Научная статья на тему 'ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ КАК СУБЪЕКТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РЕБЕНКА'

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ КАК СУБЪЕКТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

187
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Бондарев Петр Борисович, Игнатович Владлен Константинович, Игнатович Светлана Сергеевна

Введение. Статья посвящена проблеме обоснования теоретико-методологических и технологических оснований программ социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Актуальность данной проблемы связана с тем, что существующие программы не эффективны при проектировании индивидуальной образовательной траектории, реализуемой ребенком в открытом информационном пространстве. Цель статьи состоит в обосновании принципов проектирования, содержания и способов реализации таких программ. Материалы и методы. Исследование выполнено методами анализа научной литературы и моделирования взаимодействия образовательной организации и семьи в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Результаты и обсуждение. Выявлена и охарактеризована тенденция перехода массовой практики социально-педагогической поддержки семьи к системным моделям ее психолого-педагогического и тьюторского сопровождения. Сформулирована цель программы тьюторского сопровождения, состоящая в формировании готовности семей, воспитывающих детей разного возраста, к обеспечению успешного образовательного стартапа в выборе и освоении ребенком индивидуальной образовательной траектории. Раскрыты базовые принципы проектирования программ тьюторского сопровождения семьи, выступающей в роли субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка: индивидуализации, субъектности семьи, единства формальной и неформальной образовательной среды, модульности и разноуровневости программ тьюторского сопровождения. Описаны основные модули программы тьюторского сопровождения семьи: стартовый, модуль свободных проб, проектно-деятельностный и контрольно-оценочный. Охарактеризованы основные компоненты деятельности тьютора, реализуемой на основе охарактеризованной программы сопровождения семьи. Выводы и заключение. Сформулирована базовая идея программы тьюторского сопровождения семьи, состоящая в проживании «полного цикла образования» в условиях взаимодействия с образовательной организацией. Обоснована инновационность предложенного подхода, состоящего в использовании в качестве предметности совместной деятельности детей и родителей моделирование ими разнообразных социокультурных практик. Определены дальнейшие направления исследования, связанные с определением институционализации деятельности семейного тьютора и интеграции программ психолого-педагогического сопровождения семьи в Основные образовательные программы, реализуемые образовательными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Бондарев Петр Борисович, Игнатович Владлен Константинович, Игнатович Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FAMILY AS THE SUBJECT OF DESIGNING THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF THE CHILD

Introduction.The article is devoted to the problem of substantiating the theoretical, methodological and technological foundations of programs for social and pedagogical support of the family as a subject of designing an individual educational trajectory for a child.The relevance of this problem is due to the fact that existing programs are not effective in designing an individual educational trajectory implemented by a child in an open information space.The purpose of the article is to substantiate the design principles, content and methods of implementation of such programs. Materials and methods. The study was carried out by methods of analysis of scientific literature and modeling of the interaction of an educational organization and a family in the process of designing an individual educational trajectory of a child. Results and discussion . The tendency of the transition of the mass practice of social and pedagogical support of the family to the systemic models of its psychological, pedagogical and tutor support is revealed and characterized.The goal of the tutor support program is formulated, which is to form the readiness of families raising children of different ages to ensure a successful educational start-up in the choice and mastering of an individual educational trajectory by a child.The basic principles of designing programs for tutoring support of a family, acting as a subject of designing an individual educational trajectory of a child: individualization, subjectivity of the family, the unity of the formal and non-formal educational environment, modularity and multi-level of programs of tutor support are revealed.The main modules of the program of tutor support of the family are described: starting, free samples module, project-activity and control-evaluation.The main components of the tutor's activities, implemented on the basis of the described family support program, are characterized. Conclusions and conclusion. The basic idea of the program of tutor support of the family is formulated, which consists in living the "full cycle of education" in the conditions of interaction with the educational organization.The innovativeness of the proposed approach is substantiated, which consists in the use of joint activities of children and parents as an object of their modeling of various socio-cultural practices.Further areas of research related to the definition of the institutionalization of the activities of a family tutor and the integration of programs of psychological and pedagogical support of the family into the main educational programs implemented by educational organizations have been identified.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ КАК СУБЪЕКТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РЕБЕНКА»

Семья и школа Family and school

Научная статья

УДК 37.04

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-6-32-44

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ КАК СУБЪЕКТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РЕБЕНКА

Вероника Михайловна Гребенникова

Кубанский государственный университет Краснодар, Россия http://orcid.org/0000-0003-0705-7985 vmgrebennikova@mail.ru

Петр Борисович Бондарев

Кубанский государственный университет http://orcid.org/0000-0003-4075-7983 Краснодар, Россия pbondarev@rambler.ru

Владлен Константинович Игнатович

Кубанский государственный университет Краснодар, Россия http ://orcid. org/0000-0002- 1625-772X vign62@mail.ru

Светлана Сергеевна Игнатович

Кубанский государственный университет Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0003 -0479-6117 ssign67@mail.ru

Аннотация. Введение. Статья посвящена проблеме обоснования теоретико-методологических и технологических оснований программ социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Актуальность данной проблемы связана с тем, что существующие программы не эффективны при проектировании индивидуальной образовательной траектории, реализуемой ребенком в открытом информационном пространстве. Цель статьи состоит в обосновании принципов проектирования, содержания и способов реализации таких программ.

Материалы и методы. Исследование выполнено методами анализа научной литературы и моделирования взаимодействия образовательной организации и семьи в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка.

Результаты и обсуждение. Выявлена и охарактеризована тенденция перехода массовой практики социально-педагогической поддержки семьи к системным моделям ее психолого -педагогического и тьюторского сопровождения. Сформулирована цель программы тьюторского сопровождения, состоящая в формировании готовности семей, воспитывающих детей разного возраста, к обеспечению успешного образовательного стартапа в выборе и освоении ребенком индивидуальной образовательной траектории. Раскрыты базовые принципы проектирования программ тьюторского сопровождения семьи, выступающей в роли субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка: индивидуализации, субъектности семьи, единства формальной и неформальной образовательной среды, модульности и разноуровневости программ тьюторского сопровождения. Описаны основные модули программы тьюторского сопровождения семьи: стартовый, модуль свободных проб, про-ектно-деятельностный и контрольно-оценочный. Охарактеризованы основные компоненты деятельности тьютора, реализуемой на основе охарактеризованной программы сопровождения семьи.

Выводы и заключение. Сформулирована базовая идея программы тьюторского сопровождения семьи, состоящая в проживании «полного цикла образования» в условиях взаимодействия с образовательной организацией. Обоснована иннова-ционность предложенного подхода, состоящего в использовании в качестве предметности совместной деятельности детей и родителей моделирование ими разнообразных социокультурных практик. Определены дальнейшие направления исследования, связанные с определением институционализации деятельности семейного тьютора и интеграции программ психолого-педагогического сопровождения семьи в Основные образовательные программы, реализуемые образовательными организациями.

Ключевые слова: семья, социально-педагогическая поддержка, программа тью-торского сопровождения

Для цитирования: Гребенникова В.М., Бондарев П.Б., Игнатович В.К. Игнатович С.С. Программа социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том 4. № 6. С 32-44 Б01: 10.17748/2686-9969-2021-4-6-32-44

Благодарность. Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00163 А «Методология и технология социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка»).

Original article.

PROGRAM OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FAMILY AS A SUBJECT OF DESIGNING AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF A CHILD

Veronika Mikhailovna Grebennikova

Kuban State University Krasnodar, Russia http://orcid.org/0000-0003-0705-7985 vmgrebennikova@mail.ru

Petr Borisovich Bondarev

Kuban State University Krasnodar, Russia http://orcid.org/0000-0003-4075-7983

pbondarev@rambler.ru

Vladlen Konstantinovich Ignatovich

Kuban State University Krasnodar, Russia http://orcid.org/0000-0002-1625-772X vign62@mail.ru

Svetlana Sergeevna Ignatovich

Kuban State University Krasnodar, Russia https://orcid.org//0000-0003-0479-6117 ssign67@mail.ru

Abstract. Introduction.The article is devoted to the problem of substantiating the theoretical, methodological and technological foundations of programs for social and pedagogical support of the family as a subject of designing an individual educational trajectory for a child.The relevance of this problem is due to the fact that existing programs are not effective in designing an individual educational trajectory implemented by a child in an open information space.The purpose of the article is to substantiate the design principles, content and methods of implementation of such programs. Materials and methods. The study was carried out by methods of analysis of scientific literature and modeling of the interaction of an educational organization and a family in the process of designing an individual educational trajectory of a child. Results and discussion. The tendency of the transition of the mass practice of social and pedagogical support of the family to the systemic models of its psychological, pedagogical and tutor support is revealed and characterized.The goal of the tutor support program is formulated, which is to form the readiness of families raising children of different ages to ensure a successful educational start-up in the choice and mastering of an individual educational trajectory by a child.The basic principles of designing programs for tutoring support of a family, acting as a subject of designing an individual educational trajectory of a child: individualization, subjectivity of the family, the

unity of the formal and non-formal educational environment, modularity and multilevel of programs of tutor support are revealed.The main modules of the program of tutor support of the family are described: starting, free samples module, project-activity and control-evaluation.The main components of the tutor's activities, implemented on the basis of the described family support program, are characterized. Conclusions and conclusion.The basic idea of the program of tutor support of the family is formulated, which consists in living the "full cycle of education" in the conditions of interaction with the educational organization.The innovativeness of the proposed approach is substantiated, which consists in the use of joint activities of children and parents as an object of their modeling of various socio-cultural practices.Further areas of research related to the definition of the institutionalization of the activities of a family tutor and the integration of programs of psychological and pedagogical support of the family into the main educational programs implemented by educational organizations have been identified.

Keywords: family, social and pedagogical support, tutor escortprogram.

For citation: Grebennikova V.M., Bondarev P.B., Ignatovich V.K., Ignatovich S.S. The program of social and pedagogical support of the family as the subject of designing the individual educational trajectory of the child . Pedagogy: history, perspectives. 2021. Volume 4. № 6. PP. 32-44 - (In Russ.) DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-6-32-44

Acknowledgement. The article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (project No. 19-013-00163 A "Methodology and technology of social and pedagogical support of the family as a subject of designing an individual educational trajectory for a child").

Введение.

Одна из важных тенденций развития практик социально-педагогической поддержки современной семьи состоит в распространение этой деятельности в сферу проблем, связанных с получением детьми качественного образования. Раньше акцент делался на собственно семейное воспитание и на передачу родителям необходимых психолого-педагогических знаний, в вопросах же получения образования семье отводилась роль «помощника» школы и других образовательных организаций. Современные практики социально-педагогической поддержки семьи, как было показано, в том числе и в наших предшествующих исследованиях [1], все чаще ориентируются на ее развитие как целостного субъекта образовательного пространства, в котором диалог семьи и различных образовательных организаций осуществляется в контексте проектирования индивидуальных образовательных траекторий детей.

С этой тенденцией связаны два существенных изменения в реализуемых моделях социально-педагогической поддержки семьи.

Во-первых, потребность в такой поддержке испытывают не только семьи, где процесс получения образования детьми осложнен неблагоприятными внутренними и внешними обстоятельствами (семьи, находящиеся в трудной жизнен-

ной ситуации, неблагополучные семьи и т.п.). В равной степени с проблемами обеспечения качественного образования для детей сталкиваются и вполне благополучные семьи, не имеющие опыта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка и не владеющие соответствующими психолого-педагогическими компетенциями. Поэтому, как показано в исследовании Л.В. Поляковой, современные модели социально-педагогической поддержки ориентированы на все существующие типы семей (благополучные, неблагополучные, асоциальные и семьи группы риска). Их отличительными особенностями выступают: ситуация перехода ребенка (особенно подросткового возраста) в новую образовательную ситуацию; ограниченные возможности здоровья детей; наличие в семье одаренных и детей группы риска [2, с. 81-83].

В описанной ситуации возникает необходимость переосмысления теоретико-методологических и технологических оснований программ социально-педагогической поддержки семьи, реализуемых в ее взаимодействии с различными образовательными организациями.

Актуальность данной проблемы связана с тем, что существующие программы, в большей степени ориентированные на трансляцию уже известных моделей взаимодействия семьи с различными образовательными и социальными институтами, становятся неэффективными при проектировании индивидуальной образовательной траектории, реализуемой ребенком в открытом информационном пространстве и устремленным в неопределенное и неизвестное будущее. Конкретная цель нашего исследования, направленного на решение данной проблемы, состояла в обосновании принципов проектирования, содержания и способов реализации образовательной программысоциально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка.

Материалы и методы.

Решая поставленные задачи, мы использовали методы анализа научной литературы и моделирования взаимодействия образовательной организации и семьи в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. На основе созданной модели определялись требования, предъявляемые к программам социально-педагогической поддержки семьи, реализуемым в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования и других организациях, ориентированных на оказание помощи семье в решении вопросов получения детьми качественного и доступного образования.

Результаты и обсуждение.

Проведенный анализ научной литературы вопроса позволил установить, что активная разработка программ поддержки семьи в решении вопросов образования детей началась в зарубежных странах в связи с остротой проблемы обеспечения его доступности для малообеспеченных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Так, характеризуя программу «Head Start», Джек П. Шонкофф и Филип Фишер, отмечают, что «особое вниманиеуделяется гипотезе о том, что для социально незащищенных детей младшего возраста значительно лучших результатов можно достичь, уделяя больше внимания укреплению ресурсов и возможностей взрослых, которые заботятся о них» [3]. Таким образом, возник новый вектор развития представлений о целях, содержании и

методах социально-педагогической поддержки семей, связанный с обеспечением доступности образования.

В дальнейшем были предприняты шаги, связанные с переходом кновым, более системным и непрерывным моделям социально-педагогической поддержки семьи как субъекта образования. В этой связи краткосрочные программы помощи семье стали уступать место непрерывному психолого-педагогическому сопровождению детей и родителей. В современных отечественных исследованиях используется понятия «психолого-педагогическое сопровождение семьи» и «тьюторское сопровождение семьи». Эти близкие по смыслу понятия все же не вполне тождественны. Особенностью тьюторского сопровождения выступает универсальность деятельности тьютора, которая замещает собой усилия различных специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение семьи и «отвечающих» за различные направления работы с детьми, выбор которых зависит от характера индивидуальных образовательных потребностей ребенка. (К таким специалистам традиционно относятся учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед и социальный педагог [4]). Соответственно, компоненты (направления) деятельности семейного тьютора также характеризуются ориентацией не столько на конкретные трудности ребенка (задержка психического развития, нарушения речи, склонность к асоциальному поведению и т.д.), сколько на основные сферы жизни, актуальные для всех детей, вне зависимости от особенностей их развития (последние выступают лишь условиями, в которых реализуются эти направления). В частности, в исследовании И.Б. Пименовой выделены мотивационный, социально-коммуникативный и познавательный компоненты тьюторского сопровождения [5].

Еще один исследователь проблем становления института семейного тью-торства, Л.В. Полякова, дает следующее определение: «Тьюторское сопровождение семьи - это педагогическая деятельность по проектированию и реализации эффективного сотрудничества семьи и учреждения, в котором работает тьютор» [2, с. 83]. Используя терминологию автора, можно сказать, что тьюторское сопровождение выступает еще становящейся в своем развитии формой социально-педагогической поддержки семьи, предполагающей комплексное решение проблем, связанных с психолого-педагогической адаптацией, обучением, воспитанием и развитиемдетей. Таким образом, новой предметностью взаимодействия семьи и образовательных организаций, посредником между которыми выступает тьютор, становится качество образования, которое соответствует ожиданиям семьи и особенностям образовательной ситуации ребенка.

Развивая эту мысль в наших исследованиях, мы разработали принципы проектирования и требования к содержанию программ тьюторского сопровождения семьи как эффективной формы ее социально-педагогической поддержки со стороны различных образовательных организаций. При этом мы исходили из общего понимания цели программы тьюторского сопровождения семьи, состоящей в формировании готовности семей, воспитывающих детей разного возраста, к обеспечению успешного образовательного стартапа в выборе и освоении ребенком индивидуальной образовательной траектории, приводящей к полноценному развитию склонностей, интересов и творческих способностей в ситуации высокой степени социокультурной неопределенности его последующего жизненного пути. Достижение этой цели подчинено следующим принципам, лежащим в основе программы.

Принцип индивидуализации. Осуществляемое педагогом дополнительного образования тьюторское сопровождение этой деятельности базируется на принципе индивидуализации, о котором, в частности говорят Т.М. Ковалева и Т.В. Якубовская: «С точки зрения тьюторской позиции, принцип индивидуализации конкретизируется через формирование способности человека полагать собственные индивидуальные образовательные цели и приоритеты, спецификацию процессов самообразования» [6, с. 86]. Из этого следует, что задача семейного тьютора состоит не в том, чтобы непосредственно помочь семье спроектировать индивидуальную образовательную траекторию ребенка, а в том, чтоб оснастить ее необходимыми средствами и компетенциями, при помощи которых семья самостоятельно сможет проектировать эту траекторию, взаимодействуя в дальнейшем и с другими образовательными организациями.

Принцип субъектности семьи. Согласно данному принципу, семейныйть-юторисходит из образовательных интересов и потребностей семьи как коллективного субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Актуализация этих интересов и потребностей является первой и основной задачей, решаемой им во взаимодействии с детьми и родителями.

Принцип единства формальной и неформальной образовательной среды. Программа тьюторского сопровождения предполагает совместное с семьей проектирование индивидуальной образовательной траектории ребенка с учетом разделения задач, решаемых в формальной и неформальной образовательной среде. В формальной образовательной среде общеобразовательной школы осваиваются способы учебных действий, необходимых для решения широкого спектра задач. В неформальных образовательных средах, где первичны индивидуальные образовательные потребности ребенка, на основе сформированных происходит творческое освоение разнообразных социокультурных практик, отвечающих общим интересам детей и родителей.

Принцип модульности и разноуровневости программ тьюторского сопровождения семьи. Следуя данному принципу, тьютор, осуществляющий психолого-педагогическое сопровождение семьи, обеспечивает разнообразие возможных форматов взаимодействия и сложности решаемых задач формирования ее готовности к проектированию индивидуальной образовательной траектории ребенка. Для этого предусматриваются разнообразные модули, выбор которых осуществляется семьями в режиме свободного самоопределения. Задача же тьютора состоит в том, чтобы помочь семье из этих модулей сконструировать собственную траекторию продвижения к желаемым образовательным результатам.

Следуя охарактеризованным принципам, тьютор обеспечивает содержательное наполнение модулей программы, соответствующих различным возможностям субъектного участия семьи в проектировании индивидуальной образовательной траектории ребенка.

Первый, «стартовый» модуль нацелен на организацию свободного клубного общения детей и их родителей. Это общение может осуществляться в различных формах: тематических встреч, тренингов командообразования, турпоходов, «капустников» и просто «семейных посиделок», в ходе которых обсуждаются интересующие детей и их родителей вопросы. Задача тьютора здесь состоит в том, чтобы создать благоприятный эмоциональный фон этого общения, затронуть широкий круг вопросов, которые могут прорабатываться в процессе

совместной творческой деятельности детей и родителей и в максимально возможной мере замотивировать участников программы на освоение ее последующих модулей.

Второй модуль посвящен совершению детьми и родителями свободных творческих проб в разнообразных сферах привлекательной для них деятельности: исследовательской, проектной, игровой, художественно-творческой и т.д. Цель этих проб состоит в том, чтобы выявить наиболее актуальные для детей и родителей виды и сферы творческой деятельности и таким образом определить «вектор» их дальнейшего совместного продвижения в зону ближайшего развития семьи как коллективного субъекта образования. Одним из наиболее эффективных инструментов для совершения таких проб выступает кейс, содержащий описание некой проблемной ситуации, требующей принятия оригинального проектного решения. Свободные пробы компактны во времени и требуют принятия проектного решения «здесь и сейчас». Одной из возможных форм их организации выступает проведение семейных образовательных турниров, в ходе которых команды участвующих семей соревнуются друг с другом.

Наблюдая за совместной работой детей и родителей, тьюторфиксирует уровень их готовности к продуктивному взаимодействию и наличие (либо отсутствие) компетенций, необходимых для совместного решения творческой задачи. Особо важная информация, которую может извлечь тьютор из этого наблюдения, касается способности родителей строить с детьми субъект-субъектные взаимодействия как «совместное деланье» с разделенной ответственностью. Содержательное наполнение этого модуля программы требует разработки достаточного количества кейсов, обеспечивающих широту выбора участниками творческих задач в сферах интересующей их деятельности, а также диагностических и оценочных инструментов, позволяющих фиксировать существующие у детей и родителей трудности и определять предварительные контуры зоны их ближайшего развития.

Третий программный модуль - проектно-деятельностный - предназначен для организации более длительной и системной проектной деятельности детей и родителей. Так же, как и в предыдущем случае, семьям должно быть предложено разнообразие возможных творческих задач, которые могут быть ими решены в рамках реализуемых проектов. Содержательное наполнение этого модуля включает в себя описание тематик предлагаемой проектной деятельности детей и родителей, необходимых действий для достижения значимых результатов и форматов их презентации. Задача, решаемая тьютором в рамках этого модуля, состоит в эффективном психолого-педагогическом сопровождении совместной деятельности детей и родителей, обеспечивающее проживание ими всех этапов развития проекта: осмысление лежащей в его основе проблемы, постановка проектной задачи, выбор эффективных средств и способов ее решения, коллективно-распределенное планирование деятельности, осуществление продуктивных коммуникаций, презентация полученного результата и рефлексию осуществленного образовательного продвижения. Осуществляя это сопровождение, тьютор фиксирует возникающие трудности и найденные способы их преодоления, творческие проявления каждого участника и составляет, таким образом, описание событийного ряда реализации проекта, на основе которого в дальнейшем будут оценены его результаты.

И, наконец, четвертый, контрольно-оценочный модуль предназначен для оценки результатов семьи по показателям достигнутого уровня ее готовности к проектированию индивидуальной образовательной траектории ребенка. Ранее методы, процедуры и методы этой оценки [7]. Большое значение здесь имеет выбор методов и форм этой оценки. Наряду с формальными оценочно-диагностическими процедурами (анкетирование и тестирование) необходимо предусмотреть креативные форматы оценки достижений членов семей в их совместной творческой деятельности. Таким креативным форматом может стать проведение Фестиваля семейного творчества, на котором будут презентованы реализованные семьями проекты. Непосредственно оценку производят специально подготовленные эксперты из числа педагогов и внешних партнеров образовательных организаций, реализующих программы тьюторского сопровождения семьи. Задача тьютора на данном этапе реализации программы состоит в том, чтобы предоставить экспертам необходимую дополнительную информацию о том, как именно развивалась совместная творческая деятельность детей и родителей, какие состоялись образовательные события как совместные шаги, направленные на достижение желаемых результатов, как участники преодолевали трудности и т.п.

Помимо презентации результатов проектной деятельности детей и взрослых членов их семей в рамках Фестиваля необходимо предусмотреть процедуры индивидуальной и групповой рефлексии, в ходе которой при помощи тьютора дети и родители получат возможность осмысления достигнутых результатов как новообразований собственного социального опыта. Фиксация этих результатов также относится к компетенции тьютора.

Подытоживая сказанное, назовем основные компоненты деятельности тьютора, реализуемой на основе охарактеризованной программы сопровождения семьи. К ним относятся следующие компоненты:

- разработка кейсов и других материалов, содержащих модельные описания разнообразных социокультурных практик, «приглашающих» детей и их родителей к их творческому освоению;

- выстраивание продуктивных детско-взрослых коммуникаций в процессе решения творческих задач;

- оказание родителям помощи в «удерживании» позиции «совместного деланья» с ребенком, не сводимой к обыденному дидактизму;

- фиксация возникающих у детей и взрослых трудностей, консультирование, направленное на выявление ими новых творческих возможностей их преодоления;

- проведение мониторинга и оценки образовательных достижений семьи как коллективного субъекта творческой деятельности;

- вовлечение родителей в анализ проблем детско-родительских отношений, возникающих в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка;

- подготовка и проведение образовательных событий как ситуаций рефлексии детьми и родителями пройденного шага образовательного продвижения.

Выводы и заключение.

Основная идея, заложенная в программу тьюторского сопровождения семьи, высыпающей в роли субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка, состоит в проживании семьей «полного цикла образования» в условиях взаимодействия с образовательной организацией. Проживая этот цикл в модельном виде, семья проходит путь от возникновения интереса к определенным сторонам жизни до решения проблемной задачи и получения личностно значимых образовательных результатов. Инновационность предложенного подхода состоит в том, что совместная творческая деятельность детей и взрослых членов семьи осуществляется на предметности моделирования разнообразных социокультурных практик (игры, исследования, проектирования и др.), творческое освоение которых становится для ребенка самостоятельным шагом его образовательного продвижения. Возникающие при этом новые детско-родительские отношения являются для ребенка источником новых смыслов, определяющих впоследствии его выбор в проблемных ситуациях самоопределения в «узловых точках» выстраиваемой индивидуальной образовательной траектории.

Дальнейшие исследования по данной проблематике могут быть связаны с определением путей институционализации деятельности семейного тьютора и интеграции программ психолого-педагогического сопровождения семьи в Основные образовательные программы, реализуемые образовательными организациями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Игнатович С.С., Чолакян К.Д. К вопросу о современных практиках социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 2. № 3. С. 7-19. URL : https ://dpo-j ournal.ra/mdex.php/pvsz/article/view/5 6

2. Полякова Л.В. Тьюторское сопровождение семей с детьми и подростками // Педагогика: история, перспективы. 2021. Т.4. № 5. С. 53-68. URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/213

3. Shonkoff J.P., Fisher P.A. Rethinking evidence-based practice and two-generation programs to create the future of early childhood policy. DevPsycho-pathol. 2013 Nov. 25. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24342860.

4. Бабунова Е.С., Якивчук Л.С. Психолого-педагогический феномен комплексного сопровождения семьи в условиях ДОУ // Мир детства и образование: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с представительством стран СНГ. 2012. С. 196-199.

5. Пименова И.Б. Педагогическое назначение семейного тьютора для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 7. С. 232-242.

6. Ковалева Т.М., Якубовская Т.В. Тьюторская деятельность как антропопрак-тика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек^и. 2017. № 12. С. 85-94.

7. Игнатович В.К., Курочкина В.Е., Лакреева А.В. Оценка готовности семьи к проектированию индивидуальной образовательной траектории ребенка // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 385-388.

REFERENCES

1. Grebennikova V.M., Ignatovich V.K., Ignatovich S.S., Cholakyan K.D. On the issue of modern practices of social and pedagogical support of the family as the subject of designing the individual educational trajectory of the child. Pedagogy: yesterday, today, tomorrow. 2019. Vol. 2. No 3. P. 7-19. URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/56

2. Polyakova L.V. Tutor support for families with children and adolescents. Pedagogy: history, perspectives. 2021. Т.4. № 5. P. 53-68. URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/213

3. Shonkoff J.P., Fisher P.A. Rethinking evidence-based practice and two-generation programs to create the future of early childhood policy. DevPsycho-pathol. 2013 Nov. 25. URL: http: //www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24342860

4. Babunova E.S., Yakivchuk L.S. Psychological and pedagogical phenomenon of complex family support in preschool educational institutions. World of childhood and education: collection of materials of the VI All-Russian scientific and practical conference with representatives of the CIS countries. 2012. P. 196-199.

5. Pimenova I.B. Pedagogical appointment of a family tutor to accompany children with disabilities. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2018. No. 7. P. 232-242.

6. Kovaleva T.M., Yakubovskaya T.V. Tutoring as an anthropopractic: between an individual educational trajectory and an individual educational program. Che-lovek.RU. 2017. No. 12. P. 85-94.

7. Ignatovich V.K., Kurochkina V.E., Lakreeva A.V. Assessment of the family's readiness to design an individual educational trajectory of a child. World of Science, Culture, Education. 2020. No. 6 (85). P. 385-388.

Информация об авторах: Гребенникова Вероника Михайловна - д-р. пед. наук,

проф. Кубанский государственный университет

Краснодар, Россия

http://orcid.org/0000-0003-0705-7985

vmgrebennikova@mail.ru

Бондарев Петр Борисович - канд. философ. наук, доцент, Кубанский государственный университет http://orcid.org/0000-0003-4075-7983 pbondarev@rambler.ru

Игнатович Владлен Константинович ственный университет Краснодар, Россия http://orcid.org/0000-0002-1625-772X vign62@mail.ru

- канд. пед. наук, доц. Кубанский государ-

Игнатович Светлана Сергеевна - канд. пед. наук, доц. Кубанский государственный университет Краснодар, Россия

https://orcid.org//0000-0003 -0479-6117 ssign67@mail.ru

Заявленный вкад авторов: Гребенникова В.М. - разработка целевых характеристик и базовых принципов проектирования программ социально -педагогической поддержки семьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бондарев П.Б. - анализ тенденций развития практики социально-педагогической поддержки семьи. Сравнительный анализ психолого -педагогического и тьютор-ского сопровождения семьи.

Игнатович В.К. - разработка базовых модулей программы социально-педагогической поддержки семьи.

Игнатович С.С. - разработка основных компонентов деятельности тьютора, реализуемой на основе программы сопровождения семьи.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Grebennikova Veronika Mikhailovna. Dr. Ped. Sciences, Prof. Kuban State University Krasnodar, Russia

http://orcid.org/0000-0003-0705-7985 vmgrebennikova@mail.ru

Bondarev Petr Borisovich. Cand. Philosopher, Associate Professor, Kuban State University

Krasnodar, Russia

http://orcid.org/0000-0003-4075-7983 pbondarev@rambler.ru

Ignatovich Vladlen Konstantinovich. Cand. Ped. Sciences, Assoc. Professor. Kuban State University Krasnodar, Russia

http://orcid.org/0000-0002-1625-772X vign62@mail.ru

Ignatovich Svetlana Sergeevna. Cand. ped. Sciences, Assoc. Kuban State University Krasnodar, Russia

https://orcid.org//0000-0003 -0479-6117 ssign67@mail.ru

Contribution of authors to the work: Grebennikova Veronika Mikhailovna - Development of target characteristics and basic principles of designing programs of socio-pedagogical support for families.

Bondarev Petr Borisovich - Analysis of trends in the practice of socio-pedagogical family support. Comparative analysis of psychological and pedagogical and tutor support of the family.

Ignatovich Vladlen Konstantinovich - Development of basic modules of the program of socio-pedagogical support for families.

Ignatovich Svetlana Sergeevna - Development of the basic components of the activity of the tutor, implemented on the basis of the program of family support.

The author have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 29.11.2021

Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revi-

sion:16.12.2021

Принята к публикации / Accepted for publication:27.12.2021

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. / The authors declare no conflicts of interests

© Гребенникова В.М. 2021 © Бондарев П.Б. 2021 © Игнатович В.К. 2021 © Игнатович С.С. 2021 © «Педагогика: история, перспективы» 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.