Научная статья на тему 'Системно-деятельностный подход в обучении школьников устным развёрнутым ответам на лингвистические темы'

Системно-деятельностный подход в обучении школьников устным развёрнутым ответам на лингвистические темы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1033
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / УСТНЫЙ РАЗВЁРНУТЫЙ ОТВЕТ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ / ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / EXTENDED VERBAL RESPONSE TO THE LINGUISTIC THEME / SUBJECT OUTCOMES OF TEACHING RUSSIAN / META-SUBJECT OUTCOMES OF TEACHING RUSSIAN / SYSTEM OF TEACHING ORAL SPEECH / THEMATIC LANGUAGE PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черепанова Лариса Витальевна

Системно-деятельностный подход, провозглашённый ФГОС ООО ведущим подходом современного школьного образования, обусловливает разработку системы обучения говорению. Цель статьи: выявить сущность системно-деятельностного подхода в обучении школьников устным развёрнутым ответам на лингвистическую тему, определить содержание обучения через конкретизацию общих, декларированных в ФГОС ООО по русскому языку результатов обучения, обосновать необходимость моделирования приёмов, методов и технологий обучения, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследование проводилось методами анализа потенциала учебных комплексов по русскому языку, наблюдения за речью школьников и анализа владения школьниками данным жанром учебно-научной речи, конкретизации и моделирования технологий обучения. Для выявления звеньев системы обучения устным ответам и обоснования необходимости дополнения в русле системно-деятельностного подхода уже существующей системы на первом этапе исследовался потенциал учебного комплекса по русскому языку под редакцией С. И. Львовой, на втором состояние владения школьниками умениями, связанными с созданием ответа и выступлением перед аудиторией. Исследование убедило, что системно-деятельностный подход требует создания системы обучения данному жанру, основанной на формировании предметных компетенций, организации деятельности в соответствии с фазами, на осуществлении разных мыслительных операций и овладении системой умений в говорении. В статье описаны конкретизированные предметные и метапредметные результаты обучения школьников устному развёрнутому ответу в русле системно-деятельностного подхода. Установлено, что они обусловливают использование приёмов, методов и технологий, обеспечивающих достижение предметных и метапредметных результатов обучения, например, тематического языкового портфеля; доказано, что системно-деятельностный подход позволяет выявить недостающие звенья системы, скорректировать и обогатить содержание обучения, актуализировать приёмы, методы и технологии, отвечающие современным вызовам, установить, что устный развёрнутый ответ обладает потенциалом в формировании спектра предметных и метапредметных знаний, умений, способов действия, владеть которыми необходимо современному школьнику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черепанова Лариса Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System-activity Approach to Teaching Schoolchildren to Give Developed Verbal Responses to Linguistic Topics

The system-activity approach, proclaimed by the Federal State Education Standard for the Basic General Education as a leading approach to modern school education, determines the development of the system of teaching speaking. The purpose of the article is to identify the essence of the system-activity approach to teaching schoolchildren to produce extended responses on a linguistic topic; to determine the content of the training through the specification of the general outcomes of teaching the Russian language announced by the FSES of the basic general education; to justify the need in modeling the techniques, methods, and technologies aimed at achieving subject and meta-subject outcomes. The study is carried out by the following methods: analyzing the potential of educational complexes for teaching Russian; monitoring the students' speech and analyzing their ability to produce the given genre of academic speech; specifying and modeling teaching technologies. To identify the system of training oral answers and its elements as well as to justify the need to supply the already existing training system by the system-activity approach, the potential of the Russian language training complex, edited by S. I. L'vova was studied at the first stage of the research. The level of the students' proficiency in building an oral answer and making a speech in front of the audience was estimated at the second stage. The study confirms that the system-activity approach requires the development of the system of teaching oral speech based on the formation of subject competencies, the organization of the learning process in accordance with the phases, the implementation of various mental operations and perfection of the speaking skills system. The article describes the specified subject and meta-subject outcomes of teaching schoolchildren to produce oral and detailed responses in the framework of the system-activity approach. It has been determined that they stipulate the use of such techniques, methods and technologies as, for example, a thematic language portfolio. The article proves that the system-activity approach allows the author to identify the missing elements of the system, to correct and enrich the content of training, to actualize the techniques, methods and technologies that meet modern challenges and that the oral, in-depth answer has the potential to form a spectrum of subject and meta-subject knowledge and skills, which are necessary for a modern student.

Текст научной работы на тему «Системно-деятельностный подход в обучении школьников устным развёрнутым ответам на лингвистические темы»

http://www.uchzap.com ISSN 2308-8796 ISSN 2542-0070 (Online)

УДК 81'1

DOI: 10.21209/2308-8796-2017-12-6-115-127

Лариса Витальевна Черепанова,

доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: cherepanovalara@mail.ru

Системно-деятельностный подход в обучении школьников устным развёрнутым ответам на лингвистические темы

Системно-деятельностный подход, провозглашённый ФГОС ООО ведущим подходом современного школьного образования, обусловливает разработку системы обучения говорению. Цель статьи: выявить сущность системно-деятельностного подхода в обучении школьников устным развёрнутым ответам на лингвистическую тему, определить содержание обучения через конкретизацию общих, декларированных в ФГОС ООО по русскому языку результатов обучения, обосновать необходимость моделирования приёмов, методов и технологий обучения, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследование проводилось методами анализа потенциала учебных комплексов по русскому языку, наблюдения за речью школьников и анализа владения школьниками данным жанром учебно-научной речи, конкретизации и моделирования технологий обучения. Для выявления звеньев системы обучения устным ответам и обоснования необходимости дополнения в русле системно-деятельностного подхода уже существующей системы на первом этапе исследовался потенциал учебного комплекса по русскому языку под редакцией С. И. Львовой, на втором - состояние владения школьниками умениями, связанными с созданием ответа и выступлением перед аудиторией. Исследование убедило, что системно-деятельностный подход требует создания системы обучения данному жанру, основанной на формировании предметных компетенций, организации деятельности в соответствии с фазами, на осуществлении разных мыслительных операций и овладении системой умений в говорении. В статье описаны конкретизированные предметные и метапредметные результаты обучения школьников устному развёрнутому ответу в русле системно-деятельностного подхода. Установлено, что они обусловливают использование приёмов, методов и технологий, обеспечивающих достижение предметных и метапредметных результатов обучения, например, тематического языкового портфеля; доказано, что системно-деятельностный подход позволяет выявить недостающие звенья системы, скорректировать и обогатить содержание обучения, актуализировать приёмы, методы и технологии, отвечающие современным вызовам, установить, что устный развёрнутый ответ обладает потенциалом в формировании спектра предметных и метапредметных знаний, умений, способов действия, владеть которыми необходимо современному школьнику.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему, предметные результаты обучения русскому языку, метапредметные результаты обучения русскому языку, система обучения говорению, тематический языковой портфель

Введение. Речь - важнейшая часть социальной жизни людей, необходимое условие существования человеческого общества. Кроме того, речь является важным условием познавательной деятельности человека. Именно благодаря речи человек получает знания и передаёт их. Не требующим доказательства является то, что речь занимает ведущую позицию в образовательном процессе. Как верно отмечает Т. А. Ладыженская, «речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности» [10, с. 3].

Основная задача в обучении русскому языку на современном этапе - речевое развитие школьника. Особое значение при этом приобретает обучение продуктивным видам речевой деятельности - говорению и письму. Современный школьник должен владеть умением отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, выступать с сообщениями и докладами, что доказывает необходимость обучения говорению. Важность владения этим видом речевой деятельности (далее РД) обусловила включение устного этапа в ОГЭ по русскому языку, а в дальнейшем - в ЕГЭ.

Одним из традиционных, используемых на каждом уроке русского языка средств развития устной речи и обучения школьников говорению как виду речевой деятельности является устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему (далее УРОНЛТ). Устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему - понятие методическое, так как, являясь жанром учебно-научного под-стиля научного стиля, а именно ученической научной речи, используется только в школьной практике. Вследствие этого он стал объектом исследования и экспериментальных разработок и апробаций в методике обучения русскому языку. В частности, внимание лингводидактов было уделено методике обучения школьников созданию УРОНЛТ (Т. А. Ладыженская, Л. В. Салько-ва), рецензированию УРОНЛТ (Г. А. Богданова, Л. А. Гдалевич), критическому аудированию УРОНЛТ (О. В. Трофимова). Однако следует говорить о том, что существующая методика обучения школьников УРОНЛТ не охватывает всех направлений, аспектов обучения и не учитывает всех задач, которые должна решать современная школа по достижению требований

© Черепанова Л. В., 2017

115

ФГОС ООО и ФГОС СОО второго поколения. В исследованных методических трудах внимание уделяется трудностям, связанным с усвоением того или иного раздела (темы) школьного курса русского языка, фактическим и композиционным ошибкам, которые допускают ученики в своих ответах по лингвистике.

Целостная задача для периода второй половины XX и первого десятилетия XXI века в ключе тех задач, которые стояли перед учителями-словесниками, создана Т. А. Ладыженской. В ряде статей, монографии, учебно-методических пособиях ею выявлены, разработаны и описаны:

- особенности устной речи, причины прерывистости, неплавности, насыщенности паузами ответов учащихся, методические проблемы, связанные с устранением в устных развёрнутых ответах учащихся данных недостатков, возможные методические приёмы подготовки устных высказываний, помогающие учащимся предупредить нецелесообразную прерывистость речи;

- место устных высказываний на уроках русского языка в изучении лингвистических тем, их роль в употреблении изучаемых языковых категорий;

- принцип системности в обучении устным развёрнутым ответам на лингвистическую тему, состоящий в осознании школьником существа языковых явлений, развитии умений определять их в речи и применять полученные знания, осознавать сущность того языкового явления, с которым предстоит знакомиться на уроке, употреблять определённые языковые средства;

- сущность, специфика устного развёрнутого ответа на лингвистическую тему «как воспроизведение определённой научной информации и умение ею оперировать» [10, с. 68], типология устных ответов; требования к устному развёрнутому ответу: точность передаваемой информации, строгость, логичность и последовательность изложения, убедительность, доказательность, ясность;

- методика обучения, включающая использование образца и анализ этого образца с точки зрения его цельности, связности, интонационного оформлении в подготовительной работе к устным высказываниям, речевые ситуации, обсуждение устных высказываний учащихся, упражнения, направленные на овладение учащимися научно-учебной разновидностью устной речи и средствами устной речи (паузами, интонацией и др.), дикцией.

Разработанная учёным система реализована в комплекте для основной школы «Школьная риторика», разработанной коллективом под её редакцией. Значение материалов комплекта, на наш взгляд, состоит в том, что в нём в соответствии с теорией деятельности обучение устным развёрнутым ответам на лингвистическую тему осуществляется на основе речеведческих зна-

ний как ориентировочной основы деятельности по планированию, реализации и самоконтролю деятельности говорения.

Таким образом, в методике Т. А. Ладыженской была не только чётко и аргументированно поставлена научно-методическая проблема -необходимость учить школьников говорению (устному развёрнутому ответу на лингвистическую тему) и, как следствие, разработать методику, позволяющую научить школьников развёртыванию мысли по лингвистической теме, но и создана такая система, отвечающая потребностям того периода времени.

Переход российских школ на ФГОС ООО и ФГОС СОО второго поколения стал новым этапом в осмыслении потенциала данного жанра ученической речи в достижении требований к речевому развитию современного школьника и, как следствие, поиску подходов, путей и обогащения методики. Представляется, что системообразующим элементом должен стать системно-деятельностный подход, определённый главным подходом новых образовательных стандартов.

Он предполагает при обучении русскому родному языку, по мнению С. И. Львовой, «освоение системы знаний о родном языке и речи на деятельностной основе; формирование предметных умений в процессе специально организованной учебной деятельности; навыков практического употребления в собственной речевой деятельности усвоенной системы знаний и умений, а также целенаправленное развитие важнейших умений и навыков метапредметного характера» [3, с. 7]. Кроме того, системно-дея-тельностный подход проявляется в объединении учебных предметов в предметные области (так, русский родной и неродной языки, литература и иностранный язык объединены в предметную область «Филология»), что обусловливает интеграцию не только содержания, подлежащего усвоению, но и требований к уровню подготовки школьников. Это означает, что обучение школьников устному развёрнутому ответу на лингвистические темы (говорению как виду РД) не только предметная задача в обучении русскому языку, но и метапредметная, что делает работу в данном направлении крайне важной. Помимо этого, системно-деятельностный подход требует уточнения, дополнения содержания обучения (определения знаний, умений, способов действия), а также пересмотра некоторых, ставших уже традиционными приёмов, методов и технологий обучения.

Всё это определило цель данного исследования: выявить сущность системно-деятель-ностного подхода в обучении школьников устным развёрнутым ответам на лингвистическую тему, определить содержание обучения через конкретизацию общих, декларированных в

ФГОС ООО по русскому языку результатов обучения, обосновать необходимость моделирования приёмов, методов и технологий обучения, направленных на достижение предметных и ме-тапредметных результатов обучения русскому языку.

Методология и методы исследования.

Обоснование необходимости восполнения сложившейся системы обучения школьников устным развёрнутым ответам на лингвистическую тему в русле системно-деятельностного подхода проводилось методами анализа потенциала учебных комплексов по русскому языку, наблюдения за речью школьников и анализа владения школьниками данным жанром учебно-научной речи. Восполнение звеньев обучения - методом конкретизации и моделирования технологий обучения.

Результаты исследования и их обсуждение. Для того чтобы выявить отсутствующие, но необходимые, на наш взгляд, звенья системы обучения школьников устному развёрнутому ответу на лингвистическую тему в русле си-стемно-деятельностного подхода и тем самым обосновать необходимость дополнения уже существующей системы нами был проведён анализ учебного комплекса по русскому языку под редакцией С. И. Львовой (5-9 классы). На первом этапе анализа выявлялись задания к теоретическим материалам параграфов и упражнениям, направленные на обучение устному развёрнутому ответу на лингвистическую тему. Было установлено, что содействуют развитию у школьников умений создавать устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему 42 задания к теоретическим материалам параграфов, 130 заданий к упражнениям. На втором этапе выявленные задания были проанализированы с разных точек зрения. Во-первых, нами были выделены источники получения информации, опираясь на которые, школьники могут создать устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему. В качестве источников авторы комплекса используют:

1) схему: например, «Используя схему, расскажите об основных правилах написания согласных в корнях слов», или «Раскройте каждое положение схемы так, чтобы получился связный рассказ»;

2) текст параграфа: например, «Используя материалы § 3, расскажите о наречии как части речи и основных способах словообразования наречий», или «Подготовьте небольшой рассказ на тему "Лексика ограниченного употребления". Используйте § 49»;

3) примеры из упражнений: например, «Используя данные примеры, расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах», или «Используя материалы упр. 73, подберите примеры, иллюстрирующие данный план. На

основе подобранных примеров подготовьтесь к выступлению на тему «Синтаксическая роль существительного»;

4) материалы упражнений: например, «На основе текста на с. 88-89 составьте тезисный план и расскажите об имени прилагательном как части речи», или «Расскажите о синтаксической роли глагола в предложении, отвечая на следующие вопросы»;

5)дополнительные источники информации, в частности книгу «Спутник уроков русского языка», словообразовательный словарик и словарик эпитетов: например, «Используя материалы книги "Спутник уроков русского языка. 5 класс", расскажите о том, что такое словообразовательное древо», или «Используя материалы словообразовательного словарика, расскажите, что такое словообразовательная пара и словообразовательная цепочка слов»;

6) таблицы: например, «Внимательно изучите таблицу и кратко перескажите её содержание. Начните сообщение словами: "По значению все наречия делятся на группы..."», или «Используя материалы заполненной вами таблицы, расскажите о разрядах союзов по значению и функции»;

7) план (простой, сложный, тезисный, план-конспект, план языкового разбора): например, «Расскажите о частях речи по плану», или «Попробуйте рассказать об имени прилагательном, используя план морфологического разбора слов этой части речи».

Во-вторых, формы устного развёрнутого ответа на лингвистическую тему, на овладение умениями, создавать которые направлены материалы учебника:

1) ответ-сообщение: например, «Какие правила входят в состав указанных на схеме разделов пунктуации? На основе этого материала подготовьте сообщение на тему "Разделы русской пунктуации", или «Подготовьте сообщение, используя данные материалы. Определите тему выступления и озаглавьте его. Не забывайте приводить примеры»;

2) ответ-инструкция: например, «Составьте инструкцию о том, как правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом»;

3) ответ-рассуждение: например, «Рассмотрите рисунок. В чём его лингвистический смысл? На основе рисунка подготовьте один из предлагаемых вариантов устного высказывания: 1) небольшое рассуждение научного стиля речи; 2) лингвистическую сказку»;

4) ответ-алгоритм: например, «Попробуйте сформулировать последовательность действий, которые нужно совершить, чтобы правильно написать н или нн в причастиях и отглагольных прилагательных».

В-третьих, материалы, направленные на обучение школьников устному развёрнутому ответу на лингвистическую тему разного функционально-смыслового типа речи:

1) повествования: например, «Расскажите, что изучает лексикология? На основе схемы охарактеризуйте группы лексики. Приведите примеры», или «Подготовьте небольшой рассказ на тему "Лексика ограниченного употребления". Используйте материалы параграфа»;

2) рассуждения: например, «Докажите, что притяжательные местоимения входят в группу местоимений-прилагательных», или «Аргументируйте следующий тезис: "Русский язык - это национальный язык русского народа..."».

3) описания: например, «На основе таблицы и данной ниже схемы подготовьте сообщение на тему: "Утвердительные и отрицатель-ные предложения"».

В-четвёртых, материалы учебника, направленные на обучение учащихся разным мыслительным операциям, лежащим в основе компоновки теоретического материала в устном развёрнутом ответе на лингвистическую тему:

1) рассуждению-доказательству: например, «Докажите, что изучение союза как части речи неразрывно связано с такими разделами грамматики, как синтаксис и пунктуация», или «Попробуйте доказать, что морфология рассматривает грамматические признаки слова, особенности его изменения»;

2) сравнению: например, «Объясните, в чём сходство и различие причастий и деепричастий», или «Объясните, в чём заключаются различия между основными единицами синтаксиса: словосочетанием и предложением»;

3) анализу и синтезу: например, «Расскажите о союзе как части речи», или «Расскажите о предлоге как части речи»;

4) группировке: например, «Расскажите об основных видах словосочетаний в русском языке по данной схеме», или «Используя схему, расскажите об основных способах образования слов в русском языке»;

5) обобщению: например, «Ознакомившись со схемой, сформулируйте вывод о том, что нужно знать и уметь, чтобы научиться использовать правило написания буквенных сочетаний ци и цы», или «Расскажите о слитном и раздельном написании не с глаголами и существительными».

И, наконец, материалы, направленные на развитие планирования деятельности, рефлексии, самоконтроля:

1) задания, направленные на развитие планирования деятельности: например, «Расскажите о постоянных признаках глаголов в такой последовательности: 1) перечислите постоянные морфологические признаки глаголов; 2) назовите вопросы, которые помога-

ют определить вид и переходность глагола;

3) укажите суффикс, по которому различаются возвратные и невозвратные глаголы;

4) объясните, как определить спряжение глагола», или «Попробуйте сформулировать последовательность действий, которые нужно совершить, чтобы правильно написать н или нн в причастиях и от глагольных прилагательных»;

2)задания, направленные на развитие рефлексии: например, «Попробуйте рассказать об имени прилагательном, используя план морфологического разбора слов этой части речи. Какие грамматические признаки прилагательного ещё не изучены вами?»;

3) задания, направленные на развитие самоконтроля: например, «Попробуйте рассказать об имени существительном, используя план морфологического разбора. Затем прочитайте текст и сравните его со своими рассказами. Сделайте выводы».

Однако следует отметить, что заданий, направленных на овладение универсальными учебными действиями крайне недостаточно, что не может не сказаться негативно на подготовленности школьников и их функциональной грамотности.

Результаты анализа доказывают, что данный учебный комплекс содержит разнообразные материалы, направленные на обучение школьников устному развёрнутому ответу на лингвистическую тему, но недостаточно материалов:

- теоретических сведений об устном развёрнутом ответе на лингвистическую тему как жанре учебно-научного подстиля научного стиля;

- теоретических сведений, которые будут служить ориентировочной основой деятельности школьника по созданию текста-ответа;

- заданий, ориентированных на обучение школьников действиям на разных фазах деятельности (ориентировки, планирования, реализации и контроля);

- заданий, обучающих школьников владению звуковой стороной речи;

- заданий, ориентированных на создание высказываний, в основе компоновки теоретического материала которых лежат мыслительные операции: анализ/синтез, классификация, сравнение, сопоставление и др.

Всё это обусловливает необходимость восполнения системы обучения школьников устным развёрнутым ответам на лингвистическую тему необходимыми звеньями.

Для того чтобы выявить состояние владения школьниками умениями, связанными с созданием устного развёрнутого ответа, а также с выступлением перед аудиторией с ответом, нами было проведено наблюдение за речью школьников и анализ владения школьниками данным жанром учебно-научной речи. В конт-

рольном срезе участвовали учащиеся 6-го класса средней общеобразовательной школы № 17 (МБОУ «СОШ № 17»). Методом случайной выборки были определены 5 шестиклассников разного уровня обученности. Такое число участников среза обусловлено сложностью фиксации речи и необходимостью видеофиксации выступления школьников. Мы посчитали, что их опрос, а затем анализ их устных развёрнутых ответов на лингвистическую тему даст возможность констатировать состояние обученности и выявить проблемы, на решение которых будет направлено моделирование системы обучения в русле системно-деятельностного подхода.

Запись ответов учащихся производилась на видеоаппаратуру в естественных условиях урока. Учащиеся специально не готовились к такому опросу. Кроме того, для более удобного проведения анализа в некоторых аспектах нами были сделаны стенограммы ответов. Устные развёрнутые ответы шестиклассников были на тему «Словосочетание как единица синтаксиса», с которой начинается изучение раздела «Синтаксис» в 6-м классе по учебному комплексу по русскому языку под редакцией С. И. Львовой.

На первом этапе ответы были проанализированы по следующим критериям:

1) соответствие содержания ответа теме;

2) требует ответ сбора материалов или не требует сбора материалов;

3) отнесённость текста ответа к функционально-смысловому типу речи;

4) характер мыслительных операций, лежащих в основе изложения теоретического материала;

5) композиционная стройность и полнота ответа;

6) наличие/отсутствие в ответе примеров;

7) владение средствами устной речи (интонация, паузы и их целесообразность, мимика, жесты);

8) умение держаться у доски и пользоваться вспомогательным материалом.

Анализ устных развёрнутых ответов шестиклассников позволил сделать следующие выводы:

- учащиеся владеют умениями обдумывать тему, определять её границы, отбирать материал для раскрытия заданной темы;

- учащиеся не владеют умением выстраивать композиционно полный ответ: проанализированные ответы содержали только основную часть. Построить вступление, заключение, соответствующее этому вступлению, учащиеся не могут. Им проще изложить основной материал, чем создать вступление, которое настраивает слушателей на восприятие, и заключение, которое резюмирует ответ;

- учащиеся не владеют операцией классификации, поскольку в ответах представлены

лишь разновидности словосочетаний без оснований, по которым учёные выделяют эти типы;

- у школьников возникают трудности в подборе соответствующих примеров и введении их в ответ как иллюстраций теоретического материала. Кроме того, в ответах с примерами отсутствовал их комментарий, что может служить доказательством того, что теоретический материал с примерами заучен без глубокого и отчётливого понимания;

- шестиклассники не владеют средствами устной речи. Их ответы монотонны, с нецелесообразными паузами, мимикой и жестами, не соответствующими логике изложения материала;

- школьники испытывают трудности держаться у доски и пользоваться вспомогательным материалом.

Таким образом, данные проведённого исследования доказывают необходимость восполнения сложившейся системы обучения школьников устным развёрнутым ответам на лингвистическую тему.

Проведённое исследование позволило нам прийти к убеждению, что данный жанр требует системы обучения, основанной на формировании предметных компетенций, организации собственной деятельности в соответствии с фазами, осуществлении разных мыслительных операций и овладении системой умений в говорении. Именно это обусловило определение системно-деятельностного подхода в качестве методологического основания данной системы.

Системно-деятельностный подход в обучении устному развёрнутому ответу является подходящей методологической основой, поскольку работа по обучению устному развёрнутому ответу на лингвистическую тему предполагает системность и многоуровневость.

Система обучения школьников устным развёрнутым ответам на лингвистическую тему в русле системно-деятельностного подхода обусловливает наличие следующего:

- знаний учащихся об устном развёрнутом ответе на лингвистическую тему, его видах, действиях на разных фазах речевой деятельности, которые выполняют функцию ориентиров в деятельности говорения;

- комплекса умений разных фаз речевой деятельности, владение которыми обеспечивает создание высказывания;

- учёта мыслительных операций, владение которыми обеспечит возможность действий с языковым материалом;

- методов, приёмов и технологий, содействующих достижению предметных и метапред-метных результатов.

Система обучения школьников устному развёрнутому ответу на лингвистическую тему в идеологии ФГОС ООО второго поколения по русскому языку должна быть направлена на достижение следующих общих предметных результатов [23]:

1)владение говорением как видом РД, обеспечивающим, наряду с другими видами РД (аудированием, чтением и письмом), «эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения» [Там же];

2) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;

3)систематизированные научные знания о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; владение базовыми понятиями лингвистики, основными единицами и грамматическими категориями языка;

4) сформированные навыки проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) богатый активный и потенциальный словарный запас, запас грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

6) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими), нормами речевого этикета; опыт их использования в речевой практике при создании устных высказываний.

Конкретизируем их в аспекте исследуемой проблемы обогащения методики обучения школьников устному развёрнутому ответу на лингвистические темы в русле системно-деятель-ностного подхода.

1. Владение говорением как видом РД.

Учащийся должен знать/понимать:

- что такое говорение как вид РД;

- средства говорения;

- фазы говорения (ориентировка, планирование, реализация и контроль), действия на каждой фазе;

- что такое устный ответ; что такое краткий ответ; что такое устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему;

- какова композиция неразвёрнутого ответа; какова композиция устного развёрнутого ответа;

- какие материалы, в том числе учебника русского языка, могут помочь создать устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему, привести примеры, прокомментировать их; как их можно использовать при устном ответе.

Учащийся должен уметь/быть способным:

- объяснить, что такое говорение как вид РД;

- рассказать, какие средства говорения (устной речи) он может использовать при устном развёрнутом ответе на лингвистические темы;

- использовать при ответе интонацию, паузы, мимику, жесты и другие средства;

- рассказать о фазах говорения как вида РД и своих действиях на каждой фазе;

- планировать и осуществлять деятельность на каждой фазе РД;

- определить понятия «устный ответ», «краткий ответ», «развёрнутый ответ», «устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему»;

- рассказать, в чём заключаются отличия развёрнутого от краткого ответов;

- рассказать, какова композиция неразвёрнутого ответа;

- рассказать, какова композиция устного развёрнутого ответа;

- составить композиционный план устного развёрнутого ответа на лингвистическую тему;

- привести пример вступления устного развёрнутого ответа;

- привести пример заключения устного развёрнутого ответа;

- композиционно правильно построить развёрнутый ответ на лингвистическую тему;

- рассказать, какие материалы, в том числе учебника русского языка, могут помочь ему создать устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему, привести примеры, прокомментировать их; как их можно использовать при устном ответе;

- использовать разнообразные материалы при создании устного развёрнутого ответа на лингвистическую тему, подборе примеров и их комментировании;

- создавать вспомогательные материалы для устного развёрнутого ответа на лингвистическую тему (таблица, схема, график, словари и т. п.).

2. Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка.

Учащийся должен знать/понимать:

- что такое научный стиль; какие черты присущи научному стилю; какие языковые средства соответствуют научному стилю;

- что такое функционально-смысловые типы речи; из каких функционально-смысловых типов речи может состоять устный развёрнутый ответ; из каких композиционных частей состоит ответ-описание, ответ-повествование, ответ рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение;

- какие языковые средства могут быть использованы в устном развёрнутом ответе-описании, ответе-повествовании, ответе рассуждении-доказательстве, рассуждении-объяснении.

Учащийся должен уметь/быть способным:

- рассказать, что такое научный стиль, какие черты присущи научному стилю, какие языковые средства соответствуют научному стилю;

- привести примеры языковых средств, необходимых для устного развёрнутого ответа на лингвистическую тему;

- построить устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему в соответствии со стилевыми чертами, используя языковые средства научного стиля;

- проанализировать свой развёрнутый ответ с точки зрения соответствия его научному стилю;

- отредактировать устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему - устранить нарушения, связанные со стилевой принадлежностью текста;

- назвать признаки функциональных типов речи: описания, повествования и рассуждения;

- рассказать, что такое функционально-смысловые типы речи;

- рассказать, из каких функционально-смысловых типов речи может состоять устный развёрнутый ответ; из каких композиционных частей состоит ответ-описание, ответ-повествование, ответ рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение;

- построить устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему в соответствии с ведущим типом речи (описанием, повествованием, рассуждением), используя соответствующие языковые средства;

- проанализировать свой развёрнутый ответ с точки зрения соответствия его структуре текста определённого функционально-смыслового типа речи;

- отредактировать устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему - устранить нарушения, связанные с его принадлежностью определённому функционально-смысловому типу речи;

- рассказать, какие языковые средства могут быть использованы в устном развёрнутом ответе-описании, ответе-повествовании, ответе рассуждении-доказательстве, рассуждении-объяснении;

- построить устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему, используя языковые средства определённого функционально-смыслового типа речи;

- проанализировать свой развёрнутый ответ с точки зрения целесообразного использования в нём языковых средств определённого функционально-смыслового типа речи;

- отредактировать устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему - устранить нарушения, связанные с нецелесообразным использованием языковых средств определённого функционально-смыслового типа речи.

3. Систематизированные научные знания о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; владение базовыми понятиями лингвистики, основными единицами и грамматическими категориями языка.

Учащийся должен знать/понимать:

- лингвистические понятия;

- как строится определение понятия;

- взаимосвязь разделов языка, уровней языка, единиц языка разных уровней;

- отношения понятий (родовидовые (подчинительные), перекрещивающиеся, тождественности, соподчинения и противопоставления) лингвистики.

Учащийся должен уметь/быть способным:

- рассказать, как строится определение понятия;

- построить определение лингвистического понятия;

- проанализировать определение лингвистического понятия с точки зрения соответствия его структуре, научному стилю;

- отредактировать определение лингвистического понятия;

- рассказать, в чём состоит взаимосвязь разделов языка, уровней языка, единиц языка разных уровней;

- привести примеры взаимосвязи разделов языка, уровней языка, единиц языка разных уровней;

- построить устный развёрнутый ответ на тему, связанную с раскрытием взаимосвязи разделов языка, уровней языка, единиц языка разных уровней;

- рассказать, об отношениях понятий лингвистики (родовидовых (подчинительных), перекрещивающихся, тождественности, соподчинения и противопоставления);

- привести примеры понятий, находящихся в различных отношениях;

- определить отношения, в которых находятся понятия лингвистики;

- построить устный развёрнутый ответ, в основе которого лежат различные мыслительные операции (анализ/синтез, группировка, обобщение, сравнение);

- проанализировать свой развёрнутый ответ с точки зрения правильности его построения в соответствии с мыслительной операцией (анализа / синтеза, группировки, обобщения, сравнения);

- отредактировать устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему - устранить нарушения, связанные с несоответствием его логике мыслительной операции (анализа / синтеза, группировки, обобщения, сравнения).

4. Сформированные навыки проведения различных видов анализа единиц языка.

Учащийся должен знать/понимать:

- что такое языковой разбор;

- чем отличается устный языковой разбор от письменного;

- как составить устный развёрнутый ответ -языковый разбор.

Учащийся должен уметь/быть способным:

- рассказать, что такое языковой разбор;

- объяснить, чем отличается устный языковой разбор от письменного;

- рассказать, как составить устный развёрнутый ответ - языковый разбор;

- построить устный развёрнутый ответ, в основе которого лежит языковой разбор;

- проанализировать свой развёрнутый ответ с точки зрения правильности его построения в соответствии с устным языковым разбором;

- отредактировать устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему - устранить нарушения, связанные с несоответствием его логике, последовательности языкового разбора.

5. Богатый активный и потенциальный запас слов, грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения.

Учащийся должен знать/понимать:

- слова, грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в научном стиле общения;

- слова, грамматические средства, оформляющие и связывающие части ответа различного типа по характеру мыслительной операции.

Учащийся должен уметь/быть способным:

- рассказать, какие слова, грамматические средства могут употребляться в научном стиле общения;

- привести примеры слов, грамматических средств, в том числе синонимичных, которые могут употребляться в научном стиле общения;

- проанализировать устный развёрнутый ответ на предмет разнообразия употреблённых в нём слов, грамматических конструкций научного стиля общения;

- построить устный развёрнутый ответ, используя разнообразные слова, грамматические конструкции, позволяющие свободно выражать свои мысли, уместные в научном стиле общения;

- отредактировать устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему - устранить нарушения, связанные с нарушениями разнообразия речи, её уместности в научном стиле общения.

6. Владение основными стилистическими ресурсами и нормами литературного языка и речевого этикета; опыт их использования в речевой практике при создании устных высказываний.

Учащийся должен знать/понимать:

- нормы русского литературного языка научного стиля;

- что такое интонация; какая интонация уместна для устного развёрнутого ответа на лингвистическую тему; как интонационно выделить примеры, их комментарии, привлечь внимание слушателей, выделить главное;

- нормы речевого этикета в научном стиле общения;

- что такое мимика, жесты; какие мимика и жесты могут быть использованы при устном развёрнутом ответе на лингвистическую тему.

Учащийся должен уметь/быть способным:

- строить устные развёрнутые ответы на лингвистическую тему в соответствии с нормами русского литературного языка в научном стиле;

- рассказать, какие мимика и жесты уместны при устном развёрнутом ответе на лингвистическую тему;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выступать с устными развёрнутыми ответами на лингвистическую тему, используя уместные интонацию, паузы, мимику, жесты при переходе от одной части к другой, приведении и комментировании примеров, при выделении главного, привлечении внимания и убеждения слушателей и др.;

- строить устные развёрнутые ответы на лингвистическую тему в соответствии с нормами речевого этикета в научном стиле общения;

- проанализировать свой развёрнутый ответ с точки зрения в соответствии с нормами речевого этикета в научном стиле общения;

- отредактировать устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему - устранить нарушения, связанные с нормами речевого этикета в научном стиле общения.

Кроме предметных, система обучения школьников устному развёрнутому ответу на лингвистические темы в русле системно-деятельност-ного подхода должна быть ориентирована на достижение метапредметных результатов, а именно на формирование умений:

1) самостоятельно определять цели и задачи своей познавательной и учебной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

2) самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) осуществлять самоконтроль, самооценку, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) осуществлять смысловое чтение;

9) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью, монологической контекстной речью.

Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении школьников устным развёрнутым ответам на лингвистическую тему предполагает:

- взаимосвязанное формирование предметных компетенций (лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой);

- организацию обучения в соответствии с фазами деятельности (ориентировки, планирования, реализации, контроля);

- взаимосвязанное формирование умений и способов действия на каждой фазе речевой, познавательной и учебной деятельности, включая мотивацию к осуществлению эффективной деятельности;

- создание ориентировочной основы деятельности, в качестве которой выступают понятия и сформированные на их основе знания.

Кроме того, система обучения школьников устным развёрнутым ответам на лингвистическую тему предполагает учёт специфики его композиции в зависимости от функционально-смысловой и стилевой принадлежности; типа ответа по характеру мыслительных операций, лежащих в основе изложения теоретического материала; действий на каждой фазе речевой деятельности; особенностей подготовительной, звуковой и исполнительской стороны речи школьников. Это определяет задачи обучения:

1) сформировать у учащихся понимание, что устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему - текст учебно-научного стиля устной формы речи;

2) дать учащимся представление о видах устных развёрнутых ответов:

- по типу мыслительных операций, лежащих в основе изложения теоретического материала;

- по принадлежности текста к определённому функционально-смысловому типу речи;

3)формировать умения планировать свою деятельность, направленную на создание устного развёрнутого ответа на лингвистическую тему:

- по фазам речевой деятельности;

- в соответствии с требованиями к его содержанию, композиции, стилю, языковым средствам;

4) развивать умения в говорении.

Решение данных задач обучения обусловливает использование таких приёмов, методов и технологий, которые бы обеспечивали достижение в единстве и взаимосвязи предметных и ме-тапредметных результатов обучения. В качестве иллюстрации данной мысли приведём пример тематического языкового портфеля, направленного на организацию самостоятельной познавательной деятельности ученика 6 класса. Он состоит из Досье (данных об ученике), Критериев оценивания и самооценивания, Индивидуальных вопросов и заданий, подлежащих выполнению и самооцениванию.

Индивидуальные вопросы и задания:

1. Напиши, что такое устный ответ?

2. Ответь на вопрос, любое ли связное высказывание ученика можно считать развёрнутым ответом? Объясни, почему ты так считаешь.

3. Дай определение глаголу как части речи. Будет ли твоё определение развёрнутым ответом? Почему? Если нет, то напиши, что нужно сделать, чтобы ответ стал развёрнутым?

4. Выяви соответствие. Проведи стрелки к теме ответа:

Предполагает развёр- «Какие признаки глаго-

нутый ответ ла относят к постоян-

ным?»

Предполагает однос- «Расскажите о морфо-

ложный ответ логических признаках

глагола»

5. Подчеркни слова, которые помогут создать устный ответ в научном стиле: следовательно, как бы, наконец, так как, короче, ну и вот, итак, таким образом, далее, ну и всё, во-первых, подведём итог, в оконцовке, в заключение.

6. Дополни список вспомогательных слов разных тематических групп своими примерами.

Тематическая группа Примеры

Помогают перечислить

Помогают сделать выводы

Помогают указать на источник информации

7. Составь сложный план ответа на тему: «Глагол как часть речи».

8. Тебе нужно создать высказывание на тему: «Роль глагола в тексте». Какое из предложенных вступлений ты бы использовал? Почему? Предложи свой вариант.

- Глагол обозначает действие, поэтому без глаголов текст невозможно представить.

- В любом тексте важен глагол, так как он обозначает действие. А действие - движение текста.

- Глагол в тексте нужен.

9. Напиши слова, помогающие закончить своё высказывание (вводные слова или обороты речи).

10. Подготовь вспомогательный материал -схему, которая поможет тебе при устном ответе на тему «Части речи в русском языке».

11. Подбери примеры к ответу по темам.

Тема Примеры

Вид глагола

Возвратность глагола

Переходность глагола

Составное глагольное сказуемое

12. Ответь на вопрос, Важно ли, по твоему мнению, современному школьнику уметь создавать устные развёрнутые ответы?

13. Реши тест.

1. Вставьте пропущенное слово:

Устный развёрнутый ответ - это законченное связное монологическое высказывание в ... стиле речи, для которого характерны композиционная завершённость, чёткая последовательность в изложении материала.

2. Какой признак НЕ относится к устному ответу:

1) точность;

2) чёткость;

3) нестрогость изложения;

4) последовательность.

3. Соотнесите вступление высказывания и заключение:

Вступление Заключение

Глагол имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки В заключении следует сказать, что частеречная система русского языка имеет чёткую структуру и классификацию

Система частей речи в русском языке представлена большим разнообразием и чёткой классификацией Итак, функции прилагательного определяют важную роль имён прилагательных в тексте

Роль прилагательного в тексте определяется его функциями Таким образом, у глагола имеется 4 постоянных и 5 непостоянных морфологических признаков

4. Что НЕ является критерием хорошего устного ответа:

1) наличие примеров;

2) композиционная стройность;

3) актёрское мастерство;

4) полнота ответа.

Критерии оценивания и самооценивания: 1. Ответь на следующие вопросы, выбрав вариант ответа (поставь знак V).

- Что ты сделал легко, без затруднений?

а) ответил на теоретические вопросы;

б) выполнил задания;

в) решил тест.

- Что вызвало затруднения?

а) ответить на теоретические вопросы;

б) выполнить задания;

в) решить тестовые задания.

- Что нового ты узнал, выполняя задания?

а) я узнал, что по русскому языку можно вести языковой портфель, подобный личному портфолио;

б) я понял, что языковой портфель помогает систематизировать материал по определённой теме;

в) я понял, что языковой портфель помогает мне вспомнить изученный материал и восполнить пробелы в знаниях.

2. Определи, соответствует ли портфель заявленным критериям:

- Культура оформления (титульная страница, название портфеля, ФИО ученика, ФИО учителя).

- Аккуратность выполнения работы (аккуратный почерк, отсутствие помарок, грязи, исправлений, зачёркиваний).

- Качество выполнения (отсутствуют пунктуационные и орфографические ошибки, правильно выполнены все задания упражнений, решены тестовые задания, правильные и полные ответы на теоретические вопросы).

3. Ответь развёрнуто на вопросы:

- Как ты считаешь, языковой портфель помогает тебе изучать русский язык?

- Как ты считаешь, языковой портфель мог бы помочь в самостоятельном изучении тем? Если да, то расскажи, как.

Шкала оценивания и самооценивания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметка Число правильно выполненных заданий Мой результат

% количество

Удовлетворительно 30-50 5-8

Хорошо 51-70 9-12

Отлично 71-100 13-16

Выводы. Безусловно, системно-деятель-ностный подход как методологическая основа определения, корректировки содержания обучения русскому языку в контексте ФГОС ООО по русскому языку второго поколения, в частности устному развёрнутому ответу на лингвистическую тему, позволяет выявить недостающие звенья системы, скорректировать и обогатить содержание обучения, актуализировать приёмы, методы и технологии, отвечающие современным вызовам. Кроме того, доказать, что такой жанр специфически учебной сферы коммуни-

кации, как устный развёрнутый ответ на лингвистическую тему, обладает всем потенциалом в формировании и развитии огромного спектра

предметных и метапредметных знаний, умений, способов действия, владеть которыми необходимо современному школьнику.

Список литературы

1. Богданова Г. А. Опрос на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1989. 144 с.

2. Гдалевич Л. А. Рецензирование развёрнутых устных ответов на уроках русского языка // Русский язык в школе.1984. № 3. С. 22-26.

3. Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Просвещение, 1986. 128 с.

4. Ладыженская Т. А. О месте устных высказываний учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1973. № 3. С. 27-36.

5. Ладыженская Т. А. О месте устных высказываний учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1972. № 6. С. 62-72.

6. Ладыженская Т. А. Развёрнутые устные ответы учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1979. № 4. С. 24-36.

7. Ладыженская Т. А. Культура устного ответа (примеры и объяснения в ответах учащихся) // Русский язык в школе. 1976. № 3. С. 36-48.

8. Ладыженская Т. А. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992. 142 с.

9. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975. 256 с.

10. Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Флинта, 1998. 135 с.

11. Ладыженская Т. А. Школьная риторика. 6 класс. М.: Дрофа, 1999. 288 с.

12. Львова С. И. Системно-деятельностный подход как условие реализации основных целей Федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку // Инновационная деятельность в образовании: сб. науч. ст. / под общ. ред. Г. П. Новиковой. М.: Пушкино, 2013. С. 5-19.

13. Салькова Л. В. Работа над формой устного ответа в 5 классе // Русский язык в школе. 1991. № 2. С. 24-29.

14. Трофимова О. В. Методика обучения критическому аудированию устного развёрнутого ответа на лингвистическую тему на уроках русского языка // Учёные записки ЗабГГПУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2012. № 6. С. 77-83.

Источники

15. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 класс: в 3 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений. 3-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2007. 216 с.

16. Львова С.И., Львов В. В. Русский язык. 5 класс: в 3 ч. Ч. 2: учебник для общеобразовательных учреждений. 3-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2007. 173 с.

17. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 6 класс: в 3 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений. 3-е изд., стер; М.: Мнемозина, 2008. 208 с.

18. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 6 класс: в 3 ч. Ч. 2: учебник для общеобразовательных учреждений. 3-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2007. 207 с.

19. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 7 класс: в 3 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2007. 191 с.

20. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 7 класс: в 3 ч. Ч. 2: учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2007. 206 с.

21. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 8 класс: в 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е изд., испр. М.: Мнемозина, 2008. 311 с.

22. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 9 класс: в 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008. 359 с.

23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом МОиН РФ от 17.12.2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.standart.edu.ru/Catalog. aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 07.04.2017).

Статья поступила в редакцию 20.09.2017; принята к публикации 05.10.2017

Библиографическое описание статьи

Черепанова Л. В. Системно-деятельностный подход в обучении школьников устным развёрнутым ответам на лингвистические темы // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. Т. 12, № 6. С. 115-127. DOI: 10.21209/2308-8796-2017-12-6-115-127.

Larisa V. Cherepanova,

Doctor of Pedagogy, Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: cherepanovalara@mail.ru

System-activity Approach to Teaching Schoolchildren to Give Developed Verbal Responses to Linguistic Topics

The system-activity approach, proclaimed by the Federal State Education Standard for the Basic General Education as a leading approach to modern school education, determines the development of the system

of teaching speaking. The purpose of the article is to identify the essence of the system-activity approach to

teaching schoolchildren to produce extended responses on a linguistic topic; to determine the content of the training through the specification of the general outcomes of teaching the Russian language announced by the FSES of the basic general education; to justify the need in modeling the techniques, methods, and technologies aimed at achieving subject and meta-subject outcomes. The study is carried out by the following methods: analyzing the potential of educational complexes for teaching Russian; monitoring the students' speech and analyzing their ability to produce the given genre of academic speech; specifying and modeling teaching technologies. To identify the system of training oral answers and its elements as well as to justify the need to supply the already existing training system by the system-activity approach, the potential of the Russian language training complex, edited by S. I. L'vova was studied at the first stage of the research. The level of the students' proficiency in building an oral answer and making a speech in front of the audience was estimated at the second stage. The study confirms that the system-activity approach requires the development of the system of teaching oral speech based on the formation of subject competencies, the organization of the learning process in accordance with the phases, the implementation of various mental operations and perfection of the speaking skills system. The article describes the specified subject and meta-subject outcomes of teaching schoolchildren to produce oral and detailed responses in the framework of the system-activity approach. It has been determined that they stipulate the use of such techniques, methods and technologies as, for example, a thematic language portfolio. The article proves that the system-activity approach allows the author to identify the missing elements of the system, to correct and enrich the content of training, to actualize the techniques, methods and technologies that meet modern challenges and that the oral, in-depth answer has the potential to form a spectrum of subject and meta-subject knowledge and skills, which are necessary for a modern student.

Keywords: system-activity approach, extended verbal response to the linguistic theme, subject outcomes of teaching Russian, meta-subject outcomes of teaching Russian, system of teaching oral speech, thematic language portfolio

References

1. Bogdanova G. A. Opros na urokakh russkogo yazyka. M.: Prosveshchenie, 1989. 144 s.

2. Gdalevich L. A. Retsenzirovanie razvernutykh ustnykh otvetov na urokakh russkogo yazyka // Russkii yazyk v shkole.1984. № 3. S. 22-26.

3. Ladyzhenskaya T. A. Zhivoe slovo: Ustnaya rech' kak sredstvo i predmet obucheniya. M.: Prosveshchenie, 1986. 128 s.

4. Ladyzhenskaya T. A. O meste ustnykh vyskazyvanii uchashchikhsya na urokakh russkogo yazyka // Russkii yazyk v shkole. 1973. № 3. S. 27-36.

5. Ladyzhenskaya T. A. O meste ustnykh vyskazyvanii uchashchikhsya na urokakh russkogo yazyka // Russkii yazyk v shkole. 1972. № 6. S. 62-72.

6. Ladyzhenskaya T. A. Razvernutye ustnye otvety uchashchikhsya na urokakh russkogo yazyka // Russkii yazyk v shkole. 1979. № 4. S. 24-36.

7. Ladyzhenskaya T. A. Kul'tura ustnogo otveta (primery i ob»yasneniya v otvetakh uchashchikhsya) // Russkii yazyk v shkole. 1976. № 3. S. 36-48.

8. Ladyzhenskaya T. A. Rechevye sekrety. M.: Prosveshchenie, 1992. 142 s.

9. Ladyzhenskaya T. A. Sistema raboty po razvitiyu svyaznoi ustnoi rechi uchashchikhsya. M.: Pedagogika, 1975. 256 s.

10. Ladyzhenskaya T. A. Ustnaya rech' kak sredstvo i predmet obucheniya. M.: Flinta, 1998. 135 s.

11. Ladyzhenskaya T. A. Shkol'naya ritorika. 6 klass. M.: Drofa, 1999. 288 s.

12. L'vova S. I. Sistemno-deyatel'nostnyi podkhod kak uslovie realizatsii osnovnykh tselei Federal'nogo gosudarst-vennogo obrazovatel'nogo standarta po russkomu yazyku // Innovatsionnaya deyatel'nost' v obrazovanii: sb. nauch. st. / pod obshch. red. G. P. Novikovoi. M.: Pushkino, 2013. S. 5-19.

13. Sal'kova L. V. Rabota nad formoi ustnogo otveta v 5 klasse // Russkii yazyk v shkole. 1991. № 2. S. 24-29.

14. Trofimova O. V. Metodika obucheniya kriticheskomu audirovaniyu ustnogo razvernutogo otveta na lingvistich-eskuyu temu na urokakh russkogo yazyka // Uchenye zapiski ZabGGPU. Ser. Professional'noe obrazovanie, teoriya i metodika obucheniya. 2012. № 6. S. 77-83.

Istochniki

15. L'vova S. I., L'vov V. V. Russkii yazyk. 5 klass: v 3 ch. Ch. 1: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii. 3-e izd., ster. M.: Mnemozina, 2007. 216 s.

16. L'vova S.I., L'vov V. V. Russkii yazyk. 5 klass: v 3 ch. Ch. 2: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii. 3-e izd., ster. M.: Mnemozina, 2007. 173 s.

17. L'vova S. I., L'vov V. V. Russkii yazyk. 6 klass: v 3 ch. Ch. 1: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii. 3-e izd., ster; M.: Mnemozina, 2008. 208 s.

18. L'vova S. I., L'vov V. V. Russkii yazyk. 6 klass: v 3 ch. Ch. 2: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii. 3-e izd., ster. M.: Mnemozina, 2007. 207 s.

19. L'vova S. I., L'vov V. V. Russkii yazyk. 7 klass: v 3 ch. Ch. 1: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii. 2-e izd., ster. M.: Mnemozina, 2007. 191 s.

20. L'vova S. I., L'vov V. V. Russkii yazyk. 7 klass: v 3 ch. Ch. 2: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii. 2-e izd., ster. M.: Mnemozina, 2007. 206 s.

21. L'vova S. I., L'vov V. V. Russkii yazyk. 8 klass: v 2 ch. Ch. 1: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii. 2-e izd., ispr. M.: Mnemozina, 2008. 311 s.

22. L'vova S. I., L'vov V. V. Russkii yazyk. 9 klass: v 2 ch. Ch. 1: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh uchrezh-denii. M.: Mnemozina, 2008. 359 s.

23. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniya: utv. prikazom MOiN RF ot 17.12.2010 g. № 1897 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.standart.edu.ru/Catalog. aspx?CatalogId=2588 (data obrashcheniya: 07.04.2017).

Received: September 20, 2017; accepted for publication: October 05, 2017

Reference to the article

Cherepanova L. V. System-activity Approach to Teaching Schoolchildren to Give Developed Verbal Responses to Linguistic Topics // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Professional Education, Theory and Methodology of Teaching. 2017. Vol. 12, No. 6. PP. 115-127. DOI: 10.21209/2308-8796-2017-12-6-115-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.