3. Chuprov V.I., Osipova M.A. Sociologiya upravleniya. Teoreticheskie osnovy: Uchebnik. Moskva, 2011.
4. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhristyuk M.S., Gadzhieva P.D. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
5. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Amambaeva N.S., Asil'derova M.M., Ben A.M., Gadzhieva P.D., Gadzaova L.P, Dzidzoeva S.M. i dr. Lichnost'vsovremennojreal'nosti: pedagogicheskie, psihologicheskie, lingvisticheskie, pravovye aspekty: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
Статья поступила в редакцию 22.10.18
УДК 159.922
Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Volunkina V.E., student, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
PASSABLE RESULTS OF STUDYING READINESS TO IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION. The article compares the results of a pilot study of the readiness of teachers working in the school and students, future teachers. The issue considered by the authors is relevant in the current state of the educational system in Russia, inclusive education becomes part of the general, respectively, the question arises about the profiling of the training of future teachers and the retraining of teachers with experience in ordinary classes. The processing of the results of the study showed a fairly pronounced difference between the specifics of readiness for work with children with disabilities in teachers and students. Teachers demonstrate great interest in working with such children than students, that from our points of view it is connected with the specifics of self-realization in the profession.
Key words: readiness, inclusive education, teachers, students.
О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
В.Е. Волынкина, студ. ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены сравнительные результаты пилотажного исследования готовности педагогов, работающих в школе, и студентов - будущих учителей. Рассмотренный авторами вопрос является актуальным для современного состояния образовательной системы России, т. к. инклюзивное образование становится частью общего, соответственно, возникает вопрос о профилизации подготовки будущих учителей и переподготовке учителей со стажем работы в обычных классах. Обработка результатов исследования показала достаточно выраженную разницу между спецификой готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья у педагогов и студентов. Педагоги демонстрируют большую заинтересованность в работе с такими детьми, чем студенты, что, с нашей точки зрения, связано со спецификой самореализации в профессии.
Ключевые слова: готовность, инклюзивное образование, учителя, студенты.
В настоящее время инклюзивное образование является образовательной реальностью, т. к. с 1 января 2016 г. вступили в силу основные положения Федерального закона от 1 декабря 2014 г № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»). Однако на современном этапе развития общества возникает противоречие между высоким уровнем востребованности специалистов, способных работать в этой системе и необходимостью переподготовки педагогов, привыкших работать в парадигме традиционного образования. В этом контексте закономерно возникает вопрос о готовности будущих специалистов к данному виду деятельности и потребностью в изучении данного параметра профессионального развития. Для решения данной задачи нами проведено теоретическое и эмпирическое исследование.
Анализ литературных источников по данной проблеме показал разнообразие трактовок понятия «готовность». В психологическом словаре приводится такое определение профессиональной готовности: «субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определённой профессиональной деятельности и стремящейся её выполнять» [1, с. 148]. Данное понимание отдельные исследователи расширяют через авторское объяснение в контексте инклюзивного образования.
Ю.В. Шумиловская готовность будущего учителя к работе в условиях инклюзивного образования определяет как «совокупность знаний и представлений об особенностях учащихся с ограниченными возможностями здоровья, владение способами и приёмами работы с этими учениками в условиях инклюзивного образования, а также сформированность определённых личностных качеств, обеспечивающих устойчивую мотивацию к данной деятельности» [2, с. 49].
Именно данное понимание готовности является для нас базовым для составления опросника, в котором сочетаются вопросы осведомлённости о системе инклюзивного образования, психологическая и профессиональная готовность к работе в ней, вопросы о потребности в переквалификации. Структура вопросов опросника однородная с готовыми вариантами ответов, обработка предусмотрена по принципу подсчёта среднего арифметического.
Эмпирическое исследование проведено нами на выборке студентов ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» (42 студента) и на выборке учителей МБОУ «Алтайская СОШ №2 имени Почётного гражданина Алтайского края И.А. Яркина» (24 человека). Использовался разработанный нами для целей исследования опросник, о котором упоминается выше.
Обобщение количественных данных исследования позволяет представить следующие результаты. Знают о введении инклюзивного образования, но не зна-
ют нормативных документов 34 студента и 18 учителей (40% и 21% из общего числа опрошенных); знают, на основании каких документов введено инклюзивное образование в России, 3 студента и 24 учителя (4% и 29% соответственно); не имеют представления об инклюзивном образовании в России 5 студентов и 0 учителей (6% и 0% соответственно).
Считают, что инклюзивное образование является важной составной частью развития современного общества 27 студентов и 17 учителей (32% и 20% из общего числа опрошенных); не считают - 4 студента и 0 учителей (5% и 0%); не уверены в необходимости инклюзивного образования 6 студентов и 21 учитель (7% и 25%); считают инклюзивное образование необходимым, но не уверены в его эффективности 5 студентов и 4 учителя (6% и 5%).
22 студента (26%) и 14 учителей (17%) считают создание доступной среды инклюзивного образования фактором, способствующим наиболее эффективной реализации инклюзивного образования; 9 студентов (11%) и 6 учителей (7%) - качественную подготовку будущих учителей к работе в системе инклюзивного образования; 5 студентов (6%) и 9 учителей (11%) - наличие в общеобразовательной школе специалистов со специальным дефектологическим образованием; 4 сту-дента(5%) и ни один учитель - формирование психологически безопасной образовательной среды для детей с ОВЗ; 1 студент (1%) и ни один учитель - повышение квалификации или переподготовка учителей по специальным программам для работы в системе инклюзивного образования; 1 студент (1%) и 9 учителей (11%) - возможность тьюторского сопровождения детей с ОВЗ.
Считают наличие в общеобразовательной школе специалистов со специальным дефектологическим образованием второстепенным фактором, способствующим наиболее эффективной реализации инклюзивного образования, 13 студентов (15%) и 5 учителей (6%); 7 студентов и 7 учителей (по 8%) - качественную подготовку будущих учителей к работе в системе инклюзивного образования; 6 студентов (7%) и 1 учитель (1%) - формирование психологически безопасной образовательной среды для детей с ОВЗ; 6 студентов (7%) и 8 учителей (9%) -создание доступной среды инклюзивного образования; 5 студентов (6%) и 6 учителей (7%) - дифференцированную систему оплаты работы учителей, реализующих инклюзивное образование; 3 студента (4%) и 10 учителей (12%) - возможность тьюторского сопровождения детей с ОВЗ; 2 студента (2%) и 5 учителей (6%) - повышение квалификации или переподготовка учителей по специальным программам для работы в системе инклюзивного образования.
Формирование психологически безопасной образовательной среды для детей с ОВЗ фактором, менее способствующим наиболее эффективной реализации инклюзивного образования, считают 10 студентов (12%) и 6 учителей (7%); 8 студентов (9%) и 7 учителей (8%) - дифференцированную систему опла-
ты работы учителей, реализующих инклюзивное образование; 8 студентов и 8 учителей (по 9%) - наличие в общеобразовательной школе специалистов со специальным дефектологическим образованием; 6 студентов (7%) и 5 учителей (6%) - качественную подготовку будущих учителей к работе в системе инклюзивного образования; 5 студентов и 5 учителей (по 6%) - возможность тьюторского сопровождения детей с ОВЗ; 4 студентов (5%) и 7 учителей (8%) - повышение квалификации или переподготовка учителей по специальным программам для работы в системе инклюзивного образования; 1 студент (1%) и 4 учителя (5%) -создание доступной среды инклюзивного образования.
Мнение о том, что у них отсутствует психологическая и профессиональная готовность к работе в системе инклюзивного образования, свойственно 23 студентам (27%) и 1 учителю (1%) из всех опрошенных; 12 студентов (14%) и 9 учителей (11%) считают, что обладают необходимым уровнем психологической готовности к работе в системе инклюзивного образования, но им недостаточно теоретических и методических знаний: 5 студентов (6%) и 13 учителей (15%) утверждают, что их профессиональные знания соответствуют специфике работы в системе инклюзивного образования, но им недостаточно психологической готовности к его реализации; 2 студента (2%) и 19 учителей (23%) утверждают, что их профессиональные знания и психологическая готовность полностью соответствуют работе в системе инклюзивного образования.
Мнение респондентов о специфике обучения и воспитания детей с ОВЗ достаточно разнородно: 14 студентов (17%) и ни один учитель считают основной базой для обучения и воспитания детей с ОВЗ частичную инклюзию (совмещение надомного обучения с посещением массовой школы); 11 студентов (13%) и 16 учителей (19%) - специальную школу-интернат, в которой работают специалисты дефектологического профиля; 7 студентов (8%) и 1 учитель (1%) - специальные классы в общеобразовательной школе с возможностью проведения общих внеурочных и воспитательных мероприятий; 7 студентов (8%) и 6 учителей (7%) - инклюзивное образование как полную интеграцию с образовательной средой сверстников; 3 студента (4%) и 19 учителей (23%) -надомное обучение.
Значительная часть студентов - 31 студент (37%) и 3 учителя (4%) утверждают, что для них профессиональная переподготовка для работы в системе инклюзивного образования возможна для расширения кругозора, но без необходимости работать в инклюзивном образовании; 7 студентов (8%) и 19 учителей
Библиографический список
(23%) имеют потребность в профессиональной переподготовке для работы в системе инклюзивного образования; 4 студента (5%) и 20 учителей (23%) не имеют данной потребности.
Некоторая часть опрошенных - 16 студентов (19%) и 20 учителей (24%) -считают, что введение инклюзивного образования, скорее всего, может стать причиной нежелания работать в общеобразовательной школе; 13 студентов (15%) и 16 учителей (19%) считают, что введение инклюзивного образования, скорее всего, не может стать причиной нежелания работать в общеобразовательной школе; 10 студентов (12%) и 2 учителя (2%) уверены, что введение инклюзивного образования может стать причиной нежелания работать в общеобразовательной школе; 3 студента (4%) и 4 учителя (5%) уверены, что введение инклюзивного образования не может стать причиной нежелания работать в общеобразовательной школе.
Относительно уровня готовности студентов и учителей к работе с детьми, имеющими ОВЗ, выделены следующие результаты: 14 студентов (17%) и 12 учителей (14%) готовы работать в системе инклюзивного образования при условии наличия в школе доступной образовательной среды, включая тьюторское сопровождение, и современной технической и методической базы; 11 студентов (13%) и 15 учителей (18%) - при условии наличия желания и профессиональных компетенций; 9 студентов (11%) утверждают, что никакие условия не являются аргументом для работы в системе инклюзивного образования, ни один учитель из всех опрошенных не выбрал этого варианта ответа; 8 студентов (9%) и 14 учителей (17%) готовы работать в системе инклюзивного образования при наличии высокого уровня оплаты труда; 2 студента (2%) и 13 учителей (15%) готовы работать в системе инклюзивного образования при наличии возможности соответствующей переподготовки и повышения квалификации.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать предварительный вывод о том, что опытные учителя в большей степени готовы к работе в сфере инклюзивного образования, нежели студенты, не имеющие опыта работы в школах. По нашему мнению, данное исследование является пилотажным, т. к. даёт возможность апробировать опросник и наметить перспективы, которые заключаются, в первую очередь, в расширении базы респондентов и использовании методов математической статистики для обработки данных. Вместе с тем, полученные результаты позволяют пересмотреть варианты подготовки будущих учителей и переподготовки уже работающих педагогов.
1. Копорулина В.Н. Психологический словарь. Под общей редакцией Ю.Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
2. Шумиловская Ю.В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Шуя, 2011.
References
1. Koporulina V.N. Psihologicheskijslovar'. Pod obschej redakciej Yu.L. Nejmera. Rostov-na-Donu: Feniks, 2003.
2. Shumilovskaya Yu.V. Podgotovka buduschego uchitelya k rabote s uchaschimisya v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Shuya, 2011.
Статья поступила в редакцию 25.07.18
УДК 159.9
Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Dmitriev M.M., student, Faculty of Journalism, Moscow International University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
STRUCTURE AND CONTENTS OF LEGAL NIHILISM AND THE POSSIBILITY OF ITS PREVENTION. Legal consciousness is a system of beliefs, knowledge, skills, attitudes towards the rule of law, to law enforcement agencies that regulate the behavior of people in the "person-right" system. The structure of legal consciousness includes legal ideology, legal psychology, realization of legal norms. The opposite of legal consciousness is legal nihilism. It manifests itself in the conscious non-observance of laws, the formation of anti-legal ideology, psychology. The general logic of overcoming legal nihilism in the consciousness of affairs in the field of affairs includes a number of fundamental provisions. The main ones are the demonstration of contradiction, inconsistencies with common sense for distorted assessments and views, a clear understanding of the meaning of legal nihilism, its manifestations.
Key words: legal nihilism, right, police, prevention, legal consciousness.
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. АНО ВО «Московский международный университет»; проф. каф. педагогики и психологии,
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», E-mail: [email protected]
ММ Дмитриев, студент, факультет «Журналистики», АНО ВО «Московский международный университет», г. Москва,
E-mail: [email protected]
РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ЖУРНАЛИСТА
Умение распознавать эмоциональные состояния и намерения человека по его невербальным сигналам, а также контролировать собственное невербальное поведение - это неотъемлемый элемент организации профессионального общения журналиста. В статье рассматриваются наиболее важные в журналистской среде особенности мимических сигналов, сигналов пластики тела и интонационных модуляций, которые выдают стрессовое или уверенно-доминантное состояние интервьюируемого. Одной из приоритетных задач журналиста является достижение раппорта между собой и собеседником, спо-