Научная статья на тему 'ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
925
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / TUTOR ACTIVITY / CHILD WITH DISABILITIES / INDIVIDUAL SUPPORT / CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / INDIVIDUAL CORRECTIONAL AND EDUCATIONAL ROUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пименова И.Б.

Введение. Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье рассматривается проблема осуществления индивидуальной педагогической поддержки ребенка с ограниченными возможностями здоровья с позиции деятельности тьютора. Цель статьи - определить особенности тьюторского сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемого в рамках традиционной системы дошкольного образования. Материалы и методы. Основополагающими методами являются анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, сравнение, обобщение педагогического опыта по проблеме исследования. Результаты. На основе опыта организации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья раскрываются цель и специфика индивидуального сопровождения тьютором данной категории детей в условиях образовательного учреждения на этапе дошкольного детства, определены основные направления работы тьютора, а также условия, определяющие успешность его деятельности. Обсуждение. Представлено обоснование значимости тьюторского сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяющее обеспечить максимальное развитие его способностей и благополучное вхождение в образовательное пространство. Заключение. Тьюторское сопровождение создает условия для разностороннего развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе развития его компенсаторных возможностей. Подведён итог о положительном воздействии тьюторской деятельности на успешную социализацию данной категории детей. Основные положения: - обозначена актуальность и важность тьюторского сопровождения в современном дошкольном образовании; - определены значимые моменты осуществления тьюторского сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях традиционной образовательной системы; - представлен механизм организации индивидуального тьюторского сопровождения, обеспечивающий успешность его реализации на этапе дошкольного детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR SUPPORT OF A CHILD WITH DISABILITIES IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Introduction. The reorientation of the educational system to the individualization of learning stimulates the renewal of both the content of education and pedagogical technologies that ensure their assimilation by children with limited health opportunities. The article deals with the problem of individual pedagogical support of a child with disabilities from the point of view of the tutor. The purpose of the article is to determine the features of tutor support for a child with disabilities, carried out within the traditional system of preschool education. Materials and methods. The fundamental methods are the analysis of scientific literature, pedagogical observation, comparison, generalization of pedagogical experience on the problem of research. Results. Based on the experience of organizing tutor support for children with disabilities, the purpose and specifics of individual tutor support for this category of children in an educational institution at the stage of preschool childhood are revealed, the main directions of the tutor's work are determined, as well as the conditions determining the success of his activities. Discussion. The substantiation of the importance of tutor support of a child with disabilities, which allows to ensure the maximum development of his abilities and safe entry into the educational space, is presented. Conclusion. Tutor support creates conditions for the diverse development of the child's personality with disabilities, including the development of its compensatory capabilities. The article summarizes the positive impact of tutoring activities on the successful socialization of this category of children. Highlights: The relevance and importance of tutor support in modern preschool education is indicated; The significant moments of tutor support of a child with disabilities in the traditional educational system are determined; The mechanism of organization of individual tutor support, ensuring the success of its implementation at the stage of preschool childhood, is presented.

Текст научной работы на тему «ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

DOI 10.25588/CSPU.2019.59.54.010

УДК 371.9:372 ББК 74.5:74.100

И. Б. Пименова

ORCID № 0000-0001-5334-8463 Старший преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: bulgariomnia@yandex.ru

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация

Введение. Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье рассматривается проблема осуществления индивидуальной педагогической поддержки ребенка с ограниченными возможностями здоровья с позиции деятельности тьютора.

Цель статьи — определить особенности тьюторского сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемого в рамках традиционной системы дошкольного образования.

Материалы и методы. Основополагающими методами являются анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, сравнение, обобщение педагогического опыта по проблеме исследования.

Результаты. На основе опыта организации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья раскрываются цель и специфика индивидуального сопровождения тьютором данной категории детей в условиях образовательного учреждения на этапе дошкольного детства, определены основные направления работы тьютора, а также условия, определяющие успешность его деятельности.

Обсуждение. Представлено обоснование значимости тьюторского сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяющее обеспечить максимальное развитие его способностей и благополучное вхождение в образовательное пространство.

Заключение. Тьюторское сопровождение создает условия для разностороннего развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе развития его компенсаторных возможностей. Подведён итог о положительном воздействии тьюторской деятельности на успешную социализацию данной категории детей.

Ключевые слова: тьюторская деятельность, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальное сопровождение, коррекционно-педагогическая поддержка, индивидуальный коррекци-онно-образовательный маршрут.

Основные положения:

- обозначена актуальность и важность тьюторского сопровождения в современном дошкольном образовании;

- определены значимые моменты осуществления тьюторского сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях традиционной образовательной системы;

- представлен механизм организации индивидуального тьютор-ского сопровождения, обеспечивающий успешность его реализации на этапе дошкольного детства.

1 Введение (Introduction)

Современная образовательная политика предоставляет право на образование любому ребенку, независимо от состояния его здоровья, физических и психических особенностей, что позволяет обеспечить доступность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данное

обстоятельство привело к тому, что в теории и практике отечественного образования обозначилось несколько подходов к организации коррекционно-педагоги-ческой работы в рамках традиционной системы обучения. С одной стороны, это функционирование специальных групп, классов компенсирующего обучения в усло-

виях общеобразовательных учреждений, с другой — включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду обычной группы, но при условии создания подходящих и соразмерных его возможностям условий получения образования [1]. Оба подхода ориентированы на преодоление возникающих у детей с ограниченными возможностями здоровья трудностей в обучении, поведении, социальной адаптации и оказание им необходимой педагогической поддержки.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, от 29.12.2014 № 2765-р. обращают внимание на создание условий для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья для обеспечения психологической, педагогической, физической поддержки со стороны педагогов с целью получения необходимых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социали-

зации. В перечисленных нормативных документах актуализируется роль педагогического сопровождения как формы взаимодействия педагогов и детей, а также предоставляется возможность адаптировать образовательную программу с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей лиц с ОВЗ, обеспечивая их право на образование [1; 2].

В исследованиях Т. М. Ковалевой, С. В. Дудчик и др. неоднократно указывается на то, что данная проблема может быть решена в условиях целенаправленной и систематической коррекци-онной работы, способствующей преодолению имеющихся нарушений в развитии. Вышеуказанные исследователи подчеркивают необходимость учета ценностных ориентаций ребенка, его убеждений, а также ориентировки на принципы личностно-ориенти-рованного образования [3]. Именно поэтому одним из дискуссионных вопросов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья выступает идея включения их в общеобразовательный процесс, что требует построения

системы психолого-педагогического сопровождения.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

При определении понятия «сопровождение» мы опирались на позицию О. С. Газман, который рассматривает сопровождение как целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой созданы социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в процессе взаимодействия в образовательной среде при обязательном наличии обязательных взаимосвязанных компонентов, к которым относится систематическое отслеживание (мониторинг) психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психофизического развития в процессе образования; а также создание специальных условий для решения проблем обучения, общения и психофизического состояния детей [4].

Импонирует мнение М. Р. Битя-новой и А. В. Мудрик, которые рассматривают данный подход как вид педагогической деятельности, предполагающий индивидуальную помощь, поддержку ребёнка для его личностного развития и само-

реализации, развития самостоятельности и уверенности в различных социальных ситуациях [5].

Принимая во внимание все точки зрения, считаем, что в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья понятие «сопровождение» трактуется шире. В частности, психолого-педагогическое сопровождение в отечественной системе образования определяется как особая форма поддержки и помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности взрослых, взаимодействующих с ребенком в образовательной среде [3; 4; 5].

Для успешной ее реализации необходима такая позиция специалиста, которая сопровождает воспитанника по индивидуальной траектории в образовательном пространстве и в сравнении с деятельностью педагога ориентирована на индивидуализацию для разработки и реализации индивидуальной образовательной программы [6].

В комплексе проблем, связанных с психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья, в качестве ключевой выделя-

ется проблема тьюторского сопровождения данной категории в условиях инклюзивного дошкольного образования.

Актуальность данной проблемы определена тем обстоятельством, что тьюторское сопровождение позволяет объединить разные формы взаимодействия с нуждающимся ребенком, представленные в отечественной педагогике: защита, забота, поддержка, подкрепление, направленные на личностный рост и развитие ребёнка дошкольного возраста, а также предоставляет возможность создания оптимальных условий, которые обеспечивают развитие индивидуальности ребёнка [7].

Тьюторское сопровождение отличается от деятельности рядового педагога возможностью вариативного подхода: специалист оказывает максимальную помощь при невозможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно справиться с затруднениями; осуществляет при необходимости менее выраженное участие, когда воспитанник может проявлять независимость при выполнении заданий; может «незримо присутствовать» в процессе обучения, когда ребе-

нок может единолично справиться с затруднением.

Придерживаясь точек зрения Е. А. Екжановой, Е. А. Стребеле-вой, В. С. Васильевой, Е. В. Резниковой и др., которые свидетельствуют о наличии особых образовательных потребностей в освоении учебных программ у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, можно утверждать, что при составлении индивидуальных программ воспитания, развития и обучения таких детей тьютором учитываются как общие, так и специфические образовательные потребности ребенка, определяются педагогические условия, методы и приемы работы, направленные на коррекцию специфических отклонений у детей с данными нарушениями [8; 9].

С этой целью работа специалиста проводится в двух направлениях, причем первое направление ориентировано на изучение индивидуальных особенностей детей в целях разработки индивидуальной программы для проведения кор-рекционно-педагогической работы с ребенком, а второе — на психолого-педагогическую поддержку членов его семьи.

При составлении программы индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья тьютором значимо использование определенных методов и приемов.

Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника, выявление его резервных возможностей;

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

Выявление адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

Системный и разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

Анализ успешности коррекци-онно-развивающей работы.

Таким образом, оценивая деятельность тьютора, логично обратиться к понятию «тьюторское сопровождение», представленное Т. Ковалевой, которая характеризует его как педагогическую деятельность по индивидуализации образования, направленную на

выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося [3].

3 Результаты (Results)

При разработке технологии тьюторского сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья заслуживает внимания точка зрения Е. А. Екжановой, которая рассматривает этап дошкольного детства как время «встраивания» ребенка с ограниченными возможностями здоровья в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Обращая внимание на специфику инклюзивного образования, автор подчеркивает необходимость одновременной, совместной работы 2-3 педагогов, осуществляющих обучение разным видам деятельности, при этом помогая детям с различной структурой дефекта на занятии и одновременно обучая родителей навыкам взаимодействия с собственными детьми. Имен-

но в данный момент значительно возрастает роль тьюторского сопровождения, которое позволяет сочетать индивидуальные и групповые занятия, а также стимулирует ребенка с ограниченными возможностями здоровья использовать разные стратегии поведения в процессе общения со сверстниками и взрослыми [8; 9].

Тьюторская тактика сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья реализуется в процессе разработки и верификации индивидуального образовательного маршрута развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяющего осуществлять создание благоприятных условий для развития и социализации ребенка, преодоление трудностей в обучении в разных видах деятельности [10]. Это позволяет специалисту выстраивать учебный процесс, режим и характер занятий с учётом его возрастных, индивидуальных особенностей и предпочтений, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции воспитанника.

Значимым преимуществом при осуществлении психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья со стороны тьютора является возможность постоянно уточнять и корректировать индивидуальную образовательную программу своего подопечного, обеспечивающая индивидуализацию обучения. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений воспитанника со стороны всех партнеров педагогического процесса.

Анализируя данные направления, можно говорить о том, что целью работы тьютора является создание предпосылок для успешного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, которая определяется с точки зрения когнитивной, коммуникативной, эмоциональной сферы и самостоятельности, а также оказание помощи воспитаннику в раскрытии его потенциала с учетом индивидуальных и психофизических особенностей на каждом возрастном этапе.

Для реализации представленной выше цели и практического

осуществления процесса сопровождения нуждающегося ребенка, тьютор опирается на механизм организации тьюторского сопровождения, который представляет определенную последовательность действий специалиста:

- диагностика сущности возникшей проблемы;

- анализ полученной информации (содержание существующей проблемы и пути ее решения);

выработка плана решения проблемы и его реализация.

Тьюторская деятельность в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья состоит из трех взаимосвязанных компонентов.

Адаптация образовательной среды, а именно, организация рабочего места в соответствии с функциональными возможностями ребенка в условиях образовательного учреждения и семьи.

Организация учебной деятельности ребенка, которая включает ключевые моменты:

- разработку индивидуальной коррекционно-развивающей программы;

- определение основных форм осуществления индивидуального

сопровождения ребенка и подбор методов и средств обучения;

- координацию деятельности специалистов различного профиля, осуществляющих процесс обучения, воспитания и реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- мониторинг психолого-педагогического, социального и физического статуса ребенка и динамики его психофизического развития в процессе сопровождения.

«Включение» воспитанника в образовательное сообщество через формирование адаптивного поведения и овладение коммуникативных навыков взаимодействия с окружающими с опорой на его внутренние ресурсы.

Для успешного индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья тьютором необходимо соблюдение значимых условий.

Коррекционно-педагогическая поддержка ребенка с ограниченными возможностями здоровья должна проводиться в условиях образовательного учреждения, в котором все участники образовательного процесса готовы исполь-

зовать в работе инновационные технологии;

Процесс тьюторского сопровождения должен осуществляться непрерывно, реализуя последовательность, этапность и преемственность между различными периодами обучения;

Индивидуальное сопровождение должно носить комплексный характер, под которым подразумевается объединенная единой целью деятельность всех необходимых участников образовательного процесса;

Эмпатическое восприятие ребенка, партнерство специалиста и каждого ребенка в ходе процесса [11].

Поскольку индивидуальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья представляет собой комплекс мероприятий, направленных не только на организацию образовательного движения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, но и физическую реабилитацию воспитанника, тьютор является связующим звеном, обеспечивающим координацию специалистов медицинского и педагогического профиля, необходимых ребенку с ОВЗ.

Резюмируя вышесказанное, можно рассматривать работу тьютора как деятельность специалиста, которая позволяет регулировать все психические процессы и активизировать компенсаторные возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Как следствие, можно выделить основные структурные компоненты реализации тьюторского сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.

Психолого-педагогическое сопровождение.

Лечебно-реабилитационное сопровождение.

Сопровождение семьи данного ребенка.

Социальная реабилитация.

Тьютор, который осуществляет общее руководство психолого-педагогического сопровождения ребенка, участвует в координации коррекционно-развивающих и лечебно-реабилитационных мероприятий и контролирует их выполнение, проводит консультативную работу с родителями, осуществляет анализ результативности осуществляемой коррекци-онно-педагогической работы.

Таким образом, продуктом тьюторской деятельности при осуществлении сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья является создание целостной, системно-организованной деятельности, в процессе которой созданы социально-психологические, педагогические и специальные (коррекци-онные) условия для успешного обучения, развития и возможной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе взаимодействия в дошкольной образовательной среде.

4 Обсуждение (Discussion)

Теоретический анализ тьютор-ского сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволяет говорить о том, что это система специальной кор-рекционно-педагогической поддержки ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, направленная на формирование адекватного социального поведения, полноценных знаний, умений и навыков, позволяющих ребенку войти в более широкое образовательное пространство.

Несмотря на многовековую историю развития, тьюторство является достаточно новым видом пе-

дагогической деятельности для российской системы образования и наибольшую значимость приобретает при осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Уникальность работы тьютора заключается в том, что он становится путеводителем для ребенка с ОВЗ, обеспечивая его образовательное движение в среду здоровых сверстников с учетом индивидуальных возможностей, способностей и интересов.

5 Заключение (Conclusion)

Современные тенденции развития общего и специального образования в России указывают на необходимость педагогической поддержки и индивидуального сопровождения детей с ОВЗ. Включение таких детей в образовательные учреждения, особенно на этапе дошкольного детства, повышает релевантность индивидуальной работы тьютора по созданию и реализации условий, необходимых для удовлетворения особых образовательных потребностей каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.

Тьюторское сопровождение позволяет педагогу организовать

учебно-воспитательный процесс таким образом, что любой ребенок, независимо от его физических, психических или других особенностей, может быть включен в общую систему образования вместе со здоровыми сверстника-

ми. Следовательно, проблемы тьюторского сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития системы общего и специального образования продолжают оставаться актуальными.

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от

29.12.2012 № 273-Ф3 : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы : распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Дудчик С. В., Ковалева Т. М. Технологическая подготовка тьютора: содержание, технологии и методики освоения технологий // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 369-375. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.44.354

4. Газман О. С. Творческие способности учащихся: учеб. пособие / О. С. Газман. М. : Дрофа, 2012. 125 с.

5. Мудрик А. В. Социальная психология воспитания (краткая экспликация и субъективные заметки) / А. В. Мудрик // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 124-130.

6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) : приказ Минтруда России от

18.10.2013 № 544н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Пименова И. Б. Тьюторство как успешный фактор индивидуализации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, имеющих комплексные нарушения в развитии : материалы XI Международного теоретико-методологического семинара «Непрерывное инклюзивное образование: теория, история, методология», Москва, 25 марта. М., 2019. С. 114-118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Екжанова Е. А., Чистоградова И. А., Ткачев Д. Ю. Клинико-психолого-педагогический подход на службе специального образования // Педагогика. 2013. № 5. С. 89-94.

9. Vasilyeva V. S., Druzhinina L. A., Lapshina L. M., Osipova L. B., Reznikova E. V. Tutoring in a family raising an infant with special health needs. Espacios. Education. 2018. Vol. 39 (02), p. 32.

10. Пименова И. Б. Педагогическое назначение семейного тьютора для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Челябин-

ского государственного педагогического университета. 2018. № 7. С. 232-242. DOI: 10.25588 / CSPU.2019.13.7.016

11. Чередилина М. Ю. Тьюторское сопровождение в дошкольном возрасте: характеристики и модели // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 1 (38). С. 263-267.

I. B. Pimenova

ORCID No. 0000-0001-5334-8463 The Senior Lecturer of the Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Nechnigues, South-Ural state Humanities-Pedagogical

University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: bulgariomnia@yandex.ru

TUTOR SUPPORT OF A CHILD WITH DISABILITIES IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Abstract

Introduction. The reorientation of the educational system to the individualization of learning stimulates the renewal of both the content of education and pedagogical technologies that ensure their assimilation by children with limited health opportunities. The article deals with the problem of individual pedagogical support of a child with disabilities from the point of view of the tutor.

The purpose of the article is to determine the features of tutor support for a child with disabilities, carried out within the traditional system of preschool education.

Materials and methods. The fundamental methods are the analysis of scientific literature, pedagogical observation, comparison, generalization of pedagogical experience on the problem of research.

Results. Based on the experience of organizing tutor support for children with disabilities, the purpose and specifics of individual tutor support for this category of children in an educational institution at the stage of preschool childhood are revealed, the main directions of the tutor's work are determined, as well as the conditions determining the success of his activities.

Discussion. The substantiation of the importance of tutor support of a child with disabilities, which allows to ensure the maximum development of his abilities and safe entry into the educational space, is presented.

Conclusion. Tutor support creates conditions for the diverse development of the child's personality with disabilities, including the development of its compensatory capabilities. The article summarizes the positive impact of tutoring activities on the successful socialization of this category of children.

Keywords: tutor activity, child with disabilities, individual support, correctional and pedagogical support, individual correctional and educational route.

Highlights:

The relevance and importance of tutor support in modern preschool education is indicated;

The significant moments of tutor support of a child with disabilities in the traditional educational system are determined;

The mechanism of organization of individual tutor support, ensuring the success of its implementation at the stage of preschool childhood, is presented.

References

1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii (federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ) [On education in the Russian Federation (Federal law of 12/29/2012 No. 273-FZ)]. Prinyat Gos. Dumoy Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii 21 dekabrya 2012 g.; odobren Sovetom Federatsii Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii 26 dek. 2012 g. [Dopted by the State. Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation December 21, 2012; Approved by the Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation Dec 26 2012]. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus" [Access from the "Consultant-Plus" legal system]. (In Russian).

2. O Kontseptsii Federal'noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody (rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 29.12.2014 №2765-r.) [On the Concept of the Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020 (order of the Government of the Russian Federation of December 29, 2014. No. 2765-p.)]. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus" [Access from the "Consultant-Plus" legal system]. (In Russian).

3. Dudchik S.V., Kovaleva T.M. (2018) Tehnologicheskayapodgotovka tyutora : soderzhanie, tehnologiii metodiki osvoeniya tehnologiy [Technological training of the tutor: content, technologies and methods of technology development]. Biznes. Obrazovanije.Pravo. 3, 369-375. (In Russian)

4. Gazman O.S. (2012) Tvorcheskie sposobnosti uchashchihsya [Students ' creativity : study guide]. Moscow, Drofa. 125p. (In Russian).

5. Mudrik A.V. (2017) Sotsial'naya psihologiya vospitaniya (kratkaya eksplikatsiya I cub'ektivnye zametki) [Social psychology of education (brief explication and subjective notes)]. Sibirskiypedagogicheskiy zchurnal. 1, 124-130. (In Russian).

6. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')"(prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n) [On the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the sphere of pre-school, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" (Order of the Ministry of Labor of Russia of October 18, 2013 N 544n)]. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus" [Access from the "Consultant-Plus" legal system]. (In Russian).

7. Pimenova I.B. (2019) T'uterstvo kak uspeshnyy factor individualizatsii psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detey s OVZ, imeyushchih kompleksnye narusheniya v razvitii [Tutoring as a successful factor of individualization of psychological and pedagogical support of children with disabilities, having complex disorders in development]. Materialy XI Mezhdunarodnogo teoretiko-metodologicheskogo seminara "Nepreryvnoye inklyuzivnoye obrazovaniye: teoriya, istoriya, metodologiya", Moskva, 25 marta [Continuous inclusive education: theory, history, methodology: proceedings of the XI international theoretical and methodological seminar]. Moscow, 114-118. (In Russian).

8. Ekzhanova E.A. (2013) Kliniko-psihologo-pedagogicheskiypodhodnasluzhbe special'nogoobrazovaniya [Clinical and psycho-pedagogical approach in the service of special education]. Pedagogika. 5, 89-94. (In Russian).

9. Vasilyeva V. S., Druzhinina L. A., Lapshina L. M., Osipova L. B., Reznikova E. V. Tutoring in a family raising an infant with special health needs. Espacios. Education. 2018. Vol. 39 (02), p. 32.

10. Pimenova I.B. (2019) Repetitorstvo v sem'e, vospityvaushchey rebenka s osobymi potrebnostyami v oblasti zdravoohraneniya (elektponnyy istochnik) [Tutor support children with disabilities in terms of family upbringin]. Vestnik Chelyabinskogo gosudartvennogopedagogicheskogo universiteta. 7, 232-242. (In Russian).

11. Cheredilina M.U. (2017) Tyutorskoe soprovozhdeniye vdoshkol'nom vozraste: harakteristikiimodeli. [Tutor support in preschool age: characteristics and models]. Biznes. Obrazovaniye. Pravo. 1 (38), 263-267 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.