УДК 37
ИГНАТОВИЧ Светлана Сергеевна Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия vign62@mail.ru
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В докладе представлены базовые характеристики модели тьюторского сопровождения совместной творческой деятельности детей и взрослых, разработанные в рамках инновационного проекта «Педагогически организованное взаимодействие семей, воспитывающих детей разного возраста, как условие успешного старта индивидуальной образовательной траектории ребенка», реализуемого педагогическим коллективом ЦДО «Хоста» г. Сочи при грантовой поддержке Министерства просвещения РФ. Основу данной модели составляет проблема: выявления условия формирования готовности семьи к субъектному участию в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории детей разного возраста. Раскрыто понятие о тьюторстве как о новом образовательном институте, становление которого обусловлено общей тенденцией индивидуализации современного образования. Охарактеризованы основные компоненты этой модели, реализуемой в условиях взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования. К ним отнесены: организация совместной творческой деятельности детей и взрослых; изучение семьи; консультирование родителей и других взрослых по вопросам гармонизации детско-родительских отношений; коррекция отношений в семье. Оценка результатов и эффектов совместной творческой деятельности.
Ключевые слова: семья; дополнительное образование; дети разного возраста; взрослые; совместная творческая деятельность; тьюторское сопровождение
Для цитирования: Игнатович С.С. Тьюторское сопровождение как компонент профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. Педагогика: вчера, сегодня, завтра.
2018. Том. 1. № 2. с. 26-30.
Svetlana S. IGNATOVICH Kuban State University Krasnodar, Russia vign62@mail.ru
TUTORIAL SUPPORT AS A COMPONENT OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER OF SUPPLEMENTARY EDUCATION
This report presents the basic characteristics of the model of tutorial support in joint creative activities of children and adults, developed within the framework of the innovative project "Peda-gogically organized interaction between families raising children of different age as a condition of a child's successful individual educational traject o-ry", implemented by the teaching staff of Hosta Supplementary Education Center, Sochi, with the bursary support by the Ministry of Education of the Russian Federation. The basis of this model lies in the problem of identifying the conditions for preparedness of families for personality-motivated participation in the process of designing individual educational trajectories for children of different ages. The concept of tutoring is as a new educational institute that rises in the context of general trend of individualization of modern education, is described. The main components of this model are described in terms of interaction between families and institutions of supplementary education, which include: the organization of joint creative activities of children and adults; study of family; consulting for parents and other adults on the harmonization of the child-parent relationship; correction of relationships in a family. Results and effects of the joint creative activity are evaluated.
Key words: family; supplementary education; children of different ages; adults; joint creative activity; tutorial support
For citation: Ignatovich S.S. Tutorial support as a component of the professional activity of a teacher of supplementary education. Pedagogy yesterday, today, tomorrow. 2018. Vol. 1. no. 2. Pp. 26-30. (in Russ)
Формирование готовности семьи к субъектному участию в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории детей разного возраста - одна из центральных идей индивидуализации современного образования. Она составляет основу инновационного проекта «Педагогически организованное взаимодействие семей, воспитывающих детей разного возраста, как условие успешного старта индивидуальной обра-
зовательной траектории ребенка», реализуемого педагогами ЦДО «Хоста» г. Сочи. Рассматривая ее в аспекте взаимодействия учреждения дополнительного образования с семьями учащихся, мы предполагаем, что один из возможных эффективных путей ее решения связан с осуществлением тьюторского сопровождения совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Возникновение тьюторства как нового образовательного института (несмотря на то, что оно имеет практически столетнюю историю [1]), в первую очередь, связано с современным пониманием его миссии.
Как отмечает один из видных представителей данного направления педагогических исследований Т.М. Ковалева, «с точки зрения тьюторской позиции, принцип индивидуализации конкретизируется через формирование способности человека полагать собственные индивидуальные образовательные цели и приоритеты, спецификацию процессов самообразования» [2].
Профессиональная позиция тьютора базируется на представлениях о цели образования как обретении человеком своей индивидуальности в широком спектре взаимодействия с другими людьми. Можно предположить, что именно педагоги дополнительного образования имеют больше шансов освоить эту позицию и внедрить модель тьюторского сопровождения в свою деятельность. Связано это с тем, что сфера дополнительного образования изначально была ориентирована на ребенка как субъекта, стремящегося к удовлетворению собственных образовательных потребностей в соответствии со своими склонностями, интересами и целями личностного самоопределения [3].
Одно из актуальных направлений развития «педагогики тьюторства» представляет собой сопровождение семьи. Оно становится крайне востребованным в новой социокультурной ситуации, характеризующейся широким спектром возможностей получения качественного образования каждым человеком на протяжении всей его жизни при использовании разнообразных ресурсов, в том числе в открытой информационной среде. Именно в семье закладываются основы будущей индивидуальной образовательной траектории ребенка, которая может привести его к максимуму раскрытия творческих способностей. От того, как складываются детско-родительские отношения, в какие виды деятельности включается ребенок вместе со своими родителями, каковы условия развития этой деятельности, существенно зависят результаты продвижения ребенка по индивидуальной образовательной траектории на последующих этапах непрерывного образования. Более того, значимая роль семьи в выборе и построении ребенком этой траектории сохраняется и после того, как он уже начал обучаться в школе и других образовательных институтах.
Нет смысла доказывать, что учреждение дополнительного образования обладает значительными возможностями строить с семьей партнерские отношения, направленные на развитие ее образовательного потенциала для ребенка. Однако для этого тьютор-ское сопровождение семьи должно быть органично вплетено в структуру профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
Что же включает в себя тьюторское сопровождение семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка?
Дадим краткую характеристику его основных компонентов.
Первым из них выступает организация совместной творческой деятельности детей и взрослых членов их семей. Этот компонент не просто первый, он является системообразующим для тьюторского сопровождения как такового. Именно в процессе специальным образом организованной деятельности могут осуществляться остальные компоненты. Объясняется это тем, что именно в процессе совместной творческой деятельности детей и взрослых могут состояться важнейшие открытия друг друга, возникнуть важные изменения в сознании, связанные с переосмыслением «обычных» семейных отношений. В первую очередь это смысловая связка «семья - образование».
Сверхзадачей педагога, осуществляющего тьюторское сопровождение семьи, состоит в том, чтобы подвести детей и взрослых к важнейшему открытию: в современном мире именно семья является начальным пунктом индивидуальной образовательной траектории ребенка. Ее роль в получении ребенком качественного образования начинает превышать по своей значимости роль традиционных образовательных институтов, включая
школы. Совместная творческая деятельность детей и родителей может выступать не менее важным источником образовательного опыта ребенка, чем школьные уроки.
Но для того чтобы это открытие состоялось, педагогу-тьютору необходимо так организовать совместную творческую деятельность детей разного возраста и взрослых членов их семей, чтобы она не свелась к демонстрации подлежащих усвоению образцов. По сути это означало бы завершение разговора о тьюторстве как таковом, а для родителей и других взрослых выглядело бы как малопонятное приглашение во взрослом возрасте обучиться чему-то, предназначенному для ребенка. Эта деятельность должна исходить от самой семьи (в первую очередь, от ребенка), отражать ее коллективные интересы и ценности. Задача педагога-тьютора состоит в том, чтобы создать условие для развития этой деятельности и через нее обеспечить развитие самих по себе детско-родительских отношений.
В этой связи вторым компонентом тьюторского сопровождения семьи выступает изучение этой семьи, выявление проблем, связанных с построением индивидуальной об-разователной траеткории ребенка и возможности их продуктивного решения. Деятельность педагога дополнительного образования в этой связи включает фиксацию и анализ именно тех явлений, которые свидетельствуют о наличии таких проблем, о тех внутренних ресурсах, которые существуют, но еще не осмыслены членами семьи.
Наблюдая за детьми и родителями в процессе их совместной творческой деятельности, педагог получает возможность фиксировать не только ошибки, но и стереотипы родительского сознания, которые блокируют самостоятельность ребенка и формируют психологические барьеры его образовательного продвижения.
Важнейшим условием реализации этого компонента является педагогический такт, поскольку далеко не каждая семья склонна открыться педагогу и обнажить свои внутренние проблемы. Однако решение о таком открывании должно быть принято семьей добровольно и осознанно. В этой связи познание семьи как компонент тьюторского сопровождения должно носить исключительно диалогичный характер, где педагогу принадлежит роль инициатора этого процесса при обязательном условии его дальнейшего делегирования самой семье.
Третьим компонентом тьюторского сопровождения самой семьи выступает консультирование родителей и других взрослых по вопросам гармонизации детско-родительских отношений и построении индивидуальной образовательной траектории ребенка.
Такое консультирование может проводиться и в групповых, и в индивидуальных формах.
Групповыми формами выступают тренинги детско-родительских отношений, проведение мастер-классов, создание ситуаций групповой рефлексии по результатам осуществляемой совместной деятельности, а также свободное клубное общение.
Индивидуальные консультации следует проводить исключительно по желанию самих родителей и посвящать их ответам на конкретные сформулированные вопросы, обеспечивая при этом конфиденциальность передаваемой информации.
Крайне важно, чтобы педагог дополнительного образования , консультируя родителей и других взрослых членов семьи, хорошо понимал рамки своей профессиональной компетенции и имел возможность привлекать других специалистов, когда обсуждаемые проблемы выходят за рамки этой компетенции.
Четвертый компонент тьюторского сопровождения - коррекция отношений в семье - осуществляется в тех случаях, когда проблемы, связанные с детско-родительскими отношениями не осознаются родителями. В этом случае активность должна исходить от самого педагога, которому предстоит доказательно объяснить им, что именно их ошибки и не правомерные действия в отношении ребенка становятся источником его проблем. Трудность состоит в том, что многие родители не спешат признавать ошибочными такие стратегии родительского воспитания, как например, гиперпротекция. Считая их либо полезными вообще, либо применительно к конкретному ребенку.
Психолог О.В. Лишин даже приводит пример, когда в одной семье старшее поколение упорно «водило за руку» своего уже подросшего внука, практически полностью ли-
шая его самостоятельности. Когда же психолог попытался изменить эту ситуацию и побеседовал со старшими родственниками, услышал в ответ: «Ну и что? Слава Богу, его маму мы и в школу и в институт водили за руку» [4, с. 163].
Коррекция детско-родительских отношений, на которую не поступил заказ со стороны самих родителей, едва ли может осуществляться посредством прямых объяснений и увещеваний. Как было показано в приведенном примере, взрослые члены семьи могут считать свои действия абсолютно правомерными, объясняя их, в том числе, и тем, что их ребенок еще «очень маленький», «у него задержки в развитии», «он еще не стал самостоятельным» и т.д. Мысль о том, что при такой позиции взрослых ребенок и не станет самостоятельным, и многие проблемы в школе и в других сферах жизни ребенка возникнут именно как результат гиперпротекции, не воспринимаются. Пожалуй, главная возможность педагога-тьютора в этом случае связана с тем, чтобы опять же в процессе совместной творческой деятельности создать ситуации, в которых ребенок продемонстрирует своим родителям те возможности, о существовании которых они не предполагали. Другими словами, коррекция детско-родительских отношений в модели тьюторского сопровождения начинается с того, чтобы помочь родителям по-новому увидеть своего ребенка и избавиться таким путем от устоявшихся стереотипов. На последующих этапах педагог может включать в такие ситуации самих родителей и других взрослых членов семьи, но только на основе заключенного договора о том, что в действиях родителей является допустимым, а что нет. Эффективным средством коррекции выступает также включение родителей в непрерывное наблюдение за своими детьми в семейной жизни при помощи специально разработанных «Дневников наблюдений» с последующим обсуждением результатов этих наблюдений.
В проекте, реализуемом ЦДО «Хоста» в качестве такого инструмента было разработано методическое пособие под названием «Родительский дневник» [5].
И, наконец, пятый компонент тьюторского сопровождения - это оценка результатов и эффектов совместной творческой деятельности детей и взрослых по показателям новообразований их социального опыта. В первую очередь речь идет об опыте семьи «быть» коллективным субъектом проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Предметом тьюторской оценки при этом выступают, как обретенные средства совместной деятельности и коммуникаций, так и отразившиеся в индивидуальном сознании ценности и смыслы, связанные с ролью образования в жизни современного человека. Важной особенностью тьюторского сопровождения выступает то, что оцениваться должен не собственно достигнутый уровень детского и родительского сознания, а то его приращение, которое возникло в процессе осуществления совместной творческой деятельности. В этом смысле оценка носит индивидуализированный и качественный характер. Другой важной особенностью является формирующий характер оценивания, что означает субъектную включенность в него самих детей и их родителей. Только в этом случае проектирование индивидуального образовательного маршрута становится подлинно субъектной деятельностью семьи, в которой ее образовательные потребности удовлетворяются на ценностно-смысловом уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гордон Э. Столетия тьюторства. История альтернативного образования в Америке и Западной Европе. Ижевск, 2008. 351 с.
2. Ковалева Т.М., Якубовская Т.В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой [Электронный ресурс] // Человек^и. 2017. № 12. С. 85 - 94. URL:https://eHbrary.ru/download/eHbrary_27810510_34918038.pdf .
3. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Стенограмма межрегионального совещания-семинара по проблеме «Повышение уровня управления развитием дополнительного образования детей. Петрозаводск, 13-15 марта 1996 г. С. 4-13.
4. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1997. 256 с.
5. Родительский дневник: методическое пособие для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста / авт.-сост.: Игнатович В.К., Игнатович С.С., Гребенникова В.М. Краснодар, 2018. 51 с.
REFERENCES
1. Gordon E. Centuries of tutoring. The history of alternative education in America and Western Europe. Izhevsk, 2008. 351 p.
2. Kovaleva T. M., Yakubovskaya T. V. Tutor activity as anthropopractic: between individual educational trajectory and individual educational program. Человек.Яи 2017. No. 12. S. 85 - 94. Available at: URL:https://elibrary.EN/download/elibrary_27810510_34918038.pdf .
3. Asmolov A. G. further education as the zone of proximal development in Russia: from traditional pedagogy to pedagogy of development. The transcript of the inter-regional meeting-workshop on "Improving management of development of additional education of children. Petrozavodsk, 13-15 March 1996, Pp. 4-13.
4. Lishin O. V. Pedagogical psychology of education. ed. D. I. Feldstein. M., 1997. 256 p.
5. Parent diary: Handbook for parents of children of preschool and primary school age. ed.-comp.: Ignatovich V. K. Ignatovich, S. S., Grebennikova V. M. Krasnodar, 2018. 51 P.
Информация об авторе:
Игнатович Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Кубанский государственный университет, методист ЦДО "Хоста" г. Сочи г. Краснодар, Россия vign62@mail.ru
Получена: 22.12.2018
Information about the author:
Svetlana S. Ignatovich, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University, methodologist CDO «Hostname» Sochi, Krasnodar, Russia vign62@mail.ru
Received: 22.12.2018