентирования в медиасреде: редактирование аудио- и видео- файлов, редактирование научных работ, статей, создание ряда проектов в секвенцерах и других программах, направленных на работу со звуком. Музыковед должен обладать навыками набора и редактирования нотного материала, а также уметь свободно пользоваться материалом, содержащимся в сети Интернет.

Диапазон задач, решаемых выпускниками музыковедческих кафедр музыкальных вузов, их сложность и новизна обусловили потребность в креативной личности, наделенной широким кругозором и оригинальностью мышления, умеющей принимать самостоятельные решения и отстаивать собственную точку зрения, обладающей профессиональной мобильностью, а также развитыми коммуникативными навыками [61.

Способность производить ответственные и эффективные медиапродукты разных видов и жанров -следующая ступень в освоении медиапространства и еще один важный показатель профессиональной компетентности будущих музыковедов [61. К ним относятся рекламные ролики, визуализации, блоги, в которых можно встретить музыкально-критические статьи, просветительские статьи или же просто отзыв об исполнителе, композиторе, дирижере и т.д.

Выводы. Таким образом, компетентному педагогу - музыканту необходимо обладать комплексом знаний в области философии, эстетически, социологии, психологии и педагогики, различные методики преподавания, осваивать педагогическую и научную литературу, музыкальный репертуар и уметь применять весь этот комплекс знаний в своей деятельности; обладать навыками импровизации, грамотной интерпретации произведения, подбора по слуху и знаниями в области анализа музыкальных произведений. Педагогу музыкальной сферы также необходимо формировать навыки деятельности в электронной медиасреде.

Литература:

1. Айсина Г.С. Основные пути развития профессиональной компетентности педагога. - http: // www. multiurok.ru/files/stat./2017/01/osnovnue pyti razvitiya professional'noi kompetentnosti pedagoga. (Дата обращения 04.03.2018)

2. Ровнова Л.В. Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового

профессионального стандарта. - http://www. nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe...../2016/01/ 14/ formirovanie

professional'noi kompetentnosti pedagoga s uchetom trebovanii novogo professional'nogo standarta. (Дата обращения 06.03.2018)

3. Игнатьева О. В. Проблемы профессиональной компетентности педагога-музыканта в работе с детьми со слабо выраженными музыкальными способностями. http://nsportal.ru/kultura/muzykalnoeiskusstvo/library/2016/05/10/problemy-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga (Дата обращения 28.02.2018)

4. Краткий словарь психологических терминов. http://www.studfiles.net/prevew/4216996/2012/01/03. (Дата обращения 01.03.2018)

5. Профессиональная компетентность музыканта инструменталиста. - http://www. valery-shumeiko/home.ru/ststi....../2018/01. (Дата обращения 02.02.2018)

6. Лобзакова Е.Э. Роль электронной медиасреды и медиаобразования в формировании профессиональной компетентности будущего музыковеда. // Музыкальное искусство в современном социуме: сборник научных статей/ред.- сост. А. В. Крылова.-Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2014.-364 с.

Педагогика

УДК: 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Кузнецова Алена Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Маковей Елена Анатольевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

МНЕМОТЕХНИКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме речевого развития детей дошкольного возраста. Проведен научно-теоретический анализ основных особенностей развития речи детей в области дошкольного образования. Целью публикации является обоснование мнемотехники как актуальной технологии развития речи детей дошкольного возраста. Показано, что мнемотехника оказывает положительное влияние на процесс развития лексической, грамматической и фонетической формы речи детей дошкольного возраста. Определены различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, замещение, мнемотаблицы; приемы современной мнемотехники; принципы работы. Следан вывод, что данная технология теоретически и экспериментально обоснована, что позволяет применять ее в работе с детьми дошкольного возраста более целенаправленно. Рассмотренные положения актуализируют дальнейшие исследования, связанные с разработкой методического сопровождения речевого развития детей дошкольного возраста с использованием технологии мнемотехники и созданием образовательного речевого пространства в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: речь, развитие речи, мнемотехника, технология, дошкольное образование.

Annotation. Article is devoted to a current problem of speech development of children of preschool age. The scientific-theoretical analysis of the main features of development of the speech of children in the field of preschool education is carried out. The purpose of the publication is justification of a mnemonics as relevant technology of development of the speech of children of preschool age. It is shown that the mnemonics exerts positive impact on development of a lexical, grammatical and phonetic form of the speech of children of preschool age. Various methods of evident modeling are defined: pictograms, replacement, mnemotablitsa; receptions of a modern mnemonics; principles of work. Sledan a conclusion that this technology theoretically is also experimentally proved that allows to apply it in work with children of preschool age more purposefully. The considered provisions staticize the further researches connected with development of methodical maintenance of speech development of children of preschool age with use of technology of a mnemonics and creation of educational speech space in the conditions of the preschool educational organization.

Keywords: speech, development of the speech, mnemonics, technology, preschool education.

Введение. Исследования показывают, что проблема развития речи детей дошкольного возраста является комплексной и основывается на данных психологии, педагогики, общего языкознания, социолингвистики, психолингвистики (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин, др.). Ученые, определяя основные закономерности речевого развития и этапы становления речи, отмечают, что постоянное совершенствование речевых навыков является необходимой составляющей образованности и интеллигентности личности. Следовательно, формирование речи, овладение нормами и правилами родного языка, умение содержательно и логично строить высказывание - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Именно в умении свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний реализуется основная коммуникативная функция языка и речи [9].

Кроме того, процесс развития речи отражает особенности не только речевого, но и общего психического развития ребенка, поскольку является важным показателем как общей речевой культуры личности, так и ее основных психических процессов (мышления, памяти, внримания, др.). Так, овладение связной монологической речью влияет на достижение общего речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста и является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе (М.М. Алексеева, А.М. Бородич, З.А. Репина, Е.И. Тихеева, Т.А. Ткаченко, О.С. Ушакова, др.). Способность связно рассказывать о событии или явлении и высказывать собственное мнение по какому-либо вопросу предполагает, что ребенок имеет ясное представление об объекте рассказа и подбирает наиболее подходящие для выражения своей мысли слова; умеет строить простые и сложные предложения, анализируя и устанавливая разные отношения между предметами и явлениями; др.

Социальная значимость речи и ее роль в формировании личности ребенка дошкольного возраста обуславливает выбор современных технологий речевой деятельности, обеспечивающих обогащение словаря, обучение детей составлению описательных и творческих рассказов, освоение ими различных форм речи (объяснительной, доказательной, пересказа, сочинения, др.).

Формулировка цели статьи. Целью публикации является обоснование мнемотехники как актуальной технологии развития речи детей дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. Высокий уровень речевого развития - важнейшее условие формирования личности ребенка дошкольного возраста, поскольку речь - уникальная форма общения и передачи информации, влияющая на его становление и развитие.

В исследованиях раскрываются психолого-педагогические направления, позоляющие эффективно решать имеющиеся речевые проблемы детей дошкольного возраста посредством совершенствования содержания и методов обучения родному языку: структурное направление позволяет формировать разные уровни системы языка: фонетический, лексический, грамматический; функциональное направление обеспечивает формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.