Научная статья на тему 'ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ'

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

731
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЕМЬЯ И КОМПОНЕНТЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Людмила Викторовна

В статье рассматриваются вопросы тьюторского сопровождения семьи в построении семейной образовательной среды с учётом ресурсов и характеристики семьи; сопровождение в проектировании образовательной среды и реализации адаптивной образовательной программы. Рассмотрены возможности обеспечения тьютором доступности среды с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребёнка. Тьютор выступает как специалист, который координирует и контролирует реализацию составленной программы, стимулирует активность значимых взрослых. Охарактеризованы компоненты, технологические этапы сопровождения: диагностический, организационный, аналитический. Описаны компетенции тьютора, необходимые при реализации тьюторского сопровождения семьи, связанные с активным слушанием, умением выстраивать конструктивно обратную связь, умение задавать «сильные» развивающие вопросы, общаться без советов и оценок, осуществлять целеполагание в формате конечного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полякова Людмила Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR SUPPORT FOR FAMILIES WITH CHILDREN AND ADOLESCENTS

The article deals with the issues of tutor support of the family in the construction of a family educational environment, taking into account the resources and characteristics of the family; support in the design of the educational environment and the implementation of an adaptive educational program. The possibilities of ensuring the accessibility of the environment by the tutor, taking into account the psychophysical development, individual capabilities and the state of health of the child, are considered. The tutor acts as a specialist who coordinates and controls the implementation of the compiled program, stimulates the activity of significant adults. Components, technological stages of maintenance are characterized: diagnostic, organizational, analytical. The author describes the tutor's competencies necessary for the implementation of tutor support for the family, related to active listening, the ability to build constructive feedback, the ability to ask "strong" developmental questions, communicate without advice and assessments, and implement goal-setting in the format of the final result.

Текст научной работы на тему «ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ»

Семья и школа Family and school

Научнаястатья

УДК 37.

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-5-53-68

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ семей С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

Людмила Викторовна Полякова

Московский педагогический государственный университет г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-6071-2603 lv.polyakova@mpgu.su

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы тьюторского сопровождения семьи в построении семейной образовательной среды с учётом ресурсов и характеристики семьи; сопровождение в проектировании образовательной среды и реализации адаптивной образовательной программы. Рассмотрены возможности обеспечения тьютором доступности среды с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребёнка. Тьютор выступает как специалист, который координирует и контролирует реализацию составленной программы, стимулирует активность значимых взрослых. Охарактеризованы компоненты, технологические этапы сопровождения: диагностический, организационный, аналитический. Описаны компетенции тьютора, необходимые при реализации тьюторского сопровождения семьи, связанные с активным слушанием, умением выстраивать конструктивно обратную связь, умение задавать «сильные» развивающие вопросы, общаться без советов и оценок, осуществлять целеполагание в формате конечного результата.

Ключевые слова: тьюторское сопровождение, семья и компоненты тьюторского сопровождения, компетенции, активное слушание

Для цитирования: Полякова Л.В. Тьюторское сопровождение семей с детьми и подростками // Педагогика: история, перспективы.2021. Том. 4. № 5. С. 53-68 DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-5-53-68

Originalarticle

TUTOR SUPPORT FOR FAMILIES WITH CHILDREN AND ADOLESCENTS

Lyudmila V.Polyakova

Moscow Pedagogical State University Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-6071-2603 lv.polyakova@mpgu.su

Annotation. The article deals with the issues of tutor support of the family in the construction of a family educational environment, taking into account the resources and characteristics of the family; support in the design of the educational environment and the implementation of an adaptive educational program. The possibilities of ensuring the accessibility of the environment by the tutor, taking into account the psychophysical development, individual capabilities and the state of health of the child, are considered. The tutor acts as a specialist who coordinates and controls the implementation of the compiled program, stimulates the activity of significant adults. Components, technological stages of maintenance are characterized: diagnostic, organizational, analytical. The author describes the tutor's competencies necessary for the implementation of tutor support for the family, related to active listening, the ability to build constructive feedback, the ability to ask "strong" developmental questions, communicate without advice and assessments, and implement goal-setting in the format of the final result.

Keywords: tutor support, family and components of tutor support, competencies, active listening.

For citation: Polyakova L.V. Tutor support for families with children and adolescents. Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. No. 5. PP. 53-68 (InRuss.) DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-5-53-68

Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.

Фаина Раневская

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

Василий Сухомлинский

Тьюторское сопровождение семей с детьми и подростками актуальное, но мало разработанное направление в тьюторской практике. Родители или лица, их замещающие нуждаются в помощи и поддержке, чтобы создать условия, позволяющие детям нормально развиваться, понимать трудности и возможности ребенка. Тьюторское сопровождение семьи с детьми и подростками в повседневной практике реализуется:

Рисунок 1 Тьюторское сопровождение семьи с детьми и подростками

Figure 1 Tutor support for families with children and adolescents

при переходе подростка в новую образовательную ситуацию

воспитывают, ей ребенка с ОВЗ тьюторское сопровождение семьи при работе с детьми группы риска

при работе с одарённым ребенком

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of the scientific article Для реализации этих направлений сегодня используются ресурсы семьи, и семья становится субъектом проектирования индивидуальной образовательной траектории, однако, эту субъектность впоследствии она должна делегировать самому ребенку. Традиционных форм (лекции, семинары) не достаточно, поскольку важно, чтобы взаимодействие не сводилось только к трансляции норм, правил, фиксации достижений субъектов взаимодействия. По замыслу авторов сопровождения это должна быть «оригинальная форма со-развития детей и взрослых» [1, с. 4].

Семья в разной степени нуждается в помощи и поддержке для реализации функций, предписываемых обществом. Ведь семейное воспитание это процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми, с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности. Степень помощи и поддержки зависит от структурных и индивидуальных характеристик семьи. И как результат от состояния семьи в процессе адаптации в обществе, то есть от социального статуса семьи.

Схема 1 Структурные и индивидуальные характеристики семьи Figure 1 Structural and Individual Family Characteristics

Структурные характеристики семьи Индивидуальные характеристики семьи

• наличие брачных партнеров; • стадия жизненного цикла семьи; • порядок заключения брака; • количество поколений в семье; • количество детей • демографические, • физиологические, • психологические, • патологические привычки взрослых членов семьи, • характеристики ребенка

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of the scientific article

В социальной педагогике выделяют четыре типа социального статуса.

1. Социально-экономический - материальное состояние семьи, которое складывается из имущественной обеспеченности: уровня доходов семьи, жилищных условий, предметного окружения и социально-демографических характеристик её членов.

2. Социально-психологический статус - устойчивый эмоциональный настрой, основными характеристиками которого являются: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания, взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.

3. Социокультурный статус семьи определяется общей культурой семьи, в которую входят два компонента: уровень образования взрослых и непосредственно бытовая и поведенческая культура членов семьи.

4. Социо-ролевой статус определяется отношением к ребенку: высокий уровень -конструктивное отношение к ребенку, средний - акцентуация на его проблемах, низкий - игнорирование проблем ребенка и негативное отношение к нему. Анализ представленных характеристик позволяет более точно определить ресурсы семьи по отношению к наделенным функциям и подобрать формы взаимодействия. Зафиксировать наиболее проблемные характеристики, осознание и изменение которых способствует более эффективному функционированию семьи. На основе четырех типов социального статуса выделяют благополучные, семьи группы риска, неблагополучные и семьи группы риска.

Схема 2 Выделение видов семей на основе типов социального статуса Figure 2 Identifying types of families based on types of social status

Благополучная семья 1-> • Обладает материальным резервом, имеет психологический и культурный потенциал. • Ориентирована на самостоятельное решение проблем. • Все виды социального статуса на высоком уровне. • Имеет высокий уровень социальной адаптации. ^

Семья группы риска 1 J \ • Присутствует некоторое отклонение от нормы, это отклонение не позволяет определить её как благополучную, однако пока отклонение не является дезадаптирующим. • Социальные статусы - высокий и средний уровни. У

Неблагополучная семья 1, > • Имеют низкий социальный статус в какой- ^^ либо из сфер. В связи с этим возникает необходимость осознания данной характеристики с последующей коррекцией. • Сложно противостоять неблагополучным обстоятельстам. • Дефециты ресурсов связаны с возрастными, половыми, национальными, культурными и психофизиологическими индивидуальными особенностями. ^

Ассоциальная семья V У Л • Наличие крайних форм социального неблагополучия. • Низкий уровень социального статуса. • Наличие ассоциальных форм поведения членов семьи.

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of the scientific article Тьюторское сопровождение семьи - это педагогическая деятельность по проектированию и реализации эффективного сотрудничества семьи и учреждения, в котором работает тьютор; совершенствование системы комплексного сопровождения. Взаимодействие с семьёй это одна из функций всех специалистов, которые работают с ребенком, однако, каждый из них осуществляет деятельность в рамках своей компетенции. Для целостного решения проблемы необходим специалист, который координирует и контролирует реализацию составленной программы, стимулирует активность значимых взрослых.

Цель тьюторского сопровождения семьи является повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьи по разрешению проблем психолого-педагогической адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка.

Задачи тьюторского сопровождения родителей:

- просвещение родителей;

- помощь в умении общаться с ребенком, определять результативные пути взаимодействия с ним;

- снятие тревожности, преодоление психологических барьеров, формирование позитивных психологических установок в сознании родителей;

- формирование благоприятного микроклимата в семье.

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие направления сопровождения семьи:

1. Организация совместной деятельности детей и взрослых на основе семейных интересов и ценностей, в ходе которой происходит осознание родителями своих возможностей и ресурсов в области обучения, воспитания и развития своего ребенка, принятия позиции субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории своего ребёнка.

2. Изучение семьи, оценка особенностей межличностного взаимодействия членов семьи и анализ проблем, которые возникают при построении индивидуальной образовательной траектории. В рамках этого направления анализируются ошибки воспитания, фиксируются и обсуждаются стереотипные формы поведения родителей, их эффективность на данном этапе развития ребенка.

3. Консультирование в вопросах гармонизации детско-родительских отношений и проектирования индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальные консультации проводятся по запросу родителей и проводятся в форме вопроса и ответа. Групповые консультации объединяют субъектов по рассмотрению значимых для них вопросов и реализуются в форме мастер-классов, тренингов, клубного общения.

4. Коррекция внутрисемейных отношений в ситуациях, когда родители являются источником проблем ребенка. В рамках данного направления важно осознание родителями или лицами их замещающих своих ошибок или неэффективности выбранной стратегии воспитания, создание условий для самореализации ребенка, что возможно при организации наблюдения с фиксацией проявлений ребенка и дальнейшим обсуждением со специалистом.

5. Оценка результатов эффективности совместной деятельности субъектов тьютор-ского сопровождения семьи, анализ результатов: что изменилось в социальном опыте родителей и ребенка? что нового появилось? что ещё появится после реализации намеченных направлений?

Основными компонентами тьюторского сопровождения семьи, с позиции реализации системно-деятельностного подхода в образовании, являются следующие:

Схема 3 Основные компоненты тьюторского сопровождения семьи (с позиции реализации системно-деятельностного подхода)

Diagram 3 The main components of the tutor support of the family (from the position of realization of the system-activity approach)

Целевой компонент

• Анализ запросов школы и семьи.

• Фиксация проблематики.

• Определение направлений деятельности.

Эмоционально-волевой компонент

• Формирование и развитие мотивов деятельности на основе установления позитивного эмоционального отношения субъектов взаимодействия (родителей, специалистов, тьюторов, ребенка).

• Стимулирование инициативы родителей или лиц сопровождающих ребенка.

• Формирование готовности к сотрудничеству

• Признание значимости специалистов при взаимодействии.

Организационно-содержательный компонент

• Разработка содержания тьюторского сопровождения: планово-диагностическая деятельность - анализ медико-психолого-педагогической консультации, диагностика семьи, определение мотивов, потребностей, изучение особенностей семьи;

координационная деятельность - организация взаимодействия со специалистами, координация консилиумов, вебинаров, индивидуальных и групповых консультаций, реализуемые специалистами; консультативная деятельность (уровень реализации зависит от образования тьютора и его компетентности) -индивидуальные и групповые консультации по вопросам обучения, воспитания и развития.

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of the scientific article

Хоменко И.А. описывает основные модели семейного тьюторства.

Проблемно-ориентированная модель - объединяет семьи со схожими проблемами, при этом работа может осуществляться по плану на основе перечня зафиксированных уже проблем или оперативно, по мере возникновения затруднений. В этом случае основная задача - установить круг проблем и отслеживать их разрешение.

Личностно-центрированная модель ориентирована на проектирование программы сопровождения с акцентом на конкретном субъекте взаимодействия - ребенка, индивидуальный образовательный запрос которого должен быть удовлетворён. Все остальные выполняют вспомогательную функцию, в связи с этим необходимо повысить их образовательный потенциал.

Семейно-центрированная модель - предполагает разработку индивидуального маршрута для конкретной семьи или семьи определенного типа. Для этой модели эффективны разработанные заранее кейсы.

Деятельностная модель - индивидуальный образовательный маршрут, создаётся с ориентацией на конкретный вид деятельности: культурно-творческую, досуговую, научно-познавательную и игровую [2].

При составлении программы тьюторского сопровождения акцент делается на комплексную диагностику, коррекционно-развивающих мероприятиях и просвещении родителей. Можно выделить три основных этапа тьюторского сопровождения семьи:

Таблица 1 Основные этапы тьюторского сопровождения семьи Table 1 Main stages of family's tutor support

Этапы Характеристика

1. Диагностический Диагностика детей и подростков, выявление особенностей семейного воспитания и детско-родительских отношений.

2. Организационный Составление и реализация программы сотрудничества и взаимодействия: консультации и встречи в очной и дистанционной форме, вебинары, дискуссии. Включение родителей и ребенка в процесс активного взаимодействия, совместного решения вопросов развития ребенка и функционирования семьи.

3. Аналитический Повторная диагностика детей и подростков, анкетирование родителей, определение направлений для последующей деятельности.

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of the scientific article

Васильева В.С. акцентирует внимание на включении семьи в процесс обучения и воспитания собственного ребенка в процессе тьюторского сопровождения, что способствует предупреждению вторичных отклонений в развитии ребенка, создаёт условия для получения профессиональной психологической помощи. При взаимодействии с се-

мьёй воспитывающей ребенка с ОВЗ, фиксируются реакции на появления ребенка в семье [3, с.17]:

Таблица 2 Реакции на появления ребенка в семье Table 2 Reactions to the arrival of a child in the family

Реакции Характеристика

Принятие Преданность по отношению к ребенку, адекватная оценка его возможностей, отсутствие неприязни и вины по отношению к ребенку.

Отрицание Не признают дефект ребенка, ожидают высокую успешность деятельности ребенка.

Чрезмерная защита Жалось, сочувствие к ребенку. Гиперопека, все делают за ребенка, что способствует формированию инфантильности.

Скрытое отречение Для них особенности ребенка - позор семьи. За заботой о ребенке скрывают свое истинное отношение к нему.

Открытое отречение Осознают свои негативные чувства к ребенку. Для них характерна тактика обвинения социума в их проблемах.

Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article

Васильева В.С., основываясь на своей практике выделяет две неконструктивные модели воспитания детей с ОВЗ, которые приводят к появлению вторичных отклонений в психическом развитии.

1. «Охранительное воспитание» - переоценка дефекта и как результат чрезмерная опека ребенка с дефектами в развитии. В результате ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания; у него не формируются социальные компетенции общения из-за отсутствия желания взаимодействовать с другими; формируется эгоизм в сочетании с пассивной потребительской ориентацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. «Равнодушное воспитание» - ребенок переживает одиночество, становится равнодушным к родным и другим людям. При реализации данной модели ребенок становится робким и застенчивым, у него формируется умение приспосабливаться к окружающему миру [3, с. 20].

При сопровождении семьи с ребенком с ОВЗ автор отмечает необходимость фиксировать тьюторами типы психологического реагирования родителей. Всего выделяется три типа [3, с. 22]:

Схема 4 Типы психологического реагирования родителей Figure 4 Types of Psychological Reactions of Parents

Смешанный

• родители-партнеры • ориентированы на помощь, взаимодействи< 2, на совместное решение проблем.

Гипостенический

• скрывают нарушение ебенка, стараются о • ориентируются на чудо, • неоходима работа на включение родителей тстраниться, во взаимодействие со специалистом.

Стенический, реактивный

• ориентированы на лучшее для своего ребенка; • не замечают особенностей ребенка и его особых потребностей.

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of the scientific article Разработка индивидуальной программы сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья сводится к следующему алгоритму:

Схема 5 Алгоритм разработки индивидуальной программы сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Diagram 5 Algorithm of development of an individual support program for a family that is raising a child with disabilities

• 1 этап

• определение запроса родителей,

• сопоставление этого запроса с результатами диагностики,

• разработка программы сопровождения.

• 3 этап

Ш. документальное оформление программы сопро-водления семьи

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of the scientific article

Валеева Г.В. тьюторское сопровождение семьи рассматривает в контексте системно-целостной концепции воспитания и развития здорового образа жизни. Разработанная автором программа «Гармонизация детско-родительских отношений», ориентирована на изучение и изменение типа отношений родителей к ребенку, осознание влияния отношений на развитие личности ребенка. Основная идея - гармонизация детско-родительских отношений, в целом оказывает прямое влияние на оздоровление семьи и ребенка. Это направление является значимым этапом педагогической поддержки и тьюторского сопровождения семьи.

Авторская программа состоит из шести модулей. Кратко охарактеризуем их [4]:

Таблица 3 Основные модули авторской программы Table 3 Basic modules of the author's program

Модуль Характеристика / Инструментарий

Модуль 1 «Роль семьи в воспитании ребенка» Цель - осознание родителями семьи как системы отношений, ребенок - результат работы данной системы. Изучение четырёх типов валеоустановок:

2 этап

разработка направлений помощи и определение их приоритетности, определение неохжоди-мых условий для реализации направлений, выбор методов и установление сроков реализации программы._

4 этап

определение критериев оценки эффективности программы.

самодостаточный - ориентир на самостоятельное поддержание здоровья, сформировано представление о здоровье и болезни; позитивный эмоциональный настрой, активность в преодолении и поддержании здоровья - характерно для полной семьи; - поддерживающий - взаимоотношения строятся на принципе помощи и поддержки, настрой зависит от состояния значимого взрослого, к которому привязан ребенок, не сформированы представления о здоровом образе жизни, пассивны к своему здоровью; - дефицитарный - не осознаются собственные ресурсы для реализации здорового образа жизни, обращаются за помощью к другим или обвиняют других в своем состоянии, эмоционально зависят от позитивной стимуляции, пассивны по отношению к здоровью и болезни, неуверенные в себе, тревожны; - манипулятивный - лучше сформулированы представления о болезни, чем о здоровом образе жизни, болезнь используется для манипулирования с целью достижения своих целей, эмоциональный настрой зависит от запрещающих или разрешающих действий других, пассивная позиция к своему здоровью, манера поведения - демонстративно-истероидная [https://mylektsii.su/11 -85902.html ]

Модуль 2 «Моделирование здорового образа жизни» Цель - выстраивание иерархии приоритетов личностного развития, моделирование и планирование жизни. «Хочу» - осознание экзистенционального смысла его действий, своих переживаний. «Делаю» - осознание эффективности или безрезульта-тивности потраченного времени. «Могу» - осознание кризисных моментов в отношении с миром, возможности и необходимости изменений в жизни.

Модуль 3 «Развитие человека в едином жизненном цикле» У Понимание задач возрастных этапов развития. У Формирование реальных ожиданий по отношению к своим детям.

Модуль 4 «Стили взаимодействия» У Развитие навыка субъект-субъектных отношений. У Трансформация со-зависимых отношений в партнерские. Тренинг. Упражнения из программы «Искусство быть вместе» В.А. Полякова, И.Ю. Поляковой, О.И. Пановой, А.Ю. Меньшовой

Модуль 5 «Способы взаимодействия» У Вербальные и невербальные традиции общения. У Технологии эффективной беседы. У Приемы установления контакта. У Приемы поддержания контакта. У Приемы устранения коммуникативных барьеров. У Правила эффективного слушания. У Приемы составления и постановки вопросов перед собеседником. У Приемы установления обратной связи. У Приемы активизации собеседника. У Приемы убеждения.

• Правила аргументации и контраргументации. • Приемы завершения контакта. • Приемы противодействия манипулированию.

Модуль 6 «Исследование психологических особенностей и их проявления в отношениях» • Рефлексия «Я-концепции» и ее влияние на индивидуальный образ жизни. • Методика «Технология взаимоотношений». • Метод фрактального рисунка (см приложение).

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of the scientific article

Для эффективной реализации всех этих направлений у тьютора должны быть сформированы следующие компетенции, связанных с активным слушанием, умением выстраивать конструктивно обратную связь, умение задавать «сильные» развивающие вопросы, общаться без советов и оценок, осуществлять целеполагание в формате конечного результата. И эти же компетенции он формирует у родителей при осуществлении тьюторского сопровождения.

Активно-рефлексивное слушание - предполагает анализ получаемой информации в процессе слушания и мгновенный отклик на нее с помощью вопросов или реплик. Юлия Борисовна Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?» и Беркли-Ален М. в книге «Забытое искусство слушать» акцентируют внимание авторов, что активно слушать - значит «возвращать» в беседе то, что вам поведали, при этом обозначив чувство; это вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации

[5; 6].

Схема 6 Активно-рефлексивное слушание и развивающие вопросы

Diagram 6 Active-reflexive listening and developing questions

r

«Правильно я вас понял, что?..» «Таким образом, Вы хотели сказать...» «Другими словами, вы имели в виду...»

V_)

Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article

Традиционно психологи выделяют следующие способы активного слушания:

Таблица 4 Способы активного слушания Table 4 Ways of active listening

Прием Особенности реализации

Расспрашивание «Правильно ли я вас понял?», «Не могли бы вы на конкретном примере пояснить это?», «Что вы имеете в виду?», «Весьма

сожалею, но я не все понял, разъясните, пожалуйста...»

Перефразирование, вербализация Краткая передача смысла сказанного своими словами: «Насколько я мог вас понять...», «Итак, вы полагаете, что...», «Вы думаете, что...»

Отражение чувств «Мне кажется, что вы испытываете...», «Вероятно, вас это очень расстроило...»

Резюмирование Краткое повторение важных фактов, которые были установлены в беседе. Формулировка основных идей, подведение итогов: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...» или «Обобщая то, что вы сказали, можно сделать следующие выводы...»

Угу-поддакивание Угу... да.. .Сопровождается кивками головы

Открытые вопросы подразумевают развернутый ответ, часто начинаются с вопросов что? как? каким образом?

Отзеркаливание (цитирование) Дословное повторение слов или фраз

Выяснение обращение к говорящему за некоторым уточнением

Нерефлексивное слушание внимательное молчание, минимальное вмешательство в речь говорящего при максимальной сосредоточенности на ней.

Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article

Правила хорошего слушания (по И. Атватеру) [7].

1. Не принимайте молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это не значит, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли.

2. Будьте физически внимательными. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете.

3. Не притворяйтесь, что вы слушаете. Это бесполезно

4. Дайте собеседнику время высказаться.

5. Не перебивайте без надобности. Если вам необходимо перебить кого-нибудь в серьёзной беседе, помогите затем восстановить прерванный ход мыслей собеседника.

6. Не делайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздерживайтесь от оценок и постарайтесь понять ход мыслей собеседника до конца.

7. Не будьте излишне чувствительны к эмоциональным словам. Слушая сильно взволнованного собеседника, не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можете пропустить смысл сообщения.

8. Не заостряйте внимания на разговорных особенностях собеседника.

Формируя у родителей умение активного слушания тьютор помогает наладить контакт родителей с детьми и взрослых друг с другом, снять возникающие конфликты и создать теплую атмосферу взаимного приятия.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер сформулировала рекомендации для родителей и в своей книге прописала помехи [5].

Схема 7 Рекомендации для родителей. Родительские помехи Diagram 7 Recommendations for parents. Parental interference

Рекомендации

от Юлии Борисовны Родительские помехи

Гиппенрейтер

• Дать понять, что вы знаете о его Приказы, команды

переживании. Предупреждения, предостережения,

• Обязательно повернитесь к нему угрозы

лицом чтобы его и ваши глаза Мораль, нравоучения, проповеди

находились на одном уровне. Советы, готовые решения

• Не следует задавать ему вопросы. Доказательства, логические дово-

• Желательно, чтобы ваши ответы ды, нотации, «лекции»

звучали в утвердительной форме. Критика, выговоры, обвинения

Похвала.

Обзывание, высмеивание

Догадки, интерпретации

Выспрашивание, расследование

Сочувствие на словах, уговоры,

увещевания

Отшучивание, уход от разговора

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of the scientific article

При использовании родителями активного слушания:

1) исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка, так как разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое;

2) ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше, а следовательно, есть возможность многое скорректировать.

Конструктивная обратная связь - это позитивная оценка при общении, осмысленное суждение с целью информирования или внесение корректировок при общении, основанное на наблюдении и способствующее положительным изменениям. В конструктивной обратной связи выделяют:

Таблица 4 Конструктивная обратная связь как позитивная оценка при общении Table 4 Constructive feedback as a positive evaluation in communication

Акцент на сильные стороны «Мне понравилось, как ...» «Меня заинтересовало.»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Мне показалось удачным .» «Меня восхитило. »

«Мне не хватило. »

Акцент на том, чтобы хотелось ещё «Мне хотелось бы ещё. »

«Мне кажется, было бы хорошо, если. »

Благодарность «Спасибо, я верю, что.»

«Благодарю за.

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of the scientific article

Умение задавать «сильные» развивающие вопросы. К «сильным вопросам» в ко-уч технологии относят открытые позитивные вопросы (без частицы не), которые не содержат подсказок, оценок и суждений, ориентируют из настоящего в будущее. Они задаются для того, чтобы послушать себя, помочь осознать или сформировать новые идеи, так как они снимают ограничения и дают обзор для идей.

Схема 8 Открытые позитивные вопросы Figure 8 Open Positive Questions

1- вдохновение

• Что вы хотите?

2-внедрение

• Как вы можете это сделать?

3 - приверженность

• Почему это важно?

4 - Завершение

• Как вы поймете, что достигли это?

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of the scientific article

Общение без советов и оценок. Выделяется три причины почему этого не стоит

делать:

во-первых, совет и оценка - всегда субъективны, всегда отличаются от реального положения дел;

во-вторых - могут расстроить человека, а это барьер для общения; в-третьих - у собеседника может возникнуть ощущение, что его критикуют, порицают.

Эмоциональный интеллект - способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания как свои, так и других. Гоуман Д., Бояцис Р., Макки Э. сводят его к четырем элементам:

1. Понимание себя - способность распознавать и толковать свои эмоции, чувства, настроение; осознавать их влияние на других.

2. Саморегуляция - «способность организма поддерживать баланс психоэмоционального состояния» [https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samopoznanie/samoregulyatsiya].

3. Социальная чуткость, эмпатия - понимание чувств и позиций другого человека, сопереживание, участливое отношение к проблемам другого.

4. Социальная умелость - умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей, поддерживать отношения с людьми.

Целеполагание в формате конечного результата. Это направление хорошо прописано в любой методике преподавания той или иной области. Целеполагание относится к регулятивным универсальным учебным действиям, формируемых в школе и связана с осознанностью конечного результата. Однако автору статьи импонирует технология SMART, в которой чётко прописаны критерии оценки при достижении конечного результата. Цель должна быть: S - specific - конкретная; M - measurable - измеримая; A - achievable - достижимая; R - relevant - значимая; T - time-bounded - определена во времени.

Таким образом, тьютор участвует в проектировании образовательной среды и реализации адаптивной образовательной программы, обеспечивает доступность среды с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей, и состояния здоровья, а также оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Организация тьюторского сопровождения и формирующего оценивания результатов совместной творческой деятельности учащихся разного возраста при участии родителей и других взрослых членов их семей: методические рекомендации / авт. -сост. Бугинова Н.Н., Зайнуллина Э.З., Игнатович С.С., Мелентьева Н.В. / под науч. ред. В.К. Игнатовича. Сочи, 2018. 58 с.

2. Хоменко Ирина Алексеевна Семейное тьюторство как инновационный ресурс образовательного учреждения // Народное образование. 2012. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-tyutorstvo-kak-innovatsionnyy-resurs-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 07.08.2021).

3. Васильева В.С. Шаг навстречу: тьюторское сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие [Текст] / В.С. Васильева, М.А. Кузнецова, Т.А. Полицковая, Т.В. Абулханова. - Челябинск: Изд-во ЦИЦЕРО, 2017. - 169 с. (In Russ.)

4. Валеева, Г.В. Гармонизация детско-родительских отношений [Текст]: учебно-практическое пособие / Г.В. Валеева. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016 - 250 с.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?: АСТ, Астрель, Харвест; Москва; 2008; ISBN 978-5-17-052715-1, https://cbt-perm.ru/upload/iblock/72d/72ddf331d1c288adac44bc45f00e56bd.pdf (дата обращения: 12.11.2021)

6. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 256 с. -(Серия «Гений общения»), ISBN 5-88782-223-6 https://s.siteapi.org/d38d8ec5012994a.ru/docs/17cd661bbde7cdfec304e0c90fb51e2e891 43f69.pdf (дата обращения: 27.09.2021)

7. Атватер И.Я Вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника / Атватер И. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 110 с.

8. ISBN 978-5-458-32732-9 https://www.bookvoed.ru/files/3515/10/72/73.pdf (дата обращения: 07.09.2021).

REFERENCES

1. Organization of tutor support and formative evaluation of the results of joint creative activity of students of different ages with the participation of parents and other adult members of their families: guidelines, author-compiler. Buginova N.N., Zainullina E.Z., Ignatovich S.S., Melentieva N.V., edited by V.K. Ignatovich. Sochi, 2018. 58 с. (In Russ.)

2. Khomenko Irina Alekseevna Family tutoring as an innovative resource of an educational institution. Narodnoe Obrazovanie. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-tyutorstvo-kak-innovatsionnyy-resurs-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (date of reference: 07.08.2021). (In Russ.)

3. Vasilyeva V.S. Step towards: tutor's support of the family, bringing up the child of early age with disabilities: the study guide [Text]. V.S. Vasilyeva, M.A. Kuznetsova, T.A. Politskova, T.V. Abulkhanova. - Chelyabinsk: CICERO Publishing House, 2017. - 169 p. (In Russ.)

4. Valeeva G.V. Harmonization of child-parent relationships [Text]: educational and practical manual .G.V. Valeeva. - Chelyabinsk: Izd vo Yuzhno-Ural. gov. man. ped. uni-ta, 2016 - 250 p. (In Russ.)

5. Gippenreiter Y. B. Communicating with a Child. How?: AST, Astril, Harvest; Moscow; 2008; ISBN 978-5-17-052715-1, https://cbt-perm.ru/upload/iblock/72d/72ddf331d1c288adac44bc45f00e56bd.pdf (accessed 12.11.2021) (In Russ.)

6. Berkeley-Allen M. The Forgotten Art of Listening. SPb: Peter Press, 1997. 256 с. (Communication Genius Series), ISBN 5-88782-223-6 https://s.siteapi.org/d38d8ec5012994a.ru/docs/17cd661bbde7cdfec304e0c90fb51e2e891 43f69.pdf (accessed 27.09.2021) (In Russ.)

7. Atwater I.I'm listening to you: Tips for the manager how to listen to the co-interlocutor / Atwater I. M.: Book on Demand, 2013. 110 с.

8. ISBN 978-5-458-32732-9 https://www.bookvoed.ru/files/3515/10/72/73.pdf (date of access: 07.09.2021). (In Russ.)

Информация об авторе: Полякова Людмила Викторовна, Московский педагогический государственный университет г. Москва, Россия

ORSID ID: https://orcid.org/0000-0002-6071-2603 lv.polyakova@mpgu.su

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Lyudmila V. Polyakova, Moscow Pedagogical State University,

Moscow, Russia

ORSID ID: https://orcid.org/0000-0002-6071-2603 lv.polyakova@mpgu.su

The authorhasread and approved the final manuscript. Статья поступила в редакцию / Received: 01.10.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Revised: 19.10.2021 Принята к публикации / Accepted for publication: 27.10.2021

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./The author declares no conflicts of interests

© Полякова Л.В. 2021 © «Педагогика:история,перспективы» 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.