Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВОСПИТАННИКАМИ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВОСПИТАННИКАМИ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) / мотивационный / когнитивный / креативный / деятельностный / Limited health opportunities (HIA) / motivational / cognitive / creative / activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Ю.А.

Методологическим основанием подготовки студентов к работе с обучающимися воспитанниками с ОВЗ и инвалидностью может служить профессиональный подход к обучению профессионалов в образовательном учреждении, применение современных технологий, поэтапно формирование профессиональных компетенций личности студента в соответствии с ФГОС. Это позволяет увеличить число самостоятельных, творческих, инициативных, предприимчивых людей, способных предлагать и разрабатывать инициативные идеи в профессии, находить нетрадиционные решения и реализовать образовательные проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE READINESS OF THE FUTURE TEACHER TO WORK WITH STUDENTS WITH DISABILITIES AND DISABILITIES

The methodological basis for preparing students to work with students with disabilities and disabilities can be a professional approach to training professionals in an educational institution, the use of modern technologies, the gradual formation of professional competencies of the student's personality in accordance with the Federal State Educational Standard. This makes it possible to increase the number of independent, creative, initiative, enterprising people who are able to propose and develop initiative ideas in the profession, find unconventional solutions and implement educational projects.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВОСПИТАННИКАМИ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

мире, где бизнес и дипломатия пересекаются с различными культурами, навыки адаптации и уважения к разнообразию становятся необходимыми. Английский язык помогает студентам не только эффективно общаться, но и успешно взаимодействовать в культурно разнообразных средах.

Для выпускников, специализирующихся в международных экономических отношениях, владение английским становится ключевым фактором в формировании успешной карьеры. Многие международные организации, корпорации и государственные учреждения предъявляют знание английского как обязательное требование при подборе персонала.

В контексте дипломатии и межгосударственных отношений, английский язык играет важную роль. Способность эффективно общаться на английском улучшает шансы участия в международных форумах, дипломатических переговорах и разработке стратегий сотрудничества.

В общем, преподавание английского языка студентам, изучающим международные экономические отношения, не просто является частью учебной программы, но и стратегическим вложением в будущее. Эти навыки не только расширяют горизонты студентов, но и открывают двери к мировым возможностям в сфере экономики и дипломатии.

Список использованной литературы:

1. "Английский язык в международных экономических отношениях" (М. Ю. Амелин, Т. П. Логачева)

2. "Изучение английского языка в контексте международной экономики: проблемы и перспективы" (С. А. Пермякова, О. В. Бабурина)

3. "Роль английского языка в формировании профессиональной компетенции студентов международных экономических отношений" (Е. В. Дубровская)

© Сатгельдиева А., 2023

УДК 378

Соколова Ю.А.

Ст. преподаватель кафедры «Педагогики и психологии», ФГБОУВО «Алтайский государственный гуманитарно- педагогический университет

имени В.М. Шукшина», г Бийск, Россия

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯЯ К РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВОСПИТАННИКАМИ

С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Аннотация

Методологическим основанием подготовки студентов к работе с обучающимися воспитанниками с ОВЗ и инвалидностью может служить профессиональный подход к обучению профессионалов в образовательном учреждении, применение современных технологий, поэтапно формирование профессиональных компетенций личности студента в соответствии с ФГОС.

Это позволяет увеличить число самостоятельных, творческих, инициативных, предприимчивых людей, способных предлагать и разрабатывать инициативные идеи в профессии, находить нетрадиционные решения и реализовать образовательные проекты.

Ключевые слова

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), мотивационный, когнитивный,

креативный, деятельностный.

Sokolova Yu.A.

St. teacher of the Department of "Pedagogy and Psychology", Altai State Humanitarian Pedagogical University named after V.M. Shukshin,

Biysk, Russia

THE READINESS OF THE FUTURE TEACHER TO WORK WITH STUDENTS WITH DISABILITIES AND DISABILITIES

Annotation

The methodological basis for preparing students to work with students with disabilities and disabilities can be a professional approach to training professionals in an educational institution, the use of modern technologies, the gradual formation of professional competencies of the student's personality in accordance with the Federal State Educational Standard. This makes it possible to increase the number of independent, creative, initiative, enterprising people who are able to propose and develop initiative ideas in the profession, find unconventional solutions and implement educational projects.

Keywords

Limited health opportunities (HIA), motivational, cognitive, creative, activity.

В настоящие время в отечественной системе образования происходят значительные изменения, обусловленные социально- экономическими условиями развития современного общества. Особое место в системе образования занимает образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. При этом особая функция в указанном процессе отводиться педагогу, который обеспечивает не только полученные детьми качественного образования, но и реализацию воспитательных функций.

Федеральный закон «Об образовании №273-Ф3» обеспечивает право каждого гражданина на образование на образование вне зависимости от особенностей физического и психического развития обучающихся. Реализация данного права детей с ОВЗ и инвалидностью возможна через организацию образования, которая учитывает их особые образовательные потребности, создавая в образовательных организациях специальные условия[5].

Согласно положениям профессионального стандарта педагог, в соответствии с основополагающими нормативными актами в сфере образования, учитывающими требованиями к личности педагога и его профессиональной компетентности, должен владеть навыками применения специальных подходов к обучению детей с ОВЗ и инвалидностью, психолого-педагогических технологий, оказывать помощь любому ребенку и т.д.

Будущие педагоги, студенты, которые никогда не сталкивающиеся с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья, придя работать в общеобразовательное учреждение, часто не владеют необходимыми знаниями, приемами и методиками специального учебно-воспитательного процесса, даже не смотря на то, что прошли курс коррекционной педагогики.

Отечественную систему воспитания, как и состояние российской педагогики в целом, сегодня принято характеризовать как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблемах[3, с.114].

Во - первых, это проблема имитации воспитания - его подмена или массовыми мероприятиями в свободное от уроков время, или профилактическими беседами с детьми по тому или иному поводу.

Во - вторых, это проблема бюрократизации воспитания. Речь идет об излишне большом объеме, количестве, а также неуместном наукообразии и формальности разрабатываемых школой документов -и это при нехватке у школ времени на реальную работу с детьми. Следовательно, для этого требуется большая работа, связанная с сознанием соответствующих условий для учителя.

Ю.Н. Казаков опытным путем выяснил, какие педагогические условия будут способствовать

развитию профессиональной подготовки студента, с учетом тех требований, которые предъявляются к педагогической деятельности современными стандартами. Особое внимание в работе исследователь уделяет профессиональной мотивации, которую он рассматривает как совокупность мотивов выбора профессии педагога, личностного отношения к этой профессии и степени активности студента в процессе освоения педагогической теории и практики [4,с.141].

В том случае, если в процессе профессиональной подготовки обеспечиваются условия для творческой самореализации студента, для удовлетворения личности значимых потребностей и интересов, если создаются условия для поисковой деятельности, если происходит взаимная интеграция процессов обретения академических знаний и освоения приемов практической деятельности, если студенту помогают разрабатываться в собственных устремлениях мотивах поведения, если постоянно включают студента в такую деятельность, которая ориентирована на результат, то профессиональная мотивация будущих педагогов будет развиваться в направлении позитивной динамики. При этом автор неоднократно делает акцент на необходимости активного включения студента во все виды деятельности, которые стимулируют развитие интереса к профессии, позволяет студенту увидеть себя в профессии.

При проведения мной исследования были определены и раскрыты компоненты готовности будущего учителя к работе с учащимися с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательных учреждениях.

Мотивационный - это совокупность стойких мотивов к работе, направленность к осуществлению эффективного процесса обучения, признание каждого ученика субъектом учебной деятельности, формирование внутренней готовности к позитивному восприятию учеников с ОВЗ и инвалидностью;

Когнитивный - система знаний и представлений о проблеме инвалидности, особенности психического и физического развития лиц с ОВЗ и особенностях построения педагогического процесса с такими учащимися[1.с.113];

Креативный - отражает творческую активность и личностное особенности педагога, позволяющие создавать новые материальные и духовные ценности, а также развивать творческий потенциал учащихся с ОВЗ и инвалидностью, руководствуясь их возможностями;

Деятельностный - состоит из способов и приемов реализации профессионально- педагогических знаний в работе с лицами ОВЗ и инвалидностью, и предлагает формирование у будущих учителей соответствующих профессиональных компетенций[2, с.123].

Для оценки психолого- педагогической готовности к работе с детьми ОВЗ и инвалидностью необходимо выявить её качественные характеристики, то есть уровни. Мы выделяем три уровня сформированности готовности будущих учителей: пороговый, базовый и повышенный

Пороговый уровень (1-5 баллов) характеризуется минимальным бессистемным набором профессиональных компетенций. Знания об потребностях и личности людей с ОВЗ и инвалидностью носит характер житейских представлений. Студенты испытывают затруднения в выявлении образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, в организации сотрудничества и партнерства учащихся для осуществления инклюзивно учебно-воспитательного процесса. Студенты не планируют в будущей профессиональной деятельности выстраивать индивидуальный личностно-ориентированный маршрут «особого» ребенка в процессе образования.

Базовый уровень (6-10 баллов) характеризуется тем, что профессиональные компетенции сформированы недостаточно системно, не всегда эффективно применяются в той или иной педагогической ситуации. Студенты не в полной мере могут адаптировать образовательную среду к особым потребностям учеников с ОВЗ и инвалидностью, но с готовностью принимают идеи и принципы обучения детей с ОВЗ и инвалидностью.

Повышенный уровень (11-15 баллов) характеризуется в полной мере системно сформированными профессиональными компетенциями, позволяющими достичь высокого профессионального результата. Прочные знания теории. Студенты нацелены на эффективную профессиональную деятельность в

общеобразовательных учреждениях для обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидностью. Студенты владеют приемами и методами достижения педагогических целей в образовании, диагностическим инструментарием. Профессионально важные личностные качества педагога сформированы в полной мере.

Таким образом, социальный заказ на специалиста по работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательных учреждениях будет преодолен, если в процессе профессиональной подготовки обеспечиваются условия для творческой самореализации студента, для удовлетворения личности значимых потребностей и интересов, если создаются условия для поисковой деятельности Список использованной литературы:

1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании //Педагогика: научно-теоретический журнал.-2019-№.4 - С.111-117.

2. Божевич Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж:НПО МОДЭК, 2017-135с.

3. Битова А.Л.Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации //Научно практический сборник-2017-Вып.3-С.112-116.

4. Казаков Ю.Н. Психическая оценка учебной и профессиональной мотивации студента // Российская академия социальных наук.-Москва:РАСН, 2019 -438с.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012. №273-Ф3.

© Соколова Ю.А., 2023

УДК 336

Сульженко Ю.А.

Заместитель директора МОУ «Тавровская СОШ» Формула успеха» г. Белгородская область, Белгородский район с. Таврово

Мурзина Ю.О. Тьютор

МОУ «Тавровская СОШ» Формула успеха» г. Белгородская область, Белгородский район с. Таврово

Щебетова А.Л. Педагог-психолог МОУ «Тавровская СОШ» Формула успеха» г. Белгородская область, Белгородский район с. Таврово

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В данной статье описана важность тьюторского сопровождения в процессе индивидуального обучения в учебных заведениях.

Ключевые слова:

Тьюторство, тьюторское сопровождение, образовательный процесс, индивидуализация.

Тьюторство - сравнительно новая специальность в системе российского образования, основанная в Великобритании. Тьютор, будучи наставником и опекуном, занимается разработкой индивидуальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.