Научная статья на тему 'Направления работы по обучению критическому аудированию на уроках русского языка (при слушании устного развернутого ответа на лингвистическую тему)'

Направления работы по обучению критическому аудированию на уроках русского языка (при слушании устного развернутого ответа на лингвистическую тему) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ АУДИРОВАНИЕ / УМЕНИЕ / КОНТРОЛЬ / УСТНЫЙ ОТВЕТ / CRITICAL LISTENING COMPREHENSION / SKILL / CONTROL / SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимова Оксана Владимировна

Дано описание содержания обучения критическому аудированию на уроках русского языка. Обоснована необходимость разработки целостной системы обучения критическому аудированию при обучении русскому родному языку, т.к. критически осмыслять информацию важное умение, характеризующее школьника как субъекта учения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофимова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities on Training of Critical Listening Comprehension at Russian Langusage Lessons (at Audition of the Detailed Speech Concerning Linguistics)

The article deals with the description of the essence of the training of critical listening comprehension at Russian language lessons. The author explains the necessity to elaborate the integral system of training of critical listening comprehension at Russian language lessons, because critical comprehension of the information is an important ability, characterizing pupils as subjects of learning

Текст научной работы на тему «Направления работы по обучению критическому аудированию на уроках русского языка (при слушании устного развернутого ответа на лингвистическую тему)»

УДК 373

Трофимова Оксана Владимировна

Oxana Trofimova

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ КРИТИЧЕСКОМУ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (ПРИ СЛУШАНИИ УСТНОГО РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ)

ACTIVITIES ON TRAINING OF CRITICAL LISTENING COMPREHENSION AT RUSSIAN LANGUSAGE LESSONS (AT AUDITION OF THE DETAILED SPEECH CONCERNING LINGUISTICS)

Дано описание содержания обучения критическому аудированию на уроках русского языка. Обоснована необходимость разработки целостной системы обучения критическому аудированию при обучении русскому родному языку, т.к. критически осмыслять информацию - важное умение, характеризующее школьника как субъекта учения

The article deals with the description of the essence of the training of critical listening comprehension at Russian language lessons. The author explains the necessity to elaborate the integral system of training of critical listening comprehension at Russian language lessons, because critical comprehension of the information is an important ability, characterizing pupils as subjects of learning

Ключевые слова: критическое аудирование, умение, Key words: critical listening comprehension, skill, control,

контроль, устный ответ speech

Под критическим аудированием мы понимаем такой вид аудитивной деятельности, при котором реципиент осуществляет осмысление как воспринятой информации с точки зрения истинности/ложности, новизны/известности, согласия/несогласия и т.п., так и собственной аудитивной деятельности. Критическое аудирование является компонентом коммуникативной, информационной, социальной и других ключевых компетенций. Осознанно слушать, критически воспринимать, анализировать услышанное, сопоставлять услышанное с ранее известным и т.п. - умения, необходимые человеку в жизни. Поэтому считаем, что обучение критическому аудированию является одной из актуальных задач

современной школы.

Учебный предмет «Русский язык» обладает особым потенциалом в обучении аудированию, т.к. обучение восприятию речи на слух - одна из задач данного курса [2]. Однако содержание обучения критическому аудированию в нормативных документах не определено, поэтому необходима разработка содержания обучения критическому аудированию, в первую очередь, как общепредметному умению, которым должен обладать ученик как субъект учения.

Традиционно устный развернутый ответ на лингвистическую тему считается методом контроля и определения уровня знаний и умений учащегося. Однако устный развернутый

ответ можно признать эффективным средством обучения критическому аудированию.

Обучение критическому аудированию на уроках русского языка может осуществляться в двух направлениях:

1) формирование у школьников умений критически осмыслять воспринимаемую на слух информацию, содержащуюся в устном развернутом ответе на лингвистическую тему;

2) формирование у школьников умений критически осмыслять собственную аудитив-ную деятельность.

Первое направление представлено следующим содержанием:

1) понятиями и формируемыми на их основе знаниями: устный развернутый ответ как жанр учебно-научной речи; содержание устного развернутого ответа; структура устного развернутого ответа; план оценивания ответа (параметры и критерии, по которым оценивается ответ);

2) умениями и способами действия: а) на этапе ориентировки и планирования действия (слушания): актуализировать теоретический материал, знание которого необходимо оценить в ответе товарища; настраиваться на критическое слушание устного развернутого ответа; б) на этапе реализации (осуществления слушания): сопоставлять материал ответа с материалом параграфа (рассказом учителя); определять соответствие устного развернутого ответа критериям оценивания; в) на этапе контроля результатов: давать развернутую аргументированную оценку прослушанного ответа; формулировать советы ответившему товарищу по улучшению ответа.

Второе направление представлено следующим содержанием:

1) понятиями и формируемыми на их основе знаниями: слушание как вид речевой деятельности; виды слушания; цели слушания;

2) умениями и способами действия: а) на этапе ориентировки и планирования действия (слушания): воспринимать инструкцию к заданию; настраиваться на слушание (сосредоточивать внимание, вдумываться в форму-

лировку вопроса); осознавать и определять мотивы слушания, ставить перед собой цели слушания; прогнозировать то, о чем должен рассказать ученик, отвечая на вопрос учителя; планировать процесс слушания, фиксировать различными способами информацию;

б) на этапе реализации (осуществления слушания): следовать инструкции к заданию; не отвлекаться от процесса восприятия на слух; слушать в соответствии с поставленной целью; соотносить содержание, спрогнозированное до слушания, с содержанием, воспринимаемым во время слушания; фиксировать информацию разными способами;

в) на этапе контроля результатов: контролировать следование инструкции к заданию; контролировать, анализировать и оценивать свои способности настраиваться на слушание и не отвлекаться в процессе слушания; анализировать и оценивать, достигнуты ли цели слушания; анализировать и оценивать способность антиципации, причины неуспешного прогнозирования; контролировать, анализировать, оценивать и корректировать свою способность фиксировать информацию во время слушания; соотносить свой результат с аналогичной работой одноклассников; анализировать и сравнивать свои и чужие результаты аудирования и в соответствии с этим корректировать свою аудитивную деятельность.

В соответствии с описанным содержанием обучения критическому аудированию устного развернутого ответа на лингвистическую тему в рамках деятельностного подхода в качестве требований к подготовке ученика назовем следующее: ученик должен знать, понимать:

1) что такое устный развернутый ответ как жанр учебно-научной речи; что составляет содержание устного развернутого ответа; какова структура устного развернутого ответа; план оценивания устного развернутого ответа; критерии оценивания ответа;

2) что такое слушание как деятельность; чем отличаются понятия «слушаю» и «слышу»; каким видом слушания необходимо воспользо-

ваться в конкретной ситуации; с какой целью можно слушать (узнать новое, оценить ответ или высказывание товарища, свою аудитивную деятельность).

Обучение критическому аудированию должно соотноситься с фазами речевой деятельности (ориентировки в ситуации общения, планирования действия, реализации действия, контроля и коррекции результатов) [1; С. 8] и сопровождаться рефлексивным осознанием учащимися собственных аудитивных действий.

В результате обучения ученик должен уметь, быть способен:

1) прогнозировать содержание ответа на основе вопроса учителя; актуализировать теоретический материал, знание которого необходимо оценить в ответе товарища; настраиваться на критическое слушание устного развернутого ответа; сопоставлять информацию устного ответа с информацией, изложенной в параграфе (рассказе учителя); определять соответствие содержания устного развернутого ответа критериям оценивания; давать развернутую аргументированную оценку прослушанному ответу; формулировать советы ответившему товарищу по улучшению ответа;

2) воспринимать инструкцию к заданию; настраиваться на слушание (сосредоточивать внимание, вдумываться в формулировку во-

1. Капинос В.И. //Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: книга для учителя / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. -М.: Просвещение, 1991. - 342 с.

2. Федеральный компонент Государствен-

Коротко об авторе___________________________________

Трофимова О.В., ст. преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ)

Служ. тел.: 8 (3022) 35-28-22

Научные интересы: формирование коммуникативной компетенции школьников на уроках русского языка, проблема обучения аудированию, культура речи

проса); осознавать и определять собственные мотивы слушания, ставить цели слушания; планировать процесс слушания, фиксировать информацию различными способами; следовать инструкции к заданию; не отвлекаться от слушания; слушать в соответствии с поставленной целью; соотносить содержание, спрогнозированное до слушания, с содержанием, воспринимаемым во время слушания; фиксировать воспринимаемую информацию разными способами; контролировать, анализировать и оценивать свои способности, настраиваться на слушание и не отвлекаться в процессе слушания; анализировать и оценивать, достигнуты ли цели слушания; анализировать и оценивать способность антиципации, причины неуспешного прогнозирования; контролировать, анализировать, оценивать и корректировать свою способность фиксировать информацию во время слушания; соотносить результат своей аудитивной деятельности с аналогичной работой одноклассников; анализировать и сравнивать свои и чужие результаты аудирования и в соответствии с этим корректировать свою аудитивную деятельность.

Безусловно, данный подход не претендует на полноту, требует осмысления и дальнейшей разработки.

___________________________________Литература

ного стандарта общего образования / Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост.

Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004. -96 с.

_________________________Briefly about the author

O. Trofimova, Senior Teacher of the Department of the Russian Language and Methods of its Teaching, Transbaikalian State Humanitarian and Pedagogical University, Named after N.G. Chernyshevsky

Areas of expertise: formation of communicative competence of pupils at Russian language lessons, problems of listening comprehension training, speech culture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.