УдК 373 ББК Ч 426.131
Оксана Владимировна Трофимова,
кандидат педагогических наук, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Методика обучения критическому аудированию устного развёрнутого ответа на лингвистическую тему на уроках русского языка1
Разработанное автором содержание обучения критическому аудированию учащихся в рамках компетентностного и деятельностного подходов включает знания, умения, навыки, связанные, во-первых, с критическим пониманием речи (текста), во-вторых, с критическим осмыслением собственной аудитивной деятельности.
Описанная в статье методика состоит из двух этапов, соответствующих содержанию обучения. Это позволит учителю достичь определённых результатов. Учащиеся будут знать, что такое критическое аудирование как особый вид аудитивной деятельности, а также осознают необходимость и важность умения критически слушать. Учащиеся будут знать структуру устного монологического ответа, критерии его оценивания, а также этапы критического аудирования и научатся оценивать устные монологические ответы на лингвистическую тему, а также анализировать и оценивать собственную аудитивную деятельность.
Ключевые слова: речевая деятельность, виды речевой деятельности, критическое аудирование, устный развёрнутый монологический ответ на лингвистическую тему, ком-петентностный подход, деятельностный подход.
Oksana Vladimirovna Trofimova,
Candidate of Pedagogy, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Methods of Teaching Critical Listening Comprehension of the Detailed Response of Linguistic Character at the Russian Language Lessons
The content of teaching critical listening comprehension to students made by the author within the competence and activity approaches includes knowledge and skills related to both critical speech (text) understanding and interpretation of one’s own auditory activity.
The methods described in the article consist of two stages corresponding to the stages of the education content. It will enable a teacher to achieve certain results. Students will know what critical thinking is as a special kind of auditory activity and will recognize the necessity and importance of the ability to listen critically. Students will know the structure of the monologue response, its evaluation criteria, and the stages of critical listening. They will also learn to evaluate an oral detailed response devoted to a linguistic issue as well as analyze and evaluate their own auditory activity.
Keywords: speech activity, types of speech activity, critical listening comprehension, an oral detailed response on the linguistic subject, competence approach, activity approach.
Основной задачей современной школы в соответствии с модернизацией образования является формирование школьника как субъекта учения. Одной из составляющих субъекта учения признано умение критически воспринимать информацию. Умения критического аудирования являются компонентом общепредметной составляющей коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций. Поэтому обучение всем видам речевой деятельности (далее - РД), в том числе и критическому аудированию, является важнейшей задачей на современном этапе. Знания, умения и способы деятельности, помогающие осуществлять
процесс критического осмысления, являются необходимой составляющей субъекта учения, т. к.они позволяют школьнику использовать полученные знания в новой ситуации, соотносить их с действительностью, с собственной деятельностью, контролировать и корректировать их. Это обусловливает необходимость формирования у школьника умения критического восприятия и осмысления воспринятого и собственной аудитивной деятельности.
Под критическим аудированием мы понимаем такой вид аудитивной деятельности, при котором реципиент осуществляет осмысление как воспринятой на слух информации (с
1 Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, №6. 3687. 2011. © о. В. Трофимова, 2012
точки зрения истинности/ложности, новизны/известности, согласия/несогласия), так и собственной аудитивной деятельности (с точки зрения её успешности/неуспешности, большей/меньшей способности к аудированию, оцениванию). Поэтому разработанное нами содержание обучения критическому аудированию в рамках компетентностного и деятельностного подходов включает знания, умения, навыки, связанные, во-первых, с критическим пониманием
речи (текста), во-вторых, с критическим осмыслением собственной аудитивной деятельности.
На первом этапе обучения необходимо сформировать у учащихся знания о слушании как виде РД и критическом аудировании как особом виде слушания, а также об устном развёрнутом монологическом ответе на лингвистическую тему.
Предлагаем тематическое планирование обучения критическому аудированию устного ответа на лингвистическую тему (табл. 1).
Таблица 1
№ Тема Понятия и формируемые на их основе знания Что должен знать и понимать школьник Кол-во часов
1 Устный развёрнутый ответ 8 (всего)
1.1. Учебно-научный подстиль и его особенности Стиль и подстиль; особенности учебно-научного подстиля Что такое подстиль; каковы особенности учебнонаучного подстиля 2
1.2 Устный развёрнутый монологический ответ как жанр учебно-научной речи Устный развёрнутый ответ как жанр учебно-научной речи Что такое устный развёрнутый ответ как жанр учебно-научной речи 1
1.3 Содержание и структура устного развёрнутого монологического ответа на лингвистическую тему Содержание устного развёрнутого ответа; структура устного развёрнутого ответа Что составит содержание устного развёрнутого ответа; какова структура устного развёрнутого ответа 2
1.4 Требования к устному развёрнутому монологическому ответу, критерии оценивания устного развёрнутого монологического ответа на лингвистическую тему Знание, как рецензировать ответ (параметры и критерии, по которым оценивается ответ) Каков план оценивания устного развёрнутого ответа, критерии оценивания устного развёрнутого ответа 3
2 Слушание как рецептивный вид речевой деятельности 6 (всего)
2.1 РД, виды РД РД, виды РД; Что такое РД; какие виды РД существуют; все виды РД взаимосвязаны 1
2.2 Этапы РД Этапы РД: ориентировка и планирование, реализация, контроль результатов Из каких этапов состоит любая РД 1
2.3 Слушание как вид РД Слушание как вид РД; виды слушания; цели слушания Что такое слушание как речевая деятельность; что означает слышать и слушать (разграничивать понятия «слушаю» и «слышу»); какие существуют виды слушания; каким видом слушания необходимо воспользоваться в конкретной ситуации; с какой целью можно слушать (узнать новое, оценить ответ или высказывание товарища (с точки зрения содержания, формы и т. п.), свою аудитивную деятельность) 2
2.4. Критическое аудирование как особый вид аудитивной деятельности. Особенности критического аудирования Критическое слушание; цели критического слушания Что такое критическое слушание; с какой целью можно слушать критически (оценить ответ товарища, свою аудитивную деятельность, установить истинность/ложность получаемой на слух информации) 2
Итого 14
На первом уроке «РД, виды РД» важно, во-первых, систематизировать знания учащихся о
Виды РД
продуктивные говорение письмо
Во-вторых, направить учащихся на осознание взаимосвязи всех видов РД.
Для этого на этапе закрепления изученного материала учащимся можно предложить начертить схему, в которой должна быть отражена взаимосвязь всех видов РД. Представленные учениками схемы позволят учителю обобщить материал о видах РД, их особенностях, взаимосвязи.
Урок, посвящённый критическому аудированию как особому виду аудитивной деятельности и особенностям критического аудирования, можно начать с наблюдения. Перед представлением материала для наблюдения учащимся даётся задание внимательно послушать стихотворение и приготовиться ответить на следующие вопросы: «Верите вы или нет в то, о чём рассказывается в стихотворении? Объясните почему?». Материалом для наблюдения может послужить, например, небылица К. И. Чуковского «Радость».
Затем учитель задаёт вопрос: «Почему вы не верите тому, о чём говорится в стихотворении?» По ходу беседы учащиеся выяснят, что часто, когда мы слушаем, то вольно или невольно стараемся сопоставить воспринимаемый материал с тем, что уже знаем (с личным опытом). Так будет продемонстрирована одна из целей критического аудирования - определить истинность/ложность получаемой информации.
Далее учащимся даётся задание вспомнить ситуации, когда они слушали кого-то со следующими целями: выяснить истинность/ложность информации; выяснить новизну информации; определить, согласны вы с тем, что слышите или нет. Перечисленные учащимися ситуации
видах РД. По следующей схеме организации работы:
рецептивные
Ж-"
слушание чтение
чаще всего будут иметь бытовой характер («когда друг рассказывал историю», «когда родители обещали летний отпуск», «когда смотрели телевизор 1 апреля», «когда чувствовал, что друзья хотят меня разыграть», и т. п.). Это позволит учителю показать важность умения критически воспринимать информацию не только на уроках, но и в жизни.
Урок, посвящённый знакомству с требованиями к устному монологическому ответу, можно начать с проверки домашнего задания: «Как вы думаете, что оценивает учитель, когда слушает ученика, отвечающего у доски? Определите позиции, которые могут проверяться в устном монологическом ответе».
Обобщая сказанное, учитель отметит, что в любом ответе проверяется как содержание ответа, так и способ его выражения (какова речь, структура ответа, мимика).
После обобщающей беседы по домашней работе учащимся предлагается выработать критерии оценивания устного монологического ответа, взяв за основу те критерии, которые были озвучены учащимися при проверке домашней работы. Учитель сообщает, что разработанные на уроке критерии будут использоваться учащимися на следующих уроках, когда им самим придётся оценивать ответы своих товарищей. Определяется максимум баллов по каждому критерию - 2 балла.
В нашем исследовании были выведены критерии оценивания устных монологических ответов, которые предлагается использовать в обучении (табл. 2). Отметим, что в целом (за исключением используемой нами шкалы баллов) предлагаемые нами критерии соответствуют требованиям к устному развёрнутому ответу [1].
Таблица 2
№ Параметры, по которым оценивается устный ответ Критерии оценивания Баллы
1 Соответствие лингвистической теории (т. е. отсутствие фактических ошибок) В ответе нет фактических ошибок, т. е. ответ соответствует лингвистической теории 2
В ответе допущены фактические ошибки, которые ученик исправил сам по ходу ответа 1
В ответе допущены фактические ошибки, которые ученик не исправил сам по ходу ответа 0
2 Полнота ответа (наличие теоретических сведений, необходимых для раскрытия вопроса) В ответе есть все необходимые, важные для раскрытия теоретического вопроса сведения 2
В ответе допущены пропуски теоретических сведений, но ученик сам их восполнил по ходу ответа 1
В ответе допущены пропуски теоретических сведений, которые ученик не восполнил по ходу ответа О
3 Структурное единство ответа в целом В ответе есть вступление, основная часть и заключение 2
В ответе отсутствует вступление или заключение 1
В ответе отсутствует вступление и заключение О
4 Аргументированность теоретических положений В основной части приведено правило или определение понятия, примеры, даны их комментарии 2
В основной части приведены примеры не на все правила или положения, часть примеров не прокомментирована или прокомментирована недостаточно 1
В основной части нет примеров О
5 Стилистическое единство ответа Ответ соответствует учебно-научному стилю: термины в ответе употребляются в их значении (нет подмены терминов и понятий); оперирование понятиями, отсутствие их подмены; отсутствуют слова, нарушающие стилистическое единство ответа (разговорные слова, слова в нетерминологическом значении, просторечные слова и т. п.) 2
В ответе есть некоторые отступления от учебно-научного стиля (наличие разговорных или просторечных слов, слов в нетерминологическом значении) 1
Ответ не соответствует учебно-научному стилю О
6 Поведение, умение держаться перед классом; мимика и жесты; особенности интонации Уверенно излагает материал, не отвлекается, в ответе нет лишних пауз и повторов слов и фраз, следит за мимикой и жестами, целесообразно их использует 2
В изложении материала есть некоторые заминки, ненужные паузы, ненужные повторы слов или фраз, пытается контролировать мимику и жесты 1
Неуверенно излагает материал, отвлекается, не следит за своими мимикой и жестами О
Всего баллов
Отметим, что разработанные нами критерии для оценивания ответов могут быть использованы на других предметах школьного цикла, что подчёркивает важность и общепредметность умения критически слушать и оценивать воспринимаемую информацию.
На втором этапе обучения проводится работа по формированию умений критического аудирования при прослушивании устного монологического ответа ученика на лингвистическую тему. Работа должна вестись в двух направлениях: 1) формирование у школьников умений критически осмысливать воспринимаемую на слух информацию (устный ответ на лингвистическую тему); 2) формирование у школьников умений критически осмысливать собственную аудитивную деятельность [2].
Покажем, как формирование этих групп умений может происходить в процессе обучения школьников русскому языку. Как правило, дети готовили дома устные монологические ответы по текущим темам. На уроках отрабатывалось то или иное умение с помощью представленных в разработанном нами содержании обучения заданий и вопросов [3].
Приведём фрагменты уроков, демонстрирующие то, как проводилась данная работа.
Для формирования у учащихся умения соотносить содержание спрогнозированного до 80
слушания с содержанием, воспринимаемым во время слушания, может быть проведена следующая работа. Учащиеся получают домашнее задание прочитать материалы учебника по какой-либо теме, а на уроке предлагается составить план устного монологического ответа на эту тему, оформив его в виде таблицы, где правый столбик останется свободным (табл. 3).
Таблица 3
Название темы
План устного монологического ответа Пометки в ходе слушания ответа
Затем учитель приглашает для ответа одного из учащихся класса, остальным даётся задание: «Слушая ответ товарища, сопоставляйте его с ранее составленным вами планом ответа на этот вопрос. Отмечайте и запоминайте (или записывайте в правом столбике) все случаи несовпадения, расхождения». После ответа учащиеся расскажут о том, что не совпало или совпало в ответе с тем, что предполагалось услышать. В ходе обсуждения недостатков ответа и сопоставления учащимися плана предполагаемого ответа с прозвучавшим ответом учитель помогает учащимся прийти к выводу: у любого человека есть способности к прогнозированию, но у каждого они развиты по-разному.
Обсуждая причины неуспешного прогнозирования, учащиеся с помощью учителя выясняют, что самой существенной из них является плохое знание материала, который предполагается услышать.
Таким образом, в ходе ответа учащиеся не просто слушают отвечающего, но и сопоставляют звучащий ответ с тем, что они предполагали услышать.
Для развития способности учащихся к антиципации можно использовать ещё одно упражнение. Учащимся предлагается заголовок статьи, указывается издание, автор статьи и время, когда материалы были опубликованы, и даётся задание предположить, о чем будет идти речь в данной статье. Результаты («прогнозы» ребят) озвучиваются, а затем читается статья или предъявляется её план. Таким образом, учащиеся видят, насколько точно они могут предвидеть содержание статьи, используя данные о ней. Они могут сопоставлять результаты, что вызовет не только желание в следующий раз сделать лучше, но и желание понять, а «почему у меня хуже получается, чем у других». Кто-то из ребят осознаёт, что мало читает, и поэтому не может предположить, о чём может писать то или иное издание или корреспондент. Подобная работа,
на наш взгляд, способствует формированию и развитию у учащихся умения антиципации.
Для того чтобы учащиеся смогли проанализировать и оценить свои способности настраиваться на слушание и не отвлекаться в процессе слушания, одним из домашних заданий может стать сочинение-рассуждение на одну из следующих тем: «Почему я отвлекаюсь на уроках», «Как научиться внимательно слушать», «Почему я не люблю, когда меня плохо слушают».
Важным в данной работе является то, что учащиеся попытаются посмотреть на слушание как на активный процесс, увидеть причины невнимательного слушания, посмотреть на то, что мешает им слушать. В конце обучения в одном из домашних заданий учащимся может быть предложено составить памятку для того, кто хочет научиться слушать.
Каждый урок на втором этапе опытного обучения начинается с устного монологического ответа.
Для того чтобы выставлять учащимся отметки за устный монологический ответ в классный журнал в соответствии с принятой в школе 5-балльной шкалой оценивания, предлагаем использовать разработанную нами шкалу перевода баллов в отметки (табл. 4).
Таблица 4
Баллы Процент от максимального количества баллов Отметка
от 9 до 12 баллов 90-100 % «5»
от 8 до 10 баллов 80-89 % «4»
от 6 до 7 баллов 60-79 % «3»
от 0 до 5 баллов 0-59 % «2»
Перед тем, как отвечающий выйдет к доске, учащиеся получают таблицу с критериями оценивания ответа (табл. 2) и бланки для выставления баллов (табл. 5).
Таблица 5
Дата урока
ФИО оценивающего ученика
ФИО отвечающего ученика
Тема устного развёрнутого ответа
Критерии оценивания 1 2 3 4 5 6
Баллы
Это позволит оптимизировать работу учащихся и не отвлекаться во время прослушивания ответа. После того, как ответ состоится, некоторым учащимся предлагается озвучить выставленные баллы и аргументировать своё решение.
Отметим, что необходимость аргументированно объяснить выставленные ответившему баллы активизирует учащихся к качественному
аудированию. Слушающие стараются не отвлекаться от процесса аудирования, анализировать ответ по всем критериям, не пропустить ни одной фактической ошибки, следить за соответствием примеров теории. За адекватное оценивание пяти ответов и верно аргументированное объяснение своего решения учащиеся имеют возможность получить отметку в журнал, что также
может стимулировать школьников к активному участию в подобной работе.
Кроме того, с учащимися можно договориться о том, что отвечающему будут даваться советы о том, как в следующий раз ответить лучше. Так, на наших уроках частым был совет увереннее знать теоретический материал. Важными, на наш взгляд, являлись и те советы, которые
касались поведения, использования в ответе интонации, мимики и жестов. Это не только развивало умение держаться перед аудиторией, но и повышало речевую культуру отвечающих.
Таким образом, данная методика позволяет учителю формировать у ученика способности критического восприятия информации, которые характеризуют его как субъекта учения.
Список литературы
1. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку / М. Т. Баранов [и др.] // Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2007. 48 с.
2. Трофимова О. В. Направления работы по обучению критическому аудированию устного развёрнутого ответа на лингвистическую тему // Вестник ЧитГУ № 1 (58). Чита: ЧитГУ, 2010. 160 с. С. 45-47.
3. Трофимова О. В. Содержание обучения критическому аудированию на уроках русского языка (при слушании устного развёрнутого ответа на лингвистическую тему) // Проблемы славянской культуры и цивилизации: материалы XI Междунар. науч.-метод. конф. / отв. ред. А. М. Антипова. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2009. 298 с. С. 172-175.
Spisok literatury
1. Normy ocenki znanij, umenij i navykov uchawihsja po russkomu jazyku / M. T. Baranov [i dr.] // Programmy obweobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Russkij jazyk. 5-9 klassy. M.: Prosvewenie, 2007. 48 s.
2. Trofimova O. V. Napravlenija raboty po obucheniju kriticheskomu audi-rovaniju ustnogo razvjornutogo otveta na lingvisticheskuju temu // Vestnik ChitGU № 1 (58). Chita: ChitGU, 2010. 160 s. S. 45-47.
3. Trofimova O. V. Soderzhanie obuchenija kriticheskomu audirovaniju na urokah russkogo jazyka (pri slushanii ustnogo razvjornutogo otveta na lingvis-ticheskuju temu) // Problemy slavjanskoj kul'tury i civilizacii: Materialy XI Mezhdunar. nauch.-metod. konf. / otv. red. A. M. Antipova. Ussurijsk: Izd-vo UGPI, 2009. 298 s. S. 172-175.
Статья поступила в редакцию 20.03.2012 г.