Научная статья на тему 'Типология упражнений по формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка'

Типология упражнений по формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1748
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОСТЕПЕННОЕ НАРАЩИВАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ / АНАЛИЗ / ВЫБОР / КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ / РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ДИАЛОГ / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING SKILLS / THE RUSSIAN LANGUAGE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SPEECH ACTIVITY / A GRADUAL INCREASE IN COMPLEXITY / ANALYZING / MODIFYING / BUILDING SENTENCES / TEXTS EDITING / COOPERATION / DIALOGUE / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ерофеева Ольга Юрьевна

В статье рассматривается специфика коммуникативной компетенции и состав коммуникативных универсальных учебных действий учащихся. Указываются требования, которым должна отвечать система упражнений по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка. Предлагается типология упражнений по формированию указанных умений, построенная на основе принципа постепенного наращивания их сложности. Выделяются три типа упражнений коммуникативной направленности при работе с текстом на уроках русского языка в 5 классе: анализ лексических единиц языка, преобразование предложенного языкового материала и создание собственного высказывания; приводится система заданий к конкретному тексту; кратко характеризуется такой вид работы, как редактирование текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ерофеева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typology of exercises on developing students’ communicative universal learning skills at the Russian language lessons

This article focuses on the features of the communicative competence and the communicative universal learning skills. The requirements that are to be met in practice aimed at their development at the Russian language lessons are given. In the new typology of exercises a gradual increase in the complexity of these skills is advocated. There are 3 types of communicative exercises that can be employed when working with the text at the Russian language classes in the 5th grade: lexical units analysis, text modification and building students’ own ideas. A bank of exercises for particular text is given as an example. Text editing is also described in brief.

Текст научной работы на тему «Типология упражнений по формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка»

УДК 80

ТИПОЛОГИЯ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

TYPOLOGY OF EXERCISES ON DEVELOPING STUDENTS' COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING SKILLS AT THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

© 2018

О.Ю. Ерофеева O. Yu. Erofeeva

В статье рассматривается специфика коммуникативной компетенции и состав коммуникативных универсальных учебных действий учащихся. Указываются требования, которым должна отвечать система упражнений по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка. Предлагается типология упражнений по формированию указанных умений, построенная на основе принципа постепенного наращивания их сложности. Выделяются три типа упражнений коммуникативной направленности при работе с текстом на уроках русского языка в 5 классе: анализ лексических единиц языка, преобразование предложенного языкового материала и создание собственного высказывания; приводится система заданий к конкретному тексту; кратко характеризуется такой вид работы, как редактирование текста.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия; русский язык; коммуникативная компетенция; речевая деятельность; постепенное наращивание трудностей; анализ, выбор, конструирование предложений; редактирование текстов; сотрудничество; диалог; общение.

This article focuses on the features of the communicative competence and the communicative universal learning skills. The requirements that are to be met in practice aimed at their development at the Russian language lessons are given. In the new typology of exercises a gradual increase in the complexity of these skills is advocated. There are 3 types of communicative exercises that can be employed when working with the text at the Russian language classes in the 5th grade: lexical units analysis, text modification and building students' own ideas. A bank of exercises for particular text is given as an example. Text editing is also described in brief.

Keywords: communicative universal learning skills, the Russian language, communicative competence, speech activity, a gradual increase in complexity; analyzing, modifying, building sentences; texts editing; cooperation; dialogue; communication.

Документ «Фундаментальное ядро содержания общего образования» определяет систему овладения учащимися универсальными учебными действиями, которое происходит в рамках разных учебных предметов и ведёт к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая способность к самостоятельной организации процесса усвоения, то есть к формированию умения учиться [1, с. 69]. Среди видов универсальных учебных действий, которые в соответствии с современными требованиями необходимо формировать у учащихся, выделим коммуникативные, поскольку сегодня владение языковыми средствами, обеспечивающими коммуникацию, и наличие универсальных коммуникативных умений яв-

ляются конкурентными преимуществами выпускника вуза.

В методике обучения русскому языку коммуникативная компетенция понимается как способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию [2, с. 27]. В современном мире формирование коммуникативной компетенции возможно только при условии овладения всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом), умения правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения.

Составляющие коммуникативной компетенции - это владение речеведческими понятиями и коммуникативные умения.

К коммуникативным относятся умения:

- производить осознанный отбор языковых средств для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией;

- учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить её содержание в необходимом объеме;

- создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.

Оценка средств языка со стороны их целесообразности, коммуникативной оправданности, отбор лексических единиц в соответствии с целями и задачами общения, социальной компетентности, учёт лексико-семантической нормированности слова, лексической сочетаемости - это высший уровень речевой культуры человека.

Система упражнений по формированию коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) учащихся должна быть построена в соответствии с перечисленными выше задачами и с учетом следующих положений:

- характер упражнений должен соответствовать объему лингвистических знаний учащихся;

- упражнения должны формировать умение учащихся планировать сотрудничество с учителем и сверстниками (определять цель, функции участников, способы взаимодействия);

- упражнения должны быть основаны на работе с текстом;

- типы упражнений должны определяться задачами обучения и характером учебного материала;

- упражнения должны способствовать развитию умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- упражнения должны формировать умения по овладению монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- дидактический материал упражнений должен отвечать учебным целям и решать воспитательные задачи.

Упражнения по формированию у учащихся коммуникативных УУД были разработаны в соответствии с типологией заданий коммуникативной направленности, предложенной профессором Е.П. Прониной [3].

Умение осуществлять коммуникацию в устной и письменной речи определяется:

- оценкой использованных в тексте лексических единиц с учётом лингвистических и экстралингвистических факторов;

- выбором коммуникативно оправданного варианта высказывания из числа синонимических конструкций;

- умением продуцировать отдельные высказывания или фрагменты текста с учётом целей и задач общения [3, с. 43].

Перечисленные виды речевой деятельности различаются характером своей сложности, объемом продуцирующей деятельности учащихся, поэтому в ходе организации работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий они реализуются в строгой последовательности с учётом постепенного их усложнения через типологию упражнений. Усложнение учебной речевой деятельности учащихся обеспечивается в этой системе несколькими путями:

- постепенным усложнением речевой задачи;

- последовательным усложнением языкового материала;

- увеличением объема знаний;

- усложнением способа предъявления языкового материала;

- увеличением заданий продуцирующего характера [3, с. 44].

Таким образом, упражнения по формированию коммуникативных умений решают также задачу развивающего обучения.

Рассмотрим типологию упражнений коммуникативной направленности при работе с текстом на уроках русского языка в 5 классе.

I. Анализ лексических единиц языка:

- наблюдения над языковым материалом по специально подготовленным вопросам и заданиям;

- выделение и характеристика нужных элементов;

- сопоставление явлений языка;

- объяснение лексического значения слова;

- анализ текста с точки зрения соотношения использованных в нем языковых средств и задачи, условий, содержания высказывания.

II. Преобразование языкового материала:

- синонимические замены языковых фактов;

- построение различных единиц языка (по опорным элементам, моделям, схемам);

- составление тематических групп

слов;

- распространение исходного материала;

- редактирование текста.

III. Создание высказывания (составление словосочетаний, предложений, связного текста):

- выбор языковых средств и типа речи в соответствии с данной темой и ситуацией высказывания;

- конструирование элементов высказывания с учетом предложенной речевой ситуации;

- подготовка плана и рабочих материалов к сочинению на данную тему;

- создание фрагментов сочинения;

- сочинение на предложенную или самостоятельно сформулированную тему в определенном стиле речи [4, с. 13].

В качестве примера рассмотрим задания к конкретному тексту.

Внимательно прочитайте текст и выполните задания в паре (группе).

(1)_скрипач играл «Зимнюю

дорогу» Шуберта. (2) Вдруг из середины

ветра и снега появился знакомый седой воробей. (3) Он сел тонкими лапками на морозный снег; потом походил немного вокруг футляра и перелетел внутрь него. (4) Там воробей начал клевать хлеб, который старик специально принес для него. (5) Маленькая птичка почти зарылась в теплую мякоть хлеба.

(6) Воробей ел долго, наверно целых полчаса времени. (7) Уже метель почти полностью засыпала снегом помещение футляра, а воробей всё ещё шевелился внутри снега, работал над своей пищей. (8) Значит, он умел наедаться надолго. (9) Старик подошел к футляру со скрипкой и смычком и долго ожидал среди вихря, когда воробей освободит футляр. (10) Наконец воробей выбрался наружу, почистился в маленьком снежном сугробе, кратко чирикнул и убежал пешком к себе на ночлег, чтобы не лететь по холодному ветру и не тратить напрасно свою силу.

(11) На следующий вечер этот воробышек опять прибыл к памятнику Пушкина. (12) Он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб. (13) Старик глядел на него с высоты подножия памятника, играл музыку на скрипке и чувствовал добро в своем сердце...

(14) Но на следующий день идти играть на Тверской бульвар уже не пришлось. (15) Сегодня поет буря, и звуки скрипки будут слишком слабы... (По А. Платонову).

Задание 1: Выделите в тексте ключевые слова и предложения. Как они иллюстрируют главную идею текста?

Задание 2: Какие утверждения противоречат основному содержанию текста? Обсудите это в паре (группе).

A. Старик подкармливает воробья хлебом.

Б. Воробей говорит старику спасибо за еду.

B. Воробей ел долго.

Г. Скрипач играет музыку специально для воробья.

Задание 3. Какое слово или словосочетание должно стоять в начале первого

предложения? Почему вы так решили? Предложите свой вариант.

A. Плохо одетый.

Б. Старый.

B. Выдающийся.

Г. Незнакомый.

Задание 4: О чём или о ком этот текст? Обсудите это в паре (группе).

A. О скрипаче.

Б. О воробье.

B. О доброте.

Г. Об игре на скрипке.

Задание 5. Как бы вы назвали этот рассказ? Придумайте и запишите своё название. (Это задание можно дополнить, предложив сравнить придуманное название с авторским.)

Задание 6. Письменно ответьте на вопросы. Определите позицию автора в этом отрывке.

A. Почему автор текста называет воробья знакомым?

Б. О чём говорит замечание автора о том, что воробей умел наедаться надолго?

B. Отчего скрипач чувствовал в сердце добро?

Задание 7. Объясните лексическое значение следующих слов: «футляр», «вихрь», «подножье».

Задание 8. К какому типу речи относится приведённый текст? Докажите это, вспомнив основные признаки текста данного типа. Составьте таблицу, включив в неё характерные особенности данного типа речи.

A. Рассуждение.

Б. Повествование с элементами рассуждения.

B. Повествование.

Г. Описание.

Задание 9. Составьте план пересказа приведенного текста.

Задание 10. Продолжите фразу «Добро - это...». (Каждая группа может дать своё определение этого нравственного понятия.)

Задание 11. Прочитайте предложения 14 и 15. Подумайте и предположите, что произошло дальше? Что случилось с воро-

бьем? Пошел ли играть в этот день старик-музыкант? Чем, по-вашему, закончился рассказ? Напишите его продолжение.

Подобные упражнения формируют у обучающихся умение работать с текстом и воспринимать его с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения, различать типы текста, пересказывать по плану, и потому их целесообразно использовать при работе над развитием речи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интересно задание на формирование умения анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять текст, восстанавливать логику изложения, соответствующую коммуникативной задаче автора, т.е. проводить работу по редактированию текста. Приведём пример подобного задания.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова. Дайте определение основному понятию в тексте. Определите тип текста. Согласны ли Вы с точкой зрения автора?

Сейчас многие люди не могут представить свою жизнь без ... Футболисты, хоккеисты, гимнасты, любители и просто обычные люди. Люди, которые выбирают ... Но почему они делают такой выбор? Возможно, потому, что благодаря ... человек ..., укрепляет своё ..., становиться ... и ., воспитывает .. Но также есть люди, для которых ... - это смысл ...

Я считаю, что ... должен заниматься каждый человек. Начать можно с обычной . по утрам, ведь некоторые даже этого не делают. . по утрам может очень хорошо помочь человеку. Например, вы живёте на . этаже и у вас в доме сломался ...; если вы делаете обычную ., то вам не составит большого . подняться на нужный этаж ..

Учащимся можно предложить провести работу по редактированию текста. Цель такого задания - проверить сформирован-ность навыков совершенствования текста, умения выбирать самый точный вариант для передачи мысли.

Прочитайте предложения. Найдите лексические ошибки, отредактируйте предложения.

Мальчики стрелой выскочили из комнаты.

Я с ребятами пошел купаться. На берегу разделся и пошел в воду. Вдруг вижу, что отошел далеко от берега. Я пошел назад, но зашел в яму.

Женщина оробела и испугалась.

Писатель в книге критикует и обличает.

Я видел это своими собственными глазами.

Своему герою автор передал свои мысли и идеи.

Рассмотрим ещё одно упражнение, в основе которого - умственные операции по расчленению понятия, анализу и по объединению, систематизации, обобщению обнаруженных в тексте единиц (т.е. формирование регулятивных УУД). Задача учителя при выполнении подобного задания -организовать с учащимися беседу с целью определения основных особенностей каждого получившегося текста. Таким образом, работа по развитию коммуникативных УУД на основе текста состоится, только будет более усложнённой.

Перед вами предложения из разных текстов. Прочитайте их, выполните задания.

1. Найдите отрывки, которые, как вам кажется, принадлежат разным текстам, выделите их разными цветами или обозначьте любыми условными значками.

2. Сколько всего вы нашли фрагментов?

3. Восстановите тексты-оригиналы. На какие признаки текстовых фрагментов вы опирались, выполняя это задание?

4. Чем эти фрагменты различаются, а в чём вы видите их сходство?

5. В каких жизненных ситуациях могли бы быть использованы данные тексты?

В еловом лесу с утра до позднего вечера мелькают проворные белки. Белки -это большая группа грызунов, которая дала название целому семейству. Вот белки забрались на вершину высокой ели, перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю за шишками.

Размеры различных видов белок варьируются очень широко. Например, кисте-ухая белка достигает в длину 50 см и весит 1-2 кг, а миниатюрная белка-мошка имеет длину всего 10 см и весит несколько граммов.

В развилке елового сучка белочка развесила сушить крепкий подосиновик, тонкие опенки. В лесных кладовых спрятала вкусные орехи. У всех белок вытянутое гибкое тело, короткие лапы с цепкими коготками и длинный опушенный хвост. Поздней осенью переменит белка своё рыженькое платье на серую зимнюю шубку. У многих видов на концах ушей есть кисточки длинных волос. В вершине густой ёлки устроила белочка теплое гнездо. В этом гнезде она растит своих маленьких бельчат.

Шустрая белка - самый весёлый и проворный зверёк в наших лесах.

Повторим, что последовательность упражнений должна определяться их нарастающей трудностью [5, с. 11]. Внутри речевых задач одной группы может быть своя градация трудностей.

Считаем целесообразным, чтобы система упражнений, способствующих формированию коммуникативных универсальных учебных действий на основе текста, была построена с учётом постепенного наращивания трудностей: от простого анализа лексических явлений в тексте к выбору слов, к конструированию предложений, к редактированию текстов, составлению связных высказываний, т.е. есть к работе по продуцированию текста с учётом задачи общения и коммуникативной ситуации.

Итак, системный подход к решению вопросов формирования коммуникативных универсальных учебных действий открывает большие возможности в использовании текстов на уроках русского языка.

* * *

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования ; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М. : Просвещение, 2011. 79 с.

2. Обучение русскому языку в школе : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. ; под ред. Е.А. Быстровой. М. : Дрофа, 2014. 237 с.

3. Пронина Е.П. Структурно-семантический принцип и пути его реализации в преподавании школьного курса синтаксиса : учебное пособие для студентов-филологов. Куйбышев : КГПИ, 1984. 84 с.

4. Купалова А.Ю. Предупреждение ошибок в употреблении местоимений // Развитие речи на уроках русского языка. М. : Просвещение, 1965. С. 6-19.

5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М. : Просвещение, 1985. 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.