УДК 373.292+372.578
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ СЕНЗИТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОЗИЦИЙ АНАЛИЗА ФАКТОРОВ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© Анна Александровна ДОЛГУШИНА
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, г. Тамбов, Российская Федерация, преподаватель, e-mail: [email protected]
Раскрываются факторы формирования музыкальной сензитивности современного дошкольника. Рассмотрены объективные внешние и субъективные внутренние позитивные и негативные факторы конструктивного и деструктивного характера. На музыкальную сензитивность дошкольника влияют социально предоставленные обстоятельства и условия жизни, информационные и коммуникационные технологии, система образования, уровень подготовки педагогов-музыкантов, как объективные факторы. Как субъективные - социально обусловленные психолого-педагогические новообразования дошкольников: гиперактивность, сверхэмоциональность, разноплановость интересов и мн. др. Выделенные основные новообразования дошкольников стимулируют музыкальную сензитивность: интерес к музыке, потребность в музыкальном сопровождении своей жизни, музыкальный вкус, мотивационные установки, уровень развития музыкальных способностей, музыкального восприятия и др. Показана взаимосвязь, взаимозависимость и интеграция факторов музыкальной сензитивности. Определено, что дошкольный возраст тогда может считаться наиболее сензитивным для начала обучения музыке, когда есть интерес, но он не ориентирован, есть потребность в творчестве и мало задействованная активность, ощущается содействие со стороны родителей и окружения, позволяют социокультурные и экономические условия жизни. Психолого-педагогические особенности современных дошкольников раскрывают огромный резерв для совершенствования учебного процесса в целом и обучения музыке в частности при условии мастерского учета их педагогом.
Ключевые слова: дошкольный возраст; сензитивность; формирование основы музыкальной культуры; деятельность; взаимодействие; ученик; педагог-музыкант.
Уровень развития современного российского общества позволяет расширять систему творческого развития детей. Под влиянием множества удачно сложившихся факторов в развитии современных детей наблюдается необычайное стремление к творчеству. Особую значимость сегодня имеет музыкальное образование, одной из задач которого является формирование музыкальной культуры, как неотъемлемого компонента общей культуры личности.
Чтобы продуктивно обучать, необходимо глубоко изучить современные психолого-педагогические особенности обучающихся, как стимулирующие сензитивность обучения [1]. Успех музыкального образования зависит от индивидуальной музыкальной сензи-тивности, обусловленной психолого-педагогическими особенностями личности обучающегося. Степень учета их педагогом-музыкантом обеспечит успешность формирования основ музыкальной культуры (ОМК) у дошкольников.
Дошкольный возраст, по мнению Л.С. Выготского и последователей, - это ка-
чественно своеобразный период психического развития, характеризующийся, прежде всего, возможностью появления многочисленных новообразований, как результата предшествующего развития, адекватного восприятия целенаправленного воздействия, результатом которых является стремление к разнообразной творческой деятельности [2]. Достигнутый к дошкольному возрасту определенный уровень психологического развития характеризует его как наиболее сензи-тивный к обучению. Развивая эту мысль, Л.И. Божович указывает, что границы возраста могут сдвигаться в зависимости от деятельности ребенка и конкретных условий, в которых он находится [3]. То есть создание специальных условий будет способствовать активизации творческой деятельности и актуализации ресурсов дошкольников.
Исследуя возрастные особенности, Б.Г. Ананьев подчеркивает, что возрасту соответствует определенное внутреннее содержание, духовное развитие человека, что дошкольный возраст уже сам является фактором сензитивности в обучении при удач-
ном стечении всех обстоятельств: психолого-педагогических социально обусловленных новообразований дошкольников и организации обучения педагогом-мастером [4].
Нами выделены основные новообразования дошкольников, которые стимулируют музыкальную сензитивность: интерес к музыке, потребность в музыкальном сопровождении своей жизни, музыкальный вкус, мо-тивационные установки, уровень развития музыкальных способностей, музыкального восприятия, обусловленные образом жизни.
Факторы развития в дошкольном возрасте оказывают влияние усиления или ослабления музыкальной сензитивности. На основе изученных взглядов ученых мы выделяем: общие факторы (возрастная предрасположенность, деятельность, общение), объективные (внешние позитивные и негативные) и субъективные (внутренние, в виде новообразований, сложившихся в предшествующие периоды).
Формирование ОМК происходит в ходе музыкального образования детей в процессе субъектного взаимодействия. Традиционно в систему музыкального образования приходит ребенок, имеющий интерес к музыке, проявляющий некоторую музыкальность. По Л.С. Выготскому, возраст имеет свою структуру и динамику и представляет собой качественно своеобразный период, характеризующийся присущими только ему особенностями, которые уже являются факторами готовности к обучению [2].
Дошкольный возраст рассматривается как благоприятный период для обучения, т. е. считается сензитивным. Сензитивность человека проявляется в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям. Сензитивный период - это самый благоприятный период для развития той или иной способности [3]. То есть сензитивный возраст - это оптимальный период, когда наибольшие результаты могут быть достигнуты с наименьшими затратами сил, времени и других ресурсов. Современные дошкольники чрезвычайно активны, восприимчивы к творчеству, эмоциональны, чувствуют музыку отдельных жанров, имеют задатки к развитию способностей. Необходимо не упустить время для их творческого развития.
Своевременное начало обучения будет способствовать оптимальному результату и
успеху в музыкальном будущем. На наш взгляд, сензитивность индивидуальна, и обучение, тем более музыке, целесообразно осуществлять индивидуально в дошкольном возрасте при наличии ее признаков. Дошкольный возраст тогда может считаться наиболее сензитивным для начала обучения музыке, когда есть интерес, но он не ориентирован, есть потребность в творчестве и мало задействованная активность, ощущается содействие со стороны родителей и окружения, позволяют социокультурные и экономические условия жизни. То есть видна роль объективных и субъективных факторов. Музыкальная сензитивность дошкольников, безусловно, будет усиливаться или ослабляться под влиянием совокупности разноплановых объективных внешних и субъективных внутренних факторов. Как правило, последние находятся в зависимости от первых.
Личностные новообразования формируются под воздействием множества влияний и условий - факторов сензитивности. Рассмотрим с целью анализа их свойства усиления или ослабления музыкальной сензитивности в дошкольном возрасте с позиций сочетания социального, психологического и физиологического развития современного дошкольника.
На наш взгляд, к дошкольному возрасту личностные психолого-педагогические новообразования дошкольников в комплексе усиливают их музыкальную сензитивность при условии погружения в музыкально-педагогическую среду. В стремительно меняющемся социуме изменилось отношение гиперактивных и сверхэмоциональных детей к музыкальному образованию, их музыкальные вкусы и предпочтения. Дети, в силу желания самовыражения, стремятся проявить себя в творчестве. Телевизионный проект «Голос. Дети», исполнительские конкурсы, выставки художественного продукта детского творчества - яркое этому подтверждение. В то же время развитие творческой сензитивности детей тормозит их неготовность выполнять задания репродуктивного характера самостоятельно, настойчиво и добросовестно, от начала и до конца из-за неспособности упорно заниматься кропотливым трудом, добиваясь намеченной цели. Педагог-музыкант должен искать пути удержания интереса детей к музыке, варьируя технологии и мето-
дическое сопровождение, используя свой внутренний резерв, стараясь удержать музыкальный интерес углублением музыкальной мотивации.
Музыкальную сензитивность дошкольника стимулирует соответствующая мотивация. К сожалению, музыкальная мотивированность детей сегодня деформировалась вслед за социальными и личностными изменениями. При том, что часть детей занимаются музыкой по своему желанию, очень многие - в угоду кому-либо, за что-то и даже по принуждению в целях сохранения престижа семьи. От таких занятий дети травмируются психологически и устают физически, а педагог не получает удовлетворения от своей работы. Оба субъекта процесса не получают желаемого результата. Современный педагог-практик, памятуя о том, что мотивировка может корректироваться, должен искать новые формы общения и взаимодействия с учащимися, наиболее полно раскрываясь как личность.
Музыкальную сензитивность стимулирует личность педагога-музыканта. Практика показывает, что уже на начальном этапе музыкального образования у многих детей пропадает интерес по причине неприятия педагога, с его, утратившими актуальность, требованиями к нему и самому себе. У ученика выстраивается психологический барьер, возникает нежелание учиться музыке. Современного дошкольника отталкивает настойчивая рекомендация заниматься трудоемкой подражательной однообразной деятельностью на уровне репродукции, предлагаемой в настойчивой безальтернативной форме. Безусловно, начальный этап обучения музыке по большей части носит именно репродуктивный характер. Но современный дошкольник хочет сразу видеть результат: петь и играть сложные музыкальные композиции. Учитывая психологические особенности современных детей, педагогу надлежит максимально направить его в творческое русло средствами адекватной технологии, обеспечивающей всестороннее раскрытие творческого потенциала ребенка в условиях равноправного сотрудничества.
Эмоциональность является фактором музыкальной сензитивности. Эмоциональное развитие, в свою очередь, является результатом влияния множества факторов при при-
знании главным целенаправленное воспитание. Особенностью нервной системы дошкольника считается эмоциональность и рассматривается как характеристика слабости. Ее можно рассматривать амбивалентно: сильная реакция слабой психики, считая ее менее недостатком, а более - достоинством. Именно это обстоятельство обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия, будит воображение. Она может проявляться в своеобразии реакции, большей или меньшей яркости воображения, избирательности внимания. В отдельные периоды дошкольного детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики, происходит и подъем соответствующих этим направлениям способностей. Музыкальных - при условии активизации их в музыкальной деятельности дошкольника.
Деятельность является фактором развития личности [2; 4]. В разноплановых исследованиях подчеркивается значимость интенсивности музыкальной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников в процессе формирования ОМК [5]. Подчеркивается значимость особенностей взаимодействия в системе учитель-ученик [6].
Деятельность дошкольника как фактор формирования музыкальной сензитивности имеет свою специфику. Дошкольный возраст является кризисным периодом в развитии личности как переходный период из детства дошкольного в школьное. Практически все личностные свойства и качества претерпевают изменения под влиянием психолого-физиологических внутриличностных процессов [7]. Деятельность дошкольника следует рассматривать как особую - синтезирующую игру, как ведущий вид предшествующего периода, с обучением, как ведущим видом следующего периода его развития. Поэтому в основе возрастных особенностей дошкольников особое место занимает его предшествующий индивидуальный опыт, который и определяет индивидуальную готовность личности к переходу к новой учебной деятельности. Обучение дошкольников музыке возможно при условии разумного дозирования игровых форм взаимодействия.
Наблюдается взаимосвязь, взаимозависимость и интеграция факторов музыкальной
сензитивности. Активная деятельность дошкольника, как стимулирующий фактор, под руководством педагога, являющегося аналогичным фактором, представляет собой продуктивное взаимодействие, которое тоже является позитивным фактором. Формируется готовность к обучению музыке, что является индивидуальным психолого-педагогическим новообразованием дошкольника (тоже фактор дальнейших музыкальных достижений).
Исследование факторов позволяет констатировать, что именно дошкольный возраст наиболее сензитивен для начала обучения музыке. В этот период ребенок еще не занят учебой в школе. У него есть психолого-педагогические предпосылки в виде личностных новообразований и время заниматься музыкой, заинтересоваться, привыкнуть к определенной системе, усвоить требования. У него есть предрасположенность к формированию мотивации, интересов, потребностей.
В связи с тем, что педагогически организованное взаимодействие, безусловно, является фактором формирования компонентов готовности к обучению музыке, мы считаем важным замечание Б.Г. Ананьева о целенаправленном воздействии и отводим ведущую роль в организации деятельности дошкольников педагогу-музыканту нового типа [4]. Педагог строит взаимоотношения, учитывая, что у каждого представителя возрастной группы на определенном этапе развития со своим социально-экономическим уровнем возможна своя сензитивность: своевременность развития тех или иных способностей.
Для достижения необходимого уровня музыкальной сензитивности дошкольников важен уровень развития их внимания, мышления, памяти и воображения как базовых психических свойств. Исследуя сензитив-ность возрастных периодов Л.И. Божович установила, что она имеет волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом [3]. Ввиду повышенной утомляемости, недостаточного уровня здоровья (экология), физического развития (экономические условия жизни, как результат расслоения общества) волнообраз-ность является одной из особенностей сензи-тивности современного дошкольника.
В силу своей индивидуальной сензитив-ности дошкольник открыт всему многообразию внешних воздействий, которыми изоби-
лует современное общество - внешние объективные факторы. Следует констатировать, что современный посткризисный социум перенасыщен негативными факторами и объективно создает условия для деформации личности, формирования нежелательных новообразований, влияющих на благополучие и успех личности в соответствующих возрасту видах деятельности.
Современные философы, социологи, психологи и педагоги отмечают, что следует различать объективные и субъективные факторы положительного и отрицательного воздействия. Отрицательные детерминируются как деструктивные, а положительные - как конструктивные факторы развития личности. Проанализируем возможности последних с целью нейтрализации первых у дошкольников.
Дошкольник подвержен воздействию множества разноплановых факторов социума. Однако все происходящее с ним зависит от его внутренней способности адекватно реагировать на воздействия извне. Дошкольник малоизбирателен относительно соблазнов современного социума, предлагающего в качестве альтернативы асоциальную направленность развития (праздность, получение благ без усилий и прочее - СМИ и КТ безнравственного содержания и пр.). Музыкальное образование, формируя музыкальную мотивацию и интерес, может составить конкуренцию негативным деструктивным факторам.
Современному обществу свойственно постоянное увеличение количества и видоизменения объективных и субъективных факторов личностного развития в диапазоне «позитив - негатив». Особенность кризисного периода заключается в том, что часто объективный позитивный фактор, направленный во благо человека, оказывает деструктивное воздействие на него и наоборот. Исходя из этого, современный дошкольник должен с помощью педагога противостоять деструктивным факторам в целях собственной успешности, как желаемого им достижения.
Степень воздействия определяется субъективными внутренними факторами, т. е. насколько дошкольник устойчив к влиянию деструктивных факторов, настолько раскрывается навстречу искусству. Негативные объективные факторы, явно тормозящие интерес к музыкальному образованию дошкольников,
педагог-музыкант может переводить в конструктивные позитивные. Приобщая к искусству, педагог нейтрализует негативные факторы. К сожалению, со стороны педагогов не всегда обнаруживается настойчивая инициатива и предложения отвлекающей и увлекающей альтернативы.
На материале современных мультфильмов и кино с примерами изворотливого и агрессивного поведения героев дошкольники стали более активны, энергичны, интересы их разноплановые, мотивация неоднородна, появилась потребность включаться в различные виды деятельности. Они готовы действовать, позиционировать себя, достигать и быть успешными. Они более смелые, решительные, проявляют инициативу, стремятся к самостоятельности, достижениям, склонны к импровизации и синтезированию деятельно-стей. Данные характеристики отличаются от свойств дошкольников предшествующего периода своими качественными показателями: широтой, глубиной, устойчивостью, выраженностью. Их необходимо учитывать в процессе взаимодействия на музыкальных занятиях в качестве активизирующих факторов, способствующих формированию интереса к музыке. Для этого необходимо организовать динамичное педагогическое пространство и предлагать упражнения, не стесняясь смелых решений.
Таким образом, в силу объективных и субъективных факторов дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для всякого рода «начал». На наш взгляд, он настолько сензи-тивен, что отвечает принципу открытой архитектуры - дошкольник охотно и активно включается в любую новую творческую деятельность при условии своевременности ее начала и соответствующих обстоятельств. Формирование ОМК правомерно является равноправным направлением развития творческой личности дошкольника. Дошкольный возраст, безусловно, музыкально сензитивен.
Главное для педагога и родителей - не опоздать и не опередить индивидуальные психолого-педагогические и физиологические возможности дошкольника и создать необходимые условия.
1. Калашникова М.Б. Возрастная сензитивность детей и подростков: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2004.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного че-ловекознания. М., 1977.
5. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов н/Д, 1993.
6. Хазанов П.А. Оптимизация межличностных отношений и взаимодействий в системе: учитель - ученик: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006.
7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
1. Kalashnikova M.B. Vozrastnaja senzitivnost' detej i podrostkov: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2004.
2. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaja psihologija. M., 1991.
3. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. M., 1969.
4. Anan'ev B.G. O problemah sovremennogo chelovekoznanija. M., 1977.
5. Bondarevskaja E.V. Vospitanie kak vozrozhdenie grazhdanina, cheloveka kul'tury i nravstvennosti. Rostov n/D, 1993.
6. Hazanov P.A. Optimizacija mezhlichnostnyh otnoshenij i vzaimodejstvij v sisteme: uchitel' -uchenik: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2006.
7. Bodalev A.A. Vosprijatie i ponimanie cheloveka chelovekom. M., 1982.
Поступила в редакцию 16.03.2015 г.
UDC 373.292+372.578
THEORETICAL BASIS OF MUSICAL SENSITIVITY OF CHILDREN PRESCHOOL AGE FROM THE POSITION OF ANALYSIS OF FACTORS OF THEIR PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT
Anna Aleksandrovna DOLGUSHINA, Tambov State Pedagogical Institute of Music named after S.V. Rachmaninov, Tambov, Russian Federation, Teacher, e-mail: [email protected]
The factors of formation of musical sensitivity of modern child preschool age are revealed. Objective external and internal positive and negative factors of constructive and destructive character are reviewed. On the musical sensitivity of child preschool age influence socially presented consequences and living conditions, informational and communicative technologies, system of education, level of preparation of musicians-teachers as objective factors. As subjective factor - socially specified psychological and pedagogical new formations of children preschool age are revealed: hyperactivity, over emotionality, diverse interests and many others. The basic new formations of children preschool age which stimulate musical sensitivity are marked: interest for music, need in musical accompaniment of their life, musical taste, motivational aim, level of development of musical abilities, musical perception and etc. The connection, dependence of each other and integration of factors of musical sensitivity is shown. It was defined, that preschool age may be defined as more sensitive to begin studying music when a child is interested in, but it is not oriented, there is need in creation and not enough used activity, there is cooperation from the side of parents and the people around, if socio-cultural and economical living conditions let do it. Psychological and pedagogical peculiarities of modern children preschool age reveal a great reserve for improving learning process in general and learning music particularly under the condition that the teacher skillfully taking them into consideration.
Key words: preschool age; sensitivity; formation the basis of musical culture; activity; cooperation; student; musician-teacher.