Теории и технологии инклюзивного образования Theories and Technologies Inclusive Education
DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-61-68
УДК 371.14
ПЕТРЕНКО Анна Витальевна
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]
АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЬЮТОРСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЙ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена важностью развития тью-торского сопровождения в системе образования Российской Федерации. Подготовка будущих кадров является очень важным элементом для тьюторского сопровождения. В статье зафиксированы результаты исследования представлений о тьюторском сопровождении и обозначены умозаключения по представлениям о работе тьютора на примере студентов педагогического и психолого -педагогического направлений КубГУ и ИНСПО КубГУ. Данное исследование позволяет прояснить отношение студентов к тьюторству, а также вывить направления для дальнейшей работы, определить проблемные зоны, на которые могут обратить внимание преподаватели вузов. Результаты исследования могут быть использованы в работе практических психологов, в семейном консультировании, возрастном консультировании, в русле психолого-педагогического сопровождения студентов, а также для лучшего понимании образовательного процесса, профессиональной ориентации.
Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, инклюзивное образование, роли тьютора, система образования
Для цитирования: Петренко А.В. Анализ представлений о тьюторском сопровождении на примере студентов педагогического и психолого-педагогического направлений Кубанского Государственного Университета. Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. № 6 - 1 С. 61-68. DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-61-68.
Anna V. PETRENKO
Kuban State University Krasnodar, Russia [email protected]
ANALYSIS OF THE IDEAS ABOUT TUTOR SUPPORT AMONG PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL STUDENTS OF KUBAN STATE UNIVERSITY
Abstract. The relevance of the study is due to the importance of the development of tutor support in the education system of the Russian Federation. Training for future staff is a very important element for tutoring. The article records the results of the study of ideas about tutoring and outlines conclusions about the notions of the tutor on the example of students of pedagogical and psychological-pedagogical directions of KubSU and Institute of secondary and vocational education of KubSU. This study allows us to clarify the attitude of students to tutoring, as well as to identify directions for further work, to identify problem areas that university teachers can pay attention to. The results of the study can be used in the work of practical psychologists, in family counseling, age counseling, in the mainstream of psychological and pedagogical support of students, as well as for a better understanding of the educational process, vocational guidance.
Keywords: tutor, tutor support, inclusive education, tutor roles, education system
For citation: Petrenko A.V. Analysis of the ideas about tutor support among pedagogical and psychological-pedagogical students of Kuban State University. Historical and Social Educational Idea. 2019. Vol. 11. No.6- 1. PP. 61-68.
DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-61-68. (In Russ., abstract in Eng.).
В современном мире, давно ставшем инклюзивным, мы все чаще бываем неразрывно связаны с людьми, нуждающимися в определенной поддержке и сопровождении. На сегодняшний день вопрос подготовки тьюторов в системе инклюзивного образования остается открытым.
Тьютор - особенный преподаватель, создающий условия для самостоятельного поиска знаний, обладающий организаторскими способностями, готовый выступать наставником и консультантом, а также способный к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.
Тьюторство возникло в британских университетах, основываясь на индивидуальной работе с учащимися Оксфорда XII в. и Кембриджа XIII в. Само слово «тьютор» (от англ. tutor) переводиться как «домашний учитель», «репетитор», «школьный наставник», «опекун» [1]. В гимназиях Российской империи тьюторство существовало в виде наставничества еще в 1871 году. В должность наставника входило изучение окружения учеников, ближайших родственников, характера, способностей и склонностей учащихся. В настоящее время тьюторы работают в школах и других образовательных организациях [2]. Тьюторство формируется как некая своеобразная культура, отличная от типичного преподавания. Мы говорим о том, что тьютор должен быть готов осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами развития (пси-
хического и физического) [3; 4; 5]. Такие люди на протяжении долгого времени были изолированы, поэтому тьюторы часто сталкиваются со страхами преподавателей, родителей одноклассников детей с ОВЗ, с непониманием и непринятием учащимися таких одноклассников [6; 7; 8].
Карпенкова И.В. выделяет следующие роли тьютора:
- стимулирование активности сопровождаемого ребёнка;
- поддержание активности подопечного;
- постепенный переход к максимальной самостоятельности учащегося с особенностями развития [9].
Таким образом, мы приходим к понимаю важности тьюторского сопровождения для успешного обучения ребенка с особенностями развития в школе. Тьютор способствует развитию когнитивной (познавательной), коммуникативной, эмоциональных сфер, а также развитию самостоятельности подопечного [10; 11; 12].
Нами было проведено исследование знаний и представлений студентов о работе тьютора. Основным методом исследования было анкетирование. Анкетирование было проведено в ноябре 2019 года среди студентов КубГУ и ИНСПО КубГУ педагогических и психолого-педагогических направлений. В анкетировании приняли участие 89 студентов. Анкеты включали по 25 вопросов, процедура проведения анкетирования предполагала несколько вариантов ответа на предлагаемый вопрос.
По итогам проведения анкетирования нами была получена следующая информация. Кто такой тьютор знают 63% обучающихся, 34% - не знают и 3% - затрудняются ответить (рис. 1). Представления о работе тьютора имеют 62% опрошенных студентов, 31% - не знают, чем занимается тьютор, 7% - затрудняются ответить (рис. 2).
Рис.1. Оценка знаний о профессии тьютор.
Fig. 1. Assessment of knowledge about the profession of tutor.
Источник: составлено автором данной научной статьи. Source: compiled by the author of this scientific article.
Рис. 2. Оценка представлений студентов о деятельности тьютора. Fig. 2. Assessment of students' perceptions about the activities of the tutor.
Вопрос 6; Затруняюсь_ ответить; 7%;
7%
□ Вопрос 6; Нет; 31%; 31%
Вопрос 6
0 Вопрос 6; Да; 61%; 62%
Источник: составлено автором данной научной статьи.
Source: compiled by the author of this scientific article.
На вопрос о необходимости владения специальными знаниями и умениями 62% студентов педагогического и психолого-педагогического направлений отметили необходимость владения специальными знаниями, 34% ответили, что тьютору для работы не нужно обладать специальными знаниями, умениями, навыками и 4% затрудняются с ответом (рис.3).
Рис. 3. Доля студентов, предполагающих наличие специальных знаний, умений, навыков для тьюторского сопровождения.
Fig. 3. The proportion of students suggesting the presence of special knowledge, skills for tutoring.
Источник: составлено автором данной научной статьи. Source: compiled by the author of this scientific article.
Анкетирование предполагало вопрос о желании работать тьютором по окончанию вуза. На рис. 4 мы видим, что всего 4% опрошенных хотели бы работать тьютором, 39% не хотели бы работать тьютором, 57% затрудняются ответить.
Рис. 4. Оценка желания студентов работать тьютором после окончания вуза педагогического и психолого-педагогического направлений.
Fig. 4. Assessment of students' desire to work as a tutor after graduation from a pedagogical and psychological-pedagogical school.
Источник: составлено автором данной научной статьи.
Source: compiled by the author of this scientific article.
Согласно ответам 19% из числа опрошенных считают, что тьюторское сопровождение развито в системе образования Российской Федерации, 43% опрошенных считают, что тьюторское сопровождение не развито в системе образования Российской Федерации, 38% затрудняются ответить на вопрос (рис. 5).
Рис. 5. Оценка студентами развития тьюторского сопровождения в системе образования Российской Федерации.
Fig. 5. Evaluation by students of the development of tutor support in the educational system of the Russian Federation.
Источник: составлено автором данной научной статьи. Source: compiled by the author of this scientific article.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что большинство студентов педагогического и психолого-педагогического направлений знают, кто такой тьютор, имеют представление о тьюторском сопровождении, знают о необходимости специальных знаний, умений, навыков. Мнения студентов о развитии тью-торского сопровождении в системе образования Российской Федерации разделились. Всего 4% обучающихся хотели бы стать тьюторами, что может говорить о недостаточной просвещенности студентов о должностных инструкциях, обязанностях, специфике работы тьютора.
Анкетирование позволило вывить направления для дальнейшей просветительской работы, а также дало возможность определить проблемные зоны, на которые могут обратить внимание преподаватели, поскольку работа тьютора сегодня важна и необходима для здорового развития всего общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Гордон Э. Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе. Ижевск: ERGO. 2008.
2. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «тьютор». Из серии Библиотека тьютора. Вып. 2. М.: СФК, 2012.
3. Александрова Е.А., Андреева Е.А., Модернизация классической модели тью-торства в России, странах Европейского Союза и Ближнего Востока. Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2013.
4. Волошина Е.А. Школа на пути к открытому образованию. Опыт освоения тьюторской позиции. Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2013.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образовании // Высшее образование сегодня, 2003.
6. Сластенин В.А. Профессиональная самоактуалиация будущего учителя. Науч. тр. Моск. пед. гос. ун-та. М.: Прометей, 1998.
7. Лукьянова И.В. Экстремальное материнство. Счастливая жизнь с трудным ребенком. М.: Никея, 2017.
8. Нодельсон С.Е. СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Семейная болезнь. Самара: «Бахрах-М», 2018.
9. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. ЦППРиК «Тверской», 2010.
10. Белан Е.А., Халилов Т.А., Хусаинова М.Р., Дронова А.И. Личностная и ситуационная детерминация волевых качеств личности в социальном поведении // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 8. С. 47-56. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2019.87.
11. Дональд В. От педиатрии к психоанализу. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2019.
12. Наранхо К. Изменим образование, чтобы изменить мир. М.: Независимая фирма «Класс», 2014.
REFERENCES
1. Gordon E. Stoletiya t'yutorstva: istoriya al'ternativnogo obrazovaniya v Amerike i Zapadnoj Evrope [Centuries Of Tutoring: The History Of Alternative Education In America And Western Europe]. Izhevsk: ERGO. 2008. (In Russ.).
2. Kovaleva T.M., Kobyscha E.I., Popova (Smolik) S.Yu., Terov A.A., Cheredilina M.Yu. Professiya «t'yutor» [Profession "Tutor"]. From The Series Tutor Library. Vol. 2. Moscow: SFK, 2012. (In Russ.).
3. Alexandrova E.A., Andreeva E.A. Modernizaciya klassicheskoj modeli t'yutorstva v Rossii, stranah Evropejskogo Soyuza i Blizhnego Vostoka [Modernization Of The Classical Model Of Tutoring In Russia, The Countries Of The European Union And The Middle East]. Moscow-Tver: "SFK-Office", 2013. (In Russ.).
4. Voloshina E.A. Shkola na puti k otkrytomu obrazovaniyu. Opyt osvoeniya t'yutorskoj pozicii [School Is On The Way To Open Education. Experience In Developing A Tutorial Position]. Moscow-Tver: "SFK-Office", 2013. (In Russ.).
5. Zimnaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovanii [Key Competencies - A New Paradigm For The Result Of Education]. Higher Education Today, 2003. (In Russ.).
6. Slastenin V.A. Professional'naya samoaktualiaciya budushchego uchitelya [Professional Self-Actualization Of The Future Teacher]. Sci. art. of Moscow Pedag. State Univ. Moscow: Prometheus, 1998. (In Russ.).
7. Lukyanova I.V. Ekstremal'noe materinstvo. Schastlivaya zhizn' s trudnym reben-kom [Extreme Motherhood. Happy Life With A Difficult Child]. Moscow: Nikea, 2017. (In Russ.).
8. Nodelson S.E. SDVG. Sindrom deficita vnimaniya i giperaktivnosti. Semejnaya bolezn' [ADHD Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Familial Disease]. Samara: Bahrah-M, 2018. (In Russ.).
9. Karpenkova I.V. T'yutor v inklyuzivnoj shkole: soprovozhdenie rebenka s oso-bennostyami razvitiya. Iz opyta raboty [Tutor In An Inclusive School: Accompanying A Child With Developmental Disabilities. From Work Experience]. TsPPRiK "Tverskoy", 2010. (In Russ.).
10. Belan E.A., Khalilov T.A., Khusainova M.R., Dronova A.I. Lichnostnaya i situacion-naya determinaciya volevyh kachestv lichnosti v social'nom povedenii [Personal And Situational Determination Of The Volitional Qualities Of A Person In Social Behavior]. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. 2019. No. 8. Pp. 47-56. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2019.8.7. (In Russ.).
11. Donald V. Ot pediatrii k psihoanalizu [From Pediatrics To Psychoanalysis]. Moscow: Institute For Humanitarian Research, 2019. (In Russ.).
12. Naranjo K. Izmenim obrazovanie, chtoby izmenit' mir [Change Education To Change The World]. Moscow: Independent Firm "Class", 2014. (In Russ.).
Информация об авторе: Петренко Анна Витальевна, преподаватель, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.11.2019 После доработки: 23.11.2019 Принята к публикации: 27.12.2019
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи
Information about the author: Anna V. Petrenko, Lecturer, Pedagogy and Psychology
Department, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State
University,
Krasnodar, Russia
Received: 08.11.2019
Received after reworking: 23.11.2019
Accepted for publication : 27.12.2019
The author have read and approved the final manuscript