Научная статья на тему 'Обучение студентов-филологов методике подготовки учащихся к созданию устного монологического высказывания на заданную тему'

Обучение студентов-филологов методике подготовки учащихся к созданию устного монологического высказывания на заданную тему Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УСТНОМУ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ / СТУДЕНТЫ-ФИЛОЛОГИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / METHODS OF TEACHING RUSSIAN AT HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT / COMMUNICATIVE EXERCISES / METHODS OF TEACHING ORAL MONOLOGICAL SPEECH / PHILOLOGICAL STUDENTS / ASSESSMENT CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулаева Галина Михайловна

В статье отражен опыт обучения студентов-филологов 4 и 5 курсов педвуза в рамках дисциплины по выбору методике подготовки учащихся 9 классов к созданию устного монологического высказывания (задание № 3 итогового собеседования по русскому языку). Подробно представлено содержательное наполнение трех направлений методической работы. Разработанные автором аналитические упражнения на основе устных монологических высказываний преподавателей и студентов-филологов по заданной теме, созданные в процессе обучения, шаблоны устных ответов, листы контроля иллюстрируют возможности подготовки студентов педвуза к новой форме экзамена по русскому языку в 9 классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулаева Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL TRAINING OF PHILOLOGICAL STUDENTS FOCUSED ON DEVELOPING PUPILS’ NON-SPONTANEOUS MONOLOGICAL SPEECH SKILLS

The article describes an attempt of senior philological students’ methodological training conducted within an optional course and focused on developing 9th-grade pupils’ non-spontaneous monological speech skills (task № 3 of the final colloquium on the discipline “The Russian Language”). The author presents in detail three aspects of the methodological work. Analytical exercises developed by the researcher on the basis of teachers’ and philological students’ oral monological statements created during the educational process, samples of oral answers, check lists illustrate possible ways to train pedagogical students for a new type of assessment on the discipline “The Russian Language” in the 9th form.

Текст научной работы на тему «Обучение студентов-филологов методике подготовки учащихся к созданию устного монологического высказывания на заданную тему»

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.3.9

Кулаева Галина Михайловна

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ МЕТОДИКЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СОЗДАНИЮ

УСТНОГО МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ

В статье отражен опыт обучения студентов-филологов 4 и 5 курсов педвуза в рамках дисциплины по выбору методике подготовки учащихся 9 классов к созданию устного монологического высказывания (задание № 3 итогового собеседования по русскому языку). Подробно представлено содержательное наполнение трех направлений методической работы. Разработанные автором аналитические упражнения на основе устных монологических высказываний преподавателей и студентов-филологов по заданной теме, созданные в процессе обучения, шаблоны устных ответов, листы контроля иллюстрируют возможности подготовки студентов педвуза к новой форме экзамена по русскому языку в 9 классе.

Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/4/2019/3/£Шт1

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 3. C. 50-55. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/З/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 372.881.161.1 Дата поступления рукописи: 15.08.2019

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.3.9

В статье отражен опыт обучения студентов-филологов 4 и 5 курсов педвуза в рамках дисциплины по выбору методике подготовки учащихся 9 классов к созданию устного монологического высказывания (задание № 3 итогового собеседования по русскому языку). Подробно представлено содержательное наполнение трех направлений методической работы. Разработанные автором аналитические упражнения на основе устных монологических высказываний преподавателей и студентов-филологов по заданной теме, созданные в процессе обучения, шаблоны устных ответов, листы контроля иллюстрируют возможности подготовки студентов педвуза к новой форме экзамена по русскому языку в 9 классе.

Ключевые слова и фразы: методика обучения русскому языку в вузе; коммуникативно-речевые упражнения; методика обучения устному монологическому высказыванию; студенты-филологи; критерии оценивания.

Кулаева Галина Михайловна, д. пед. н., доцент

Оренбургский государственный педагогический университет galina-kulaeva@yandex. ги

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ МЕТОДИКЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СОЗДАНИЮ УСТНОГО МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ

Введение устного итогового собеседования как новой формы экзамена по русскому языку в 9 классе стало новым вызовом педагогическому сообществу учителей русского языка, тем самым определило новые задачи подготовки будущих учителей русского языка [1; 3; 4; 7; 10]. По мысли разработчика собеседования И. П. Цы-булько, устное собеседование направлено на проверку сформированности у школьников навыков спонтанной устной монологической и диалогической речи [11]. С этой целью была создана модель собеседования, включающая 4 задания: чтение текста и его пересказ с дополнительным заданием (задания № 1 и 2 выполняются на одном тексте), составление монологического высказывания на заданную тему (задание № 3), диалог с экзаменатором-собеседником (задание № 4). В методической литературе стали появляться работы, посвященные вопросам итогового собеседования по русскому языку и подготовки к нему [5; 6; 9].

На наш взгляд, в учительской и студенческой аудитории необходимо начать подготовку как теоретического, так и методического и организационного характера к новой форме экзамена. Так, в Оренбургском государственном педагогическом университете по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» профиля «Русский язык и литература» в рамках дисциплины по выбору «Методическое обеспечение обучения русскому языку в средней школе» на 4 и 5 курсах (52 студента) была апробирована программа обучения студентов-филологов методике подготовки учащихся 9 класса к устному итоговому собеседованию по русскому языку.

Актуальность нашей работы заключается, во-первых, в необходимости теоретической и практической подготовки будущих учителей русского языка к новой форме экзамена в 9 классе, во-вторых, в разработке конкретных методических путей подготовки студентов-филологов к каждому виду заданий собеседования и овладения критериями оценивания, в-третьих, в предоставлении выпускнику вуза возможности самому создавать устные высказывания на заданные темы и научиться применять критерии оценивания собеседования к образцовому/негативному высказыванию как в устном звучании, так и зафиксированному в письменной речи.

На определение уровня сформированности у выпускников основной школы умения владеть монологической связной устной речью нацелено задание № 3 - составление монологического высказывания на заданную тему по выбору [10]. Анализ содержания задания позволяет говорить о его многоаспектности и вариативности, вызванных диапазоном предлагаемых стимулов речевого высказывания (жизненный опыт, фотография, поход в музей, театр, экскурсия на природу и т.д.), а также типологическими чертами создаваемого текста и ограничением времени подготовки и самого ответа.

Как следует из задания, учащиеся стоят перед выбором темы беседы и соответственно типа речи: описание (высказывание по фотографии), повествование (рассказ по заданной теме) и рассуждение (высказывание по вопросу на морально-этическую тему). Очевидно, спецификой подготовки к заданиям должна быть, во-первых, предварительная работа по обучению учащихся описанию фотографии, так как для школы традиционным является создание текста описания по картине; во-вторых, это организация комплекса мероприятий, связанных с приобретением жизненного опыта похода в арт-объекты (музей, кинотеатр и т.д.), необходимого для создания самостоятельного повествовательного высказывания.

Именно это задание вызывает затруднение у школьников в сравнении с другими заданиями модели итогового собеседования и требует особой подготовки к нему в первую очередь будущих учителей русского языка.

Целью исследования ставилось определение оптимальных путей подготовки студентов-филологов 4 и 5 курсов педвуза к освоению методики обучения учащихся 9 класса устному монологическому высказыванию на заданную тему и критериев его оценивания в процессе анализа и оценки готовых устных текстов.

В задачи исследования ставилось, во-первых, познакомить студентов с заданием № 3 в демоварианте устного собеседования, критериями оценки выполнения задания; во-вторых, подготовить и разработать учебные материалы - модели создания ответов, устные высказывания обучающихся - и провести их анализ, в-третьих, организовать процесс создания высказываний по образцам задания самими студентами, их обсуждение и анализ.

Научной новизной нашего исследования является определение основных направлений и этапов методической работы по ознакомлению студентов-бакалавров с заданием № 3 устного итогового собеседования, по овладению критериями оценивания, представленными в демоварианте, разработка типов коммуникативно -речевых упражнений и их апробация в вузовской аудитории.

В выработке траектории овладения студентами методикой подготовки учащихся к созданию устного монологического высказывания мы определили три стратегических направления работы.

Первое направление - работа над речеведческими понятиями: типы речи, коммуникативная задача, условия речевой ситуации, логические ошибки. В теоретической части подготовки проводилось повторение сведений о типах речи - повествовании, описании и рассуждении, о структуре текста и доминантных языковых средствах, используемых в типах речи. Затем на практических занятиях отрабатывались действия студентов по определению типов речи как алгоритмические шаги. Для этого студенты ознакомились с обобщающей таблицей «Типы речи», отражающей шаги по определению типа речи, а также со смысловыми вопросами, которые помогали в правильности определения типа речи: что произошло сначала, потом? Какой (-ая, -ое, -ие). Почему? Как доказать? [8, с. 14]. Эта таблица применима в школьной практике. Отработка умения определять типы речи по алгоритму велась на основе подготовленных микротекстов.

Предварительно студенты самостоятельно знакомились с вариантами тем, по которым учащимся предлагается создавать высказывания в разных типах речи (Семейные традиции; Моя семья; Спортивные соревнования; Поход в музей (театр, кино); Зимние забавы; Школьные праздники; Досуг; Современный город; Летний отдых; Мои увлечения; Любимый уголок; Пожар; Волонтеры), и вопросами, по которым составляется высказывание-рассуждение (Зачем читать книги? Как относиться к старости? Модно ли быть патриотом? Интернет: друг или враг? Любая музыка - искусство? Что нельзя купить за деньги? Почему человек должен быть ответственным?). В работе с фотографией мы обращали внимание студентов на присутствие почти на всех фото людей, групп людей, которых нужно описывать, а также на интерьер, здания и другие объекты. Подчеркивалось, что главным является создание текста описания внешности человека.

На этом направлении знакомим с критериями оценивания выполнения заданий, со спецификацией контрольно-измерительных материалов и кодификатором (на сайте ФИПИ) [10]. Оценка монологического высказывания складывается по трем критериям: выполнение коммуникативной задачи (М 1), учёт условий речевой ситуации (М 2), речевое оформление монологического высказывания (М 3) и критерии оценивания правильности монологического высказывания (например, соблюдение речевых норм (Р)).

Второе направление - обучение методике составления монологического высказывания в разных типах речи на заданную тему.

В определении траектории работы над тремя вариантами задания мы провели предварительную работу по теме «Поход в музей»: предложили студентам на основе самостоятельных посещений музея (выставки) написать рассказ, описать фотографию, которая была сделана в музее, создать высказывание-рассуждение (Почему в последнее время повысился интерес к посещению музеев и выставок?). Анализ полученных текстов выявил, что студенты затрудняются в составлении текста-повествования (46%), успешнее были составлены описания по фотографии и тексты в типе речи рассуждение (80%). Поэтому реализация этого направления была построена следующим образом: от текста повествовательного характера к текстам типа речи описание и рассуждение.

На занятиях, построенных как практикум, студенты анализировали, во-первых, структуру ответа-шаблона из 10 фраз, составленных учителями русского языка, во-вторых, образцы текстов, написанные преподавателями или зафиксированные на письме устные высказывания учащихся 9 класса, в-третьих, учились применять критерии оценивания монологического высказывания к звучащим образам.

Приведем примеры шаблонов по составлению текста-повествования и описания, которые рассматривались на занятии [5].

Рассказ на заданную тему

1. Я хочу рассказать об одном интересном событии - ...

2. Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).

3. Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялась (указать дату).

4. К походу мы готовились заранее: ... (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход - собирали вещи, продумывали маршрут).

5. И вот наступил долгожданный день, когда .

6. Во время экскурсии мы побывали ... Во время похода мы побывали ...

7. Мы увидели ...

8. Самым интересным оказалось (стал, был) ., так как .

9. Мне понравилась эта ... (понравился этот ...), потому что ...

10. Я хочу еще раз принять участие в ... Хочу порекомендовать сходить ...

Описание фотографии

1. Передо мной интересная фотография.

2. Я думаю, что на ней изображен(а) (сфотографирован(а)) .

3. Давайте рассмотрим изображение (фотографию) внимательнее.

4. Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду - На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро ... + подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.).

5. На переднем плане мы видим .

6. Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты люди).

7. Их лица (его лицо, ее лицо) ... (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что ...

8. На заднем плане мы видим (назвать, кто/что на дальнем плане).

9. Я думаю (мне кажется), что ... (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).

10. Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.

Нами был предложен лист контроля, включающий критерии оценивания монологических высказываний. Из критериев оценивания правильности речи мы выбрали и перенесли в лист контроля один критерий - соблюдение речевых ошибок.

Лист контроля

Критерии оценивания монологического высказывания Баллы (максимальные) Выполнено (отметьте знаком) Не выполнено (отметьте знаком)

1. Выполнение коммуникативной задачи

Справился с коммуникативной задачей? Приведено 10 фраз и более по теме высказывания? Допустил фактические ошибки? 1 да нет (0)

2. Учёт условий речевой ситуации

Учтены ли в высказывании условия речевой ситуации? 1 да нет (0)

3. Речевое оформление монологического высказывания

Характеризуется ли высказывание отсутствием нарушений в смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения? Присутствуют ли логические ошибки? 1 да нет (0)

4. Соблюдение речевых норм

Допущено ли в высказывании не более трех речевых ошибок? 1 да нет (0)

Итого 4

Центральным звеном этого направления работы стало выполнение коммуникативно-речевых упражнений. Дидактический материал составили высказывания, которые были написаны преподавателем или студентами других групп на заданную в собеседовании тему. Мы составили упражнения на разных текстах, в том числе негативных, требующих редакторской правки. Это позволило студентам приблизиться к реальной ситуации -к овладению приемами редактирования детских высказываний и их оцениванию по заданным критериям.

Приведем примеры составленных нами упражнений.

1. Прочитайте тексты на тему «Поход в музей». Определите тип речи текста. Докажите, что это текст -повествование. Составьте вопросы к тексту, на которые отвечал автор. Соответствует ли текст коммуникативной задаче и условиям речевой ситуации? Оцените речевое оформление, насколько логично, последовательно изложение.

2. Есть ли в тексте нарушения последовательности, логические и речевые ошибки? Чтобы вы отредактировали, улучшили? Обсудите в парах.

Оцените составленный текст по указанным критериям в Листе контроля.

1. Я хочу рассказать о посещении музея, когда я была в г. Казани в 2016 году. У меня был свободный день, и я отправилась в Галерею современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Это крупная выставочная площадка в центре города занимает три этажа.

На первом этаже работала выставка японской графики «Картины ускользающего мира. Золотой век японской графики». Я захотела посетить именно эту выставку и купила на нее билет.

Когда я зашла в зал, перегороженный ширмами из черной ткани, то словно попала в настоящий японский дом, стены которого были украшены старинными гравюрами из жизни горожан, изображениями птиц и цветов. Атмосферу японской культуры создавали экспонаты выставки - предметы японского быта: веера, куклы, одежда, костюмы, ткани, кимоно. На черном фоне стен колоритно смотрелись гравюры и фотографии, на манекенах - кимоно, а в витринах - куклы театра кабуки, фарфор, деревянные неваляшки. Самым необычным для меня оказались костюмы в стиле кимоно и японские куклы.

Выставка произвела на меня сильное впечатление, так как культура Японии загадочна и притягательна (Преподаватель).

2. Шестнадцатого мая наш преподаватель организовала поход нашей группы в Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей. Мы с утра собрались в холле корпуса и узнали, чему посвящена выставка, кто ее организовал. После этого мы группой отправились на выставку «Игрушки ХХ века».

Нам не терпелось скорее посмотреть на эти игрушки. Зайдя вовнутрь, мы сразу обратили внимание на то, как там все красиво: лестница, кованые украшения, витрины. Потом мы купили билеты в кассе и поднялись на второй этаж, где была расположена выставка. Выставка игрушек занимала два зала, мы удивились, сколько разнообразных и увлекательных игрушек там было. В витринах были игрушки, алюминиевая посуда, фарфоровые куклы, на стульях сидели медведи, а в углу залов стояли большие куклы. Вся группа разбрелась по залам, с интересом рассматривали экспонаты выставки. Многие узнали игрушки, которые были у их родителей.

Выставка произвела на меня сильное впечатление и очень понравилась (Элиза В., студентка 4 курса).

3. Прочитайте текст-описание фотографии на тему «Посещение музея». Смогли ли вы представить себе, что изображено на фотографии, читая описание? Соответствует ли текст типу речи описанию? Оцените текст по критериям оценивания в Листе контроля. Отредактируйте текст, если это необходимо.

На фото изображены молодые девушки, занятые созерцанием картин. Фотография сделана в музее. Видно, что картины заставляют зрителей погрузиться в особую задумчивость. Наверное, это полотна талантливого художника. Думаю, что автор хотел показать, как могут влиять произведения искусства на эмоции людей. Обращают на себя внимание позы посетительниц музея. Они сосредоточены, нет суетливых движений, значит, им удалось не просто взглянуть на картины, но и по-настоящему погрузиться в них (Алина А., студентка 5 курса).

В процессе анализа текстов студенты смогли заметить текстовые ошибки, нарушения в соблюдении структуры типа речи, недостаточное количество фраз, отсутствие выводов.

От анализа готовых текстов переходим к работе над созданием текстов самими студентами.

Третье направление работы - чтение и озвучивание подготовленных монологических высказываний самими студентами, анализ и взаимооценивание созданных высказываний в аудитории.

В качестве домашнего задания студентам было предложено задание составить высказывание на тему «Поход в музей». После похода в музей или в выставочный зал на основе своего опыта студенты создавали тексты-повествования. Если во время посещения выставок в музее были сделаны фотографии, то ряд студентов составляли вопросы и подготовили монологическое высказывание - описание фотографии.

В аудитории оценивались результаты домашней работы. Несколько студентов озвучивали свои тексты в устной форме.

Перед прослушиванием все студенты получали те же задания и листы контроля, что и при работе с письменными студенческими сочинениями. На наш взгляд, можно добавить графу для замера времени, т.е. еще один критерий оценивания (озвучивание текста составляет не более 3 минут). Представим задания, которые направляли ход анализа при прослушивании устных высказываний.

- Понравилось ли вам высказывание? Соответствует ли оно теме беседы, структуре предлагаемых вопросов?

- Дайте характеристику ответу: с точки зрения соответствия типу речи, условиям речевой ситуации, логичности и последовательности изложения.

- Хотелось ли вам отредактировать текст?

- Чтобы вы посоветовали улучшить - содержание, интонацию или другое?

- Оцените высказывание по критериям задания № 3 итогового собеседования.

Оценивание устных высказываний студенты отмечали в Листах контроля. Затем проходило обсуждение по вопросам, какие показатели выполнены, почему снижены баллы, высказывались рекомендации для отвечающего. При прослушивании были обнаружены ошибки устного характера: паузы, замедление темпа, прерывистость речи.

Приведем образцы высказываний студентов.

№ 1

1. Мне хочется рассказать об одном интересном событии.

2. В декабре 2018 года с группой посетили выставку «Куклы и праздники Японии», которая расположилась в Оренбургском областном музее изобразительных искусств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Наша группа поднялась на второй этаж, где в двух залах проходила выставка.

4. Когда мы зашли в зал, то сразу обратили внимание, что на стенах прикреплены ткани, одежда, а на люстрах были подвешены бумажные журавлики.

5. В витринах мы увидели множество кукол различных видов: куклы-хина, куклы-гейши, куклы-талисманы для дальней дороги, куклы-самураи, фарфоровые куклы.

6. Кроме того, в залах были представлены и фигурки животных символов года, и традиционные новогодние украшения японцев, состоящие из бамбука, сосны и рисовой веревки.

7. Во втором зале нам разрешили примерить короткое кимоно, что мы и сделали по очереди.

8. Это было очень необычное ощущение, потому что рукава были длинные и с прорезями.

9. Выставка мне понравилась, было интересно прикоснуться к истории и культуре страны Восходящего солнца.

10. Я бы порекомендовала посетить выставку японских кукол жителям нашего города (Виктория Ф., 5 курс).

№ 2

1. Передо мной интересная фотография.

2. На этой фотографии изображена группа студентов, которая внимательно смотрит в одну точку.

3. По фотографии можно определить, что это зал музея, так как на стенах висят картины и стенды, рассказывающие об истории создания картин.

4. На переднем плане фотографии выделяются три девушки.

5. Они одеты нарядно, в платьях и длинных юбках, в руках у них сумки.

6. Лица их сосредоточенны и взгляд устремлен вглубь, скорее всего на экскурсовода.

7. На заднем плане фотографии мы видим других студентов, которые напряженно рассматривают картины.

8. На другом конце фотографии заметна афиша выставки и проход в другой зал.

9. Мне понравилась фотография, удачный ракурс, возможность почувствовать эмоции девушек (Олеся М., 5 курс).

После устных выступлений студентам было предложено обменяться своими письменными работами и определить, какие речевые ошибки были обнаружены. При обсуждении были определены следующие нарушения: 1) в тексте повествования сохраняются элементы рассуждения в начале и в конце высказываний; 2) превышен или недостаточен объем создаваемого высказывания; 3) преобладает ориентированность на синтаксис письменной речи, доминируют длинные предложения и сложные конструкции.

Затем мы предложили прослушать устные монологические высказывания студентов, которые были предварительно записаны как аудиотексты, и затем оценить их по заданным критериям. Студентам, которые записывали свой рассказ, была дана инструкция:

1. Подготовьтесь рассказать о походе в музей в течение 3 минут. Еще раз прочитайте вопросы, на которых строится ваше выступление.

2. Поставьте перед собой часы или таймер.

3. Найдите в компьютере программу «Звукозапись», запись в телефоне для того, чтобы записать свое высказывание.

4. Начните рассказ и его запись.

5. Прослушайте запись. Все ли получилось, уложились ли во времени?

6. Сохраните запись на носителе.

Это работа была достаточно сложной для студентов, поскольку требовалось оперативно и быстро фиксировать правильность и содержание устного высказывания, следить за временем высказывания и услышать речевые ошибки.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить эффективные пути подготовки студентов-филологов 4 и 5 курсов педвуза к осуществлению обучения учащихся 9 классов устному монологическому высказыванию на заданную тему и критерии его оценивания в процессе анализа и оценки готовых устных текстов на занятиях дисциплины по выбору.

Для решения задач исследования был определен необходимый круг речеведческих понятий, разработаны упражнения на основе созданных студентами, преподавателями текстов, листы контроля с критериями оценивания, организован процесс создания монологических высказываний обучающихся после посещения арт-объектов, их обсуждение и анализ.

На наш взгляд, идея подготовки студентов к новым формам экзамена по русскому языку требует от преподавателя педвуза разработки новых типов упражнений и задач, организации активного участия самих студентов в овладении методикой обучения учащихся устной монологической речи.

Список источников

1. Бернадская Л. Д. Современные технологии развития речи. Спецкурс: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2015. 190 с.

2. Гузь Ю. А. Обучение монологической речи посредством описания картинки или фотографии на уроке немецкого языка // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 (68). С. 1065-1067.

3. Дергилева Ж. И. Основной государственный экзамен. Русский язык. Устная часть. 20 вариантов: учебное пособие. М.: Интеллект-Центр, 2018. 64 с.

4. Кулаева Г. М. О профессиональной подготовке учителей-словесников к устному итоговому собеседованию по русскому языку (Задание 2. Пересказ с включенным высказыванием) // Проблемы современного филологического образования: сборник научных статей / отв. ред. В. А. Коханова. М. - Ярославль: Ремдер, 2019. С. 18-28.

5. Меньших Е. В., Доронина Т. П., Максимова И. Л., Быкова Е. П., Царева З. Н., Ершова М. И. Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку: методическое пособие для учителей русского языка и литературы, учащихся основной школы. Казань: ООО «Бук», 2018. 76 с.

6. Михайлова Е. О. Практические рекомендации для подготовки к итоговому устному собеседованию по русскому языку обучающихся 9-х классов // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2018: материалы Международной студенческой научно-практической конференции. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2018. С. 436-441.

7. Мурзина М. В. Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе: проблемы и пути решения // Научные исследования: векторы развития: сборник Международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 27 августа 2018 г.). Чебоксары: Интерактив плюс, 2018. С. 41-43.

8. Сотова И. А. Функционально-смысловые типы речи: обобщающее повторение при подготовке к ЕГЭ // Русский язык в школе. 2018. № 3. С. 12-17.

9. Трофимова О. В. Использование коммуникативно-речевых задач на уроках русского языка для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку (для выпускников основной школы) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения». 2017. Т. 12. С. 103-109.

10. Федеральный институт педагогических измерений. ОГЭ и ГВЭ-9. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ 2019. Русский язык - итоговое собеседование [Электронный ресурс]. URL: http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения: 09.10.2019).

11. Цыбулько И. П. ОГЭ-2019. Русский язык. Итоговое собеседование [Электронный ресурс]. URL: https://owlearn.ru/ news/ogeh_2019_russkij_jazyk_itogovoe_sobesedovanie_i_p_cybulko/2018-12-28-1751 (дата обращения: 09.09.2019).

METHODOLOGICAL TRAINING OF PHILOLOGICAL STUDENTS FOCUSED ON DEVELOPING PUPILS' NON-SPONTANEOUS MONOLOGICAL SPEECH SKILLS

Kulaeva Galina Mikhailovna, Doctor in Pedagogy, Associate Professor Orenburg State Pedagogical University galina-kulaeva@yandex. ru

The article describes an attempt of senior philological students' methodological training conducted within an optional course and focused on developing 9th-grade pupils' non-spontaneous monological speech skills (task № 3 of the final colloquium on the discipline "The Russian Language"). The author presents in detail three aspects of the methodological work. Analytical exercises developed by the researcher on the basis of teachers' and philological students' oral monological statements created during the educational process, samples of oral answers, check lists illustrate possible ways to train pedagogical students for a new type of assessment on the discipline "The Russian Language" in the 9th form.

Key words and phrases: methods of teaching Russian at higher education establishment; communicative exercises; methods of teaching oral monological speech; philological students; assessment criteria.

УДК 37; 811.11(075.8) Дата поступления рукописи: 13.09.2019

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.3.10

В статье доказывается эффективность ток-шоу как практико-ориентированного задания, представлены общие рекомендации по его организации и проведению. Основное внимание авторы акцентируют на поэтапной работе по подготовке и проведению занятия в формате ток-шоу, его структуре, возможности развить коммуникативные навыки и подготовить обучающихся к реальному общению на изучаемом иностранном языке, формировать готовность к осуществлению проектной деятельности по развитию умений говорения на уроке иностранного языка с помощью ток-шоу.

Ключевые слова и фразы: практико-ориентированное задание; проектная деятельность; умения говорения; ток-шоу; урок иностранного языка.

Левина Елена Александровна, к. филол. н. Еремина Александра Олеговна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск e-lyo@yandex.гы; 1_^ы^а@таИ.гы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОК-ШОУ В КАЧЕСТВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАДАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «ЧГПУ» и «МГПИ») по теме «Разработка практико-ориентированных заданий для формирования готовности студентов к осуществлению проектной деятельности на уроке иностранного языка».

Перемены в системе образования, происходящие в настоящее время, предполагают значимые изменения в профессиональной подготовке педагога. Современный учитель должен не только формировать умения и навыки, передавать знания, но и проявлять самостоятельность в принятии решений и использовать нестандартный подход к реализации педагогических идей. Способность действовать в непредвиденных ситуациях, креативность, инициативность - основные направления в современной социальной ситуации, ориентированной на гуманистическую парадигму образования. На сегодняшний день востребован специалист с уже сложившимся духовно-личностным, творческим, проектно-конструктивным опытом, не нуждающийся в инструкциях от кого-либо, «с опытом профессиональной деятельности на основе практических умений, входящих в состав общепрофессиональных и профессиональных компетенций» [9, с. 91].

Педагогической теорией и практикой повсеместно реанимируется тема проектной деятельности по причине поиска новых подходов к организации обучения. Многие исследователи считают, что именно проектная деятельность наиболее успешно развивает самостоятельность и творческое мышление [1-3; 6-8]. Из этого следует, что целесообразно возобновить исследования, касающиеся проектной деятельности и методов ее реализации. Особое внимание необходимо уделить развивающему, воспитательному потенциалу проектов. Благодаря проектной деятельности каждый обучающийся может быть вовлечен в активный познавательный процесс, а также направлен на приобретение ощутимого и осмысленного результата, который можно применить в практической деятельности, что особенно актуально при подготовке будущих учителей [4, с. 198].

Готовность обучающихся факультета иностранных языков педагогического института к осуществлению проектной деятельности может формироваться либо эксплицитно (на основе специального обучения), либо имплицитно (при выполнении практико-ориентированных заданий и непосредственной реализации проектной деятельности). В связи с этим актуальность приобретает проблема использования на занятиях практико-ориентированных заданий, в процессе чего наиболее эффективно реализуются цели и задачи образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.