ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
УДК 373.2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИКИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В КОНТЕКСТЕ ВОЗРАСТНЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
© Анна Александровна ДОЛГУШИНА
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, г. Тамбов, Российская Федерация, преподаватель, e-mail: [email protected]
Под влиянием множества удачно сложившихся факторов в развитии современных детей наблюдается необычайное стремление к творчеству. Активность, эмоциональность, интерес к музыке являются признаками музыкальной сензитивности современных дошкольников, что и является отправной точкой процесса обучения музыке. Социально обусловленные психолого-педагогические новообразования дошкольников представлены как серьезный повод изменения тактики учебно-воспитательной работы педагога-музыканта. Рассмотрена структура основ музыкальной культуры в контексте возрастных особенностей современных дошкольников. Реалии таковы, что многие дети при желании и интересе к музыке быстро утомляются традиционно предлагаемой педагогом репродуктивной деятельностью по освоению музыкальной техники и отказываются от занятий. Показаны направления совершенствования педагогического мастерства педагога-музыканта. В качестве ведущего определена психолого-педагогическая составляющая его мастерства, обеспечивающая возможность полноценного общения, взаимодействия и сотрудничества с современным дошкольником. Педагогу надлежит средствами применения новых технологий создавать педагогические условия поддержания благоприятной среды обучения, устанавливать доверительные отношения с учащимися, атмосферу эмпатии, в значительной мере содействующую успеху. Рассмотрены требования к современному педагогу-музыканту в контексте потребностей современных дошкольников - начинающих музыкантов и психолого-педагогической подготовки в вузе.
Ключевые слова: дошкольник; психолого-педагогические особенности; сензитивность; основы музыкальной культуры; педагог-музыкант; общение; взаимодействие.
Социальный заказ на творческую личность высокого уровня культуры актуален во все времена. Сегодня уровень развития российского общества позволяет расширять систему творческого развития детей. Под влиянием множества удачно сложившихся факторов в развитии современных детей наблюдается необычайное стремление к творчеству. Особую значимость сегодня имеет музыкальное образование, одной из задач которого является формирование музыкальной культуры как неотъемлемого компонента общей культуры личности.
Исторически доказано, что музыкальная культура является составляющей жизни человека на всех этапах его развития, что наиболее сензитивным для обучения музыке яв-
ляется детский возраст [1]. Овладение основами музыкальной культуры (ОМК) традиционно осуществляется в процессе музыкального образования в начальной музыкальной школе. Сегодня эти рамки сдвигаются в сторону дошкольного возраста в силу его научно доказанной сензитивности [2-4].
В разноаспектных исследованиях МК не считается однажды сформулированным набором знаний, умений и навыков [5; 6]. Ее структура динамична и дополняется достижениями науки, культуры, социума, а также усложняющимся процессом совместной деятельности. Взаимодействие в учебном процессе заключается в обмене информацией, выработке единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания взглядов и мнений
другого человека в процессе общения. ОМК мы представляем как сложное, многогранное, многоуровневое, многофункциональное интегральное образование. Сложное - множество постоянно развивающихся компонентов, многогранное - они разноплановые, многоуровневое - все на разном исходном уровне сформированности, многофункциональное - выполняют различные функции на данном этапе и в дальнейшем развитии личности, интегральное - все компоненты взаимосвязаны, взаимообусловлены и разделимы лишь искусственно в целях изучения. Ее структура социально специфична, индивидуально неоднородна, а ее взаимно поддерживающие компоненты подлежат выравниванию в процессе их формирования в условиях педагогического общения и взаимодействия.
Авторы едины во мнении, что интерес к музыке является одним из главных признаков музыкальной сензитивности и отправной точкой процесса обучения музыке [7; 8]. В процессе педагогического взаимодействия в рамках учебной деятельности общение является средством передачи и восприятия компонентов ОМК субъектами процесса на основе интереса к музыке и дальнейшего его развития. Уровень сформированности ОМК зависит от качества осуществления общения и взаимодействия в соответствии с современными требованиями общей культуры и индивидуальными психолого-педагогическими возможностями субъектов процесса.
Общение определяется учеными как вид межличностного взаимодействия, обеспечивающий выражение в деятельности степени зрелости и развитости личностных качеств его субъектов на индивидуальном уровне. В общении начинающего музыканта и опытного педагога демонстрируется итог качественного развития субъектов взаимодействия, уровень их знаний об искусстве и музыке, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств на индивидуальном уровне развития личной культуры.
Меняются социально-экономические и педагогические условия, в них меняются взрослые и дети. Современный мир с его отказом от многих традиций прошлого, изменчивостью, динамикой, новыми вызовами и вопросами значительно усложняет педагогическое взаимодействие, в процессе обучения
музыке в том числе. Результаты обучения существенно различны в силу социально обусловленных психолого-педагогических новообразований современных дошкольников, которые необходимо учитывать педагогу нового типа при проектировании педагогического общения и взаимодействия с ними.
Современный дошкольник интенсивно формируется как личность под влиянием множества объективных и субъективных внешних и внутренних факторов позитивного и негативного свойства. Вопреки воздействию негативных и откликаясь на позитивные факторы, личность современного дошкольника является носителем таких новообразований, как чрезвычайно разноплановые интересы, стремление к творчеству, гиперактивность, сверхэмоциональность, стремление к достижениям. Современный дошкольник обнаруживает заинтересованность многими видами искусства, увеличенную скорость и яркость эмоциональных реакций, повышенный темп деятельности, способности к развитию когнитивных способностей и другие характеристики, которые при своевременности и адекватной актуализации способствуют музыкальному образованию.
Достигать успеха в музыкальном образовании сегодня могут многие дошкольники. Однако современный дошкольник может быть успешным при условии общения и взаимодействия с педагогом-музыкантом нового типа. Педагог в своем развитии также подвержен воздействию социальных факторов, но при этом в педагогической деятельности зачастую придерживается консерватизма и традиций.
Педагогу-музыканту следует учитывать, что современному дошкольнику трудно сосредоточиться на репродуктивной деятельности. Он находится в поиске возможностей синтезирования интересов в ускоренном темпе. Дошкольник сегодня быстро заинтересовывается, но, встречаясь с проблемами взаимодействия с педагогом, быстро разочаровывается. Поэтому, к сожалению, реалии таковы, что многие дети при желании и интересе к музыке быстро утомляются традиционно предлагаемой педагогом репродуктивной деятельностью по освоению музыкальной техники и отказываются от занятий. В силу неприятия однообразной, кропотливой деятельности под руководством не ви-
дящего его особенности педагога множество талантов дошкольников остаются нераскрытыми. Современному педагогу требуется развитая способность ориентации во все новых индивидуальных психолого-педагогических новообразованиях дошкольников и необходимо учитывать специфику в процессе обучения музыке.
Изменения в стратегии и тактике учебно-воспитательной работы педагога-музыканта в контексте возрастных изменений дошкольников связаны с разработкой новых технологий взаимодействия и общения, в части как расширения спектра методов преподавания, так и изменения в субъектных коммуникативных контактах и взаимоотношениях. Технология формирования ОМК дошкольников будет эффективной при условии, когда заинтересованный, активный, одаренный, талантливый ребенок с желанием обучается у профессионала - преподавателя музыки многогранной квалификации, высокого уровня психолого-педагогической культуры, владеющего современными технологиями, ориентированными на возраст.
Музыкальные компетенции педагога активно исследуются с последующим внедрением в процесс его подготовки в системе музыкального образования и дальнейшей деятельности. При этом наличие психолого-педагогической составляющей его деятельности в части овладения возрастными технологиями организации продуктивного взаимодействия с учениками, как правило, подразумевается и реализуется стихийно. Педагогу надлежит средствами применения новых технологий создавать педагогические условия и поддерживать благоприятную среду обучения, устанавливать доверительные отношения с учащимися, атмосферу эмпатии, в значительной мере содействующую успеху.
В историко-современной отечественной и зарубежной научной литературе обозначено множество направлений рассмотрения проблемы формирования ОМК на начальном этапе обучения. В контексте образования, культуры и социализации личности пристального внимания требует аспект воспитания и развития личности в процессе музыкального образования, возрастной аспект обучения музыке, методический аспект формирования ОМК, этический аспект педагогического общения и взаимодействия, техноло-
гизации процесса обучения, совершенствования педагогического мастерства и др. Вопросы совершенствования общения и взаимодействия субъектов на начальном этапе обучения музыке с акцентом на повышение уровня педагогического мастерства преподавателя за счет глубокого понимания возрастного аспекта мало изучен в теории и с технологических позиций. Сегодня недостаточно широко исследуются направления разработки репродуктивно-творческой технологии общения и взаимодействия педагога и учащегося с позиций совершенствования педагогического мастерства педагога в плане учета психолого-педагогических новообразований современных дошкольников. На наш взгляд, формирование ОМК у современных дошкольников будет эффективным, если:
- проанализировать возрастные индивидуально-психологические особенности современных дошкольников, выявив их социально обусловленные современные психолого-педагогические новообразования, стимулирующие и интенсифицирующие творческую деятельность;
- раскрыть структуру ОМК в контексте психолого-педагогических новообразований современных дошкольников;
- выявить компоненты педагогического мастерства преподавателя музыки как условий, способствующих эффективному педагогическому взаимодействию с дошкольниками в целях повышения эффективности формирования ОМК, и показать возможные пути их совершенствования.
Процесс формирования ОМК детей разных возрастных групп рассматривался во множестве исследований, но больше с методической точки зрения - например, изучались методы и приемы обучения технике игры на музыкальном инструменте. Закрепилось мнение: «Кто сам умеет играть, тот и другого сможет научить» или: «Лучший исполнитель всегда окажется и лучшим педагогом». Сегодня в соотношении психолого-педагогической и методической подготовки в структуре мастерства педагога-музыканта наблюдается равновесность этих компонентов. Как отмечает М.С. Фейгин, исторический опыт, наблюдение музыкально-педагогической жизни показывают явное пренебрежение к педагогическому мастерству [9]. Профессия педагога, как и любая другая,
требует специальных установок, знаний, навыков общения и взаимодействия, а не только владения своим предметом (в нашем случае - инструментом).
Музыкально-педагогическое искусство заключается в воспитании музыканта и на его основе - обучении игре на каком-либо инструменте. Как отмечает М.С. Фейгин, это своеобразное и тонкое искусство, тесно связанное с исполнительством, но не равное ему. Подлинным педагогом может стать лишь тот, кто обладает рядом необходимых личных качеств, педагогическим даром [9]. Наше время предъявляет к педагогу, как к человеку любой профессии, все возрастающие требования. Преподавание надо рассматривать как особое искусство, включающее творческие моменты. «Действительно большое педагогическое искусство невозможно передать словами и невозможно изучить по книгам». Педагогическое искусство познаваемо, его возможно описать и проанализировать в определенный момент социального развития [10-12]. Развитие продолжается, поэтому всегда есть то, что подлежит детальному изучению и доработке в ежедневном кропотливом труде педагога-музыканта.
Полноценной реализации профессионализма современного специалиста препятствует недостаточное внимание к формированию психолого-педагогической культуры в процессе подготовки в вузе. Педагог-музыкант не является исключением. Рассмотрим требования к современному педагогу-музыканту в контексте потребностей современных дошкольников - начинающих музыкантов.
Основы культуры личности формируются в системе образования под руководством квалифицированного педагога, который максимально ориентирован на учет современных возрастных и индивидуальных особенностей и новообразований обучающихся. Значимым является музыкальное образование. Педагог формирует музыкальные знания, умения и навыки в рамках ОМК во всем многообразии ее компонентов, что способствует развитию ОК, удовлетворяя потребность общества. Изменения учащегося требуют изменений в личности педагога и его подходах.
Не устарел тезис: «Воспитатель прежде сам должен быть воспитан». В одном из своих интервью Д.С. Лихачев просто ответил на вопрос о причинах издержек воспитания:
«Где есть хороший учитель, там растут хорошие дети. «Хороший» еще вчера учитель сегодня может перестать быть таковым» [13]. В связи с этим В.А. Сластенин писал: «Высшую цель педагогического образования составляет непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа. В этой цели должен быть преодолен наблюдающийся разрыв между специалистом - человеком, гражданином, и его профессиональными знаниями, умениями, навыками. Это единство представляет собой... качественно новое личностное образование педагога...» [14].
Педагогу-музыканту, изучившему факторы формирования сегодняшнего дошкольника и его новообразования, надлежит разработать и реализовать технологию взаимодействия нового уровня в целях приобщения детей к творчеству, поддержания их интереса, развития музыкальности в отношении восприятия, памяти, слуха, чувства ритма, желания самовыражения, применяя адекватные способы и приемы. В таком случае педагог так же является равноправным фактором формирования ОМК дошкольников. Он объективен, при полной его субъективности.
Педагогом-музыкантом высокого уровня становятся с течением времени, по мере совершенствования мастерства педагогического общения и приобретения гибкого опыта взаимодействия. Через общение и способы межличностного взаимодействия обеспечивается выражение в деятельности степени зрелости и развитости личностных качеств на индивидуальном уровне подготовки педагога-музыканта. В процессе общения и взаимодействия начинающего музыканта и опытного педагога демонстрируется итог качественного развития субъектов взаимодействия, уровень их знаний об искусстве и музыке, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и чувств и определяются перспективы дальнейшего развития. Успешность процесса обучения музыке как результат педагогического общения и взаимодействия является итогом заранее продуманных и спланированных действий педагога. Максимально точно планировать может педагог высокого уровня квалификации, профессионализма и мастерства.
1. Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность: сборник статей. М., 1991.
2. Старчеус М.С. Личность музыканта. М., 2012.
3. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М., 1989.
4. Калашникова М.Б. Возрастная сензитивность детей и подростков: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2004.
5. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2006.
6. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988.
7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Москва; Ленинград, 1947.
8. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М., 1994.
9. Фейгин М.С. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1985.
10. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1987.
11. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада - к начальной школе. Воронеж, 1998.
12. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.
13. Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983.
14. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию. М., 2003.
1. Muzykal'noe ispolnitel'stvo i pedagogika. Istoriya i sovremennost': sbornik statey. M., 1991.
2. StarcheusM.S. Lichnost' muzykanta. M., 2012.
3. Timakin E.M. Vospitanie pianista. M., 1989.
4. Kalashnikova M.B. Vozrastnaya senzitivnost' detey i podrostkov: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2004.
5. Mukhina V.S. Vozrastnaya psikhologiya. M., 2006.
6. Tarasova K.V. Ontogenez muzykal'nykh sposobnostey. M., 1988.
7. Teplov B.M. Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostey. Moskva; Leningrad, 1947.
8. Tsypin G.M.Psikhologiya muzykal'noy deyatel'nosti: problemy, suzhdeniya, mneniya. M., 1994.
9. Feygin M.S. Individual'nost' uchenika i iskusstvo pedagoga. M., 1985.
10. Nemenskiy B.M. Mudrost' krasoty. M., 1987.
11. Aliev Yu.B. Metodika muzykal'nogo vospitaniya detey ot detskogo sada - k nachal'noy shkole. Voronezh, 1998.
12. Petrushin V.I. Muzykal'naya psikhologiya. M., 1997.
13. LikhachevD.S. Zemlya rodnaya. M., 1983.
14. Slastenin V.A. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu. M., 2003.
Поступила в редакцию 15.04.2015 г.
UDC 373.2
IMPROVEMENT OF TACTICS OF TEACHING AND EDUCATIONAL WORK OF MUSICIAN-TEACHER IN THE CONTEXT OF AGE INNOVATIONS OF MODERN CHILDREN PRESCHOOL AGE
Anna Aleksandrovna DOLGUSHINA, Tambov State Pedagogical Institute of Music named after S.V. Rachmaninov, Tambov, Russian Federation, Teacher, e-mail: [email protected]
Under the influence of many favorable factors in the development of modern children we can see an unusual willing to creation. Activity, emotionality, interest for music all this are the features of musical sensitivity of modern children preschool age and this is the stimulus in the process of studying music. Socially determined psychological and pedagogical innovations of children preschool age are presented as a serious reason for changing tactics of educational work of musician-teacher. The structure of basis of musical culture in the context of age peculiarities of modern children preschool age is reviewed. The reality is that many children have a wish and are interested in music but they get tired very fast of traditionally proposed by the teacher reproductive activity on studying musical technique and refuse to study further. The directions of improving teacher's skill of musician-teacher are shown. As a leading feature is defined psychological and pedagogic content of his master skill, which provides the possibility of communication, counteraction and collaboration with modern child preschool age. The teacher has to implement new technologies to create pedagogic conditions of support of good environment of education, have trusty relations with students, atmosphere of empathy which provides success. The demands to modern musician-teacher in the context of needs of modern children preschool age - beginning musicians and psychological and pedagogical preparation in institute of higher education are reviewed.
Key words: child preschool age; psychological and pedagogic peculiarities; sensitivity; basements of musical culture; musician-teacher; communication; counteraction.