УДК 37.015.3
ИГНАТОВИЧ Светлана Сергеевна Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]
ИГНАТОВИЧ Владлен Константинович Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ СХЕМА ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся в процессе дополнительного образования. Эта оценка в концепции авторов рассматривается как важнейшее условие самостоятельного продвижения учащегося по индивидуальной образовательной траектории. При этом учащийся выступает субъектом ее проектирования. Предложена модель оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся в формате образовательного события. Сформулирован основной принцип, состоящий в том, чтобы в заданной ситуации зафиксировать деятельностные проявления, свидетельствующие о способности ученика самостоятельно решать творческую задачу. К этим проявлениям отнесены: адекватное понимание смысла решаемой задачи, грамотное определение средств и способов ее решения, компетентное обращение к различным ресурсам, осуществление продуктивных коммуникаций, умение презентовать и отстаивать полученные решения. Показано, что основными компонентами такого образовательного события должны выступать: совместное решение учащимися оригинальных творческих задач, экспертно-аналитическое сопровождение этой деятельности и свободное творческое общение разных участников. Описана методическая схема подготовки и проведения такого образовательного события. Ее структурными элементами выступают: предварительный анализ данных мониторинга развития творческой деятельности учащихся; разработка и апробация пакета творческих заданий; подготовка команды экспертов и ее оснащение необходимым инструментарием; разработка программы Фестиваля с использованием разнообразных форматов творческого общения участников; организация информационно-аналитического сопровождения Фестиваля. Даны рекомендации о подготовке локальных рабочих пространств для различных видов деятельности участников Фестиваля.
DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-6/2-75-80
Svetlana S. IGNATOVICH Kuban State University Krasnodar, Russia [email protected]
Vladlen K. IGNATOVICH Kuban State University Krasnodar, Russia [email protected]
THEORETICAL FOUNDATIONS AND METHODOLOGICAL SCHEME FOR THE ASSESSMENT OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL RESULTS OF STUDENTS IN THE PROCESS OF ADDITIONAL EDUCATION
The article is devoted to the problem of assessing the individual educational results of students in the process of additional education. This assessment in the concept of the authors is considered as the most important condition for the independent progress of the student along the individual educational trajectory. In this case, the student is the subject of its design. A model for assessing the individual educational results of students in the format of an educational event is proposed. The basic principle is formulated, which consists in fixing activity manifestations in a given situation, which testify to the student's ability to independently solve a creative task. These manifestations include: adequate understanding of the meaning of the problem being solved, competent determination of means and methods for solving it, competent access to various resources, and implementation of productive communications, ability to present and defend the solutions obtained. It is shown that the main components of such an educational event should be: joint solution of original creative tasks by students, expert-analytical support of this activity and free creative communication of different participants. A methodological scheme for the preparation and conduct of such an educational event is described. Its structural elements are: a preliminary analysis of data monitoring the development of students' creative activities; development and testing of a package of creative tasks; preparing a team of experts and equipping it with the necessary tools; development of the Festival program using a variety of creative communication formats of the participants; organization of information and analytical support of the Festival. Recommendations on the preparation of local working spaces for various types of activities of the Festival participants are given.
Ключевые слова: индивидуальный образова- Key words: individual educational result, assess-
тельный результат, оценка, событийность, до- ment, eventfulness, additional education полнительное образование
Для цитирования: Игнатович С.С., Игнатович For citation: Ignatovich S. S., Ignatovich V.K. Theo-
В.К. Теоретические основания и методическая retical foundations and methodological scheme for
схема оценки индивидуальных образователь- the assessment of individual educational results of
ных результатов учащихся в процессе дополни- students in the process of additional education. His-
тельного образования. Историческая и соци- torical and Social-Educational Idea. 2018. Vol. 10.
ально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. No.6 - 2. PP. 75-80
№ 6 - 2. с. 75-80. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-6/2-75-80. (in
doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-6/2-75-80. Russ)
Благодарность. Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского
фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-00308 А «Основы методологии и технология проектирования индивидуальных образовательных результатов учащихся в системе дополнительного образования детей»).
Acknowledgement. The article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (Project No. 18-013-00308 A "Fundamentals of Methodology and Technology for Designing Individual Educational Results of Students in the System of Supplementary Education for Children").
Оценка индивидуальных образовательных результатов имеет важнейшее значение в системе деятельности по их проектированию самими учащимися. Одной из «стержневых» выступает здесь идея развития ученика как субъекта образовательной деятельности, к чьей компетенции относится не просто усвоение учебного материала, а целепола-гание самого себя в процессе выстраивания индивидуальной образовательной траектории [1]. С этой точки зрения главной функцией оценки индивидуальных образовательных результатов выступает регуляция процесса продвижения субъекта по индивидуальной образовательной траектории, а для этого необходимо учитывать, что именно оценка является системообразующей функцией психики субъекта [2].
В нашем исследовании изучались возможности оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся в образовательном процессе учреждения дополнительного образования. Именно дополнительное образование, начиная еще с 90-х годов ХХ в., воспринимается в научно-педагогическом сознании как «сфера наибольшего благоприятствования» для развития личности каждого ребенка [3].
Центральная идея, заложенная нами в основу модели оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся в процессе дополнительного образования, связана с реализацией принципа событийности. Принцип событийности в образовании в самом общем виде может быть сформулирован следующим образом: образование, как процесс взращивания «человеческого в человеке», призвано обеспечить событийность бытия каждого индивида, открыть ему возможности самореализации в поступке и совместного с другими людьми порождения смыслов своего бытия. Далее, переходя к более конкретному обсуждению образовательного события, сразу же отметим, что, как было показано в наших ранее проведенных исследованиях, это понятие еще недостаточно укоренено в тезаурусе педагогики [4]. Чаще всего оно встречается в словаре педагогов-практиков, представляющих инновационное образовательное сообщество, когда ими презентуется инновационный опыт реализации моделей индивидуализированного образования. В этом контексте образовательное событие выступает, наряду с проектированием вариативных образовательных сред и осуществлением тьюторского сопровождения учащихся, инновационным средством индивидуализации образования.
Использование образовательного события как формата оценивания индивидуальных образовательных результатов имеет значительное преимущество. Однако для их реализации необходимо принять следующее правило: образовательное событие не должно сводиться только к демонстрации образовательных достижений учащихся. В этом случае
может лишь ретроспективно оцениваться уже пройденный путь, уже состоявшийся этап индивидуальной образовательной траектории ребенка. Истинная же цель образовательного события состоит в оценке вновь обретенных возможностей, задающих зону ближайшего развития учащегося. Поэтому демонстрация полученных образовательных результатов не должна ограничиваться презентацией созданных продуктов. В ходе образовательного события необходимо создавать ситуации, в которых проявятся именно те новообразования опыта учащихся, которые отвечают за дальнейшее образовательное продвижение и служат предпосылками достижения новых уровней готовности к освоению новых социокультурных практик в ближайшей и отдаленной перспективе.
В этой связи образовательное событие, нацеленное на оценку индивидуальных образовательных результатов, должно содержать в себе как смысловое «ядро» творческую задачу, не дублирующую те, которые уже прежде решались участниками творческого объединения в ходе осуществленных проектов. Эта задача должна обладать определенной степенью новизны для учащихся, но обретенный ранее опыт должен выступать гарантией того, что эта задача будет успешно и креативно решена ими совместно здесь и сейчас. Такой задачей может быть разработка оригинального проекта по решению проблемной ситуации, описанной в предлагаемом кейсе; совершение виртуального образовательного путешествия, посвященного поиску ответа на поставленный проблемный вопрос; постановка импровизированного миниспектакля на заданную оригинальную тему; проведение миниисследования и т.д. Основной принцип оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся состоит в том, чтобы в процессе их совместной деятельности в заданной ситуации зафиксировать деятельностное проявление, свидетельствующее об их способности адекватно понимать смысл решаемой задачи, грамотно определять средства и способы ее решения, компетентно обращаться к необходимым для этого ресурсам (включая информационные), строить продуктивные коммуникации и уметь презентовать и отстаивать полученные решения.
Важным условием эффективности оценки индивидуальных образовательных результатов в формате образовательного события выступает его грамотно организованное экспертно-аналитическое сопровождение. С этой точки зрения экспертиза является неотъемлемым компонентом тьюторского сопровождения совместной творческой деятельности учащихся. Важно отметить, что эта экспертиза должна носить открытый характер, к участию в ней необходимо привлекать не только педагогов, но и различных представителей социума, имеющих отношение не только к образованию, но к широкому спектру актуальных проблем жизни современного общества. Не менее важно и то, что собственно оценка образовательных результатов не должна полностью исчерпывать собой задачи и содержания образовательного события. В первую очередь это свободное творческое общение разных людей, событийность которого обусловлена их общей сопричастностью к важным процессам, лежащим в основе современной жизни. Учащимся важна не сама по себе оценка «хорошо - плохо», «правильно - неправильно», а обратная связь с экспертами, посредством которой они смогут выделить для себя самое главное, что, по сути, характеризует их достижения, и наметить перспективы дальнейшего развития.
Таким образом, можно выделить три главных компонента образовательного события как формата оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся. Во-первых, это совместное решение оригинальных творческих задач, в ходе чего проявляется их компетентность в совместном освоении новых социокультурных практик. Во-вторых, это экспертно-аналитическое сопровождение, в ходе которого выявляются и оцениваются конкретные компетенции, лежащие в основе готовности учащихся к проектированию индивидуальной образовательной траектории. Спектр этих показателей должен соответствовать структуре и содержанию этой готовности, включая не только конкретные способы действий, необходимые для решения творческих задач, но и характеристики их мотивации, ценностно-смыслового отношения к осуществляемой деятельности именно как к образовательному продвижению, а также способность достигать намеченные цели этого продвижения. И, в-третьих, это свободное творческое общение разных людей, для которых получение качественного образования является их целью.
Именно такое общение выступает главным условием освоения учащимся внутренней позиции субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории.
В этой связи может быть предложена методическая схема подготовки и проведения Фестиваля творческих достижений учащихся, не только как формата оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся, но и как стартовой площадки для выбора последующих социокультурных практик, уровня их освоения и в целом определения дальнейших шагов по проектированию индивидуальной образовательной траектории.
При подготовке Фестиваля необходимо решить следующие задачи. Во-первых, нужно проанализировать данные мониторинга развития творческой деятельности учащихся и содержания реализованных проектов. На этом основании нужно выделить проблематику, на разрешение которой будут направлены творческие задания для участников Фестиваля.
Во-вторых, организаторам Фестиваля требуется разработать и апробировать пакет таких творческих заданий, соответствующих выявленной приоритетной проблематике. Задание сообразно подготовить в виде кейсов. Кейс должен содержать описание некоторой проблемной ситуации, требующей принятия оригинального проектного решения, и непосредственно формулировку творческих заданий к этому кейсу. Например, таким кейсом может служить описание местности или конкретного пункта, куда участникам Фестиваля предстоит отправиться в образовательное путешествие. Целесообразно «зашифровать» эту местность таким образом, чтобы участникам потребовалось установить цель своего путешествия на основе представленной косвенной информации (географические координаты, упоминание происходивших там исторических событий, указание известных имен, связанных с этой местностью, и т.д.). Сами же творческие задания (что именно предстоит сделать участникам образовательного путешествия) должны быть связаны с предпочитаемыми ими видами деятельности, отвечающими направленности конкретных творческих объединений, в которых участники осуществляли ранее свою образовательную траекторию. Там, где речь идет о художественно-творческой направленности, такие задания могут быть связаны с постановкой импровизированных спектаклей, которые могут иметь успех у местных жителей, созданием художественных текстов и композиций, исполнением народных танцев, отвечающих этнокультурным особенностям данной местности и т.д. и т.п. В случае социально-гуманитарной направленности такие задания могут состоять в разработке оригинальных проектов, ориентированных на решение актуальных проблем жизни местных сообществ. Для спортивной направленности возможны творческие задания, состоящие в проведении соревнований по экзотическим видам спорта, популярным в данной местности.
Необходимо учесть, чтобы эти кейсы были привлекательны для участников объединения и мотивировали их на принятие креативных решений.
В-третьих, следует подготовить команду экспертов и оснастить ее необходимым инструментарием. При этом следует учитывать, что экспертам предстоит оценивать индивидуальные образовательные результаты учащихся как освоенных средств продуктивного освоения социокультурных практик, собственных регулятивных и коммуникативных способностей и готовности к принятию решений, отражающих ценностно-смысловые ориентации авторов проектов в заданной проблемной ситуации. Необходимо добиться точного понимания экспертами того, что именно им предстоит оценивать и обеспечить их готовность использовать подготовленные экспертно-оценочные инструменты. Сами эти инструменты должны быть достаточно просты в использовании, но при этом необходимо обеспечить четкое и однозначно понимаемое соответствие выставляемых баллов и их качественных интерпретаций.
В-четвертых, организаторам Фестиваля предстоит разработать его программу с учетом не только интересов его участников, но и возможностей разнообразия форматов их общения, в которых могут быть заложены точки их дальнейшего роста. Необходимо добиться, чтобы Фестиваль представлял собой калейдоскоп разных маленьких событий, но при этом сохранял свою целостность и не сводился к шоу, единственное назначение которого состоит в том, чтобы развлечь участников. В этой связи желательно предусмотреть интерактивные, неподготовленные заранее эпизоды творческого взаимодействия
участников, предполагающие активное использование импровизации. Такими эпизодами могут быть интервью, неформальное общение с экспертами, предъявление неожиданных творческих заданий, в целом создание ситуаций, когда участникам фестиваля нужно творчески действовать «здесь и сейчас», оперативно решая различные творческие задачи.
В-пятых, необходимо предусмотреть информационно-аналитическое сопровождение Фестиваля и оперативное размещение его материалов на сайте образовательного учреждения и других информационных ресурсах. Для этого целесообразно подготовить группу аналитического сопровождения из числа педагогов, приглашенных внешних партнеров и учащихся старшего возраста, не являющихся непосредственными участниками команд, представляющих результаты своей творческой деятельности. При этом важно обеспечит оперативную подготовку видео- и фотоматериалов. Программа Фестиваля не должна быть жестко подчинена какому-либо раз и навсегда уставленному шаблону. Приветствуется вариативность и разнообразие форматов совместной деятельности его участников. Однако при этом следует подчинить это разнообразие некоторым общим правилам, отражающим общую логику этого совместного творческого действия именно как креативного формата оценки индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Прежде всего, необходимо обеспечить возможности активного включения в осуществляемое совместное действие всех его участников. Роль «пассивного зрителя» должна быть сведена к минимуму. Для этого в ходе проведения Фестиваля надо обустроить несколько рабочих пространств, в которых одновременно будут осуществляться различные совместные действия участников. Такими рабочими пространствами могут быть: сценическая площадка, различные мастерские, подиум для демонстрации моделей костюмов, исследовательская лаборатория и т.д. Их необходимо оснастить разнообразными материалами, которые могут быть использованы в ходе реализации различных проектов (костюмы, реквизит, ширмы для изготовления декораций, бумага, картон, краски и прочие расходные материалы, канцелярские принадлежности и другие материалы, инструменты, ноутбуки, разнообразный инвентарь, зеркала и прочие материалы, необходимые для реализации проектных решений). Оснащение рабочих пространств должно обеспечивать избыточность средств, которые могут использовать участники творческой деятельности для осуществления различных креативных решений. Особое значение имеет доступность информационных ресурсов, включая свободный выход в Интернет.
Что же касается непосредственного предъявления созданных в ходе образовательного события продуктов, необходимо также предусмотреть разнообразные креативные форматы этого итогового действия. Традиционный вариант выступления перед членами жюри не является здесь наиболее оптимальным, поскольку креативное решение проектной задачи предполагает использование креативных способов его презентации. Поэтому наиболее целесообразно не задавать жестко способ презентации полученных результатов, а предоставить участникам возможность продуцирования и реализации собственных идей.
Для того чтобы помочь участникам Фестиваля максимально использовать имеющиеся у них возможности и с учетом того, что уровень неопределенности ситуации при этом достаточно высок, педагогам, участвующим в проведении Фестиваля, следует взять на себя функции модераторов деятельности участников, которые, не навязывая им собственных решений, в то же время стимулировали бы их поиск максимально творческих решений.
Таким образом, оценка индивидуальных образовательных результатов учащихся в формате Фестиваля творческих достижений представляет собой совместное разветвленное креативное действие множества субъектов, результатом которого становится не просто формальная оценка достижений, а одновременное проявление различных сторон и аспектов этих результатов в достаточно неопределенной ситуации, требующей от участников максимальной мобилизации имеющихся у них средств решения творческих задач.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Ковалева Т.М. Принцип индивидуализации и профессия тьютора в российском образовании // Исторические истоки и теоретические основы тьюторства. - Владивосток, 2014. - С. 43-72.
2. Понукалин А.А. Системообразующая функция оценивания // Субъективная оценка в структуре деятельности: научно-тематический сборник. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. - 144 с.
3. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Стенограмма межрегионального совещания-семинара по проблеме «Повышение уровня управления развитием дополнительного образования детей». Петрозаводск, 13-15 марта 1996 г. - С. 4-13.
4. Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Игнатович С.С. Принцип событийности в организации социокультурных практик учащихся как проектных единиц их индивидуальных образовательных маршрутов // Историческая и социально-образовательная
мысль. - 2015. - Т. 7. - № 5. Ч. 1. - С. 207-213. [Электронный ресурс] https://www.hist-edu. ru/hist/article/view/1654
REFERENCES
1. Kovaleva T.M. Printsip individualizatsii i professiya t'yutora v rossiyskom obrazovanii. Is-toricheskiye istoki i teoreticheskiye osnovy t'yutorstva. Vladivostok, 2014. S. 43-72.
2. Ponukalin A.A. Sistemoobrazuyushchaya funktsiya otsenivaniya. Sub"yektivnaya otsenka v strukture deyatel'nosti: nauchno-tematicheskiy sbornik. Saratov: Izd-vo Saratovskogo un-ta, 1987. 144 p.
3. Asmolov A.G. Dopolnitel'noye obrazovaniye kak zona blizhayshego razvitiya v Rossii: ot traditsionnoy pedagogiki k pedagogike razvitiya. Stenogramma mezhregional'nogo soveshchani-ya-seminara po probleme «Povysheniye urovnya upravleniya razvitiyem dopolnitel'nogo obra-zovaniya detey». Petrozavodsk, 13-15 marta 1996 g. p. 4-13.
4. Grebennikova V.M., Ignatovich V.K., Ignatovich S.S. Printsip sobytiynosti v organizatsii sotsiokul'turnykh praktik uchashchikhsya kak proyektnykh yedinits ikh individual'nykh obra-zovatel'nykh marshrutov. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2015. T. 7. No. 5. CH 1. pp. 207-213. Available at: https://www.hist-edu.ru/hist/article/view/1654
Информация об авторах:
Игнатович Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected]
Игнатович Владлен Константинович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected]
Получена: 07.12.2018
Information about the authors:
Svetlana S. Ignatovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected]
Vladlen K. Ignatovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected]
Received: 07.12.2018