Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ПОМОЩЬЮ МООК'

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ПОМОЩЬЮ МООК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАССОВЫЙ ОТКРЫТЫЙ ONLINE КУРС / СИНХРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / АСИНХРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна

Перспективной формой непрерывного образования сегодня становятся массовые открытые online курсы. В статье обоснована возможность подготовки педагогов к применению в учебном процессе вуза дистанционных образовательных технологий с помощью МООК. Представлена структура курса, его контент, содержание практических занятий. Контент представлен с помощью видеолекций, элемента Moodle «Лекция», скринкастов, примеров использования различных цифровых инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF EDUCATORS FOR USE OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES WITH THE HELP OF MOKS

Massive open online courses are becoming a promising form of lifelong education. The article substantiates the possibility of training teachers for the use of distance educational technologies in the educational process of a university with the help of MOOCs. The structure of the course, its content, the content of practical lessons are presented. The content is presented through video lectures, the Lecture Moodle element, screencasts, examples of using various digital tools.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ПОМОЩЬЮ МООК»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ С ПОМОЩЬЮ МООК

Аннотация. Перспективной формой непрерывного образования сегодня становятся массовые открытые online курсы. В статье обоснована возможность подготовки педагогов к применению в учебном процессе вуза дистанционных образовательных технологий с помощью МООК. Представлена структура курса, его контент, содержание практических занятий. Контент представлен с помощью видеолекций, элемента Moodle «Лекция», скринкастов, примеров использования различных цифровых инструментов.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, массовый открытый online курс, синхронная коммуникация, асинхронная коммуникация, Интернет-сервисы.

Annotation. Massive open online courses are becoming a promising form of lifelong éducation. The article substantiates the possibility of training teachers for the use of distance educational technologies in the educational process of a university with the help of MOOCs. The structure of the course, its content, the content of practical lessons are presented. The content is presented through video lectures, the Lecture Moodle element, screencasts, examples of using various digital tools.

Keywords: distance education technologies, massive open online course, synchronous communication, asynchronous communication, Internet services.

Введение. В условиях стремительного накопления знаний и обновления технологий одной из наиболее важных задач становится обеспечение непрерывности образования. Обеспечение права человека на образование в течение всей жизни является одним из основных принципов государственной политики в сфере образования.

Особое значение непрерывное образование имеет для педагогов. Педагогика относится к тем областям, где такие изменения происходят особенно динамично. Освоение новых подходов и технологий - это уже не требование сверху, а условие самореализации современного педагога. Авторы учебника [1] отмечают, что компетентность педагога в условиях информационного общества приобретает особое свойство -динамичность.

Поиск соответствующих современным реалиям моделей непрерывного образования педагогов является крайне актуальным как для общего, так и для высшего и дополнительного образования. Перспективной формой непрерывного образования сегодня стали массовые открытые online курсы (MOOK).

Роль массовых открытых онлайн курсов в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров обсуждается в [2, 12]. Авторы подчеркивают, что возможность выбора онлайн курсов, предлагаемых различными организациями и специалистами, позволяет педагогу повысить свою компетентность в той или иной области, формировать индивидуальные маршруты профессионального саморазвития.

Особое значение для педагога может иметь обучение на МООК, предназначенных для формирования цифровой грамотности и профессиональной ИКТ-компетентности.

Задачу разработки различных массовых открытых on-line курсов сегодня решает большинство российских вузов. Руководство Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина рассматривает задачу разработки МООКов, как одну из первоочередных. Разработать качественные МООК - это хорошая возможность заявить о себе, продвинуть бренд университета.

В Мининском университете большое внимание уделяется подготовке педагогов к реализации образовательных программ с применением ИКТ, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Одним из способов решения этой задачи является использование преподавателями соответствующих МООК. Проведенный анализ массовых открытых on-line курсов, размещенных на отечественных платформах, показал, что МООК для подготовки педагогов к применению дистанционных образовательных технологий практически нет. Поэтому в Мининском университете разрабатывается online курс «Организация образовательной деятельности в вузе с использованием ДОТ».

Цель статьи - показать возможности данного курса для подготовки педагогов к применению в учебном процессе вуза дистанционных образовательных технологий.

Изложение основного материала статьи. Непрерывное профессиональное образование педагогов реализуется, как правило, на разных курсах повышения квалификации, при прохождении мастер-классов, тренингов, конференций, организации работы тьюторов [4], через освоение опыта коллег [8], в профессиональных сетевых сообществах [5], при организации проектной деятельности [10, 11, 16]. Сегодня одной из важных форм непрерывного образования становятся массовые открытые online курсы.

Модели МООК, принципы их построения обсуждаются в [7, 15]. Имеются исследования, посвященные готовности преподавателей вузов к разработке открытых online курсов [3, 13]. Выполнен анализ готовности преподавателей Мининского университета к разработке МООК. Результаты анкетирования показали, что большая часть преподавателей имеют представления не только о самих МООК, но и опыт обучения на них. Меньше половины опрошенных имеют опыт создания online курсов, большинство готовы попробовать создать свой курс. Почти все хотели бы пройти курсы повышения квалификации по созданию МООК именно посредством МООК или с помощью тьюторского сопровождения. Также выявлялась потребность педагогов университета в повышении квалификации в области применения электронного обучения и дистанционных

образовательных технологий. Она оказалась высокой. Для ее удовлетворения разработан online курс «Организация образовательной деятельности в вузе с использованием ДОТ».

Все online курсы, размещаемые на портале открытого образования Мининского университета (https://mooc.mininuniver.ru) разрабатываются в соответствии с положением «О создании и размещении открытых курсов Мининского университета», принятым решением Ученого совета университета. В положении определена структура открытого курса, включающая в себя такие обязательные компоненты как блок «Введение», обучающие блоки и блок «Итоговая аттестация».

Блок «Введение» описываемого online курса содержит краткую аннотацию открытого курса, информацию об авторах-разработчиках, общий форум, описание системы оценивания, рабочую программу курса, информационно-справочные материалы.

Поскольку данный курс предполагает асинхронный режим работы пользователей с ним, то контент представлен с помощью видеолекций, записанных в видеолаборатории Мининского университета; текстовых лекций, представленных с помощью элемента Moodle «Лекция»; скринкастов, объясняющих работу с теми или иными сервисами; примеров использования различных цифровых инструментов, размещенных с помощью элемента Moodle «Страница». Практические работы подготовлены с помощью элемента Moodle «Глоссарий». Они предполагают взаимооценивание выполненных заданий участниками курса. В конце каждого раздела предусмотрено тестирование. В конце курса проводится итоговое тестирование.

Использование дистанционных технологий может быть синхронным, когда педагог и обучающийся взаимодействуют в режиме реального времени (например, лекция с видео-конференц-связью), или асинхронным, когда материалы изучаются обучающимися самостоятельно, а вопросы могут обсуждаться, например, на форуме. Разделы online курса «Организация образовательной деятельности в вузе с использованием ДОТ» посвящены способам представления контента при синхронной и асинхронной коммуникации студентов и преподавателей при проведении лекционных и практических занятий [9].

В видеолекции «Способы трансляции контента при дистанционном обучении» даны понятия дистанционных образовательных технологий, синхронного и асинхронного обучения, представлена информация о трансляции учебного контента для каждого типа коммуникации. Подробно рассказано о таких способах трансляции контента при синхронном обучении, как вебинар (аудиовизуальная трансляция различных презентаций, семинаров, лекций), видеоконференцсвязь (средство прямого визуального общения между двумя или несколькими участниками в разных точках мира путем передачи аудио/видеоданных через компьютерные сети), прямая трансляция, чат.

Рассматриваются способы трансляции контента при использовании асинхронной коммуникации: видеолекция, интерактивная лекция, скринкаст (цифровая видеозапись информации, выводимой на экран компьютера), скрайбинг (способ донесения информации через иллюстрирование ключевых моментов), компонент «Лекция» в СДО Moodle, текстовый документ в формате pdf и др.

В лекции «Создание интерактивного видео» рассмотрено создавание интерактивного видео с помощью сервисов https://edpuzzle.com, https://h5p.org, https://ed.ted.com. Представлены элементы интерактивности в видео: возможность пройти по ссылкам для более подробного знакомства с материалом, необходимость ответить на заданные в форме теста вопросы для продолжения просмотра видео, предложение высказать свое мнение и др.

В практической работе на взаимооценивание «Примеры синхронного и асинхронного представления контента при использовании ДОТ» предлагается подобрать цифровые инструменты для представления контента при использовании дистанционного обучения для одного из разделов преподаваемых участниками МООК дисциплин. Нужно рассмотреть возможности синхронной и асинхронной коммуникации.

В видеолекции «Варианты выполнения письменных работ при дистанционном обучении» предлагается использование элемента «Задание» в СДО Moodle, облачных сервисов, различных сервисов Веб 2.0. Для выполнения задания студентам можно предложить интерактивный рабочий лист (электронный ресурс, созданный преподавателем с помощью документов совместного редактирования для самостоятельной работы обучающихся индивидуально или совместно).

Отдельная лекция посвящена использованию на занятиях online сервисов визуализации. Сервисы online визуализации предоставляют уникальные возможности для структурирования информации. Для каждого сервиса подобраны примеры. Много примеров можно найти в пособиях [6, 14].

В лекции «Из опыта организации проектной деятельности обучающихся с использованием ДОТ» представлены цифровые инструменты для организации проектной деятельности студентов. Особую важность использование в обучении проектного метода имеет для будущих педагогов. Они должны готовиться к использованию метода проектов в своей педагогической деятельности, т.к. организованная с использованием средств информационно-коммуникационных технологий работа над учебно-исследовательскими проектами направлена на формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, что составляет основу метапредметных результатов обучающихся, сформулированных в ФГОС общего образования. В лекции выделены этапы работы над проектом, представлены сетевые сервисы, позволяющие организовывать работу на каждом этапе, приведены примеры учебных и внеаудиторных проектов.

В практическом задании на индивидуальную и совместную деятельность обучающихся участникам online курса предлагается разработать задания на использование рассмотренных Интернет-сервисов. Пример выполнения задания с помощью сервиса построения ментальных карт - https://clck.ru/V3ENz, с помощью Google-документа https://clck.ru/V3EL6.

В видеолекции «Современные цифровые инструменты для организации оценивания» рассмотрены варианты предоставления оценочных средств обучающимся. Одним из способов предоставления оценочного средства обучающимся является элемент «Задание», другой вариант - элемент Moodle «Тест», где все вопросы, кроме эссе, проверяются автоматически. Но существуют и другие варианты создания online тестов. Рассмотрены наиболее известные сервисы: Google-формы, Microsoft-формы, Анкетолог, Online Test Pad и др. Для организации самооценивания и взаимооценивания могут использоваться Google-документы и таблицы, online интерактивные доски, вики.

В лекции «Сервисы и инструменты для организации рефлексии» представлены Интернет-сервисы для проведения перспективной, ситуативной и ретроспективной рефлексии.

Выводы. Перспективной формой непрерывного образования сегодня становятся массовые открытые online курсы. Массовый открытый online курс (MOOK) - интерактивный курс, разделенный на последовательные блоки или этапы, к которому может присоединиться неограниченное число участников. МООК имеют следующие преимущества: большое разнообразие онлайн программ и курсов; комфортные условия обучения; возможность получить дополнительное образование или пройти повышение квалификации; отсутствуют ограничения по возрасту, уровню образования, национальности и т.п.; развитие цифровой грамотности.

В статье продемонстрированы возможности использования МООК для подготовки педагогов университета к использованию дистанционных образовательных технологий. При разработке online курса выполнены следующие виды работ: разработка участниками рабочей группы содержания открытого курса, разработка развернутого педагогического сценария по содержанию открытого курса, съемка и монтаж видеоматериалов курса, публикация контента курса на портале открытого образования университета.

В курсе обоснован дидактический потенциал различных цифровых инструментов для организации дистанционного обучения и продемонстрирован через видеоконтент, различные обучающие материалы, практические задания. Курс позволит его участникам овладеть навыками проектирования учебных занятий разного типа с использованием дистанционных образовательных технологий.

Литература:

1. Брыксина О.Ф., Пономарева Е.А., Сонина М.Н. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2017. - 549 с.

2. Гущина О.М., Михеева О.П. Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров // Образование и наука. - 2017. - №7. - С. 119-133.

3. Елизарьева Ю.А. Современный преподаватель в процессе «МООКизации» образования // Гуманитарная информатика. - 2016. - № 10. - С. 92-100.

4. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Степанова С.Ю. Организация тьюторского сопровождения формирования ИКТ-компетентности педагогов Нижегородской области. // Эксперимент и инновации в школе. - 2017. - № 2. - С. 37-40.

5. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Степанова С.Ю. Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс неформального повышения квалификации учителя в области ИКТ // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-1. - C. 131-137.

6. Канянина Т.И., Клепиков В.Б., Круподерова Е.П., Пономарева Е.И., Степанова С.Ю. Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебно-методическое пособие. - Н. Новгород: НИРО. - 2018.

7. Каракозов С.Д., Маняхина В.Г. Массовые открытые онлайн-курсы в зарубежном и российском образовании // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2014. - №3. - С. 24-29.

8. Круподерова Е.П. Повышение квалификации на основе изучения опыта педагогов. // Вестник Минского университета. - 2016. - № 2(6). - С. 15.

9. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Представление контента при использовании дистанционных образовательных технологий // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. -С. 193-196.

10. Круподерова К.Р. Организация сетевой проектной деятельности обучающихся в вузе: учебно-методическое пособие. - Н. Новгород. - Мининский университет. - 2016. - 84 с.

11. Круподерова К.Р. Формирование универсальных компетенций будущих педагогов средствами сетевой проектной деятельности: монография. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - 106 с.

12. Лебедева М.Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования // Человек и общество. - 2015. - № 1 (42). - С. 105-108.

13. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Участие преподавателей вуза в разработке открытых онлайн-курсов // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - №5 (62). - С. 90-103.

14. Самерханова Э.К., Круподерова Е.П., Панова И.В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. - Н. Новгород: Мининский университет. - 2020. - 50 с.

15. Титова С.В. Массовые открытые онлайн-курсы в российском образовании: миф или реальность? // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2016. - №1. -С. 53-64.

16. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V., Kanyanina T.I. Implementation of the competence approach with the help of network project activities // Opcion. -2019. - T. 35. - № Special Issue 19. - C. 591-616.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.