Научная статья на тему 'Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущих педагогов-музыкантов в вузе'

Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущих педагогов-музыкантов в вузе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
453
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / профессиональная компетентность педагогов-музыкантов / музыкально-исполнительская компетентность педагогов-музыкантов / музыкально-исполнительская деятельность / интерпретация музыкального текста / ансамблевое инструментальное исполнительство. / competency-based approach / professional competency of music teachers / musical and performing competency of music teach- ers / musical and performing activity / musical text interpretation / ensemble instrumental acting.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арановская Ирина Владленовна, Сибирякова Галина Георгиевна, Двойнина Галина Борисовна

Рассмотрена специфика музыкально-исполнительской компетентности как основы формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-музыкантов в вузе. Раскрыта сущность интерпретации музыкального текста как локуса, репрезентирующего творческий потенциал музыкально-исполнительской деятельности будущих педагогов-музыкантов. Определены условия, при которых исполнительско-интерпретаторское творчество будущих педагогов-музыкантов может рассматриваться в качестве ведущего механизма формирования их музыкально-исполнительской компетентности. Обоснованы возможности дисциплины «Ансамблевое инструментальное исполнительство» в аспекте формирования музыкально-исполнительской компетентности будущих педагогов-музыкантов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Арановская Ирина Владленовна, Сибирякова Галина Георгиевна, Двойнина Галина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF MUSICAL AND PERFORMING COMPETENCY OF FUTURE MUSIC TEACHERS AT THE UNIVERSITY

The specification of the musical and performing competency as a basis of formation of the professional competency of future music teachers is examined. The essence of interpretation of a musical text as a locus which represents the creative potential of musical and performing activity of future music teachers is bared. Terms, with the help of which performing and interpretative art of future music teachers can be discovered as a main way of forming of their musical and performing competency, are appointed. The possibilities of the discipline "Ensemble instrumental acting" in the aspect of forming of musical and performing competency of future music teachers at the university are proved.

Текст научной работы на тему «Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущих педагогов-музыкантов в вузе»

УДК 378.016

https://doi.org/10.24411/2226-2296-2019-10303

Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущих педагогов-музыкантов в вузе

И.В. Арановская, Г.Г. Сибирякова, Г.Б. Двойнина

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 400060, Волгоград, Россия

E-mail: aalu@yandex.ru

E-mail: sib-610@yandex.ru

E-mail: madam.dvoynina2010@yandex.ru

Резюме: Рассмотрена специфика музыкально-исполнительской компетентности как основы формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-музыкантов в вузе. Раскрыта сущность интерпретации музыкального текста как локуса, репрезентирующего творческий потенциал музыкально-исполнительской деятельности будущих педагогов-музыкантов. Определены условия, при которых исполнительско-интерпретаторское творчество будущих педагогов-музыкантов может рассматриваться в качестве ведущего механизма формирования их музыкально-исполнительской компетентности. Обоснованы возможности дисциплины «Ансамблевое инструментальное исполнительство» в аспекте формирования музыкально-исполнительской компетентности будущих педагогов-музыкантов в вузе.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность педагогов-музыкантов, музыкально-исполнительская компетентность педагогов-музыкантов, музыкально-исполнительская деятельность, интерпретация музыкального текста, ансамблевое инструментальное исполнительство.

Для цитирования: Арановская И.В., Сибирякова Г.Г., Двойнина Г.Б. Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущих педагогов-музыкантов в вузе // История и педагогика естествознания. 2019. № 3. С. 14-17. DOI:10.24411/2226-2296-2019-10303

THE FORMATION OF MUSICAL AND PERFORMING COMPETENCY OF FUTURE MUSIC TEACHERS AT THE UNIVERSITY

Irina V. Aranovskaya, Galina G. Sibiryakova, Galina B. Dvoynina

Volgograd State Socio-Pedagogical University, 400060, Volgograd, Russia E-mail: aalu@yandex.ru E-mail: sib-610@yandex.ru E-mail: madam.dvoynina2010@yandex.ru

Abstract: The specification of the musical and performing competency as a basis of formation of the professional competency of future music teachers is examined. The essence of interpretation of a musical text as a locus which represents the creative potential of musical and performing activity of future music teachers is bared. Terms, with the help of which performing and interpretative art of future music teachers can be discovered as a main way of forming of their musical and performing competency, are appointed. The possibilities of the discipline "Ensemble instrumental acting" in the aspect of forming of musical and performing competency of future music teachers at the university are proved.

Keywords: competency-based approach, professional competency of music teachers, musical and performing competency of music teachers, musical and performing activity, musical text interpretation, ensemble instrumental acting.

For citation: Aranovskaya I.V., Sibiryakova G.G., Dvoynina G.B. THE FORMATION OF MUSICAL AND PERFORMING COMPETENCY OF FUTURE MUSIC TEACHERS AT THE UNIVERSITY. History and Pedagogy of Natural Science. 2019, no. 3, pp. 14-17. DOI:10.24411/2226-2296-2019-10303

Социокультурные преобразования в обществе во многом определяют существенные изменения, происходящие в системе высшего педагогического образования. Эти изменения обусловлены трансформацией ведущих идей образования - от «человека образованного» к «человеку развивающемуся», что, в свою очередь, выдвигает на первый план потребность в педагоге, творчески развивающем личность ученика. Очевидно, что главным фактором в подготовке такого педагога, от которого зависит новое качество образования, выступает формирование его профессиональной компетентности.

Анализ трудов в области теории высшего образования (А.В. Баранников, В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя и др.) показал, что в новых условиях традиционная последовательность «знания - умения - навыки» превращается в последовательность «знания - понимание - умения», в результате интегрирования которых формируются компетенции, трактуемые сегодня большинством специалистов как способность и готовность личности к той или иной деятельности. Следовательно, компетентностный подход усиливает практико-ориентированность педагогического образования, его пред-

метно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта и умений практически реализовывать знания [1].

Современное высшее музыкально-педагогическое образование также нацелено на поиск эффективных приемов и способов личностного развития студентов, что обусловливает изменение содержания профессиональной деятельности педагога-музыканта. Сегодня профессиональная музыкально-педагогическая деятельность рассматривается как деятельность, основанная на творческом подходе к функциональным обязанностям, результатом которого становится высокая творческая продуктивность

м

История и педагогика естествознания

3■2019

педагогического труда. Исходя из этого, в системе высшего музыкально-педагогического образования существенно повышается значимость формирования профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта, позволяющая ему не только самореализоваться как творческой личности, но и адекватно выстроить траекторию творческого роста своих учеников. Все вышесказанное позволяет говорить о необходимости создания в процессе подготовки будущих педагогов-музыкантов таких условий, при которых они становятся полноценными субъектами своей профессиональной деятельности, что, в свою очередь, обеспечивается наличием музыкальной компетентности, которая выступает как основа формирования профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта.

Известно, что процесс профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта - процесс многоуровневый, осуществляемый в ходе подготовки бакалавров, а затем магистров музыкального образования. Каждый уровень предполагает наличие общенаучного, музыкально-теоретического и исполнительского блоков. В свою очередь, в данные блоки включены специальные дисциплины, направленные на формирование различных профессиональных компетенций. На наш взгляд, особым преимуществом в аспекте формирования профессиональных компетенций как бакалавров, так и магистров обладает исполнительская подготовка, представленная различными дисциплинами, содержание которых позволяет подойти к овладению самыми разнообразными компонентами профессионального мастерства и сформировать музыкально-исполнительскую компетентность, как одну из составляющих системно-личностного образования - профессиональной компетентности педагога-музыканта [2].

Одним из важных разделов исполнительской подготовки будущих педагогов-музыкантов является дисциплина «Ансамблевое инструментальное исполнительство», которая в своей основе базируется на различных составляющих музыкально-исполнительской деятельности. Данная дисциплина позволяет связать систему музыкально-исполнительских представлений и понятий с реальными звуковыми образами и тем самым создать базу для развития личностных качеств будущих педагогов-музыкантов как основы их творческой самореализации [3].

Наглядным подтверждением такой позиции является основная направленность научных работ в области теории инструментального исполнительства, в

которых раскрываются педагогические пути не только совершенствования музыкально-исполнительского мастерства, но и индивидуально-личностных характеристик музыканта. Различные аспекты ансамблевого инструментального исполнительства отражены в трудах А.Д. Готлиба, К.Н. Игумнова, Е.Г. Сорокиной и др. Конкретные исполнительские проблемы ансамблевого искусства ставятся и находят свое решение в работах Д.Д. Благого, Р.Р. Да-видяна, Т.А. Гайдамович и др. Большое внимание в данных работах уделяется значимости формирования ключевых личностных качеств исполнителя, а также роли исполнительской деятельности (с учетом специфики ансамблевого инструментального исполнительства) в процессе их формирования. Это позволяет говорить о том, что исполнительская деятельность будущих педагогов-музыкантов в ансамблевом классе дает им возможность не только раскрыть личностные способности, но и максимально развить творческую самостоятельность и инициативность. Постигая законы исполнительства и совершенствуя музыкально-исполнительское мастерство, будущие педагоги-музыканты получают возможность трансформировать основные принципы музыкально-исполнительской культуры в область собственной профессиональной музыкально-педагогической деятельности.

Известно, что особенностью музыкально-исполнительской деятельности в классе ансамблевого инструментального исполнительства является ее реально существующая многомерность, предопределяющая необходимость решения специфических творческих задач. Специфика же заключена в особой, коммуникативной функции данной деятельности, приобретающей своеобразную окраску в ансамблевом классе. Речь идет о взаимном восприятии субъектов, то есть о соединении в творческом диалоге двух равноценных партий, выработке единого художественно-творческого прочтения музыкального произведения на основе понимания его содержания. При этом совместная исполнительская деятельность ансамблистов требует эффективных педагогических путей, обеспечивающих единство комплекса их индивидуальных исполнительских характеристик, что также создает основу для формирования музыкально-исполнительской компетентности [4].

Существенные резервы для решения данных задач в классе ансамблевого инструментального исполнительства создает собственно процесс работы над произведением, связанный

со слуховым, эмоциональным контролем, критической самооценкой исполнения и активным творческим поиском исполнительских решений. Иными словами, речь идет о художественной интерпретации музыкального произведения, где исполнительство основано на понимании и выявлении художественно-смысловой сущности произведения, постижении художественного образа посредством реализации ценностных детерминант его автора.

Известно, что музыкально-исполнительское искусство - это сложное явление опосредованного освоения человеческого отношения к миру. Вследствие этого характерной чертой музыкального исполнительства в ансамблевом классе является освоение и присвоение культурной реальности, воплощенной в авторском тексте. Чем больше степень такой опосредованности, тем сложнее диалектические связи обучающегося с конкретной культурной реальностью. Иными словами, будущие педагоги-музыканты, соотнося свои ценностные ориентации с созданным и зафиксированным композитором в нотном тексте музыкальным содержанием, реализуют свои индивидуальные характеристики как музыканты-исполнители.

Таким образом, профессиональная деятельность будущих педагогов-музыкантов связана не только с процессом воспроизведения, но и с процессом интерпретации музыкального текста, рассматриваемой нами как локус, в котором репрезентирован творческий потенциал музыкально-исполнительской деятельности. Следовательно, испол-нительско-интерпретаторское творчество будущих педагогов-музыкантов может рассматриваться в качестве ведущего механизма формирования их музыкально-исполнительской компетентности.

Исходя из сказанного, представляется необходимым рассмотрение некоторых вопросов интерпретации в свете основных положений исполнительского искусства. Термин «интерпретация» в переводе с латинского означает «объяснение», «трактовка». Он имеет отношение к осмыслению и оценке различных процессов, явлений действительности. Понятие интерпретации охватывает различные области познания, что связывается не только с освоением объективного значения трактуемых предметов, но и с выявлением их субъективного, личностного смысла.

В музыкально-исполнительской практике термин «интерпретация» употребляется в двух значениях: как творческий поиск, направленный на раскрытие музыкального замысла автора произведения; как итоговый ре-

3■2019

История и педагогика естествознания

15

зультат осмысления нотного текста и как художественное истолкование авторского замысла, запечатленные в публичном выступлении. В свою очередь, собственно исполнительский процесс, ориентированный на интерпретацию, представляет собой сложную систему, состоящую из двух подсистем. Первая - процесс формирования исполнительского замысла, вторая - его реализация. Первая подсистема подразделяется на осмысление музыкального текста и создание исполнительской концепции; вторая подсистема включает в себя реализацию результата исполнительского замысла в процессе репетиционной работы и в акте публичного выступления [5].

Известно, что процесс формирования исполнительского замысла музыкального произведения начинается с его мысленного воссоздания интерпретатором. Это требует от будущего педагога-музыканта использования как непосредственных, так и опосредованных источников информации. К первым относится сам объект интерпретации, то есть музыкальный текст. Ко вторым - другие сочинения автора, искусствоведческие труды и иные материалы, содержащие сведения о данном произведении, об эпохе, авторе, а также собственный исполнительский опыт будущего педагога-музыканта.

Вместе с тем необходимо отметить, что музыкальный текст как объект исполнительской интерпретации функционирует исключительно в сфере временных и пространственно-временных искусств [6]. «Текучесть» и процес-суальность вышеназванных искусств определяет их способность в определенный момент «возникнуть», определенный период времени длиться и в определенное временя завершиться, что предполагает возможность многократного вариантного воспроизведения. «Поскольку звуки не обладают сами по себе длительным объективным существованием... то музыкальное произведение... постоянно нуждается в повторном воспроизведении [6]. Следовательно, исполнительская интерпретация не может быть донесена до слушателя вне исполнения, а исполнение предполагает художественную интерпретацию музыкального произведения.

Вместе с тем ошибочно полагать, что музыкальный текст несет информацию только о себе. Авторский текст дает исполнителю сведения также и о том, что находится за его пределами. Он (текст) информирует интерпретатора о действительности художественно осмысленной, познанной и оцененной автором произведения. Благодаря некой прозрачности, музыкальное произ-

ведение выполняет роль своеобразной призмы, через которую интерпретатор видит и оценивает мир, окружающий его в процессе освоения музыкального произведения. Иначе говоря, объект (текст композитора) исполнительской интерпретации требует создания или конструирования, с помощью которых замыкается художественно-коммуникативный процесс.

Исходя из вышесказанного, целесообразно рассмотреть, как конкретно реализуется процесс воплощения авторского замысла в исполнительской интерпретации будущего педагога-музыканта.

По своей сути процесс создания исполнительской интерпретации является идеальным построением в пределах авторского текста, собственного исполнительского видения произведения. По форме эта операция представляет собой конкретизацию, выбор варианта исполнения. Однако, по мнению Г. Когана, исполнительство «вообще» уже творчества композитора по исходному материалу, но шире по конечному результату: «Продукт исполнительства - живая музыка, живые чувства, в то время как продукт композиторского творчества -всего лишь мертвые значки, «труп» музыки и породивших ее чувств» [7].

В силу сказанного у композитора происходит сужение музыкально-эмоционального содержания за счет условности и неполноты фиксации в нотах, а у исполнителя - расширение его за счет художественной интерпретации. С точки зрения семиотического анализа в процессе освоения музыкального текста происходит перевод музыкального произведения из одной семиотической системы, каковой является нотная запись, в другую - живое звучание. В результате такого перевода интерпретатор получает реальную возможность сотворческого обогащения музыкального текста путем раскрытия его художественных ресурсов, зашифрованных в нотах. Неслучайно Г. Коган сравнивает соотношение между музыкальным исполнительством и композиторским творчеством как соотношение между устной и письменной речью [7].

Необходимо отметить, что анализ диалектической взаимосвязи объекта (музыкальный текст) и субъекта (педагог-музыкант) наряду с философ-ско-эстетическими основаниями дает возможность проследить специфические пути взаимодействия будущего педагога-музыканта с произведением, которое он наделяет жизнью и актуальным смыслом и тем самым превращает его в активное средство эстетического воздействия на слушателя. Данный аспект позволяет выяснить особенно-

сти исполнительско-интерпретаторской деятельности будущего педагога-музыканта, дает возможность глубже разобраться в сложных, опосредованных связях с творчеством композитора, а также предполагает художественное осмысление и осознание места исполняемого произведения применительно к творчеству композитора.

Как известно, музыкальное произведение содержит в себе отношение композитора к миру, являясь отражением внешних и внутренних факторов жизни субъекта. В свою очередь, будущий педагог-музыкант соотносит свое мировоззрение с созданным и зафиксированным композитором в нотном тексте содержанием. Реализуя свой творческий потенциал и личностные качества, он интерпретирует нотный текст, наделяя его жизнью и актуальным смыслом. Вследствие того что интерпретация музыкального произведения является вторичной по отношении к авторскому музыкальному тексту, педагог-музыкант призван чутко реагировать на его содержательные (даже самые мельчайшие) оттенки, придавая им то значение, которое соответствует его знаниям и ценностным ориентаци-ям, а также ассоциируется с принятыми и закрепленными в общественной музыкальной памяти представлениями о смысловом значении музыкальных интонаций. Поскольку вне общественного интонирования, согласно определению Б. Асафьева, музыки в социокультурном обмене нет [8].

Вместе с тем необходимо отметить, что диалектической взаимосвязи объекта (авторский текст) и субъекта (педагог-музыкант) в системе художественного освоения действительности присуща известная относительность. Она обусловлена тем, что авторское произведение, избранное в качестве объекта, является результатом субъективного творчества композитора. В свою очередь, творчество композитора как субъекта творческой деятельности неизбежно предполагает наличие объекта, которым является социокультурная и музыкально-художественная реальность во всем богатстве ее проявлений, что делает ее основой для звукового воплощения композиторского замысла.

Будущий педагог-музыкант как субъект в отношении к авторскому тексту - объекту сам выступает в качестве объекта для воспринимающей его слушательской аудитории. Это закономерно, так как вне направленности на слушателя исполнительская интерпретация произведения теряет свою объективную ценность: «Исполнитель прежде всего творец. Без

История и педагогика естествознания

3■2019

него музыка записанная в нотах мертва. Исполнитель вызывает ее к жизни» [9]. Таким образом, наличие активного творческого начала в музыкально-исполнительской деятельности будущего педагога-музыканта является объективно необходимым в отношении как к исполняемому произведению, так и к слушателям, которым адресуется интерпретируемое произведение.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Исполнение и интерпретация музыкальных произведений будущим педагогом-музыкантом есть итог формирования музыкально-исполнительских знаний и умений, степени развития личност-но-профессиональных качеств, адекватно реализованных в музыкально-практической деятельности, что отражает содержание музыкально-ис-

полнительской компетентности. Также общая закономерность, свидетельствующая о ценности исполнительско-ин-терпретаторской деятельности педагога-музыканта, проявляется в том, что в процессе исполнения музыкальное произведение проходит своеобразный путь - от осознания авторского замысла до его глубокого постижения и адекватного истолкования, чего возможно достигнуть лишь при концентрации сложного комплекса индивидуально-личностных и профессиональных характеристик исполнителя. Наряду с общими закономерностями интерпретации музыкального произведения есть объективные профессиональные особенности ее проявления, что обусловлено посреднической ролью педагога-музыканта между музыкальным текстом и слушателями - учащимися,

для которых ценности музыкальной культуры существуют, только будучи озвученными в процессе профессиональной музыкально-педагогической деятельности.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что формирование музыкально-исполнительской компетентности будущих педагогов-музыкантов в условиях подготовки в педагогическом вузе является одним из главных направлений процесса формирования его музыкальной, а шире - профессиональной компетентности. При этом именно интерпретационная составляющая музыкально-исполнительской компетентности будущего педагога-музыканта должна рассматриваться как системообразующий фактор, обеспечивающий его личностно-творческую самореализацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (авт. версия). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалиста. 2003. С. 4-10.

2. Сизова Е.Р. Профессиональная подготовка специалистов в системе классического музыкального образования: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Е.Р. Сизова. М., 2008. 43 с.

3. Сибирякова Г.Г., Высочкина Н.Е. Педагогические возможности дисциплины «Ансамблевое исполнительство» в контексте проблемы профессионального развития будущего педагога-музыканта // ALMA MATER. 2015. № 11. С. 76-80.

4. Сибирякова Г.Г. Профессиональное развитие будущего педагога-музыканта в условиях исполнительской подготовки: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Г.Г. Сибирякова. Волгоград, 2005. 193 с.

5. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). Новосибирск: Наука, 1982. 256 с.

6. Каган М.С. Музыка в мире искусств: учеб. пособие для вузов. СПб.: Юрайт, 1996. 232 с.

7. Коган Г.М. Избранные статьи. М.: Сов. композитор, 1972. 264 с.

8. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. 2. М.: Из-во АН СССР. 1954. 410 с.

9. Мильштейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов. М.: Музыка, 1975. 471 с.

REFERENCES

Zimnyaya I.A. Klyuchevyye kompetentsii kakrezuftativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii [Key competencies as an effective and targeted basis for a competency-based approach to education]. Moscow, Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsi-alista Publ., 2003. pp. 4-10.

Sizova YE.R. Professional'naya podgotovka spetsialistov v sisteme klassicheskogo muzykal'nogo obrazovaniya. Diss. dokt. ped. nauk [Professional training in the system of classical music education. Dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 2008. 43 p.

Sibiryakova G.G., Vysochkina N.Ye. Pedagogical possibilities of the ensemble performance discipline in the context of the problem of professional development of a future musician teacher. ALMA MATER, 2015, no. 11, pp. 76-80 (In Russian). 4. Sibiryakova G.G. Professionalnoye razvitiye budushchego pedagoga-muzykanta v usloviyakh ispolnitelskoy podgotovki. Diss. kand. ped. nauk [Professional development of the future teacher-musician in terms of performing training. Cand. ped. sci .diss.]. Volgograd, 2005. 193 p. Gurenko Ye.G. Problemy khudozhestvennoy interpretatsii(filosofskiy analiz) [Problems of artistic interpretation (philosophical analysis)]. Novosibrsk, Nauka Publ., 1982. 256 p.

6. Kagan M.S. Muzyka vmire iskusstv [Music in the world of art]. St. Petersburg, Yurayt Publ., 1996. 232 p.

7. Kogan G.M. Izbrannyyestat'i [Selected articles]. Moscow, Sov. Kompozitor Publ., 1972. 264 p.

8. Asaf'yev B.V. Izbrannyye trudy. T. 2 [Selected Works. Vol. 2]. Moscow, AN SSSR Publ., 1954. 410 p.

9. Mil'shteyn YA.I. Konstantin Nikolayevich Igumnov [Konstantin Nikolaevich Igumnov]. Moscow, Muzyka Publ., 1975. 471 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Арановская Ирина Владленовна, д.п.н.. проф. кафедры теории и методики музыкального образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Сибирякова Галина Георгиевна, к.п.н., доцент кафедры теории и методики музыкального образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Двойнина Галина Борисовна, к.п.н., доцент кафедры теории и методики музыкального образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Irina V. Aranovskaya, Dr. Sci. (Ped.), at the Department of Theory and Methods of Music Education, Volgograd State Socio-Pedagogical University. Galina G. Sibiryakova, Cand. Sci. (Ped.), Assoc. Prof. at the Department of Theory and Methods of Music Education, Volgograd State Socio-Pedagogical University.

Galina B. Dvoynina, Cand. Sci. (Ped.), Assoc. Prof. at the Department of Theory and Methods of Music Education, Volgograd State Socio-Pedagogical University.

3■2019

История и педагогика естествознания

И

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.