для вузов. М.: Дрофа, 2005. 253 с.
5. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения / под. ред. Т.С. Паниной. М., 2007. 176 с
6. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем. Хрестоматия по педагогической психологии. / Сост. А. И. Красило и др. М., 2010. 257 с.
© Молдахметова З. К., 2023
УДК 336
Мурзина Ю.О.
Тьютор
МОУ «Тавровская СОШ» Формула успеха» г. Белгородская область, Белгородский район с.Таврово
Юрова А.А.
Логопед
МОУ «Тавровская СОШ» Формула успеха» г. Белгородская область, Белгородский район с. Таврово
Шелякина Ю.П.
Учитель начальных классов МБОУ «ООШ № 5» г. Белгород
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ В ШКОЛЕ Аннотация
Статья посвящена вопросу обеспечения оптимальных условий для успешной интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников в школьном учреждении. Создание этих условий - задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса.
Ключевые слова:
дети с ОВЗ, тьютор, тьюторское сопровождение, методы обучения, образовательная среда.
Для обеспечения комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, учителю следует ознакомиться с особенностями каждого ребенка и руководствоваться принципом доступности при составлении учебного материала.
Дети с ограниченными возможностями — это дети с различными психическими или физическими нарушениями общего развития, которые не позволяют им вести нормальную жизнь. С точки зрения современного общества наличие того или иного недостатка не считается поводом для неправильного развития. Нарушения у данных детей вызваны проблемами при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные, сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрата [1].
Одной из важнейших задач педагогического коллектива школы является признание неповторимой ценности каждого ребенка, независимо от его индивидуальных особенностей. Сотрудничество между детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их сверстниками, которые нормально развиваются, в организации учебного процесса и внеурочной деятельности, оказывает положительное
влияние на развитие навыков общения, толерантности и формирование навыков коммуникации и взаимодействия в социальных и ролевых ситуациях. В конечном итоге, это способствует повышению адаптационных возможностей у детей.
Правильно организованная коррекционно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Учитывая, что у воспитанников с ОВЗ отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем, бедность, однообразие микросреды могут привести к ограничению возможностей развития детей. Работая над созданием коррекционно-развивающей среды, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является специально организованная коррекционно-пространственная среда: сенсорные уголки, дидактические игры, пособия, предназначенные для полноценного развития психологических процессов [2].
Очень важно найти баланс между сложностью материала и способами его представления. Если материал слишком упрощен, учащимся может быть скучно, и они могут быстро потерять интерес к учебному процессу. Однако, если материал слишком сложен, учащиеся могут ощутить фрустрацию и не справиться с заданиями.
Поэтому важно адекватно оценивать возможности и потребности учащихся. Это можно делать, используя различные методы обучения, такие как дифференцированный подход и индивидуальное обучение.
Чтобы отбирать содержание и методы обучения, оптимальные для каждого учащегося, можно провести диагностические работы и узнать их уровень знаний и навыков. Это позволит определить, какой материал будет для них подходящим и какой метод обучения будет наиболее эффективным.
Кроме того, важно учитывать и индивидуальные интересы и предпочтения учащихся. Если они обучаются в интересной и мотивирующей среде, им будет легче усваивать новый материал и развивать свои навыки.
В целом, при выборе содержания и методов обучения, необходимо учесть и сложность материала, и потребности учащихся, чтобы обеспечить оптимальные условия для их успешного обучения.
Применение активных методов обучения имеет ряд положительных эффектов. Во-первых, это повышает познавательную активность учащихся. Активная работа, задания и игры способствуют активизации мозговой деятельности и стимулируют детей к поиску решений и новых знаний. Во-вторых, активные методы обучения развивают творческие способности учащихся. Задания, требующие нестандартного подхода и творческого мышления, помогают развить у детей способность мыслить креативно и находить нестандартные решения проблем. В-третьих, активные методы обучения активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс. Дети с большим интересом и энтузиазмом относятся к уроку, проведенному в интерактивной форме. Они чувствуют свою важность и значимость, так как их мнение учитывается и их деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса. В-четвертых, активные методы обучения стимулируют самостоятельную деятельность учащихся. Дети получают возможность самостоятельно делать выборы, вырабатывать собственные стратегии и принимать ответственность за свои действия. Это развивает их навыки самоорганизации, самоконтроля и Методы, подходящие для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, включают объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный. Контроль, самоконтроль и взаимоконтроль также являются важными методами.
В заключение, чтобы создать комфортную образовательную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья, важно тщательно изучить их особенности перед началом работы. Учителю следует учитывать потребности и возможности каждого ребенка и адаптировать содержание и методы обучения для эффективного обучения и активизации учебной деятельности.
Список использованной литературы:
1.Аймаутова Н.Е., Онзимба Л.Ж.Б., Трыкина О.А. Этические проблемы социологической работы в условиях рынка // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013. № 2. С. 124-138.
2.Ананьина С.А. Актуальные проблемы и эффективные модели коррекционно-развивающего пространства для детей с ОВЗ / С.А. Ананьина // Молодой ученый. - 2017. - №49 (183). - С. 331-332 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/183/47020/ (дата обращения: 24.07.2020).
© Мурзина Ю.О., Юрова А.А., Шелякина Ю.П., 2023
УДК 37
Реджепов О.,
Преподаватель.
Гараева С.,
Преподаватель.
Туркменский сельскохозяйственный институт.
Дашогуз, Туркменистан.
ВАЖНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ЕГО ВИДОВ
Аннотация
В освоении и закреплении фонетики, грамматики, лексики иностранных языков значение учебного текста возрастает, поскольку тексты, составленные и отобранные авторами учебников, содержат весь языковой материал. Текст служит основным средством дальнейшего закрепления языкового материала. Веселые и содержательные тексты для понимания на слух — один из лучших инструментов для развития словарного запаса. Со студентами можно вести настоящие беседы на основе многих текстов. Например, дается текст о городе Ашхабаде, и учащиеся рассказывают о своем городе, исходя из содержания текста и языкового материала.
Ключевые слова:
иностранный язык, педагогика, коммуникативные навыки, студенты, преподавание, воспитание, учитель.
Abstract
In mastering and consolidating phonetics, grammar, and vocabulary of foreign languages, the importance of educational text increases, since the texts compiled and selected by the authors of textbooks contain all the language material. The text serves as the main means of further consolidation of language material. Fun and meaningful listening comprehension texts are one of the best tools for vocabulary development. You can have real conversations with students based on many texts. For example, a text is given about the city of Ashgabat, and students talk about their city based on the content of the text and language material.
Key words:
foreign language, pedagogy, communication skills, students, teaching, education, teacher.
В освоении и закреплении фонетики, грамматики, лексики иностранных языков значение учебного текста возрастает, поскольку тексты, составленные и отобранные авторами учебников, содержат весь языковой материал. Текст служит основным средством дальнейшего закрепления языкового материала.