УДК 378.124:78(045)
ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© 2018
Дегтерева Ксения Сергеевна, аспирант
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова (397160, Россия, Борисоглебск, ул. Советская, 11, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия профессиональная «компетенция» педагога, а также проводится анализ профессиональных компетенций педагога-музыканта в процессе его педагогической деятельности. С точки зрения исследователей, компетентностный подход представляет собой изучение умения профессионала оперативно реагировать на мобильные условия внешней среды и способность меняться в соответствии с ее потребностями. В российской науке проблемам профессиональных компетенций в целом и в сфере образования в частности посвящены работы целого ряда авторов. Так, А.В. Хуторским был предложен термин «образовательная компетенция», характеризующий взаимный заказ на образование - как со стороны внешнего социума, так и со стороны самого ученика. На современном этапе понятие компетенции приобрело несколько иной смысл. Оно начало включать почти все, что имеет то или иное отношение к жизни индивида, к внешней, операционно-предметной и внутренней, ментальной жизни. Здесь и способность, и мотивационная сфера, и профессионально-личностная ориентация, и аксиологические приоритеты, и менталитет в самом широком смысле этого слова. Целью работы является определение обоснованного набора ключевых компетенций, эффективно и творчески выявляющего знания и умения специалиста не только в сфере педагогики музыкального образования, но также в различных социальных и культурных контекстах. Применение компетентностного подхода в учебном процессе можно назвать одним из необходимых педагогических условий для формирования личности педагога-музыканта в рамках парадигмы личностно-ориентированного образования.
Ключевые слова: компетенция, профессионализм, компетентностный подход, музыкальная педагогика, педагог-музыкант, универсальные, общепедагогические, специальные компетенции, историко-стилевая, музыкально-педагогическая компетенции, музыкально-педагогическая риторика, самосовершенствование.
MAIN COMPETENCES OF THE EDUCATOR-MUSICIAN IN THE CHILDREN'S MUSICAL SCHOOL
© 2018
Degtereva Ksenia Sergeevna, post-graduate
Tambov State Musical Pedagogical Institute namend after S. V. Rachmaninov (397160, Russia, Borisoglebsk, st. Sovetskaya, 11, e-mail: ksenia. [email protected])
Abstract. The article considers different approaches to the definition of the concept of the professional "competence" of the teacher, and also analyzes the professional competencies of the music teacher in the process of his pedagogical activity. From the point of view of researchers, the competence approach is the study of the ability of a professional to respond quickly to mobile conditions of the external environment and the ability to change in accordance with her needs. In the Russian science, the problems of professional competencies in general and in the sphere of education in particular are devoted to the work of a number of authors. So, A.V. Khutorskiy was offered the term "educational competence", characterizing the mutual order for education - both from outside the society, and from the student himself. At the present stage, the concept of competence has acquired a slightly different meaning. It began to include almost everything that has this or that relation to the life of the individual, to the external, operational-objective and inner, mental life. Here, and the ability, and the motivational sphere, and professional-personal orientation, and axiological priorities, and mentality in the broadest sense of the word. The aim of the work is to determine a well-founded set of key competences that effectively and creatively reveal the knowledge and skills of a specialist not only in the pedagogy of music education, but also in various social and cultural contexts. The application of the competence approach in the educational process can be called one of the necessary pedagogical conditions for the formation of the personality of the teacher-musician within the framework of the paradigm of personality-oriented education.
Keywords: competence, professionalism, competence approach, musical pedagogy, music educator, universal, general pedagogical, special competence, historical-style, musical-pedagogical competence, musical-pedagogical rhetoric, self-improvement.
В государственных документах: в Законе «Об образовании», в Государственной Программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего и среднего профессионального образования указаны перспективы развития современного образования в области гуманизации и демократизации российского общества. Решение этих вопросов обеспечивается высоким профессионализмом учителей, важной особенностью которого является способность к интеграции общеобразовательных, специальных, психолого-педагогических, дидактических и методических знаний и умений, что способствует комплексному решению задач обучения, воспитания и развития учащихся [1,2,3].
Значительные перемены в сфере культурно-образовательной политики России привели к заметному росту статуса дисциплин, обеспечивающих формирование всесторонне развитой гармоничной личности с помощью различных видов искусств.
Актуальность данной статьи обусловлена недостаточностью внимания, которое уделяется проблеме развития основных профессиональных компетенций педа-246
гогов-музыкантов в процессе педагогической деятельности в детской музыкальной школе.
Цель работы: на основе анализа российских и зарубежных исследований уточнить содержание понятия «компетенция», сформулировать ключевые компетенции педагогов-музыкантов.
С точки зрения исследователей, компетентностный подход представляет собой изучение умения профессионала оперативно реагировать на мобильные условия внешней среды и способность меняться в соответствии с ее потребностями.
Следует рассмотреть значение самого понятия «компетенция». Педагогическая наука накопила значительный фонд работ, раскрывающий сущность профессиональной компетенции. Первые исследования проблемы образования нацеленного на компетенции были проведены в 1970-х годах. XX века в Соединенных Штатах в связи с предложенным Н. Хомским определением содержания понятия «компетенции», применявшегося к теории языка. Тогда была сформулирована интерпретация отличий между понятиями «компетенция» и «компетентность», тогда же вводилось понятие «коммуника-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Дегтерева Ксения Сергеевна ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ...
тивная компетентность».
Некоторые зарубежные авторы определяют понятие компетенций, как «набор знаний, отношения, навыков и соответствующий опыт, которые должны быть успешно применены в конкретной работе»[4, с.1290].
Данте Гуерреро утверждает, что компетенции развивается в процессе обучения и ежедневной практики. Спенсер и Спенсер описывают компетенции как айсберг, в котором способности и знания являются видимыми элементами компетенций, в то время как самооценка, личностные черты и мотивы находятся в глубине и позволяют первым держаться на плаву [4, с.1293].
Благодаря активным контактам с зарубежными специалистами в российской педагогической повседневности эта концепция укоренилась в конце прошлого столетия.
В документах Болонской декларации провозглашалось о том, что понятие «компетенции» наилучшим образом подходит для описания педагогических умений [6, с.144].
В российской науке проблемам профессиональных компетенций в целом и в сфере образования в частности посвящены работы целого ряда авторов. Ввести в педагогическую терминологию понятие «образовательная компетентнция» предложил А.В. Хуторский. Образовательная компетенция по мнению Хуторского, характеризует взаимный заказ с одной стороны - это заказ общества, а с другой - обучающегося [7, с. 70].
С.Е. Шишов и В.А. Кальней считают, что в описании компетентности главную функцию выполняют сложившиеся обстоятельства, поэтому одно лишь обозначение знаний, умений и навыков будет недостаточным. Решающим фактором, по мнению авторов, является умение интенсифицировать в случае необходимости в своей работе всю совокупность знаний и умений. Не продемонстрированная компетентность, по мнению авторов, есть резервный ресурс [8].
В настоящее время концепт компетенция включает в себя расширенные трактовки. Это и, успешная профессиональная практика, и компетентность в самом широком смысле этого слова, и умение быть лидером, видеть ценность своей работы, и умение быть эффективным, постоянно наращивать свой потенциал.
Исходя из вышесказанного - педагогическая компетенция (от лат. Competentia - принадлежность по праву) - связана с умением овладевать знаниями и делиться ими со своими учениками. Педагогическая компетентность учителей - это способность управлять обучением, включая планирование, реализацию и оценку результатов обучения учащихся. Эти компетенции должны принадлежать каждому учителю, чтобы добиться успеха в обучении.
В современных исследованиях по профессиональной подготовке преподавателей музыкальной щколы наблюдается определенные разночтения в определении их компетенций и компетентности [9-19]. Одни исследователи, например, Е. Л. Кисаханова большое внимание уделяют музыкальной и исполнительской компетенции, другие, в частности, О. В. Барышникова [20] больше делают упор на творческую и музыкальную компетентность.
Исследователями были определены основные компетенции педагога - музыканта это: ценностно-семантическая, общекультурная, когнитивная, коммуникативная, общепрофессиональная, компетентности личного саморазвития. Кроме того, авторами описываются некоторые специальные профессиональные компетенции, напрямую связанные с конкретными музыкальными направлениями такие как: теория музыки, дирижирование, вокальное исполнение, методика и методология, музыкально-исполнительское искусство. Как видно, эти компетенции предполагают овладение определенными знаниями, навыками и способностями педагогом, но не раскрывают его личностные и этические характеристики в процессе обучения.
Таким образом, актуальна тема компетентностного подхода к музыкальному профессиональному образованию. Педагог-музыкант является с одной стороны, гражданином данного общества, поэтому его компетенции должны содержать фундаментальные компетенции личности и высококвалифицированного специалиста независимо от сферы деятельности, а с другой стороны, он является профессионалом в сфере искусства, выпускником музыкального учебного заведения, поэтому его компетенции должны включать знания и навыки в области композиционных, исполнительских, аналитических, научных и педагогических целей в соответствии с требованиями их специализаций.
Ряд исследователей, в частности Н.Р. Скребнева выявляет ряд профессиональных компетенций, которые являются основополагающими для профессиональной компетентности преподавателя музыки. К ним относятся такие компетенции, как музыкально-исполнительская, методическая, коммуникативная, управленческая и исследовательская [21, с.243].
В настоящее время основные критерии профессиональной подготовки педагога-музыканта говорят о необходимости разработки всесторонней и мобильной парадигмы навыков педагога-музыканта.
Поэтому рассмотрим ряд универсальных и специальных компетенций.
Анализ ряда исследований доказывает, что большая часть ученых выделяют следующие компетенции:1) универсальные, 2) общепедагогические, 3) специальные.
1) Универсальные или сверхдисциплинарные компетенции представляют собой краткое изложение ключевых профессиональных и личных навыков / талантов и поведенческих моделей личности. Они составляют основу любого профессионального поведения, а уровень их зрелости имеет решающее значение для успешной работы соответствующей профессии. К универсальным компетенциям можно отнести:
Социально-психологическая - включает в себя знание психологических моделей формирования межличностных отношений. Умение эффективно общаться с учениками, их родителями и сотрудниками в письменной и устной речи, учитывать возраст и индивидуальные различия учеников. Ядром этой компетенции является естественное интерактивное межличностное общение.
Коммуникативная - способность к результативному и плодотворному общению.
Коммуникативные способности, способность общаться со своими учениками включают в себя: умение сопереживать внутреннему миру ученика, способность ощущать его настрой на данный момент; способность четко выражать как содержание предмета, преподаваемого им, так и собственные чувства и настроения. Искренность, чувствительность интонационно насыщенное звучание голоса, красочные, но не вычурные жесты и выражения лица - все это составляет базу для развития этой способности.
Реализуемый в педагогической деятельности преподавателя музыки как коммуникатора набор функций, свидетельствует, с одной стороны, о его многофункциональности, с другой стороны, о следовании целям и задачам образовательного процесса, позволяющего объединить весь набор функций с педагогической функцией коммуникации.
Первостепенным в музыкальной коммуникации является умение ориентироваться в музыкально-культурном пространстве, быть субъектом коммуникативных взаимодействий [22, с.17].
Мобилизационная - способность быстро продвигаться вперед, внедрение новых технологий в их собственную практическую деятельность, желание отвечать современным требованиям. Вместе эти компетенции называются персональными - то есть набор особенностей и качеств личности, которые демонстрируют свою индивидуальность. Качество компетенций преподавателя му-
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)
247
зыки в значительной степени зависит от его / ее системы ценностей, то есть проявляется как педагогическая заслуга его личных качеств. Это важный фактор успешной педагогической деятельности.
Ввиду того, что деятельность педагога-музыканта является частью как общей педагогической, так и специальной компетенции, необходимо проанализировать оба вида компетенций.
Аутопсихологическая компетентность (понимание учителем способов профессионального самосовершенствования, сильные и слабые стороны его личности и его деятельности, а также понимание того, как действовать в целях совершенствования своей работы) [23].
2) Общепедагогические - исходя из названия компетенции можно сделать вывод, что данная компетенция относится к преподавателям любого учебного заведения. Современный педагог должен уметь ориентироваться в законах, стандартах и других нормативных документах, касающихся напрямую его деятельности. Педагог должен знать возрастную психологию, дидактику, физиологию, а главное - иметь желание работать с молодым поколением. Быть в курсе инноваций, как в своей, так и в смежных дисциплинах и, по возможности, внедрять их на практике. К общепедагогическим компетенциям относятся:
Предметно-содержательная подразумевает осведомленность учителя в его академической дисциплине (а также в смежных дисциплинах, близких к ней).
Методическая. Предполагает, что учитель владеет множеством методик и техник обучения и включает в свою педагогическую практику принципиально новые, прогрессивные теоретические идеи, принципы и методы обучения. Кроме того, педагог владеет методикой введения ребенка в мир музыки - один из решающих моментов в его дальнейшем музыкальном развитии. Это как методика обучения игре на музыкальном инструменте, так и изучение ритма, тональности, координации, необходимых для успешного освоения игры на инструменте. Знание существующих методов, материалов и реперту-аров, доступных в различных областях и уровнях музыкального образования соответствующих специализации преподавания.
Психолого-педагогическая. Тактика проведения занятий, а также их тематика выстраивается в соответствии с возрастными особенностями ученика и степенью его подготовленности.
Компетенция в сфере информационных и медиатех-нологий. Между общественностью и преподавателями существует ясное и широко распространенное мнение о том, что все учителя и ученики должны быть опытными пользователями компьютеров, быть «компьютерно грамотными». Что касается педагогов музыкальных школ, то они должны обладать специальными знаниями различных аудио носителей информации.
По нашему мнению, современный образ педагога-музыканта должен включать не только его знания, навыки и умения в области музыкального искусства, методов и методик преподавания и организации педагогического процесса, креативность для трансляции своих возможностей, но также охватывать стороны и характеристики его деятельности, требующие от него информационной культуры и информационной компетентности. Педагог-музыкант должен:
- свободно пользоваться ресурсами сети Интернет (например, иметь доступ к богатой библиотеке музыкальных ресурсов или проходить онлай-тренинги.;
- владеть специальными профессиональными компьютерными программами для обработки текстовых, графических, музыкальных, аудио- и видеоматериалов в цифровой форме и других видов информации, профессиональными аудиоредакторами. [24, с.72]:
- создавать и редактировать аудиофайлы из необработанного звука, анализировать и редактировать аудио-материалы (обрезать, применять фильтры, эффекты и т. 248
д.), Выполнять цифровую звукоочистку (ремастеринг), создавать потоковые мультимедийные файлы и мастер-диски (Sony Sound Forge, Ocenaudio и т. д.)
Информационная компетентность выступает гарантом профессиональной стабильности и спроса педагога-музыканта в сфере образовательных услуг, дает дополнительные возможности для постоянного обновления его профессиональных знаний, умений и навыков.
Научно-исследовательская. Данный вид компетенции особенно важен в деятельности учителя. Ведь практика не осуществима без теории, как и наоборот. «Без устремления к научному труду педагог неминуемо попадает под власть трех педагогических демонов: механичности, рутинности, банальности. Он костенеет, деревенеет, опускается» [7, с.55]. Непрерывное музыкально-педагогическое образование — это не только средство, но и цель самосовершенствования учителя музыки: необходимость трансформировать себя, улучшить свой собственный духовный облик для решения задач все более сложной творческой музыкальной и педагогической деятельности. Непрерывное музыкальное и педагогическое образование создает необходимые условия для формирования нового уровня педагога музыкальной школы [25,с.187].
Мы говорили выше о компетенциях, которые можно назвать универсальными, характерными для преподавателей различных дисциплин и направлений. Существует ряд узконаправленных компетенций, присущих преподавателям одной профессиональной группы, в частности, педагогам-музыкантам.
3) Специальные (характерные для учителя музыкальной школы, которые отличает его от коллег других педагогических сфер) - это знание и применение методов, инновационного программного обеспечения и технологий в области музыкального развития учащихся. По нашему мнению, к ним относятся:
Музыкально-педагогическая компетенция - одна из разновидностей общепедагогической компетенции. Естественно, что многие из основных элементов и характеристик общепедагогической компетенции можно перенести в сферу музыкально-педагогической компетентности, произведя ряд ссылок на ее особенность. Наряду с этим, как считает И.С. Аврамкова: «Эта специфика дает все основания, как отмечалось выше, определить музыкально-педагогическую компетентность как особый, независимый тип общей педагогической феноменологии» [26,с.150] .
Музыковедческая (историко-стилевая) компетенция основана на глубоких знаниях и высоком уровне образования преподавателя музыки; подразумевает ориентацию во всех областях искусства и музыкальных стилях и направлениях. Педагог-музыкант помогает учащимся понять основы тональности, продолжительности, тембра, текстуры и формы музыкального произведения.
Профессионально-духовная компетенция. Духовная музыкальная компетенция способствует глубоким, содержательным связям между учителями, учениками, и соответствующим музыкальным оформлением. Это способствует музыкальному объединению на эмоциональном высшем уровне.
Компетенция в области развития эстетических вкусов, увлечений, потребностей и эстетических требований. Педагог помогает ученикам справиться с нелегкой задачей в сфере творчества - трактовкой художественного образа музыкального произведения. Педагог-музыкант должен уметь привить любовь к музыке.
Исполнительская или профессионально-техническая. Педагог-музыкант, который обучает игре на инструменте, должен иметь возможность проиллюстрировать на инструменте любую технику, тон, интонация, окраску звучания.
В музыкальной педагогике исполнительная компетентность - это новая концепция. Будучи значительной и относительно независимой подсистемой в структуре Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)
Degtereva Ksenia Sergeevna MAIN COMPETENCES ...
pedagogical sciences
гия дидактики //Методология педагогики в контексте современного научного знания / Сб. науч. тр. Межд. науч.-теорет. конф., посвящён-ной 90-летию со дня рождения В.В. Краевского (22 сентября 2016 г.) /Ред.-сост. А.А.Мамченко. — М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. С. 70-79.
8. Шишов C.E. Мониторинг качества образовательного процесса в школе[Текст] : монография / С. Е. Шишов, В. А. Кальней, Е. Ю. Гирба. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 205 с.
9. Наседкина А.В. Моделирование процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов - музыкантов на основе интегративного подхода //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 60-64.
10. Степина Н.В. Формирование профессиональных компетенций дирижера-хормейстера в условиях современного среднего специального образования //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 7-9.
11. Благов Ю.В. Реализация модели и условий формирования поликультурной компетенции у студентов музыкального колледжа, результаты педагогического эксперимента // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 20-23.
12. Скорнякова Г.Г. Формирование музыкально-исполнительской компетентности учителей музыки посредством системного подхода //Вестник научных конференций. 2015. № 1-4 (1). С. 126-130.
13. Фролова Н.А., Чегодаева М.Д. Развитие познавательных ценностей студентов-музыкантов в процессе чтения и транспонирования аккомпанемента с листа //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 223-226.
14. Путиловская В.В. Формирование компетентности в области музыкального этнообразования будущих учителей музыки // Национальная Ассоциация Ученых. 2015. № 5-3 (10). С. 69-70.
15. Степина Н.В. Коммуникативная креативность как способность к творческому общению в управлении хоровым коллективом // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 168-170.
16. Барышникова О.В. Педагогические условия формирования музыкально-творческой компетентности будущего учителя музыки // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 32. С. 315-317.
17. Цораева Ф.Н. Роль предмета «музыкальное искусство» в формировании поликультурной личности на современном этапе развития школы северокавказского региона //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 231-234.
18. Груздова И.В. Музыкально-эстетическое воспитание в профессиональном становлении бакалавров психолого-педагогического образования // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 16-18.
19. Ульянова В.С. Структура профессионально-педагогической деятельности будущих учителей художественной культуры и будущих учителей музыки, этики и эстетики //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 109-113.
20. Барышникова О.В. Формирование музыкально-творческой компетентности будущего учителя музыки как психолого-педагогическая проблема // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 11-6.
- С. 1351-1355
21. Скребнева Н.Р. Структура и содержание оценочных средств текущей и промежуточной аттестации студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование» // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. №3. С.242-246.
22. Миронова М. П. Функции музыкальной коммуникации в культурно-образовательной среде педвуза // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 3(7]. - С. 17-21.
23. Ануфриева Н.И., Долоза А.В. Формирование профессионально-прикладных компетенций будущих педагогов - музыкантов: аспект-ный подход // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы Сборник научных трудов факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. Москва, 2016. С. 344-348.
24. Колпакова Н.С. Информационная компетентность как фактор развития культурно- творческой среды региона [Текст] / Н. С. Колпакова // Вопросы развития культурно-творческой среды Дальнего Востока России и Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы междунар. науч.-практ. конф., 7-9 окт. 2014 г. - Хабаровск. -2014. - С. 72 -75
25. Дедюхина, О. В. Профессиональная компетентность педагога-музыканта - результат его непрерывного образования / О. В. Дедюхина //ВестникМГУКИ. - 2011. - № 4 .-С . 187-190.
26. Аврамкова И.С.Понятие «компетенция» в современной теории и практике преподавания музыки [Текст] / Аврамкова Ирина Семеновна // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена [Текст]. - СПб., 2010. - N 136. -С.144-153.
27. Лашкул, М.А. Исполнительская компетентность педагога-музыканта [Текст] /Лашкул, М.А. //Искусство и образование. - 2008.
- №5.- С.52-61
28. Миронова М. П. Функции музыкальной коммуникации в культурно-образовательной среде педвуза // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 3(7]. - С. 17-21.
29. Каркина С.В. Компетентностный подход как условие формирования профессионально-личностных качеств будущего педагога-музыканта //Вестник ТГГПУ, Вып. 3 (25). Казань: К(П)ФУ, 2011. - 255
- 259с.
Статья поступила в редакцию 23.09.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018
250
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)