Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
интерактивный подход / методика / коммуникация / коммуникативно-интерактивном подход / мыследеятельность / interactive approach / methodology / communication / communicative-interactive approach / mental activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молдахметова З.К.

В данной статье рассматривается вопрос интерактивного подхода к изучению иностранного языка в старших классах в средней общеобразовательной школе. Целью исследования является теоретически обосновать важность применения интерактивного метода на уроках иностранного языка в старших классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молдахметова З.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE APPROACH TO STUDYING A FOREIGN LANGUAGE IN SENIOR CLASSES IN SECONDARY SCHOOL

This article discusses the issue of an interactive approach to learning a foreign language in high school in a secondary school. The purpose of the study is to theoretically substantiate the importance of using the interactive method in foreign language lessons in high school.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

обратной связи. Это особенно значимо для учеников, испытывающих трудности в обучении математике. Поэтому для этой группы учащихся рекомендуется проводить дополнительные очные занятия, в ходе которых также используются видеофрагменты с решениями заданий, при этом присутствует учитель, который может оказать помощь в решении задач и закреплении материала.

Активное использование обучающих видеороликов на электронной платформе "Моя школа" стало стимулом для создания собственной базы видеоуроков по основным темам алгебры и геометрии для учащихся 9 классов. Эти видеоуроки теперь доступны ученикам Шуховского лицея через общий чат 9 классов на платформе "Сферум" в социальной сети ВКонтакте. Здесь учащиеся имеют возможность общаться с учителем, получать индивидуальную обратную связь и активно обсуждать решения заданий с одноклассниками. Эта новая возможность обучения дистанционному формату позволяет учащимся получать дополнительную помощь и поддержку от своего учителя, расширяя свои знания и навыки в алгебре и геометрии.

В заключение, хочу отметить несколько преимуществ и перспектив дифференцированного подхода с применением электронного обучения в процессе подготовки к ОГЭ по математике. Во-первых, такой подход способствует индивидуализации образовательного процесса, учитывая индивидуальные потребности каждого ученика. Во-вторых, электронное обучение позволяет осуществлять самостоятельную работу с материалом вне школьной или классной обстановки. Ученики имеют возможность изучать теорию и выполнять практические задания в любое удобное для них время и место. В-третьих, такой подход способствует развитию самостоятельности и дисциплинированности в процессе подготовки к экзаменам. Кроме того, дифференцированный подход с использованием электронного обучения способствует повышению мотивации учеников к изучению математики.

Список использованной литературы:

1. Герасимович Н.В., Якушенкова И.Ю. Возможности использования графического планшета/ Н.В. Герасимович, И.Ю. Якушенкова // Профессиональное образование.- 2013.- №2. -С.54-58

2. Федеральный государственный образовательный стандарт Основного общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2019. — 48 с.

© Мартова А.С., 2023

УДК 371.311.5

Молдахметова З.К.

преподаватель КГУ им. Бердаха г. Нукус, Узбекистан

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос интерактивного подхода к изучению иностранного языка в старших классах в средней общеобразовательной школе. Целью исследования является теоретически обосновать важность применения интерактивного метода на уроках иностранного языка в старших классах

Ключевые слова:

интерактивный подход, методика, коммуникация, коммуникативно-интерактивном подход, мыследеятельность.

Moldakhmetova Z.K.

Lecturer at KSU named after. Berdah Nukus, Uzbekistan

INTERACTIVE APPROACH TO STUDYING A FOREIGN LANGUAGE IN SENIOR CLASSES IN SECONDARY SCHOOL

Abstract

This article discusses the issue of an interactive approach to learning a foreign language in high school in a secondary school. The purpose of the study is to theoretically substantiate the importance of using the interactive method in foreign language lessons in high school.

Key words:

interactive approach, methodology, communication, communicative-interactive approach, mental activity.

На современном этапе развития методики преподавания иностранных языков наблюдается тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности - интерактивному подходу. В то же время методисты все еще не выработали однозначного понимания понятия «интерактивный подход». К. Роджерс и некоторые другие зарубежные авторы полагаю, что интерактивный подход можно отождествлять с коммуникативным подходом, полагая при этом, что «интерактивная модель овладения иностранным языком предполагает, что обучение происходит в процессе участия в языковых актах» [6, с. 41].

Т.С. Панина придерживается иного мнения, согласно которому «основное внимание при коммуникативно-интерактивном подходе должно 11 уделяться непосредственно процессу коммуникации и учебной ситуации» [5, с. 36], в то время как коммуникативное обучение учитывает именно коммуникативные функции языка.

Исходя из определения Р.П. Мильруда, мы заключаем, что интерактивный подход представляет собой средство достижения коммуникативной цели на уроках английского языка, при этом он отличается от принципа коммуникативности тем, что при интерактивном подходе на самом деле наблюдается сотрудничество учащихся, а основная нагрузка ложится на развитие умений коммуникации и интеракции при групповой работе [4, с. 12].

На основании вышеизложенного мы приходим к выводу, что в широком смысле понятие «интерактивность» является одним из основных принципов обучения. При этом ведущими признаками и инструментами интерактивного взаимодействия являются полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, ситуация успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др. [4, с. 13], т.е. можно говорить о том, что интерактивность в обучении предполагает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

При интерактивном взаимодействии на уроках английского языка исключается доминирование одного участника общения над другим. Такой подход позволяет научить учащихся критическому мышлению, решению сложных языковых проблем при помощи анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешиванию предлагаемого мнения, принятию взвешенных и продуманных решений, участию в дискуссиях, обсуждения и уважительному общению друг с другом. Для этого на уроках необходимо организовать индивидуальную, парную и групповую работу, использовать исследовательские проекты, ролевые игры, творческие работы и др. как варианты проведения уроков.

Таким образом, интерактивный подход при обучении иностранным языкам в целом и английскому языку в частности включает активное взаимодействие всех учащихся группы, в процессе которого наблюдается взаимообогащающий обмен аутентичной личностно значимой информацией на иностранном языке, при этом приобретаются умения межличностного общения. Отметим, что важным

является не только научить старшеклассников обмениваться информацией на английском языке, но и научить самому процессу общения, умению слушать и слышать других участников общения, умению логично и аргументировано выражать свои мысли в устной или письменной форме, уважительно принимать чужую точку зрения.

Основными методическими принципами интерактивного подхода к обучению английскому языку являются следующие: 1) общение на английском языке для получения и продуцирования аутентичной информации, которая является интересной и важной для всех учащихся группы; 2) совместная деятельность, в которой присутствует взаимосвязь говорящего, слушающего и ситуативного контекста; 3) изменение традиционной роли учителя в процессе обучения, которое заключается в демократическом стиле общения; 4) рефлективность обучения, сознательное и критическое осмысление действий, мотивов, качества и результатов как учителем, так и учащимися [2, с. 104].

Отметим также, что на эффективность процесса обучения английскому языку при интерактивном подходе влияет реализация нижеприведенных принципов: 1) комплексный подход к процессу обучения с учетом коммуникативно - ситуативного подхода; 2) интерактивность; 3) дифференцированный подход; 4) учет индивидуальных особенностей учащихся; 5) вариативность режима работы на уроке; 6) проблемность (как в процессе организации учебных материалов, так и при организации самого учебного процесса) [3, с. 36].

Мы полагаем, что вышеизложенные принципы интерактивного подхода должны составлять теоретическую основу для проведения уроков по иностранному языку в старших классах. Интересным представляется опыт обучения взаимодействию на иностранном языке на основе интерактивного подхода, предложенного Л.К. Гейхман. Так, модель интерактивного обучения общению является двухфазным образованием, в котором на первой фазе при помощи общения осуществляется обучение взаимодействию, в результате чего наблюдается групповая динамика, приводящая к развитию толерантности и формирующая умение сотрудничать.

На второй фазе происходит целенаправленное обучение непосредственно общению как развиваемому на основе сформированного взаимодействия специально фиксированному объекту. Отметим, что общение на данной фазе представляет собой прежде всего цель, а не средство обучения [1, с. 10]. Отметим, что в диссертации Л.К. Гейхман, посвященной использованию интерактивного обучения иностранному языку по вышеописанной модели, показало следующее: 1) развитие учащихся как субъектов коммуникативной деятельности сводится к наращиванию интерактивной составляющей коммуникативной компетентности; 2) развитие учащихся как субъектов взаимодействия сводится к сотрудничеству; 3) развитие учащихся как субъектов межкультурной коммуникации и иноязычного общения заключается в развитии толерантности; 4) развитие учащихся как субъектов паритетного общения заключается в диалогическом общении [1, с. 12 - 13].

На основании вышеизложенного материала мы можем заключить, что интерактивное обучение сводится к следующем: - обучение общению в процессе общения и посредством общения; - обучение общению в процессе взаимодействия, которое осуществляется посредством общения и на его основе; -общение как самостоятельная цель обучения с учетом ранее сформированного сотрудничества.

Список использованной литературы:

1. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению: Общепедагогический подход / автореф. 13.00.01 диссер. доктора педагогических наук. Екатеринбург, 2003. 23 с.

2. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. 287 с.

3. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта: Педагогика / М. В. Кларин. М., 2010. 241 с.

4. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие

для вузов. М.: Дрофа, 2005. 253 с.

5. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения / под. ред. Т.С. Паниной. М., 2007. 176 с

6. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем. Хрестоматия по педагогической психологии. / Сост. А. И. Красило и др. М., 2010. 257 с.

© Молдахметова З. К., 2023

УДК 336

Мурзина Ю.О.

Тьютор

МОУ «Тавровская СОШ» Формула успеха» г. Белгородская область, Белгородский район с.Таврово

Юрова А.А.

Логопед

МОУ «Тавровская СОШ» Формула успеха» г. Белгородская область, Белгородский район с. Таврово

Шелякина Ю.П.

Учитель начальных классов МБОУ «ООШ № 5» г. Белгород

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ В ШКОЛЕ Аннотация

Статья посвящена вопросу обеспечения оптимальных условий для успешной интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников в школьном учреждении. Создание этих условий - задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса.

Ключевые слова:

дети с ОВЗ, тьютор, тьюторское сопровождение, методы обучения, образовательная среда.

Для обеспечения комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, учителю следует ознакомиться с особенностями каждого ребенка и руководствоваться принципом доступности при составлении учебного материала.

Дети с ограниченными возможностями — это дети с различными психическими или физическими нарушениями общего развития, которые не позволяют им вести нормальную жизнь. С точки зрения современного общества наличие того или иного недостатка не считается поводом для неправильного развития. Нарушения у данных детей вызваны проблемами при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные, сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрата [1].

Одной из важнейших задач педагогического коллектива школы является признание неповторимой ценности каждого ребенка, независимо от его индивидуальных особенностей. Сотрудничество между детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их сверстниками, которые нормально развиваются, в организации учебного процесса и внеурочной деятельности, оказывает положительное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.