Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ В КАРАКАЛПАКСКОЙ ШКОЛЕ'

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ В КАРАКАЛПАКСКОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
интеграция / коммуникация / компетенция / художественный текст / литература / integration / communication / competence / literary text / literature

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турымбетова Э.М.

В данной статье рассматривается вопрос интегративного подхода к формированию коммуникативной компетенции учащихся при работе с художественным текстом в каракалпакской школе. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методических основ интегрированного обучения русскому языку с целью формирования коммуникативной компетенции каракалпакских школьников на материале современных русскоязычных художественных текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INTEGRATIVE APPROACH TO FORMING STUDENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCE WHEN WORKING WITH LITERARY TEXT AT KARAKALPAK SCHOOL

This article discusses the issue of an integrative approach to the formation of students’ communicative competence when working with literary text in a Karakalpak school. The purpose of the study is to theoretically substantiate and develop methodological foundations for integrated teaching of the Russian language in order to form the communicative competence of Karakalpak schoolchildren based on the material of modern Russian-language literary texts.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ В КАРАКАЛПАКСКОЙ ШКОЛЕ»

в которых ребенок испытывает затруднения. На основе этих результатов разрабатываются индивидуальные учебные планы и стратегии, которые помогут ребенку развиваться и успешно учиться.

Тьюторское сопровождение включает в себя уроки, ключевая роль которых заключается в укреплении знаний и навыков. Тьютор применяет разнообразные методы обучения, включая интерактивные упражнения, игры и визуализацию материала, чтобы сделать учебный процесс увлекательным и эффективным.

Тьютор должен уметь находить подход к каждому ребенку индивидуально и создавать доверительную и поддерживающую атмосферу. Работа тьютора позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья преодолевать трудности, расти и развиваться, а также достигать успехов как в учебе, так и в жизни.

Список использованной литературы:

1. Ковалева Т.М., Теров А.А. Некоторые аспекты разработки программ развития образовательных учреждений, направленных на реализацию идей индивидуализации и тьюторского сопровождения (рукопись).

2. Долгова, Л. Тьюторство в аспекте результативности образования [Текст] / Л. Долгова // Приложение к газете «1-е сентября». - 2004. - № 27-28.

3. Ефремова О.И. Модель тьюторской поддержки учащихся // Воспитание школьников. — 2010. — № 1.

© Сульженко Ю. А., Мурзина Ю.О., Щебетова А.Л., 2023

УДК 372.882

Турымбетова Э.М.

преподаватель КГУ им. Бердаха г. Нукус, Узбекистан

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ В КАРАКАЛПАКСКОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос интегративного подхода к формированию коммуникативной компетенции учащихся при работе с художественным текстом в каракалпакской школе. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методических основ интегрированного обучения русскому языку с целью формирования коммуникативной компетенции каракалпакских школьников на материале современных русскоязычных художественных текстов.

Ключевые слова:

интеграция, коммуникация, компетенция, художественный текст, литература

Turymbetova E.M.

lecturer at KSU named after. Berdah Nukus, Uzbekistan

AN INTEGRATIVE APPROACH TO FORMING STUDENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCE WHEN WORKING

WITH LITERARY TEXT AT KARAKALPAK SCHOOL

Abstract

This article discusses the issue of an integrative approach to the formation of students' communicative

competence when working with literary text in a Karakalpak school. The purpose of the study is to theoretically substantiate and develop methodological foundations for integrated teaching of the Russian language in order to form the communicative competence of Karakalpak schoolchildren based on the material of modern Russian-language literary texts.

Key words:

integration, communication, competence, literary text, literature

В средних школах отдельная учебная дисциплина «Русская литература» выведена из учебной программы общеобразовательных учреждений Республики Каракалпакстан. Тем не менее, не стоит преуменьшать роль русской литературы в формировании гармоничной личности, потому что русский язык в школах страны преподается на интегрированной основе.

По справедливому мнению, А.В. Коротышева слово интеграция понимается как «система, предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое, в обучающем плане интегрированные уроки позволяют формировать у учащихся философские и этические аспекты мышления» [4., С. 236].

На базе интегрированного урока классифицируется, объединяется, структурируется изучаемый материал.

Принцип интегрированного обучения получил широкое распространение в образовании. Он нашел воплощение в исследованиях в области текста, реализуется при знакомстве с русскими писателями и поэтами, закреплении грамматических тем на основе художественных текстов. Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин определяют интегративный подход, как «обучение языку, основанное на взаимосвязанном формировании умений, во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме» [1., С. 95-96]. Вслед за ученными Е.С. Богданова пишет: «Интегративный подход - дидактическое направление, обеспечивающее взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь различных дисциплин с целью направленного формирования у обучающихся всесторонней, комплексной системы знаний, умений и навыков» [2., С. 102].

В данном исследовании предлагается реализация интегративного подхода при обучении русскому языку каракалпакских учащихся на основе современных русскоязычных художественных текстов.

Интеграция обучения постепенно развивается и в постсоветских странах. В начале XXI века в каракалпакской образовательной системе появляется интеграция русского языка и литературы. Такой вид интеграции позволяет каракалпакским учащимся формировать коммуникативную компетенцию, расширить кругозор в области русского языка, литературы и культуры. С точки зрения М.М. Товбаевой «интеграция родственных по целям и задачам учебных предметов может обеспечить усвоение глубоких и разносторонних знаний, формирование прочных коммуникативных навыков и умений во всех видах речевой деятельности» [5., С 274].

В рамках занятий по русскому языку в старших классах Республики Каракалпакстан учащимся необходимо освоить знания по следующим направлениям:

- лингвистика (фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис);

- литература (знакомство с произведениями художественной литературы);

- страноведение (сведения об истории и культуре России, Узбекистана и Каракалпакстана) [3., С.

170].

Использование художественного текста в дидактическом аспекте позволяет школьникам получить знания о богатстве русской литературы (культуры, мировоззрения). Более того, это гарантирует создание ситуаций реального общения при обсуждении прочитанного, что в свою очередь способствует личностному самовыражению, формированию критического мышления, умения аргументировать собственную позицию. Таким образом, художественный текст на занятиях по русскому языку используется

в качестве главного дидактического материала, моделирует русскую языковую среду.

Овладение русским языком на интегрированной базе предполагает формирование речевой компетенции, на что сегодня обращается особое внимание в связи с наблюдаемыми явными минусами языкового воспитания, низкой речевой компетенцией в школах с каракалпакским языком обучения. Содержание работы по русскому языку в школах Каракалпакстана должно включать задания, направленные на выработку речевой компетенции и использование грамматических правил в соответствии с речевой ситуацией.

Учитывая важность речевой компетенции в жизни каждого индивидуума, которая подразумевает в себя умение слушать, мыслить и наблюдать, а также учитывая важность изучения русского языка для личностного и карьерного роста ученика, важно уделять внимание обучению речевой деятельности на уроках русского языка, скорректировать эту работу с целью научить учащихся каракалпакской школы коммуникации на русском языке.

Среди форм работ, развивающих речевую компетенцию в условиях интегрированного обучения, можно выделить: пересказ художественного текста, составление вопросов на основе текстового материала для интервью, описание иллюстраций, вопросно-ответная беседа по прочитанному произведению литературы и т.д. Они способствуют формированию таких речевых навыков, как умение начать и закончить разговор, применять этикетные формы, использовать слова-связки для логического выстраивания высказываний у учащихся.

Педагог с учетом возрастных особенностей обучающихся, должен применять разнообразные способы обучения, стимулирующие речевую активность и способствующие формированию творческих речевых умений, реализовать условия, инициирующие у учащихся необходимость в продуцировании высказываний и текстов. С этой целью можно обращаться к художественным текстам, на основе которых можно повысить эффективность занятий по русскому языку в иноязычной школе.

Методической базой выработки речевой компетенции школьников становится создание коммуникативных ситуаций. Они стимулируют желание высказаться, что положительно сказывается на приобретении знаний, умений и навыков на занятиях по русскому языку. В процессе урока русского языка в каракалпакской школе важно принимать во внимание задачу взаимодействия всех видов речевой деятельности, т.к. именно такой подход даст общий положительный результат.

Совершенствованию навыков говорения и аудирования может способствовать просмотр и обсуждение (устное, письменное) выступления современных писателей со своими произведениями или же прочтения их произведений другими мастерами. Подобная работа помогает созданию аутентичных речевых ситуаций для учебных целей при работе в классе, при общении на улице, в магазине, во время игры со сверстниками и в итоге развивается речевая компетенция учащихся.

Целью овладения русским языком в каракалпакских общеобразовательных учреждениях становится не только получение соответствующих знаний, умений и навыков по учебной дисциплине, но и формирование полноценной двуязычной личности гражданина, русский язык способствует самосовершенствованию и быть активным гражданином в обществе, так как русский язык занимает лидирующую позицию среди других языков.

На основании приведенных сведений приходим к умозаключению, что художественный текст в рамках интегрированного обучения русскому языку в каракалпакских общеобразовательных учреждениях выступит в качестве эффективного механизма формирования коммуникативной компетенции школьников. Добиться результатов в этом направлении возможно за счет наращивания практической направленности образовательно-воспитательного процесса. Таким образом, художественный текст выступает в качестве базы для взаимосвязанного образовательного процесса и овладения всеми видами речевой деятельности.

Список использованной литературы:

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. - М.: Русский язык. Курсы, 2018. - 496 с.

2. Богданова Е.С. Система обучения текстовой деятельности на уроках русского языка в старших классах средней школы: интегративный подход: диссертация ... доктора пед. наук: 13.00.02 / Богданова Елена Святославовна. - М., 2021. - 518 с.

3. Валиджонова С.Р. Основы интегрированного обучения русскому языку в таджикской школе средствами адаптированного художественного текста коммуникативной и лингвокультурной ценности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Валиджанова Светлана Рахманова. - Душанбе, 2016. - 170 с.

4. Коротышев А.В. Технология отбора и лингводидактической адаптации художественных текстов в целях обучения русскому языку как иностранному: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А.В. Коротышев. - М., 2017. - 236 с

5. Товбаева М.М. Художественный текст как средство обучения русскому языку на интегрированной основе / М.М. Товбаева. // Вестник КурганТюбинского университета. - № 60. № - 2010. - С. 49-53

6. Хошмуратова И. П. ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ //ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ Учредители: Сочинский государственный университет. - С. 240-242.

© Турымбетова Э.М., 2023

УДК 37

Шыхыев Дж.,

канд. пед. наук, председатель кафедры педагогики, Туркменский государственный университет имени Махтумкули.

Ашхабад, Туркменистан.

ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ВОСПИТАНИИ РАЗНОСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

Именно учитель реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

Ключевые слова: учитель, образование, разностороннее воспитание

Shyhyew J.,

Assoc.prof. pedagogical sciences, head of the pedagogics department.

Turkmen State University named after Magtymguly.

Ashgabat, Turkmenistan

DECISIVE ROLE OF A TEACHER IN BRINGING UP ALL-ROUNDED CHARACTER

It is a teacher who realizes goals and objectives of education, organizes learning, social, physical, aesthetic activities of learners directed to their development and formation of all-rounded education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.