3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. - 127 с.
4. Жинкин, Н.И. Речь как проводник ин формации / Н.И. Жинкин. - М.: Политиздат, 1982. - 250 с.
5. Кутурмина Е.В. Интеллектуальное развитие детей посредством включения в образовательную деятельность по речевому развитию пословиц и поговорок // Традиции и новации в дошкольном образовании. - 2019. - № 2 (10). - С. 48-50.
6. Максимова Е.Г., Тимохина Т.В. Традиционные идеи педагогики в воспитании современного поколения // Образование и общество. - 2019 - № 3 (116). - С. 13-18.
7. Манасеина, М.М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. Вып. 1 / М.М. Манасеина. - СПб., 1894. - 160 с.
8. Пиаже, Ж.Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж.Ж. Пиаже. - М.: Педагогика, 1994. - 185 с.
9. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детских садов. М.:«Просвещение», 1972. - 312 с.
10. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.7. Родное слово. Руководство по преподаванию по Родному слову. М. - Л.: АПН РСФСР. - 1949. - 358 с.
Педагогика
УДК: 377.5
аспирант Ильина Юлия Анатольевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры» (г. Белгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРПРЕТАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КЛАССА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Аннотация. Данная работа посвящена процессу формирования профессиональных исполнительских компетенций. Автор изучает этапы интерпретаторской деятельности студентов и виды профессиональных компетенций. В статье формулируются основные виды исполнительских компетенций, формируемых в процессе интерпретаторской деятельности.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, исполнительские компетенции, интерпретация, интерпретаторская деятельность.
Annotation. This work is devoted to the process of formation of professional performing competences. The author studies the stages of student's interpretative activity and types of professional competences. The article is formulated the principal performance competences.
Keywords: professional competences, performing competences, interpretation, interpreting activity.
Введение. В современном мире профессиональное образование решает широкий комплекс задач, направленный на подготовку высококвалифицированных специалистов, личность которых отвечает приоритетным и перспективным запросам новой инновационной экономики государства. В связи с повышающейся конкуренцией на рынке труда, стремительным развитием передовых технологий в современной педагогике формируются инновационные технологии, образование, ранее опирающееся на систему знаний, умений, навыков, определяет личность обучающегося как базовую ценность ориентации педагога. Работодатель сейчас нуждается в специалисте, не владеющем теоретическими знаниями, а умело ориентирующемся в современном информационном пространстве, нацеленном на дальнейшее самообучение и саморазвитие, в рамках данной тенденции в профессиональном образовании в России формируется компетентностный подход. Исследователями данного подхода в профессиональном обучении в России стали И.А. Зимняя, В.А. Болотов, А.Г. Каспржак, А.А. Пинский, А.В. Хуторской, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин и другие.
В рамках компетентностного подхода происходит ориентация на развитие таких личностных качеств музыканта-духовика как обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. Все они крайне важны в процессе становление личности артиста-инструменталиста при обучении студента класса духовых инструментов, обладающего широким спектром профессиональных компетенций.
Изложение основного материала статьи. Согласно ФГОС в результате обучения студент, прошедший обучение в классе духовых инструментов должен быть готов к исполнительской деятельности в качестве артиста оркестра, ансамбля или солиста на различных сценических площадках [1, с. 4], а также обладать общими и профессиональными компетенциями. В Словаре современного российского профессионального образования дается расшифровка данных понятий: общая компетенция - это «способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности» [7, с. 10], профессиональная компетенция - это «способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности» [7, с. 10]. Из данный понятий мы можем определить, что наличие практического опыта, умений и знаний является ключевым для формирования всех видов компетенций. В рамках реализации ФГОС по специальности 53.02.03 (духовые и ударные инструменты) обучающемуся необходим практический опыт в концертной деятельности, для формирования которого существует комплекс предметов профессионального цикла «Специальный инструмент», «Ансамблевое исполнительство», «Дирижирование, чтение оркестровых партитур», «Дополнительный инструмент - фортепиано» [1, c. 29]. По причине многогранности компетенций, необходимых учащемуся для дальнейшей профессиональной деятельности, каждый из предметов профессионального цикла служит средством получения отдельных компонентов профессиональных знаний. Все эти предметы объединяет активная работа над музыкальным произведением, логическим завершением которой является концертное выступление в качестве солиста, участника ансамбля или дирижера.
Процесс работы над музыкальным произведением тесно связан с интерпретаторской деятельностью исполнителя. В Музыкальной энциклопедии дается содержательное определение термину «интерпретация». Это «художественное истолкование певцом, инструменталистом, дирижёром, камерным ансамблем
музыкального произведения в процессе его исполнения, раскрытие идейно-образного содержания музыки выразительными и техническими средствами исполнительского искусства» [5, с. 275]. В свою очередь деятельность - это «человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и человека» [6]. Таким образом, объединяя данные два термина дадим понятие интерпретаторской деятельности, как активности, отражающей процесс создания художественного образа произведения от осмысления его идейно-образного содержания до создания собственной исполнительской концепции. Опираясь на данное определение, можно говорить о важности обращения к процессу интерпретации для формирования умения «целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар» [1, с. 5].
В рамках нашей работы рассмотрим формирование профессиональных компетенций, обозначенных в ФГОС, в процессе интерпретаторской деятельности, разделив данный процесс на пять последовательных этапов.
Первый этап. Происходит процесс ознакомления с произведением, студентом проводится теоретический и исполнительский анализ, выявляются основные стилевые особенности эпохи произведения, национального и композиторского стиля, изучаются аспекты жизни композитора, которые могли привести к созданию данного произведения, анализируется опыт других исполнителей. При исследовании характеристик нотного текста первоначально формируются общие представления о историческом стиле, как широком понятии (классицизм, романтизм), затем происходит углубление в эстетические и мировоззренческие теории, преобладающие в конкретный временной период, происходит анализ смежных культурных сфер - театра, литературы, живописи, изучение исполнительских традиций и особенностей композиторской школы того времени, функциональности и возможностей музыкальных инструментов. Исследование всех этих компонентов помогает погрузиться в эпоху, исполняемого произведения, обозначив основные художественно-стилевые особенности для будущей интерпретаторской модели [4]. Преобладающим видом деятельности на данном этапе работы является музыкально-аналитическая, с её помощью студент исследует произведение и средства музыкальной выразительности, встречающиеся в нем. На протяжении данного этапа работы студент класса духовых инструментов получает развитие следующей профессиональной компетенции - умения «выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений» [1, с. 5].
Второй этап. На основе опыта известных исполнителей происходит интерпретаторский анализ текста, находятся как общие исполнительские черты, так и индивидуальные. Студент занят выявлением отличительных черт и качеств, присущих изучаемому произведению, что предполагает достаточно высокий уровень знаний в областях, связанных не только с исполнительством, но и с теорией и историей музыки, а также наличие значительной слуховой базой, включающим произведения различных стилей и жанров. Основываясь на исполнительских традициях, стилевых особенностях, индивидуальном композиторском почерке происходит формирование личного отношения к произведению, в процессе которого студент проникает в художественный замысел композитора. Очень важно в момент создания личного интерпретаторского замысла не допустить подражания или невольного копирования чьей-либо исполнительской концепции. Педагог направляет студента на изучение герменевтических подходов, формулируя вопросы и помогая искать пути их решения, происходит стимулирование мышления студентов к самостоятельному выдвижению интерпретаторских идей, гипотез и исполнительских решений. Данный этап позволяется развиваться одному из основных видов базовых компетенций - способности к самообразованию. У обучающего развивается потребность в расширении собственных знаний и умений, появляется тяга к личностному и профессиональному совершенствованию.
Третий этап. Используя необходимый арсенал виртуозно-технических средств происходит процесс формирования собственной исполнительской речи, зарождается основа будущей интерпретации. На данном этапе важным процессом является развитие личностных качеств и умений, необходимых для построения технологической модели интерпретации произведения. При низком уровне подготовленности студента происходит расхождение внутренних представлений о художественном образе изучаемого произведения и технических возможностей исполнителя. В случае отсутствия необходимых технических навыков может вставать вопрос о невозможности исполнения произведения, что противоречит профессиональной исполнительской компетенции - «целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения» [1, с. 5]. Поэтому при возникновении технических сложностей студент класса духовых инструментов при поддержке педагога должен работать с целью их устранения и лишь преодолев несовершенства в своей игре переходить к следующему интерпретаторскому этапу. Роль педагога заключается уже в корректировке созданных в рамках интерпретируемого произведения художественных образов в соответствии с ранее разработанной исполнительской концепцией. Окончанием данного этапа является обобщение результатов предыдущей работы и появление осознанной, полностью сформированной музыкальной мысли.
Четвертый этап художественно-интерпретаторской деятельности студента-исполнителя - это непосредственное исполнение музыкального произведения. Этот этап является наглядной демонстрацией освоенных и трактованных музыкантом художественных образов и культурных смыслов, заложенных в музыкальное произведение. Публичное выступление отражает уровень сформированности интерпретаторской культуры студента класса духовых инструментов. В рамках данного этапа происходит развитие профессиональной компетенции, направленной на осуществление исполнительской и репетиционной деятельности, и навыка публичного выступления. Публичное выступление, как логическое завершение интерпретаторской деятельности студента, в свою очередь - это часть внеаудиторной работы, направленной на «формирование и развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся» [1, с. 53]. Участие студентов в концертной деятельности, является частью производственной исполнительской практики, которая «проводится концентрированно и (или) рассредоточенно в течение всего периода обучения» [1, с. 56].
Пятый этап заключается в активной рефлексивно-аналитической деятельности. Студенту необходимо оценить эффективность и качество выполнения профессиональных задач, поставленных на протяжении работы над произведением, провести анализ результатов исполнительской деятельности. Для более качественного решения данных вопросов необходимо «применять в исполнительской деятельности
технические средства звукозаписи» [1, с. 5], так как впечатления от собственного исполнения часто отличаются от аудио или видеозаписи выступления. В рамках данного этапа исполнитель может пересмотреть какие-либо аспекты интерпретации произведения и внести в нее изменения, активно задействуется исследовательский компонент.
А.А. Хотенцев выделяет компоненты профессиональных компетенций, формирующихся в процессе обучения игре на кларнете:
• «мотивационный (прежде всего увлеченность, заинтересованность, мотивация деятельности);
• содержательный (наличие специальных знаний - о музыке, об истории и теории исполнительства, методике и др.);
• личностный (наличие специфических черт личности и физических данных, в том числе ответственность);
• технологический (наличие специальных умений и навыков, необходимых для исполнительской деятельности, проявляющихся при непосредственном контакте с инструментом)» [8, с. 13].
Выводы. Рассмотрев пять этапов интерпретаторской деятельности студента класса духовых инструментов, мы видим, что на каждом из этапов происходит формирование и развитие общих и профессиональных компетенций. В процессе обучения в классе духовых инструментов на различных дисциплинах профессионального цикла происходит освоение сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительского репертуара, что так же входит в рамки профессиональных компетенций студента-духовика. В процессе освоения данного исполнительского репертуара происходит рост исполнительского мастерства студента класса духовых инструментов, накапливаются профессиональные знания, компетенции, игровые умения, навыки и способности.
При работе над музыкальным произведением, в процессе интерпретаторской деятельности происходит формирование следующих исполнительских компетенций:
• компетенция художественного мышления;
• умение видеть, воспринимать и воспроизводить музыкальный образ, высокая степень эмоционального отклика на музыкальное произведение;
• знание и понимание стилевых особенностей композитора и эпохи;
• умение проецировать знание особенностей композиторского стиля на практическое исполнительство;
• способность к точности двигательной координации;
• владение базой профессионально-технических средств, необходимых для исполнения произведений различных эпох и стилей;
• способность к многоплановости распределения внимания;
• способность к быстрому усвоению нотного текста;
• способность интегрировать полученные знания, умения и навыки в дальнейшей профессиональной деятельности;
• способность к публичному выступлению;
• умение удерживать внимание слушательской аудитории;
• высокий уровень исполнительской техники и исполнительской культуры;
• уровень сформированности исполнительского мастерства [2, 3, 7].
В классе духовых инструментов большое внимание уделяется созданию индивидуальной траектории развития каждого студента, создаются условия для реализации творческого потенциала будущего профессионала. В процессе интерпретаторской деятельности происходит формирование и развитие профессиональных компетенций студента-духовика.
Литература:
1. Анисимов М.В. Исполнительское мастерство как интегральное индивидуально-творческое качество музыканта-духовика // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3-2. С. 270-274.
2. Комурджи Р.З. Проблема исполнительской интерпретации музыкальных произведений // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. М.: МЦНО, 2017. № 7 (9). С. 5-9.
3. Корноухов М.Д. Интерпретация музыкального произведения - от теории к практике // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2016. №3 (15). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/interpretatsiya-muzykalnogo-proizvedeniya-ot-teorii-k-praktike (дата обращения: 10.08.2019).
4. Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] т. 2 / гл. ред. Ю.В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия: Советский композитор, 1974. 480 с.
5. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. М.: ИКАР, 2009. URL: http://gramota.ru/slovari/dic/?word=деятельность&all=x (дата обращения: 05.08.2019).
6. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. - Выпуск 1. М.: ФИРО, 2010. 19 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 инструментальное исполнительство (по видам инструментов) URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70712422 (дата обращения: 05.07.2019).
8. Хотенцев А.А. Формирование профессиональной компетентности музыканта-исполнителя в процессе обучения игре на различных видах кларнета // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М. 2007. 23 с.