практики. Формирование музыкальной культуры личности это постоянно меняющийся процесс. Изменение и развитие происходит ее структурных компонентов, которые отражаются в новом уровне и качестве сформированности музыкальной культуры, и как следствие, изменение эстетического отношения личности к действительности; воздействие на музыкальное развитие личности многообразных социальных и педагогических факторов, наконец, приобщение к народной традиционной культуре, как важному составляющему духовного компонента развития личности.
Выводы. Таким образом, дидактическая модель, а также педагогически верно организованный процесс формирования музыкальной культуры обучающихся представляет собой сложную систему взаимосвязанных компонентов: цели и задач, условий, деятельности преподавателя и воспитанников, средств, методов, организационных форм и результата, направленных на развитие музыкальной культуры обучающихся.
Представленная авторская дидактическая модель успешно реализуется на практике в системе дополнительного образования в ДШИ № 5 им.В.Д. Пономарева г. Краснодара.
Литература:
1. Александров Е.П. Теория и практика дифференцированного подхода к музыкальному воспитанию учащихся общеобразовательной школы (на материале 8-9 классов). - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1998. - 156 с.
2. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - М, 1987. - 32 с.
3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В., Урбанович Г.И. Концепция подготовки специалиста - учителя музыки на музыкальных факультетах высших учебных заведений. - М.: Изд-во МШУ, НИИ дидактики и психологии высшего образования, 1995. - 29 с.
4. Кирнарская Д.К. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. - М., 2003. - 368 с.
5. Кузякина Т.И. Музыкальная культура личности как сложная система приобщения к миру искусства / Вестник Чувашского университета. - Вып. 3. - 2007 г. - С. 354-358
6. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 240 с.
7. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА. - М, 2006. - С. 420
Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОНТЕНТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация. В статье рассмотрены способы представления контента при использовании дистанционных образовательных технологий. Представлены варианты подготовки лекционного материала при синхронной и асинхронной коммуникации студентов и преподавателей. Рассмотрены возможности проведения практических занятий, организации проектной деятельности и оценивания с использованием дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, контент, синхронная коммуникация, асинхронная коммуникация, Интернет-сервисы.
Annotation. The article discusses ways of presenting content when using distance educational technologies. The options for preparing lecture material for synchronous and asynchronous communication between students and teachers are presented. The possibilities of conducting practical classes, organizing project activities and assessing using distance learning technologies are considered.
Keywords: distance education technologies, content, synchronous communication, asynchronous communication, Internet services.
Введение. Сегодня в России, как и в других странах значительно возрос интерес к применению дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Перед каждой образовательной организацией, перед каждым преподавателем возникла задача - в срочном порядке освоить форматы и возможности дистанционного обучения.
В статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [10] введены понятия электронного обучения и обучения с использованием дистанционных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Электронное обучение может осуществляться непосредственно в учебной аудитории или возможно использование дистанционных технологий.
Использование дистанционных технологий может быть синхронным, когда педагог и обучающийся взаимодействуют в режиме реального времени (например, лекция с видео-конференц-связью), или асинхронным, когда материалы изучаются обучающимися самостоятельно, а вопросы могут обсуждаться, например, на форуме.
Для освоения преподавателями вуза способов представления контента при синхронной и асинхронной коммуникации в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина разработан открытый online курс «Организация образовательной деятельности в вузе с использованием дистанционных образовательных технологий». Целью освоения данного курса является развитие профессиональной компетентности педагогов в области организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, овладение для этого дидактическими возможностями современных Интернет-сервисов. Задачи курса: выявление дидактических возможностей различных цифровых инструментов для проведения лекционных и практических занятий с использованием ДОТ, организации
оценивания; освоение различных Интернет-сервисов для организации совместной деятельности педагогов и обучающихся; получение практических навыков использования облачных технологий, сервисов on-line визуализации в разрабатываемых электронных курсах.
Цель данной статьи - представить содержание курса «Организация образовательной деятельности в вузе с использованием дистанционных образовательных технологий», рассмотрев способы представления контента при синхронной и асинхронной коммуникации студентов и преподавателей.
Изложение основного материала статьи. Линетт Уоттс в статье [11] приводит примеры различных исследований, где выполнялось сравнение синхронного и асинхронного обучения. У каждого из форматов коммуникации есть свои плюсы и минусы. Согласно результатам различных исследований, обучающиеся ценят синхронное взаимодействие онлайн-обучения и ощущают взаимосвязь с одногруппниками и преподавателями. Плюсами синхронного обучения в онлайн образовании являются:
• Обучающиеся могут легко взаимодействовать с преподавателями и другими участниками курса, что делает возможным групповую деятельность.
• Синхронное обучение происходит в режиме реального времени, это означает, что обучающиеся имеют возможность получить мгновенную обратную связь.
• Если у студентов возникают проблемы с каким-либо содержанием курса, синхронное обучение позволяет им задавать вопросы и получать мгновенные ответы.
Асинхронный формат взаимодействия долгое время был главным способом взаимодействия в сети Интернет. Технологический прогресс последних лет дал возможность преподавателям и обучающимся взаимодействовать в более личной обстановке. Но это не означает, что асинхронное обучение теперь не считается важным или нежелательным в качестве метода взаимодействия; исследования показывают, что оба формата играют важную роль в поддержании связи между обучающимися, изучении материала и обеспечении удовлетворенности в онлайн-курсе. Плюсами асинхронного обучения в онлайн образовании являются то, что:
• Асинхронное обучение предлагает большую гибкость. Асинхронные обучающиеся могут осваивать контент в своем собственном темпе и получать доступ к курсу в любое время и в любом месте.
• Асинхронное обучение предполагает, что обучающиеся будут иметь возможность изучить курс независимо от местоположения и часового пояса.
• Благодаря асинхронному обучению у обучающихся гораздо больше времени для разбора и изучения материала, значит больше вероятность, что они освоят его более глубоко.
• Асинхронное обучение хорошо подходит для массовых открытых online курсов.
Но от обучающихся требуется самодисциплина и сосредоточенность, чтобы успешно освоить курс.
В НГПУ им. К. Минина разработан открытый online курс «Организация образовательной деятельности в вузе с использованием дистанционных образовательных технологий». В курсе имеется раздел, посвященный способам представления лекционного материала при синхронной и асинхронной коммуникации. При синхронной коммуникации для трансляции контента используются видеоконференции, вебинары, чаты, прямые трансляции. Вебинар можно представить, как аудиовизуальную трансляцию различных презентаций, семинаров, лекций. Ведущий, который проводит веб-семинар, общается со зрителями по всему миру, используя интерактивные элементы конференцсвязи. Участники во время трансляции видят и слышат докладчика, но сам докладчик не может видеть или слышать их.
Видеоконференцсвязь может быть определена как средство прямого визуального общения между двумя или несколькими участниками в разных точках мира путем передачи аудио/видеоданных через компьютерные сети. Для проведения видеоконференций необходимо специальное программное обеспечение. В online курсе представлены инструкции по использованию таких систем видеоконференций, как Zoom, Microsoft Teams, Google Meet.
При асинхронной коммуникации контент можно представить с помощью видеолекции, записанной профессионально в студии или самостоятельно; компонента «Лекция» в СДО Moodle [1]; с помощью текстовых документов либо в формате pdf, либо размещенного на компоненте «Страница» Moodle или в облачном хранилище; с помощью скринкастов; интерактивного видео.
На основе видеолекции можно создать интерактивное видео. Элементы интерактивности в видео: возможность пройти по ссылкам для более подробного знакомства с материалом, необходимость ответить на заданные в форме теста вопросы для продолжения просмотра видео, предложение высказать свое мнение и др. Интерактивное видео особенно эффективно при использовании модели «перевернутый класс» [4].
Что касается представления контента в текстовом варианте, то отличные возможности для представления содержания имеются у компонента «Лекция» Moodle. Текст можно представить и виде отдельного документа, например, конспекта лекции. Лучше в формате pdf, т.к. такой документ просматривается браузером, имеет эстетичный вид. Контент можно размещать с помощью облачных технологий. Для представления контента могут использоваться различные цифровые образовательные ресурсы. Их особенности и преимущества рассматриваются в [2].
Второй раздел в online курсе «Организация образовательной деятельности в вузе с использованием дистанционных образовательных технологий» посвящен способам представления письменных заданий. В условиях дистанционного формата обучения роль письменных работ увеличивается многократно. Письменные работы становятся основным средством обратной связи для преподавателя.
Самым простым вариантом предоставления выполненных письменных заданий преподавателю является отправка по электронной почте. Но назвать такой способ удобным вряд ли можно, особенно, если преподаватель ведет занятия в нескольких группах и объем пересылаемых работ значительный.
При использовании для дистанционного обучения СДО Moodle для размещения практических работ больше всего подходит элемент «Задание». Правильным, на наш взгляд, является размещение студентами выполненных заданий в облачных хранилищах и предоставление ссылок на документы. Если обучающийся предоставил письменную работу, как Google-документ, Google-таблицу, Google-презентацию, Google-рисунок с правами комментирования, то преподаватель имеет возможность прокомментировать и оценить выполнение задания «на полях» документа.
Практические задания студенты могут выполнять, используя различные Интернет-сервисы. Многие из этих сервисов описаны в пособиях [3, 8]. Например, интересные практические задания можно подготовить с помощью сервисов on-line визуализации, которые позволяют структурировать информацию, развивать творческое и критическое мышление [9]. Студентам могут предложены задания на построение online ментальных карт, лент времени, создание инфографики и виртуальных досок и т.п.
Отдельное внимание в курсе уделено организации совместной проектной деятельности обучающихся. Такая совместная деятельность может быть организована с использованием таких сервисов как вики, документов совместного редактирования, различных сервисов online визуализации. С помощью этих сервисов можно проводить «мозговые
штурмы», собирать данные наблюдений, создавать гипертекст, планировать деятельность, писать вместе статьи и отчеты и т.п. Проектной деятельности обучающихся с использованием Интернет-сервисов посвящены пособия [6, 7]. В статье [5] обсуждается вопрос выбора Интернет-платформы для организации проектной деятельности, в статье [12] обсуждаются возможности формирования универсальных и профессиональных компетенций студентов с помощью сетевой проектной деятельности.
Для участников online курса «Организация образовательной деятельности в вузе с использованием ДОТ» подготовлено большое количество примеров использования Интернет-сервисов в индивидуальной и совместной деятельности студентов. Например:
- совместная Google-презентация участников проекта «В Нижний Новгород - это значит домой!» (https://clck.ru/Tzh2e);
- совместная Google-таблица «Каталог российских Интернет-сервисов» (https://clck.ru/Lxj73);
- ментальная карта «Технология виртуальной реальности в образовании» (https://clck.ru/UVHQi), сервис https://www.mindomo.com;
- Google-рисунок «Схема «рыбий скелет» «Требования ФГОС к информационно-образовательной среде» (https://clck.ru/URv5W);
- лента времени «10 важнейших открытий в биологии» (https://clck.ru/RMqPu), сервис https://www.timetoast.com;
- инфографика «История российского Интернета» (https://infogram.com/razvitie_rossiiskogo_interneta);
- совместная online доска «Достопримечательности Нижнего Новгорода» (https://clck.ru/TxCXp), сервис https://padlet.com.
Один из разделов online курса посвящен организации оценивания при использовании дистанционных образовательных технологий. Рассмотрены сервисы для организации online тестирования и анкетирования, самооценивания и взаимооценивания. Использование online анкет для организации оценочных процедур дает возможность: отправить форму анкеты или тестов обучающимся по электронной почте; видеть ответы обучающихся в электронной таблице, привязанной к форме в режиме онлайн; прекратить прием ответов в установленное время; мгновенно получать сводку ответов в виде диаграмм; дать доступ обучающимся к результатам опроса для просмотра. Для организации самооценивания и взаимооценивания могут использоваться Google-документы и таблицы, online интерактивные доски, вики.
В лекции «Сервисы и инструменты для организации рефлексии» слушатели знакомятся с Интернет-сервисами для перспективной, ситуативной и ретроспективной рефлексии. Также представлены примеры оценивания ментальных карт, лент времени, инфографики, интерактивных досок, созданных обучающимися и т.п.
Выводы. В online курсе «Организация образовательной деятельности в вузе с использованием дистанционных образовательных технологий», разработанном для повышения квалификации педагогов в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина рассмотрены способы представления контента при использовании ДОТ. Представлены варианты подготовки лекционного материала, практических заданий, организации проектной деятельности и оценивания. Данный курс позволит слушателям овладеть навыками проектирования учебных занятий разного типа с использованием дистанционных образовательных технологий.
Литература:
1. Глазырина Е.В. Использование системы дистанционного обучения «Moodle» при формировании профессиональных компетенций обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 36. -С. 141-145. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2015/95620.htm.
2. Долгова Т.В. Смешанное обучение - инновация XXI века // Информационно-публицистический образовательный журнал «Интерактивное образование». - 2017. [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/GQXen.
3. Канянина Т.И., Клепиков В.Б., Круподерова Е.П., Пономарева Е.И., Степанова С.Ю. Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебно-методическое пособие. - Н. Новгород: НИРО. - 2018.
4. Круподерова Е.П., Камзолова Л.А., Пахомова И.В. Использование модели «перевернутое обучение» на уроках информатики // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-2. - С. 140-144.
5. Круподерова Е.П., Попенко С.Д., Тимофеева К.О. Выбор Интернет-платформы для организации проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-3. - С. 35-38.
6. Круподерова К.Р. Организация сетевой проектной деятельности обучающихся в вузе: учебно-методическое пособие. - Н. Новгород. - Мининский университет. - 2016. - 84 с.
7. Круподерова К.Р. Формирование универсальных компетенций будущих педагогов средствами сетевой проектной деятельности: монография. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - 106 с.
8. Самерханова Э.К., Круподерова Е.П., Панова И.В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. - Н. Новгород: Мининский университет. - 2020. - 50 с.
9. Тихонов А.П., Канянина Т.И. Развитие критического мышления обучающихся с помощью сетевых сервисов // «Психология и педагогика: методология, теория и практика». Сборник статей международной научно-практической конференции. - 2016. - C. 151-153.
10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
11. Lynette Watts. Synchronous and asynchronous communication in distance learning: a review of the literature. Quarterly Review of Distance Education: Volume 17 #1, p. 23-33.
12. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V., Kanyanina T.I. Implementation of the competence approach with the help of network project activities // Opcion. - 2019. - T. 35. - № Special Issue 19. - C. 591-616.
Педагогика
УДК 342.733
кандидат педагогических наук, доцент Купавцев Тимофей Сергеевич
Академия управления МВД России (г. Москва)
ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ КАК УСЛОВИЕ И РЕЗУЛЬТАТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В организации непрерывного образования на смену технократическим представлениям о развитии личности приходит личностно-ориентированная методология. Центральной категорией становится личность, которая раскрывается в системе категорий, характеризующих социокультурные свойства человека, ведущим из которых является способность занимать определенную позицию. По-новому видится организация непрерывного образования, основанного на ценностях смыслотворчества, рефлексии, диалога, когда личность является самоценностью, а не средством в достижении целей. Эффективность образовательного процесса, результативность профессиональной деятельности, продуктивность взаимодействия субъектов в непрерывном образовании определяется развитием личностных функций субъектов взаимодействия в пролонгированной образовательной ситуации. Развитие личностных функций в данной модели становится условием эволюции образовательной ситуации обеспечивая непрерывность образования как результат накопления личностного опыта.
Ключевые слова: личность, личностные функции, личностное саморазвитие, образовательная ситуация, непрерывное образование.
Annotation. The organization of continuing education, the technocratic ideas about personal development are replaced by a personality-oriented methodology. The central category is the personality, which is revealed in the system of categories that characterize the socio-cultural properties of a person, the leading of which is the ability to take a certain position. The organization of continuous education based on the values of meaning-making, reflection, and dialogue is seen in a new way, when the individual is a value in itself, and not a means to achieve goals. The effectiveness of the educational process, the effectiveness of professional activity, the productivity of the interaction of subjects in continuing education is determined by the development of the personal functions of the subjects of interaction in a prolonged educational situation. The development of personal functions in this model becomes a condition for the evolution of the educational situation, ensuring the continuity of education as a result of the accumulation of personal experience.
Keywords: personality, personal functions, personal self-development, educational situation, continuing education.
Введение. Для психолого-педагогических наук феномен саморазвития личности не является новым. Вопросы развития и саморазвития человека всегда находились в поле научного поиска ученых и практиков психологов и педагогов и остаются предметом исследований различных научных направлений и школ, однако феномен непрерывности образования во взаимосвязи саморазвитием личности стал предметом исследований, когда саморазвитие стало исследоваться как реализация свободоспособности при развитии личностных функций, а непрерывное образование стало рассматриваться не как преемственное прохождение этапов образования, а как эволюционирование образовательной ситуации. При этом под образовательной ситуацией понимается не только проектируемая ситуация образовательного процесса в системе непрерывного образования, но и любая другая ситуация возникающая (в т.ч. спонтанно) в среде жизнедеятельности, наполненная образовательным контекстом. Необходимо отметить что ситуации жизнедеятельности все без исключения обладают объективным свойством воздействовать на субъекта, включенного во взаимодействие, однако образовательный потенциал раскрывается для всех субъектов по-разному. В одном случае ситуация порождает негативное отношение к средовому контексту и к субъектам взаимодействия, что влечет деструктивные проявления (ситуация дезадаптации), в другом случае личность входит в контекст ситуации и обретает в ней новый личностный опыт, что проявляется в новых связях и отношениях, обретении новых личностных смыслов, получении импульса к преобразованию среды и самоизменениям. Авторство в проектировании образовательной ситуации (т.е. наполнение ситуации образовательным контекстом) принадлежит субъекту педагогической деятельности, под которым понимается субъект предметом деятельности которого является организация педагогически целесообразной среды сущность которой составляет создание условий для развития личности (образовательный процесс) либо управление в социальной сфере (наиболее продуктивное использование человеческого потенциала в организации производственных процессов, основанных на развитии и раскрытии личностного потенциала в различных сферах профессиональной деятельности).
В основе понимания феномена саморазвития лежит устремленность самой личности в своем развитии, но содержание данного понятия, как отмечает М.А. Щукина раскрывается в зависимости от используемых методологических подходов [13]. Одним из важных аспектов при исследовании феномена саморазвития является содержание данного процесса при рассмотрении с позиции утилитарной функции саморазвития или с позиции антропологического подхода. Утилитарная функция саморазвития характеризуется конкурентоспособностью, воспитанием типа личности для которой первостепенно превосходство над другим в интеллектуальном и образовательном аспектах, в физическом отношении, материальной и финансовой состоятельности. Саморазвитие рассматривается как форма вложений, социальной и индивидуальной инвестиции, т.к. позволяет конкретному человеку достигать наивысших результатов в социальной и профессиональной сферах за счет высокого уровня образования, установления (принятия) иерархичности связей и отношений в общении, овладения современными востребованными методами и технологиями, способностями быстрой адаптации к стремительно изменяющимся условиям среды. Способность саморазвиваться является социальным и профессиональным заказом, т.к. для каждого человека индикатором успешности является его профессиональная и социальная востребованность, которая стимулирует овладение технологиями самоизменений, обеспечивая конкурентоспособность человека в среде жизнедеятельности.
Иной взгляд на саморазвитие личности задает антропологический подход, который направляет стратегию жизненного пути человека и отношение к нему как главной экзистенциальной ценности. Саморазвитие выступает как ресурс движения к экзистенциальной сущности человека, которая обуславливается личностными свойствами как ориентация на общечеловеческие ценности и как движение к личностной самореализации, выражающееся в формуле: проектирование Я-идеального - борьба личности с Я-настоящим - борьба личности за Я-будущее. Саморазвитие как антропологическая ценность определяется наполненностью личностным смыслом среды жизнедеятельности и не может быть выражена в материализованном виде (социальные и профессиональные роли, финансовое благополучие и др.), но определяет способы достижения этого результата с опорой на принятие общечеловеческих ценностей в качестве личностно значимых (отношение к Другому как самоценности, а не как к средству, независимость, свобода, ответственность, долг). Поэтому очевидно, что способности саморазвиваться научить невозможно, как невозможно и измерить данное качество личности, однако личность можно погрузить в специфическую среду свободного общения, свободы выбора, независимости, когда