КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (5—9 КЛАССЫ)
Старченко Галина Николаевна
канд. пед. наук, доцент Павлодарского государственного педагогического
института, г. Павлодар E-mail: [email protected]
RUSSIAN LANGUAGE COMMUNICATIVE BASED TEACHING IN SECONDARY SCHOOL (5—9 FORMS)
Starchenko Galina
candidate of pedagogic sciences, associate professor of Pavlodar State Pedagogical
Institute, Pavlodar
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются основные направления коммуникативно-ориентированного обучения русскому языку на материале художественных текстов в 5—9 классах средней школы; предложена разноаспектная система упражнений, направленная на усвоение и использование потенциала художественного текста как единицы формирования эстетики речи в процессе общения.
ABSTRACT
In the article there are briefly reviewed guidelines of Russian language communicative based teaching on the material of literary texts in 5—9 forms of secondary school. There is proposed a multi-aspect system of exercises focused on retention and use of literary text potential as a formation unit of speech aesthetics in the process of communication.
Ключевые слова: художественный текст; языковая личность; коммуникативная компетенция; коммуникативные умения; система упражнений.
Keywords: literary text; linguistic identity; communicative competence; communicative skills; system of exercises.
Компетентностный подход к образованию, потребность развития у
учащихся умений самоменеджмента ориентирует современного педагога на формирование яркой индивидуальной языковой личности, способной управлять своей речью как отражением уровня воспитанности, образованности и культуры. Говоря об особенностях языковой личности, её месте в современном социуме, нельзя не признать тот факт, что в первую очередь данная личность становится речевым партнёром в общении.
Согласно данным педагогической психологии, ведущей деятельностью детей среднего школьного возраста является общение. В результате общения развивается культура устной и письменной речи, формируется коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватные целям, сферам, ситуациям общения. Особенность коммуникативно-ориентированного обучения русскому языку состоит не только в том, что на первый план выдвигается практическая цель — формирование навыков общения. Очень важно, что путь к этой цели — практическое пользование языком, а теоретические знания учащихся являются базой развития их коммуникативных умений. По мнению А.А. Леонтьева, коммуникативное умение — это способность дифференцированно использовать для различных коммуникативных целей различные речевые навыки [3, с. 20].
Н.И. Жинкин считает, что основная трудность развития речи состоит в том, что «ситуация урока снимает естественную коммуникативность речи. Есть только один способ освобождения от этого недостатка. Надо, чтобы у ученика возникла потребность к коммуникации» [1, с. 10]. При обучении русскому языку необходимо придерживаться принципа отбора значимых предметов речи, которые отражают различные сферы жизнедеятельности человека.
Художественный текст представляет собой высшее проявление свойств естественного языка и обладает такими качествами, как: информативная и смысловая насыщенность; метафоричность; культуроведческая, образовательная и воспитательная ценность; наполненность лексическими
единицами и грамматическими структурами, способными обогащать устную и письменную речь учащихся. По мнению Г.А. Кажигалиевой, «языковая структура художественного текста может быть представлена в виде функционально-смысловой подсистемы, состоящей из монологической речи (описание, повествование, рассуждение и комбинированные формы) и диалогической (вопрос, побуждение, повествовательные реплики). Всё это в итоге позволяет определить художественный текст в качестве оптимального средства обучения устной и письменной речи» [2, с. 260].
В «Пояснительной записке» к учебной программе по русскому языку для 5—9 классов общеобразовательной школы отмечается, что текст является основным объектом изучения русского языка, «поскольку в нём происходит «жизнь» языка и всех его единиц. Поэтому при изучении каждой темы, при повторении даются тексты, на материале которых учащиеся могут увидеть, что каждая синтаксическая единица участвует в выражении коммуникативно-значимого содержания текста» [4, с. 5].
Художественный текст является методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды. Любой текст имеет коммуникативную установку на определённого адресата, каждый текст в коммуникативном аспекте воплощает в себе определённую цель коммуникации. В текстах, возникающих в ситуациях общения и характеризующих участников общения как индивидов, выражается коммуникативное поведение.
Обращение к художественному тексту уместно при изучении любого из разделов языкознания, а отбор конкретных текстов определяется темой и целями урока. На наш взгляд, текстовые упражнения при обучении русскому языку могут быть представлены в двух разновидностях: а) аналитическая работа учащихся с авторским текстом (определение темы и основной мысли, обсуждение коммуникативного замысла, анализ речевого оформления и т. д.); б) продуцирование собственного содержательного, выразительного, логически последовательного монологического высказывания (в устной и письменной
форме). От текста-образца, текста-иллюстрации к рецептивно-аналитическим упражнениям, помогающим усвоить функционирование языковой системы в речи, а от них через систему аналитико-синтетических и трансформационных упражнений — к созданию собственных текстов — так выглядит процесс формирования содержательного, выразительного монологического высказывания учащихся.
Предлагаем систему упражнений направленную на усвоение и использование потенциала художественного текста как единицы формирования эстетики речи в процессе общения.
Рецептивно-аналитические упражнения, направленные на осознание роли языковых средств в художественном тексте. Основными типами заданий являются: наблюдение за особенностями функционирования разноуровневых языковых единиц в тексте; подбор примеров на определённую орфограмму из текста; интерпретация слов (морфем), словосочетаний, предложений в тексте; запоминание языковых особенностей текстов художественного стиля; выявление языковых средств разных уровней в тексте; классификация языковых средств для обеспечения различных видов речевой деятельности; аналитическая работа со словом и текстом; выявление в текстах синонимов и антонимов, однозначных и многозначных слов; определение последовательности предложений и средств связи между предложениями текста.
Аналитико-синтетические упражнения, направленные на понимание разных смысловых аспектов художественного текста. Основные типы заданий: интерпретация смысла текста и придумывание его заглавия; членение текста на части и составление плана; выявление слов одной тематической группы в тексте и составление с ними связного высказывания; создание высказывания из отдельных предложений; выявление ключевых слов в тексте и составление с ними нового высказывания; понимание смысла высказывания в тексте; точное понимание грамматических средств в тексте; определение композиции текста и создание текста-высказывания аналогичной структуры.
Трансформационные упражнения, направленные на использование альтернативных средств художественного текста, разнообразное структурирование текста и выражение различных позиций автора. Основными типами заданий являются: сужение и расширение текста; замена синонимическими конструкциями выделенных в тексте предложений; изменение текста с опорой на образец; конструирование текста с изменением стиля или типа речи; включение нужных фраз в текст-диалог; написание различного типа изложений (выборочного, сжатого, с изменением автора текста); продолжение авторского текста; преобразование текста: монологического в диалогический и наоборот; варьирование монологического высказывания за счёт изменения модального фона (нейтральный, с эмоциональной оценкой), социального статуса, возраста, пола участников общения; пересказ монологического текста от другого лица; подробный, сжатый, выборочный, проблемный пересказ текста; восстановление деформированного текста; составление текста с изменением позиции автора; изменения конструкции текста с учётом речевой ситуации.
Коммуникативно-речевые упражнения, направленные на диалогизацию обучения на основе самостоятельного понимания художественного текста и порождение собственных высказываний с учётом ситуации общения. Основными типами заданий являются: аргументация собственной точки зрения в процессе анализа текста; составление текста по плану; написание сочинений различных типов; отбор грамматических форм с учётом речевой ситуации; решение ситуативных задач; прогнозирование хода общения с учётом собеседника; предугадывание его возможных речевых и неречевых действий; моделирование речевой ситуации с учётом разностатусного адресата; принятие обучаемыми ролей для совместного решения коммуникативных задач; создание ситуаций, содержащих стимул к речи; создание диалога по функциональным опорам; ролевые игры с учётом речевой ситуации и межличностных отношений; выбор альтернативных речевых действий, наиболее соответствующих ситуации; моделирование речевого поведения в соответствии
с задачами общения; сравнение вариантов собственного текста с целью его совершенствования; реализация правил эффективного общения (ясность изложения, информативность, логичность, учёт психологического фактора).
Упражнения, направленные на совершенствование речи с эстетических позиций. Основными типами заданий являются: выявление в тексте изобразительно-выразительных средств; определение контекстуальных синонимов и антонимов, неологизмов и окказионализмов; выявление языковых средств художественной речи; средств поэтического синтаксиса; составление ассоциативного ряда слов; стилистический анализ текста; употребление в речи языковых средств с учётом эстетических критериев; продуцирование текстов с использованием тропов и стилистических фигур; создание высказываний в художественном стиле; нахождение нарушений эстетики речи в созданном тексте и их редактирование; выражение собственного эмоционального отношения к содержанию и речевому оформлению высказывания.
Главный результат выполнения рассмотренных типов упражнений следующий: учащиеся овладевают способами работы с художественным текстом, т. е. самостоятельно могут: а) понять главную мысль, максимально близкую авторской идее; б) восстановить конситуацию создания текста; в) объяснить приёмы и средства, с помощью которых автор достигает реализации своего замысла; г) объяснить влияние грамматических и стилистических средств выразительности на оформление текста и его содержание; д) создать собственные тексты (устные и письменные), адекватные заданной речевой ситуации.
При разработке уроков русского языка на материале художественных текстов учителю необходимо не только определить содержание, но и хорошо продумать форму их проведения. Методы и приёмы работы с художественными текстами, система упражнений должны вызывать необходимость общения и потребность в общении. Это найдёт выражение в особой организации учебного материала, составляющими которого являются речевые темы, проблемные ситуации, система ситуативных (коммуникативных)
упражнений, ролевые игры, дискуссии, диалоги. Особое значение уделяется переносу общения из учебного класса в «реальную жизнь» и созданию ситуаций повседневной обучающей среды.
Список литературы:
1. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 160 с.
2. Кажигалиева Г.А. Лингвокультурологический аспект в работе над художественным текстом (на материале преподавания русского языка студентам-филологам русско-казахских отделений): дис. ... докт. пед. наук: 13.00.02. Алматы, 2001. — 373 с.
3. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвистические очерки). — М.: МГУ, 1970. — 88 с.
4. Учебная программа «Русский язык» для 5—9 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения. — Астана, 2010. — 28 с.