Научная статья на тему 'Специфика субъектного взаимодействия в процессе формирования основ музыкальной культуры современного дошкольника'

Специфика субъектного взаимодействия в процессе формирования основ музыкальной культуры современного дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ДОШКОЛЬНИК / ПРОЦЕСС / ФОРМИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / УМЕНИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / MUSICIAN-TEACHER / FUNDAMENTALS OF MUSICAL CULTURE / CHILD PRESCHOOL AGE / PROCESS / FORMATION / TECHNOLOGY / SKILLS OF SELF-PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгушина Анна Александровна

Рассмотрена структура основ музыкальной культуры (ОМК) современных дошкольников на основе их социально обусловленных новообразований. ОМК дошкольника определено как многогранное, многофункциональное, многоуровневое, интегральное личностное образование, включающее 3 блока свойств и качеств. Показаны ключевые особенности современных дошкольников, которые определяют музыкальную сензитивность дошкольников. Гиперактивность, сверхэмоциональность, открытость к новой деятельности и общению, неориентированная музыкальность, чрезвычайно разноплановые интересы, особенности восприятия, музыкальные способности, поиск возможностей синтезирования интересов в ограниченных временных рамках, стремление современных дошкольников к достижениям и другие могут быть удачно использованы педагогом-музыкантом в качестве стимуляторов и интенсификаторов процесса формирования ОМК на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте. Определена значимость педагогического взаимодействия в процессе формирования компонентов ОМК у дошкольников. Взаимодействие в процессе формирования ОМК дошкольников осуществляется по этапам: когнитивный, мотивационный и действенный, где происходит музыкальное восприятие, осмысление, осознание смысла исполнительского искусства, а затем - знание трансформируется в умения и навыки игры на музыкальном инструменте. Рассмотрены особенности субъектного взаимодействия в процессе формирования ОМК дошкольников. В качестве ведущего условия эффективности субъектного взаимодействия раскрыты требования к педагогу-музыканту в части его яркой самопрезентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгушина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF SUBJECTIVE INTERACTION IN THE PROCESS OF FORMATION OF BASIS OF MUSICAL CULTURE OF MODERN CHILD PRESCHOOL AGE

The structure of fundamentals of musical culture (FMC) of modern children preschool age at the basis of their socially determined new formations is reviewed. FMC of the child preschool age is determined as many-sided, multifunctional, multilevel, integral personal education, including three blocs of features and qualities. Key peculiarities of modern children preschool age which define musical sensitivity of children preschool age are reviewed. Hyperactivity, over emotionality, openness in new activity and communication, non-oriented musical talent, diverse interests, peculiarities of perception, musical abilities, search of possibilities of synthesis of interests in the limited frames, will of modern children preschool age to achievements and others may be used by musician-teacher as stimulators and intensifiers of the process of formation of FMC at the first stage of learning how to play a musical instrument. The significance of pedagogic cooperation in the process of formation of components of FMC at children preschool age is defined. Cooperation in the process of formation of FMC at children preschool age is accomplished at the stages: cognitive, motivational and efficient where musical perception, comprehension, understanding the sense of performing art is going and then the knowledge transforms to the skills of playing a musical instrument. The peculiarities of subjective cooperation in the process of formation of FMC at children preschool age are reviewed. As a leading condition of efficiency of subjective cooperation the demands to musician-teacher are revealed in a part of its bright self-representation.

Текст научной работы на тему «Специфика субъектного взаимодействия в процессе формирования основ музыкальной культуры современного дошкольника»

УДК 373.292+372.578

СПЕЦИФИКА СУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА

© Анна Александровна ДОЛГУШИНА

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, г. Тамбов, Российская Федерация, преподаватель, e-mail: [email protected]

Рассмотрена структура основ музыкальной культуры (ОМК) современных дошкольников на основе их социально обусловленных новообразований. ОМК дошкольника определено как многогранное, многофункциональное, многоуровневое, интегральное личностное образование, включающее 3 блока свойств и качеств. Показаны ключевые особенности современных дошкольников, которые определяют музыкальную сензитивность дошкольников. Гиперактивность, сверхэмоциональность, открытость к новой деятельности и общению, неориентированная музыкальность, чрезвычайно разноплановые интересы, особенности восприятия, музыкальные способности, поиск возможностей синтезирования интересов в ограниченных временных рамках, стремление современных дошкольников к достижениям и другие могут быть удачно использованы педагогом-музыкантом в качестве стимуляторов и интенсификаторов процесса формирования ОМК на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте. Определена значимость педагогического взаимодействия в процессе формирования компонентов ОМК у дошкольников. Взаимодействие в процессе формирования ОМК дошкольников осуществляется по этапам: когнитивный, мотивационный и действенный, где происходит музыкальное восприятие, осмысление, осознание смысла исполнительского искусства, а затем - знание трансформируется в умения и навыки игры на музыкальном инструменте. Рассмотрены особенности субъектного взаимодействия в процессе формирования ОМК дошкольников. В качестве ведущего условия эффективности субъектного взаимодействия раскрыты требования к педагогу-музыканту в части его яркой самопрезентации.

Ключевые слова: педагог-музыкант; основы музыкальной культуры; дошкольник; процесс; формирование; технология; умения самопрезентации.

Структура основ музыкальной культуры (ОМК) дошкольника рассматривается в контексте общей культуры и процесса обучения, на основе научных подходов [1; 2 ]. В многочисленных исследованиях раскрываются специальные компоненты ОМК, выделенные как значимые в дошкольном возрасте. Нами выделены социально-обусловленные психолого-педагогические особенности современных дошкольников, способствующие музыкальному образованию поддающиеся исследованию в динамике.

Ключевая особенность современного дошкольника, как социально обусловленное новообразование, порожденное объективными и субъективными факторами, заключается в его готовности к обучению и повышенной музыкальной сензитивности [3]. Такие личностные особенности, как гиперактивность, сверхэмоциональность, открытость к новой деятельности и общению, неориентированная музыкальность, чрезвычайно разноплановые интересы, особенности восприятия, музыкальные способности, поиск воз-

можностей синтезирования интересов в ограниченных временных рамках, стремление к достижениям и другие могут быть удачно использованы педагогом-музыкантом в качестве стимуляторов и интенсификаторов процесса формирования ОМК.

ОМК дошкольника представляет собой многогранное, многофункциональное, многоуровневое, интегральное личностное образование, включающее 3 блока свойств и качеств:

1) специальный, включает музыкальные знания и умения, музыкальные способности в их требуемом составе;

2) психолого-педагогический, включает нравственные, как содержательно-смысловую основу, эмоционально-волевые, как динамическую основу, качества и свойства личности, как стимуляторы и интенсификаторы перспективы личности в музыкальном образовании;

3) организационный, включает поведенческие умения и навыки и способы самопрезентации 1 и 2 блоков.

КБЫ 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 7 (147), 2015

Критериально-диагностический аппарат для выявления уровня сформированности компонентов ОМК дошкольников включает качественные характеристики компонентов по трем уровням по этапам процесса [4]. Результат овладения компонентами ОМК многофункционален и обеспечивает реализацию когнитивной, развивающей, воспитательной, культурологической и других функций в музыкальной и других видах деятельности дошкольников.

ОМК формируется покомпонентно, но в практике интегрированно и синхронно. Так, умение видеть, слышать, чувствовать и понимать прекрасное, стимулируя появление интереса, желания, потребности в музыке, музыкального восприятия, вкуса, чувства ритма развивает ассоциативное мышление и ведет к самостоятельности в репродуктивно-творческой деятельности, пронизанной активностью, эмоциями, стремлением демонстрировать достижения и развивается при поддержке одно другим. Каждый компонент проходит в своем формировании путь от знания, через мотив к действию, развиваясь от низкого уровня, через средний к достаточному. Этот путь представляет собой пошаговую технологию, включающую когнитивный, мотивационный и действенный этапы процесса формирования ОМК дошкольника [5; 6].

Каждый этап процесса формирования ОМК дошкольников обеспечивается общением и организацией активного взаимодействия педагогом-музыкантом, мастерство которого и является ведущим педагогическим условием повышения эффективности процесса формирования ОМК дошкольников и гарантом успешности [7]. Успешность зависит от мастерства педагога-музыканта. Педагога-мастера наряду со специальной подготовкой отличает психолого-педагогическая подготовка и владение навыками самопрезентации. От педагога-музыканта требуется постоянное совершенствование мастерства общения и взаимодействия с дошкольниками на начальном этапе обучения музыке, активно вовлекая их во взаимодействие личной самопрезентацией [8; 9].

Процесс формирования ОМК у дошкольников представляет собой субъектное общение и взаимодействие [10]. Педагог и ученик, как субъекты процесса, являются носи-

телями каждый своих профессионально-педагогических и возрастных психолого-педагогических особенностей. Средства самопрезентации позволят усилить или ослабить впечатление, вывести на первый план достоинства, скрыть недостатки.

Общение и взаимодействие в процессе формирования ОМК дошкольников осуществляется по этапам: когнитивный, мотиваци-онный и действенный, где происходит музыкальное восприятие, осмысление, осознание смысла исполнительского искусства, а затем -знание трансформируется в умения и навыки игры на музыкальном инструменте. Зачастую природные данные - слух и память, развиваются параллельно и в комплексе с музыкальными способностями, что в комплексе позволяет освоить ОМК и продолжить обучение игре на музыкальном инструменте. Этапы процесса осуществляются с помощью методического сопровождения в рамках репро-дуктивно-творческой технологии [11]. Успешное формирование ОМК дошкольника возможно при наличии у педагога мастерства владения умениями самопрезентации и реализации репродуктивно-творческой технологии, организуя общение и взаимодействия на основе учета психолого-педагогических новообразований современного дошкольника, конструированием ее ситуативно-вариативного методического сопровождения. Целесообразно построение методического сопровождения процесса формирования ОМК дошкольников на основе синтеза искусств [12; 13].

Предлагаемое методическое сопровождение средствами самопрезентации педагога-музыканта направляется на максимальное укрепление интереса, формирование мотива и потребности в занятиях музыкой, развитие качеств личности будущего музыканта, ориентацию выделенных психолого-педагогических новообразований дошкольников в ряд стимулирующих и интенсифицирующих этот процесс факторов.

Вариант репродуктивно-творческой технологии взаимодействия педагога и учащегося синтезирует репродуктивную и творческую деятельность и на материале синтеза других видов искусства (элементов живописи, скульптуры, литературы, кинематографа, театра и т. п.). Она позволит педагогу-мастеру максимально раскрыть музыкальные способности учащихся на начальном этапе

обучения, ситуативно варьируя методическое сопровождение комплексом упражнений и заданий типа: представь себе, вообрази, пофантазируй, спой увиденное, изобрази услышанное в рисунке, поделке, пантомиме, танце, сценке и т. п. с тем, чтобы обеспечить удовлетворение потребностей и интересов дошкольников, показать средствами самопрезентации образцы и позволить им самовыразиться самим. Дошкольники должны чувствовать и видеть свое достижение в каждом возможном случае.

Методическое сопровождение технологии формирования ОМК дошкольников постоянно нуждается в совершенствовании в соответствии с изменяющимися потребностями и интересами современных детей в направлении от репродуктивности к творчеству. Успешное формирование ОМК дошкольника возможно при наличии у педагога мастерства ситутивно-вариативного владения педагогической технологией и ее методическим сопровождением.

Среди множества педагогических условий эффективности организации педагогического общения и взаимодействия с дошкольниками на начальном этапе обучения музыке (семейные отношения, условия быта, взаимоотношения со сверстниками, со взрослыми, общий уровень развития, здоровье и пр.) в качестве ведущего определено наличие специально подготовленного педагога-музыканта. Современный дошкольник требует особого педагогического мастерства применения подходов в организации общения и взаимодействия на музыкальных занятиях. Педагога-мастера наряду со специальной подготовкой отличает психолого-педагогическая подготовка и владение навыками самопрезентации, что обеспечивается предложенным нами спецкурсом «Организация взаимодействия с дошкольником на начальном этапе обучения исполнительскому искусству».

Содержание спецкурса с позиций философии, педагогики и психологии обосновывает выдвижение особых требований к современному педагогу-музыканту. На фоне достаточной специальной подготовки ярко заметны разноплановые затруднения педагога-музыканта в организации взаимодействия с современными детьми, что существенно снижает ОМК дошкольников. Именно на на-

чальном этапе обучения многие дошкольники отказываются от занятий музыкой. Нами выделены характеристики современного педагога, который сможет реализовать предлагаемую нами технологию, разработанную на основе максимального учета психолого-педагогических особенностей современного дошкольника.

Принимая музыкальные компетенции педагога вне сомнений, в содержании спецкурса акцент сделан на психолого-педагогический и организационный компоненты педагогического мастерства, который позволяет на требуемом уровне их демонстрировать. Специальная и психолого-педагогическая составляющая мастерства педагога реализуется организационным компонентом, в состав которого входят умения самопрезентации. Умения самопрезентации имеют этическую, нравственную и эстетическую основу. В их состав входят:

- речевые умения: внимательно слушать собеседника, как признак уважения, сопричастности, желания быть полезным, справедливо разрешать проблемы; речевые умения говорения: нормативные, логические, коммуникативные (тембр голоса, интонация, лаконичность), как признак уважения к окружающим, организованности, самостоятельности, доброжелательности, желания достичь понимания в сжатые сроки;

- внешний вид в соответствии с требованиями современной деловой моды, как признак наличия чувства собственного достоинства, уважения к себе и окружающим;

- контроль эмоций через выражение лица: приветливое при сдержанных мимике и жестах, как признак выдержанности, проявления тактичности, уважения, решительности, инициативности, организованности, выражающий активность, доброжелательный настрой.

От педагога требуется владение множеством моделей взаимодействия с разными дошкольниками при различных обстоятельствах. Разработка модели взаимодействия педагога-мастера с дошкольником в процессе формирования ОМК не противоречит положению о том, что творческий процесс сугубо индивидуален и малотехнологичен. Множественность моделей обеспечивает возможность их вариативного и синтезного применения. В ее основе находятся как методики,

ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 7 (147), 2015

так и алгоритмы действий. Осуществляя общение и взаимодействие с дошкольниками, педагог-музыкант опирается на существующие методики, известный и личный опыт, интерпретируя и синтезируя их адекватно конкретной ситуации. Они могут быть синтезированы и систематизированы личными умениями самопрезентацити педагога-музыканта.

Модель субъектного общения и взаимодействия в процессе формирования ОМК с учетом возрастных особенностей дошкольников включает факторы - новообразования дошкольников, педагогические условия успешного формирования ОМК, технологию формирования ОМК, методическое сопровождение, ожидаемые результаты, перспективы. Системообразующей частью модели является методическое сопровождение технологии, но она не действенна и безрезультатна вне умений самопрезентации педагога-музыканта.

ОМК должно подвергаться периодической диагностике всеми возможными методами исследования: наблюдение, опрос, мини-анкетирование, интервьюирование и др. Диагностика имеет своей целью выявить, как по мере усиления самопрезентации личности педагога проявляются компоненты ОМК и характеристики дошкольника, стимулирующие и интенсифицирующие ее формирование.

Нами выявлено, что педагог, применяя умения самопрезентации, создает благоприятные условия для общения и взаимодействия с дошкольником, что повышает уровень сформированности компонентов ОМК и активность в других видах деятельности. Опытным путем подтверждено, что успешной реализации технологии способствовала специальная подготовка педагога-музыканта с акцентом на его самопрезентацию в процессе взаимодействия с учетом возраста дошкольника. Адекватная самопрезентация обеспечила эффективность технологии, о чем свидетельствуют результаты диагностики ОМК дошкольников.

1. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.

2. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988.

3. Калашникова М.Б. Возрастная сензитивность детей и подростков: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2004.

4. Исаев И. Ф., Макарова Л.Н. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность. Москва; Белгород, 2002.

5. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.

6. Талызина Н.Ф. Пути использования теории планомерного формирования умственных действий в практике образования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1992. № 4.

7. Хазанов П.А. Оптимизация межличностных отношений и взаимодействий в системе: учитель-ученик: автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2006.

8. Бескровная О.В., Бескровная Е.А. Этический компонент профессионального становления личности. М., 2010.

9. Бескровная О.В., Бескровная Е.А. Умения самопрезентации как реализаторы принципа уважения к личности в процессе делового общения. Тамбов, 2012.

10. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. М., 1987.

11. Вановская И.Н. Репродуктивный метод обучения музыке, как сложносоставная и многоуровневая структура: реальные учебно-образовательные возможности, ресурсы, перспективы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2000.

12. Карпова Н.К. Теоретические основы синтеза искусств как способа эстетического познания и моделирования личности в условиях информационных технологий: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д,1996.

13. Чумичева Р.М.Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 1995.

1. Petrushin V.I. Muzykal'naya psikhologiya. M., 1997.

2. Tarasova K.V. Ontogenez muzykal'nykh sposobnostey. M., 1988.

3. Kalashnikova M.B. Vozrastnaya senzitivnost' detey i podrostkov: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2004.

4. Isaev I.F., Makarova L.N. Professionalizm prepodavatelya: kul'tura, stil', individual'nost'. Moskva; Belgorod, 2002.

5. Galperin P.Ya. Aktual'nye problemy vozrastnoy psikhologii. M., 1978.

6. Talyzina N.F. Puti ispol'zovaniya teorii planomernogo formirovaniya umstvennykh deystviy v praktike obrazovaniya // Vestnik

Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya. 1992. № 4.

7. Khazanov P.A. Optimizatsiya mezhlichnostnykh otnosheniy i vzaimodeystviy v sisteme: uchitel'-uchenik: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2006.

8. Beskrovnaya O.V., Beskrovnaya E.A. Eticheskiy komponent professional'nogo stanovleniya lichnosti. M., 2010.

9. Beskrovnaya O.V., Beskrovnaya E.A. Umeniya samoprezentatsii kak realizatory printsipa uvazheniya k lichnosti v protsesse delovogo obshcheniya. Tambov, 2012.

10. Kan-Kalik V.A. Uchitelyu o pedagogicheskom obshchenii: kniga dlya uchitelya. M., 1987.

11. Vanovskaya I.N. Reproduktivnyy metod obucheniya muzyke, kak slozhnosostavnaya i

mnogourovnevaya struktura: real'nye uchebno-obrazovatel'nye vozmozhnosti, resursy, perspektivy: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tambov, 2000.

12. Karpova N.K. Teoreticheskie osnovy sinteza iskusstv kak sposoba esteticheskogo poznaniya i modelirovaniya lichnosti v usloviyakh informatsionnykh tekhnologiy: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Rostov n/D,1996.

13. Chumicheva ^.MVzaimodeystvie iskusstv v razvitii lichnosti starshego doshkol'nika: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Rostov n/D, 1995.

Поступила в редакцию 15.04.2015 г.

UDC 373.292+372.578

SPECIFICS OF SUBJECTIVE INTERACTION IN THE PROCESS OF FORMATION OF BASIS OF MUSICAL CULTURE OF MODERN CHILD PRESCHOOL AGE

Anna Aleksandrovna DOLGUSHINA, Tambov State Pedagogical Institute of Music named after S.V. Rachmaninov, Tambov, Russian Federation, Teacher, e-mail: [email protected]

The structure of fundamentals of musical culture (FMC) of modern children preschool age at the basis of their socially determined new formations is reviewed. FMC of the child preschool age is determined as many-sided, multifunctional, multilevel, integral personal education, including three blocs of features and qualities. Key peculiarities of modern children preschool age which define musical sensitivity of children preschool age are reviewed. Hyperactivity, over emotionality, openness in new activity and communication, non-oriented musical talent, diverse interests, peculiarities of perception, musical abilities, search of possibilities of synthesis of interests in the limited frames, will of modern children preschool age to achievements and others may be used by musician-teacher as stimulators and intensifiers of the process of formation of FMC at the first stage of learning how to play a musical instrument. The significance of pedagogic cooperation in the process of formation of components of FMC at children preschool age is defined. Cooperation in the process of formation of FMC at children preschool age is accomplished at the stages: cognitive, motivational and efficient where musical perception, comprehension, understanding the sense of performing art is going and then the knowledge transforms to the skills of playing a musical instrument. The peculiarities of subjective cooperation in the process of formation of FMC at children preschool age are reviewed. As a leading condition of efficiency of subjective cooperation the demands to musician-teacher are revealed in a part of its bright self-representation.

Key words: musician-teacher; fundamentals of musical culture; child preschool age; process; formation; technology; skills of self-presentation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.