Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТЫ-НЕЛИНГВИСТЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / СИНКВЕЙН / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Наталья Батыржановна, Шарова Светлана Николаевна

В данной статье изучается проблема сниженной мотивации студентов-нелингвистов к изучению английского языка и выделяются способы ее преодоления. Рассматривается вопрос формирования мотивации и современные методы повышения ее уровня. Мотивация рассматривается во взаимосвязи с эффективностью обучения, поскольку обучение основывается на желании студентов изучать и использовать английский язык в ситуациях профессионального общения. В статье подчеркивается необходимость коммуникативной направленности учебной работы. Предлагается делать выбор в пользу поисковой и исследовательской работы студентов как на занятиях, так и при самостоятельной работе. В данном случае язык выступает в роли инструмента поиска, обработки материала и представления готового результата деятельности, формируя у студентов готовность пользоваться английским языком при выполнении будущих профессиональных обязанностей. Особое внимание уделяется вовлечению эмоциональной сферы студентов-нелингвистов в учебный процесс. В статье рассматривается положительное влияние использования современных информационных технологий. Работа с привлечением интернет-ресурсов повышает уровень мотивации студентов-нелингвистов. Статья предлагает некоторые методы работы с данными ресурсами. Среди педагогических стимулов, повышающих мотивацию студентов, особое внимание уделяется педагогической технологии развития критического мышления. В статье выделен метод чтения текста с пометками и синквейн. Данные методы помогающие студентам-нелингвистам получить положительный опыт в пользовании языком. Положительный опыт использования английского язык формирует чувство успеха и повышает уровень мотивации к его дальнейшему изучению. Сделан вывод о том, что регулярная творческая деятельность на языке способствует развитию интеллектуальной и творческой активности студентов, повышает мотивацию и эффективность всего процесса обучения английскому языку в неязыковом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Наталья Батыржановна, Шарова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO INCREASE MOTIVATION FOR LEARNING THE ENGLISH LANGUAGE BY STUDENTS OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article examines the problem of motivation for learning the English Language by non-linguistic students. It considers modern methods of developing motivation. Motivation is related to the effectiveness of learning since. It is always based on students’ desire to learn and use English in their future professional environment. The need for a communicative approach in teaching is emphasized. The article highlights the importance of involving emotional sphere of non-linguistic students. It draws attention to the positive impact of modern IT-technologies. Internet resources are also considered as increasing motivation for learning the English language. Some methods to work with the resources are presented. Among the pedagogical techniques that stimulate motivation, critical thinking is highlighted. The article dwells on the method of reading with notes and cinquain. They help non-linguistic students to gain positive experience in using English. Positive experience forms a sense of success and motivation for learning the English language. The article resumes that regular creative activity in English contributes to their intellectual and creative development. It increases non-linguistic students’ motivation and efficiency of their learning.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА»

23. Ульянова, Р.А. Диагностика музыкальных способностей: специфика и инструментарий / Р.А. Ульянова, М.А. Угренинова, О.А. Сизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. - С. 301-304.

Педагогика

УДК 37.002

старший преподаватель Смирнова Наталья Батыржановна

Нижегородский институт пищевых технологий и дизайна - филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Шарова Светлана Николаевна

Нижегородский институт пищевых технологий и дизайна - филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (г. Нижний Новгород)

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВОГО

ВУЗА

Аннотация. В данной статье изучается проблема сниженной мотивации студентов-нелингвистов к изучению английского языка и выделяются способы ее преодоления. Рассматривается вопрос формирования мотивации и современные методы повышения ее уровня. Мотивация рассматривается во взаимосвязи с эффективностью обучения, поскольку обучение основывается на желании студентов изучать и использовать английский язык в ситуациях профессионального общения. В статье подчеркивается необходимость коммуникативной направленности учебной работы. Предлагается делать выбор в пользу поисковой и исследовательской работы студентов как на занятиях, так и при самостоятельной работе. В данном случае язык выступает в роли инструмента поиска, обработки материала и представления готового результата деятельности, формируя у студентов готовность пользоваться английским языком при выполнении будущих профессиональных обязанностей. Особое внимание уделяется вовлечению эмоциональной сферы студентов-нелингвистов в учебный процесс. В статье рассматривается положительное влияние использования современных информационных технологий. Работа с привлечением интернет-ресурсов повышает уровень мотивации студентов-нелингвистов. Статья предлагает некоторые методы работы с данными ресурсами. Среди педагогических стимулов, повышающих мотивацию студентов, особое внимание уделяется педагогической технологии развития критического мышления. В статье выделен метод чтения текста с пометками и синквейн. Данные методы помогающие студентам-нелингвистам получить положительный опыт в пользовании языком. Положительный опыт использования английского язык формирует чувство успеха и повышает уровень мотивации к его дальнейшему изучению. Сделан вывод о том, что регулярная творческая деятельность на языке способствует развитию интеллектуальной и творческой активности студентов, повышает мотивацию и эффективность всего процесса обучения английскому языку в неязыковом вузе.

Ключевые слова: мотивация, студенты-нелингвисты, цифровые технологии, технология критического мышления, синквейн, коммуникативный подход.

Annotation. The article examines the problem of motivation for learning the English Language by non-linguistic students. It considers modern methods of developing motivation. Motivation is related to the effectiveness of learning since. It is always based on students' desire to learn and use English in their future professional environment. The need for a communicative approach in teaching is emphasized. The article highlights the importance of involving emotional sphere of non-linguistic students. It draws attention to the positive impact of modern IT-technologies. Internet resources are also considered as increasing motivation for learning the English language. Some methods to work with the resources are presented. Among the pedagogical techniques that stimulate motivation, critical thinking is highlighted. The article dwells on the method of reading with notes and cinquain. They help non-linguistic students to gain positive experience in using English. Positive experience forms a sense of success and motivation for learning the English language. The article resumes that regular creative activity in English contributes to their intellectual and creative development. It increases non-linguistic students' motivation and efficiency of their learning.

Key words: motivation, non-linguistic students, IT-technologies, critical thinking, cinquain, communicative approach, Internet resources.

Введение. В современном мире английский язык - это lingua franca, язык глобализации. Он является официальным языком встреч на высшем уровне, международных конференций по вопросам науки, экономики, культуры, спорта и т.д. Все это привело к повышению престижа умения говорить на английском языке и предмета "иностранный язык" в вузе. Сегодняшние студенты осознают важность умения коммуницировать на английском языке с целью получения престижной работы, для успешной профессиональной карьеры. Тем не менее, проблема мотивированности студентов неязыкового вуза как и раньше находится в фокусе внимания преподавательского сообщества.

Изложение основного материала статьи. Необходимо заметить, что проблема мотивированности существует при изучении любого предмета, но в случае иностранного языка она особенно велика, так как от студента требуется навык коммуницирования и языковая база, которую невозможно наработать лишь на занятиях в вузе. Многие студенты имеют после школы низкий, иногда почти нулевой уровень владения языком. Они не верят в возможность достижения коммуникативного уровня и уделяют мало времени иностранному языку, перераспределяя его в пользу профильных предметов. Их мотивированность снижается. Студенты-выпускники гимназий и профильных языковых классов средних школ готовы заниматься на уровне Intermediate. Для большинства остальных даже уровень Pre-intermediate часто представляет трудности. Если же английский язык был вторым в школе, а в вузе группа для изучения немецкому языку не набралась, то для студента вообще потребуется уровень Elementary. В большинстве неязыковых вузов такие студенты будут заниматься все одной группой. Соответственно, у студентов с невысоким уровнем языка падает самооценка и мотивация.

И.А. Зимней пишет, что «мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-нибудь действия, включенного в определенную этим мотивом деятельность» [4, С. 217]. С.Л. Рубинштейн считает: «Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании» [7]. То есть, деятельность и мотивация тесно связаны.

Важно также понимать различие между понятиями «мотивация» и «мотив». Исследователь данной проблемы Л.И. Божович пишет, что «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [3, С. 53].

Мотивация выполняет несколько задач: побуждает студента, придает его деятельности по изучению языка индивидуальную значимость.

Большая часть исследований мотивации подтверждает фундаментальный принцип: мотивация определяет усилия, которые вкладывает студент. Усилия влияют на результаты. В свою очередь, положительные результаты ведут к развитию способностей. Следовательно, за счет повышения мотивации студентов преподаватель поддерживает их способности к изучению иностранного языка. Таким образом, создание мотивации является крайне важной задачей, так как она и есть движущая сила при овладении иностранным языком.

Многокомпонентность задачи повышения мотивации к изучению иностранного языка в неязыкового вуза подчеркивают многие исследователи. Предлагаются следующие решения данной проблемы:

1. создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые, учащиеся ощущали бы результат своей деятельности;

2. вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения;

3. педагогическое воздействие преподавателя, наличие стимулов;

4. использование на уроках аудиовизуальных средств;

5. использованием личностной индивидуализации [8, С. 3].

Из опыта работы со студентами-нелингвистами можно утверждать, что важно вовлекать эмоциональную сферу студентов в учебный процесс. Например, в группах «Технология изделий легкой промышленности», при работе над темой «Современные высокотехнологичные ткани», преподаватели включают элементы поисковой деятельности, познавательные мотивы, которые поднимают учебную деятельность на уровень самообразовательной и творческой активности. При выполнении проектов студенты пользуются английским языком для поиска информации, затем представляют результаты своего исследования в виде презентации на английском языке, сравнивая, например, характеристики новых швейных материалов.

При описании, например, капсульной коллекции модной одежды, студенты получают задание подобрать наиболее подходящие современные швейные материалы, обосновав их выбор с точки зрения технологии изготовления и потребительских качеств изделия.

Работая над подобными заданиями, студенты видят конкретный результат - достижение определенного коммуникативного успеха в рамках выполненной задачи. Это придает студентам-нелингвистам уверенность в своих силах, поднимает их мотивацию к дальнейшему изучению языка.

Также, из опыта работы со студентами неязыкового вуза видно, что стимулируют мотивацию:

1. самостоятельная работа на уроке;

2. проблемный, творческий характер заданий;

3. интерактивные формы работы;

4. профессионально-ориентированный характер заданий;

5. применение в процессе обучения современных цифровых технологий;

6. регулярный контроль знаний и умений;

7. доброжелательные взаимоотношения студентов.

Среди вышеперечисленного, позитивный отклик и интерес со стороны студентов-нелингвистов всегда вызывает применение в процессе обучения современных цифровых технологий. Кроме того, включение цифровых технологий в процесс изучения английского языка способствует повышению эффективности обучения. Не секрет, что сегодня студенты могут иметь более современные девайсы, чем может дать им вуз, и интернет-ресурсами они пользуются чаще, чем преподаватели. Студенты готовы и хотят использовать знакомые им технологии для обучения. Например, в рамках BYOD (Bring Your Own Device - принеси свое устройство), когда предполагается, что студенты как бы помогают преподавателю проводить занятие: совместно осуществляют поиск информации на англоязычных ресурсах с помощью своих смартфонов. В рамках данного формата также предполагается активное использование на занятиях онлайн и офлайн электронных словарей, которые прочно завоевали симпатии студентов в силу своей доступности и удобства пользования.

Сегодня, подготавливая занятие по английскому языку для студентов вуза, преподавателю следует искать информацию в различных источниках, также используя цифровые устройства. Например, весьма обширны дидактические возможности существующих в социальных сетях языковых сообществ, в том числе международных профессиональных сообществ на английском языке, а также он-лайн групп по изучению английского языка [6, С. 135-137]. Например, в качестве практики письма студенты могут писать твитты или просто короткие сообщения (не больше 80-100 символов), которые можно было бы публиковать на странице в подобных профессиональных соцсетях.

В сочетании с традиционными методами обучения иностранному языку привлечение интернет - ресурсов позволяет реализовать такую модель учебного процесса, которая даст возможность создавать одновременно образовательную и информационную среду, в которой будут развиваться и совершенствоваться творческие способности студентов [5, С. 76].

Еще один вариант использования интернет-ресурсов - студенты подписываются на видеоблогера, работающего в близкой им профессиональной области, и комментируют его ролики. Например, видеохостинг YouTube предлагает множество англоязычных ресурсов для тех, кто выбирает строить свою карьеру в индустрии отельного и ресторанного сервиса (специальность «Менеджмент гостиничных и ресторанных комплексов»). Преподаватель может использовать короткие видео данных ресурсов с заданием для студентов, например:

• прокомментировать действия персонала в какой-либо ситуации;

• дать совет, как профессионально разрешить показанную проблему;

• предложить коррективы в концепцию отеля/работу с персоналом/дизайн общественных пространств, и т.д.;

• выделить достоинства и недостатки выбранной менеджером стратегии, и т.д.

Коммуникативная составляющая подобной деятельности на английском языке в профессиональном контексте важна как с точки зрения подготовки студентов к выполнению своих будущих профессиональных обязанностей, так и потому, что показывает студенту его успех, способность осуществлять свою профессиональную деятельность на английском языке, мотивирует студента-нелингвиста к дальнейшим достижениям.

С целью повышения качества образования в вузах в последние годы наряду с традиционными методами обучения стали активно использоваться технологии дистанционного обучения. Они применяются как самостоятельная система для обучения студентов, так и в качестве дополнения к основному образовательному процессу. Размещенные на сайте вуза материалы по предметам (методический, лекционный, практический) облегчают подготовку студентов к срезовым и самостоятельным работам, дают возможность пройти тестирование по английскому языку в режиме online. Это крайне важно, так как иностранный язык не является профильным предметом в неязыковом вузе, и учебных часов для овладения коммуникативными умениями всегда недостаточно. Однако современная информационно-образовательная среда вуза дает возможность разрешить данную проблему увеличения плотности коммуникации студентов на иностранном языке и повышения качества обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек, авторских методических разработок преподавателей вуза, а также ресурсов Интернета, содержащих аутентичную актуальную

информацию и т.д. Таким образом, значительно расширяется круг учебных материалов, предлагаемых студентам. В работе с подобными ресурсами преподаватель играет существенную роль как наставник и консультант [1, С. 22-23]. Получение актуальной информации способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка.

Стимулируя интеллектуальную активность студентов, вовлекая их в отбор и организацию учебного материала, преподаватель тем самым развивает их способности и навыки обучения и самообучения, выводя процесс обучения английскому языку на новый, качественно более продвинутый уровень, что также поднимает самооценку и заинтересованность студентов-нелингвистов в высоких результатах [1].

В перспективе языковую среду с максимально полным погружением в язык можно создавать с использованием технологий дополненной реальности (компьютерного устройства в виде очков/шлема виртуальной реальности, воспроизводящих окружающий мир наряду с информацией о его объектах) [6, С. 131-143]. Несомненно, у данных технологий хороший потенциал поддержания и укрепления интереса студентов к изучению иностранных языков.

Среди педагогических стимулов, формирующих и повышающих мотивацию студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка, можно назвать современные педагогические технологии, например, технологии критического мышления.

В основе технологии критического мышления заложено творческое сотрудничество студентов и преподавателя, развитие у студентов аналитического подхода к учебному материалу, т.е. «система педагогических стратегий и приемов, которая подразумевает анализ и оценку огромного потока поступающей информации, логическое построение собственных суждений, аргументированные выводы, выделение проблем и нахождение рациональных путей решения учебно-профессиональных и повседневных задач» [10].

Задачи технологии развития критического мышления - научить выбирать необходимую информацию и оценивать надежность ее источников, выделять проблему, определять причинно-следственные связи, разрабатывать стратегии достижения цели, сравнивать, сопоставлять, исправлять собственные ошибки, уважительно относиться к другой точке зрения.

Из опыта работы со студентами-нелингвистами, в рамках технологии развития критического мышления можно предложить, например, «чтение текста с пометками». Преподаватель предлагает студентам прочитать текст и сделать пометки на полях: А - известная информация, В - новая информация, С - я думаю иначе, D - информация, требующая пояснений, Е - интересная информация.

После проставления пометок на полях, проработанная информация оформляется в виде таблицы. Таким образом, студенты повторно анализируют свою предварительную работу. Затем, студентам предлагается обсудить комментарии к информации в парах или небольших группах, аргументировать свои выводы, что мотивирует их к более глубокому изучению данной темы средствами английского языка. А организация обсуждения в парах или группах помогает студентам быстрее выделить и оценить возможное решение проблемной ситуации, поднимает их интеллектуальный и коммуникативный уровень, вырабатывает умение работать в сотрудничестве, уважительное отношение к собеседнику и его точке зрения.

При обучении навыкам письма в неязыковом вузе оправдано активное использование такого метода развития критического мышления как синквейн, когда студенты творчески резюмируют полученную информацию, идеи, собственное мнение в нескольких словах и по определенной схеме:

• первая строка. Кто? Что? Существительное, отражающее тему;

• вторая строка. Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль;

• третья строка. Что делает? Три глагола, говорящие о действиях в рамках темы;

• четвёртая строка. Что автор синквейна думает о теме? Фраза из четырёх слов, показывающая отношение. Пословица, цитата, крылатое выражение, собственная формулировка;

• пятая строка. Кто? Что? Слово, словосочетание, синоним к первому слову, показывает личное отношение автора к теме [9].

Составлять синквейны получается у всех без исключения студентов-нелингвистов. Данный метод помогает систематизировать знания по теме, развивает критическое и образное мышление, навыки письменной речи. Получив положительный опыт, студенты более мотивированы к дальнейшему изучению английского языка.

Выводы. Таким образом, стимулируя мотивацию студентов-нелингвистов к изучению английского языка, преподаватель стимулирует их желание участвовать в образовательном процессе. Рассмотренные выше технологии, методы и приемы поддерживают мотивацию, создавая положительную установку и побуждая студентов-нелингвистов изучать язык. Регулярная и творческая работа над повышением уровня мотивации также способствует развитию познания, интеллектуальной и творческой деятельности студентов на иностранном языке, что, в свою очередь, приводит к повышению эффективности всего процесса обучения английскому языку в неязыковом вузе.

Литература:

1. Аксёнова И.Н. Использование ИКТ при организации самостоятельной работы бакалавров журналистов в обучении иностранному языку // Организация самостоятельной работы студентов: Материалы докладов II Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Организация самостоятельной работы студентов». - Саратов: Новый проект, 2013. -С. 21-25.

2. Андреев А.А. Становление и развитие дистанционного обучения в России // Высшее образование в России, 2012. -№ 10. - С. 106-111.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Москва: Логос, 2000. - 384 с.

5. Крайнева Н.М., Золотова М.В., Гришакова Е.С. Исследование дидактических возможностей ресурсов социальных сетей (языковых сообществ) и иных интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов // Высшее образование сегодня. - №4. - С. 74-78.

6. Крючков В.А. Коммуникативная самореализация в условиях сетевого сообщества обучаемых // Российский научный журнал. - 2010. - №2(15). - С. 131-143.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: «Питер», 2018. - 714 с.

8. Фуфурина Т.А. Пути повышения мотивации при изучении английского языка у студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Гуманитарный вестник. - 2014. - Вып. 1. -URL:https://www.researchgate.net/publication/290243724_The_ways_for_increasing_motivations_in_learning_English_by_the_stu dents_of_Bauman MSTU

9. Что такое синквейн и как его составить. [Электронный ресурс]. URL: https://koncpekt.ru/metodicheskaya-kopilka/obmen-opytom/4470-chto-takoe-sinkveyn-i-kak-ego-sostavit.html. (дата обращения 15.01.2022).

10. Ennis, R.H. The Nature of Critical Thinking: An Outline of Critical Thinking Dispositions and Abilities [Электронный ресурс]. - URL: http://faculty. education.illinois.edu/rhennis/documents/TheNatureofCriticalThinking_ 51711_000.pdf. (дата обращения 23.01.2022).

Педагогика

УДК 378

кандидат искусствоведения, профессор Стачинский Владимир Иванович

Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова (г. Петрозаводск)

ТЬЮТОРСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩЕГО КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ

Аннотация. В статье исследуется один из важнейших аспектов формирования профессионального мировоззрения будущего концертного исполнителя - выбор оптимального формата обучения с точки зрения освоения обучающимся максимально широкого спектра компетенций, составляющих содержание мировоззренческой парадигмы. Исходя из положения о том, что формирование мировоззрения должно быть выделено в отдельный курс в силу сложности и объемности учебных задач, автор указывает, что реализация, представляемых в значительной части научных публикаций специальных курсов, построенных на групповом формате, всегда будет сопряжена с риском недостаточной включенности обучаемого в образовательный процесс. Для решения этой проблемы автор предлагает внедрение в общий образовательный процесс будущего концертного исполнителя тьюторства. В статье обосновывается утверждение, что, с одной стороны, формат работы с тьютором дает возможность обеспечить реализацию индивидуального подхода, необходимого для усвоения столь обширного объема знаний и навыков, составляющих мировоззрения, с другой стороны, он представляется потенциально более эмоционально увлекающим обучающегося. Кроме того он позволяет избежать деструктивной конкуренции за формирование мировоззрения с педагогом по специальности, который в большинстве случаев в современной музыкальной педагогике остается главным источником профессионального мировоззрения.

Ключевые слова: формирование профессионального мировоззрения будущего концертного исполнителя, индивидуально-ориентированный подход в обучении, тьютор, методические принципы образовательного процесса.

Annotation. The article examines one of the most important aspects of the formation of a professional worldview of a future concert performer - the choice of the optimal training format in terms of mastering the widest possible range of competencies that make up the content of the worldview paradigm. Based on the position that the formation of a worldview should be singled out as a separate course due to the complexity and volume of educational tasks, the author points out that the implementation of special courses presented in a significant part of scientific publications, built on a group format, will always be associated with a risk of insufficient inclusion student in the educational process. To solve this problem, the author proposes the introduction of tutoring into the general educational process of the future concert performer. The article substantiates the assertion that, on the one hand, the format of working with a tutor makes it possible to ensure the implementation of an individual approach necessary for mastering such a vast amount of knowledge and skills that make up the worldview, on the other hand, it seems to be potentially more emotionally captivating for the student. In addition, it allows you to avoid destructive competition for the formation of a worldview with a teacher in the specialty, which in most cases in modern music pedagogy remains the main source of professional worldview.

Key words: formation of the professional outlook of the future concert performer, an individually-oriented approach to teaching, a tutor, methodological principles of the educational process.

Введение. Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что в современных научных публикациях и методических разработках, посвященных проблемам формирования профессионального мировоззрения у будущих концертных исполнителей (и в целом будущих специалистов в области гуманитарных знания и практики), недостаточное внимание уделено поиску оптимального формата реализации данного процесса.

В большинстве случаев речь идет об информативных и весьма эффективных концепциях, которые их разработчики предлагают реализовывать исключительно в рамках группового формата. Ярким примером тому являются научные публикации и фундаментальные диссертационные исследования таких авторов, как Р.Н. Афонина [1], Л.П. Реутова [3], С.Ю. Рыбин [4] и многих других. В работах Р.Н. Афониной приведены ценнейшие методические взгляды на сущность функционального разделения разных областей знания и практики, формирующих мировоззрения; в диссертации Л.П. Реутовой дана подробнейшая структура системы знаний, установок, умений, навыков, компетенций, формирующих мировоззрение; в диссертации С.Ю. Рыбина представлена методическая модель формирования профессионального мировоззрения у будущих музыкантов, обобщающая опыт его педагогической работы и многочисленных исследований в области музыкальной педагогики. Однако планируемые авторами специальные курсы должны реализовываться через лекции и семинары, что обуславливает риск недостаточной эмоциональной включенности обучаемых для обретения компетенций, составляющих профессиональное мировоззрение будущего концертного исполнителя.

Изложение основного материала статьи. В поисках оптимального формата учебной работы с будущими концертными исполнителями по формированию их профессионального мировоззрения автор исходит, прежде всего, из специфики собственной оригинальной концепции, которая может стать полезной и для использования в исследованиях данной проблематики. Основным «ядром» разрабатываемой экспериментальной методики является идея о диалектическом взаимодействии мастерства исполнительской интерпретации и формирования профессионального мировоззрения. Взаимовлияние этих двух компонентов данной профессиональной сферы представляется еще более очевидным, если рассматривать исполнительский процесс как результат реализации в действии профессионального мировоззрения, когда исполнительскую интерпретацию можно представить как своего рода модель, уменьшенную копию мировосприятия концертного исполнительства и когда проявление мировоззрения является воплощением исполнительской интерпретации. Центральный интеллектуально-эмоционально-практический процесс в профессиональной деятельности концертного исполнителя обретает в динамике те же свойства, что и процесс становления профессионального мировоззрения, который, в свою очередь, составляет вершину в структуре овладения профессией.

Подтверждение предположения о сходстве характеристик и структуры исполнительской интерпретации и профессионального мировоззрения концертного исполнителя можно найти и в некоторых фундаментальных научных исследованиях. Так, например, М.Д. Корноухов в свете осмысления феномена исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании указывает: «В музыкально-педагогическом процессе феномен интерпретации является связующим звеном и общим корневым признаком, объединяющим педагогику и исполнительство как два вида вторичного относительно самостоятельного художественного творчества. Это, как правило, двуединая познавательная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.