3. Ayupova N.A. Menyayuschiesya pedagogicheskie sredstva formirovaniya gendernoj tolerantnosti mladshih shkol'nikov. Gendernye transformacii v mental'nosti i socializacii uchaschejsya molodezhi: sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg: NIC ART, 2020: 127 - 133.
4. Konysheva E.A. Formirovanie gendernoj tolerantnosti u detej starshego doshkol'nogo vozrasta v processe igry-dramatizacii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Perm': RGB, 2006. Available at: http://diss.rsl.ru/diss/06/0521/060521048.pdf
5. Ayupova N.A. Pedagogicheskie sredstva formirovaniya gendernoj tolerantnosti mladshih shkol'nikov. Izvestiya VGPU. 2021; № 4: 44 - 48.
Статья поступила в редакцию 30.03.22
УДК 37.013.00.02
Vasilyeva V.E., senior teacher, Pacific State University (Khabarovsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE INFLUENCE OF THE PROJECT METHOD ON THE MOTIVATION OF JUNIOR STUDENTS WHEN LEARNING ENGLISH. The article presents a comprehensive study of methods aimed at increasing the level of motivation to learn English. The author examines the concepts of motive and motivation, separates external and internal motivation. The article analyzes scientific works on the stated problem. Special attention is paid in the article to the project method as a factor influencing the motivation of students when learning English. The author focuses on the peculiarities of motivation to learn English among junior students, emphasizing its insufficient level due to the lack of formation of learning goals and the predominance of external motivation, which, according to the author of the article, is ineffective. Project activities, from the author's point of view, develop skills of independent search for solutions, analysis and processing of educational material, which contributes to the development of internal motivation that determines the success of learning English.
Key words: motive, internal motivation, external motivation, English language, project activities, junior students, extracurricular activities, creative thinking, learning effectiveness.
В.Э. Васильева, ст. преп., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена комплексному исследованию методов, направленных на повышение уровня мотивации к изучению английского языка. Автор рассматривает понятия мотива и мотивации, разделяет внешнюю и внутреннюю мотивацию. В статье проводится анализ научных работ по заявленной проблеме, написанных предшественниками. Особое внимание уделяется методу проектирования как фактору влияния на мотивацию студентов при изучении английского языка. Автор акцентирует внимание на особенностях мотивации к изучению английского языка у студентов младших курсов, подчеркивая ее недостаточный уровень из-за несформированности целей обучения и преобладания внешней мотивации, которая, по мнению автора статьи, неэффективна. Проектирование, по мнению автора, развивает навыки самостоятельного поиска решений, анализа и обработки учебного материала, что способствует развитию внутренней мотивации, определяющей успешность изучения английского языка.
Ключевые слова: мотив, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, английский язык, проектная деятельность, студенты младших курсов, внеаудиторная деятельность, креативное мышление, эффективность обучения.
Высокая значимость изучения английского языка в современных реалиях обусловлена трансформационными процессами в общественной жизни. Активно нарастающее расширение международных связей, сотрудничество России с другими государствами в экономически и политически значимых сферах значительно повышают роль межнациональной коммуникации, где английский язык традиционно признается главным средством общения. Свободное владение английским языком в настоящее время определяет не только уровень образованности человека, но и открывает ему большие возможности для изучения духовного и культурного наследия страны изучаемого языка, позволяет легко общаться с представителями разных стран, участвовать в международных конференциях и форумах и т.д. Все это определяет актуальность проблемы изучения английского языка и создания условий для успешного овладения им.
Успешность в изучении английского языка, скорость усвоения материала, качество навыков чтения, письма, говорения и восприятия английской речи на слух имеют прямую зависимость от мотивации обучающихся. Для реализации цели настоящего исследования, которая заключается в изучении способов повышения мотивации к изучению языка и определении наиболее прогрессивного и успешного из них, требуется решение соответствующих задач: рассмотрение понятий мотива и учебной мотивации, представленных в психолого-педагогическом научном поле; обзор и анализ научных работ, предшествующих написанию данной статьи; исследование метода проектирования и его влияние на уровень мотивации студентов. Научная новизна данного теоретического исследования заключается в попытке автора статьи обобщить и систематизировать множественность современных научных взглядов на проблему повышения учебной мотивации посредством внедрения проектных методик при изучении английского языка.
Теоретическая и практическая значимость результатов проведенного исследования определена в возможности использования анализа методов и средств по повышению учебной мотивации, который был проведен, обобщен и систематизирован автором, в учебной, теоретической и практической, деятельности преподавателя при подготовке к различным видам занятий не только по английскому языку, но и любому иностранному.
Не секрет, что преобладание у студентов одних мотивов над другими в процессе изучения английского языка обусловливают результативность овладения ими всеми необходимыми навыками и в конечном итоге приводят к свободному англоязычному общению. В соответствии с теорией Зимней И.А., «мотив представляет собой единицу, которая оказывает стимулирующее, побуждающее воздействие на человека к совершению действия, которое включено в деятельность,
определенную этим мотивом» [1]. Из этого следует, что ни одна деятельность, в частности рассматриваемая нами учебная, не происходит без участия в ней мотива. Согласно авторской позиции Рубинштейна С.Л., «любая деятельность вытекает из мотива, который определяется переживанием личности какого-то значимого, имеющего для нее особый смысл, события, и выступает стимулом к действию» [2]. Отсюда очевидна взаимосвязь деятельности и мотива, при этом понятия «мотив» и «мотивация» не тождественны.
Главное отличие между ними, на наш взгляд, в том, что мотив - это единица психоэмоциональной организации личности, в то время как мотивация - это основной компонент в структуре учебной деятельности, где личность определена в качестве субъекта этой деятельности. Мотивация определена в качестве слож-носоставной организации побудителей, среди которых мотивы, потребности, ценности, идеалы, интересы, цели и стремления, установки, нормы и приоритеты. Таким образом, совокупность этих побудителей у личности, их наличие или отсутствие, степень выраженности оказывают влияние на мотивацию к учебной деятельности.
В научном психолого-педагогическом поле известно разделение учебной мотивации на внешнюю и внутреннюю. Если обозначить это разделение сжато, то внешняя мотивация - это намеренность студента выучить материал, получить аттестацию по предмету, чтобы сдать зачет, экзамен и продолжить дальнейшее обучение в вузе. Как правило, такая мотивация малоэффективна, поскольку студент не настроен на повышение уровня овладения английским языком, им движет лишь минимальная потребность - «быть не отчисленным из вуза», а знания, которые он получил в результате «зубрежки», не задержатся в долговременной памяти. Таким образом, считаем, что внешняя мотивация не способствует успешному изучению английского языка.
Внутренняя мотивация, напротив, представляет собой осознанную внутреннюю потребность студента изучать английский язык, которая может быть продиктована такими мотивами, как стремление к успешной карьере, переезд за границу или иностранное сотрудничество, легкое общение на английском языке в туристических поездках и т.д. Такой вид мотивации можно с легкостью назвать эффективным, поскольку студент четко ставит перед собой цель, следует ей шаг за шагом, и настрой на обучение у него при этом позитивный, он проявляет свои интеллектуальные способности, развивает навыки, делает это не по принуждению, а свободно.
Все это позволяет нам сделать вывод о высокой значимости развития такого вида мотивации, при котором студент искренне заинтересован в успешности своего обучения английскому языку, видит явные преимущества и перспективы.
Преподаватели, начиная с младших курсов, когда мотивация у студентов - не всегда осознанная потребность, должны способствовать созданию всех условий для повышения уровня мотивации к изучению языка, по мере возможностей нивелировать процессы, ведущие к угасанию интереса к языку.
Проблема изучения способов повышения учебной мотивации не нова. В исследовательском научном поле представлено немало работ, в которых авторы стремятся проиллюстрировать мотивацию и способы ее развития у студентов-младшекурсников. Так, Абрамова Л.З. в качестве способа повышения мотивации к изучению английского языка рассматривает применение лингво-страноведческого аспекта, который «направлен на реализацию конечных целей обучения иностранному языку, а именно, на обучение общению» [3, с. 5]. Автор убеждена, что изучение культурно-исторических взаимоотношений страны изучаемого языка стимулирует заинтересованность студентов к процессу обучения.
Согласно авторской позиции Брежневой Т. Б., в качестве фактора повышения мотивации к изучению английского языка следует рассматривать самого преподавателя как «главного проводника внешней мотивации» [4, с. 9], выбор которым правильных и адекватных педагогических стратегий способствует заинтересованности студентов к процессу обучения. Автор убеждена, что при обучении английскому языку «усилия преподавателей (внешние) должны быть направлены на развитие внутренней мотивации студентов, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой» [4, с. 10].
Вавилова Е.О. заявляет о внеаудиторной работе (индивидуальной, групповой и массовой) как факторе повышения мотивации при изучении английского языка студентами неязыкового вуза. Наиболее эффективным способом автор считает кружок или клуб иностранного языка. Такой вид учебной деятельности, по ее мнению, «предусматривает участие широкого контингента обучающихся, включая комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к повышению мотивации студентов» [5, с. 15].
Вахрушева М.И. в качестве способа повышения мотивации к изучению английского языка рассматривает использование краеведческого материала на занятиях, фокусируясь на конечной цели - «повышении качества профессиональной подготовки будущих высококвалифицированных специалистов, владеющих всеми формами коммуникации, их конкурентоспособности на рынке труда» [6, с. 22].
Галькиева З.Х. в качестве одного из способов повышения мотивации предлагает обратить внимание на музыкальный аспект, считая музыку прекрасным средством воздействия на эмоции и чувства обучающихся. Методическое преимущество такого способа автор видит в том, что «песни как средство прочного усвоения и расширения лексического запаса дают возможность усвоения знакомой лексики в новом контекстуальном окружении, грамматических конструкций, способствуют совершенствованию навыков произношения, оказывают эстетическое воздействие на обучающихся и помогают снять напряжение и восстановить работоспособность на занятиях» [7, с. 29].
Маркова ГА. рассматривает применение информационных технологий как способ повышения мотивации студентов к изучению английского языка, считая, что появление информационных технологий в учебном процессе «коренным образом изменило характер преподавания, сделав процесс обучения более увлекательным и продуктивным» [8, с. 57].
Согласно авторской позиции Попова Е.Б., «геймификация - применение игровых подходов для неигровых процессов и ситуаций с целью повышения вовлеченности их участников в решение прикладных задач» [9, с. 76] - является одним из актуальных и современных направлений в обучении английскому языку, цель которого фокусируется на принципах и техниках заинтересованности и увлеченности студентов английским языком, в конечном итоге - на повышении уровня их мотивации.
По мнению Соловьевой Н.А., которая в 2021 году проводила эмпирическое исследование уровня мотивации студентов лингвистического профиля, обучающихся в Тихоокеанском государственном университете города Хабаровска, «умеренная степень мотивации студентов к тому, чтобы свободно участвовать в академических, социальных и профессиональных видах деятельности, требует рекомендаций, с помощью которых преподаватели смогли бы более эффективно вовлекать учащихся в данные виды деятельности, так как они являются очень важными для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов» [10].
Среди великого множества существующих, успешно зарекомендовавших себя и активно развивающихся способов повышения мотивации к изучению английского языка в вузе нельзя не отметить проектную деятельность. В качестве базовых целей проектной деятельности в рамках учебного процесса следует отметить формирование у студентов креативного и критического видов мышления, развитие умений по практическому применению полученных знаний в различных ситуациях, как в учебе, так и за рамками учебной деятельности (туристические поездки, онлайн-переписка с носителями языка, участие в международных конференциях, форумах и т.д.).
Как правило, проектная работа предполагает самостоятельную разработку, ее реализацию и презентацию перед аудиторией, что развивает навыки самостоятельной организации, поиска решений, анализа, обобщения и обработки необходимого материала. Следует отметить, что у студентов младших курсов все
перечисленные навыки еще слабо развиты, их угасание, отсутствие зоны роста приведут к негативным последствиям - снижению уровня мотивации. Самостоятельная проектная деятельность дает большие перспективы для успешного стар-тапа в принятии управленческих решений в своей будущей профессиональной деятельности, в развитии творческого потенциала. Ранее полученные студентами знания и умения переносятся в ситуацию, где уже они, а не преподаватель, управляют процессом. Это позволяет студентам развивать новые идеи, взгляды, отстаивать свои позиции с опорой на изученные научные воззрения различных авторов и их практический опыт. Бонусом проектной деятельности студентов становится способность толерантного отношения к своим одногруппникам и однокурсникам, активное взаимодействие друг с другом, желание быть полезными и оказывать друг другу помощь при подготовке к занятиям.
В своей работе Паутова И.В. указывает на потребность формирования положительной мотивации на уроках английского языка, стимулирования познавательной активности студентов, создания комфортной и доверительной атмосферы коммуникации. Все это возможно реализовать, со слов автора, путем «использования нетрадиционных форм занятия, в рамках которых активно применяется коммуникативный и личностно ориентированный подход, к которому относится проектная деятельность» [11].
По мнению Горбачевой И.М., Горбачевой Е.А., студенческая работа над проектами оказывает положительное влияние на «совершенствование критического мышления, повышение мотивации к изучению английского языка, а также способствует социализации личности студента через развитие его способности работать в команде и навыков самопрезентации» [12]. Особенно это актуально, на наш взгляд, для студентов младших курсов, которые не всегда легко вливаются в новый учебный коллектив, в силу своих психоэмоциональных особенностей некоторые из студентов испытывают стеснение для свободного общения не только на иностранном, но даже на родном языке. Считаем, что коллективное и творческое участие как можно большего количества студентов, задействованных в проекте, играет важную роль для создания комфортной и доверительной атмосферы общения, продуктивного взаимодействия студентов. Результатами выступают общая заинтересованность в изучении английского языка, повышение мотивации к получению новых знаний и более сложных заданий, осознание того, что английский язык - это своего рода индикатор уровня образованности, продвинутости и престижа, очень важных показателей для современной молодежи.
В своей работе, касающейся специфики проектной методики в процессе обучения иностранному языку, Болсуновская Л.М., Миронова В.Е., Искоркина А.А. подчеркивают способность проектной деятельности создавать условия для развития индивидуальности студентов, считая, что проектирование помогает не только запоминать необходимую учебную информацию, излагать ее и применять на практике, но и учиться «наблюдать и оценивать действительность, планировать и реализовывать некоторые изменения для повышения уровня владения иностранным языком, совершенствовать навыки групповой и индивидуальной форм работы, самостоятельно получать и осваивать новый учебный материал» [13].
Изучение любого иностранного языка, в частности английского, предполагает реализацию комплексного процесса взаимодействия преподавателя со студентами, от успешности которого зависит конечный результат - овладение английским языком и его активное использование на практике. Опираясь на современную концепцию образовательной среды, обучаемый рассматривается как субъект образовательной деятельности, в которой заключается аспект самостоятельности студента. При этом преподаватель не отстраняется от учебного процесса, а занимает позицию главного ориентира и куратора. Так, по мнению Мезениной В.Е., основной задачей преподавателя определен поиск «точки пересечения интересов студента и задач, которые ставятся в рамках учебного процесса, определение личной заинтересованности каждого студента в тематике изучаемого материала» [14]. Решение данной задачи, по нашему мнению, становится возможным, когда студент начинает осознавать практическую значимость получаемых им знаний, возможность их применения в учебной деятельности сегодня и в будущей профессиональной - завтра. Такая мотивация закладывается в основу метода проектирования.
Рассматривая проектную деятельность в качестве эффективного условия профессионального развития студентов, Шаламова О.О. считает обязательным условием внедрение проектирования в образовательный процесс, определяя его как «эффективное условие личностно-профессионального становления студентов, его развитие в деятельности и посредством этой деятельности» [15].
Практическую значимость проектной деятельности при обучении иностранным языкам студентов младших курсов вузов подчеркивает в своей научной работе Ри К.К. Согласно разработанному автором проекту «Введение в профессию лингвиста-переводчика», направленному на повышение уровня мотивации студентов при изучении китайского языка через демонстрацию успешного опыта трудоустройства выпускников факультета востоковедения за границей, от преподавателя требуется организовать и реализовать мероприятия по «формированию представлений о профессии лингвиста-переводчика, максимальной вовлеченности студентов и их погружению в культуру страны изучаемого языка, проведению внеаудиторных занятий с выпускниками факультета, работающими по специальности за границей, и труд которых высоко оплачивается» [16].
В заключение необходимо отметить следующее. Обзор научной литературы по проблеме повышения мотивации к изучению английского языка позволил автору сформулировать общие выводы. Успешность овладения английским языком определяется внутренней мотивацией, которая, в отличие от внешней, является эффективной, отвечает за осознанную потребность студента получать предметные знания, которые он сможет применять на практике в ближайшей перспективе. Внутренняя мотивация к изучению английского языка формируется мотивами, выражающимися в стремлении студента к успешности в разных сферах: в будущей карьере, высоком заработке, непринужденном общении на английском языке, переезде за границу. Эффективность такой мотивации определяется свободой студента в постановке целей и непринужденностью в их реализации.
Библиографический список
Автором также акцентировано внимание на проектную деятельность как один из методов повышения уровня мотивации студентов в процессе изучения английского языка, в особенности студентов младших курсов, у которых, как подчеркивает автор, преобладают внешние мотивы (страх отчисления, родители заставили и т.д.), а не личностная осознанность. Были рассмотрены различные варианты проектной деятельности (индивидуальной, групповой, массовой), среди которых - использование краеведческого материала, информационно-коммуникационных технологий, сетевого общения, музыкальные и драматических проекты, геймификация. Последний способ в большей степени заинтересовал автора, определен им как наименее изученный и в перспективе наряду с теоретическими разработками автора может стать практически ориентированным научным исследованием.
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологи. Санкт-Петербург: Питер, 2002.
3. Абрамова Л.З. Применение лингвострановедческого аспекта как способ повышения мотивации к изучению иностранного языка. Пути повышения мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе: материалы межвузовского круглого стола. Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МПОА), 2017.
4. Брежнева Т.Б. Преподаватель как фактор повышения мотивации к изучению иностранного языка. Пути повышения мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе: материалы межвузовского круглого стола. Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГОА), 2017.
5. Вавилова Е.О. Внеаудиторная работа как фактор повышения мотивации при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Пути повышения мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе: материалы межвузовского круглого стола. Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГОА), 2017.
6. Вахрушева М.И. Использование краеведческого материала как средства повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка в неязыковом вузе. Пути повышения мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе: материалы межвузовского круглого стола. Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГОА), 2017.
7. Галькиева З.Х. Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка. Пути повышения мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе: материалы межвузовского круглого стола. Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГОА), 2017.
8. Маркова Г.А. Использование информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка. Пути повышения мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе: материалы межвузовского круглого стола. Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГОА), 2017.
9. Попов Е.Б. Приемы геймификации как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка. Пути повышения мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе: материалы межвузовского круглого стола. Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГОА), 2017.
10. Соловьева Н.А. Исследование уровня мотивации в изучении английского языка как профильного среди студентов-лингвистов Тихоокеанского государственного университета. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4 (89): 85 - 88.
11. Паутова И.В. Проектная деятельность учащихся как один из приемов повышения мотивации изучения английского языка. Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017; № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-kak-odin-iz-priemov-povysheniya-motivatsii-izucheniya-angliyskogo-yazyka
12. Горбачева И.М., Горбачева Е.А. Использование проектной методики при обучении иностранному языку в вузах. ЭСГИ. 2017; № 2 (14). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/ispolzovanie-proektnoy-metodiki-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-vuzah
13. Болсуновская Л.М., Миронова В.Е., Искоркина А.А. Специфика проектной методики в процессе обучения иностранному языку студентов младших курсов неязыковых вузов (на примере национально-исследовательского Томского политехнического университета). Международный журнал экспериментального образования. 2015; Ч. 3, № 2: 371 - 374. Available at: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6618
14. Мезенина В.Е. Реализация проектной деятельности на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-na-urokah-angliyskogo-yazyka-kak-sposob-povysheniya-motivatsii-obuchayuschihsya
15. Шаламова О.О. Проектная деятельность как эффективное условие профессионального развития студентов гуманитарных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 398 - 400.
16. Ри К.К. Повышение уровня мотивации студентов младших курсов к обучению китайскому языку в рамках проектной деятельности «Введение в профессию лингвиста-переводчика». Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 194 - 196.
References
1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Rostov-na-Donu: Feniks, 1997.
2. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologi. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.
3. Abramova L.Z. Primenenie lingvostranovedcheskogo aspekta kak sposob povysheniya motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka. Puti povysheniya motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze: materialy mezhvuzovskogo kruglogo stola. Orenburg: Orenburgskij institut (filial) Moskovskogo gosudarstvennogo yuridicheskogo universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA), 2017.
4. Brezhneva T.B. Prepodavatel' kak faktor povysheniya motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka. Puti povysheniya motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze: materialy mezhvuzovskogo kruglogo stola. Orenburg: Orenburgskij institut (filial) Moskovskogo gosudarstvennogo yuridicheskogo universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA), 2017.
5. Vavilova E.O. Vneauditornaya rabota kak faktor povysheniya motivacii pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Puti povysheniya motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze: materialy mezhvuzovskogo kruglogo stola. Orenburg: Orenburgskij institut (filial) Moskovskogo gosudarstvennogo yuridicheskogo universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA), 2017.
6. Vahrusheva M.I. Ispol'zovanie kraevedcheskogo materiala kak sredstva povysheniya motivacii studentov k izucheniyu inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Puti povysheniya motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze: materialy mezhvuzovskogo kruglogo stola. Orenburg: Orenburgskij institut (filial) Moskovskogo gosudarstvennogo yuridicheskogo universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA), 2017.
7. Gal'kieva Z.H. Sposoby povysheniya motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka. Puti povysheniya motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze: materialy mezhvuzovskogo kruglogo stola. Orenburg: Orenburgskij institut (filial) Moskovskogo gosudarstvennogo yuridicheskogo universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA), 2017.
8. Markova G.A. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij kak sredstvo povysheniya motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka. Puti povysheniya motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze: materialy mezhvuzovskogo kruglogo stola. Orenburg: Orenburgskij institut (filial) Moskovskogo gosudarstvennogo yuridicheskogo universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA), 2017.
9. Popov E.B. Priemy gejmifikacii kak sredstvo povysheniya motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka. Puti povysheniya motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze: materialy mezhvuzovskogo kruglogo stola. Orenburg: Orenburgskij institut (filial) Moskovskogo gosudarstvennogo yuridicheskogo universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA), 2017.
10. Solov'eva N.A. Issledovanie urovnya motivacii v izuchenii anglijskogo yazyka kak profil'nogo sredi studentov-lingvistov Tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89): 85 - 88.
11. Pautova I.V. Proektnaya deyatel'nost' uchaschihsya kak odin iz priemov povysheniya motivacii izucheniya anglijskogo yazyka. Nauka i socium: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017; № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-kak-odin-iz-priemov-povysheniya-motivatsii-izucheniya-angliyskogo-yazyka
12. Gorbacheva I.M., Gorbacheva E.A. Ispol'zovanie proektnoj metodiki pri obuchenii inostrannomu yazyku v vuzah. 'ESGI. 2017; № 2 (14). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/ispolzovanie-proektnoy-metodiki-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-vuzah
13. Bolsunovskaya L.M., Mironova V.E., Iskorkina A.A. Specifika proektnoj metodiki v processe obucheniya inostrannomu yazyku studentov mladshih kursov neyazykovyh vuzov (na primere nacional'no-issledovatel'skogo Tomskogo politehnicheskogo universiteta). Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2015; Ch. 3, № 2: 371 - 374. Available at: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6618
14. Mezenina V.E. Realizaciya proektnoj deyatel'nosti na urokah anglijskogo yazyka kak sposob povysheniya motivacii obuchayuschihsya. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2016; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-na-urokah-angliyskogo-yazyka-kak-sposob-povysheniya-motivatsii-obuchayuschihsya
15. Shalamova O.O. Proektnaya deyatel'nost' kak 'effektivnoe uslovie professional'nogo razvitiya studentov gumanitarnyh vuzov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 398 - 400.
16. Ri K.K. Povyshenie urovnya motivacii studentov mladshih kursov k obucheniyu kitajskomu yazyku v ramkah proektnoj deyatel'nosti «Vvedenie v professiyu lingvista-perevodchika». Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 194 - 196.
Статья поступила в редакцию 29.03.22
УДК 37.013.00.02
Vasilyeva V.E., senior teacher, Pacific State University (Khabarovsk, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF SPEAKING SKILLS IN THE PROCESS OF TEACHING ENGLISH: THEORETICAL ASPECT. The question of the importance of developing and improving speaking skills in teaching English is raised in the article. The author considers subjective and objective reasons that influence the success of mastering the speaking skill. The accounting of these reasons by the teacher, work aimed at eliminating them, will contribute to a more successful development of the speaking skill of students. The article also analyzes positions of various authors regarding the ways and methods aimed at developing the speaking skill. Some difficulties in mastering the skill of speaking that arise in the classroom of the English language are considered in the article. The author is convinced of the priority of the communicative competences of teacher and students in teaching English. In the process of analyzing scientific works on the problem of developing the speaking skill, the author formulated his own vision of the main difficulties in developing the speaking skill and identified the causes of these difficulties. The author of the article underlined the great importance of the educational level of an English teacher in the preparation of practical tasks for speech activity, as well as the ability to use their psychological and pedagogical competencies in practice.
Key words: development of speaking skill, English language, competence, linguistics, verbal communication, communicative interaction, dialogic communication, monologue communication, means of communication.
В.Э. Васильева, ст. преп., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье поднимается вопрос о важности развития и совершенствования навыка говорения при обучении английскому языку. Автор рассматривает субъективные и объективные причины, которые оказывают влияние на успешность овладения навыком говорения. Учет данных причин преподавателем, работа, направленная на их устранение, будут способствовать более успешному развитию навыка говорения у студентов. В статье также проведен анализ позиций различных авторов относительно способов и методов, направленных на развитие навыка говорения. Рассмотрены некоторые трудности овладения навыком говорения, возникающие на занятиях английского языка. Автор убежден в приоритетности коммуникативных компетенций преподавателя и студентов при обучении английскому языку. В процессе анализа научных работ по проблеме развития навыка говорения автор сформулировал собственное видение по основным трудностям развития навыка говорения и определил причины, вызывающие их. В статье подчеркнута огромная значимость образовательного уровня преподавателя английского языка при подготовке практических заданий на речевую деятельность, а также умение активно использовать на практике свои психолого-педагогические компетенции.
Ключевые слова: развитие навыка говорения, английский язык, компетенция, лингвистика, речевое общение, коммуникативное взаимодействие, диалогическая коммуникация, монологическая коммуникация, средства общения.
Обучение любому иностранному языку предполагает развитие и совершенствование таких обязательных навыков, как чтение, письмо, аудирование и говорение (reading, writing, listening and speaking skills). Сложности при овладении навыком говорения вызваны рядом объективных и субъективных причин.
Под объективными мы понимаем недостаточное материально-техническое оснащение занятий; несоответствие учебно-методического комплекса тем целям и задачам, которые должны решаться в процессе развития навыка говорения; недостаточное количество времени, выделенное на аудиторные занятия по практике говорения; перегруженность студенческой группы, снижающая время устной коммуникации на каждого студента; недостаточный уровень компетенции преподавателя.
В качестве субъективных причин нами рассматриваются психологические и эмоциональные состояния студента (неуверенность в себе, низкая самооценка, страх ошибиться и т.д.); небольшой объем знаний по таким учебным дисциплинам, как страноведение, культурология, лингвистика; ограниченность вокабуляр-ного запаса и неспособность его использования в качестве активной лексики.
Все перечисленные сложности, возникающие в процессе обучения навыку говорения на английском языке, формируют так называемый «языковой барьер», преодоление которого требует высокого уровня компетенции от преподавателя - грамотного планирования и организации занятий, учета индивидуальных психоэмоциональных особенностей студентов, способности к мотивации каждого отдельного студента и коллективной заинтересованности группы в совершенствовании и развитии навыка говорения, создания атмосферы доверия и поддержки в рамках занятий, стимулирования обучающихся на успех. В связи с этим следует признать актуальность проблемы создания доступных и современных способов развития и совершенствования навыков говорения при изучении английского языка.
В современных реалиях, когда все мировое сообщество ориентировано на поликультурное направление, международное сотрудничество, наращивание
собственных ресурсов посредством коммуникации, английский язык выступает основным средством общения и сотрудничества, обмена знаниями, опытом. Таким образом, обучение коммуникативным навыкам, в частности говорению, должно определяться в качестве основной цели практикума английского языка в высших учебных заведения при подготовке специалистов различных профилей. Все перечисленное определяет цель исследования, которая заключается в теоретическом обзоре средств и способов по совершенствованию навыка говорения - важного аспекта при изучении английского языка. Для этого требуется решение соответствующих задач, а именно - определение навыка говорения с точки зрения его практической значимости для изучающих английский язык и исследование взглядов различных авторов на методы и способы развития навыка говорения.
Говорение определено как продуктивный вид речевой деятельности, при котором происходит устно-речевое общение, в основе которого заложены «произносительные, ритмико-интонационные и лексико-грамматические навыки» [1]. Умение говорить на иностранном языке, выражать свои мысли объединяет две группы умений - способность к диалогической коммуникации и способность к монологической коммуникации. Развивая эти два умения, преподаватель обучает студентов различным способам формирования и формулирования собственных мыслей путем речевых действий разной протяженности (слова, словосочетания, фразовые единства, устные и письменные сообщения). Указанные единицы речи усваиваются обучающимися в результате тренировочных упражнений, которые преподаватель приготовил для блока говорения, планируя свое занятие. В результате такой работы происходит формирование речевых навыков, необходимых для совершенствования навыка говорения.
В научном теоретико-практическом поле, затрагивающем вопросы преподавания английского языка, сосредоточено большое количество теорий и взглядов специалистов на проблему говорения на английском языке. Многими иссле-