ХУДОЖЕСТВЕННО-ИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
И. Е. Молоствова,
Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева (Саранск)
Аннотация. Статья посвящена раскрытию проблемы актуализации профессионально значимой характеристики личности педагога-музыканта как субъекта культуры - готовности к многоаспектному интерпретационному взаимодействию с явлениями музыкального искусства. Необходимость формирования данного качества обосновывается, с одной стороны, многоплановостью и жанровым разнообразием продуктов музыкального творчества, переосмыслением специфики взаимодействия участников музыкальной коммуникации, с другой - современными научными данными в области музыкознания и педагогики музыкального образования. В качестве ориентира для построения музыкально-образовательного процесса указывается становление культуротворческой личности, ответственно накапливающей, сохраняющей, преобразовывающей и транслирующей новому поколению традиционные и вновь созидаемые концепты, отношения и ценности человеческой культуры. В соответствии с этим, художественно-интерпретационная компетентность рассматривается как целевой показатель социокультурной и практи-ко-ориентированной профессиональной подготовки педагога-музыканта, эффективно разворачивающейся при условии применения художественно-интерпретационного подхода.
25
Ключевые слова: музыкальная культура личности педагога-музыканта, художественная интерпретация музыки, профессиональная компетентность, художественно-интерпретационный подход.
Summary. The article is devoted to the disclosure of a problem of updating professionally important characteristics of the individual teacher-musician as a subject of culture, his willingness to multidimensional interpretative phenomena of musical art. The need for the formation of the this quality is substantiated, on the one hand, by variety of genre of products of musical creativity, by rethinking of the specificity of interaction of participants of musical communication, on the other hand, by the modern scientific data in the field of musicology and musical education. As a alternative for development of musical educational process is marked appearance of cultural creative person responsible stockpile, retain, convert and stream to the new generation traditional and newly creative concepts, attitudes and values of human culture. In accordance with this, artistic and interpre-
tive competence is regarded as a target index of socio-cultural and professional training of the teacher of music, that effectively develops on condition that applies artistic and interpretive approach.
Keywords: musical culture of the individual teacher of music, artistic interpretation of music, professional competency, artistic and interpretive approach.
26
В педагогике настоящего времени со всей очевидностью определилась важность гуманитарных методов познания, имеющих значительный потенциал в плане целенаправленного формирования культуротворческой личности, способной воспринимать, воспроизводить и преобразовывать окружающий мир на основе не только рационального мышления, но и чувственного восприятия, а также субъективного воспроизведения действительности. Ценность гуманитарного знания, по мнению Б. Г Юдина, заключается в том, что оно «ориентировано на понимание социального и человеческого мира, а выражением его результативности являются, прежде всего, интерпретации и переинтерпретации (курсив мой. - И. М.) этого мира постольку, поскольку эти интерпретации получают признание. Интерпретации, получившие признание, могут затем становиться основаниями, определяющими человеческие действия...» [1, с. 107]. По нашему мнению, данное высказывание утверждает актуальность интерпретационной деятельности в культурном бытии человека.
В области музыкального искусства и педагогики музыкального образования интерпретационная деятельность сегодня значительно расширила свои функции и область применения. Это связано с появлением огромного разнообразия результатов музыкально-худо-
жественного творчества. Если ранее интерпретация была традиционно связана с исполнительским прочтением музыкального произведения как нот-но-графически зафиксированного композитором художественного объекта, то в настоящее время в музыкальном искусстве бытуют и подвергаются художественной трактовке и иные формы музыкально выраженной мысли человека: от древнейших (среди которых -народная песня как продукт коллективного устного творчества; акты непосредственного создания музыки по известным канонам без материальной фиксации, например индийская рага, а также многие другие инокультурные явления) до современных (алеатор-ные сочинения; разнообразные по специфике воплощения электронные композиции; так называемые одноразовые музыкальные акции, особые художественные проекты типа «Поп-механики» С. Курёхина и многое-многое другое).
Даже беглый охват всех проявлений современного музыкального творчества и исполнительства, принципиально социокультурно и коммуникативно ориентированных, говорит о необходимости использования относительно их более широкого понятия, нежели «произведение». В качестве такового выступает понятие «продукт музыкального творчества», подразумевающее деятельную включённость в него и создателя/создателей, и ис-
полнителей, и слушателей. В соответствии со сказанным, интерпретационная деятельность также становится предметом не только профессиональной деятельности музыканта-исполнителя, но и любого участника творческого по характеру музыкально-коммуникационного процесса.
Анализ современной социокультурной ситуации, актов художественного творчества в области музыкального искусства обозначает, на наш взгляд, следующие тенденции, актуальные для музыкально-образовательной практики различного уровня:
• необходимость формирования человека как субъекта культуры - носителя и созидателя культурно-художественных ценностей;
• потребность в педагоге-музыканте, готовом к оперативному осмыслению постоянно накапливающегося в обществе и трансформирующегося музыкально-художественного опыта и творческому использованию его результатов в профессиональной деятельности;
• необходимость осуществления педагогом-музыкантом художественно-интерпретационной деятельности для эффективного решения задач музыкального образования.
Согласно изложенному, существует объективная необходимость в переосмыслении целей и ценностей музыкально-педагогического образования и формирования нового образа педагога-музыканта, способного квалифицированно, самостоятельно, творчески, на основе критического анализа различных культурно-художественных явлений оказывать положительное влияние на решение проблем прогрессивного развития общества через воспитание людей нового века.
В этом плане в профессиональной подготовке педагога-музыканта актуализируется опережающая функция его деятельности. Она заключается в формировании у подрастающего поколения способности к усвоению смыслов жизни, запечатлённых в самых разнообразных продуктах музыкального творчества. Они и станут устойчивой базой для осознания каждым индивидом собственного предназначения, успешной реализации способностей, воспитания в себе потребности в непрерывном самосовершенствовании и ответственности за выбор траектории личностного и профессионального развития.
Достижение обозначенной установки не представляется возможным без актуализации в процессе профессиональной подготовки педагога-музыканта готовности к сохранению, передаче, воспроизводству, трансляции и развитию концептов, отношений и ценностей общечеловеческой культуры. Очевидно, что в основу процесса формирования профессиональной личности педагога-музыканта должно лечь понимание сущности человека как «меры всех вещей», что, пожалуй, кардинальным образом изменяет представление о назначении музыкального образования XXI века. Оно должно нести в себе в качестве центрального элемента современную трактовку понятия «образование», которая ясно выражена в словах А. И. Арнольдова: «образование как социокультурный феномен представляет собой процесс самосозидания, развития и обогащения духовных возможностей человека, его сущностных сил; оно направлено на становление и совершенствование духовно богатой личности, формирование человека - творца культуры
27
28
(курсив мой. - И. М.), утверждения его социальной ценности» [2, с. 9-10].
Таким образом, понимание музыкально-педагогического образования сегодня необходимо связывать с подготовкой профессионала, способного сформировать культуротворческую личность. В педагогическом сообществе утверждается положение о том, что образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, который обладает совокупностью соответствующих знаний, способов деятельности, опытом эмоционально-ценностной рефлексии объектов окружающего мира и творческого их преобразования. Следовательно, устанавливается ориентация на формирование у будущих педагогов-музыкантов профессионально значимых компетентностей и компетенций, связанных с готовностью к приобщению подрастающего поколения к миру культуры. А это говорит о необходимости овладения ими художественно-интерпретационной деятельностью в области музыкального искусства. Именно интерпретация позволяет понять то или иное музыкальное явление как «систему смыслов и значений» (Н. А. Очере-товская [3]), в результате чего оно становится частью личностного мира, обретает для индивида художественную ценность.
Изучение научной литературы в области педагогики музыкального образования показывает, что готовность к организации художественно-интерпретационной деятельности учащихся как составляющая профессиональной подготовки педагога-музыканта рассматривается в весьма немногих исследованиях. Среди них работы, связанные, в первую очередь, с исполнительской подготовкой педа-
гога-музыканта (Р. Н. Гржибовская [4], М. Д. Корноухов [5], И. А. Хотен-цева [6]), с педагогической интерпретацией студентами музыкального и музыкально-образовательного опыта (А. А. Бондарев [7], Б. Д. Критский [8]), с реализацией художественной интерпретации произведений различных видов искусства в школьной образовательной практике (М. Ю. Бор-щевская [9], Л. А. Ежова [10], Л. Н. Зе-мерова [11], Е. В. Лукина [12], К. Н. Фёдорова [13]). Вместе с тем следует учесть и работы, косвенно затрагивающие рассматриваемую нами проблему. В частности, это многочисленные исследования по изучению явления интерпретации музыкального произведения в контексте проблем музыкознания: авторского или художественного стиля, музыкального языка, жанра; специфики осуществления интерпретации музыкального произведения как культурно-художественного и музыкально-образовательного явления (Е. И. Котляревская [14], В. Г. Москаленко [15], М. Н. Чернявская [16]); различных аспектов взаимосвязи музыки и других видов искусства (С. В. Камышникова [17], Н. В. Пилипенко [18]); искусствоведческих и методических характеристик интерпретации в рамках музыкально-исполнительской деятельности (Л. В. Вахтель [19], Т. В. Лымаре-ва [20], Г. А. Французов [21]).
В целом анализ работ показывает, что одновременно сосуществуют и тесно переплетаются две традиции понимания термина «интерпретация музыки»: как результата проделанной работы по осмыслению нотного текста и, в меньшей степени, как деятельности, охватывающей определённые этапы познания музыки - от непосред-
ственного восприятия через аналити-ко-синтетическую работу к формированию художественной концепции. Представляется целесообразным развести эти явления, представив художественную интерпретацию как деятельность, а результат интерпретационной деятельности именовать трактовкой.
В связи с этим художественная интерпретация музыки определяется нами как творческая деятельность человека по созданию авторской трактовки культурных смыслов (в совокупности концептов, отношений и ценностей), заключённых в продукте музыкального творчества. Данное определение представляется нам «методообразующим» для процесса профессиональной подготовки современного педагога-музыканта. В первую очередь, это связано с актуализацией идеи художественной коммуникации как центрального элемента бытия музыкального искусства, что предполагает постоянный учёт характерной для музыкального искусства XXI века ситуации многомерного межличностного, межкультурного диалога. В результате педагог-музыкант воспринимается как посредник между (1) создателем/создателями и исполнителем/исполнителями произведения и (2) учащимися, обеспечивая оптимальное взаимодействие различных цивилизаций, этносов, культур. При этом становится актуальным его умение интерпретировать различные явления музыкального искусства в контексте их смысловой, эмоционально-чувственной и деятельной парадигм. Следовательно, профессионально значимой характеристикой современного педагога-музыканта является художественно-интерпретационная компетентность. Она подразумева-
ет личностную интеграцию совокупности профессионально значимых знаний, способов действия,, определённых отношений с привлечением внешних ресурсов, выражающуюся в готовности на их основе трактовать концепты, отношения и ценности, заключённые в продуктах музыкального творчества.
Становление такого комплексного по содержанию качества возможно на основе специального подхода, позволяющего обеспечить не только формирование у педагога-музыканта знаний и способов деятельности, но и способности творчески, на глубокой эмоционально-ценностной основе реализовать их в многоплановой музыкально-педагогической деятельности. Таковым является художественно-интерпретационный подход, который определяется нами как стратегия осуществления музыкально-образовательного процесса в педагогическом вузе, связанная с обобщением социально-исторических и культурно-художественных предпосылок создания продукта музыкального творчества, с анализом идейно-концептуального замысла их создателя, средств материального воплощения при учёте специфики актуальной культурно-художественной коммуникации и на основе оптимального сочетания эмоционального, рационального и иррационального аспектов познания, результирующихся в практико-ориенти-рованной учебной деятельности.
Названный подход позволяет решить ряд и по сей день остающихся актуальными проблем. Одна из них связана с необходимостью адекватного перенесения весьма специфической стороны музыкального искусства - невербальности - в условия образовательной практики подготовки педагога-музыканта. Другая достаточно сложная проблема связана с реа-
29
30
лизацией в учебном процессе важнейшей характеристики художественной интерпретации музыки (как неотъемлемого атрибута музыкальной коммуникации) - интерсубъ-ектности. Эти две проблемы связаны между собой указанным ранее фактом двусторонней направленности деятельности педагога-интерпретатора. С одной стороны, педагог-музыкант взаимодействует с создателем продукта музыкального творчества, которое представляет собой некое сообщение, зафиксированное средствами музыкального языка и связанное с социокультурными и художественно-эстетическими условиями его создания, а с другой - он вербаль-но транслирует учебной аудитории расшифрованные и интерпретированные культурные смыслы.
В целом изложенное позволяет заключить, что сформированная художественно-интерпретационная компетентность является важным результатом подготовки современного педагога-музыканта. Введение в музыкально-образовательный процесс педагогического вуза художественно-интерпретационного подхода будет способствовать пониманию обучающимися сущности художественной интерпретации явлений музыкального искусства и её значения в профессиональной деятельности педагога-музыканта, творческому использованию названной деятельности в процессе трансляции содержащихся в продуктах художественного творчества интерпретированных культурных смыслов в реальном учебно-педагогическом взаимодействии.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Юдин, Б. Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям (начало) [Текст] / Б. Г. Юдин // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 4. - С. 104-110.
2. Арнольдов, А. И. Путь к храму культуры. Образование как социокультурный феномен [Текст] / А. И. Арнольдов. - М. : Грааль, 2000. - 107 с.
3. Очеретовская, Н. Л. Содержание и форма в музыке [Текст] / Н. Л. Очеретовская. - Л. : Музыка, 1985. - 112 с.
4. Гржибовская, Р. Н. Интерпретация музыкального произведения [Текст] / Р. Н. Гржибовская // Теория и методика обучения игре на фортепиано / под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. -М. : ВЛАДОС, 2001. - С. 188-198.
5. Корноухов, М. Д. Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании: методологический аспект [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / М. Д. Корноухов. - М., 2011. - 550 с.
6. Хотенцева, И. А. Формирование художественно-образного мышления как основа интерпретации музыкального произведения у студентов в классе фортепиано [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / И. А. Хотенцева. - М., 2009. - 195 с.
7. Бондарев, А. А. Педагогическая интерпретация музыкального образа: теоретические и методические аспекты изучения музыки С. В. Рахманинова [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / А. А. Бондарев. - М., 2002. - 168 с.
8. Критский, Б. Д. Теория и практика подготовки учителя музыки: образовательный метатекст и проблемы его педагогической интерпретации [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Б. Д. Критский. - М., 2001. - 355 с.
9. Борщевская, М. Ю. Взаимосвязь интерпретаций литературных и музыкальных произведений на уроке в средней школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / М. Ю. Борщевская. - Нижний Новгород, 2003. - 126 с.
10. Ежова, Л. А. Принципы интерпретации и отбора дидактического материала в усло-
виях общего музыкального образования старших школьников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Л. А. Ежова. -Кострома, 2006. - 166 с.
11. Земерова, Л. Н. Художественная интерпретация музыкальных произведений как педагогическое средство профессионального самоопределения обучающихся музыке: на материале музыкальных классов образовательных учреждений [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Л. Н. Земерова. - Екатеринбург, 2002. - 132 с.
12. Лукина, Е. В. Имитация, интерпретация и импровизация как этапы творческого развития младших школьников в процессе инструментального музицирования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е. В. Лукина. - М., 2008. - 153 с.
13. Фёдорова, К. Н. Интерпретация художественного текста как средство развития артистизма в процессе музыкально-художественного воспитания старшеклассников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / К. Н. Фёдорова. - Новосибирск, 2005. - 215 с.
14. Котляревская, Е. И. Вариативный потенциал музыкального произведения: культурологический аспект интерпретирования [Текст] : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.03 / Е. И. Котляревская. - Киев : НАН Украши, 1996. - 196 с.
15. Москаленко, В. Г. Теоретический и методический аспекты музыкальной интерпретации [Текст] : дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / В. Г. Москаленко. -Киев, 1994. - 212 с.
16. Чернявская, М. Н. Аксиологический аспект теорий интерпретации и проблемы музыкальной педагогики [Текст] : авто-реф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.03 / М. Н. Чернявская. - Киев, 1996. - 24 с.
17. Камышникова, С. В. Невербально-сине-стетический аспект музыкального восприятия: на материале инструментальной музыки барокко [Текст] : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / С. В. Камышникова. - Новосибирск, 2007. - 192 с.
18. Пилипенко, Н. В. Слово и музыка в песнях Франца Шуберта: опыт образно-смысловой интерпретации [Текст] : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Н. В. Пилипенко. - М., 2002. - 330 с.
19. Вахтель, Л. В. Формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Л. В. Вахтель. - Воронеж, 2003. - 206 с.
20. Лымарева, Т. В. Вокально-исполнительская интерпретация как художественный текст [Текст] : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Т. В. Лымарева. - СПб., 2009. - 192 с.
21. Французов, Г. А. Искусство фортепианной интерпретации, или Технология воспитания музыкальности. Обобщение фи-лософско-теоретического, методического и практического опыта [Текст] / Г. А. Французов. - Красноярск : Изд-во КрасГУ, 2003. - 112 с.
31