Научная статья на тему 'Использование коммуникативно-речевых задач на уроках русского языка для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку (для выпускников основной школы)'

Использование коммуникативно-речевых задач на уроках русского языка для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку (для выпускников основной школы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2050
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ ЗАДАЧА / ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ / ДИАЛОГ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF BASIC GENERAL EDUCATION / COMMUNICATIVE AND SPEECH TASK / TYPES OF SPEECH ACTIVITY / MONOLOGICAL UTTERANCE / DIALOGUE / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимова Оксана Владимировна

В статье обоснована необходимость использования на уроках русского языка специально разработанных для подготовки учащихся 8-9-х классов к устному собеседованию коммуникативно-речевых задач (далее КРЗ). КРЗ представлены несколькими группами, которые можно соотнести с формами заданий, вынесенных на устное собеседование по русскому языку: чтение текста вслух; пересказ текста с привлечением дополнительной информации; монологическое высказывание по одной из выбранных тем; диалог с экзаменатором-собеседником. Работа по формированию названных групп КРЗ актуализировала перспективы дальнейшего исследования, заключающегося в апробации КРЗ на уроках русского языка в 8-9-х классах, которая предусматривает работу в двух направлениях: специальное и попутное использование различных видов КРЗ на уроках русского языка. В заключении статьи автор обозначает необходимость целенаправленной работы по подготовке учащихся основной школы к итоговой государственной аттестации (ОГЭ и устное собеседование как допуск к ОГЭ). Такая программа должна представлять систему заданий, направленных на развитие у школьников всех групп УУД, в том числе познавательных общеучебных (умение строить речевое высказывание, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей, умение адекватно передавать содержание текста); коммуникативных (умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка) и регулятивных (целеполагание, планирование, оценка, коррекция).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофимова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Communicative and Speech Tasks at the Russian Language Lessons to Prepare Students for an Oral Interview (for Secondary School Graduates)

The article substantiates the necessity of using specially designed communicative and speech tasks at the Russian language lessons for preparing students of the 8th-9th forms for an oral interview. Communicative and speech tasks (CST) are represented by several groups that can be correlated with the forms of the tasks made for an oral interview in the Russian language: reading the text aloud; retelling the text with additional information; monological utterance on the selected topic; dialogue with an examiner-interlocutor. The work on the formation of the above-mentioned groups of communicative and speech tasks actualized the prospects for further research, including the approbation of communicative and speech tasks at the Russian language lessons in forms 8-9. The approbation includes special and associated use of different types of communicative and speech tasks at the Russian language lessons. In conclusion, the author points out the necessity of purposeful work on preparing secondary school students for the final state certification (secondary school examinations and an oral interview as an admission to the secondary school examinations). Such a program should represent a system of tasks aimed at the development of all groups of universal learning activities among schoolchildren, including cognitive general educational activities (the ability to construct a speech utterance, semantic reading, free orientation and perception of texts of different styles, the ability to adequately convey the content of the text); communicative activities (the ability to express their thoughts in accordance with the tasks and conditions of communication, the possession of monological and dialogical forms of speech in accordance with grammatical and syntactic norms of a native language) and regulatory activities (goal-setting, planning, evaluation, correction).

Текст научной работы на тему «Использование коммуникативно-речевых задач на уроках русского языка для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку (для выпускников основной школы)»

http://www.uchzap.com ISSN 2308-8796 ISSN 2542-0070 (Online)

УДК 373

DOI: 10.21209/2308-8796-2017-12-6-103-109

Оксана Владимировна Трофимова,

кандидат педагогических наук, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: trofimova_ov@mail.ru

Использование коммуникативно-речевых задач на уроках русского языка для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку (для выпускников основной школы)

В статье обоснована необходимость использования на уроках русского языка специально разработанных для подготовки учащихся 8-9-х классов к устному собеседованию коммуникативно-речевых задач (далее - КРЗ). КРЗ представлены несколькими группами, которые можно соотнести с формами заданий, вынесенных на устное собеседование по русскому языку: чтение текста вслух; пересказ текста с привлечением дополнительной информации; монологическое высказывание по одной из выбранных тем; диалог с экзаменатором-собеседником. Работа по формированию названных групп КРЗ актуализировала перспективы дальнейшего исследования, заключающегося в апробации КРЗ на уроках русского языка в 8-9-х классах, которая предусматривает работу в двух направлениях: специальное и попутное использование различных видов КРЗ на уроках русского языка. В заключении статьи автор обозначает необходимость целенаправленной работы по подготовке учащихся основной школы к итоговой государственной аттестации (ОГЭ и устное собеседование как допуск к ОГЭ). Такая программа должна представлять систему заданий, направленных на развитие у школьников всех групп УУД, в том числе познавательных общеучебных (умение строить речевое высказывание, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей, умение адекватно передавать содержание текста); коммуникативных (умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка) и регулятивных (целеполагание, планирование, оценка, коррекция).

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, коммуникативно-речевая задача, виды речевой деятельности, монологическое высказывание, диалог, универсальные учебные действия

Введение. Современные системы оценки качества школьного образования развиваются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к участникам образовательного процесса в нормативных документах, в частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения для основной1 и средней школы2 (далее - ФГОС ООО и ФГОС СОО). К уже привычным для выпускников основной школы экзаменам в форме ОГЭ в 2017 году добавился ещё один экзамен в форме устного собеседования по русскому языку. На официальном сайте ФИПИ отмечается, что «устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков речи у школьников»3.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. -М., 2011. - Режим доступа: http://www.standart.edu.ru/Catalog. aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 07.09.2017).

2 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - М., 2012. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_12/m413.pdf (дата обращения: 07.09.2017).

3 Модель итогового собеседования 9-х классов по русскому языку [Электронный ресурс] // Федеральный институт

педагогических измерений. - М., 2017. - Режим доступа: http:// www.fipi.ru/about/news/model-itogovogo-sobesedovamya-9-klassov-po-russkomu-yazyku (дата обращения: 05.09.2017).

Итоговое собеседование направлено на проверку навыков спонтанной речи, потому что на подготовку участнику собеседования будет даваться около одной минуты.

Разработчики данного проекта предлагают следующую модель собеседования, состоящего из 4 заданий:

1) чтение текста вслух;

2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;

3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;

4) диалог с экзаменатором-собеседником4.

Как показывает практика работы в школе,

сегодня не все учащиеся 9-х классов способны выполнить предлагаемые типы заданий собеседования успешно, без затруднений. Как правило, времени на подготовку (1-2 мин) не хватает, потому что в процессе урока или дома, при выполнении домашних заданий, чёткого контроля времени подготовки учащегося к ответу не проводится. Поэтому эти трудности не случайны.

Эти затруднения могут быть преодолены при целенаправленном использовании учителем

4 Демонстрационный вариант итогового собеседования по русскому языку для 9-х классов [Электронный ресурс] // Федеральный институт педагогических измерений. - М., 2017. -Режим доступа: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifi kacii-kodifikatory (дата обращения: 15.09.2017).

© Трофимова О. В., 2017

103

специальных КРЗ как в ходе урока по русскому языку и на факультативном занятии по подготовке к экзамену, так и для задавания на дом, для выполнения учащимися домашней работы.

Методология и методы исследования. При разработке корпуса специальных КРЗ, направленных на подготовку учащихся к итоговому собеседованию по русскому языку, мы опирались на теорию речевой деятельности и её этапов (И. И. Зимняя [7; 8], В. И. Капинос1 [11], Т. А. Ладыженская2, А. Н. Леонтьев [13] и др.); идеи взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности (М. В. Бабкина [2], А. П. Болтунов3, Т. Г. Винокур [3], Л. Н. Вьюшкова [4], А. П. Еремеева [6], Н. А. Ипполитова [9; 10], С. И. Львова [14], В. И. Стативка [16] и др.); концепции современных подходов в обучении языку (А. Г. Асмо-лов [1], Н. В. Елухина [5], Т. С. Кудрявцева [12], И. Ю. Меняйло [15], Л. В. Черепанова [17] и др.).

Результаты исследования и их обсуждение. ФГОС ООО и ФГОС СОО определяют системно-деятельностный подход как один из ведущих в обучении русскому языку. Поэтому современный учитель в работе опирается на такие понятия, как «деятельность», «этапы деятельности», «самоконтроль», «рефлексия» и т. д. Реализация системно-деятельностного подхода невозможна без использования рефлексивного подхода, так как результативная деятельность предполагает рефлексию, анализ проделанной работы, контроль и самокоррекцию. По определению Л. В. Черепановой, «рефлексивный подход в обучении русскому родному языку состоит в том, что обучение языку целенаправленно поэтапно и систематически развивает у школьников рефлексию, в частности рефлексию содержания образования и рефлексию собственной учебно-познавательной деятельности» [17, с. 34].

Непосредственно с обучением русскому языку связано понятие «речевая деятельность» (далее - РД), под которой понимается - «активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией общения процесс передачи или приёма сооб-щения»4.

И. А. Зимняя5 выделила следующие фазы в структуре РД:

1. Побудительно-мотивационную фазу. Она характеризуется тем, что на ней происходит формулирование цели РД, которая проистекает из мотива, формирующегося на основе коммуникативно-познавательной потребности.

1 Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 342 с.

2 Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 136 с.

3 Болтунов А. П. Слушание и чтение в процессе обучения: учеб.-метод. пособие. - Л.: Ленингр. городской ин-т усовершенствования учителей, 1945. - 65 с.

4 Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. -М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

5 Там же. - С. 74.

2. Ориентировочно-исследовательскую фазу. На данной фазе осуществляются планирование, внутренняя организация РД, ориентация в ситуации, подбор и организация средств и способов формулирования мысли.

3. Исполнительную фазу. Это этап непосредственной реализации РД.

Каждая из этих фаз представляет собой совокупность этапов деятельности: ориентировки, планирования, реализации и контроля.

Таким образом, обучение русскому языку в русле системно-деятельностного и рефлексивного подходов предполагает такую организацию обучения, когда учащиеся занимаются учебной деятельностью целенаправленно, поэтапно и систематически; такая деятельность направлена как на познание, так и на коммуникацию. Кроме того, обучать всем видам РД учащихся необходимо в системе и с учётом особенностей психофизиологических механизмов, структуры деятельности, её фаз и этапов.

В основу разработки корпуса КРЗ легли следующие положения:

1) подготовка к устному собеседованию должна вестись в двух направлениях: специальное и попутное. Поэтому КРЗ должны отражать пути такой работы на уроках русского языка. Специальные КРЗ направлены на подготовку к тому или иному виду экзаменационного задания в соответствии с демонстрационным вариантом, представленным ФИПИ, а попутные КРЗ могут быть использованы при изучении программных тем по русскому языку в данном классе, при выполнении упражнений учебника (как в классе, так и дома), как дополнительные задания;

2) КРЗ должны формировать у учащихся следующие группы УУД:

- познавательные общеучебные (умение строить речевое высказывание; смысловое чтение; свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей; умение адекватно передавать содержание текста);

- коммуникативные (умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка);

- регулятивные (целеполагание, планирование, оценка, коррекция);

3) КРЗ должны учитывать особенности учебной и речевой деятельности, её фаз и этапов и соответствовать требованиям системно-деятельностного и рефлексивного подходов;

4) КРЗ должны соотноситься с видами заданий устного собеседования по русскому языку (чтение текста вслух; пересказ текста с привлечением дополнительной информации; монологическое высказывание по одной из выбранных тем; диалог с экзаменатором-собеседником).

Представленные в данной статье КРЗ разработаны на базе учебника русского языка для 9-х классов под ред. А. Д. Шмелёва1 и расположены в статье по группам, соответствующим заданиям устного собеседования.

Задание 1. Чтение текста. Задание предполагает чтение вслух небольшого текста (около 180-190 слов). Времени на подготовку отводится 2 минуты. В подготовку входит знакомство с аннотацией к тексту и фотографиями личности, которой посвящён данный текст. Например: «Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968) - первый космонавт.

Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух».

Отметим, что в тексте встречаются восклицательные предложения, предложение с прямой речью, предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения, неполные предложения и парцеллированная конструкция. Кроме того, в текст включены предложения с числительными, которые напечатаны цифрой.

Для подготовки к выполнению такого задания предлагаем использовать следующие КРЗ.

КРЗ 1.1. Подготовьте текст к выразительному чтению вслух, разделив его на смысловые части. Работайте карандашом в тексте, используя знаки: / - короткая пауза, // - длинная пауза. Отметьте (подчеркните или обведите в кружок) сложные для произнесения слова, посмотрите, есть ли числительные, подумайте, как их надо произнести. Обратите внимание на предложения с прямой речью, восклицательные и вопросительные предложения, однородные члены предложения. Вспомните, какой интонации требуют данные конструкции. Сделайте в тексте необходимые для хорошего прочтения пометы. Приготовьтесь выразительно прочитать.

КРЗ 1.2. Приготовьте таймер, или часы с обратным отсчётом, или двухминутные песочные часы. Порядок выполнения работы: сначала прочитайте план анализа (он дан ниже), затем приготовьте часы, настроив их на сигнал (2 минуты), и в последнюю очередь обращайтесь к тексту для анализа. План анализа: вам необходимо выполнить анализ данного вам текста (или текста в названном учителем упражнении и т. п.) по следующему плану: 1) обратите внимание на количество абзацев; 2) просмотрите текст «по диагонали», обращая внимание на пунктуационные знаки в тексте. Попытайтесь определить, есть ли в нём предложения с прямой речью, вставные и вводные конструкции, восклицательные и вопросительные предложения (вспомните, какие знаки препинания вам в этом могут помочь); 3) обратите внимание на имена собственные и числительные, которые есть в

1 Русский язык: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Д. Шмелёв [и др.]; под ред. А. Д. Шмелёва. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 400 с.

тексте; 4) попытайтесь определить коммуникативную задачу высказывания; 5) приготовьтесь выразительно читать.

КРЗ 1.3. Сделайте аудиозапись своего выразительного чтения и приготовьтесь проанализировать собственное чтение. Для этого прослушайте свою аудиозапись, глядя в текст ещё раз. Отследите, все ли знаки препинания вы отметили интонацией? Получилось ли у вас чтение выразительным?

КРЗ 1.4. Приготовьтесь проанализировать аудиозапись выразительного чтения своих одноклассников. Следите по тексту за их высказыванием. Отметьте ошибки в интонации и темпе чтения. Почему они были допущены?

КРЗ 1.5. Прочитайте критерии оценивания чтения вслух и ответьте на вопросы: Что поможет вам заработать максимальное количество баллов за данный вид работы? Что для этого необходимо сделать?

Критерии оценивания интонации: интонация соответствует пунктуационному оформлению текста (1 балл)/интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста (0 баллов).

Критерии оценивания темпа чтения: темп чтения соответствует коммуникативной задаче (1 балл)/темп чтения не соответствует коммуникативной задаче (0 баллов).

Задание 2. Пересказ прочитанного текста с включением в него дополнительного высказывания. Задание предваряется краткой справкой об авторе высказывания и указанием на его связь с героем текста. Далее даётся цитата из 3-4 предложений и непосредственно задание: «Перескажите прочитанный вами текст, включив в пересказ данное ниже высказывание. Подумайте, где лучше использовать эти слова. Вы можете применить любые способы цитирования. У вас есть 1 минута на подготовку».

Для подготовки к выполнению данного задания предлагаем использовать следующие КРЗ.

КРЗ 2.1. Прочитайте текст об А. Н. Болдыреве (упражнение 61 на с. 54 учебника). Обратитесь к упражнению 60 (с. 53), в котором содержится фрагмент «Осадной записи» А. Н. Болдырева. Подумайте, куда можно включить фрагмент дневника филолога в рассказ о нём самом. Свой ответ аргументируйте.

КРЗ 2.2. Прочитайте фрагмент работы лингвиста М. В. Панова о литературном языке (упражнение 8 на с. 14-15 учебника). Подумайте, куда можно вставить слова Л. В. Щербы о достоинстве литературного языка в качестве аргумента (упражнение 7 на с. 14 учебника). Свой ответ аргументируйте. Приготовьтесь выразительно прочитать, а потом и пересказать готовый текст с добавленным фрагментом. Выполнили ли вы коммуникативную задачу высказывания? Что изменилось с внесением в основной текст цитаты слов известного учёного?

КРЗ 2.3. Прочитайте фрагмент статьи Д. С. Лихачёва о пользе чтения «Любите читать!» (упражнение 135 на с. 324-325) и подберите несколько высказываний известных людей, пословиц и поговорок о чтении, которые можно было бы использовать при пересказе данного фрагмента.

КРЗ 2.4. Выберите из данного фрагмента статьи Д. С. Лихачёва предложения, которые вы могли бы использовать в качестве доказательства своего мнения о роли чтения в жизни каждого из нас. Составьте план своего высказывания на тему «Как хорошо уметь читать!», приготовьтесь выступить перед классом. Не забудьте цитировать Д. С. Лихачёва.

КРЗ 2.5. Вспомните, какие способы передачи чужой речи и способы цитирования вы знаете (если забыли, то повторите данный материал в учебнике на с. 59-67 и 79-81 соответственно). Продемонстрируйте, как можно использовать различные способы передачи чужой речи и цитирования, используя текст о Ю. Гагарине и высказывание С. Королёва о первом космонавте в демонстрационном варианте устного собеседования (см. сайт ФИПИ, вкладка «ОГЭ, демовари-анты»). Запишите все получившиеся варианты, выразительно прочитайте их и перескажите понравившийся фрагмент.

КРЗ 2.6. Прочитайте критерии оценивания пересказа с включением приведённого высказывания и ответьте на вопросы: Что поможет вам заработать максимальное количество баллов за данный вид работы? Что для этого необходимо сделать?

Критерий 1. Сохранение при пересказе микротем текста: все основные микротемы исходного текста сохранены (1 балл)/упуще-на или добавлена 1 и более микротем (0 баллов).

Критерий 2. Работа с высказыванием: приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично (1 балл)/ приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и нелогично, или высказывание не включено в текст во время пересказа (0 баллов).

Задание 3. Монологическое высказывание. В задании предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов: описание фотографии, например, праздник (на основе описания фотографии); повествование на основе жизненного опыта, например, поход (экскурсия), который запомнился больше всего; рассуждение по одной из сформулированных проблем, например, на тему «Всегда ли нужно следовать моде?». Времени на подготовку - 1 минута. Высказывание должно занимать не более 3 минут. Для проведения данного задания предполагаются карточки участника собеседования, в которых содержится тема высказывания, фотография (для описания), формулировка задания и примерный план высказывания под рубрикой

«Не забудьте описать...»/«Не забудьте рассказать.. .»/«Не забудьте дать ответы на вопросы.» для описания/повествования/рассуждения соответственно.

Для подготовки к выполнению такого задания предлагаем использовать следующие КРЗ.

КРЗ 3.1. Приготовьте диктофон и таймер, или часы с обратным отсчётом, или трёхминутные песочные часы. Опишите одну из шести фотографий, помещённых в учебнике на с. 196. Приготовьте монологическое высказывание. Помните, что оно должно длиться не более 3 минут. Не забудьте описать место и время проведения изображённого события. Как вы думаете, о какой профессии идёт речь? Опишите людей, изображённых на фотографии, их настроение, общую атмосферу события. Запишите своё высказывание на диктофон, приготовьтесь прослушать себя и дать оценку. Ответьте на следующие вопросы: всё ли задуманное у вас получилось? Если что-то забыли, то почему? Если сказали лишнее, то почему? Что надо сделать, чтобы таких ошибок больше не было?

КРЗ 3.2. Приготовьте диктофон и таймер, или часы с обратным отсчётом, или трёхминутные песочные часы. Приготовьте монологическое высказывание, рассказ об экскурсии, походе, Дне здоровья и т. п. Помните, что оно должно длиться не более 3 минут. Не забудьте рассказать, куда и когда вы ходили в поход (на экскурсию и т. п.), с кем ходили, как вы готовились к этому событию, чем вам запомнился тот день и то событие, почему запомнился? Запишите своё высказывание на диктофон, приготовьтесь прослушать себя и дать оценку. Ответьте на следующие вопросы: Всё ли задуманное у вас получилось? Если что-то забыли, то почему? Если сказали лишнее, то почему? Что надо сделать, чтобы таких ошибок больше не было?

КРЗ 3.3. Приготовьте диктофон и таймер, или часы с обратным отсчётом, или трёхминутные песочные часы.

Приготовьте монологическое высказывание, рассуждение, ответ на вопрос: Нужно ли беречь родной язык? Помните, что оно должно длиться не более 3 минут.

Не забудьте дать ответы на вопросы: Что значит беречь родной язык? Важно ли для вас беречь родной язык и почему? Как мы можем сберечь родной язык? Что для этого можно сделать? Как вы понимаете выражение «Блюди хлеб на обед, а слово - на ответ»?

Запишите своё рассуждение на диктофон, приготовьтесь прослушать себя и дать оценку. Ответьте на следующие вопросы: Всё ли задуманное у вас получилось? Если что-то забыли, то почему? Если сказали лишнее, то почему? Что надо сделать, чтобы таких ошибок больше не было?

КРЗ 3.4. Вспомните, какими особенностями . рассуждение - и продолжите заполнять следую-обладают типы речи: описание, повествование и I щую таблицу.

Таблица

Тип речи, определение Цель типа речи Языковые средства «Приём кадра/фотографии»

Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его основных признаков Чтобы читатель / слушатель увидел предмет описания, представил его в своём сознании Языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Значит, описание можно представить в одном кадре, картинке, фотографии

Повествование

Рассуждение

Подумайте, как вам могут помочь данные сведения в выполнении задания № 3 устного собеседования по русскому языку (монологическое высказывание)?

КРЗ 3.5. Изучите материалы задания № 3 в демонстрационном варианте устного собеседования по русскому языку и разработайте план работы по подготовке к данному высказыванию. Отметьте, на что надо обратить внимание. Чем вам может помочь карточка участника собеседования? Можно ли соотнести вспомогательные вопросы, данные в карточке, с планом вашего высказывания? Разработайте памятку-инструкцию для подготовки к заданию такого типа.

КРЗ 3.6. Прочитайте критерии оценивания монологического высказывания и ответьте на вопросы: Что поможет вам заработать максимальное количество баллов за данный вид работы? Что для этого необходимо сделать?

Критерий 1. Выполнение коммуникативной задачи: испытуемый справился с коммуникативной задачей, даны ответы на все вопросы. Фактические ошибки отсутствуют (1 балл)/ испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но не на все вопросы были даны ответы, и/или допущены фактические ошибки.

Критерий 2. Речевое оформление монологического высказывания: высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена (1 балл)/ высказывание нелогично, изложение непоследовательно, присутствуют логические ошибки (1 или более) (0 баллов).

Задание 4. Диалог. В задании учащемуся предлагается поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Дана следующая инструкция: «Во время беседы вам будут заданы вопросы по выбранной вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором».

Для подготовки к выполнению такого задания предлагаем использовать следующие КРЗ.

КРЗ 4.1. Изучите материалы задания № 4 в демонстрационном варианте устного собеседования по русскому языку и разработайте план работы по подготовке к диалогу. Отметьте, на что надо обратить внимание. Чем вам может помочь карточка собеседника-экзаменатора? Сколько вопросов вам может задать экзаменатор? Как вы думаете, зависят ли вопросы, их формулировки, их количество от личности экзаменатора, его пожеланий? Разработайте памятку-инструкцию для подготовки к заданию такого типа.

КРЗ 4.2. Работа в парах. Разыграйте ситуацию диалога на экзамене. Для этого используйте карточки собеседника-экзаменатора из демонстрационного варианта устного собеседования по русскому языку. Приготовьтесь записать свой диалог на диктофон. Не забудьте, что начать надо с ориентировки и планирования своих действий. Каждый из участников должен продумать, что и как он будет говорить. После произнесения готового диалога попытайтесь проанализировать услышанное. Прослушайте диалог ещё раз и оцените себя и собеседника. Всё ли получилось? Почему? Что надо сделать, чтобы больше не ошибаться?

КРЗ 4.3. Прочитайте текст упражнения № 62. Придумайте к нему несколько (не менее 3 вопросов), которые можно бы было использовать для диалога на экзамене. Учтите, что вопросы должны располагаться по степени сложности от лёгкого, простого к более сложному, требующему рассуждений собеседника.

КРЗ 4.4. Прочитайте критерий оценивания диалога и ответьте на вопросы: что поможет вам заработать максимальное количество баллов за данный вид работы? Что для этого необходимо сделать?

Критерий 1. Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей, дан ответ на вопрос в диалоге (1 балл)/ответ на вопрос не был дан или дан односложный ответ (0 баллов).

Оценивается каждый из трёх вопросов отдельно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Современная школа, новые стандарты образования, общество XXI века требуют как от учителя, так и от учащегося мгновенного включения в ситуацию, умения перестраиваться, понимать суть происходящих изменений, требований, предъявляемых государством. Введение новой формы экзамена в виде устного собеседования по русскому языку для девятиклассников свидетельствует о том, что сегодня обществу необходим мобильный, быстро реагирующий на происходящее, умеющий общаться, используя различные формы речи, человек. КРЗ, представленные выше, призваны способствовать успешной подготовке учащихся предпрофильных классов к устному собеседованию. КРЗ формируют следующие УУД: познавательные общеучебные (умение строить речевое высказывание: КРЗ 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 4.1, 4.2; смысловое чтение: КРЗ 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 3.4, 4.3; свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей: КРЗ 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 3.4, 4.2, 4.3; умение адекватно передавать содержание текста:

КРЗ 1.3, 2.2, 3.1, 3.2, 3.3, 4.1); коммуникативные (умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: КРЗ 2.2, 2.3, 2.5, 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, 4.1, 4.2; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка: КРЗ 2.2, 2.3, 2.5, 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, 4.1, 4.2) и регулятивные (целеполагание, планирование, оценка, коррекция: КРЗ 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4).

Отметим, что важна сама идея такого корпуса заданий, потому что их можно наполнить любым конкретным содержанием по необходимости (исходя из изучаемых тем по программе), учитывая содержание конкретного параграфа в учебнике, текстов упражнений, пожеланий учителя и учащихся. Данные задачи будут способствовать реализации системно-деятельностного и рефлексивного подходов, а также могут быть использованы для решения задач индивидуально-дифференцированного обучения, когда необходим учёт развития индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22.

2. Бабкина М. В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2004. № 2. С. 3-6.

3. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993. 172 с.

4. Вьюшкова Л. Н. Учим слушать // Русский язык в школе. 1995. № 5. С. 8-13.

5. Елухина Н. В. Обучение аудированию в русле коммуникативно ориентированной методики // Иностранные языки в школе. 1989. № 2. С. 28-36.

6. Еремеева А. П. Формирование РД учащихся в процессе изучения русского (родного) языка: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. М.: МПГУ, 1991. 44 с.

7. Зимняя И. А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности// Иностранные языки в школе. 1973. № 4. С. 66-72.

8. Зимняя И. А. Психология слушания и говорения: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. М.: МГПИИЯ, 1973. 32 с.

9. Ипполитова Н. А. Развитие речи школьников в процессе обучения чтению // Русский язык в школе. 1997. № 1. С. 11-19.

10. Ипполитова Н. А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1995. № 3. С. 3-8.

11. Капинос В. И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности // Русский язык в школе. 1978. № 4. С. 58-66.

12. Кудрявцева Т. С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе. 1996. № 3. С. 3-7.

13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., стер. М.: Смысл: Академия, 2005. 352 с.

14. Львова С. И. Основные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе её развития // Наука и культура России. 2013. Т. 2, № 1. С. 80-82.

15. Меняйло И. Ю. О коммуникативно направленном преподавании русского языка в VIII классе // Русский язык в школе. 1997. № 4. С. 3-9.

16. Стативка В. И. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности // Русский язык в школе. 2004. № 5. С. 3-7.

17. Черепанова Л. В. Ведущие подходы современной парадигмы обучения русскому родному языку // Учёные записки ЗабГГПУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2010. № 6. С. 30-39.

Статья поступила в редакцию 20.09.2017; принята к публикации 12.10.2017

Библиографическое описание статьи

Трофимова О. В. Использование коммуникативно-речевых задач на уроках русского языка для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку (для выпускников основной школы) // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. Т. 12, № 6. С. 103-109. DOI: 10.21 209/2308-8796-2017-12-6-103-109.

Oxana V. Trofimova,

Candidate of Pedagogy, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st, Chita, 672039, Russia), e-mail: trofimova_ov@mail.ru

The Use of Communicative and Speech Tasks at the Russian Language Lessons to Prepare Students for an Oral Interview (for Secondary School Graduates)

The article substantiates the necessity of using specially designed communicative and speech tasks at the Russian language lessons for preparing students of the 8th-9th forms for an oral interview. Communicative and speech tasks (CST) are represented by several groups that can be correlated with the forms of the tasks made for an oral interview in the Russian language: reading the text aloud; retelling the text with additional information; monological utterance on the selected topic; dialogue with an examiner-interlocutor. The work on the formation of the above-mentioned groups of communicative and speech tasks actualized the prospects for further research, including the approbation of communicative and speech tasks at the Russian language lessons in forms 8-9. The approbation includes special and associated use of different types of communicative and speech tasks at the Russian language lessons. In conclusion, the author points out the necessity of purposeful work on preparing secondary school students for the final state certification (secondary school examinations and an oral interview as an admission to the secondary school examinations). Such a program should represent a system of tasks aimed at the development of all groups of universal learning activities among schoolchildren, including cognitive general educational activities (the ability to construct a speech utterance, semantic reading, free orientation and perception of texts of different styles, the ability to adequately convey the content of the text); communicative activities (the ability to express their thoughts in accordance with the tasks and conditions of communication, the possession of monological and dialogical forms of speech in accordance with grammatical and syntactic norms of a native language) and regulatory activities (goal-setting, planning, evaluation, correction).

Keywords: Federal state educational standard of basic general education, communicative and speech task, types of speech activity, monological utterance, dialogue, universal educational activities

References

1. Asmolov A. G. Sistemno-deyatel'nostnyi podkhod k razrabotke standartov novogo pokoleniya // Pedagogika. 2009. № 4. S. 18-22.

2. Babkina M. V. O vzaimosvyazi razlichnykh vidov rechevoi deyatel'nosti uchashchikhsya na urokakh russkogo yazyka // Russkii yazyk v shkole. 2004. № 2. S.3-6.

3. Vinokur T. G. Govoryashchii i slushayushchii. Varianty rechevogo povedeniya. M.: Nauka, 1993. 172 s.

4. V'yushkova L. N. Uchim slushat' // Russkii yazyk v shkole. 1995. № 5. S. 8-13.

5. Elukhina N. V. Obuchenie audirovaniyu v rusle kommunikativno orientirovannoi metodiki // Inostrannye yazyki v shkole. 1989. № 2. S. 28-36.

6. Eremeeva A. P. Formirovanie RD uchashchikhsya v protsesse izucheniya russkogo (rodnogo) yazyka: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.02. M.: MPGU, 1991. 44 s.

7. Zimnyaya I. A. Psikhologicheskaya kharakteristika slushaniya i govoreniya kak vidov rechevoi deyatel'nosti// Inostrannye yazyki v shkole. 1973. № 4. S. 66-72.

8. Zimnyaya I. A. Psikhologiya slushaniya i govoreniya: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk: 19.00.01. M.: MGPIIYa, 1973. 32 s.

9. Ippolitova N. A. Razvitie rechi shkol'nikov v protsesse obucheniya chteniyu // Russkii yazyk v shkole. 1997. № 1. S. 11-19.

10. Ippolitova N. A. Sovershenstvovanie mekhanizmov rechi shkol'nikov na urokakh russkogo yazyka // Russkii yazyk v shkole. 1995. № 3. S. 3-8.

11. Kapinos V. I. Rabota po razvitiyu rechi uchashchikhsya v svete teorii rechevoi deyatel'nosti // Russkii yazyk v shkole. 1978. № 4. S. 58-66.

12. Kudryavtseva T. S. Sovremennye podkhody k obucheniyu rechi // Russkii yazyk v shkole. 1996. № 3. S. 3-7.

13. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. 2-e izd., ster. M.: Smysl: Akademiya, 2005. 352 s.

14. L'vova S. I. Osnovnye problemy metodiki prepodavaniya russkogo yazyka na sovremennom etape ee razvitiya // Nauka i kul'tura Rossii. 2013. T. 2, № 1. S. 80-82.

15. Menyailo I. Yu. O kommunikativno napravlennom prepodavanii russkogo yazyka v VIII klasse // Russkii yazyk v shkole. 1997. № 4. S. 3-9.

16. Stativka V. I. Vzaimosvyazannoe obuchenie vidam rechevoi deyatel'nosti // Russkii yazyk v shkole. 2004. № 5. S. 3-7.

18. Cherepanova L. V. Vedushchie podkhody sovremennoi paradigmy obucheniya russkomu rodnomu yazyku // Uchenye zapiski ZabGGPU. Ser. Professional'noe obrazovanie, teoriya i metodika obucheniya. 2010. № 6. S. 30-39.

Received: September 20, 2017; accepted for publication: October 12, 2017

Reference to the article

Trofimova O. V. The Use of Communicative and Speech Tasks at the Russian Language Lessons to Prepare Students for an Oral Interview (for Secondary School Graduates) // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Professional Education, Theory and Methodology of Teaching. 2017. Vol. 12, No. 6. PP. 103-109. DOI: 10.21209/23088796-2017-12-6-103-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.