УДК 378
Ерофеева Н.Е.
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]
ТЬЮТОРСТВО С СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ
В статье дается анализ результатов мониторинга студентов 1-5 курсов по выявлению субъектной позиции обучающихся о тьюторстве, обнаруживаются противоречия между традиционным восприятием института кураторства и новой педагогической позицией преподавателя вуза. Особое внимание уделяется вопросам индивидуализации как процесса объективного и актуального для высшей школы.
Ключевые слова: тьютор, студент, куратор, индивидуализация, высшая школа.
Тьюторство в России явление достаточно молодое, и при этом оно становится все более популярным и востребованным в различных областях развития и образования. Несмотря на то, что существует много различных пониманий и трактовок понятия «тьютор», в профессиональных кругах, объединенных Межрегиональной Тьюторской Ассоциацией, тьютор рассматривается как особая позиция в образовании, реализующая принцип индивидуализации. Как отмечает Т.М. Ковалеева, «процесс индивидуализации является принципиальным для всего тьюторского сообщества. Нами оно понимается сегодня прежде всего как процесс, в котором человек движется, обретая свою «самость» (говоря метафорически), достраивая себя до субъектной позиции» [1; 4].
Исследователь выделяет три ключевых этапа процесса индивидуализации: проявление, поддержка, развитие. Раскрывая каждый из этапов, Т.М. Ковалева актуализирует такие процессы, как наблюдение, создание условий для развития «самости» личности, сопровождение, поддержка, способствующая развитию личности. Все названные процессы составляют внутреннюю структуру тьюторского сопровождения и отвечают целям и задачам Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
В связи с введением образовательных стандартов третьего поколения, построенных на усилении принципов вариативности, открытости, практической направленности образовательных программ, тьюторы, по мнению Т.М. Ковалевой, становятся более востребованы в вузе, чем в других учреждениях системы образования. Запрос на профессию тьютора продиктован также введением балльно-рейтин-
говой системы, рассчитанной на построение индивидуальных траекторий обучения для каждого студента на основе самостоятельного выбора значительной доли курсов и модулей.
Тьюторское сопровождение вводится как специально организованное педагогическое сопровождение в оформлении индивидуального образа своего будущего человеком, самостоятельно выстроенной образовательно-профессиональной траектории и построения наиболее адекватной программы по их достижению. Это позволяет рассматривать тьюторское сопровождение как универсальную образовательную технологию, эффективную для достижения индивидуализации обучения, определения своего пути в образовании, осмысления своего заказа к образованию, принятия ответственности за свое будущее. Не случайно Н.С. Верховский, профессор-практик МШУ Сколково, директор по проектной работе в корпоративных образовательных программах говорит о тьюторе как проводнике по мыследеятель-ности: «Для нас индивидуализация - это очищение себя от заданных клише» [2; 29].
Попытка преодолеть устоявшиеся стереотипы в мышлении и студентов, и преподавателей была сделана в Орском гуманитарно-технологическом институте (филиале) ОГУ (далее -ОГТИ), когда была зарегистрирована тема «Тьюторское сопровождение как ресурс повышения качества обучения бакалавров и магистров в вузе». На первом этапе (2011-2012 гг.) шла наработка понятийного аппарата, проводился ряд мониторингов, в том числе выявляющих осмысление значения таких понятий, как «тьютор», «тьюторское сопровождение», «тьюторская позиция», «тьюториал».
В феврале 2012 года научно-проблемной лабораторией психолого-педагогических иссле-
дований проведено анкетирование преподавателей и студентов. В опросе приняли участие 80 педагогов института и 85 студентов 1, 2, 3 и 5 курсов филологического факультета и факультета дошкольного и начального образования.
Интересно, что на вопрос о сущности понятия тьютор 80% преподавателей ответили верно, а мнение студентов оказалось противоречивым. Так, тьютор для первокурсников и части студентов второго курса - это особая педагогическая позиция, связанная с решением задачи организации непрерывного профессионального образования и развития студентов, что вполне объясняется периодом адаптации бывшего школьника к вузу или восприятием тьютора как куратора, о чем свидетельствует выбор второкурсников. Для студентов 3 курса ситуация более проясненная, поскольку на этом курсе проводились занятия по педагогике с анализом тью-торства в общем образовании, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Позиция студентов-филологов в этом вопросе оказалась созвучна мнению ряда преподавателей. Результаты приведены в таблице 1.
Противоречие во мнении студентов проявил второй вопрос о сущности понятия «тью-торство». Второкурсники подтвердили свою позицию, что тьютор - куратор (50%). А студенты 1, 3 и 5 курсов, как и преподаватели (80%), сосредоточили внимание на личностном росте студента, его самостоятельной образовательной деятельности - 55,6%, 35,7% и 57,9% соответственно.
В то же время цель деятельности тьютора в вузе все респонденты (и преподаватели, и студенты) определили верно - повышение качества
профессиональной подготовки студента путем обеспечения системного сопровождения их деятельности в образовательном пространстве.
Наиболее сложным для респондентов оказался вопрос содержания понятия «тьюториал», поскольку понятие действительно новое и не ассоциативное - это занятие с применением методов интерактивного обучения, направленное на освоение обучаемым определенного материала, овладение методами коллективной работы, а также на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей.
60% преподавательского состава посчитали тьюториал комплексом методов, направленных на развитие навыков саморегуляции, самосовершенствования и коммуникации, как и студенты 5 курса. Мнение студентов 1 курса разделилось. Студенты 2 и 3 курсов ориентированы на традиционные формы общения с педагогом.
Как следствие, своеобразное понимание тьюторского сопровождения. Интересно, что 30% студентов третьего курса понимают под тью-торским сопровождением технологию, основанную на единстве четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе его реализации. В то же время студенты 1 и 5 курсов не смогли ответить на этот вопрос. Большинство респондентов из числа студентов посчитали тьюторское сопровождение как педагогическую деятельность, основанную на взаимодействии во внеучебной деятельности обучающегося и педагога, для формирования и реализации индивидуальной образовательной
Таблица 1. О рецепции сущности понятия «тьютор»
Тьютор - это: ППС 1 курс 2 курс 3 курс 5 курс
1 особая педагогическая позиция, обеспечивающая разработку ИОП студента и сопровождение процесса индивидуального образования 80% 44,4% 14,29% 36,84% 27,78%
2 особая педагогическая позиция, которая регулирует (или помогает регулировать) социальные и профессиональные аспекты деятельности студента 10% - 35,71% 10,52% 55,56%
3 особая педагогическая позиция, обеспечивающая учебу студентов и работу в каникулярное время, сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова - - 14,29% 36,84% 5,55%
4 особая педагогическая позиция, связанная с решением задачи организации непрерывного профессионального образования и профессионального развития студентов 20% 55,6% 35,71% 15,8% 11,11%
программы, освоения обучающимся умений и навыков самостоятельного планирования жизненного пути, продвижения по индивидуальной образовательной траектории, в перманентной готовности педагога адекватно реагировать на психологический и эмоциональный дискомфорт обучающегося, на его запрос о взаимодействии . И это правильный ответ - 33,33% (1 курс), 42,85% (2 курс), 63,15% (3 курс) и 44,44% (5 курс).
В то же время мнение студентов поддерживают только 25% преподавателей, а для 40% педагогов это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека и включающая помощь студентам, ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей, для 20% - это технология.
Опираясь на полученные результаты, нужно говорить о необходимости подготовки тьюторов профессионально, тем более что с введением балльно-рейтинговой системы тьюторство будет востребованным как объективная структура современного вуза. Пока в ОГТИ нарабатывается определенный опыт, а его результаты отслеживаются вузовской научно-проблемной лабораторией психолого-педагогических исследований.
В 2011 году в институте был начат эксперимент по внедрению практики тьюторского сопровождения студентов на факультете дошкольного и начального образования. Выявление субъектной позиции студентов осуществлялось посредством анкетирования, проведенного в 2011-2012 гг.
В анкетировании приняли участие 183 студента с 1 по 5 курсы, что в количественном соотношении позволяет считать выборку репрезентативной.
Введение тьюторства как психолого-педагогического сопровождения траектории обра-
зовательного движения студентов в процессе их профессионального становления было обусловлено запросом студентов на индивидуализацию обучения. Индивидуализация обучения связана с осознанием студентами собственной субъектной позиции, которая представляет собой сложную, интегративную характеристику личности студента, отражающую систему ценностно-смысловых отношений к самому себе, другим людям, профессиональной деятельности и социокультурному окружению как источникам активности и саморазвития.
Содержательно направленность анкет раскрывала осознание студентами понятий «тьюторство», «тьюторская технология» и «тьютор»; во-вторых, выявляла потребность студентов в тьюторском сопровождении; в-третьих, определяла ожидания студентов во взаимодействии с тьютором и сферы сотрудничества с ним.
Обработка и систематизация полученных данных обозначили следующее: более 60% студентов данной выборки имеют представление о тьюторской технологии и определяют ее в вариантах, отраженных в таблице 2.
Как видно из таблицы, тьюторская технология выступает для студентов в качестве:
- сопровождения;
- оказания помощи и информирования;
- стимулирования интереса;
- сопровождения в научной деятельности.
Причем наиболее значимым выступает:
- для студентов 2 и 3 курсов - тьюторская технология как повышение интереса к учебной и внеучебной деятельности, поскольку происходит пресыщение информацией;
- для студентов 4 курса - это сопровождение студентов в процессе обучения, так как они сталкиваются с проблемами профессионализации;
- для студентов 5 курса - как сопровождение в процессе обучения и научной работе, что
Таблица 2. Понимание студентами содержания терминов «тьюторство» и «тьюторская технология»
Осознание студентами понятия «тьюторство» и «тьюторская технология» 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
Не имею представления 95% 11,2% 20,8% - 21%
Сопровождение студента в процессе обучения - 22,2% 16,6% 55,6% 29%
Оказание помощи и информирование 5% 11,1% 24,9% 11,1% 14%
Повышение интереса студентов к учебной и другим видам деятельности - 55,5% 37,7% 11,1% 7%
Сопровождение в написании и защите исследовательских работ - - - 22,2% 29%
обосновано актуализацией исследовательской деятельности.
В ответах первокурсников отсутствует представление о тьюторской технологии, ввиду того, что в школах данная технология пока еще не реализуется.
Следующий блок вопросов анкетирования касался представлений студентов факультета о тьюторе и специфичности его деятельности. Если в 2011 году 55,6% студентов двух факультетов ответили, что тьютор - это особая педагогическая позиция, связанная с решением задачи организации непрерывного профессионального образования и развития студентов, то в 2012 году 95% первокурсников факультета дошкольного и начального образования обозначили отсутствие представлений о данной профессиональной позиции преподавателя и только 5% студентов указали на ролевую позицию тьютора - «помощник». Студенты других курсов обозначили более широкий спектр представлений о тьюторе, обозначив его позиции как:
- наставник;
- организатор;
- консультант;
- помощник;
- сопровождающий исследовательскую деятельность.
Причем для студентов разных курсов факультета дошкольного и начального образования эти ролевые позиции представлены не однозначно:
- для второкурсников наиболее важен тьютор в ролевой позиции помощника;
- для студентов 3 курса как наставник и консультант;
- для четверокурсников в равной степени важны консультант и сопровождающий исследовательскую деятельность;
- для студентов 5 курса значимы роли наставника и помощника.
Динамику субъектных представлений студентами ролевых позиций тьютора отражает таблица 3.
Далее было проанализировано понимание студентами тех сфер учебной и внеучебной деятельности, где необходимо тьюторское сопровождение.
Для студентов 1, 2 и 5 курсов тьюторское сопровождение ассоциируется с разрешением спорных вопросов в учебной деятельности и межличностных отношениях - 55%, 66,7%, 35%.
Для студентов 3 и 4 курсов важно получение консультативной, методической, профессиональной помощи и информирование - 41,6%, 55,6%.
Вместе с тем по результатам анкетирования выявлено, что студенты 3 курса не видят необходимости в тьюторском сопровождении, обосновывая это стремлением к большей самостоятельности и самоконтролю в учебной и вне-учебной деятельности. Таких студентов на третьем курсе оказалось 41,8%. На 4 курсе такого же мнения придерживается 22,2% респондентов.
Уточнение потребности студентов в тью-торском сопровождении выявило и наличие тех сфер, где оно студентам необходимо:
- для студентов всех курсов - это информирование по вопросам учебной и внеучебной деятельности, особо значимо для студентов 1 и 5 курсов - 46%, 72%;
- поддержка, понимание и помощь в разрешении спорных ситуаций, которые особенно важны для студентов 1 и 4 курсов - 54%, 55,5%.
Таким образом, полученные результаты доказывают, что инновационные процессы, обусловленные переходом на уровневую систему образования, затрагивают все сферы внут-ривузовской деятельности.
Говоря о внедрении передовых педагогических технологий, базирующихся на международном опыте тьюторского сопровождения обуча-
Таблица 3. Динамика субъектных представлений студентами ролевых позиций тьютора
Ролевые позиции тьютора 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
Наставник - 22,3% 25% 22,2% 35%
Организатор - - 16,6% -
Консультант - - 25,2% 33,3% 14%
Помощник 5% 50,5% 11,1% - 30%
Сопровождающий исследовательскую деятельность - - - 33,3% -
Не имею представления 95% 22,2% 16,6% 11,2% 21%
ющихся, необходимо, во-первых, проводить работу по прояснению содержания тьюторского сопровождения для студентов младших курсов в виду смешения ими функций тьютора и куратора, во-вторых, актуализировать ролевые позиции тьютора во взаимодействии со студентами средних курсов, в-третьих, шире использовать преподавательский потенциал в тьюторс-кой деятельности, а также привлекать к этому
процессу студентов старших курсов. Результаты мониторингов первого этапа работы над темой «Тьюторское сопровождение как ресурс повышения качества обучения бакалавров и магистров в вузе» показывают важность начатой работы, ее актуальность и востребованность, о чем свидетельствуют и результаты опыта внедрения тьюторского сопровождения на одном из факультетов ОГТИ.
11.01.2013
Список литературы:
1. Ковалева, Т. М. Человек в процессе индивидуализации / Т. М. Ковалева // Тьюторское сопровождение. - 2012. - № 1 (2). -С. 4-6.
2. Ковалева, Т. М. Вперед - к процессу индивидуализации! / Т. М. Ковалева // Тьюторское сопровождение. - 2012. -№ 1 (2). - С. 14-16.
3. Верховский, Н. С. Тьютор как проводник по мыследеятельности / Н. С. Верховский // Тьюторское сопровождение. -2012. - № 2 (3). - С. 28-32.
Сведения об авторе:
Ерофеева Наталья Евгеньевна, проректор по научной работе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, доктор филологических наук, профессор 462403, г. Орск, пр-т Мира, 15а, тел. (3537) 236315, е-mail: [email protected]
UDC 378 Erofeeva N.E.
Orsk humanitarian and technological institute (branch) of OSU E-mail: [email protected]
ABOUT THE STUDENTS' SUBJECTIVE POSITION ABOUT TUTORING
In the article the analysis of the students' monitoring results of revelation of the students' subjective position about tutoring is given, the contradictions between the traditional perception of the system of supervising and new teaching position of high school teachers are pointed out. Special attention is paid to the questions of individualization as an objective and urgent process for higher education.
Key words: tutor, student, supervising professor, individualization, high school.
Bibliography:
1. Kovaleva, T. M. A man in the process of individualization / T. M. Kovaleva // Tutor support. - 2012. - № 1 (2). - P. 4-6.
2. Kovaleva, T. M. Forward - to the process of individualization! / T. M. Kovaleva // Tutor support. - 2012. - № 1 (2). - P. 14-16.
3. Verkhovsky, N. S. Tutor as a guide to mental activity / N. S. Verkhovsky // Tutor support. - 2012. - № 2 (3). - P. 28-32.