Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СЕТЕВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподёрова Климентина Руслановна, Березина Арина Владиславовна

В статье рассмотрены дидактические возможности персональной цифровой образовательной среды педагога для его профессионального развития. Персональная среда обеспечивает учителю непрерывное образование, которое очень важно для педагогов, которым следует изучать новейшие методики, обучаться передовым образовательным технологиям. А сегодня это еще происходит в условиях цифровой трансформации образования. В качестве компонентов персональной ЦОС учителя могут выступать ресурсы школьных информационных систем; цифровые образовательные ресурсы; контент, размещаемый на различных платформах открытого образования, в сетевых педагогических сообществах; авторский цифровой контент. Одним из важных ресурсов для профессионального развития педагога являются массовые открытые онлайн-курсы. Приведены примеры МООК на различных платформах. Широкий спектр возможностей для профессионального развития предоставляют педагогам сетевые сообщества. Сетевые сообщества - это отличные площадки для проведения online конференций, дистанционных конкурсов, тренингов, мастер-классов. Названы педагогические сетевые сообщества. Рассмотрены варианты авторского цифрового контента учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподёрова Климентина Руслановна, Березина Арина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING A PERSONAL DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER

The article considers the didactic possibilities of the teacher's personal digital educational environment for his professional development. The personal environment provides the teacher with continuous education, which is very important for teachers who should study the latest methods, learn advanced educational technologies. And today it is still happening in the context of the digital transformation of education. The components of a teacher's personal digital educational environment can be resources of school information systems; digital educational resources; content posted on various open education platforms, in online pedagogical communities; copyrighted digital content. One of the important resources for the professional development of a teacher is massive open online courses. Examples of MOOCs on various platforms are given. Network communities provide teachers with a wide range of opportunities for professional development. Network communities are excellent platforms for holding online conferences, remote competitions, trainings, and master classes. Pedagogical network communities are named. The options of the author's digital content of the teacher are considered.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА»

Известно, что в обучении глухих людей необходимо использовать развивающееся слуховое восприятие, зрение, слухозрение (чтение с губ). Опорой являются кинестетические и тактильно-вибрационные ощущения [10].

В массовых школах при инклюзивном обучении слышащих детей и детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху одним учителем необходимо применять специальную методику преподавания школьных предметов обучения. Основная цель - преподавание должно быть максимально эффективным для всех обучаемых.

Учёные КУИМЦ рекомендуют в учебной аудитории иметь:

1. Общие технические средства для всех обучаемых, которые включают:

- обучающий стенд «Бекар-С» (компьютер со специальной программой и архивом учебно-методического материала) [3];

- проектор;

- интерактивную доску;

- звукоусиливающую колонку с радиоуправлением, создающую равномерное звуковое поле в аудитории.

2. Специальные средства для студентов с ОВЗ по слуху, которые включают:

- индивидуальный слуховой аппарат;

- система FM (радиопередатчик с микрофоном для преподавателя и радиоприёмник для обучаемого);

- слухоречевой тренажёр «Бекар-С» (для тугоухих 4-й степени и глухих с остатками слуха) [3].

В домашних условиях рекомендуется для выполнения учебных заданий, а также проведения дополнительных занятий с одним из родителей (по практике речевой коммуникации и другим предметам обучения) необходимо использование обучающего стенда «Бекар-С» [3].

В условиях транспорта, в домашних и других условиях для самостоятельного повторения учебного материала или изучения нового материала, а также самостоятельного тренинга по практике речевой коммуникации необходимо использование слухоречевого тренажёра «Бекар-С».

Выводы. Применяемые в КУИМЦ методы и средства обучения студентов с ОВЗ по слуху, основанные на использовании слухоречевых тренажеров «Бекар» и «Бекар-С», являются эффективными.

Однако, для совместного обучения слышащих людей и людей с ОВЗ по слуху необходимо сурдопедагогическое сопровождение обучаемых с ОВЗ по слуху, т.е. необходима помощь сурдопедагога и (или) тьютора.

Для слабослышащих и глухих обучающихся с остатками слуха при проведении дополнительных индивидуальных занятий по предметам обучения и факультативных занятий по практике речевой коммуникации на русском (татарском) языке, необходимо использовать специальную методику обучения «Видеть, слышать и говорить».

Литература:

1. Берденникова, Н.Г. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе / Н.Г. Берденникова. -Санкт-Петербург: Д.А.Р.К., 2011. - 208 с.

2. Бордовская, Н.В. Оценка качества высшего образования: уровневый подход / Н.В. Бордовская. - Санкт-Петербург: Высшее образование сегодня. - 2002. - № 9.

3. Валеева, К.А. Развитие слуха и речи у детей и взрослых с применением технических систем «Бекар»: учебное пособие / К.А. Валеева, А.В. Кочергин. - Казань: Познание, 2014. - 148 с.

4. Гончарова, В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования: монография / В.Г. Гончарова,

B.Г. Подопригора, С.И. Гончарова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. - 248 с.

5. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.Т. Громкова. -Москва: Юнити-Дана, 2012. - 447 с.

6. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. пособие. - 3-е изд., стер. / Г.И. Кругликов. - Москва: Академия, 2011. - 288 с.

7. Нечаев, М.П. Контроль и оценка качество воспитательной деятельности образовательного учреждения / М.П. Нечаев. - Москва: Педагогический поиск, 2010. - 176 с.

8. Околелов, О.П. Педагогика высшей школы: учебник / О.П. Околелов. - Москва: Инфра-М, 2016. - 219 с.

9. Панченко, О.Л. Инклюзивное образование как фактор интеграции в социум инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональное измерение: монография / О.Л. Панченко; под общ. ред. В.Д. Парубиной. - Казань: НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», 2015. - 400 с.

10. Птушкин, Г.С. Реализация компетентностной модели образовательной программы для инвалидов по слуху на основе комплексного реабилитационного сопровождения: учебно-методическое пособие / Г.С. Птушкин, М.Г. Гриф,

C.Б. Патрушев; под ред. Г.С. Птушкин. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2011. - 96 с.

Педагогика

УДК 37.08

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Березина Арина Владиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье рассмотрены дидактические возможности персональной цифровой образовательной среды педагога для его профессионального развития. Персональная среда обеспечивает учителю непрерывное образование, которое очень важно для педагогов, которым следует изучать новейшие методики, обучаться передовым образовательным технологиям. А сегодня это еще происходит в условиях цифровой трансформации образования. В качестве компонентов персональной ЦОС учителя могут выступать ресурсы школьных информационных систем; цифровые образовательные

ресурсы; контент, размещаемый на различных платформах открытого образования, в сетевых педагогических сообществах; авторский цифровой контент. Одним из важных ресурсов для профессионального развития педагога являются массовые открытые онлайн-курсы. Приведены примеры МООК на различных платформах. Широкий спектр возможностей для профессионального развития предоставляют педагогам сетевые сообщества. Сетевые сообщества - это отличные площадки для проведения online конференций, дистанционных конкурсов, тренингов, мастер-классов. Названы педагогические сетевые сообщества. Рассмотрены варианты авторского цифрового контента учителя.

Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональное развитие, цифровая образовательная среда, сетевое педагогическое сообщество.

Annotation. The article considers the didactic possibilities of the teacher's personal digital educational environment for his professional development. The personal environment provides the teacher with continuous education, which is very important for teachers who should study the latest methods, learn advanced educational technologies. And today it is still happening in the context of the digital transformation of education. The components of a teacher's personal digital educational environment can be resources of school information systems; digital educational resources; content posted on various open education platforms, in online pedagogical communities; copyrighted digital content. One of the important resources for the professional development of a teacher is massive open online courses. Examples of MOOCs on various platforms are given. Network communities provide teachers with a wide range of opportunities for professional development. Network communities are excellent platforms for holding online conferences, remote competitions, trainings, and master classes. Pedagogical network communities are named. The options of the author's digital content of the teacher are considered.

Key words: continuing education, professional development, digital educational environment, online pedagogical community.

Введение. Мы живем в мире, который описывается как нестабильный (volatile), неопределенный (uncertain), сложный (complex) и неоднозначный (ambiguous). Иногда его называют VUCA-мир. Чтобы жить и трудиться в таком мире необходимо научиться работать в ситуации тотальной неопределенности и постоянных изменений. Высшее образование перестает быть высшим (окончательным) и становится основой непрерывного образования на протяжении всей жизни [15].

Непрерывное образование на сегодняшний день крайне необходимо и является долгосрочной задачей. Специалисты всех областей знают, что получение новых знаний актуально на протяжении всей рабочей карьеры. Непрерывное образование, или «обучение в течение всей жизни», дает людям новые знания, которые повышают самооценку и дают уверенность в своих силах. Самодостаточный и уверенный человек располагает к себе не только окружающих, но и работодателей, поэтому он может найти достойную, интересную и высокооплачиваемую работу. Непрерывное образование считают феноменом XXl века.

Непрерывное образование крайне важно для педагогов, которым следует изучать новейшие методики, обучаться передовым образовательным технологиям. А сегодня это еще происходит в условиях цифровой трансформации образования. Формирование ИКТ-компетентности педагога также должно носить непрерывный характер [5]. Согласно профессиональному стандарту [12] ИКТ-компетентность педагога должна меняться от уровня общепользовательской к общепедагогической и к предметно-педагогической ИКТ-компетентности. При этом могут использоваться различные формы непрерывного повышения профессиональной компетентности, в т.ч. ИКТ-компетентности учителя: это очное и дистанционное повышение квалификации на базе вузов и институтов развития образования, тьюторское сопровождение на базе образовательных организаций [11], изучение опыта коллег [6], профессиональное развитие в сетевых педагогических сообществах [2, 3]. Сегодня при повышении квалификации педагогов достаточно активно применяется модель «горизонтального обучения» - система P2P, когда обучение осуществляется внутри профессиональных сообществ [14].

Фактором профессионального роста педагога является его персональная цифровая образовательная среда [4, 8]. Подбор инструментов и ресурсов для профессионального развития педагога в рамках персональной цифровой среды видится нам важной научно-педагогической задачей.

Цель статьи - рассмотреть дидактический потенциал различных цифровых инструментов и ресурсов для профессионального развития педагога, подобрать необходимые компоненты персональной цифровой образовательной среды педагога.

Изложение основного материала статьи. Одним из проектов национального проекта «Образование» является проект «Учитель будущего». В нем поставлена задача обеспечения возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях.

Формирование персональной цифровой образовательной среды (ЦОС) педагога, содержащей необходимые инструменты для профессионального развития педагога, следует начинать еще при обучении в педагогическом вузе [7]. Это можно делать с помощью соответствующих дисциплин, например, таких как «Информационные технологии в образовании» [1]. Важным в данной дисциплине является разработка студентами собственных образовательных продуктов. Их персональная ЦОС наполняется подборками цифровых образовательных ресурсов, технологическими картами учебных ситуаций с использованием цифровых инструментов и ресурсов, интерактивными рабочими листами, цифровыми оценочными материалами. Большое значение для будущих учителей имеет участие в проектной деятельности в рамках цифровой среды вуза [16].

Персональная ЦОС учителя продолжается наполняться в условиях профессиональной деятельности. Компонентами персональной цифровой образовательной среды становятся ресурсы школьных информационных систем; материалы отечественных образовательных платформ; контент, размещаемый в массовых открытых online курсах, в сетевых педагогических сообществах. И, конечно, каждый учитель создает свои авторские цифровые материалы для организации творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся; для коммуникации, совместной деятельности, оценивания и рефлексии.

Одним из важных ресурсов для профессионального развития педагога являются массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Возможности МООК для непрерывного образования, различные модели МООК подробно представлены в статье [9]. Например, сегодня дистанционное повышение квалификации с помощью МООК можно осуществить на базе платформы Яндекс.Учебник. Пример открытых курсов, представленных на платформе: «Базовые цифровые компетенции учителя» (https://clck.ru/32jkUE), «Как преподавать онлайн: инструменты для учителя» (https://clck.ru/32jkUE), «Проектная деятельность в школе» (https://clck.ru/Ycb43).

Сегодня перед учителями поставлена важная задача использования в образовательном процессе сквозных цифровых технологий таких как, управление большими данными, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, робототехника. И здесь на помощь приходят МООК. Например, большой выбор МООК для педагога по сквозным цифровым технологиям предлагает платформа Степик. Например: «Применение VR-технологий в школьном образовании»

(https://clck.ru/34EKK5), «Дополненная реальность в школе: создание AR проекта в EV Toolbox» (https://clck.ru/34EKK5), «Быстрый старт в искусственный интеллект» (https://clck.ru/QV8LW).

И, конечно, МООК для повышения квалификации в области предметной подготовки также может подобрать для себя каждый учитель. Например, учителю математики могут быть полезными МООК на платформе Фоксфорд: «Методики обучения математике в основной школе в рамках обновленных ФГОС» (https://clck.ru/34EKdA), «Суперинтенсив по подготовке к ОГЭ по математике» (https://clck.ru/34EKsw).

Широкий спектр возможностей для профессионального взаимодействия и коммуникации предоставляют специалистам сетевые сообщества. Профессиональные сообщества дают педагогам большие возможности для профессионального взаимодействия и общения. Профессиональное сообщество - это группа людей, состоящая из двух и более человек, которые лично или онлайн общаются друг с другом, с целью обменяться опытом, получить профессиональную поддержку, в результате регулярного обмена опытом и знаниями, участники получают личное и профессиональное развитие.

Профессиональные сообщества предоставляют большое количество полезной информации для людей конкретной профессии; предлагают наставничество в виде советов, помощи в налаживании связей, поддержки; имеют общие цели, интересы и потребности. Все участники сообщества имеют равный доступ к ресурсам, используют один контекст и язык общения.

В последние годы проблема поддержки непрерывного профессионального развития специалистов в рамках сетевых сообществ рассматривается в большом количестве публикаций. Первым к исследованию понятия сетевых сообществ обратился М. Кастельс [13], который определил, сетевое сообщество как результат развития коммуникационных технологий, и выделил основные признаки, отличающие его от традиционного сообщества: сетевая форма социальности, обязательная публичность, сетевой индивидуализм.

Изучению феномена образовательных сообществ Интернета посвящены исследования Е.Д. Патаракина [10], которые формируют представление об образовательном онлайн-сообществе как группе обучающихся, объединенных общей образовательной целью и взаимодействующих с помощью сервисов Интернета.

Сетевые сообщества - это отличные площадки для проведения online конференций, дистанционных конкурсов, тренингов, мастер-классов. Это платформа для обмена опытом, обсуждения актуальных педагогических проблем, дистанционного консультирования. В среде профессионального сообщества создаются возможности не только для роста, но и для профессиональной самореализации учителя, который может разместить в сети различные методические материалы, сценарии уроков, результаты педагогических экспериментов. При этом он может получить оценку и признание коллег.

Примеры сетевых педагогических сообществ: «Новатор. Национальное общество технологий в образовании» (https://novator.team); «УРОК.РФ» (https://урок.рф); «Педсовет.ру» (https://pedsov.ru), «Завуч.Инфо» (https://www.zavuch.ru). Для построения сетевого сообщества могут использоваться различные платформы. Одним из вариантов платформы может быть система управления обучением LMS наподобие Moodle. Например, LMS Moodle используется Нижегородским институтом развития образования для создания сетевых сообществ нижегородских педагогов. Другими платформами для создания сетевых сообществ являются вики-среды. На базе технологии вики созданы многие региональные сетевые сообщества. Одним из сервисов для создания сообщества в социальной сети является конструктор Silfa. Silfa (https://silfa.ru)

- это ресурс, который управляется на отдельном сервере и домене. Silfa организована на базе компонентов системы Битрикс и дополняет уже готовые возможности системы современными социальными сервисами.

Свою ЦОС учитель может пополнять за счет материалов, размещенных на различных образовательных платформах. У каждого учителя должен быть авторский каталог цифровых образовательных ресурсов. Сегодня большой поддержкой каждому учителю может стать Федеральная государственная информационная система Министерства просвещения России «Моя школа», где педагог сможет подобрать верифицированный цифровой образовательный контент для подготовки и проведения уроков.

И, конечно, каждый учитель может стать автором своего собственного уникального цифрового образовательного контента, создавая для обучающихся электронные учебно-методические комплексы, интерактивные видео, скринкасты-инструкции, интерактивные опорные конспекты, интерактивные рабочие листы и упражнения, online тесты, сетевые проекты, веб-квесты и пр.

Выводы. В настоящей статье рассмотрены дидактические возможности персональной цифровой образовательной среды педагога для его профессионального развития. В качестве компонентов такой среды могут выступать ресурсы школьных информационных систем; цифровые образовательные ресурсы; контент, размещаемый на различных платформах открытого образования, в сетевых педагогических сообществах; авторский цифровой образовательный контент, включающий разнообразные электронные учебно-методические материалы; ресурсы для поддержки индивидуальной и совместной творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся.

Литература:

1. Брыксина, О.Ф. Проектирование курса «Информационные технологии в образовании» в условиях введения профстандарта педагога / О.Ф. Брыксина, Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Вестник Мининского университета. - 2016.

- № 1-1 (13). - С. 18.

2. Игнатьева, Г.А. Педагогическая инженерия: методологический абрис проекта Мининского университета / Г.А. Игнатьева, Э.К. Самерханова, В.В. Сдобняков, О.В. Тулупова // Вестник Мининского университета. - 2022. -Т. 10. -№2. - С. 8.

3. Канянина, Т.И. Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс неформального повышения квалификации учителя в области ИКТ / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, С.Ю. Степанова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-1. - C. 131-137

4. Канянина, Т.И. Формирование информационно-образовательной среды педагога как фактор его профессионального роста / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, М.Л. Бак // В книге: Преподавание физико-математических и естественных наук в школе. Традиции и инновации. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - 2017.

- С. 115-116

5. Круподерова, Е.П. Информационно-образовательная среда и ИКТ-компетентность / Е.П. Круподерова // Нижегородское образование. - 2009. - № 4. - C. 122-127

6. Круподерова, Е.П. Повышение квалификации на основе изучения опыта педагогов / Е.П. Круподерова // Вестник Минского университета. - 2014. - № 2(6). - С. 15.

7. Круподерова, К.Р. Формирование компетенций бакалавров профессионального образования в информационной среде на базе облачных технологий / К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. -№ 51-6. - C. 181-188

8. Круподерова, К.Р. Формирование информационно-образовательной среды на основе облачных технологий / К.Р. Круподерова, Л.А. Шевцова // Педагогическая информатика. - 2015. - № 2. - C. 37-43

9. Лебедева, М.Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования / М.Б. Лебедева // Человек и общество. - 2015. - № 1 (42). - С. 105-108

10. Патаракин, Е.Д. Развитие педагогического дизайна для совместной сетевой деятельности субъектов образования / Е.Д. Патаракин, О.Н. Шилова // Человек и образование. - 2015. - № 43 (2). - C. 20-25

11. Плотникова, О.А. Тьюторская поддержка развития ИКТ-компетентности педагогов и будущих учителей / О.А. Плотникова // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2015. - С. 110-113

12. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. - URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 24.04.2023).

13. Серкина, Н.Е. Понятие сетевого общества М. Кастельса / Н.Е. Серкина // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - Вып. 2(41). - С. 161-169

14. Тулупова, О.В. Горизонтальное обучение как формат непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов / О.В. Тулупова, А.В. Шакурова // Гуманитарный научный вестник. - 2021. - №1. - C. 49-57

15. Щербина, Е.Ю. Цифровая дидактика профессионально-педагогического образования: основные компоненты / ЕЮ. Щербина, О.В. Шмурыгина, С.Н. Уткина // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - № 2 (51). - С. 411-418

16. Samerkhanova, E.K. Implementation of the competence approach with the help of network project activities / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bakhtiyarova, A.V. Ponachugin, T.I. Kanyanina // Opcion, 2019. -T. 35. - № Special Issue 19. - C. 591-616

Педагогика

УДК 372.8

магистрант биолого-химического факультета Курицын Владислав Романович

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация. Данная работа посвящена исследованию эффективности метода проектов при обучении экологии в школе. В статье описан метод проектов как способ организации обучения. Рассматриваются проблемы его реализации и способы устранения данных проблем. Раскрыта сущность и компоненты экологической компетенции. Приведены диагностические методы для оценки экологической компетенции. Проведен эксперимент с использованием пред- и посттестирования для оценки качества сформированности экологической компетенции. В результате исследования было установлено, что метод проектов может быть эффективным в обучении экологии. Было также выявлено, что группы, занятые методом проектов более продолжительное время, достигают более высоких показателей в освоении экологии. Полученные результаты могут быть использованы в практике обучения экологии в школах. Они позволяют привлечь внимание к необходимости развития компетенций учащихся в области экологии и сохранения природы.

Ключевые слова: экологическое образование, проектная деятельность, метод проектов, экологические компетенции, активное обучение.

Annоtation. This work is devoted to the study of the effectiveness of the project method in teaching ecology at school. The article describes the project method as a way of organizing training. The problems of its implementation and ways to eliminate these problems are considered. The essence and components of ecological competence are revealed, and diagnostic methods for assessing ecological competence are presented. An experiment was conducted using pre- and post-testing to evaluate the quality of the formation of ecological competence. As a result of the research, it was found that the project method can be effective in teaching ecology. It was also revealed that groups engaged in the project method for a longer period of time achieved higher results in mastering ecology. The results obtained can be used in the practice of teaching ecology in schools. They draw attention to the need to develop competencies in the field of ecology and nature conservation among students.

Key words: ecological education, project-based learning, project method, ecological competencies, active learning.

Введение. Каждый день мы сталкиваемся с экологическими проблемами, такими как загрязнение воздуха, воды, почвы, потеря биоразнообразия, изменение климата. Решение этих проблем требует не только действий со стороны правительства и организаций, но и активного участия простого населения. Одним из способов повышения экологической осведомленности и активизаации населения является обучение этому в школе, чему способствует указ президента Владимира Владимировича Путина «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».

В данной статье рассматриваются проблемы, которые могут возникнуть при использовании метода проектов для формирования экологических компетенций, а также стратегии, которые можно использовать для их решения. В частности, обсуждаются проблемы, связанные с выбором подходящих проектов, мотивацией участников и необходимостью обучения руководителей проектов.

Цель работы - анализ использования метода проектов как инструмента для формирования экологических компетенций у обучающихся.

Изложение основного материала статьи. За основу исследования по формированию экологических компетенций, был взят метод проектного обучения, так как он способствовал разрешению некоторых проблем. Одной из главных проблем можно выделить отсутствие экологии как отдельного предмета преподавания в школе. Это осложняет реализацию теоретического и практического обучения основам данной науки. Второй проблемой, которую решает данный метод, является использование педагогами в школах методов и способов реализации учебного процесса, которые противоречат главному подходу при обучении - системно-деятельностному. Так, изучая литературу по выбранному направлению исследования, мы ознакомились с работой Клейн Е.С., которая практикует сочетание теоретической и практической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.