Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАКФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ'

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАКФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СИНЕРГЕТИКА / АКМЕОЛОГИЯ / МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL ENVIRONMENT / SYNERGISTICS / ACMEOLOGY / MUSICAL PERFORMING / PERSONALITY FORMATION / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рытов Дмитрий Анатольевич

Раскрыты особенности культурной среды как фактора становления личности музыканта-исполнителя. Приведен анализ средообразующего воздействия и условий в системе общего, предпрофессионального и профессионального образования по исполнительской специальности. Продемонстрированы синергетические и акмеологические подходы и потенциалы при организации процесса формирования профессиональных и личностных качеств в культурной среде. Народные музыкальные инструменты рассмотрены как продукты материального и нематериального культурного наследия, формирующие ценностные представления и предпочтения культуры. Показана специфика и многомерность культурной среды в различных формах музыкального исполнительства, образования, в процессах генерации профессиональных ресурсов, понимания и профессионального осознания своего труда, обогащения себя через собственную репрезентацию в исполнительской деятельности. Выявлены возможности формирования и совершенствования культурной среды, механизмы поступенчатого становления и развития личности музыканта-исполнителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF A MUSICIAN-PERFORMER’S PERSONALITY FORMATION

The features of the cultural environment as a factor in the formation of the personality of the musician-performer are revealed. An analysis of the environmental forming impact and conditions in the common system has been done along with research of pre-professional and professional education in the performing Arts field. Synergistic and acmeological approaches and potentials in organizing the process of formation of professional and personal characteristics in the cultural environment have been demonstrated. Folk musical instruments are considered as products of materialistic and intangible cultural heritage, forming values and cultural preferences. The specificity and multidimensionality of the cultural environment in various forms of musical performance is shown, so is education, in the processes of generating professional resources, understanding and professional awareness of personal work, empowering yourself through your own representation in the performance. Opportunities to form and improve the cultural environment have been identified together with mechanisms for the gradual development and development of the personality of a musician-performer.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАКФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ»

УДК 78.071.2:37.03

Д. А. Рытов

Культурная среда как фактор становления личности музыканта-исполнителя

Раскрыты особенности культурной среды как фактора становления личности музыканта-исполнителя. Приведен анализ средообразующего воздействия и условий в системе общего, предпрофессио-нального и профессионального образования по исполнительской специальности. Продемонстрированы синергетические и акмеологические подходы и потенциалы при организации процесса формирования профессиональных и личностных качеств в культурной среде. Народные музыкальные инструменты рассмотрены как продукты материального и нематериального культурного наследия, формирующие ценностные представления и предпочтения культуры. Показана специфика и многомерность культурной среды в различных формах музыкального исполнительства, образования, в процессах генерации профессиональных ресурсов, понимания и профессионального осознания своего труда, обогащения себя через собственную репрезентацию в исполнительской деятельности. Выявлены возможности формирования и совершенствования культурной среды, механизмы поступенчатого становления и развития личности музыканта-исполнителя.

Ключевые слова: культурная среда, синергетика, акмеология, музыкально-исполнительская деятельность, становление личности, культурное наследие

Dmitrii A. Rytov

Cultural environment as a factor of a musician-performer's personality

formation

The features of the cultural environment as a factor in the formation of the personality of the musician-performer are revealed. An analysis of the environmental forming impact and conditions in the common system has been done along with research of pre-professional and professional education in the performing Arts field. Synergistic and acmeological approaches and potentials in organizing the process of formation of professional and personal characteristics in the cultural environment have been demonstrated. Folk musical instruments are considered as products of materialistic and intangible cultural heritage, forming values and cultural preferences. The specificity and multidimensionality of the cultural environment in various forms of musical performance is shown, so is education, in the processes of generating professional resources, understanding and professional awareness of personal work, empowering yourself through your own representation in the performance. Opportunities to form and improve the cultural environment have been identified together with mechanisms for the gradual development and development of the personality of a musician-performer.

Keywords: cultural environment, synergistics, acmeology, musical performing, personality formation, cultural heritage

DOI 10.30725/2619-0303-2020-1-76-81

Развитие современной музыкальной культуры, в частности исполнительства на народных музыкальных инструментах, происходит под воздействием многих факторов. Глобализация, цифровизация, метаморфозы, вызванные социально-экономическими процессами, изменение ориентиров использования ресурса свободного от работы времени не всегда кон-сонируют с возможностью создания культурной среды для приобщения населения к ценностям музыкального искусства. Так же свою дестабилизирующую лепту вносят трансформации социальных норм поведения и изменение отношения человека к музыке, девальвирующееся под

агрессивным влиянием примитивных образцов шоу-бизнеса в сфере массовой культуры.

Перцепция музыкального искусства, исполняемых и воспринимаемых музыкальных произведений не статична как со стороны исполнителей, так и со стороны слушателей. Хорошо технически подготовленный исполнитель не всегда является прекрасным музыкантом, способным на высоком художественном уровне «погрузить» слушателя в мир эмоций, образов, эстетического восприятия музыки. «Индивидуум, этнос, социум не только осмысливают мир, но и переживают его в соответствии со знаками и смыслами категорий искусства, которые вы-

ступают как жизненные смыслы» [1, с. 7]. В связи с этим возрастает внимание к проблеме становления его как профессионала, в том числе формирования его профессионального сознания и самосознания в соответствии с современными реалиями, анализа, понимания и оценки культурной среды, в которой происходило развитие его личности.

А. Я. Флиер полагает, что «культурная среда - это комплекс культурных предпочтений населения, локализованного в границах определенного пространства. Причем эти культурные предпочтения в основном выражаются в нормах социального поведения людей, фактически материализуются в них» [2]. Если рассматривать музыкальное искусство, то можно констатировать, что оно влияет на формирование культурного пространства, воспитание человека в определенных культурных нормах, на духовную жизнь общества. Культурная среда воздействует на становление личности музыканта-исполнителя, который, находясь в профессиональном сообществе, коммуницирует, устанавливает связи, формирует свои ценностные установки.

В определенной культурной среде формируется профессиональное сознание музыканта как комплекс динамично развивающихся личностных характеристик, влияющих на эффективность и качество решения профессиональных задач. Профессиональное самосознание является внутренней рефлексией, компонентом самоидентичности музыканта и регулятором исполнителя на осуществляемые им процессы профессиональной деятельности.

В области исполнительской практики есть специфические составляющие, которые влияют на становление музыканта: средоо-бразующее воздействие, личностное развитие, профессиональная подготовка к исполнительской деятельности, развитие личности музыканта внутри творческого коллектива, влияние личности преподавателя, его профессионализма на подготовку ученика-музыканта. Такая многонаправленность имеет синергетическую ценность, так как становление музыканта-исполнителя включает в себя постепенное и направленное постижение знаний и фиксацию закономерностей из разных областей жизнедеятельности человека, культуры, искусства. Личностные мотивы музыканта формирует стремление к более эффективной саморегуляции, самоорганизации, упорядочивания и структурирования полученных знаний и умения их применять под решаемые профессиональные задачи. Этот процесс достаточно сложный. К. Э. Бурнашев отмечает

неравновесность самоорганизации личности в постоянно меняющемся мире, которая «вынуждена реагировать на любые изменения в нем. Эта неравновесность, в сущности, и является стимулом к самоорганизации, заставляет спонтанно реагировать на изменения, реагировать личностным поступком [3, с. 506]. В итоге это влияет на состояние постоянной личностной профессиональной нестабильности музыканта, который своим саморазвитием создает устойчивость личностных и профессиональных параметров при решении исполнительских задач.

Профессиональная эволюция музыканта-исполнителя продолжительна не только по времени, но и по организации процесса формирования определенных профессиональных и личностных качеств в культурной среде. Регуляторы среды достаточно подвижны, развивается и музыкант, его личностные и профессиональные характеристики. По многим параметрам в данном случае применимы акмеологические подходы достижения высшей ступени развития личности, хотя этот путь достаточно длителен, непрерывен и не имеет окончательной точки достижения предела самосовершенствования. «Акме в профессиональном развитии человека (профессиональное акме) - это высший для данного человека уровень в его профессиональном развитии на данном отрезке жизненного пути, который проявляется в максимальной мобилизованности, реализованности всех профессиональных способностей, возможностей и резервов человека при отсутствии перенапряжения и оптимальном использовании возможностей организма» [4, с. 18]. «Условием достижения профессионального акме является благоприятная акмеологически насыщенная профессиональная среда, побуждающая человека к раскрытию его подлинных профессиональных возможностей, а также наличие акме-событий, могущих стать толчком к кульминациям, «пикам» в профессиональном развитии» [4, с. 22]. Профессиональная среда в данной ситуации и является той культурной средой, выступающей объединяющим условием для становления и развития музыканта в системе духовных ценностей.

Как правило, в цикле своего жизненного пути музыкант проходит по нескольким ступеням, как общего, так и профильного образования. Важной составляющей имеет наличие развивающей культурной среды как мотива-ционной детерминантой приобретения, проявления и демонстрации профессиональных навыков, умений, формирования профессионального сознания и проекции приобретенного в плоскость самосознания. Среда воздействует

на становление музыканта, музыкант развивается в среде, в среде формируется личностная идентичность, которая, как отмечает И. С.Кон «обозначает единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизнен-ных установок личности, осознающей себя как «самость»» [5, с. 29].

Профессиональное становление личности исполнителя напрямую связано с возрастом музыканта, этапностью и уровнем рефлексивности его к процессам, в которых он развивается. Культурная среда для каждого возраста имеет свою специфику, ориентиры, как для общего развития, так и проявления в конкретных областях, в том числе и в музыкальном исполнительстве.

До 6-7 лет занятия музыкальной деятельностью обычно проходят в дошкольной общеобразовательной организации или во время посещения ребенком кружков, студий в организациях дополнительного образования. Примерно в это время ребенок начинает демонстрировать осознанный личностный интерес к музыке. Немаловажное значение имеет личность и профессиональные качества музыкального руководителя, а также ориентир ребенка на интересы сверстников, учет желаний родителей. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает развитие у дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств, музыки, реализацию самостоятельной творческой деятельности [6, с. 7-8]. Образовательное пространство детского сада предполагает предоставление возможности для ребенка проявления себя в музыкально-творческой деятельности, создание средообразующих условий для исполнительства на музыкальных, в том числе и на народных инструментах (простейшие самозвучающие идиофоны: ложки, трещотки, шаркунки, колокольчики и др.).

Хочется отметить важность рассмотрения народных музыкальных инструментов в культурологической плоскости. Инструменты отождествляются как продукты материального культурного наследия, а музыка, исполняемая на них, как продукты нематериального культурного наследия. Совокупность этих продуктов в их синтезе с высоким уровнем устойчивости традиций рождает ту культурную среду как симбиоз сложившихся ценностей культуры. Е. С. Протан-ская отмечает: «Сохранение ментальности, обеспечивающей потенциал выживания и развития культуры, зависит от образованности и воспитанности вступающих в жизнь поколений общества. Обеспечение подобной ориентации связывается с пониманием культуры как диалога» [7,

с. 26]. Все музыкальное искусство выстроено на принципе диалоговости. Элементарная модель - исполнитель-слушатель - предоставляет возможность не только находиться во взаимодействии, но и формировать культурную среду в минипроекции.

Еще одной культурологической составляющей является то, что игра на народных музыкальных инструментах - это процесс распространения информации средствами музыкального искусства, передающий национальное своеобразие и отличительные черты народа, воспитание подрастающего поколения в русле ценностных представлений и предпочтений своей культуры. Личностные проявления могут выражаться в интерпретации исполняемых произведений в соответствии с соотношением уровня подготовки исполнителя с уровнем сложности исполняемого.

И. В. Мациевский отмечает проблему адекватной интерпретации полученной источни-ковой информации, важности сохранения ее смысловой основы в контексте музыкального мышления носителей исследуемого искусства, его исторического и этно-регионального звуко-идеала, музыкально-эстетического своеобразия, ценностных ориентаций, системы функционирования, фундаментальных основ формообразования и исполнительской артикуляции [1, с. 92]. О. Н. Астафьева, рассуждая о целостности культуры как единства множественности, делает вывод, что «непохожесть художественного образа и абстрактного смысла не мешает соотношению эмоционально-интеллектуального, интуитивного и ассоциативного, порождающего индивидуальные прочтения смыслов культурных феноменов. На „границе" этих взаимодействий рождается творчество человека, а когерентность (тип согласования) взаимодействий порождает гармонию как важный принцип существования культур [8, с. 137].

Таким образом, формирование готовности обрабатывать и интерпретировать информацию, быть готовым к индивидуальному прочтению музыкального произведения является умением, напрямую связанным с развитием компетентностных качеств музыканта в культурной системе, во время коммуникации между исполнителем и слушателем. В какой среде эти компетентности будут формироваться и развиваться во многом определяют динамику становления личности музыканта-исполнителя, его дальнейший творческий путь, проявления в сольных и коллективных исполнительских практиках.

Ребенок в дошкольной организации участвует в большом спектре регламентирован-

ной и нерегламентированной музыкальной деятельности (музыкальные занятия, музыкальные утренники и праздники,лектории, тематические вечера досуга и др.), которые имеют высокий художественно-эстетический и культурно-просветительский эффект, побуждают ребенка к музыкальному исполнительству. В дошкольной группе обязательно наличие зонального разделения всего пространства и наделения его развивающим статусом. Есть там и музыкальный уголок, в котором находятся в свободном доступе музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры и игрушки, атрибуты, которыми ребенок по желанию может оперировать, самостоятельно организовывать индивидуальную или коллективную творческую деятельность со сверстниками. То есть предметная среда при создании необходимых образовательных условий трансформируется в культурно-творческую, звуковую, музыкаль-но-деятельностную среду с приоритетом внутренней самоорганизации и самодеятельности ребенка. «Взращивание» дошкольника в этой среде создает предпосылки для дальнейшего развития человека в системе духовных ценностей, установлении новых культурных связей и взаимодействия в музыкально-исполнительской деятельности.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте формируются мотивационные условия для дальнейших занятий музыкой уже в рамках программы общеобразовательной школы. Так же влияние культурной среды в дошкольном детстве на личностные характеристики и музыкальное развитие ребенка во многом является определяющим фактором для поступления в детскую музыкальную школу (ДМШ), в детскую школу искусств (ДШИ).

Культурная среда ДМШ или ДШИ, деятельность которых направлена на становление начинающего музыканта, создается из междисциплинарного синтеза разнообразных программ, которые формируют уровень предпрофессио-нальной подготовки, а также огромной работы по ознакомлению и привлечению обучающихся к музыкально-исполнительской деятельности, знакомству с профессиональными исполнителями, представлению собственных умений. Это и культурно-просветительская деятельность, организация тематических мероприятий и концертов, проведение отчетных концертов отделов ДМШ и ДШИ, организация и участие в концертах классов своих преподавателей, организация концертов выпускников, посещение музыкальных музеев, театров, концертных залов, участие в конкурсах, фестивалях как

внутри учреждений, так и на площадках других организаций.

При освоении программы «Народные инструменты», входящей в перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств [9], и при достаточном уровне сформированности на этом этапе профессиональных умений, раскрытия музыкальных способностей и задатков, а также профориентации в область инструментального исполнительства выпускники этих образовательных организаций нередко продолжают обучение в музыкальном училище, музыкальном или музыкально-педагогическом колледже. Таким образом, процесс становления личности музыканта-исполнителя поступенчато из одной культурной среды переходит в родственную ему культурную среду.

На этой ступени, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, обучающийся получает среднее профессиональное образование по выбранной специальности «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов). Помимо профильных дисциплин, которые влияют на развитие общемузыкальной культуры, техникой владения инструмента, внимание уделяется созданию культурной среды, в которой учится и воспитывается обучающийся. Уровень полученных умений и навыков достаточен, чтобы принимать участие в организации сценических выступлений, проходить учебную и производственную практики. Многомерность культурной среды проявляется, например, в том, что в рамках производственной практики обучающийся моделирует будущие профессиональные ситуации, осуществляя деятельность в общеобразовательных организациях, образовательных организациях дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях. То есть место проведения практики и является той средой, в которой обучающийся воспитывается, развивается и пробует реализовать свои профессиональные потенциалы. В программу практики могут быть включены разнообразная профессиональная деятельность: подготовка концертных выступлений, исполнение концертных номеров, программ. Специфика этой деятельности подразумевает высокую концентрацию генерации своих профессиональных ресурсов, понимание и профессиональное осознание своего труда, обогащения себя через собственную репрезентацию в другой культурной среде. Л. А. Мике-шина отмечает: «Формообразование восприятия и опосредующих его репрезентаций - это и есть первый и важнейший акт процесса об-

разования, который, в свою очередь, оказывает влияние на само содержание образование, поскольку изменяет способ видения самой действительности и принципы ее интерпретации» [10, с. 146].

В соответствии со стандартом одним из результатов освоения подготовки специалиста в поле формирования общих компетенций является понимание выпускником сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивый интерес, поиск, анализ и оценка информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессиональное и личностное развитие, самостоятельно определение задач профессионального и личностного развития, самообразование, осознанное планирование повышение квалификации [11].

Сам стандарт подразумевает создание необходимых условий для решения вопросов профессионального развития, механизмов организации деятельности обучающегося, направленной на формирование необходимых профессиональных компетенций. Но без личностной мотивации, влияния культурной среды, в которой находится обучающийся, рефлексии на обучающую деятельность своих педагогов, явлений музыкального исполнительского искусства, с которыми обучающиеся знакомятся, устремленности к достижению цели, результативность может носить регрессивный характер.

По итогам обучения в организации, например по специальности «Инструменты народного оркестра», может присваиваться квалификация «Артист», «Преподаватель», «Концертмейстер», что предполагает возможность работать в должности по полученной квалификации. Примерно более половины выпускников продолжает обучение. Например, в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского» в 2018 г. из 70 выпускников продолжили обучение 40 выпускников (в профильных вузах - 38). Из них 13 человек поступили в Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова, 8 человек - в Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 4 человека - в Петрозаводскую государственную консерваторию и др. [12, с. 55-56].

Продолжение обучения характеризует для обучающегося погружение в новую культурную и профессиональную среду, в которой задачи будут решаться на более высоком уровне. Осознанность предпочтения продолжать обучение является личностным выбором, пред-

полагающим другой уровень профессиональных перспектив в художественно-творческой, культурно-просветительской, педагогической, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности, которой выпускник будет заниматься после окончания высшего учебного заведения.

Если исследовать направленность универсальных компетенций выпускника в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (бакалавриат) по направлению подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство», то следует отметить включение группы универсальных компетенций «Самоорганизация и саморазвитие» (в том числе здоровьесбережение), в которой отмечается такая компетенция, как способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни [13]. Современные требования к формированию профессиональных навыков диктуют погружение субъекта в непрерывный процесс образования и самообразования. Дополнительным мотиватором для постоянного «напряжения» в процессе личностного развития является также совершенствование всей системы образования в России, обновление федеральных стандартов, содержательных компонентов, требований к обучающимся и изменение сферы применения выпускниками своих знаний и навыков. Наличие тенденции к повышению требовательности запросов со стороны потенциальных работодателей, контроль соответствия уровня квалификации выполняемой работы актуализирует внимание на качество полученного музыкантом предпрофессионального и профессионального образования, становления личности музыканта-исполнителя в культурной среде.

Список литературы

1. Мациевский И. В. В пространстве музыки. Санкт-Петербург: РИИИ, 2018. Т. 3. 380 с.

2. Флиер А. Я. Культурная среда и ее социальные черты // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 2. URL: https://http://www. zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Flier_Cultural-Milieu/ (дата обращения: 17.01.2020).

3. Бурнашев К. Э. Феномен личности в аспекте социальной синергетики // Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. Москва: Прогресс-Традиция, 2009. С. 503-509.

4. Кашапов М. М., Огородова Т. В. Профессиональное становление педагога. Психолого-акмеологические ос-

новы: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Изд-во Юрайт, 2017. 259 с.

5. Кон И. С. В поисках себя: Личность и самосознание. Москва: Политиздат, 1984. 355 с.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ М-ва образования и науки РФ от 17.10.2013 г. N 1155. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 12.01.2020).

7. Протанская Е. С. Этнокультурное просвещение детей в формировании ценностей современной России // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2017. № 4. С. 24-31.

8. Астафьева О. Н. Целостность культуры как «единство множественности» // Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. Москва: Прогресс-Традиция, 2009. С.133-156.

9. Об утверждении перечня дополнительных пред-профессиональных программ в области искусств: приказ М-ва культуры РФ от 16.07.2013 г. N 998. URL: http://ivo. garant.ru/#/document/70431270/paragraph/1:0 (дата обращения: 09.01.2020).

10. Микешина Л. А. Человек интерпретирующий, или Синергетические и герменевтические контексты образования // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. Москва: Прогресс-Традиция. 2007. С. 137-160.

11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов): приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.2014 г. N 1390. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ?req=doc&base=LAW&n=125110&fld=134&dst=100000000 1,0&rnd=0.37886187805434435#07915496646463901 (дата обращения: 12.01.2020).

12. Отчет о результатах самообследования Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского». URL: http://musorgsky.ru/assets/base/ media/download/documents/otchet-samoobsledovanii-2019. pdf (дата обращения: 09.01.2020).

13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов): приказ М-ва образования и науки РФ от 01.08.2017 г. N 730. URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&b ase=LAW&n=223401&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.8836662825476778#041843735619952616 (дата обращения: 12.01.2020).

References

1. Matsyevskiy I. V. In the space of music. Saint Petersburg: Russ. inst. of art history, 2018. 3, 380 (in Russ.).

2. Flier A. Ya. Cultural environment and its social characteristics. Informational academical web-portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2013. 2. URL: https:// http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Flier_Cultural-Milieu/ (accesed: Jan.17.2020).

3. Burnashev K. E. Phenomenon of a person in the social synergetics aspect. Synergetics paradigm. Social synergetics. Moscow: Progress-Traditsia, 2009. 503-509 (in Russ.).

4. Kashapov M. M., Ogorodova T. V. Professional establishment of a teacher. Psychological and acmeological basis: textbook for bachelor and magister programs. 2nd ed., rev. and ext. Moscow: Yurait, 2017. 259 (in Russ.).

5. Kon I. S. In quest of self: personality and self-awareness. Moscow: Politizdat, 1984. 355 (in Russ.).

6. Concerning approval of the federal state educational standard for early-age education: the decree of the Min. for education and sci. of the Russ. Federation of 17.10.2013. № 1155. URL: https://fgos.ru/ (accesed: Jan.12.2020) (in Russ.).

7. Protanskaya E. S. Ethnocultural education of children in formation of values of modern Russia. Bulleten of Saint Petersburg State University of Culture. 2017. 4, 24-31 (in Russ.).

8. Astafyeva O. N. Integrity of culture as «unity of plurality». Synergetics paradigm. Social synergetics. Moscow: Progress-Traditsia, 2009. 133-156 (in Russ.).

9. Concerning approval of list of additional preprofes-sional programs in the field of art: the decree of the Min. for culture of the Russ. Federation of 16.07.2013. N 998. URL: http:// ivo.garant.ru/#/document/70431270/paragraph/1:0 (accesed: Jan.09.2020) (in Russ.).

10. Mikeshina L. A. Human as an interpretor, or syner-getic and hermeneutical contexts of education. Synergetics paradigm. Synergetics of education. Moscow: Progress-Traditsia, 2007. 137-160 (in Russ.).

11. Concerning approval of vocational education standards for the field of study 53.02.03 «Instrumental performance» (by type of instruments): the decree of the Min. for education and sci. of the Russ. Federation of 27.10.2014. N 1390. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?r eq=doc&base=LAW&n=125110&fld=134&dst=1000000001,0 &rnd=0.37886187805434435#07915496646463901 (accesed: Jan.12.2020) (in Russ.).

12. Report on self-examination of the Saint-Petersburg state budget professional educational institution «M. P. Musorgskiy Saint-Petersburg Academy of Music». URL: http://musorgsky.ru/assets/base/media/download/ documents/otchet-samoobsledovanii-2019.pdf (accesed: Jan.9.2020) (in Russ.).

13. Concerning approval of the federal state educational standard for higher education - bachelor program for the field of study 53.03.02 «Instrumental performance» (by type of instruments): the decree of the Min. for education and sci. of the Russ. Federation of 01.08.2017. N 1390. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc &base=LAW&n=125110&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.37886187805434435#07915496646463901 (accesed: Jan.12.2020) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.