Научная статья на тему 'Использование коммуникативно-речевых задач по критическому аудированию ответов экзаменующихся при подготовке девятиклассников к устному собеседованию по русскому языку'

Использование коммуникативно-речевых задач по критическому аудированию ответов экзаменующихся при подготовке девятиклассников к устному собеседованию по русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
706
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ АУДИРОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ ЗАДАЧА / ЧТЕНИЕ / МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ / ДИАЛОГ / ПЕРЕСКАЗ / БЕСЕДА / РЕФЛЕКСИЯ / CRITICAL LISTENING / COMMUNICATIVE TASK / READING / TALK / DIALOGUE / RETELLING / CONVERSATION / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимова Оксана Владимировна

В статье обоснована необходимость использования специально разработанных для подготовки учащихся 9-х классов к устному итоговому собеседованию коммуникативно-речевых задач (далее КРЗ) на критическое аудирование ответов экзаменующихся. КРЗ представлены несколькими группами, которые можно соотнести, во-первых, с векторами критического слушания (оценивание своей деятельности по аудированию (с точки зрения её результата (удалось или нет услышать и оценить)), больших или меньших собственных возможностей в аудировании, оценивания и т. п.) и воспринятым на слух ответом экзаменуемого (с точки зрения соответствия или несоответствия критериям оценивания, согласия или несогласия с интерпретацией задания и передачей содержания текста и т. п.)), во-вторых, с формами заданий, вынесенных на итоговое собеседование по русскому языку: чтение текста вслух; пересказ текста с привлечением дополнительной информации; монологическое высказывание по одной из выбранных тем; диалог с экзаменатором-собеседником. Работа по использованию названных групп КРЗ при подготовке учащихся к новому виду экзамена велась автором специально и целенаправленно. В заключение автор обозначает необходимость и перспективность работы по подготовке учащихся основной школы к устному собеседованию по русскому языку как допуску к основному государственному экзамену. Такая программа должна представлять систему заданий, направленных на развитие у школьников умений не только критического аудирования, но и рефлексии, способствующей осознанной подготовке девятиклассника к государственной итоговой аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофимова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of the Communicative Tasks on Critical Listening of the Students'' Examination Answers at Training 9-grade Students for the Speaking Part of the Russian Language Exam

The article proves that it is necessary to use special tasks to train 9-grade students for the speaking part of exam on critical listening of the answers of the students. These tasks are divided into the groups according to some criteria: firstly, branches of critical listening (comprehension of their listening activity (from the point of its success/failure, their abilities to listen and evaluate etc.) and information that was received by means of listening (from the point of true/false and agreement/disagreement positions or if it was new or already known information etc.) and secondly according to task forms used at the exam in Russian: reading of the text, retelling of the text using additional information, a talk on the one of the chosen topics, a dialogue with an examiner who also takes the part of the speaker. The author of the article has applied the above mentioned groups of the tasks to the training process purposely. In conclusion the author denotes the necessity of the 9-grade student training for the speaking part of exam in Russian. This program must include the task system, aimed at critical listening abilities but also at reflection which helps the student to get ready for the Russian National Exam consciously.

Текст научной работы на тему «Использование коммуникативно-речевых задач по критическому аудированию ответов экзаменующихся при подготовке девятиклассников к устному собеседованию по русскому языку»

http://www.uchzap.com ISSN 2308-8796 ISSN 2542-0070 (Online)

УДК 373

DOI: 10.21209/2308-8796-2018-13-6-144-154

Оксана Владимировна Трофимова,

кандидат педагогических наук, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: [email protected]

Использование коммуникативно-речевых задач по критическому аудированию ответов экзаменующихся при подготовке девятиклассников к устному собеседованию по русскому языку

В статье обоснована необходимость использования специально разработанных для подготовки учащихся 9-х классов к устному итоговому собеседованию коммуникативно-речевых задач (далее - КРЗ) на критическое аудирование ответов экзаменующихся. КРЗ представлены несколькими группами, которые можно соотнести, во-первых, с векторами критического слушания (оценивание своей деятельности по аудированию (с точки зрения её результата (удалось или нет услышать и оценить)), больших или меньших собственных возможностей в аудировании, оценивания и т. п.) и воспринятым на слух ответом экзаменуемого (с точки зрения соответствия или несоответствия критериям оценивания, согласия или несогласия с интерпретацией задания и передачей содержания текста и т. п.)), во-вторых, с формами заданий, вынесенных на итоговое собеседование по русскому языку: чтение текста вслух; пересказ текста с привлечением дополнительной информации; монологическое высказывание по одной из выбранных тем; диалог с экзаменатором-собеседником. Работа по использованию названных групп КРЗ при подготовке учащихся к новому виду экзамена велась автором специально и целенаправленно. В заключение автор обозначает необходимость и перспективность работы по подготовке учащихся основной школы к устному собеседованию по русскому языку как допуску к основному государственному экзамену. Такая программа должна представлять систему заданий, направленных на развитие у школьников умений не только критического аудирования, но и рефлексии, способствующей осознанной подготовке девятиклассника к государственной итоговой аттестации.

Ключевые слова: критическое аудирование, коммуникативно-речевая задача, чтение, монологическое высказывание, диалог, пересказ, беседа, рефлексия

Введение. Существующие в России в рамках государственной итоговой аттестации обязательные экзамены по русскому языку и литературе за курс основной и средней школы сегодня находятся в определённой иерархии, которая сложилась в соответствии с требованиями к выпускникам основной и средней школы, прописанными в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения для основной1 и средней школы2 (далее - ФГОС ООО и ФГОС СОО).

1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - М., 2011. - Режим доступа: http://www. standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 07.09.2018).

2 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - М., 2012. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf (дата обращения: 07.09.2018).

Так, в 9-м классе школьники сдают, во-первых, устное собеседование по русскому языку3, которое является так называемым допуском к основному государственному экзамену (далее - ОГЭ) (в 2017-2018 учебном году состоялось апробирование данного экзамена, в 2018-2019 году он утверждён окончательно). Устное собеседование по русскому языку введено в практику российских школ в соответствии и по требованию «Концепции преподавания русского языка и литературы» для проверки навыков устной речи у школь-ников4; во-вторых, ОГЭ по русскому языку в

3 Демонстрационный вариант итогового собеседования по русскому языку для 9 классов [Электронный ресурс]. - М.: Федер. ин-т пед. измерений, 2018. - Режим доступа: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-койШкаЬгу (дата обращения: 07.09.2018).

4 Русский язык. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку / авт.-сост. И. П. Цыбулько, Т. Н. Малышева. - М.: Федер. ин-т пед. измерений, 2018. - 56 с.

устоявшейся форме1; в 11-м классе учащихся ждёт, во-первых, итоговое сочинение по литературе, которое является так называемым допуском к Единому государственному экзамену (далее - ЕГЭ), в 2018-2019 году оно будет проводиться в пятый раз2, во-вторых, ЕГЭ по русскому языку3, которое в этом году претерпело ряд изменений как в тестовой части, так и в требованиях к написанию сочинения (задание 27)4. Теперь система допуска и самого экзамена выстроена логично, однако есть ряд вопросов, которые волнуют действующих учителей. В первую очередь, вызывает сложности поиск эффективных методик подготовки учащихся к устному собеседованию в 9-м классе, потому что оно состоит из 4 заданий: 1) чтение текста вслух; 2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации; 3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем; 4) диалог с экзаменатором-собеседником5. А это значит, что от девятиклассника требуется демонстрация сформированных умений и способов действия в таких видах речевой деятельности, как говорение и чтение, в таких формах речи, как монолог и диалог, в таких жанрах, как беседа и высказывание на предложенную тему, с использованием ведущего типа речи - рассуждения.

Можно отметить, что за год существования проекта данного экзамена методисты и ра-

1 Демонстрационный вариант основного государственного экзамена по русскому языку (для 9 классов) [Электронный ресурс]. - М.: Федер. ин-т пед. измерений, 2018. - Режим доступа: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/ demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения: 05.09.2018).

2 Демонстрационный вариант итогового сочинения по литературе для 11 классов [Электронный ресурс]. - М.: Федер. ин-т пед. измерений, 2018. -Режим доступа: http://www. fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie (дата обращения: 05.09.2018).

3 Демонстрационный вариант Единого государственного экзамена по русскому языку (для 11 классов) [Электронный ресурс]. - М.: Федер. ин-т пед. измерений, 2018. - Режим доступа: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/ demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения: 05.09.2018).

4 Справка об изменениях в КИМ ЕГЭ 2019 г. [Электронный ресурс]. - М.: Федер. ин-т пед. измерений, 2018. - Режим доступа: http://www.fipi.ru/sites/default/files/ document/1535123859/spravka_ob_izmeneniyah_v_kim_ ege_.pdf (дата обращения: 05.09.2018).

5 Модель итогового собеседования 9 классов

по русскому языку [Электронный ресурс]. - М.: Фе-

дер. ин-т пед. измерений. - Режим доступа: http:// www.fipi.ru/about/news/model-itogovogo-sobesedova

niya-9-klassov-po-russkomu-yazyku (дата обращения:

10.09.2018).

ботающие учителя 6 предложили немалое количество упражнений и задач, которые можно использовать при подготовке учащихся к собеседованию [14]. Однако всё предложенное представляет разрозненные методические находки, требует осмысления и апробирования. Предлагаем к рассмотрению и использованию на практике при подготовке девятиклассников к итоговому собеседованию по русскому языку (в рамках факультативных занятий по подготовке к экзамену или консультаций) КРЗ на критическое аудирование устных ответов экзаменующихся. Это, на наш взгляд, позволит учащимся преодолеть затруднения, связанные с ожиданием неизвестного на экзамене, потому что, анализируя чужие ответы, воспринимая их на слух и критически оценивания, школьник рефлексирует, проецируя задание на себя, а значит, будет защищён от ошибок, допущенных предшественниками.

Методология и методы исследования. Ведущими при разработке корпуса специальных КРЗ по критическому аудированию, направленных на подготовку учащихся к итоговому собеседованию по русскому языку, стали следующие дидактические и методические идеи, теории и концепции: теория речевой деятельности (далее - РД) и её этапов (И. И. Зимняя [6; 7], В. И. Капи-нос7 [9], Т. А. Ладыженская8, А. Н. Леонтьев [11] и др.), идеи взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности (М. В. Бабкина [2], А. П. Болтунов9, Л. Н. Вьюшкова

6 Лашкарёва И. А. Подготовка учащихся 9 класса к итоговому собеседованию по русскому языку в 2017-2018 учебном году [Электронный ресурс] // Инфоурок. - 2018. - Режим доступа: https://www.in fourok.ru/podgotovka-uchaschihsya-klassa-k-ustnomu-sobesedovaniyu-po-russkomu-yaziku-2438551.html (дата обращения: 05.09.2018); Ситникова В. М. Подготовка учащихся к устной части экзамена по русскому языку в 9 классе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.uchportal.ru/russkij-yazyk/pod goto vka-uchashchihsya-k-ustnoj-chasti-ehkzamena-po-rus skomu-yazyku-v-9-klasse (дата обращения: 05.09.2018); Шелуд-ченко А. В. Сочинение по картине как эффективный способ подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку [Электронный ресурс] // Учпортал. - 2018. - Режим доступа: http://www.umoslovo.ru/index.php/podgotovka-k-gia/14-ustnoe-sobesedovanie-po-russkomu-yazyku-v-9-klasse (дата обращения: 05.09.2018).

7 Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 342 с.

8 Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 136 с.

9 Болтунов А. П. Слушание и чтение в процессе обучения: уч.-метод. пособие. - Л.: Ленингр. городской ин-т усовершенствования учителей, 1945. - 65 с.

[3], Л. А. Гдалевич [4], Н. А. Ипполитова [8], С. И. Львова [12] и др.), концепции современных подходов в обучении языку (А. Г. Асмо-лов [1], Н. В. Елухина [5], Т. С. Кудрявцева [10], Л. В. Черепанова [15] и др.), а также идея критического аудирования как особого вида аудитивной деятельности (О. В. Трофимова [13; 14], Л. В. Черепанова1).

Так, теория РД предполагает, что её процесс не только активный и целенаправленный, но и проходит поэтапно, как и любая деятельность. Каждый этап имеет свои особенности, поэтому при разработке КРЗ по критическому аудированию экзаменационных ответов на устном собеседовании данная теория стала ведущей. Кроме того, продуктивные (говорение и письмо) и рецептивные (слушание и чтение) виды РД имеют одинаковые психофизиологические механизмы (например, механизм антиципации (вероятностного прогнозирования), механизм эквивалентных замен и т. д.), а значит, формировать у учащихся умения и способы действия в данных видах РД лучше во взаимосвязи, используя параллелизм данных механизмов как опору.

Одним из особенных видов РД считается критическое аудирование. Уникальность данного вида слушания в том, что оно направлено на критическое восприятие не только звучащей информации, но и собственной деятельности аудирования. Это свойство критического слушания можно использовать в качестве средства подготовки к устному собеседованию. Предполагается, что анализируя чужую звучащую речь (ответы экзаменующихся сверстников), учащийся не только может оценить звучащий ответ, но и увидит ошибки отвечающего. Следовательно, в ходе работы по описываемой в статье методике можно рассчитывать на рефлексию как содержания ответа (а в будущем и собственной деятельности по чтению и говорению на итоговом собеседовании), так и собственной деятельности по аудированию, способствующей наиболее качественному критическому восприятию звучащих ответов.

Одним из ведущих подходов в обучении русскому языку является системно-дея-тельностный подход. Это определено стандартами образования (ФГОС ООО, ФГОС СОО). Данный подход обоснован понятиями «деятельность», «этапы деятельности»,

1 Черепанова Л. В., Трофимова О. В. Обучение аудированию на уроках русского языка. - Чита: ЗабГГПУ, 2012. - 218 с.

«рефлексия», «УУД» и опирается на рефлексивный подход, подробно описанный Л. В. Черепановой [15]. Учёный отмечает, что «рефлексия содержания образования и рефлексия собственной учебно-познавательной деятельности» составляет рефлексивную деятельность ученика в целом [Там же, с. 34].

Используя описанные ниже и подобные им коммуникативно-речевые задачи в своей практике при подготовке учащихся к экзамену, учитель обращается к идеям и принципам названных подходов обучения русскому языку. Так, системно-деятельностный подход заключается в такой организации обучения, которая опирается на теорию деятельности и как ведущее использует понятие ученика как субъекта учения, который способен сам добывать знания, ставить цели деятельности, организовывать поиск информации и т. д. Сегодня данный подход прописан в стандартах образования и заложен в системе всех видов УУД. Рефлексивный подход предполагает поэтапное и систематическое формирование у учащихся рефлексии, которая может быть направлена, во-первых, на содержание обучения, во-вторых, на учебно-познавательную и аудитивную деятельность.

Результаты исследования и их обсуждение. Под речевой деятельностью, вслед за И. А. Зимней, мы будем понимать «активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения»2. Известно, что аудирование - это рецептивный вид РД, имеющий ряд особенностей. Он так же, как и все другие виды РД, протекает поэтапно (этапы ориентировки, планирования, реализации и контроля). Критическим аудированием называется такой вид аудитивной деятельности, при котором реципиент осуществляет осмысление как собственной аудитивной деятельности (с точки зрения её успешности/ неуспешности, большей/меньшей способности к аудированию, оценивания и т. п.), так и воспринятой на слух информации (с точки зрения истинности/ложности, новизны/известности, согласия/несогласия и т. п.)3.

В основу разработки корпуса КРЗ по критическому аудированию ответов экзаменуемых легли следующие положения.

2 Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

3 Черепанова Л. В., Трофимова О. В. Обучение аудированию на уроках русского языка. - Чита: ЗабГГПУ, 2012. - 218 с.

Во-первых, подготовка к устному собеседованию должна вестись в двух направлениях: специальное (целенаправленное) и попутное (в ходе работы над формированием других умений и способов действия). КРЗ на критическое аудирование разработаны для работы на консультациях или факультативных занятиях по подготовке к экзамену, а значит, реализуют, в первую очередь, специальное обучение. Специальные КРЗ направлены на работу по критическому слушанию аудиозаписи ответов экзаменующихся с целью осмыслить собственную аудитив-ную деятельность (первый вектор работы) и воспринятую информацию (устный ответ на итоговом собеседовании по русскому языку) с точки зрения оценивания, соответствия критериям и требованиям к итоговому собеседованию (второй вектор работы).

Во-вторых, КРЗ на критическое аудирование ответов экзаменующихся должны формировать у учащихся следующие умения и способы действия, которые соответствуют двум векторам работы.

Первый вектор работы - формирование у учащихся умений и способов действия в критическом осмыслении собственной аудитивной деятельности при прослушивании ответа экзаменующегося - представлен следующими умениями и способами действия:

а) этап ориентировки и планирования аудирования:

- умение воспринимать и понимать текст задания для слушания;

- умение сконцентрироваться, вникнуть в задание и критерии его оценивания;

- умение формулировать свои мотивы аудирования, ставить перед собой цели аудирования;

- умение антиципации того, о чём будет говорить экзаменующийся, отвечая на вопросы собеседника-экзаменатора;

- умение планировать течение аудирования, фиксировать необходимую информацию с помощью краткой записи, графических условных обозначений;

б) этап реализации (непосредственный момент аудирования):

- умение не отступать от текста задания по слушанию;

- умение не обращать внимание на мешающие факторы извне в момент непосредственного восприятия на слух;

- умение аудировать, не отступая от поставленной цели;

- умение сопоставлять предполагаемое, спрогнозированное до слушания содержание ответа экзаменующегося с тем, что звучит во время аудирования;

- умение делать пометки, фиксировать примечания графически;

в) этап контроля результатов:

- умение следить за выполнением задания по слушанию;

- умение проводить анализ, давать оценку своим способностям не только приготовиться к аудированию, настроиться на процесс слушания, но и не отвлекаться по ходу деятельности слушания;

- умение проанализировать и оценить, достигнуты ли цели слушания;

- умение осмыслять и контролировать способность предвосхищения, анализировать причины неудачного прогнозирования перед восприятием звучащего ответа;

- умение осмыслять и контролировать, а также корректировать умение делать пометки, фиксируя замечания, делая соответствующие пометки в процессе аудирования;

- умение сопоставлять свои итоги работы с результатами такой же работы других, участвующих в выполнении задания;

- умение проводить анализ и сопоставлять полученные результаты с чужими, а также делать выводы, корректируя свою деятельность аудирования в дальнейшем.

Второй вектор работы - формирование у учащихся умений и способов действия по критическому осмыслению воспринимаемого на слух ответа экзаменующегося - представлен следующими умениями и способами действия:

а) этап ориентировки и планирования действия (аудирования):

- умение вспомнить (или изучить), выбрать нужное, актуализировать материал контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ), знание которого поможет оценить звучащий ответ;

- умение восстановить, вспомнить, актуализировать свои знания о требованиях к ответу на устном итоговом собеседовании (содержание, структура, средства);

- умение приготовиться к критическому восприятию звучащего ответа экзаменуемого;

б) этап реализации (осуществления аудирования):

- умение соотносить и сравнивать звучащий ответ с данными КИМов и критериями оценивания;

- умение устанавливать соответствие звучащего ответа критериям оценивания;

в) этап контроля результатов:

- умение развёрнуто и аргументированно оценивать прослушанный ответ;

- умение создавать памятку ответившему участнику итогового собеседования, поэтапно указывая на ошибки и предполагая их причину.

В-третьих, КРЗ должны учитывать особенности учебной и речевой аудитивной деятельности, её фаз и этапов и соответствовать требованиям системно-деятельностного и рефлексивного подходов. Так, Н. В. Елухи-на [5, с. 20] предлагает следующую систему заданий по обучению аудированию: 1) до прослушивания текста; 2) в процессе прослушивания; 3) после прослушивания. Отметим, что все приёмы рассматриваются методистом в соответствии с названными этапами. На наш взгляд, данный подход является эффективным, т. к. в нём учтены психофизиологические особенности аудирования как деятельности.

На этапе ориентировки предлагается задание по первому направлению - прослушать ответ экзаменуемого и дать оценку в соответствии с критериями оценивания, по второму направлению - оценить своё умение слушать.

На этапе планирования деятельности критического аудирования в рамках первого направления предлагается изучить критерии оценивания всех частей итогового собеседования1. На этом же этапе определяется последовательность действий учащихся, направленных на восприятие и критическое осмысление звучащих ответов.

В качестве ведущих мы выделяем следующие действия:

- ещё раз перечитай критерии оценивания;

- настройся на внимательное слушание аудиозаписи ответа;

- соотноси то, что ты слышишь, с содержанием, структурой ответа и критериями оценивания;

- не забывай делать пометки в оценочном листе;

1 Демонстрационный вариант итогового собеседования по русскому языку для 9 классов [Электронный ресурс]. - М.: Федер. ин-т пед. измерений, 2018. - Режим доступа: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/ demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения: 10.09.2018).

- помни, что тебе надо будет дать не только аргументированную оценку услышанного ответа, но и сформулировать памятку для отвечавшего.

В рамках второго вектора работы на этапе планирования школьнику предлагается выбрать вид слушания, которым необходимо будет воспользоваться, понять инструкцию к заданию, настроиться на слушание (сосредоточиться, вдуматься в формулировку вопроса), спрогнозировать содержание ответа, приготовиться к фиксации информации.

На этапе реализации осуществляется восприятие и критическое осмысление ответа и собственной аудитивной деятельности. В момент звучания аудиозаписи происходит процесс критического восприятия информации, когда слушающему школьнику необходимо оценить звучащее чтение текста, сопоставить материал монологического высказывания и беседы (тематического диалога) с материалом КИМа, выяснить соответствие звучащей информации тексту, который дан для чтения, оценить полноту ответа, степень осознанности и понимания говоримого, а также языковое оформление ответов.

В рамках второго вектора работы школьнику необходимо следовать инструкции к заданию, не отвлекаться от процесса восприятия на слух, слушать в соответствии с поставленной целью, соотносить содержание спрогнозированного до слушания с содержанием, воспринимаемым во время слушания, а также фиксировать информацию разными способами.

Важнейшим в данной работе является этап контроля. На этом этапе учащиеся в рамках первого вектора работы по критическому аудированию не только анализируют и оценивают собственную аудитивную деятельность с точки зрения следования инструкции к заданию, умения настраиваться на слушание и не отвлекаться в процессе слушания, анализировать и оценивать достижение цели слушания, способности антиципации (возможные причины неуспешного прогнозирования), фиксировать информацию во время слушания, анализировать и сравнивать свои и чужие результаты аудитивной деятельности и в соответствии с этим корректировать свою аудитивную деятельность, но и дают развёрнутую оценку - рецензию ответа, анализируют ошибки и их причины, формулируют советы, создают памятки отвечающему (в рамках

второго вектора работы). Работа по анализу собственной аудитивной деятельности движет ученика к рефлексии, направленной на дальнейшее формирование умений критического аудирования. Это, в свою очередь, ведёт к более качественному рецензированию звучащих аудиозаписей, быстрому определению ошибок и их причин и стремлению не допускать подобные ошибки в ходе собственного экзаменационного собеседования.

В-четвёртых, КРЗ должны соотноситься, во-первых, с двумя векторами критического аудирования (осмысление воспринятого на слух звучащего ответа экзаменуемого и собственной деятельности слушания такого ответа), во-вторых, с видами заданий итогового устного собеседования по русскому языку (чтение текста вслух; пересказ текста с привлечением дополнительной информации; монологическое высказывание по одной из выбранных тем; диалог с экзаменатором-собеседником).

Представленные в данной статье КРЗ даны для примера. Они разработаны на базе методических рекомендаций по подготовке к итоговому собеседованию1 с использованием аудиозаписи примеров устных ответов учащихся на экзамене и расположены в статье по группам, соответствующим классификации Н. В. Елухиной: до прослушивания, в момент прослушивания ответа и после деятельности по аудированию [5, с. 20].

Подготовительные КРЗ, используемые до прослушивания ответа экзаменуемого

КРЗ 1.1. (Цель: познакомить учащихся со структурой устного итогового собеседования, помочь в оценке степени сложности выполнения данной работы, в соотнесении элементов содержания собеседования и баллов, которые можно получить в ходе работы). Изучите структуру ответа экзаменуемого на итоговом собеседовании по русскому языку в 9-м классе (табл. 1) и ответьте на ряд вопросов. Свой ответ аргументируйте.

- Обратите внимание на уровень сложности задания и максимальный балл за выполнение задания. Подумайте, почему так считают разработчики КИМов?

- Что бы вы предложили изменить, чтобы сделать работу выше или ниже по уровню сложности?

1 Русский язык. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку / авт.-сост. И. П. Цыбулько, Т. Н. Малышева. - М.: Федер. ин-т пед. измерений, 2018. - 56 с.

- Подумайте, какие элементы содержания собеседования вызывают у вас большую обеспокоенность? Почему?

- Изучите максимальное количество баллов за каждый элемент содержания экзамена. Объясните, почему разработчики материалов именно так их распределили по элементам содержания? С чем это связано?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Структура ответа экзаменуемого на итоговом

собеседовании по русскому языку в 9-м классе (базовый уровень сложности)

№ Элементы содержания экзамена Уровень сложности задания Балл

1 1-й этап: чтение текста вслух Б 2

2 2-й этап: пересказ текста с привлечением дополнительной информации Б 2

3 3-й этап: устное монологическое высказывание Б 2

4 4-й этап: участие в диалоге Б 3

5 Соблюдение норм литературного языка 5

КРЗ 1.2. (Цель: познакомить учащихся с системой оценивания работы, указав на её особенности. В частности, необходимо указать на двухчастную методику оценивания речевого оформления всей работы в целом). Внимание! Для работы вам дан перфорированный тест. Познакомьтесь с критериями оценивания устного итогового собеседования по русскому языку для девятиклассников. Обратите внимание, что каждый блок оценивается своим количеством баллов и имеет свои критерии. Изучите их подробно и заполните пропуски в следующем тексте (это могут быть как слова, так и цифры). При работе с текстом можно пользоваться карандашом и распечатанными критериями оценивания.

Первая часть собеседования посвящена выразительному чтению. Чтение оценивается по двум критериям: интонация и .... За соответствие интонации произносимого текста пунктуационному рисунку учащийся получает ... балл. Второй критерий - ... - оценивается по соответствию коммуникативной

задаче. Максимальное количество баллов, которое можно получить за выразительное чтение текста - ... балла.

Второе задание посвящено ... текста с включением ... высказывания. Данная часть оценивается по . критериям. Первый критерий отвечает за сохранение того же количества ... в пересказе. Наличие/отсутствие ... ошибок - это второй критерий в этой части. Третий критерий второй части отвечает за использование приведённого высказывания. Если оно приведено в пересказе ... и ..., то по критерию ставится ... балл. Четвёртый критерий отвечает за способы ... Если экзаменуемый справился полностью, он получает максимальный по критерию балл - это .

Третье задание - . высказывание -оценивается по следующим критериям: выполнение ... задачи, учёт условий ... ситуации, речевое ... монологического высказывания.

Четвёртое задание - диалог - должно соответствовать двум условиям, чтобы быть успешным. Во-первых, соответствие . задаче, во-вторых, учёт условий . ситуации. В целом за это задание экзаменуемый может получить ... балла.

Грамотность всего ответа в целом оценивается следующим образом. 1-е и 2-е задания (чтение текста и ...) имеют общую шкалу оценивания. В соответствии с ней в этих заданиях проверяется соблюдение грамматических, ... и речевых норм. Кроме того, учитываются искажения слов. По шкале оценивания не допускается ни одного искажения. В целом, за грамотность в первых двух заданиях можно получить ... балла.

Речевое оформление 3-го и 4-го задания оценивается также общей шкалой оценивания. Как и в 1-м, и 2-м задании проверяется соблюдение ..., орфоэпических и ... норм. Но в отличие от предыдущей шкалы, 4-й критерий посвящён в целом речевому оформлению монологического высказывания и диалога-беседы. Если речь в целом отличается богатством и точностью ., используются . синтаксические конструкции, то по данному критерию можно получить 1 балл.

Таким образом, за всю работу можно получить 19 баллов. Это максимум. Зачёт экзаменуемому выставляется при условии набора ... и более баллов.

Для удобства использования данной КРЗ в учительской практике приведём ключи ответов к данному тексту:

1-й абзац - темп чтения, 1, темп, 2;

2-й абзац - пересказу, приведённого, 4, микротем, фактических, уместно и логично, 1, цитирования, 4;

3-й абзац - монологическое, коммуникативной, речевой, оформление;

4-й абзац - коммуникативной, речевой, 2;

5-й абзац - пересказ, речевых, 4;

6-й абзац - грамматических, речевых, словаря, разнообразные;

7-й абзац - 10.

КРЗ 1.3. (Цель: повторить типы речевых ошибок, которые наиболее часто встречаются в речи учащихся, отработать умение не только идентифицировать тип ошибки, но и исправлять их в соответствии с нормами современного русского литературного языка). В ходе проведения итогового собеседования (на разных его этапах) учащимися были допущены следующие типичные речевые ошибки:

- употребление слова в несвойственном ему значении;

- неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом;

- неразличение синонимичных слов;

- употребление слов иной стилевой окраски;

- неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов;

- неоправданное употребление просторечных слов;

- нарушение лексической сочетаемости;

- употребление лишних слов, в том числе плеоназм;

- употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология);

- неоправданное повторение слова;

- бедность и однообразие синтаксических конструкций;

- неудачное употребление местоимений.

Рассмотрите примеры подобных ошибок, приведённых ниже, и попытайтесь распределить их по названным выше типам ошибок. Проанализируйте тип ошибки, свой ответ аргументируйте. Исправьте предложения с ошибками и запишите верный вариант. Проведите обязательную проверку в классе.

Подумайте, какие из данных ошибок типичны для вас? Для ваших одноклассников? В семье?

1. Зрители были шокированы хорошим выступлением артистов.

Идея разворачивается на продолжении всего сочинения.

2. Его отношение к этому вопросу не поменялось.

Были введены эффектные правила.

3. В конечном абзаце ученик использует градацию.

4. Писатель, освещая эту проблему, старается направить читателей немного в другую колею.

5. Куприн то и дело прибегает к использованию антитезы и метафор.

6. Этим чиновникам всегда удаётся объегорить избирателей.

7. Писатель увеличивает впечатление. Писатель использует художественные особенности (вместо средства).

8. Прелесть природы поэт передаёт нам с помощью художественных приёмов. Молодой юноша, очень прекрасный.

9. В его рассказе рассказывается о прошедших концертах.

10. Герой повести не задумывается над своим проступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11. Когда автор приехал в редакцию, его вызвал главный редактор. Когда они побеседовали, писатель поехал в отель.

12. Этот рассказ написал М. Горький. Он относится к художественному стилю. У меня тут же появилась картинка в своих мечтах.

КРЗ 1.4. (Цель: способствовать формированию умения в составлении и подготовке бланка для оценивания ответа). Изучите критерии оценивания итогового собеседования (см. демонстрационный вариант собеседования). Обратите внимание на ошибки, которые могут привести к потере баллов. Приготовьте таблицу для синхронного оценивания ответа учащегося (табл. 2). Подумайте, как сделать ваше слушание эффективным.

Таблица 2

Таблица для записи баллов при прослушивании ответов

Критерии Баллы Примечания

ИЧ - интонация чтения

ТЧ - темп чтения

П1 - сохранение микротем при пересказе

П2 - соблюдение фактологической точности при пересказе

П3 - работа с высказыванием

П4 - способы цитирования

Грамматические нормы

Орфоэпические нормы

Речевые нормы

Искажения слов

М1 - выполнение коммуникативной задачи монологического высказывания

М2 - учёт условий речевой ситуации

М3 - речевое оформление монологического высказывания

Д1 - выполнение коммуникативной задачи диалогического высказывания

Д2 - учёт условий речевой ситуации диалога (беседы)

Грамматические нормы

Орфоэпические нормы

Речевые нормы

Речевое оформление

КРЗ 1.5. (Цель: актуализировать знания о формах речи (монолог и диалог) и их особенностях, способствовать умению развёрнуто отвечать перед аудиторией). Прочитайте материалы о диалогической и монологической речи и речевой ситуации в «Методических рекомендациях по оцениванию выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку» (авт.-сост. И. П. Цыбулько, Т. Н. Малышева). Подумайте, как можно использовать данные сведения, чтобы улучшить результаты собеседования? Приготовьтесь рассказать об этом в классе.

КРЗ 1.6. (Цель: актуализировать знания о видах речи (устной и письменной) и их особенностях с целью научиться оценивать чужую речь и составлять собственные высказывания с учётом данных особенностей). Прочитайте данный ниже текст о письменной и устной речи. Обратите внимание на отличия этих форм речи. Подумайте и ответьте: как особенности устной речи повлияли на разработку и внедрение нового вида экзамена? Какие особенности устной речи могут повлечь потерю баллов за собеседование? Почему? Приготовьтесь рассказать об этом в классе.

Текст для чтения и анализа Речь бывает устной и письменной. Эти формы имеют ряд отличий. По механизму порождения письменная речь обдуманная и подготовленная. А устная имеет линейный характер развёртывания, она чаще всего спонтанна. Есть отличия и в особенностях восприятия. Письменная речь возникает при чтении, а значит, есть возможность вернуться к прочитанному и переосмыслить. Устная речь возникает при произнесении, поэтому возможно только однократное восприятие.

Кроме того, при создании письменной речи требуется соблюдение всех языковых норм. При создании устной речи - основное правило - это соблюдение орфоэпических норм. В ней допустимы оговорки.

Письменная и устная речь имеют лексические и грамматические особенности. Так, в письменной речи предпочтительно использование литературного языка, наличие сложных синтаксических конструкций. В устной речи могут присутствовать нелитературные элементы, предложения отличаются своей простотой в построении.

В устной речи велика роль невербальных средств общения. Здесь «работают» и интонация, и мимика, и жесты. В письменной речи роль невербальных факторов невысока.

Устная речь используется в разговорной сфере, а сфера употребления письменной речи - книжная.

И наконец, последнее отличие - используемая форма речи. Для письменной речи это монолог, для устной - и монолог, и диалог.

КРЗ, решаемые в процессе прослушивания ответа экзаменуемого КРЗ 2.1. (Цель: настроить учащихся на процесс аудирования, актуализировав особенности критического слушания). Приготовьтесь к внимательному слушанию. Помните, что для качественной оценки услышанного необходимо контролировать свои действия, не отвлекаться. В процессе работы по аудированию необходимо ориентироваться на заготовленные ранее таблицы для занесения баллов и комментариев. Помните, что по окончании аудирования вам будет необходимо аргументировать выставленные вами баллы на каждом этапе собеседования.

КРЗ 2.2. (Цель: формировать у учащихся умение графического сопровождения критического аудирования). Прослушайте

ответ учащегося1. Старайтесь оценивать все задания итогового собеседования ученика по ходу слушания. Делайте пометки. Пользуйтесь критериями оценивания и таблицей для оценивания.

КРЗ, решаемые после аудитивной деятельности

КРЗ 3.1. (Цель: формировать умение пересматривать и расшифровывать собственные записи, обобщать результаты). Обратитесь к своим записям, которые вы делали по ходу слушания. Пересмотрите всё, выставьте окончательный балл за каждый вид работы (чтение, пересказ, монолог, диалог) по каждому критерию.

КРЗ 3.2. (Цель: формировать умение аргументированно оценивать прозвучавший ответ, сопоставлять результаты оценивания и определять причину несоответствия (если оно есть)). Приготовьтесь аргументировать выставленные вами баллы. Сравните своё оценивание с оценками других учащихся и экспертом. Есть ли расхождения? Чем они обусловлены?

КРЗ 3.3. (Цель: формировать умение обобщать результаты устного ответа и составлять памятку с советами по исправлению ошибок; развивать способность к рефлексии и планированию собственных действий). Разработайте памятку для учащегося, ответ которого вы слушали. Подумайте, какой план взять для её содержания (с чего начнёте, чем закончите; на что обратите наибольшее внимание).

КРЗ 3.4. (Цель: формировать у учащихся способность к рефлексии и самооценке собственной деятельности и её результата, и при необходимости - к её коррекции). Оцените свою аудитивную деятельность и её результат. Всё ли вас устраивает? Почему? Ответ аргументируйте.

КРЗ 3.5. (Цель: формировать у учащихся способность к рефлексии, самооценке собственной аудитивной деятельности и её результата и прогнозировании собственных действий в ходе подготовки и реализации

1 Банк аудиозаписей устных ответов для тренировки экспертов на электронном носителе. Приложение к «Методическим рекомендациям по оцениванию выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку» [Электронный ресурс] / авт.-сост. И. П. Цыбулько, Т. Н. Малышева. - Режим доступа: http://www.4ege.ru/ gia-po-russkomu-jazyku/56061-metodicheskie-materialy-po-itogovomu-sobesedovaniyu-po-russkomu-yazyku.html (дата обращения: 14.07.2018).

устного собеседования). Подумайте и ответьте на вопрос: для чего важно уметь слушать? Чем это умение может помочь вам на устном собеседовании?

Заключение. Появление новой формы экзамена по русскому языку в основной школе мобилизовало учащихся и учителей, заставив в очередной раз обратиться к требованиям стандартов, новым методикам и технологиям, приёмам работы по подготовке учащихся к экзамену.

КРЗ, представленные выше, - попытка способствовать успешной подготовке девятиклассников к итоговому собеседованию. В предлагаемых материалах ценным являет-

ся практико-ориентированность, апробиро-ванность и занимательный характер предлагаемых КРЗ. Звучащие в классе ответы сверстников снимают многие страхи, делают работу по критическому аудированию увлекательной, интересной, а самое главное -формируют рефлексию у учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, ценность предложенной идеи использования такого рода КРЗ при подготовке к экзамену заключается в том, что КРЗ, описанные в статье, можно наполнить любым конкретным содержанием по необходимости, с учётом пожеланий учителя и учащихся. Кроме того, данные КРЗ способствуют реализации ведущих подходов в обучении.

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22.

2. Бабкина М. В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2004. № 2. С. 3-6.

3. Вьюшкова Л. Н. Учим слушать // Русский язык в школе. 1995. № 5. С. 8-13.

4. Гдалевич Л. А. Рецензирование развёрнутых устных ответов на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1984. № 3. С. 22-26.

5. Елухина Н. В. Обучение аудированию в русле коммуникативно ориентированной методики // Иностранные языки в школе. 1989. № 2. С. 28-36.

6. Зимняя И. А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности // Иностранные языки в школе. 1973. № 4. С. 66-72.

7. Зимняя И. А. Психология слушания и говорения: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.: МГПИИЯ, 1973. 32 с.

8. Ипполитова Н. А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1995. № 3. С. 3-8.

9. Капинос В. И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности // Русский язык в школе. 1978. № 4. С. 58-66.

10. Кудрявцева Т. С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе. 1996. № 3.

С. 3-7.

11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., стер. М.: Смысл: Академия, 2005.

352 с.

12. Львова С. И. Основные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе её развития // Наука и культура России. 2013. Т. 2, № 1. С. 80-82.

13. Трофимова О. В. Методика обучения критическому аудированию устного развёрнутого ответа на лингвистическую тему на уроках русского языка // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2012. № 6. С. 77-83.

14. Трофимова О. В. Использование коммуникативно-речевых задач на уроках русского языка для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку (для выпускников основной школы) // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. Т. 12, № 6. С. 103-109.

15. Черепанова Л. В. Ведущие подходы современной парадигмы обучения русскому родному языку // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2010. № 6. С. 30-39.

Статья поступила в редакцию 15.09.2018; принята к публикации 30.10.2018

Библиографическое описание статьи

Трофимова О. В. Использование коммуникативно-речевых задач по критическому аудированию ответов экзаменующихся при подготовке девятиклассников к устному собеседованию по русскому языку // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 6. С. 144-154. DOI: 10.21209/23088796-2018-13-6-144-154.

Oksana V. Trofimova,

Candidate of Pedagogy, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: [email protected]

Use of the Communicative Tasks on Critical Listening of the Students' Examination Answers аt Training 9-grade Students for the Speaking Part of the Russian Language Exam

The article proves that it is necessary to use special tasks to train 9-grade students for the speaking part of exam on critical listening of the answers of the students. These tasks are divided into the groups according to some criteria: firstly, branches of critical listening (comprehension of their listening activity (from the point of its success/failure, their abilities to listen and evaluate etc.) and information that was received by means of listening (from the point of true/false and agreement/disagreement positions or if it was new or already known information etc.) and secondly according to task forms used at the exam in Russian: reading of the text, retelling of the text using additional information, a talk on the one of the chosen topics, a dialogue with an examiner who also takes the part of the speaker. The author of the article has applied the above mentioned groups of the tasks to the training process purposely. In conclusion the author denotes the necessity of the 9-grade student training for the speaking part of exam in Russian. This program must include the task system, aimed at critical listening abilities but also at reflection which helps the student to get ready for the Russian National Exam consciously.

Keywords: critical listening, communicative task, reading, talk, dialogue, retelling, conversation, reflection

References

1. Asmolov A. G. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod k razrabotke standartov novogo pokoleniya // Pedagogika. 2009. № 4. S. 18-22.

2. Babkina M. V. O vzaimosvyazi razlichnyh vidov rechevoj deyatel'nosti uchashchihsya na urokah russkogo yazyka // Russkij yazyk v shkole. 2004. № 2. S. 3-6.

3. V'yushkova L. N. Uchim slushat' // Russkij yazyk v shkole. 1995. № 5. S. 8-13.

4. Gdalevich L. A. Recenzirovanie razvyornutyh ustnyh otvetov na urokah russkogo yazyka // Russkij yazyk v shkole. 1984. № 3. S. 22-26.

5. Eluhina N. V. Obuchenie audirovaniyu v rusle kommunikativno orientirovannoj metodiki // Inostrannye yazyki v shkole. 1989. № 2. S. 28-36.

6. Zimnyaya I. A. Psihologicheskaya harakteristika slushaniya i govoreniya kak vidov rechevoj deyatel'nosti // Inostrannye yazyki v shkole. 1973. № 4. S. 66-72.

7. Zimnyaya I. A. Psihologiya slushaniya i govoreniya: avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. M.: MGPIIYa, 1973. 32 s.

8. Ippolitova N. A. Sovershenstvovanie mekhanizmov rechi shkol'nikov na urokah russkogo yazyka // Russkij yazyk v shkole. 1995. № 3. S. 3-8.

9. Kapinos V. I. Rabota po razvitiyu rechi uchashchihsya v svete teorii rechevoj deyatel'nosti // Russkij yazyk v shkole. 1978. № 4. S. 58-66.

10. Kudryavceva T. S. Sovremennye podhody k obucheniyu rechi // Russkij yazyk v shkole. 1996. № 3. S. 3-7.

11. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. 2-e izd., ster. M.: Smysl: Akademiya, 2005. 352 s.

12. L'vova S. I. Osnovnye problemy metodiki prepodavaniya russkogo yazyka na sovremennom etape eyo razvitiya // Nauka i kul'tura Rossii. 2013. T. 2, № 1. S. 80-82.

13. Trofimova O. V. Metodika obucheniya kriticheskomu audirovaniyu ustnogo razvyornutogo otveta na lingvisticheskuyu temu na urokah russkogo yazyka // Uchyonye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Ser. Professional'noe obrazovanie, teoriya i metodika obucheniya. 2012. № 6. S. 77-83.

14. Trofimova O. V. Ispol'zovanie kommunikativno-rechevyh zadach na urokah russkogo yazyka dlya podgotovki uchashchihsya k ustnomu sobesedovaniyu po russkomu yazyku (dlya vypusknikov osnovnoj shkoly) // Uchyonye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Professional'noe obrazovanie, teoriya i metodika obucheniya. 2017. T. 12, № 6. S. 103-109.

15. Cherepanova L. V. Vedushchie podhody sovremennoj paradigmy obucheniya russkomu rodnomu yazyku // Uchyonye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Ser. Professional'noe obrazovanie, teoriya i metodika obucheniya. 2010. № 6. S. 30-39.

Received: September 15, 2018; accepted for publication October 30, 2018

Reference to the article

Trofimova O. V. Use of the Communicative Tasks on Critical Listening of the Students' Examination Answers at Training 9-grade Students for the Speaking Part of the Russian Language Exam // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 6. PP. 144-154. DOI: 10.21209/2308-8796-2018-13-6-144-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.