Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
949
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГ / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / SPEECH DEVELOPMENT / PRESCHOOL AGE / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Измайлова Рания Геннадьевна, Тимохина Татьяна Васильевна, Ефимова Евгения Петровна

В статье с психолого-педагогических позиций рассмотрена проблема взаимосвязи интеллектуального развития детей дошкольного возраста и речевого развития. Приведены доводы по обусловленности изучения данной темы потребностями современного общества, требованиями ФГОС, необходимостью совершенствования программ дошкольного образования, преобразования подходов к развитию интеллектуальных способностей. Обоснована взаимосвязь речевого и интеллектуального развития. Рассмотрены исторические и теоретические основы изучения речевого и психического развития. Представлен анализ психолого-педагогических исследований российских и зарубежных ученых. Выявлены направления современных исследований в русле конкретизации или отражении взаимодействия с другими науками. На основе гносеологического, личностно-деятельностного, интегрированного подходов выделены и охарактеризованы наиболее эффективные формы педагогической работы по формированию и развитию интеллекта и речи детей дошкольного возраста: сюжетно-ролевая игра, беседа, наблюдение, проблемное обучение, проектная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Измайлова Рания Геннадьевна, Тимохина Татьяна Васильевна, Ефимова Евгения Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF INTELLECTUAL AND SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article considers the problem of the relationship between the intellectual development of preschool children and speech development from a psychological and pedagogical perspective. Arguments are given on the conditionality of studying this topic with the needs of modern society, the requirements of the Federal State Educational Standard, the need to improve pre-school education programs, and transform approaches to the development of intellectual abilities. The interrelation of speech and intellectual development is substantiated. The historical and theoretical foundations of the study of speech and mental development are considered. The analysis of psychological and pedagogical research of Russian and foreign scientists is presented. The directions of modern research in the context of concretization or reflection of interaction with other sciences are revealed. On the basis of epistemological, personal-activity, integrated approaches, the most effective forms of pedagogical work on the formation and development of intelligence and speech of preschool children have been identified and characterized: role-playing game, conversation, observation, problem-based training, project activity.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выводы, которые можно сделать, исходя из всего вышесказанного.

В студенческом возраста, в частности - у студента первого курса вуза происходит преображение всей системы ценностных ориентаций. Для первокурсников характерны следующие новообразования: самоопределение; готовность к профессиональному самоопределению; самосознание; идентичность; мировоззрение; внутренняя позиции мужчины или женщины. Основными характеристиками студенческого возраста являются: 1) высокий образовательный уровень, 2) познавательная мотивация, 3) интеллектуальная и социальная зрелость, 4) социальная активность.

Социальная адаптация, по нашему мнению, - это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности в выполнении определенных биосоциальных функций: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма, адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха, способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость (адаптированность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем профессиональную деятельность педагогических работников и специалистов сопровождения, которая направлена на изучение индивидуальных и личностных особенностей человека, на оказание помощи и поддержки обучающему на разных возрастных этапах его развития. .

Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов первого курса в вузе осуществляется через ряд этапов: 1) подготовительный, 2) диагностический, 3) стартовый, 4) основной, 5) итоговый.

Литература:

1. Адушкина К.В., Лозгачева О.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования: учеб. пособие. Екатеринбург, 2017.

2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы. Л., 1974. Вып. 2. С. 82-89.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.

4. Гильманов С.А., Вербицкая Н.О., Жиденко И.С. Теоретические подходы к определению стратегических (концептуальных) ориентиров развития социально активной системы образования города // Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской Академии образования. 2001. № 6 (12). С. 40-52.

5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М., 2005.

6. Евладова Е.Ь., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М., 2002.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 205. 384 с.

8. Иваненко М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольника: монография. Екатеринбург, 2010. 208 с.

9. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / Под ред. Л.М. Шипицыной. М.: ВЛАДОС, 2003. 528 с.

10. Рейнвальд Н.И. К вопросу об основных свойствах личности студента // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности: сб. научных трудов. М., 1988. С. 85-95.

11. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 192 с.

Педагогика

УДК: 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Измайлова Рания Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); доктор педагогических наук, доцент Тимохина Татьяна Васильевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); студентка 5 курса педагогического факультета Ефимова Евгения Петровна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье с психолого-педагогических позиций рассмотрена проблема взаимосвязи интеллектуального развития детей дошкольного возраста и речевого развития. Приведены доводы по обусловленности изучения данной темы потребностями современного общества, требованиями ФГОС, необходимостью совершенствования программ дошкольного образования, преобразования подходов к развитию интеллектуальных способностей. Обоснована взаимосвязь речевого и интеллектуального развития. Рассмотрены исторические и теоретические основы изучения речевого и психического развития. Представлен анализ психолого-педагогических исследований российских и зарубежных ученых. Выявлены направления современных исследований в русле конкретизации или отражении взаимодействия с другими науками. На основе гносеологического, личностно-деятельностного, интегрированного подходов выделены и охарактеризованы наиболее эффективные формы педагогической работы по формированию и развитию интеллекта и речи детей дошкольного возраста: сюжетно-ролевая игра, беседа, наблюдение, проблемное обучение, проектная деятельность.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, речевое развитие, дошкольный возраст, дошкольная образовательная организация, педагог.

Annоtation. The article considers the problem of the relationship between the intellectual development of preschool children and speech development from a psychological and pedagogical perspective. Arguments are given on the conditionality of studying this topic with the needs of modern society, the requirements of the Federal State

Educational Standard, the need to improve pre-school education programs, and transform approaches to the development of intellectual abilities. The interrelation of speech and intellectual development is substantiated. The historical and theoretical foundations of the study of speech and mental development are considered. The analysis of psychological and pedagogical research of Russian and foreign scientists is presented. The directions of modern research in the context of concretization or reflection of interaction with other sciences are revealed. On the basis of epistemological, personal-activity, integrated approaches, the most effective forms of pedagogical work on the formation and development of intelligence and speech of preschool children have been identified and characterized: role-playing game, conversation, observation, problem-based training, project activity.

Keywords: intellectual development, speech development, preschool age, preschool educational organization, teacher.

Введение. На сегодняшний день все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, поскольку уровень развития интеллекта является одним из наиболее значимых факторов, определяющих готовность ребенка к школьному обучению. В условиях введения ФГОС нового поколения, совершенствования программ дошкольного и начального общего образования, подходы к развитию интеллектуальных способностей совершенствуются и преобразуются. С этой точки зрения актуальность данного исследования не вызывает сомнений.

Обучение ребенка различным сторонам речи: грамматическому строю, слоговой структуре, связной речи, звукопроизношению и пр. не является единственной задачей подготовки к школьному обучению. Наиболее важным в данном вопросе является психолого-педагогическая готовность к обучению, конструктивному взаимодействию, эффективному сотрудничеству в построении собственной образовательной траектории, интеллектуальное развитие в котором играет немаловажную роль.

Изложение основного материала статьи. Совершенствование и развитие интеллекта происходит только при условии эффективного и достаточного речевого развития. Поэтому большинство авторов уделяют достаточное внимание всем сторонам развития ребенка дошкольного возраста, включая речевое.

В науке зафиксированы ряд исторических фактов, когда трагические обстоятельства не позволяли детям расти в человеческом социуме, овладевать речевом общением. Дети, выросшие вместе с животными (волками, собаками, пантерами, обезьянами и пр.) обладали повадками животных, отсутствием склонности к овладению речью и развитого мыслительного аппарата.

Исследованиями в области интеллектуального развития детей в разные исторические периоды занимались такие ученые как Ж. Пиаже [8], Л.С. Выготский [2], В.В. Давыдов [3] и др.

Рассматривать теоретические основы речевого развития невозможно без исследования психологической составляющей данного вопроса. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже [8], в которой рассматривается тесная взаимосвязь мышления и речи ребенка, предполагает несколько стадий интеллектуального развития детей.

• Сенсомоторная стадия охватывает период доречевого развития ребенка, для которого характерно чувственное восприятие окружающего мира, взаимодействие с предметами.

• Дооперациональная стадия характерна для детей дошкольного возраста. В этот период ребенок постепенно овладевает навыками речевого общения, но его мышление еще не логично и не систематизировано.

• Стадия конкретных операций охватывает период младшего школьного возраста. В этот период мыслительные операции характеризуются системностью, элементарной логичностью. Однако ребенок еще не готов к восприятию абстрактных суждений.

• Стадия формальных операций наблюдается с 11-12 лет. Мышление характеризуется логичностью, системностью, активно развивается и используется абстрактное, гипотетическое мышление.

Во всех периодах интеллектуального развития, описанных Ж. Пиаже, автор придает особое значение речевому развитию детей, прослеживается четкая связь развития речи и познавательных психических процессов.

Л.С. Выготский, исследуя интеллектуальное развитие, отмечает его непосредственную связь с речевым [2]. Рассматривая антологический аспект данного вопроса, автор считает, что изначально речь и мышление у людей развивались автономно, поскольку в процессе развития человека можно четко проследить доречевую интеллектуальную активность. Данный феномен можно наблюдать у детей на этапе доречевого развития, когда они коммуницируют посредством мимики, движений, жестов и др. Примерно в возрасте двух лет у детей начинается стремительное речевое развитие, которое происходит в неразрывной связи с интеллектуальным.

Изучению процесса развития речи во взаимодействии различных психических функций детей посвятили свои исследования такие ученые как Е.И. Тихеева [9], К.Д. Ушинский [10], Л.С. Выготский [2] и др.

К.Д. Ушинский [10] придавал огромное значение обучению детей родному языку, написав несколько фундаментальных трудов, посвященных данной теме. В «Родном слове» он постоянно обращается к работе педагога, посвященной развитию мыслительных операций ребенка посредством вопросов на понимание, сопоставление, сравнение и др.

Психолого-педагогические исследования развития речи детей Е.И. Тихеева [9] вела на основе педагогического наследия К.Д. Ушинского. Она считала, что развитие речи является основой всей системы воспитания и обучения в детском саду. Разработанная автором этапность речевого развития детей раннего и дошкольного возрастов полностью базируется на закономерностях психического развития с учетом кризисных возрастных периодов.

Современные исследования, посвященные взаимосвязи когнитивной и речевой сферы опираются на традиционные педагогические идеи [6] и содержат в своей основе идеи, связанные с дальнейшим развитием, конкретизацией исследований или отражают эффективное взаимодействие педагогики, психологии и развития речи с другими науками.

Так, Е.В. Кутурмина в своем эмпирическом исследовании убедительно доказывает позитивное влияние включения в повседневную образовательную деятельность по речевому развитию детей пословиц и поговорок [5]. Рассматривая различные аспекты интеллектуального развития, автор демонстрирует уникальный алгоритм, последовательность и усложнение использования на занятиях и в самостоятельной детской деятельности традиционных российских пословиц и поговорок.

Интересным является исследование группы авторов: Борейша О.Л., Бычковой Е.Л., Шевцовой Н.В. [1] в области взаимосвязи речевого и интеллектуального развития с использованием традиционных и авторских словесно-дидактических игр. Авторы выражают мысль о том, что для эффективного формирования речи в любой период развития ребенка используемые в дошкольном возрасте игры должны быть обязательно ориентированы на развитие когнитивной и интеллектуальной сфер.

Рассматривая психолого-педагогические аспекты формирования речи в дошкольном возрасте и связывая данное понятие с интеллектуальным развитием, невозможно не рассмотреть семантическую сущность второго.

Интеллект в большинстве фундаментальных психолого-педагогических исследований представляется как одна из важнейших психических характеристик человека, обуславливающая и регулирующая его поведение и способы действия во всех сферах жизнедеятельности. Следовательно, интеллектуальное развитие определяется как процесс многоплановый, охватывающий развитие социальных, коммуникативных, чувственно-сенсорных и иных качеств личности человека.

Рассматривая работы, посвященные интеллектуальному развитию в различные периоды взросления, следует отметить, что интеллект ребенка не развивается самостоятельно, не связан с периодами взросления организма. Его формирование и развитие коррелирует с прилагаемыми усилиями взрослых по целенаправленному и планомерному развитию, обуславливает взаимодействие ребенка с внешним миром посредством визуально-пространственного, чувственно-сенсорного и словесно-символического взаимодействия с предметами, явлениями и другими людьми.

Среди подходов к интеллектуальному развитию дошкольников можно выделить: гносеологический, личностно-деятельностный, интегрированный. Их учет в построении стратегии и тактики речевого развития необходим современному педагогу при планировании, поиске используемых методик, их отборе и адаптации.

Гносеологический подход позволяет педагогу представить правильную теоретическую платформу под планируемые исследования. Определившись с используемой теорией познания речи ребенка, правильно определить вектор взаимодействия исследователя и объекта исследования; правильно интерпретировать субъект и объект познания, сделать выводы.

Личностно-деятельностный подход в речевом и интеллектуальном развитии помогает использовать педагогическую деятельность с учетом индивидуальных психологических особенностей ребенка, его склонностей, способностей, потребностей и интересов. Ребенок в рамках данного подхода выступает как активный творческий субъект, демонстрирующий свою самостоятельность и направленность. Реализация языкового потенциала ребенка в полной мере возможна только с использованием личностно-деятельностного подхода.

Применение интегрированного подхода психологически обусловлено органическим соединением сознательных и подсознательных структур психики каждого человека. Образовательная деятельность при использовании данного подхода опирается на наличие когнитивного компонента, посредством которого происходит овладение практической речевой сферой. Интегрированный подход направлен, в первую очередь, на разумное соединение разрозненного материала в единое целое, подчеркивая различие и уникальные особенности каждого обучающегося.

Формирование интеллектуальных способностей ребенка начинается с первых дней жизни. Развитие интеллекта ребенка дошкольного возраста происходит поэтапно: от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

Наглядно-действенное мышление в свете речевого и интеллектуального развития ребенка характеризуется как возможность адекватно осознавать окружающий мир и действовать в нем сообразно сложившейся ситуации. Формирование способности мыслить с раннего возраста происходит с помощью осуществления простейших действий с предметами, познании их свойств и качеств. В более старшем возрасте ребенок начинает осмысливать и передавать свой опыт и впечатления от деятельности с помощью речи. Исследовательская детская деятельность неразрывно связана с наглядно-действенным мышлением.

Наглядно-образное мышление является более сложным. Чем охарактеризованное ранее наглядно-действенное. Имеющее огромное значение для интеллектуального и речевого развития ребенка, наглядно-образное мышление предполагает оперирование образами, воплощающими зрительное представление ребенка и его словесное выражение. Данное мышление позволяет представить характеристику изучаемого предмета во всем ее богатстве и разнообразии, разобраться со сложившейся ситуацией в полной мере, конкретизировать сказанное.

Переходя непосредственно к различным формам работы с детьми, способствующим как речевому, так и интеллектуальному развитию, хочется отметить довольно внушительный ряд исследований, посвященный данному вопросу [1, 2, 3, 4, 5, 9] и др.

Изучив ряд теоретических и экспериментальных исследований, нам удалось выделить и охарактеризовать различные, наиболее эффективные на наш взгляд, формы и методы педагогической работы по формированию и развитию интеллекта и речи детей дошкольного возраста. Для удобства они сопоставлены в таблице 1.

Таблица 1

Формы работы с детьми, способствующие интеллектуальному и речевому развитию

Формы Речевое развитие Интеллектуальное развитие

Сюжетно-ролевая игра Способствует обогащению словарного запаса, закреплению новых слов, формированию грамматического строя речи. Ориентирует ребенка на речевое сопровождение конкретной ситуации. Кроме развития всех сенсорных познавательных психических процессов, активизирует сравнение и сопоставление, позволяет проводить логические связи и аналогии.

Беседа Способствует активизации словаря, формированию и развитию правильной диалогической и монологической речи. Содержание может побуждать ребенка к анализу, рассуждению, сравнению, сопоставлению. Может носить познавательный характер.

Наблюдение Ориентировано на объект или процесс. Наблюдение за объектами живой и неживой природы способствует обогащению и активизации словаря, развитию навыков общения. Наблюдение и описание процесса позволяет развить словарь, связную речь, ее грамматический строй. Уточнение представлений о различных объектах живой и неживой природы. Развитие логического мышления, воображения, памяти.

Проблемное обучение Развивает глагольный словарь, ориентирует на использование прилагательных, развивает умение правильно строить сложные предложения. Стимулирует решение проблемной ситуации с помощью психологического состояния интеллектуального затруднения. Способствует развитию внимания, познавательной деятельности; наблюдательности, самостоятельности, ответственности, критичности и самокритичности, инициативности, нестандартности мышления, правильного сочетания осторожности и решительности.

Проектная деятельность Способствует развитию умения следовать логике изложения, ставить вопросы и отвечать на них, выгодно описывать проект, отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою точку зрения. Способствует овладению навыками и способами действий при изучении отдельных предметов и явлений, развитию основных мыслительных операций.

В данной таблице охарактеризованы далеко не все формы эффективного взаимодействия с детьми, способствующие интеллектуальному и речевому развитию детей дошкольного возраста. Очевидно, что для развития речи и интеллекта ребенка используется все многообразие форм и методов педагогического воздействия.

Выводы. Таким образом, развитие интеллекта и речи детей дошкольного возраста обусловлены потребностями современного общества, требованиями ФГОС, необходимостью совершенствования программ дошкольного образования, необходимостью совершенствования и преобразования подходов к развитию интеллектуальных способностей.

Рассмотрение теоретических основ речевого развития невозможно без исследования психологической составляющей данного вопроса. Изучению процесса речевого развития во взаимодействии с формированием и развитием различных психических функций посвятили свои психолого-педагогические исследования российские и зарубежные ученые. Современные исследования с опорой на фундаментальные содержат в своей основе идеи, связанные с дальнейшим развитием, конкретизацией исследований или отражают эффективное взаимодействие педагогики, психологии и развития речи с другими науками.

Среди подходов к интеллектуальному развитию дошкольников можно выделить: гносеологический, личностно-деятельностный, интегрированный.

Изучив ряд теоретических и эмпирических исследований, нам удалось выделить и охарактеризовать наиболее эффективные формы педагогической работы по формированию и развитию интеллекта и речи детей дошкольного возраста: сюжетно-ролевая игра, беседа, наблюдение, проблемное обучение, проектная деятельность.

Литература:

1. Борейша О.Л., Бычкова Е.Л., Шевцова Н.В. Повышение уровня речевого и интеллектуального развития старших дошкольников посредством словесно-дидактических игр // Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. - 2018. - С. 202-204.

2. Выготский, Л.С. Речь и практическое действие в поведении ребёнка / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6ти т. Т. 6 / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984. - 396 с.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. - 127 с.

4. Жинкин, Н.И. Речь как проводник ин формации / Н.И. Жинкин. - М.: Политиздат, 1982. - 250 с.

5. Кутурмина Е.В. Интеллектуальное развитие детей посредством включения в образовательную деятельность по речевому развитию пословиц и поговорок // Традиции и новации в дошкольном образовании. - 2019. - № 2 (10). - С. 48-50.

6. Максимова Е.Г., Тимохина Т.В. Традиционные идеи педагогики в воспитании современного поколения // Образование и общество. - 2019 - № 3 (116). - С. 13-18.

7. Манасеина, М.М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. Вып. 1 / М.М. Манасеина. - СПб., 1894. - 160 с.

8. Пиаже, Ж.Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж.Ж. Пиаже. - М.: Педагогика, 1994. - 185 с.

9. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детских садов. М.:«Просвещение», 1972. - 312 с.

10. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.7. Родное слово. Руководство по преподаванию по Родному слову. М. - Л.: АПН РСФСР. - 1949. - 358 с.

Педагогика

УДК: 377.5

аспирант Ильина Юлия Анатольевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры» (г. Белгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРПРЕТАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КЛАССА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Аннотация. Данная работа посвящена процессу формирования профессиональных исполнительских компетенций. Автор изучает этапы интерпретаторской деятельности студентов и виды профессиональных компетенций. В статье формулируются основные виды исполнительских компетенций, формируемых в процессе интерпретаторской деятельности.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, исполнительские компетенции, интерпретация, интерпретаторская деятельность.

Annotation. This work is devoted to the process of formation of professional performing competences. The author studies the stages of student's interpretative activity and types of professional competences. The article is formulated the principal performance competences.

Keywords: professional competences, performing competences, interpretation, interpreting activity.

Введение. В современном мире профессиональное образование решает широкий комплекс задач, направленный на подготовку высококвалифицированных специалистов, личность которых отвечает приоритетным и перспективным запросам новой инновационной экономики государства. В связи с повышающейся конкуренцией на рынке труда, стремительным развитием передовых технологий в современной педагогике формируются инновационные технологии, образование, ранее опирающееся на систему знаний, умений, навыков, определяет личность обучающегося как базовую ценность ориентации педагога. Работодатель сейчас нуждается в специалисте, не владеющем теоретическими знаниями, а умело ориентирующемся в современном информационном пространстве, нацеленном на дальнейшее самообучение и саморазвитие, в рамках данной тенденции в профессиональном образовании в России формируется компетентностный подход. Исследователями данного подхода в профессиональном обучении в России стали И.А. Зимняя, В.А. Болотов, А.Г. Каспржак, А.А. Пинский, А.В. Хуторской, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин и другие.

В рамках компетентностного подхода происходит ориентация на развитие таких личностных качеств музыканта-духовика как обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. Все они крайне важны в процессе становление личности артиста-инструменталиста при обучении студента класса духовых инструментов, обладающего широким спектром профессиональных компетенций.

Изложение основного материала статьи. Согласно ФГОС в результате обучения студент, прошедший обучение в классе духовых инструментов должен быть готов к исполнительской деятельности в качестве артиста оркестра, ансамбля или солиста на различных сценических площадках [1, с. 4], а также обладать общими и профессиональными компетенциями. В Словаре современного российского профессионального образования дается расшифровка данных понятий: общая компетенция - это «способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности» [7, с. 10], профессиональная компетенция - это «способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности» [7, с. 10]. Из данный понятий мы можем определить, что наличие практического опыта, умений и знаний является ключевым для формирования всех видов компетенций. В рамках реализации ФГОС по специальности 53.02.03 (духовые и ударные инструменты) обучающемуся необходим практический опыт в концертной деятельности, для формирования которого существует комплекс предметов профессионального цикла «Специальный инструмент», «Ансамблевое исполнительство», «Дирижирование, чтение оркестровых партитур», «Дополнительный инструмент - фортепиано» [1, c. 29]. По причине многогранности компетенций, необходимых учащемуся для дальнейшей профессиональной деятельности, каждый из предметов профессионального цикла служит средством получения отдельных компонентов профессиональных знаний. Все эти предметы объединяет активная работа над музыкальным произведением, логическим завершением которой является концертное выступление в качестве солиста, участника ансамбля или дирижера.

Процесс работы над музыкальным произведением тесно связан с интерпретаторской деятельностью исполнителя. В Музыкальной энциклопедии дается содержательное определение термину «интерпретация». Это «художественное истолкование певцом, инструменталистом, дирижёром, камерным ансамблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.