Научная статья на тему 'ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА'

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тьюторское сопровождение / цифровая грамотность / цифровые образовательные ресурсы / цифровые инструменты / мастер-класс / проект / tutor support / digital literacy / digital educational resources / digital instruments / master class / project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Доронькин Александр Александрович

Статья посвящена организации тьюторского сопровождения развития цифровой грамотности педагогов на базе центра образования «Точка роста». Один из таких центров создан на базе Безводнинской школы Кстовского района. Приведены конкретные примеры тьюторской поддержки педагогов. Рассмотрены возможности мастер-классов. При сопровождении развития цифровой грамотности учителей используются возможности сотрудничества с Мининским университетом. Представлен мастер-класс на базе технопарка университета. Также представлены возможности подготовки учителей к организации проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Доронькин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the organization of tutor support for the development of digital literacy of teachers on the basis of the education center “Growth Point”. One of these centers was created on the basis of the Bezvodninskaya school in the Kstovsky district. Specific examples of tutor support for teachers are given. The possibilities of master classes are considered. When supporting the development of digital literacy of teachers, opportunities for cooperation with Minin University are used. A master class was presented at the university's technology park. Possibilities for training teachers to organize project activities are also presented.

Текст научной работы на тему «ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА»

УДК 37.08

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Круподерова Елена Петровна кандидат педагогических наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

Доронькин Александр Александрович

студент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Одной из основных задач цифровой трансформации образования является формирование цифровой грамотности обучающихся и педагогов. Понятие цифровой грамотности педагогов, ее составляющие, способы развития подробно рассматриваются в статьях [7, 13]. Отдельное внимание авторы уделяют возможностям региональной системы повышения квалификации в развитии цифровой грамотности педагогов. Другими способами ее развития являются участие учителей в сетевых педагогических сообществах [5], построение индивидуальных маршрутов формирования цифровой грамотности [9], использование возможностей «горизонтального» взаимообучения педагогов [16].

В статье [11] обсуждается проблема тьюторского сопровождения формирования цифровой грамотности педагогов. Формами тьюторского сопровождения могут быть: мастер-классы; участие в различных конкурсах и проектах; проведение открытых уроков по эффективному применению цифровых технологий; помощь тьютора в формировании педагогами своих предметных цифровых образовательных сред.

Отдельного внимания заслуживает проблема формирования цифровой грамотности педагогов сельской школы. Авторы статьи [1] обосновывают требование более высокого уровня цифровой грамотности сельского учителя, чем у городского учителя. С 2019 года на базе школ в селах и малых городах создаются центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста». Такая «Точка роста» создана и на базе Безводнинской школы Кстовского района Нижегородской области.

Цель статьи - рассмотрение возможностей развития цифровой грамотности педагогов на базе центра образования «Точка роста» с помощью тьюторского сопровождения. Отдельное внимание уделим формированию готовности применять цифровые технологии учителями гуманитарного цикла.

Изложение основного материала исследования. В условиях технологической революции особое значение приобретает непрерывное образование. Оно особенно важно для педагогов, т.к. педагогика относится к тем областям, где изменения происходят достаточно динамично. При этом, профессиональное развитие педагогов может осуществляться через формальное, информальное и неформальное образование. Примерами неформального профессионального развития педагогов могут быть: участие в методических объединениях разного уровня; работа в творческих коллективах; участие в мероприятиях учреждений и центров развития образования; самостоятельное изучение методической литературы и материалов в Интернете; знакомство с опытом коллег с целью выбора методов и содержания, которые наилучшим образом отвечают потребностям внедрения в их практику и т.д. В последнее время инструментом поддержки непрерывного профессионального развития педагогов становятся различные профессиональные сообщества.

Несомненно, что педагогу очень важно сопровождение различных направлений его профессиональной деятельности. Но сегодня в условиях цифровой трансформации образования особое значение приобретает сопровождение развития цифровой грамотности педагогов. И это сопровождение может осуществляться тьютором на базе образовательной организации. Одной из наиболее эффективных форм такого сопровождения является проведение мастер-классов. Преимущества мастер-класса как формы тьюторского сопровождения: передача практического опыта (практическая направленность); интерактивное взаимодействие преподавателей; организация активной самостоятельной работы всех участников.

Мастер-классы могут быть посвящены освоению цифровых образовательных ресурсов. Опыт применения цифровых ресурсов на уроках гуманитарного цикла обсуждается в статье [3]. Учителя через участие в мастер-классах делятся собственным опытом использования различных отечественных образовательных платформ, таких как РЭШ, МЭО, Учи.ру, Яндекс-класс. Совместно создаются каталоги цифровых образовательных ресурсов по предметам. Учителя русского, иностранного языков, истории включают в них, кроме образовательных платформ, электронные библиотеки, различные образовательные сайты с материалами для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам и конкурсам, сервисы для создания онлайн тестов, интерактивных упражнений, коллекции учебного видео.

Отдельный мастер-класс учителя Безводнинской школы посвятили использованию массовых открытых онлайн курсов. Учителя познакомились с курсами, представленными на платформах открытого электронного образования: «Универсариум», «Лекториум», Интуит, Стэпик. Причем рассматривались возможности использования МООК не только для самообразования учителей, но и для использования школьниками. Конечно, на платформах открытого образования, прежде всего, представлены МООК для студентов, но сегодня появляются online курсы и для школьников. Учителя включают их в свои каталоги.

Материалы для проведения мастер-классов учителя могут брать с различных открытых источников. Например, в Интернете представлены мастер-классы многих нижегородских учителей. Например, по адресу https://clck.ru/Uqc2X размещен сайт мастер-класса «Создание интерактивных викторин» (автор Гарьянова Н.В., учитель английского языка лицея № 8 г. Н. Новгорода). Цель мастер-класса: получение навыков работы с интерактивными опросами и викторинами. В ходе мастер-класса предлагается познакомиться с двумя сервисами (Survio и JeopardyLabs), позволяющими быстро, красочно и максимально доступно создавать опросы и викторины. Представлены инструкции по работе с сервисами, примеры заданий.

Другой пример - мастер-класс «Создание интеллект-карт» (автор Грачева Н.Е., учитель истории гимназии г. Арзамас). Мастер-класс создан на платформе Wix (https://clck.ru/Uqc4P), посвящен созданию «карт ума», способствующих запоминанию, творческому мышлению и организации умственной деятельности обучающихся. Для знакомства предлагается три сетевых сервиса для создания интеллект-карт (Mind42, Mindomo и Coggle). Их освоение происходит с помощью инструкций и примеров, представленных на сайте.

Не менее полезны материалы мастер-класса «Создание веб-квестов с помощью сервиса LearningApps» (авторы Михевнина В. А., учитель географии и экологии, Шебалова О. В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Чернухинская СШ» Арзамасского района Нижегородской области). Мастер-класс создан на платформе Wix (https://clck.ru/Uqc5J). Цель мастер-класса: рассмотреть особенности создания образовательных веб-квестов и

интерактивных заданий с помощью онлайн сервиса Learningapps.org. Для ознакомления с образовательными веб-квестами, участникам предлагается самим пройти веб-квест. В итоге работы мастер-класса каждый участник должен создать свой образовательный веб-квест и пройти веб-квест другого участника.

Через мастер-классы учителя гуманитарного цикла Безводнинской школы освоили такие сервисы как, сервисы построения облаков слов, лент времени, ментальных карт, инфографики, онлайн анкетирования и тестирования, создания интерактивных рабочих листов и упражнений, Яндекс-таблицы и Яндекс-документы. При разработке своих цифровых ресурсов они использовали описания цифровых инструментов, представленные в пособиях [12, 14, 15]. Примеры созданных цифровых ресурсов:

- таблица совместного редактирования «Семейные традиции» (https://clck.ru/39BCFH);

- онлайн ментальная карта «Анна Ахматова» (https://clck.ru/LxHXB);

- совместная онлайн доска «Планирование семейного путешествия» (https://clck.ru/39BCLf);

- онлайн лента времени «Основные сражения Великой отечественно войны» (https://clck.ru/39BCT6);

- интерактивное видео «Литература ССР» (https://clck.ru/39BCZM);

- инфографика «Смутное время» (https://clck.ru/39BCbn);

- ментальная карта «What to visit in China» (https://clck.ru/39BCwR);

- онлайн тест, созданный с помощью сервиса https://anketolog.ru/ «Правление Ивана Грозного» (https://clck.ru/39BDQB);

- Яндекс-форма «Российское общество в Петровскую эпоху» (https://clck.ru/39BDVz);

- Google-форма «Творчество Б.Л. Пастернака» (https://clck.ru/39BEyP).

Один из мастер-классов был посвящен инновационным моделям обучения в предметной цифровой среде. Учителя познакомились с моделями смешанного обучения [4]. Был представлен опыт учителя гимназии Арзамаса Краснова C.B. по использованию модели «ротация станций» на уроках обществознания [8]. Рассмотрены цифровые ресурсы и сервисы для использования смешанного обучения.

Одной из форм тьюторского сопровождения учителей является вовлечение их в проектную деятельность с использованием цифровых инструментов. Организации проектной деятельности обучающихся с использованием цифровых инструментов в дисциплинах гуманитарного цикла посвящена статья [10]. Учителя Безводнинской школы познакомились с использованием цифровых ресурсов и сервисов в учебных проектах по своим предметам. Учителя иностранного языка анализировали проекты нижегородских учителей и студентов педагогического университета: «О спорт, ты красота» (https://clck.ru/39BE3F); «Сколько чудесных открытий» (https://clck.ru/39BEAq); «Волшебный экспресс» (https://clck.ru/39BEF4)»; «It's time to celebrate!» (https://clck.ru/39BEPs). Учителя русского языка и литературы рассмотрели проекты «Я люблю русский язык» (https://clck.ru/39BEbC); «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» (https://clck.ru/39BEoH); «Бессмертие творчества Б.Л. Пастернака» (https://clck.ru/39BFCS). Учителя истории ознакомились с проектами «Все для фронта! Все для победы!» (https://clck.ru/39BFNk); «И почему Москве царством бытии?» (https://clck.ru/39BFRi); «Святой витязь земли русской» (https://clck.ru/39BFUp); «Нижегородский кремль» (https://clck.ru/39BFYi).

Также в ходе мастер-класса учителя познакомились с цифровыми инструментами для оценивания. Некоторые цифровые инструменты для проведения оценивания деятельности обучающихся представлены в пособиях [12, 15], оцениванию в проектной деятельности посвящена статья [2]. Учителя рассмотрели сервисы для онлайн анкетирования и тестирования: Яндекс и Google-формы, https://anketolog.ru, https://quizizz.com, https://onlinetestpad.com, https://master-test.net. Было рассмотрено большое количество примеров. Учителя смогли создать свои тесты и анкеты по предметам.

Знакомство с учебными и внеучебными Интернет-проектами позволило учителям продумать сценарии своих будущих проектов. А одна из учителей стала руководителем команды старшеклассников Безводнинской школы в Интернет-проекте «Вызов десятилетия» (https://clck.ru/36JF3j), посвященном Десятилетию науки и технологий и Дню российской информатики 4 декабря, который проводился нижегородским педагогическим университетом в ноябре-декабре 2023 года. В рамках пяти этапов проекта участники освоили различные цифровые инструменты, создали ленты времени, ментальные карты, инфографику, совместные презентации, виртуальные доски и Google-карты, сняли мультфильм «История отечественной вычислительной техники» и видео-рассуждение о будущем отечественной науки.

Также при сопровождении развития цифровой грамотности учителей Безводнинской школы используются возможности сотрудничества с НГПУ им. К. Минина, возможности технопарка университета. Возможностям технопарков педагогических вузов посвящена статья [6]. Педагоги школы приняли участие в образовательном интенсиве «Новое УКемя: создаем новую реальность» на базе технопарка Мининского университета. Участники образовательного интенсива познакомились с аппаратным и программным обеспечением для создания виртуальной и дополненной реальности, поработали с виртуальными тренажерами, посетили виртуальные экскурсии, разобрались с видами образовательного VR-контента, рассмотрели риски применения VR/AR технологии в образовании, выполнили программирование небольшого приложения в среде Varwin Education.

Выводы. В статье представлены формы тьюторского сопровождения формирования цифровой грамотности педагогов. Рассмотрено сопровождение учителей гуманитарного цикла Безводнинской школы Кстовского района Нижегородской области. Представлены возможности мастер-классов по освоению цифровых инструментов и сервисов, цифровых образовательных ресурсов, по организации проектной деятельности в цифровой среде. При сопровождении развития цифровой грамотности учителей используются возможности сотрудничества с Мининским университетом, проведения мастер-классов на базе технопарка университета.

Дальнейшая работа по повышению цифровой грамотности педагогов Безводнинской школы предполагает персонализированную поддержку учителей при формировании ими своих предметных цифровых образовательных сред.

Аннотация. Статья посвящена организации тьюторского сопровождения развития цифровой грамотности педагогов на базе центра образования «Точка роста». Один из таких центров создан на базе Безводнинской школы Кстовского района. Приведены конкретные примеры тьюторской поддержки педагогов. Рассмотрены возможности мастер-классов. При сопровождении развития цифровой грамотности учителей используются возможности сотрудничества с Мининским университетом. Представлен мастер-класс на базе технопарка университета. Также представлены возможности подготовки учителей к организации проектной деятельности.

Ключевые слова: тьюторское сопровождение, цифровая грамотность, цифровые образовательные ресурсы, цифровые инструменты, мастер-класс, проект.

Annotation. The article is devoted to the organization of tutor support for the development of digital literacy of teachers on the basis of the education center "Growth Point". One of these centers was created on the basis of the Bezvodninskaya school in the Kstovsky district. Specific examples of tutor support for teachers are given. The possibilities of master classes are considered. When supporting the development of digital literacy of teachers, opportunities for cooperation with Minin University are used. A master

class was presented at the university's technology park. Possibilities for training teachers to organize project activities are also presented.

Keywords: tutor support, digital literacy, digital educational resources, digital instruments, master class, project.

Литература:

1. Амирова, Л.А. Цифровая компетентность сельского учителя как фактор качества образования / Л.А. Амирова, И.Р. Левина, Д.Р. Фатхулова// Современное педагогическое образование. -2021. -№12. - С. 24-28

2. Брыксина, О.Ф. Оценивание результатов проектной деятельности учащихся / О.Ф. Брыксина, Е.П. Круподерова // Современные исследования социальных проблем. -2015. -№ 1(21). - С. 223-228

3. Жукова, Л.Ф. Цифровые образовательные ресурсы на уроках гуманитарного цикла / Л.Ф. Жукова. // Молодой ученый. - 2022. -№ 45 (440). - С. 366-368

4. Калинкина, Е.Г. Технологии смешанного обучения в современном школьном образовании. / Е.Г. Калинкина, Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова [и др.]. -Н. Новгород: Нижегородский институт развитии образования, 2019. - 120 с.

5. Канянина, Т.И. Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс неформального повышения квалификации учителя в области ИКТ / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, С.Ю. Степанова // Проблемы современного педагогического образования. -2017. -№ 56-1. - С. 131-137

6. Кондаурова, Т.И. Особенности подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности в условиях технопарка университета / Т.И. Кондаурова, Н.Е. Фетисова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2022. - №4 (37). - С. 196-199

7. Конюшенко, С.М. Развитие цифровой грамотности педагога в системе повышения квалификации / С.М. Конюшенко, М.А. Горюнова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2021. - № 4(58). - С. 32-40

8. Краснов, C.B. Использование технологии «зональное обучение» на уроках обществознания как способ осуществления индивидуализации обучения / C.B. Краснов // Цифровая педагогика в системе современного образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. - Нижний Новгород. - 2018. - С. 50-54

9. Круподерова, Е.П. Построение индивидуальных маршрутов формирования профессиональной ИКТ-компетентности учителя / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова, Е.Ю. Махалова // Проблемы современного педагогического образования. -2018. -№ 59-4. - С. 27-31

10. Круподерова, Е.П. Организация проектной деятельности обучающихся с использованием ИКТ-инструментов в дисциплинах гуманитарного цикла / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-3. - С. 98-104

11. Круподерова, Е.П. Тьюторское сопровождение формирования ИКТ-компетентности педагогов колледжа / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова, С.А. Пилипчук // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№69-4.-С. 134-136

12. Круподерова, K.P. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / K.P. Круподерова. -Н. Новгород: Мининский университет, 2022. - 112 с.

13. Полякова, В.А. Цифровая грамотность педагога: возможности региональной системы повышения квалификации / В.А. Полякова // Нижегородское образование. - 2019,- № 2. - С. 40-46

14. Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебно-методическое пособие / Т.И. Канянина, В.Б. Клепиков, Е.П. Круподерова [и др.]. -Н. Новгород: НПРО, 2019. - 188 с.

15. Федотова, B.C. Цифровые инструменты и сервисы в работе учителя: учебное пособие / B.C. Федотова. - С.-Пб.: Ленинградский государственный университет имени A.C. Пушкина, 2020. - 220 с.

16. Тулупова, О.В. Горизонтальное обучение как формат непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов / О.В. Тулупова, A.B. Шакурова // Гуманитарный научный вестник. - 2021. - №1. - С. 49-57

УДК 37.02

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ «РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ» НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Круподерова Климентина Руслановна старший преподаватель кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

Амосова Наталья Сергеевна студент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

Бойко Анастасия Владимировна студент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. В условиях цифровой трансформации образования актуальным является поиск инновационных моделей применения цифровых технологий. Авторы статьи [9], обсуждая социально-психологические особенности современного школьника в условиях цифровизации образования, подчеркивают необходимость поиска форм, способов, средств организации эффективного обучения. Технологиями, позволяющими повысить эффективность обучения, являются различные технологии смешанного обучения [2, 4]. Одна из них - «зональное обучение». Данная модель предполагает разделение класса на группы, которые работают в определенной зоне по видам учебной деятельности, меняясь через определенный промежуток времени. Обычно это: зона работы с учителем, зона онлайн-обучения и зона проектной работы.

Возможностям и особенностям использования модели «ротация станций» на уроках обществознания посвящена публикация [3], при обучении технологии - статья [6], при обучении математике - статья [5], на уроках английского языка -статья [1]. Авторы подчеркивают эффективность применения модели для реализации деятельностного подхода в обучении, предполагающего использование продуктивных форм обучения и отводящим обучающимся активную роль. Обучающийся становится субъектом учебной деятельности и занимает равноправную позицию; его потребности, особенности и интересы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.