Семья и школа Family and school
Научная статья
УДК 37.04
DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-5-36-52
СОВМЕСТНАЯ ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ КАК ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАРТАПА СЕМЬИ
Вероника Михайловна Гребенникова
д-р.пед. наук, проф. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Краснодар, Россия http://orcid.org/0000-0003-0705-7985 vmgrebennikova@mail .т
Владлен Константинович Игнатович
канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Краснодар, Россия http://orcid.org/0000-0002-1625-772X [email protected]
Светлана Сергеевна Игнатович
канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Краснодар, Россия http://orcid.org/0000-0003 -0479-6117 [email protected]
Валентина Евгеньевна Курочкина
канд. психол. наук, доц. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-9499-4610 [email protected]
Аннотация. Статья посвящена проблеме обоснования образовательного досуга семьи как формы ее образовательного стартапа. Ее актуальность обусловлена, с одной стороны, возрастанием роли семьи в проектировании индивидуальной образовательной траектории ребенка, где одной из ее важнейших функций становится обеспечение образовательного стартапа, с другой стороны, недостаточным уровнем обоснованности в современной науке методов, средств и ресурсов для осуществления данной функции. В настоящей статье в качестве такового ресурса обоснован семейный образовательный досуг, в процессе которого может успешно моделироваться «полный цикл образования», выводящий субъекта в новые пределы его личностного развития. Рассмотрены подходы к пониманию сущности образовательного стартапа и определению гуманитарного смысла данного понятия. Проанализированы формы семейного досуга, реали-
зуемые в целях обогащения социального опыта ребенка. Образовательный стартапсе-мьи проинтерпретирован как проект, реализуемый в сфере совместной досуговой деятельности детей и родителей, результатомчего становится выход семьи как целостного субъекта образования в зону ее ближайшего развития. Описаны базовые характеристики образовательногостартапа семьи, среди которых центральной выступает направленность совместной деятельности детей и родителей на творческое освоение разнообразных социокультурных практик. Даны описания таких практик, охарактеризованы требования к их организации.
Ключевые слова: образовательный стартап семьи, образовательный досуг, социокультурная практика, совместная творческая деятельность детей и родителей
Для цитирования: Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Игнатович С.С., Курочкина В.Е. Совместная досуговая деятельность детей и родителей как форма образовательного стартапа семьи//Педагогика:история,перспективы.2021. Том 4. № 5. с. 36-52 DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-5-36-52
Благодарность. Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда
фундаментальных исследований (проект № 19-013-00163 А «Методология и технология социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка»).
Original article
JOINT LEISURE ACTIVITIES OF CHILDREN AND PARENTS AS A FORM OF A FAMILY'S EDUCATIONAL STARTUP
GrebennikovaVeronikaMikhailovna
dr. ped. Sciences, prof. FSBEI HE "Kuban State University" Krasnodar, Russia http://orcid.org/0000-0003-0705-7985 [email protected]
IgnatovichVladlenKonstantinovich
Cand.ped. Sciences, Assoc. FSBEI HE "Kuban State University"
Krasnodar, Russia http://orcid.org/0000-0002-1625-772X [email protected]
Ignatovich Svetlana Sergeevna
Cand.ped. Sciences, Assoc. FSBEI HE "Kuban State University"
Krasnodar, Russia http://orcid.org/0000-0003 -0479-6117 [email protected]
KurochkinaValentinaEvgenievna
Cand.psychol. Sciences, Assoc. FSBEI HE "Kuban State University"
Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0002-9499-4610 [email protected]
Abstract. The article is devoted to the problem of substantiating the educational leisure of the family as a form of its educational startup.Its relevance is due, on the one hand, to the increasing role of the family in designing the individual educational trajectory of the child, where one of its most important functions is to provide an educational startup,on the other hand, an insufficient level of validity in modern science of methods, means and resources for the implementation of this function.In this article, family educational leisure is substantiated as such a resource, in the process of which the "full cycle of education" can be successfully modeled, leading the subject to new limits of his personal development.The approaches to understanding the essence of an educational startup and defining the humanitarian meaning of this concept are considered. The forms of family leisure, implemented in order to enrich the child's social experience, have been analyzed.An educational start-up of a family is interpreted as a project implemented in the field of joint leisure activities of children and parents, which results in the emergence of the family as an integral subject of education in the zone of its proximal development.The basic characteristics of an educational start-up of a family are described, among which the focus of joint activities of children and parents on the creative development of various socio-cultural practices is central.Descriptions of such practices are given, the requirements for their organization are characterized.
Key words: educational start-up of a family, educational leisure, socio-cultural practice, joint creative activity of children and parents
For citation: Grebennikova V.M., Ignatovich V.K., Ignatovich S.S., Kurochkina V.E. Joint leisure activities of children and parents as a form of a family's educational startup // Pedagogy: history, perspectives.2021. Volume 4. No. 5.PP. 36-52 (InRuss.) DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-5-36-52
Acknowledgement. The article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (project No. 19-013-00163 A "Methodology and technology of socio-pedagogical support of the family as a subject of designing an individual educational trajectory for a child").
Введение. Возрастание значимости семьи как субъектапроектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка - одна из новых реалий современности, требующая расширения традиционных представлений о сущности и целях ее социально-педагогической поддержки. Реализуя себя в этой новой социальной роли, семья осуществляет ряд специфических функций, выходящих за традиционные рамки компетенций образовательных организаций - ДОУ, школы и учреждений дополнительного образования. В свою очередь, это обстоятельство требует существенного изменения традиционных моделей взаимодействия данных образовательных организаций с семьями обучающихся.
В концепции нашего исследования выделяются четыре основные функции семьи, осуществляемые ею в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка:
1) целеполагание индивидуальных образовательных маршрутовдетей разного возраста на различных этапах непрерывной образовательной траектории;
2) навигация образовательных ресурсов в открытом информационно-образовательном пространстве;
3) оценка индивидуальных образовательных результатов детей как вновь обретаемых ими возможностей для решения творческих задач в зоне своего ближайшего развития;
4) осуществление образовательных стартапов в процессе совместной творческой деятельности детей с родителями и другими взрослыми членами семьи [1].
Нетрудно заметить, что первые три выделенные функции в большей или меньшей степени соответствуют содержанию задач, решаемых педагогами в различных образовательных учреждениях. В то же время организация «семейных» образовательных стартапов, как правило, не включается в спектр этих задач. Совместная образовательная деятельность детей и родителей чаще всего рассматривается педагогами школы как некое дополнение к реализуемой образовательной программе, либо как просто дополнительные учебные занятия, нацеленные на восполнение пробелов в знаниях учащихся. В такой ситуации попытки школы и других образовательных организаций оказать семье социально-педагогическую поддержку в реализации данной функции чреваты риском, о котором писал еще в 80-х годах прошлого века С.Л. Соловейчик [2]. Речь идет о риске «переноса школы» в семейное воспитание. Суть этого риска состоит в том, что во взаимоотношения детей и родителей могут проникнуть характерные для массовой школы стереотипы педагогического воздействия на ребенка, подавляющие развитие его индивидуального субъектного начала в образовательном процессе.Это проникновение лишает индивидуальную образовательную траекторию ее главного смысла как «авторского проекта» учащегося, реализуемого им в широком спектре социально ориентированных субъект-субъектных взаимодействий.
Таким образом, возникает проблема научного обоснования образовательного стартапа как проекта, реализуемого семьей в качестве коллективного субъекта образования. В настоящей статье представлены теоретические и технологические основания одного из возможных путей решения данной проблемы.
Методы и материалы. В ходе исследования нами были использованы методы изучения научной литературы и моделирования субъект-субъектных взаимодействий детей и родителей, осуществляемых ими в процессе совместного решения творческих задач, задающих зону ближайшего развития ребенка. Методологическими основаниями для решения этой задачи выступают идея «со-творения» зоны ближайшего развития ребенка в его субъект-субъектном взаимодействии со взрослыми (Л.С. Выготский, Г.А. Цукерман, А.Г. Асмолов, В.Т. Кудрявцев и др.) и ранее обоснованное в наших исследованиях понятие социокультурной практики как проектной единицы образовательного маршрута учащегося [3]. Кроме того, мы опирались на понятие образовательного стар-тапа, которое в последнее время стало активно использоваться в сфере проектирования инновационных образовательных практик [4].
В основу проведенного исследования была заложена гипотеза, согласно которой образовательный стартап семьи наиболее успешно может быть осуществлен как проект развития совместной досуговой деятельности семьи, в процессе которой детьми и родителями творчески осваиваются разнообразные социокультурные практики, отвечающие интересам и перспективам образовательного продвижения ребенка.
Результаты и обсуждение. В ходе проведенного исследования было установлено, что понятие «образовательныйстартап» первоначально было отнесено к сфере проблем развития современного высшего образования. Основанием для этого послужили данные исследований, говорящие о низкой эффективности традиционных моделей
высшего образования в условиях современного рынка труда.В этой связи многие исследования были посвящены изучению деятельности инновационных бизнес-структур, направленной на создание «прорывных» моделей «образования полного цикла», обеспечивающих полноценное овладение обучающимися всем спектром средств и условий, обеспечивающих их конкурентоспособность в реальном секторе экономики [5]. Субъ-ектамиобразовательныхстартапов в первую очередь становились крупные компании, которые привлекли в сферу образования крупные венчурные инвестиции [4]. Исследователи, изучавшие данный феномен, пришли к выводу, что экономическим стартапом может быть любая структура (организация), которая успешно выходит на рынок в ситуации высокой степени неопределенности [6].
Собственно образовательными стартапами первоначально становились вузы и их объединения, взаимодействующие с бизнес-структурами и добивающиеся на этой основе крупных инвестиций в образование в целях обеспечения его качества, отвечающего запросам работодателей. Однако уже в скором времени стали появляться доказательства того, что образовательными стартапами могут выступать самые разнообразные внутривузовские структуры, если их деятельность будет подчинена общей базовой концепции [7].
В то же время следует отметить, что, по данным проведенного нами анали-за,понятие образовательного стартапа еще не имеет глубокого теоретического обоснования. В большей степени оно рассматривается как «способ организации инновационных форм взаимодействия учителя и ученика» [8, с. 6]. Кроме того образовательными стартапами иногда считаются информационные сервисы и ресурсы, обеспечивающие эффективности инновационных образовательных практик [9]. В этой ситуации весьма свободного толкования понятия «образовательный стартап» остается недостаточно проясненной его сущность именно как проекта, выводящего осуществляемую субъектами деятельность на качественно новый уровень ее развития. Возможно, именно по этой причине практически отсутствуют работы, посвященные образовательномустар-тапу семьи. По всей видимости, эмпирическое понимание образовательного стартапа не позволяет исследователям интерпретировать семью как структуру, способную вкладывать инвестиции в достижение качественно нового уровня образования ребенка. Традиционные и уже известные формы такого «инвестирования» (найм репетиторов, посещение платных школ раннего развития, секций и т.д.) по своей эффективности не соответствуют представлениям о стартапе как о «прорывном» действии, обеспечивающем достижение требуемых новых результатов.
Для понимания того, что же представляет собой образовательный стартап семьи, необходимо выделить гуманитарный смысл этого понятия. Именно в гуманитарном, в первую очередь, психологическом (а не экономическом) значении необходимо определить ресурс, благодаря которому образовательный потенциал семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка способен вывести ее на уровень полноценного стартапа. В концепции нашего исследования в качестве такого ресурса рассматриваются детско-родительские отношения, осуществляемые в процессе совместной творческой деятельности детей и взрослых. Как показано в современных исследованиях [10], проектирование зоны ближайшего развития ребенка (на которую должна быть ориентирована его индивидуальная образовательная траектория) не может осуществляться в одностороннем порядке благодаря целенаправленным педагогическим влияниям взрослых. Этот процесс изначально носит диалогичный характер, в нем все участники решают творческую задачу «самосотворения» семьи как событийной общности детей и взрослых. Решают ее как «задачу-на смысл», адресуя друг другу свои уникальные смыслы, обнаруженные в «точках пересечения» перекрестных потоков творческой активности. Задача, решаемая родителями, состоит не в формальном выборе (по своему усмотрению) образовательного будущего своего ребенка, а в выяв-
лении и развитии внутренних творческих потенций детей, реализация которых открывает им путь к достижению собственной индивидуальности.
Следует отметить, что ориентация родителей на развитие индивидуальности ребенка еще далеко не в полной мере выступает для них базовым принципом семейного воспитания. Однако процесс индивидуализации образования и воспитания детей, в том числе, в семье имеет глубокие социокультурные основания, связанные с позиционированием современной семьи как субъекта общества.Как отмечает М.И. Болотова, тенденция индивидуализации семейного воспитания наметилась в ситуации, ко-гда«индивид занял верхнюю, лидирующую позицию, тогда как общество оказалось в нижней, подчиненной. Семья сохранила свое центральное в иерархии место, по-прежнему являясь каналом разрешения противоречий между социумом и индивидом» [11, с. 368].
В концепции семьи как социокультурной ценности, предложеннойО.И. Волжи-ной, семья рассматривается как структурный элемент общества, обладающий ценностным значением. Семья как социокультурная ценность,играет роль регулятивного механизма процессов изменений, происходящих в ребенке во всей гамме его социальных связей [12]. Развивая далее эту мысль, можно предположить, что современная семья, ориентированная на развитие индивидуальности ребенка, не выстраивает «типовой» сценарий его социализации, а управляет (в меру своих творческих способностей) этим процессом, взаимодействуя не только непосредственно с ними, но и с разнообразными внешними социальными институтами. Сценарий социализации ребенка определяется обществом и культурой, к которым принадлежат родители. В культуре, в социальных нормах фиксируются идеальные, нормативные представления о том, какой должна быть семья. И именно здесь выделяется роль родителей с точки зрения нравственных и духовных ценностей общества.
Немаловажно, что в значительной степени все это происходит в совместном досуге, т.е. семейной досуговой деятельности. В этой связи вполне логично рассмотреть досуг семьи именно как специфическую форму ее образовательногостартапа. Однако именно в таком ключе семейный досуг анализируется исследователями крайне редко, хотя и рассматривается как приоритетная сфера социально-педагогической поддержки семьи со стороны различных социальных институтов (культурно-досуговых центров, музеев, учреждений образования и др.).Так, например, весьма укорененной в общественном сознании является мысль о том, что «развитие форм семейного досуга должно способствовать решению одной из важнейших задач по организации совместной коллективной деятельности детей и их родителей» [13]. Развивая эту мысль, Г.И. Гриб-коваи С.Ш. Умертаева в качестве одного из значимых условий организации музейной культурно-образовательной деятельности, необходимых для реализации развивающего педагогического потенциала семейного досуга, выделяют «целенаправленное включение в социально-культурную деятельность всей семьи в виде целостного социально-культурного творчества, воспитательный результат которой будет зависеть от совместных усилий каждого члена семьи» [14, с. 16].
Исследователями выделяются также разнообразные частные задачи, решаемые в процессе социально-педагогической поддержки досуговой деятельности се-мьи:развитие музыкальной культуры [15], физического развития детей [16], развития их познавательных интересов [17], развитие игровой деятельности детей и родителей [18], а также общекультурного развития [19].
Проведенный анализ литературы вопроса позволяет нам заключить, что семейный досуг, выступая объектом педагогических, психологических и социологических исследований, рассматривается с разных позиций:
- как социокультурный и педагогическийфеномен, находящийся в имманентной связи с обучением и воспитаниемличности, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты;
- как вид развивающей и духовнообогащающей деятельности, представляющий возможности для активного отдыха, потребления культурных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей [11].
Немаловажно и то, что у семейного досуга возможен и конкретный осязаемый выход в виде творческой продукции на основе выделенных И.И. Гультяевым закономерностей:
- закон творческой энергетики: досуг реализует потенции человека, все видыего энергии, тем он и ценен;
- закон диалогического соотношения времени, пространства и содержания досуга: вся досуговая деятельность протекает в рамках свободного времени досуговой территории и выбранного содержания творчества; они взаимосвязаны вкусы, интересы, пристрастия, душевные и физические силы;
- закон «зеркальности» и универсальности досуга: досуг отражает и воспроизводит окружающий мир, все его богатства, тем он и универсален [20].
Однако все эти сведения могут рассматриваться лишь как предпосылки целостной концепции семейного досуга как формы образовательного стартапа. В этой связи необходимо уточнить, всякий ли досуг обладает образовательным потенциалом и каково специфическое содержание именно образовательного досуга. Проведенный анализ показал, что весьма часто образовательный потенциал семейного досуга принимается авторами «по умолчанию»: в любом случае взаимодействие детей и родителей, осуществляемое ими, в том числе, и в сфере досуга, имеет своим следствием некое приращение социального опыта ребенка и это уже само по себе свидетельствует о его образовательном потенциале.
Такой взгляд на образовательный потенциал семейного досуга представляется чрезмерно упрощенным и мало способствующим развитию представлений о возможностях его перерастания в образовательный стартап семьи.Среди работ, в которых данный феномен рассматривается более конкретно, можно выделить два противоположных подхода к интерпретации взаимосвязи досуга и образования. Первый из них основан на понимании досуга лишь как средства популяризации образования. Так, по мнению А.И. Даниловой, досуг, организуемый в особых формах, может выступать фактором добровольного выбора субъектом привлекательных для него видов образования, а также средством, при помощи которого образование осуществляет свою социально-интегративную функцию. Под социально-интегративной функцией автором понимается способность образования и образовательной деятельности «являться одновременно и способом "индивидуализации", и способом "утверждения себя по отношению к другому", и инструментом сплочения социальных образований» (к числу которых, безусловно, может быть отнесена семья). [21, с. 44]
Иной точки зрения на образовательную функцию досуга придерживается А.А. Воронин: «Досуг определяется нами как программа, целеполагание которой - развитие творческого потенциала молодежи в процессе "погружения" личности в субкультуру микросреды» [22, с. 89] При этом содержание такого развивающего досуга рассматривается автором как спектр осуществляемых субъектами видов творческой деятельности, к которым он относит репродуктивную, продуктивно-творческую, рефлексивную и релаксационно-реабилитационную. Репродуктивная деятельность является, с точки зрения автора, ведущей в представленных в социуме институализированных микросредах. Продуктивно-творческая деятельность становится ведущей в микросредах культу-ротворческих форм досуга. Рефлексивная деятельность выступает ведущей деятельно-
стью в микросредах, в которых происходит личностное самоопределение, а также актуализация заложенных личностных свойств и качеств субъекта. Релаксационно-реабилитационная деятельность наиболее значима в микросредах, ориентированных на укрепление здоровья и развитие спортивных способностей.
Существуют основания утверждать, что оба выделенных подхода к пониманию сути и назначения образовательного досуга могут быть заложены в основу выбора модели социально-педагогической поддержки семьи. Популяризация образования для детей, осуществляемая в форме семейных занятий, в ходе которых они (дети) получают для себя интересные сведения, может в определенной степени служить источником их мотивации учебной деятельности в школе (если, конечно, эта мотивация не будет в скором времени нивелирована догматизмом и принудительным характером школьных уроков). Однако для того чтобы совместная досуговая деятельность детей и родителей действительно могла выводить семью на уровень образовательного стартапа, ее занимательный характер выступает необходимым, но далеко не достаточным условием. Гораздо более продуктивным представляется второй подход, в котором семейный досуг может проектироваться как специфическая образовательная программа. Возможности этой программы играть роль семейного образовательного стартапа определяются тем, насколько достигаемые результаты ее реализации в модельном виде соответствуют представлениям об «образовании полного цикла», то есть образуют целостный спектр компетенций, необходимого для самостоятельного построения индивидуальной образовательной траектории и достижения социального успеха. Вопрос о таких индивидуальных образовательных результатах ранее был подробно рассмотрен нами в [23]. Здесь мы лишь ограничимся констатацией того, что данные результаты образуют единство обретенных субъектом смыслов в творчески осваиваемом, проблемно насыщенном поле деятельности, освоенных при этом способов действий и способов их социального утверждения во взаимодействии с другими людьми.
Возвращаясь к идее образовательной программы семейного досуга, отметим, что для достижения указанных образовательных результатов немаловажное значение имеет соотношение выделенных А.А. Ворониным видов досуговой деятельности. Вполне очевидно, что главная роль здесь должна принадлежать продуктивно-творческой деятельности, в ходе которой в наибольшей степени возможно становление событийных детско-родительских отношений и выход за пределы обыденного опыта. Рефлексивная деятельности при этом выступает необходимым дополнением, обеспечивающим осмысленность продвижения детей и взрослых по совместно проектируемой индивидуальной образовательной траектории. Что же касается репродуктивной и ре-лаксационно-реабилитационной деятельности, то они в большей степени могут служить для поддержания стабильности эмоционального фона, снятия напряжений и психологических барьеров перед трудностями.
Таким образом, главной задачей социально-педагогической поддержки образовательного стартапа семьи выступает организация разнообразных видов совместной досуговой деятельности детей и родителей, сопровождаемой созданием ситуаций групповой рефлексии по поводу совершаемых ими шагов продвижения по индивидуальным образовательным траекториям. Еще раз подчеркнем, что обязательным условием эффективности образовательного стартапа выступает открытость к обретению нового социального опыта не только детей, но и родителей (напомним, что впервые идея родителей, которые учатся у своих детей была сформулирована М. Мид еще в середине прошлого столетия [24]).
Способом решения этой задачи, предлагаемым в нашем исследовании, выступает организация и тьюторское сопровождение совместной досуговой деятельности детей и родителей, направленной на творческое освоение модельных социокультурных практик. Под этими практиками мы понимаем специальным образом создаваемую предмет-
ность совместной деятельности детей и взрослых, на которой ими могут моделироваться, с одной стороны, отношения сотворчества, возникающие между людьми в процессе погружения в проблемно насыщенные сферы культуры, с другой стороны, социальные отношения «по поводу» осуществляемой деятельности, отвечающие ее социальному содержанию и внутренним закономерностям.К таковым видам совместной деятельности мы, в первую очередь, относим:
- игру в ее разнообразных видах и проявлениях;
- художественно-творческое, инженерное и социальное проектирование;
- исследование окружающего мира;
- семейные образовательные путешествия.
Дадим их краткую характеристику.
Игра - одно из самых важных порождений Мира Детства, суть которого, по утверждению В.Т. Кудрявцева [25], состоит в «схватывании» субъектом (ребенком) универсальных смысловвещей и явлений, находящимися за пределами его актуального жизненного опыта.
Игра - это способ найти ответ на смыслообразующий вопрос «каково быть?».
Именно это обстоятельство в первую очередь позволяет рассмотреть игровую деятельность как возможную форму образовательногостартапа семьи.
Репертуар семейных игр, в которые играют совместно дети и родители, весьма широк - сюжетно-ролевые, режиссерские, психологические, спортивные, настольные и т.д. Но в любом случае игра как форма образовательногостартапа характеризуется следующими особенностями.
Во-первых, главным «двигателем» игры выступает творческое воображение ее участников. Именно воображение позволяет детям и взрослым «побывать» в других мирах, ощутить себя в новых ролях и обстоятельствах, которые «натурально» не являются доступными.
Во-вторых, в процессе игры ее участники решают некую творческую «задачу-на-смысл», характеризующуюся тем, что, говоря словами А.В. Брушлинского [26], «требуемое» и «искомое» не совпадают друг с другом. (Подробнее этот аспект игры рассмотрен в [27].)
И, в-третьих, в процессе игры ее участники осваивают новые способы продуктивных коммуникаций, не представленные в обыденном арсенале способов общения.
Только соблюдение этих трех особенностей при выборе семейных игр может позволить их использование в качестве средств образовательногостартапа.
Особо важен вопрос о роли взрослого в семейной игре. Анализ имеющихся в сети Интернет описаний семейных игр показывает, что преобладающей позицией, которую занимают родители, выступает позиция организатора игры, в то время как активными игроками являются только дети. Гораздо реже родители становятся непосредственными участниками игр. Однако именно участие родителей в совместной игровой деятельности с детьми может обеспечить необходимый уровень образовательногостар-тапа семьи. Связано это с тем, что любая деятельность, выводящая ребенка в зону его ближайшего развития, обязательно должна осуществляться совместно со взрослыми, в противном случае механизмы этого выхода не работают [28].
Второй выделенный нами вид совместной досуговой деятельности детей и родителей - проектирование (художественно-творческое, инженерное и социальное) -также обладает всеми характеристикамиигры:
- наличие воображаемого плана действий,
- решение творческой задачи и
- использование особых продуктивных коммуникаций, не присущих обыденной репродуктивной деятельности.
Однако, в отличие от игры, проектирование предполагает создание полезного продукта. Однако само по себе создание этого продукта недостаточно для того чтобы совместная продуктивная деятельность детей и взрослых обеспечивала успешный образовательный стартап семьи. Это возможно лишь в том случае, если созданный продукт запечатляет в себе найденное креативное решение проблемы, которую невозможно было решить на основе использования уже известных субъекту средств и способов деятельности. Именно найденный новый, креативный способ действия, приводящий к решению проблемы, представляет собой тот образовательный результат, который выводит ребенка в новые пределы его бытия. Необходимость поиска этого нового способа действия должна быть заложена уже в самой постановке творческой задачи. Так, например, для образовательного стартапа недостаточно просто предложить ребенку вместе с родителями сделать скворечник (как это часто происходит в массовой практике и школьного и семейного воспитания). Более адекватная смыслу образовательного стартапа проектная задача может быть сформулирована следующим образом: необходимо построить теплый, уютный и удобный дом, в котором живут не люди, а птицы.
Исследования окружающего мира - третий выделенный вид социокультурной практики, совместное освоение которой детьми и взрослыми может выводить их на уровень семейного образовательного стартапа - обладают неограниченными возможностями выбора и решения творческих задач. Ее главные специфические особенности состоят в том, что для освоения этой социокультурной практики необходимо акцентировать совместную досуговую деятельность на двух взаимосвязанных аспектах научного исследования. Первый из них состоит в том, что моделирование «полного цикла» исследования предполагает выстраивание алгоритма мышления, отражающего все его основные этапы: проблематизацию, концептуализацию, целеполагание, постановку исследовательских задач, выдвижение и проверку гипотез и т.д. В то же время речь не идет об «академическом» исследовании, все эти этапы должны быть представлены в модельном виде, доступном ребенку в силу его возрастных особенностей. Так, постановка научной проблемы имеет вид вопроса, на который необходимо самостоятельно найти свой собственный ответ. В качестве «научных текстов» могут быть использованы различные энциклопедии, справочники и другие источники, носящие более популярный, нежели собственно научный характер. Постановка эксперимента может носить характер достаточно свободной пробы и т.д. В любом случае следует помнить, что целью организации исследовательской деятельности в формате семейного образовательного досуга выступает в первую очередь развитие мотивации ребенка и осознания им универсального смысла: что для него самого значит исследовать окружающий мир.
В этой же связи возникает второй аспект организации совместной исследовательской деятельности детей и взрослых членов семьи. Этот аспект касается межличностных отношений субъектов научного исследования. Для ребенка важно ощутить, каково быть исследователем. Для этого необходимо включить в содержание семейного образовательного досуга «научные дискуссии», конференции и т.п., которые по своему характеру должны в большей степени восприниматься ребенком как своего рода игра, в которой он играет новую для него роль ученого, исследователя. Только в этом случае проведение исследования и защита его результатов может стать для ребенка подлинным событием его жизни, проживаемым совместно с родителями.
Образовательное путешествие как форма семейного досуга также имеет свою «сверхзадачу»: его участники должны увидеть мир своим собственным взором, обнаружив в посещенных местах и объектах Культуры что-то глубоко свое личное, именно то, что объединяет участников события как целостную духовную общность. Для этого детям и родителям необходимо пройти следующие этапы образовательного путешествия:
- выбор предполагаемого маршрута, определение целей посещения тех или иных объектов;
- проблематизация как смыслообразующий вопрос: что именно мы хотим обнаружить в увиденном для себя самих, и чем это для нас может быть интересно?
- выстраивание более детального маршрут и распределение ролей и обязанностей между участниками;
- сбор и обработка информации и выстраивание на этой основе целостного видения посещенной местности и культурных объектов
- составление репортажей, презентаций, видеофильмов, путевых заметок и т.д.
- рефлексия состоявшегося путешествия, в ходе чего его участники отвечают на вопрос: что это путешествие дало мне лично и что с этим предстоит делать дальше?
Выводы и заключение. Охарактеризованные социокультурные практики (перечень которых может быть расширен за счет творческого воображения и изобретательности самих родителей) могут служить эффективными средствами образовательного стартапа семьи, поскольку все они обладают общими свойствами, определяющими его эффективность.
Во-первых, основу любой социокультурной практики составляет решение творческих задач, которые обнаруживаются детьми и родителями в проблемно насыщенных сферах Культуры. Таким образом, ситуация освоения социокультурной практики изначально становится для участников совместной деятельности ситуация их самоопределения в выборе занимаемой позиции субъекта.
Во-вторых, решение таких задач требует от участников выхода в сферы нового, еще не освоенного опыта. В первую очередь этот опыт связан с освоением нового способа действий, при помощи которого могут быть решены ранее субъективно нерешае-мые задачи. Таким путем во взаимодействии детей и родителей закладываются контуры их общей зоны ближайшего развития.
В-третьих, освоение любой социокультурной практики требует освоение детьми и взрослыми нового способа межличностных взаимодействий, основанных на сотворчестве. В этом процессе взрослый утрачивает свою монополию на обладание единственно верным знанием и способом действия. Именно в этом случае между детьми и родителями складываются со-бытийные отношения, лежащие в основе проектирования индивидуальной образовательной траектории.
Данные свойства социокультурных практик определяют базовые принципы социально-педагогической поддержки семьи, выступающей в роли субъекта проектирования образовательного досуга как образовательного стартапа. Обоснованию этих принципов могут быть посвящены дальнейшие исследования семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка и ее социально-педагогической поддержки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гребенникова В.М., Бондарев П.Б., Игнатович В.К., Игнатович С.С. Семья как субъект проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка: аспект инклюзии // Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. №6-1. С. 22-31. URL: https://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3505
2. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: ACT, 2018. 384 с.
3. Игнатович В.К., Игнатович С.С., Гребенникова В.М., Бондарев П.Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута: проблема готовности субъекта: монография / под науч. ред. В.К. Игнатовича. М.: Ритм, 2015. 144 с.
4. Пашковская М.В. Перспективы развития стартапов в высшем образовании // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1(30). С. 261-263.
5. Бланк С., Дорф Б. Стартап: настольная книга основателя / пер. с англ. М.: Альпи-на Паблишер, 2013. 616 с.
6. Рис Э. Бизнес с нуля. Метод LeanStartup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. М.: Альпина Паблишер, 2014. 256 с.
7. Юрченко А.В. Образовательный стартап: от факультатива до формирования базовой концепции // Педагогика и просвещение. 2014. № 1. С. 30-45.
8. Михайлова С.В., Нестерова Д.А. Стартап как инновационный вектор развития образовательной системы // Теоретические и практические предпосылки подготовки полилингвальных специалистов в вузе : материалы III Международного научно-практического онлайн-семинара (вебинара), 31 марта 2017 г. Могилев : МГУ имени А.А. Кулешова, 2017. С. 6-8.
9. Романов С. 10 наиболее перспективных образовательных стартапов. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/services/151620-10-naibolee-perspektivnyh-obrazovatelnyh-startapov (дата обращения 06.08.2021 г).
10. Асмолов А.Г., Кудрявцев В.Т. Л.С. Выготский: непройденные зоны // Образование и личность: разнообразие зон развития. К 120-летию Л.С. Выготского: сборник материалов Международной научно-практической конференции. М., 2017. С.18-25.
11. Болотова М.И. Событийная общность семьи и учреждения дополнительного образования детей: актуальность, сущность, осмысление проектирования // Педагогика: семья - школа - общество. Кн. 11. Воронеж, 2007. С. 367-375.
12. Волжина О.И. Семья как социокультурная ценность: дисс. ... д-р.соц. наук: 22.00.04 Социальная структура, социальные институты и процессы. М., 2002.
13. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / Отв. ред. А. Щербакова. Сост. Н. Копелянская. М., 2012. 176 с.
14. Грибкова Г.И., Умеркаева С.Ш. Организация семейного досуга в условиях культурно-образовательной деятельности музея // Наука, технологии и инновации в современном мире. 2015. № 1 (2). С. 15-23.
15. Авлас Е.А. Особенности организации семейных досугов с использованием музыки в дошкольной образовательной организации // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 159-161.
16. Богданова С.В., Ефимова С.В. Организация семейного досуга как одно из условий развития физической подготовленности детей дошкольного возраста // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 2 (120). С. 19-23.
17. Ажиев А.В., Гадаборшева З.И. Организации детского досуга как средства разви-
тия познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста в семье // WschodnioeuropejskieCzasopismoNaukowe. 2018. № 2-4 (30). С. 7-11.
18. Изевлина И.В. Интерактивные игры как средство формирования досуга современной семьи // Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения, инновации: сб. докладов и материалов III Национальной научно-практической конференции. М., 2019. С. 124-130.
19. Стрижкова Т.А., Медведь Э.И. Воспитание культуры средствами семейного досуга в условиях учреждения образования // Современная индустрия досуга: векторы модернизации: материалы межвузовской научно-практической конференции. 2019. С. 154-159.
20. Гультяев И.И. Досуговые интересы современной семьи: социально-культурные аспекты развития // Материалы всероссийской научно-практической конференции (23 - 24 ноября 2005 г.): сб. науч. статей. Тамбов, 2005. С. 168-174.
21. Данилова А.И. Популяризация образования: структура и содержание понятия // Научное мнение. 2019. № 6. С. 41-45.
22. Воронин А.А. Теоретические основы организации культурно-образовательной среды досуга молодежи // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 7. С. 84-90.
23. Игнатович В.К., Игнатович С.С. Проектирование индивидуальных образовательных результатов учащихся: возрастной аспект // Психолого-педагогический поиск: научно-методический журнал. 2019. № 3(51). С. 128-143.
24. Мид М. Культура и мир детства / пер. с англ. М.: Наука, 1988. 429 с.
25. Кудрявцев В.Т., Хорчева М.И. Воображение, социальная ситуация развития и школьная готовность // Детский сад: теория и практика. 2017. № 5.С. 18-37.
26. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Ин-т практической психологии, 1996. 392 с.
27. Игнатович В.К., Алехина О.М., Василевская А.О. О роли подвижных игр в психическом развитии подростков // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том 4. № 3. С. 115-123. URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/193
28. Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 61-73.
REFERENCES
1. Grebennikova V.M., Bondarev P.B., Ignatovich V.K., Ignatovich S.S. The family as the subject of designing the child's individual educational trajectory: the aspect of inclusion. Historical and socio-educational idea. 2019. Vol. 11.No. 6-1. P. 22-31. URL: https://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3505 (In Russ.)
2. Soloveichik S.L. Pedagogy for everyone. Moscow: ACT, 2018.384 p. (In Russ.)
3. Ignatovich V.K., Ignatovich S.S., Grebennikova V.M., Bondarev P.B. Designing an individual educational route: the problem of the subject's readiness: monograph, under scientific. ed. V.C. Ignatovich. Moscow: Ritm, 2015.144 p. (In Russ.)
4. Pashkovskaya M.V. Prospects for the development of startups in higher education. Azimuth of scientific research: economics and management. 2020.Vol. 9.No. 1 (30). P. 261-263. (In Russ.)
5. Blank S., Dorf B. Startup: Founder's Handbook. Per. from English M.: Alpina Publisher, 2013.616 p. (In Russ.)
6. Rhys E. Business from scratch. Lean Startup method for quickly testing ideas and choosing a business model. Moscow: Alpina Publisher, 2014.256 p. (In Russ.)
7. Yurchenko A.V. Educational startup: from elective to the formation of a basic concept. Pedagogy and education. 2014. No. 1. P. 30-45. (In Russ.)
8. Mikhailova S.V., Nesterova D.A. Startup as an innovative vector of development of the educational system. Theoretical and practical prerequisites for the training of multilingual specialists at the university: materials of the III International scientific and practical online seminar (webinar), March 31, 2017 Mogilev: Moscow State University named after A.A. Kuleshova, 2017, PP. 6-8. (In Russ.)
9. Romanov S. 10 most promising educational startups. [Electronic resource]. URL: https://vc.ru/services/151620-10-naibolee-perspektivnyh-obrazovatelnyh-startapov (date of treatment 08/06/2021). (In Russ.)
10. Asmolov A.G., Kudryavtsev V.T. L.S. Vygotsky: non-traversed zones. Education and personality: a variety of development zones. To the 120th anniversary of L.S. Vygotsky: collection of materials of the International Scientific and Practical Conference. M., 2017. P.18-25. (In Russ.)
11. Bolotova M.I. Event community of the family and institutions of additional education for children: relevance, essence, understanding of design. Pedagogy: family - school -society. Book. 11. Voronezh, 2007. P. 367-375. (In Russ.)
12. Volzhina O.I. Family as a sociocultural value: diss. ... dr. Social. Sciences: 22.00.04 Social structure, social institutes and processes. M., 2002. (In Russ.)
13. Museum as an educational space: play, dialogue, culture of participation. Otv. ed. A. Shcherbakova. Compiled by N. Kopelyanskaya. M., 2012. 176 p. (In Russ.)
14. Gribkova G.I., Umerkaeva S.Sh. Organization of family leisure in the cultural and educational activities of the museum. Science, technology and innovation in the modern world. 2015. No. 1 (2). P. 15-23. (In Russ.)
15. Avlas E.A. Features of the organization of family leisure activities using music in a preschool educational organization. Modern science: topical issues, achievements and innovations: a collection of articles of the XX International Scientific and Practical Conference. Penza, 2021, PP. 159-161. (In Russ.)
16. Bogdanova S.V., Efimova S.V. Organization of family leisure as one of the conditions for the development of physical fitness in preschool children. P.F. Lesgaft. 2015. No. 2 (120). P. 19-23. (In Russ.)
17. Azhiev A.V., Gadaborsheva Z.I. Organization of children's leisure as a means of developing the cognitive interests of older preschool children in the family. Wschodni-oeuropejskieCzasopismoNaukowe. 2018. No. 2-4 (30). P. 7 - 11. (In Russ.)
18. Izevlina I.V. Interactive games as a means of forming the leisure of the modern family. Science and technology: topical issues, achievements, innovations: collection of articles. reports and materials of the III National Scientific and Practical Conference. Moscow, 2019, PP. 124-130.
19. Strizhkova T.A., Medved E.I. Raising culture by means of family leisure in an educational institution. Modern leisure industry: vectors of modernization: materials of the in-teruniversity scientific and practical conference. 2019. P. 154 - 159. (In Russ.)
20. Gultyaev I.I. Leisure interests of the modern family: socio-cultural aspects of development. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (23-24 November 2005): collection of articles. scientific. articles. Tambov, 2005. P. 168 - 174. (In Russ.)
21. Danilova A.I. Popularization of education: structure and content of the concept. Scientific opinion. 2019. No. 6. P. 41 - 45. (In Russ.)
22. Voronin A.A. Theoretical foundations of organizing the cultural and educational environment of youth leisure. News of the Southern Federal University. Pedagogical scienc-
es. 2011. No. 7. P. 84-90. (In Russ.)
23. Ignatovich V.K., Ignatovich S.S. Designing individual educational results of students: the age aspect. Psychological and pedagogical search: scientific and methodological journal. 2019. No. 3 (51). P. 128-143. (In Russ.)
24. Mead M. Culture and the world of childhood, per. from English Moscow: Nauka, 1988.429 p. (In Russ.)
25. Kudryavtsev V.T., Horcheva M.I. Imagination, social situation of development and school readiness. Kindergarten: theory and practice. 2017. No. 5. P. 18-37. (In Russ.)
26. Brushlinsky A.V. Subject: thinking, learning, imagination. Moscow: Institute of Practical Psychology, 1996.392 p. (In Russ.)
27. Ignatovich V.K., Alekhina O.M., Vasilevskaya A.O. On the role of outdoor games in the mental development of adolescents. Pedagogy: history, perspectives. 2021. Volume 4. No. 3. P. 115-123. (In Russ.) URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/193
28. Zuckerman G.A. Interaction between a child and an adult, creating a zone of proximal development. Cultural-HistoricalPsychology. 2006. No. 4. P. 61-73. (In Russ.)
Информация об авторах: Гребенникова Вероника Михайловна, д-р. пед. наук, проф.
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Краснодар, Россия
http://orcid.org/0000-0003-0705-7985
Игнатович Владлен Константинович, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Краснодар, Россия http://orcid.org/0000-0002-1625-772X [email protected]
Игнатович Светлана Сергеевна, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Краснодар, Россия http://orcid.org/0000-0003 -0479-6117 [email protected]
Курочкина Валентина Евгеньевна, канд. психол. наук, доц. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-9499-4610 [email protected]
Вклад авторов в работу: Вероника Михайловна Гребенникова - выстраивание общей концепции и плана статьи. Обоснование образовательного стартапа как функции современной семьи. Анализ понятия «образовательный досуг».
Владлен Константинович Игнатович - обоснование семейного образовательного досуга как способа моделирования «полного цикла образования». Обоснование гуманитарного смысла понятия «образовательный стартап».
Светлана Сергеевна Игнатович - описание форм образовательного досуга, обеспечивающих эффективность образовательного стартапа. Обоснование базовых проектных характеристик образовательного стартапа семьи.
Валентина Евгеньевна Курочкина - описание базовых характеристик социокультурных практик и обоснование требований к их организации в рамках осуществления образовательного стартапа семьи.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи
Information about the authors: GrebennikovaVeronikaMikhailovna, Dr. Ped. Sciences, Prof., Kuban State University Krasnodar, Russia
http://orcid.org/0000-0003-0705-7985 [email protected]
IgnatovichVladlenKonstantinovich, Cand.Ped. Sciences, Assoc.Prof., Kuban State University Krasnodar, Russia
http://orcid.org/0000-0002-1625-772X [email protected]
Ignatovich Svetlana Sergeevna, Cand.Ped. Sciences, Assoc. Prof.,Kuban State University Krasnodar, Russia
http://orcid.org/0000-0003 -0479-6117 [email protected]
Kurochkina Valentina Evgenievna, Cand. Psychol. Sciences, Assoc. Prof., Kuban State University
Krasnodar, Russia
https://orcid.org/0000-0002-9499-4610 [email protected]
Contribution of authors to the work: Veronika Mikhailovna Grebennikova - building the general concept and plan of the article. Rationale for an educational startup as a function of the modern family. Analysis of the concept of "educational leisure".
Vladlen Konstantinovich Ignatovich - substantiation of family educational dosuga as a way of modeling the "full cycle of education". Substantiation of the humanistic meaning of the concept of "educational start-up".
Svetlana Sergeevna Ignatovich - a description of the forms of educational leisure that ensure the effectiveness of an educational startup. Substantiation of the basic design characteristics of a family educational startup.
Valentina Evgenievna Kurochkina - a description of the basic characteristics of socio-cultural practices and the substantiation of the requirements for their organization as part of an educational start-up of a family.
The authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 27.09.2021
Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 20.10.2021
Принята к публикации / Accepted for publication: 25.10.2021
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов./The authors declares no conflicts of interests
© Гребенникова В. М.2021 © Игнатович В.К.2021 © Игнатович С.С.2021 © Курочкина В.Е.2021 © «Педагогика: история, перспективы» 2021