общеобразовательных учреждениях для обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидностью. Студенты владеют приемами и методами достижения педагогических целей в образовании, диагностическим инструментарием. Профессионально важные личностные качества педагога сформированы в полной мере.
Таким образом, социальный заказ на специалиста по работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательных учреждениях будет преодолен, если в процессе профессиональной подготовки обеспечиваются условия для творческой самореализации студента, для удовлетворения личности значимых потребностей и интересов, если создаются условия для поисковой деятельности Список использованной литературы:
1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании //Педагогика: научно-теоретический журнал.-2019-№.4 - С.111-117.
2. Божевич Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж:НПО МОДЭК, 2017-135с.
3. Битова А.Л.Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации //Научно практический сборник-2017-Вып.3-С.112-116.
4. Казаков Ю.Н. Психическая оценка учебной и профессиональной мотивации студента // Российская академия социальных наук.-Москва:РАСН, 2019 -438с.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012. №273-Ф3.
© Соколова Ю.А., 2023
УДК 336
Сульженко Ю.А.
Заместитель директора МОУ «Тавровская СОШ» Формула успеха» г. Белгородская область, Белгородский район с. Таврово
Мурзина Ю.О. Тьютор
МОУ «Тавровская СОШ» Формула успеха» г. Белгородская область, Белгородский район с. Таврово
Щебетова А.Л. Педагог-психолог МОУ «Тавровская СОШ» Формула успеха» г. Белгородская область, Белгородский район с. Таврово
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В данной статье описана важность тьюторского сопровождения в процессе индивидуального обучения в учебных заведениях.
Ключевые слова:
Тьюторство, тьюторское сопровождение, образовательный процесс, индивидуализация.
Тьюторство - сравнительно новая специальность в системе российского образования, основанная в Великобритании. Тьютор, будучи наставником и опекуном, занимается разработкой индивидуальных
образовательных программ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обеспечивает сопровождение процесса индивидуального обучения в учебных заведениях. Конечно, запрос на индивидуализацию и тьюторское сопровождение не всегда формулируется напрямую, тем не менее, распространена формулировка через образовательные результаты, которые возможны лишь при индивидуализации образовательного процесса и тьюторском сопровождении [1]. Как результат, тьюторство призвано реализовать персонализированные образовательные стратегии, учитывая потенциал ученика, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи учебного заведения. Тьюторское сопровождение, в свою очередь, заключается в организации образовательного процесса для ученика, а также в адаптации его достижений к его интересам и амбициям. В начальных стадиях обучения тьютор является проводником ученика в учебное пространство. Задача тьютора — построить движение подопечного в поле достижений, где существует идеальное (культурные образцы) и реальное (человеческие желания, интересы). Тьютору необходимо строить пространство опробования. Оно возникнет, если у подопечного есть творчески-продуктивная задача [2]. В итоге, тьютор выступает в роли наставника и посредника, который научит ребенка самостоятельно решать задачи, анализировать их, а также поддерживать самообразование и индивидуальный поиск в образовательной среде.
Осознанный выбор стратегии образования, преодоление проблем и трудностей в процессе самообразования являются ключевыми задачами, которые выполняет тьютор. Он также создает условия для индивидуализации процесса обучения, включая составление индивидуальных учебных планов и образовательно-профессиональных траекторий. Это позволяет обеспечить соответствие уровня подготовки обучающихся федеральному государственному образовательному стандарту. Тьютор проводит совместный рефлексивный анализ деятельности обучающегося и результатов его обучения. Такой анализ направлен на исследование выбранной стратегии обучения и корректировку индивидуальных учебных планов. Он также организует взаимодействие обучающегося с учителями и педагогическими работниками для коррекции индивидуального образовательного процесса. Тьютор помогает обучающемуся проявить свой творческий потенциал и участвовать в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов. Кроме того, тьютор организует взаимодействие с родителями и лицами, их заменяющими, с целью выявления, формирования и развития познавательных интересов учащихся. Он также поддерживает составление индивидуальных образовательных планов и анализирует их реализацию вместе с родителями и учащимися. Тьютор осуществляет мониторинг процесса формирования выбора обучающегося в образовательном пути. Он организует консультации для родителей и лиц, их заменяющих, по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей. Для эффективной коммуникации с учащимся тьютор использует различные технологии и способы, включая интернет-технологии. Тьютор поддерживает познавательный интерес обучающегося и анализирует перспективы его развития и расширения диапазона интересов. Он также синтезирует познавательный интерес с другими предметами обучения, что способствует реализации творческого потенциала и активности обучающегося. По мнению Т.В. Корсаковой, тьютор — тот, кто помогает подопечному раскрыть его потенциал [3].
Профессиональная деятельность тьютора сфокусирована на предоставлении качественной помощи в образовательном учреждении. Он помогает детям в их учебном пути.
Цель тюьтора - обеспечить максимальную поддержку каждому ребенку, чтобы они могли полностью раскрыть свой потенциал, стремясь создать комфортные условия для обучения, адаптированные под потребности каждого ребенка.
Работая в партнерстве с образовательными организациями, тьютор сотрудничает с преподавателями, психологами и администрацией, чтобы обеспечить комплексный подход к развитию каждого ребенка. Кроме того, необходимо учитывать особенности и трудности каждого ученика, чтобы помочь им преодолевать учебные барьеры и достигать успеха.
Работа тьютора также включает в себя проведение диагностических тестов для выявления областей,
в которых ребенок испытывает затруднения. На основе этих результатов разрабатываются индивидуальные учебные планы и стратегии, которые помогут ребенку развиваться и успешно учиться.
Тьюторское сопровождение включает в себя уроки, ключевая роль которых заключается в укреплении знаний и навыков. Тьютор применяет разнообразные методы обучения, включая интерактивные упражнения, игры и визуализацию материала, чтобы сделать учебный процесс увлекательным и эффективным.
Тьютор должен уметь находить подход к каждому ребенку индивидуально и создавать доверительную и поддерживающую атмосферу. Работа тьютора позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья преодолевать трудности, расти и развиваться, а также достигать успехов как в учебе, так и в жизни.
Список использованной литературы:
1. Ковалева Т.М., Теров А.А. Некоторые аспекты разработки программ развития образовательных учреждений, направленных на реализацию идей индивидуализации и тьюторского сопровождения (рукопись).
2. Долгова, Л. Тьюторство в аспекте результативности образования [Текст] / Л. Долгова // Приложение к газете «1-е сентября». - 2004. - № 27-28.
3. Ефремова О.И. Модель тьюторской поддержки учащихся // Воспитание школьников. — 2010. — № 1.
© Сульженко Ю. А., Мурзина Ю.О., Щебетова А.Л., 2023
УДК 372.882
Турымбетова Э.М.
преподаватель КГУ им. Бердаха г. Нукус, Узбекистан
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ В КАРАКАЛПАКСКОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос интегративного подхода к формированию коммуникативной компетенции учащихся при работе с художественным текстом в каракалпакской школе. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методических основ интегрированного обучения русскому языку с целью формирования коммуникативной компетенции каракалпакских школьников на материале современных русскоязычных художественных текстов.
Ключевые слова:
интеграция, коммуникация, компетенция, художественный текст, литература
Turymbetova E.M.
lecturer at KSU named after. Berdah Nukus, Uzbekistan
AN INTEGRATIVE APPROACH TO FORMING STUDENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCE WHEN WORKING
WITH LITERARY TEXT AT KARAKALPAK SCHOOL
Abstract
This article discusses the issue of an integrative approach to the formation of students' communicative