Научная статья на тему 'Тьюторство как успешная воспитательная практика зарубежных вузов'

Тьюторство как успешная воспитательная практика зарубежных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЬЮТОРСТВО / ПРАКТИКИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ / МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / TUTORING / THE PRACTICE EDUCATION OF STUDENTS / EDUCATION MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогалева Галина Ивановна

В статье рассматривается современный опыт организации воспитательной работы в зарубежных вузах. Выделяется практика тьюторства, как наиболее успешно применяемая и институционализированная форма наставничества. Обозначены общие подходы воспитательной деятельности со студентами в вузах зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tutoring as a successful educational experience of foreign universities

The article discusses the modern experience of organization of educational work in foreign universities. Tutoring practice is highlighted as the most successfully applied and institutionalized form of mentoring. Outlines the general approaches of educational activities with students in the universities of foreign countries.

Текст научной работы на тему «Тьюторство как успешная воспитательная практика зарубежных вузов»

УДК 378

© Г. И. Рогалева

Тьюторство как успешная воспитательная практика зарубежных вузов

В статье рассматривается современный опыт организации воспитательной работы в зарубежных вузах. Выделяется практика тьюторства, как наиболее успешно применяемая и институционализированная форма наставничества. Обозначены общие подходы воспитательной деятельности со студентами в вузах зарубежных стран.

Ключевые слова: воспитательная деятельность, тьюторство, практики воспитания студентов, модели воспитания.

G. I. Rogaleva

Tutoring as a successful educational experience of foreign universities

The article discusses the modem experience of organization of educational work in foreign universities. Tutoring practice is highlighted as the most successfully applied and institutionalized form of mentoring. Outlines the general approaches of educational activities with students in the universities of foreign countries.

Keywords: educational activities, tutoring, the practice education of students, education model

Выделяя образование как главную движущую силу современного общества, следует подчеркнуть его серьезную значимость в гармонизации и гуманизации общественной жизни, а также отметить активный переход системы образования из репродуктивной системы, существовавшей длительное время в России, в систему развивающуюся, открытую, включающую обучающихся в решение собственных образовательных и социокультурных проблем посредством воспитательных траекторий.

Приоритет воспитания в системе образования является неоспоримым положением современности, закрепленным важным государственным документом — Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012), соответственно системное видение процесса воспитания в высшей школе является особенностью современного периода. Каждый вуз определяет свой путь в решении поставленных временем задач за счет обновления направлений деятельности, содержания, методов и форм воспитания. Существующая в настоящее время традиционная практика воспитания не может в полной мере оказать помощь студентам в поиске смысла жизни и решении проблем личностного, культурного и профессионального самоопределения. Это создает необходимость корректировки ценностных ориентаций молодых людей, приведение их в соответствие с тенденциями развития образовательных систем с общими гуманистическими идеалами, национальными и культурными традициями, разработки концептуальных основ современного воспитания студентов с учетом новых педагогических реалий. Особенность вос-

питания студентов состоит в том, что происходит объективный процесс перемещения акцента на самовоспитание, саморазвитие, самоопределение и индивидуализацию личности, для этого среди других реальных условий требуется разработка инновационных моделей — структур социально-культурного воспитания (модель воспитательного пространства вуза).

Изучение современного опыта и практик зарубежных вузов в воспитательной деятельности, представленный в интернете на сайтах университетов позволяет анализировать и систематизировать направления, формы и способы осуществления деятельности такого рода и наиболее объективно оценивать возможности его использования в моделировании воспитательного пространства конкретного вуза. Имеющийся опыт воспитательной работы любого вуза, несомненно, бесценен, но в свете динамики развития общества он требует модернизации и новых подходов, в представленном материале мы делаем попытку рассмотреть наиболее распространенные и успешные воспитательные практики зарубежных вузов.

Интересной практикой воспитательной и образовательной деятельности в вузах Европы является система тьюторства, как институционализированная форма наставничества. Следует отметить, что тьюторская система возникла еще в средние века и является одним из ведущих способов организации воспитательного процесса в вузах многих стран. Данный феномен возник в Великобритании, и оформился примерно в XXIV веке в классических английских университетах — Оксфорде и несколько позднее в Кембридже.

Точного определения понятия «тьюторства» не существует, так как каждый университет организует данную практику по своему усмотрению. Важным моментом является то, что тьютором может быть специалист практик из университета, не входящий в штат, аспирант, но не профессор, ведущий занятия. Каждый университет организует практику тьюторства по своему усмотрению, часто она представляет собой занятия небольшой группы студентов (от одного-двух до четырех- пяти) с преподавателем — тьютором. Тьюторст-во — это не просто форма традиционного процесса обучения, основанная на передаче профессиональных знаний, на наш взгляд, это одна из современных воспитательных практик, ориентированная на личность студента и помощь ему в самоопределении и самореализации.

Структура тьюторской системы в Великобритании опирается на примеры Кембриджского и Оксфордского университетов, так в Кембридже она имеет следующие направления: руководитель занятий (Director of Studies)- обеспечивает учебу студентов в целом; моральный наставник (Moral Tutor) — отвечает за участие студента в жизни университета; тьютор (Tutor or Supervisor in Cambridge) — несет ответственность за обучение студента в течение одного учебного года.

В Оксфордском университете все три функции выполняет один человек, так на занятия студентов с тьютором в Оксфорде отводится 90% учебного времени, в Кембрижде — 75%, в новых же университетах лишь 1-2 часа в неделю. Основу деятельности тьютора и студента составляет равное положе-

ние и взаимодействие его участников, которое опирается на следующие направления деятельности: определение потребностей обучающегося; анализ учебного процесса; постановка целей разного направления; планирование действий; выявление ресурсов для обучения; процесс обучения во взаимодействии и совместной работе с другими участниками группы; составление учебного плана; отношение к преподавателям как к партнерам и помошни-кам, а не только инструкторам; использование самостоятельной работы в процессе обучения; разработка критериев для оценки проделанной работы; применение самоконтроля; расширение набора знаний и умений путем их приобретения вне учебного заведения; принятия решений, влияющих на будущую жизнь.

Отличительной особенностью тьюторской системы взаимодействия со студентами является большая самостоятельность выбора для них необходимых задач и разработка программы их решения. При этом учитывается уровень подготовки и образования каждого студента и определяется, каких конкретных результатов и в каком объеме он может достичь, какой вид работы будет удобен для студента — будет ли она по большей части самостоятельной, или полностью автономной. Многие тьюторы считают, что студент может вполне успешно сам определять цели, задачи обучения и находить пути их достижения, при этом наставник играет лишь направляющую роль, например, советует подходящую литературу или рекомендует принять участие в том или ином мероприятии и т. д.

Рассмотренная практика тьюторства, существующая столетия, позволяет отмечать существование консервативных моделей вузовской социализации и воспитания, но стоит подчеркнуть, что в современных реалиях они продолжают вписываться в вузовский уклад и быть адекватными в период радикальной модернизации. По сути существующие в Кембриджском и Оксфордском университете модели воспитания, опирающиеся на тьюторскую практику, являются нормативными и имеют сходство с моделями вузов Германии.

Практика тьюторства в вузах Германии широко распространена, но несколько в другой форме, следует отметить, что немецкие студенты в целом обладают достаточной академической свободой, что позволяет им проявлять больше инициативы в сфере студенческого и гражданского общества. Отмечаем, что немецкие вузы предоставляют своим студентам свободу в выборе учебных программ и курсов, посещения лекционных и семинарских занятий, дают возможность посещать занятия в других университетах и переводиться из одного университета в другой, если студент считает это необходимым для его обучения. Как система тьюторство берет свое начало с Берлинского университета 50-ых гг. ХХ века. Тьюторство как практика целиком относится к студенческому самоуправлению, она заключается в консультировании студентов младших курсов студентами старших курсов, как в университете, так и в студенческом кампусе. Задачей тьютора старшекурсника является помощь новичкам — первокурсникам в освоении новой учебной среды и окружения, консультации по образовательной и научно- исследовательской дея-

тельности. Современное тьюторство в немецких вузах заключается во взаимодействии наставника и маленькой группы студентов (5-12 человек) с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого в течении всего учебного времени. Выделяются следующие формы деятельности тьютора в вузах Германии: репетиторство, задачей которого является подготовка семинарского материала, проведение обзорных лекций перед сдачей экзамена; беседы и консультации, направленные на адаптацию новичков к учебному процессу и среде университета; помощь первокурсникам в усвоении традиций университета и отхода от школьных установок; тьюториум по темам не связанным с учебным процессом и относящимся к актуальным событиям и событиям студенческой жизни, помощь в организации взаимодействия в группе, в построении отношений между членами группы в процессе обучения. Представленные формы тьюторства, можно определить как студенческое консультирование, следует отметить, что в немецких вузах они организуются студенческим управлением путем создания отделов по социальной работе со студентами, по сути органы студенческого самоуправления курирует студентов-первокурсников. Курирование проявляется не только в проведении семинарских занятий для студентов младших курсов, на которых повторяется изученный материал, прорабатываются сложные темы, а также в информировании студентов. Так студенческий комитет выпускает путеводитель по университету с информацией о студенческой жизни и культуре вуза, о студенческом самоуправлении, организует встречи со студентами, на которых дает консультации по поводу адаптации в вузе, поиску жилья и работы. Анализируя тьюторскую работу в вузах Германии, следует отметить, что отсутствие постоянной академической студенческой группы и наличие у каждого студента своей индивидуальной учебной программы позволяет существующей практике тьюторской деятельности быть эффективной для решения проблем новых студентов и успешного опыта реализации себя как наставника студентов старших курсов. Подчеркиваем, что одна возрастная категория студентов — наставников и студентов — первокурсников позволяет создавать свободную атмосферу общения и взаимодействия.

Выделяя сходство нормативных моделей воспитательной и образовательной практики в вузах Великобритании и Германии, отмечаем, что в общем сходстве это командные модели солидаристского типа социального воспитания (team spirit). Возможно, что в настоящих условиях модернизации отечественного высшего образования и приоритета воспитания в высших учебных заведениях именно эти командные модели воспитания могут успешно вписаться в современные реалии вузовского воспитательного пространства. Вместе с тем, мы отмечаем, что в вузах Германии существуют практики (elective learning), больше ориентированные на отбор индивидуальных способностей студентов и «траекторий развития личности». Такая модель практически начинает получать свое развитие в российских вузах, по сути это практика лич-ностно ориентированного воспитания студентов, опирающаяся на нормативную базу вуза. Такие модели на наш взгляд, позволяют формировать общие

знания, умения и социокультурные компетенции, присущие студентам данной конкретной специальности, формировать черты характера специалиста, подчеркивать индивидуальное своеобразие природного неравенства способностей и возможностей студентов. В силу изменившихся условий исторического развития российского общества, такой подход, представленный данной воспитательной практикой, может задавать тон свободному личностно ориентированному воспитанию студентов.

В высших учебных заведениях Франции для организации деятельности студентов существуют тьютораты, координационные советы, группы по профессиональной подготовке, междисциплинарные педагогические группы. Координационные советы (le groupe de pilotage) занимаются наблюдением за деятельностью студентов в течение всего срока обучения в вузе. В состав советов входят тьюторы, преподаватели, учителя- стажеры, представители администрации вуза, на заседаниях обсуждаются вопросы консультационной работы, самостоятельной работы и общественной работы.

Междисциплинарная педагогическая группа (une equipe pédagogique de formateurs) состоит из преподавателей, которые обучают одну студенческую группу, которые помогают студентам — первокурсникам в адаптации к вузовской среде и вузовскому окружению, подготовке к сдаче экзаменов, организуют самостоятельную и исследовательскую работу. Один раз в неделю преподаватели проводят индивидуальные и групповые консультации, их консультационная нагрузка обычно превышает аудиторную. Кроме того тьюторы возглавляют группы профессиональной подготовки (le groupe de formation professionnelle), осуществление консультаций по различным направлениям профессионального образования.

Обзор практики организации воспитательной деятельности со студентами в зарубежных европейских вузах позволяет сделать вывод, что на уровне университетов в существующей децентрализованной системе управления в воспитательную работу вовлечены разные уровни руководства вузами. При этом выделяется следующая тенденция, что руководство университета ответственно за общие вопросы обучения и воспитания студентов, а руководство института/колледжа, факультета за обучение и необходимое воспитание в разрезе специальности студента. Отмечаем, что на уровне университета зачастую функционирует специальная структура, которая ответственна за воспитательную работу со студентами. Примерами таких структур являются Офис по студенческим делам (Office of Student Affairs), сотрудники которого (консультанты или советники) проводят мероприятия и иную деятельность, направленную на повышение общего уровня культуры, нравственности и этики среди студентов. На уровне институтов/колледжей, факультетов существуют специальная структура по воспитательной работе и определены консультанты и советники (counsellors) в качестве исполнителей воспитательной функции университетов. Существует определенная классификация студенческих консультантов в зависимости от возникающих у студентов вопросов и проблем. Выделяется консультант по общим вопросам (general counselors),

который имеет широкие познания во многих областях и призван оказать первоначальную поддержку студенту по любому вопросу. Консультант по медицинским вопросам (medical counselors) уполномочен оказывать поддержку студентам по медицинским вопросам, психиатр (mental health counselors) должен оказывать поддержку студентам, которые испытывают психологические сложности в процессе обучения и общения. Важным аспектом деятельности консультантов является принцип конфиденциальности при оказании консультационных услуг. Значение придается независимости консультантов от внешних или внутренних органов управления вузом и не разглашению информации.

Таким образом, сделанный обзор организации тьторской практики воспитательной работы в высших учебных заведениях англо- саксонской системы высшего образования позволяет выделять в качестве основной формы воспитательной работы со студентами консультации у советников — наставников (counselors, tutor, guider), которые предоставляют конфиденциальные советы по академическим и житейским вопросам. Соответственно, отмечаем, что в вузах отсутствуют строгие планы воспитательных мероприятий, деятельность в данном направлении имеет в основном рекомендательный характер. Однако выделяются два значимых направления: создание общего свода правил и норм (кодекс этики студентов и прочие меры), а также проведение обучающих семинаров, мастер классов и иных мероприятий на добровольной и самоорганизующейся основе как для студентов, так и для преподавателей.

Кодекс студенческой этики, кодекс поведения студентов и многие другие документы регламентируют взаимоотношения между профессорско-преподавательским составом вуза, студентами и сторонними лицами. В целях реализации положений кодексов в структурах вузов существуют специальные комиссии, трибуналы и другие органы, определяющие меры воздействия за те или иные нарушения от дисциплинарных мер до отчисления студента из высшего учебного заведения.

Второе направление — семинары, мастер классы, общественные лекции, и иные мероприятия, проводимые в вузах, подразделяются на две категории: обучающие и воспитательные. Обучающие семинары и другие формы непосредственно направлены на получение навыков или знаний тесно связанных со специальностью студентов. Такие семинары проводятся по направлениям обучения в университете: использования ресурсов университета; повышение навыков написания эссе или курсовой работы; подготовки к экзаменам; обучение умению проводить дискуссии или дебаты и т. д. К группе воспитательных семинаров относятся следующие: по изучению правил этикета и морали; по изучению методик прохождения интервью с работодателем; по управлению стрессом и др. Посещение семинаров студентами происходит на добровольной и безвозмездной основе, а также некоторые семинары открыты для посещения широкой общественности. Условно обозначим выделенные направления в виде двух групп: первая — меры принудительно-воспитательного характера в форме кодексов и правил поведения, нарушение которых приводит к дисциплинарной ответственности или отчислению студента; вторая —

меры персонализированной поддержки студентов в форме работы тьюторов, консультантов, наставников и др., которые оказывают профессиональную поддержку студентам в соответствии с потребностью студента.

Таким образом, достоинством воспитательной деятельности зарубежных вузов является тьюторская практика, как социальная и педагогическая поддержка студентов, способствующая их личностному развитию и адаптации к социальной среде и социальному окружению; различные службы, структуры разных уровней, сообщества, семинары, тренинги и мастер- классы, направленные на формирование студента как члена социума, группы. Несомненно, в представленном зарубежном опыте организации тьюторской практики можно выделить много положительных моментов, тесно связанных с личностно-профессиональным развитием и субъектной позицией студента, успешной адаптацией в вузовском пространстве. Интеграция зарубежного и отечественного опыта в воспитании представляется нам как процесс взаимоперехода и взаимодействия, в результате которого удерживается и обогащается ценный педагогический опыт предшествующих поколений, и создаются условия для устойчивого развития воспитания в единстве функций — сохранения и обновления. Выделение консервативных командных моделей солидаристского типа воспитания и моделей воспитания, направленных на индивидуальное своеобразие студентов, как личностно-ориентированных моделей в зарубежной практике позволяет размышлять о моделировании воспитательного пространства вуза, как пространства удовлетворяющего потребности профессионального самообразования студента и формирования типичных черт личности будущего специалиста.

Однако, обращаем внимание на то, что воспитательная деятельность конкретного отечественного вуза не должна и не может превратиться в мозаику заимствованных идей. Адаптация в высшем учебном заведении опыта тью-торской практики зарубежных вузов должна учитывать менталитет страны, существующую нормативно-правовую базу и реалии современной социальной среды региона, самого вуза и его ресурсы.

Литература

1. Code of Good Practice for Research Students and their Supervisors at LSE

http:// www.lse.ac.uk/resources/calendar/academic Regulations/co de Of Practice For Research Students.htm.

2. Сайт Лондонской школы экономики.http://www. lse.ac.uk /economics/ news AndEvents/seminarsAndWorkshops.aspx

3. Сайт Йоркского университета. http://www.yorku.ca/caieers/services/wokshops. htm.

4. Формы и направления внеучебной деятельности студентов высших Учебных заведений Европы и США. http://lib.herzen. Spb. ru/media/magazines/contents/2/2006_5 //formyinapravleniya_vest2006_05_56_62.pdf.

Рогалева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедра педагогики Бурятского госуниверситета. E — mail:gahna.rogaleva@ mail.ru

Rogaleva Galina I., candidate of pedagogical sciences, associate professor, Pedagogics Department, Buryat State University. E — mail:galina.rogaleva@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.