DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-341-347
^^^^^^^^^ оригинальная статья
Психолого-педагогические условия интеллектуального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Елена В. Чипиль а; Татьяна В. Шамовская а> @
а Кемеровский государственный университет, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @ [email protected]
Поступила в редакцию 06.12.2019. Принята к печати 27.12.2019.
Аннотация: Рассматриваются особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Теоретический анализ показал, что у таких детей обнаруживается системная несформированность вербальных и невербальных функций интеллекта. Данный факт подтверждается проведенным эмпирическим исследованием. Для решения практических задач были использованы цветной вариант теста «Прогрессивные матрицы Равена», тест Д. Векслера для детей дошкольного возраста (4-6,5 лет) в адаптации М. Н. Ильиной. Обработка данных осуществлялась с помощью статистических методов. Описана система психолого-педагогических условий интеллектуального развития дошкольников, реализуемая в условиях дошкольной образовательной организации. В качестве основы интеллектуального развития рассматривается сенсорное воспитание, направленное на развитие ощущений и восприятия. Речевое развитие, развитие элементарных математических представлений, продуктивные виды деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация) также рассматриваются как значимые аспекты интеллектуального воспитания. Для систематизации психолого-педагогических условий развития интеллектуальных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи разработана и реализована Программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (с использованием дидактических игр). По данным формирующего эксперимента зафиксирована эффективность реализации комплекса психолого-педагогических условий, направленных на оптимизацию интеллектуального развития детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями речи, дети дошкольного возраста, развитие интеллекта в дошкольном возрасте, сенсорное воспитание, дошкольное образование, организованная образовательная деятельность, дидактические игры
Для цитирования: Чипиль Е. В., Шамовская Т. В. Психолого-педагогические условия интеллектуального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 4. С. 341-347. БО!: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-4-341-347
Введение
В настоящее время выявлен значительный рост числа дошкольников, имеющих нарушения речи, в частности тяжелые. Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизно-шения, просодической организации звукового потока). Дошкольники с ТНР имеют системную несформированность речи [1]. Главной закономерностью отклонений является изменение развития личности аномального ребенка в целом. Значительные речевые дефекты влияют на становление психики. Обнаруживается системная несформированность как вербальных, так и невербальных функций. Отмечается недостаточная развитость познавательных процессов, непроизвольная регуляция их протекания, низкая продуктивность деятельности [2].
Таким образом, в процессе психолого-педагогической диагностики у детей с ТНР выявляется интеллектуальное отставание. Е. Ф. Соботович пишет, что такие дети имеют сохранные интеллектуальные предпосылки, но у них
замедляется темп развития и применения умственных действий. В связи с этим необходимо создавать специальные психолого-педагогические условия для развития интеллекта детей с ТНР с целью формирования у них интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности. Проблема умственного развития изучается психологами в неразрывном единстве с речевым развитием детей, исходя из представлений, что язык является средством общения, взаимопонимания, закрепления и передачи знаний, опыта [3].
Выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу-психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы в процессе реализации комплексного характера психолого-педагогических условий, направленных на оптимизацию интеллектуального развития дошкольников с ТНР.
Теоретические основы
Интеллект ребенка - специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания
окружающего мира. Познание окружающего мира дошкольниками осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности. Развитие интеллекта детей дошкольного возраста связано с развитием мышления. Совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения, улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти, начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач способствуют интеллектуальному развитию в дошкольном возрасте [4].
В целом интеллектуальное развитие дошкольников характеризуется разнонаправленными тенденциями, проявляющимися в развитии познавательных функций и интеллектуальных способностей [5].
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста с ТНР проявляется в следующих особенностях речи и мышления: несформированность навыков связного высказывания, наличие ограниченного словарного запаса, стойких множественных аграмматизмов, тяжелые нарушения общей разборчивости речи, затруднения в формировании устной и письменной речи, нарушения слухового и зрительного восприятия, памяти, пространственных и временных представлений, снижение мнестической деятельности, примитивизм и конкретность мышления, нарушения симультанного анализа и синтеза, отставание в формировании перцептивных действий, неустойчивость, трудности переключения внимания, низкий уровень его произвольности [6].
Умственное развитие ребенка нельзя рассматривать отдельно от психического, от многообразия чувств, интересов и других черт, которые образуют его духовный облик [7]. Полноценное интеллектуальное развитие происходит в педагогически правильно организованной деятельности. В дошкольных образовательных организациях в содержание умственного воспитания входит развитие интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления. Основа интеллектуального развития - сенсорное воспитание, направленное, прежде всего, на развитие ощущений и восприятий, поскольку познание окружающего мира ребенком происходит через действие данных психических процессов. Уровень развития ощущений и восприятия определяет успешность познавательной деятельности.
Содержание сенсорного воспитания включает развитие зрительных ощущений: детей учат различать и называть цвета, формируют у них представления об оттенках, формах. Развитие слухового восприятия предполагает формирование умения вслушиваться и различать звуки окружающей среды, различать длительность и силу звуков, воспитание речевого слуха [7]. В дошкольных образовательных организациях также развиваются пространственно-временные представления, тактильная чувствительность (умение различать на ощупь качество предметов и правильно их называть, оперируя понятиями твердый - мягкий, холодный - горячий, гладкий - шершавый и др.), обонятельные и вкусовые
DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-341-347
ощущения. Детей учат определять свойства и качества предметов, обследуя их. Обследование - это специально организованное восприятие, направленное на определение детьми формы, величины предмета, его свойств. При знакомстве с предметами дети узнают их словесное обозначение, что помогает в дальнейшем свободно ориентироваться в окружающей действительности.
В содержание интеллектуального воспитания входит речевое развитие, развитие элементарных математических представлений, продуктивные виды деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация), которые способствуют формированию мыслительных операций у дошкольников.
С интеллектуальным развитием органически связано развитие речи. Основные его задачи в дошкольных организациях - воспитание звуковой культуры речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания. Особенностью работы по обогащению словаря является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений воспитанников об окружающих их предметах и явлениях быта, природе. Познавая окружающий мир, дети, как упоминалось ранее, усваивают словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений - все это является необходимым звеном в обучении дошкольников родному языку [1].
Культура речи (владение языковой нормой) складывается благодаря работе над правильным пониманием смысла слов, развитием точности словоупотребления. Решение этой задачи возможно благодаря специальным речевым упражнениям и словесным играм [8]. Наряду с играми, которые имеют широкое общеразвивающие влияние на речь, имеются дидактические игры, решающие задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы (например, освоение родительного падежа множественного числа, повелительного наклонения глагола, согласования слов в роде, числе, падеже, способов образования слов - наименований детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов и др.). Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина), действиям; рассказать о животном, об игрушке; составить сюжет по картинке, развернуть его в соответствии с замыслом. Речевые игры и словесные упражнения задействуют такие психические функции, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение [3].
Развитие речи и речевое общение воспитанников осуществляется во всех видах деятельности и в разных формах как на специальных речевых занятиях, так и вне занятий. В процессе подвижных игр, утренней гимнастики, на физкультминутках, во время дневной и вечерней прогулок проводятся упражнения, в которых речевой материал сочетается с действиями ребенка.
Математическая подготовка детей в дошкольных образовательных организациях включает обучение счету, развитие количественных представлений, обучение решению и составлению простых математических задач. Начиная
DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-341-347
с младшего возраста дети усваивают понятия больше -меньше - поровну, большой - маленький, длиннее - короче, выше - ниже и др. Усвоение данных понятий влияет не только на развитие грамматического мышления, но и на формирование элементов логического мышления, что положительно отражается на интеллектуальном развитии дошкольников. В режимные моменты и на занятиях воспитанники учатся определять расположение предметов, направление их движения, длину, размер.
Следует упомянуть о логических приемах умственных действий в аспекте развития мышления дошкольников. К ним относятся сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия и систематизация. Классификация, например, предполагает разделение множества на группы по какому-либо признаку (основанию). Основание может быть задано или не задано, что зависит от возраста ребенка. Если ребенок старшего возраста, то выполнение задания без указания основания потребует от него умения анализировать, сравнивать, обобщать. В дошкольном возрасте классификацию можно проводить по наименованию предметов, цвету, размеру, форме и другим признакам. Педагог только указывает количество групп, на которое необходимо разбить данное множество.
Синтез предполагает соединение различных признаков или элементов в целое, дополняет процесс анализа. Анализ осуществляется через синтез, синтез - через анализ. Могут быть использованы следующие задания: возьми красный шар; выбери круглый, но не мяч; возьми красный, но не мяч; возьми мяч, но не красный и др. Деятельность, которая формирует синтез у дошкольников, - это конструирование. Сначала дети воспроизводят объект с образцом по типу делай, как я, повторяя за педагогом весь процесс конструирования, затем делают это по памяти, далее самостоятельно воспроизводят способ построения (сделай такой же) и в итоге переходят на ступень творческого конструирования, используя разные мозаики, конструкторы, кубики, картинки, когда педагог выступает ненавязчивым помощником (Построй высокий дом; Построй гараж для машины и др.).
Сериация - построение упорядоченных возрастающих и убывающих рядов (матрешки, пирамидки, палочки) по размеру, длине, высоте, ширине. Если предметы однотипные, они располагаются по величине с указанием мерила величины (игрушки по росту); если предметы разного типа - по цвету [9].
В заданиях математического характера можно выделить упражнения, направленные на развитие компонентов интеллекта (мышление, внимание, память, воображение, восприятие), и упражнения, которые ориентированы на развитие характерных качеств математического мышления (гибкость, понимание причинно-следственных связей, пространственная подвижность, системность). Развитию словесной памяти способствует заучивание различных потешек, считалок, стихов; развитию образной памяти -игры «Чего не стало?», «Что изменилось?». Суть этих игр: на столе выстраивается небольшая сюжетная группа, ребенок должен запомнить ее. Затем педагог изменяет
1-2 детали, в то время как ребенок отворачивается. Задача ребенка - заметить, что изменилось. Развитие зрительного внимания связано с упражнениями «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Чем отличаются?» (ребенку демонстрируется два предмета или их изображения, отличающиеся одним признаком: кот рыжий и кот серый; кукла большая и кукла маленькая; кукла в платье и кукла в переднике и т. д.). Развитию запоминания способствует игра «Расскажи про него»: педагог показывает ребенку предмет 5-10 секунд, затем ребенок по памяти его описывает или находит среди нескольких. Воображение поддается развитию при использовании таких специальных упражнений, как «На что это похоже?» (на какие предметы похожи геометрические фигуры, какие предметы треугольной, круглой, овальной формы ты знаешь), «Для чего это можно использовать?» (называется предмет - предлагаются варианты его использования) и др. Обучающие игры актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их [7].
В дошкольных образовательных организациях создание системы психолого-педагогических условий интеллектуального развития воспитанников также предполагает соблюдение принципа возрастной адресности. Одно и то же содержание по теме используется для работы в разных возрастных группах с большим или меньшим наполнением, воспитатель подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям. Материал для изучения формулируется на едином поле с учетом возрастных уточненных требований. Тематическое планирование подразумевает реализацию принципа циклического обучения, который рекомендует синхронно изучать выделенные темы практически на всех видах занятий, а также позволяет уточнить и расширить ЗУН детей по основным темам, изучая их на новом качественном уровне в каждом учебном году. Тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности представлена в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме. Предварительный подбор взрослым основных тем предают системность и культуросо-образность образовательному процессу. Ребенок проживает тему в разных видах детской деятельности. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности вынуждает взрослого к более свободной позиции - позиции партнера, а не учителя.
Кроме того, предметно-пространственная развивающая среда способна оказывать стимулирующее действие на развитие интеллекта дошкольников. Она оснащена большим количеством развивающих материалов (пособия, демонстрационный и раздаточный дидактический материал, дидактические, настольно-печатные игры, картотека опытов и экспериментов, развивающие игрушки, наборы для совершенствования сенсорики, аудиозаписи, иллюстрационный материал и др.) [7].
Результаты
Для решения эмпирических задач исследования были использованы цветной вариант теста «Прогрессивные матрицы Равена» [10] и тест Д. Векслера (ШРР81) для детей дошкольного возраста (4-6,5 лет) в адаптации М. Н. Ильиной [11]. В исследовании приняли участие
32 ребёнка в возрасте 5-6 лет, зачисленные в логопедические группы в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
Нами были проведены замеры и расчет показателей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп (табл. 1-2). По результатам констатирующего эксперимента у детей с ТНР недостаточно сформированы вербальные психические функции, преобладают невербальные параметры. Интеллектуальное развитие характеризуется определенной спецификой, выражающейся в низкой продуктивности познавательных процессов, непроизвольной регуляции их протекания, сниженной способности к систематизированной, планомерной умственной деятельности.
Для выявления различий в средних значениях показателей в исследуемых группах испытуемых после первого замера был применен критерий Стьюдента для независимых выборок. Анализ результатов показал, что в исследуемых группах испытуемых до проведения формирующего эксперимента не выявлено статистически значимых различий в средних значениях показателей.
Анализируя данные, полученные по шкалам теста Д. Векслера, мы видим следующее: по шкале Осведомленность можем сказать, что общий объем знаний у дошкольников с ТНР снижен, познавательные процессы характеризуются непроизвольной направленностью, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, отмечается недостаточность мышления. Показатели по шкале Понятливость свидетельствуют об отставании в развитии словесно-логического мышления, трудностях построения связных, логически обоснованных суждений, низком уровне умственной работоспособности. Результаты по шкале Арифметический субтест указывают на низкую концен-трированность произвольного внимания и трудности оперирования числовым материалом. Показатели по шкалам Сходство и Словарный субтест тяготеют к низким значениям:
DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-341-347
отмечается низкая степень абстрагирования, сниженные способности к классификации, сравнению и упорядочиванию, недоразвитие понятийного мышления, ограничение активного словарного запаса. Шкала Недостающие детали обнаруживает сохранные когнитивные способности при недостаточно развитом умении дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах, низкий уровень наблюдательности, быструю истощаемость внимания. В целом дошкольники показали средние и тяготеющие к нижней границе нормы значения по ряду шкал.
Результаты исследования испытуемых по методике «Прогрессивные матрицы Равена» свидетельствуют о снижении концентрации, устойчивости, переключа-емости внимания у дошкольников с ТНР, нарушении аналитико-синтетической деятельности, недостаточном развитии зрительно-пространственного восприятия, низкой умственной работоспособности, отставании в развитии наглядно-образного мышления, трудностях осуществления систематизированной, планомерной интеллектуальной деятельности, ее слабой регуляции.
Оптимизация интеллектуального развития дошкольников с ТНР становится возможной благодаря реализации специального комплексного характера психолого-педагогических условий, включающих развитие вербальных и невербальных характеристик интеллекта. Последовательный и комплексный характер работы позволит, с одной стороны, создавать условия для оптимизации интеллектуального развития детей дошкольного возраста с ТНР, а с другой -отслеживать динамику позитивных изменений параметров интеллектуального развития.
Для оценки действенности психолого-педагогических условий мы выделили компоненты интеллекта, развитие которых обеспечит оптимизацию интеллектуального развития дошкольников с ТНР: ощущения и восприятие, воображение и представления, мышление и речь -
Табл. 1. Описательные статистики показателей, рассчитанные по КГ по результатам констатирующего эксперимента Tab. 1. Descriptive statistics of indicators obtained during the stating experiment (control group)
Показатель N Среднее Минимум Максимум Стандартное отклонение
Прогрессивные матрицы Равена 16 17,25 11,00 26,00 4,12
10_(вербальные показатели) по Д. Векслеру 16 78,69 65,00 100,00 11,35
10_(невербальные показатели) по Д. Векслеру 16 92,25 72,00 118,00 14,66
Общая оценка 10_по Д. Векслеру 16 84,63 68,00 110,00 14,15
Показатель N Среднее Минимум Максимум Стандартное отклонение
Прогрессивные матрицы Равена 16 16,38 10,00 25,00 4,11
10_(вербальные показатели) по Д. Векслеру 16 76,38 65,00 100,00 11,31
10_(невербальные показатели) по Д. Векслеру 16 88,75 72,00 118,00 14,86
Общая оценка 10_по Д. Векслеру 16 81,38 68,00 110,00 14,17
Табл. 2. Описательные статистики показателей, рассчитанные по ЭГ по результатам констатирующего эксперимента Tab. 2. Descriptive statistics of indicators obtained during the stating experiment (experimental group)
DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-341-347
и разработали Программу развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста с ТНР (с использованием дидактических игр). Данная программа предназначена для психокоррекционной работы, которая направлена на оптимизацию интеллектуального развития дошкольников с ТНР [2]. Цель программы - интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр. Задачи:
1. Обучающие:
a) обучать выполнению упражнений и заданий по образцу;
b) способствовать освоению дошкольниками навыков построения простых алгоритмов и моделей при обучении грамоте, счету и т. д.;
c) выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое до конца;
d) обогащать представления детей об окружающем мире, расширять их практический опыт.
2. Развивающие:
a) развивать мышление, память, внимание, воображение, восприятие;
b) развивать мелкую моторику рук, стимулируя интеллектуальное и общее речевое развитие;
c) развивать связную речь дошкольников.
3. Воспитательные:
a) воспитывать стремление к сотрудничеству, согласованному взаимодействию, самостоятельности;
b) воспитывать навыки контроля и анализа игровой и учебной деятельности;
c) воспитывать интерес к занятиям.
Срок реализации программы - 34 недели. Организованная образовательная деятельность (ООД) по речевому
Табл. 3. Игры и упражнения, вводимые в сентябре Tab. 3. Games and exercises introduced in September
развитию, согласно сетке ООД на неделю, проводится 4 раза в неделю, ООД по формированию элементарных математических представлений - 2 раза в неделю. Организация предполагает включение игр, направленных на развитие внимания, памяти, общелогических умений, воображения и восприятия длительностью 10-20 минут.
Прогнозируемые результаты: динамика вербальных и невербальных функций, снижение уровня дефицита невербальных возможностей, повышение уровня продуктивности учебной деятельности, улучшение показателей устойчивости и переключаемости произвольного внимания, различных видов восприятия, динамика развития творческого воображения и представлений дошкольников с ТНР. Эффективность оценивается с помощью анализа результатов диагностики, наблюдения за дошкольниками.
В Программу включены разделы (65 ч 10 мин): Развитие ощущений и восприятия (17 ч), Развитие воображения и представлений (19 ч 50 мин), Развитие мышления и речи (28 ч 20 мин). По каждому из них в ООД вводятся дидактические игры, способствующие интеллектуальному развитию дошкольников, которые проводятся в соответствии с лексическими темами. Описывается помесячное и понедельное включение игр (табл. 3) [12].
После реализации комплекса психолого-педагогических условий, направленных на оптимизацию интеллектуального развития детей дошкольного возраста с ТНР, наблюдается тенденция развития компонентов интеллекта. Внимание становится устойчивым, совершенствуется произвольная память, чувственный опыт ребенка обогащается и закрепляется в слове, формируется и закрепляется способность анализировать свойства предметов, сравнивать
Период Лексическая тема Перечень игр и упражнений
Развитие ощущений и восприятия Развитие воображения и представлений Развитие мышления и речи
16.09-20.09 Осень. Периоды осени. Осенние месяцы. Деревья осенью «Волшебный мешочек», «На что похожа фигура?», «Первый звук», «Назови признак» «Волшебный мешочек», «Составь предложения по схемам», «Счётные палочки», «Составь схему предложения», «Сосчитай и подбери цифру», «Зачем и почему?», «Зрительный диктант», «Больше -меньше» «Составь предложения по схемам», «Четвертый лишний», «Зачем и почему?», «Счётные палочки», «На что похожа фигура?»
23.09-27.09 Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах «Узнай предмет», «Первый звук», «Откуда кусочек?», «Слова-наоборот», «Цвета», «На что похожа фигура?» «Чья тень», «Составь схему предложения», «Один - много», «Зачем и почему?», «Больше - меньше - равно», загадки «Четвертый лишний», «Откуда кусочек?», «Зачем и почему?», «Слова-наоборот», «Один - много», «На что похожа фигура?», «Воспроизведи последовательность», ребусы, загадки
их, обобщать, обогащается перцептивная деятельность, формируются эталонные представления, активизируются творческие способности и др. [13].
Критерий Стьюдента показал, что в группах испытуемых существуют статистически значимые различия в средних значениях показателей, при p=0,001 (табл. 4). В экспериментальной группе выше уровень развития познавательных процессов, вербальных и невербальных компонентов интеллекта.
Табл. 4. Сравнение средних значений показателей в исследуемых группах с помощью критерия Стьюдента по результатам формирующего эксперимента
Tab. 4. Comparison of average values of indicators in both groups using the Student's t-test based on the results of the formative experiment
Показатель КГ ЭГ t
Прогрессивные матрицы Равена 22,81 27,94 -12,14
10_(вербальные показатели) по Д. Векслеру 89,63 111,56 -7,83
10_(невербальные показатели) по Д. Векслеру 104,88 124,75 -8,34
Общая оценка IQ по Д. Векслеру 97,44 119,94 -8,34
В соответствии с нашими предположениями, что комплекс психолого-педагогических условий обеспечит оптимизацию интеллектуального развития дошкольников с ТНР, в результате проведения контрольного исследования установлено, что в ЭГ произошли значимые изменения в развитии вербальных и невербальных характеристик интеллекта, при р=0,001 (табл. 5).
Действенность психолого-педагогических условий, обеспечивающих позитивные изменения параметров
DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-341-347
интеллектуального развития, подтверждается отсутствием статистически значимых различий между КГ и ЭГ по результатам констатирующего эксперимента (p>0,05) и наличием статистически значимых различий в КГ и ЭГ при проведении формирующего эксперимента.
Табл. 5. Сравнение средних значений показателей в ЭГ после двух замеров
Tab. 5. Comparison of average values of indicators in the experimental group after two measurements
Показатель 1-й замер 2-й замер t
Прогрессивные матрицы Равена 16,38 27,9375 -13,35
10_(вербальные показатели) по Д. Векслеру 76,38 111,5625 -10,37
10_(невербальные показатели) по Д. Векслеру 88,75 124,7500 -10,73
Общая оценка 10_по Д. Векслеру 81,38 119,9375 -11,43
Заключение
В процессе экспериментальной работы была изучена динамика формирования компонентов интеллекта детей дошкольного возраста с ТНР в процессе реализации психолого-педагогических условий интеллектуального развития. В ходе исследования установлено, что изменения, произошедшие в ЭГ, обусловлены участием дошкольников в программе, обеспечивающей создание психолого-педагогических условий развития интеллекта. Таким образом, систематическое проведение занятий, направленных на развитие ощущений и восприятия, воображения и представлений, мышления и речи, способствуют интеллектуальному развитию детей с ТНР.
Литература
1. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Логопедия. М.: ВЛАДОС, 1998. 675 с.
2. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003. 192 с.
3. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией). М.: Классике Стиль, 2003. 160 с.
4. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1985. 200 с.
5. Влодарчик Р. А., Лубочников П. Г., Нургалеев В. С. Интеллект как полинаучная категория // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 11. С. 359-368.
6. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М.: Гном-Пресс, 1999. 64 с.
7. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н. И. Поддьякова, Ф. А Сохина. М.: Просвещение, 1988. 190 с.
8. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 329 с.
9. Тукеева Г. Е. О формировании пространственно-образного мышления // Вопросы науки и образования. 2019. № 5. С. 175-186.
10. Богоявленская Д. Б., Жукова Е. С., Низовцова А. Н. О возможностях и ограничениях тестов интеллекта // Проблемы современного образования. 2017. № 4. С. 61-71.
DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-341-347
11. Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. СПб.: Питер, 2006. 365 с.
12. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1991. 191 с.
13. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. 500 с.
Psychological and Pedagogical Conditions of Intellectual Development in Preschoolers with Severe Speech Disorders
Elena V. Chipil a Tatiana V. Shamovskaya a
a Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000 @ [email protected]
Received 06.12.2019. Accepted 27.12.2019.
Abstract: The research featured peculiarities of the intellectual development of children with severe speech disorders. A set of experiments showed that such children have systemic underdevelopment of verbal and non-verbal functions. The empirical part of the research was based on two methods: a color version of Raven's Advanced Progressive Matrices Test and Wechsler's PreSchool & Primary Scale of Intelligence in M. N. Ilyina's adaptation. The data were analyzed with the help of statistical methods. The article focuses on the system of psychological and pedagogical conditions of the intellectual development of preschoolers in the conditions of preschool educational organizations. The authors consider the sensory education as the basis of intellectual development aimed primarily at the development of feelings and perceptions. The content of the intellectual education includes speech development, development of elementary mathematical concepts, and productive activities (construction, modeling, drawing, application), which are considered as significant aspects of intellectual education. The authors compiled, tested, and evaluated a program of intellectual development of senior preschool children with severe speech disorders. The program was based on didactic games.
Keywords: children with severe speech disorders, preschool child, development of intelligence in preschool age, sensory education, preschool education, organized educational activity, didactic games
For citation: Chipil E. V., Shamovskaya T. V. Psychological and Pedagogical Conditions of Intellectual Development in Preschoolers with Severe Speech Disorders. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2019, 3(4): 341-347. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-4-341-347
References
1. Volkova L. S., Lalaeva R. I., Mastiukova E. M. Speech Therapy. Moscow: VLADOS, 1998. 675. (In Russ.)
2. Piaget J. The psychology of intelligence. St. Petersburg: Piter, 2003, 192. (In Russ.)
3. Sobotovich E. F. Speech underdevelopment in children and ways of its correction. Children with intellectual disabilities and motor alalia. Moscow: Klassiks Stil, 2003, 160. (In Russ.)
4. The development of thinking and mental education of preschoolers, eds. Poddiakov N. N., Govorkova A. F. Moscow: Pedagogika, 1985, 200. (In Russ.)
5. Vlodarchik R. A., Lubochnikov P. G., Nurgaleev V. S. Intelligence as a semi-scientific category. Siberian Pedagogical Journal, 2007, (11): 359-368. (In Russ.)
6. Boriakova N. Yu., Soboleva A. V., Tkacheva V. V. Workshop on the development of mental activity in preschool children. Moscow: Gnom-Press, 1999, 64. (In Russ.)
7. Mental education of preschool children, eds. Poddiakov N. I., Sokhin F. A. Moscow: Prosveshchenie, 1998, 190. (In Russ.)
8. From birth to school. Sample general educational program for preschool education, eds. Veraksa N. E., Komarova T. S., Vasileva M. A. Moscow: Mozaika-Sintez, 2012, 329. (In Russ.)
9. Tukeeva G. E. About the formation of spatial-shaped thinking. Voprosy nauki i obrazovaniia, 2019, (5): 175-186. (In Russ.)
10. Bogoyavlenskaya D. B., Zhukova E. S., Nizovtsova A. N. On the Capabilities and Limitations of the Intelligence Tests. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2017, (4): 61-71. (In Russ.)
11. Ilina M. N. Psychological research of intelligence in children. St. Petersburg: Piter, 2006, 365. (In Russ.)
12. Kataeva A. A., Strebeleva E. A. Didactic games and exercises in teaching mentally retarded preschoolers. Moscow: Prosveshchenie, 1991, 191. (In Russ.)
13. Vygotsky L. S. The development of higher mental function. Moscow: Izd-vo Akad. ped. nauk, 1960, 500. (In Russ.)