Научная статья на тему 'ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ'

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЛЕДОВАТЕЛИ / ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочерова Людмила Алексеевна, Аскаров Сергей Владимирович, Неупокоева Ирина Александровна

В статье на основе теоретико-прикладного опыта авторов предпринята попытка рассмотреть возможности проведения практических занятий в условиях криминалистического полигона в рамках дополнительного профессионального образования и повышения квалификации следователей специализирующихся на расследовании преступлений в сфере дорожно-транспортных происшествий с использованием тьюторского сопровождения образовательного процесса. Представлены алгоритмы результативного использования указанного приема при проведении занятий, способствующего повышению качества усвоения учебного материала слушателями и направленного на совершенствование и актуализация компетенций, необходимых для профессиональной деятельности следователей в территориальных органах МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочерова Людмила Алексеевна, Аскаров Сергей Владимирович, Неупокоева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS DURING PRACTICAL CLASSES IN THE FRAMEWORK OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF INVESTIGATORS

The article considers such a method of training as tutor support of the educational process, which contributes to the implementation of active and interactive methods of conducting practical classes in the discipline "Investigation of traffic crimes" within the framework of additional professional education and advanced training of investigators specializing in the investigation of crimes in the field of road accidents. The author comes to the conclusion that the use of this technique during classes contributes to improving the quality of training and motivation for it and has a practical orientation for the subsequent performance of operational tasks by investigators.

Текст научной работы на тему «ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ»

перевода. И нецензурными выражениями.

Некоторые сети нашли решение этой проблемы подчеркиванием слова с ошибкой красной волнистой линией. Многие телефоны сами изменяют слово с ошибкой без согласия владельца.

3. Проблему грамотного общения в социальных сетях можно решить исправлением ошибок в сообщениях( прежде, чем их отправить), чтением книг, тренировкой в написании художественных текстов.

Остальное зависит только от самого человека и его старания в решении этой проблемы.

Литература:

1. Асмус, Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: дис. ... канд. филол. Наук / Н.Г. Асмус. - Челябинск, 2014. - 82 с.

2. Аксак, В.А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два. ... Серия: Просто как дважды два / В.А. Аксак. -Москва: Эксмо, 2006 . - 256 с.

3. Ахренова, Н.А. Теоретические основы интернет-лингвистики. [ Электронный ресурс] / Н.А. Ахренова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - No 10 (28). - C. 22-26.

4. Береговская, Е.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование / Е.М. Береговская // Вопросы языкознания. - 2014. - № 3. - С. 32-38.

5. Буторина, Е.А Поговорить? Интернет как лингвистический феномен [Электронный ресурс]. - URL: http://www. gramota.ru/biblio/magazines/gramota/net/28_11

6. Виноградова, Н.В. Компьютерный сленг и литературный язык: проблемы конкуренции / Н.В. Виноградова // Исследования по славянским языкам. - 2011. - № 6. - С. 203-216.

7. Виноградова, Н.В. Номинативная функция русского компьютерного жаргона [Электронный ресурс] / Н.В. Виноградова // Исследования по славянским языкам. - № 6. - 2001. - С. 203-216.

8. Виноградова, Т.Ю. Специфика общения в Интернете / Т.Ю.Виноградова // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - 2004. - №11. - С. 63-67.

9. Трофимова, Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты / Г.Н. Трофимова. - Москва: Изд-во РУДН, 2004. - 380 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики Кочерова Людмила Алексеевна

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); преподаватель кафедры криминалистики Аскаров Сергей Владимирович Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики Неупокоева Ирина Александровна Омская академия МВД России (г. Омск)

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье на основе теоретико-прикладного опыта авторов предпринята попытка рассмотреть возможности проведения практических занятий в условиях криминалистического полигона в рамках дополнительного профессионального образования и повышения квалификации следователей специализирующихся на расследовании преступлений в сфере дорожно-транспортных происшествий с использованием тьюторского сопровождения образовательного процесса. Представлены алгоритмы результативного использования указанного приема при проведении занятий, способствующего повышению качества усвоения учебного материала слушателями и направленного на совершенствование и актуализация компетенций, необходимых для профессиональной деятельности следователей в территориальных органах МВД России.

Ключевые слова: практические занятия, дополнительное профессиональное образование, следователи, тьютор, тьюторское сопровождение образовательного процесса.

Annotation. The article considers such a method of training as tutor support of the educational process, which contributes to the implementation of active and interactive methods of conducting practical classes in the discipline "Investigation of traffic crimes" within the framework of additional professional education and advanced training of investigators specializing in the investigation of crimes in the field of road accidents. The author comes to the conclusion that the use of this technique during classes contributes to improving the quality of training and motivation for it and has a practical orientation for the subsequent performance of operational tasks by investigators.

Key words: teacher, additional professional education, higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia, investigators, tutor, tutor support of the educational process.

Введение. Актуальность данной проблематики заключается в том, что при подготовке следователей специализирующихся на расследовании преступлений в сфере дорожно-транспортных происшествий преподавателям следует использовать современные образовательные технологии.

Изучению использования тьюторского сопровождения образовательного процесса в обучении уделяли внимание следующие ученые: М.А. Дьячкова [11, С.А. Щенникова, А.Г. Теслинова, А.Г. Черняковский [21, Ю.Д. Овчинников^, Д.А. Логинов [41 и другие. Для совершенствования подготовки сотрудников полиции в высших образовательных организациях МВД России целесообразно использовать их опыт в учебном процессе как при проведении групповых практических занятий, так и при организации самостоятельной подготовки.

Таким образом, решение обозначенной проблемы заключаются в необходимости использования тьюторского сопровождения образовательного процесса при подготовке следователей, что является одной из актуальных задач современной педагогической науки по подготовке сотрудников органов внутренних дел.

Изложение основного материала статьи. Умение владеть личностно-ориентированными развивающими образовательными технологиями позволяет педагогу высшего учебного заведения системы МВД России учитывать степень подготовленности обучающегося к получению необходимых знаний и навыков для выполнения служебных обязанностей в должности следователей в своей практической деятельности. Формирование у обучающегося новых знаний применительно

к деятельности следователя взаимосвязано с компетентностным подходом при реализации целевых установок в учебном процессе и основано на его собственной деятельности по освоению дисциплин, которые предусмотрены для специалиста конкретной специальности сотрудника органов внутренних дел.

Реализация инновационных технологий и интерактивных методов обучения при проведении практических занятий в рамках дополнительного профессионального обучения слушателей проходящих повышение квалификации, а именно старших следователей и следователей следственных подразделений территориальных органов МВД России, специализирующихся на расследовании преступлений в сфере дорожно-транспортных происшествий способствовали выработке авторами статьи апробированного и доказавшего свою эффективность приема обучения - тьюторство.

Тьютор (англ. tutor - наставник, репетитор, преподаватель) [61, главной целью которого является передача знаний обучающемуся, чтобы помочь последнему получить навыки в определённой профессиональной области.

По мнению Вилковой А.В. «Тьюторская система построена по принципам наставничества и способствует повышению учебно-познавательной активности обучаемых, создает условия для их непосредственного включения в процесс углубленного рассмотрения и обсуждения нового материала, а также содействует ускоренному переходу к практическому применению приобретенных знаний» [5].

Использование данного приема позволяет преподавателю привить слушателям практические навыки и умения, связанные с проведением следственных экспериментов при расследовании преступлений, связанных с ДТП.

Проведение практического занятия состоит из трех основных этапов: подготовительного, основного и заключительного.

Начав практическое занятие, преподаватель распределяет слушателей в составы малых групп в форме звеньев состоящих из 4-5 человек. В каждое звено входят слушатели разного уровня способностей, на это влияет их стаж работы по расследованию указанной категории преступлений таким образом, чтобы все звенья были приблизительно равными по своему уровню.

Каждым звеном руководит тьютор (наставник), который выбирается преподавателем из наиболее квалифицированных, опытных сотрудникам из числа обучающихся, у которых другие слушатели могут получить совет, попрактиковаться и освоить новые знания на основе приобретенного тьютором практического опыта при расследовании преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Здесь критерием выбора будет являться стаж практической работы, и кроме того, этот человек должен обладать организаторскими способностями и уметь построить работу звена для решения поставленной задачи.

Работа в малых группах, звеньях предполагает решение определенных образовательных задач с последующим обсуждением полученных результатов. Данный прием развивает навыки сотрудничества, аналитические способности.

Следует также отметить, что тренинг обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения и способствует получению ими навыков и умений, необходимых им в повседневной работе, обладает высокой практической ценностью, так как в процессе моделирования заданных ситуаций слушатели получают возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые модели поведения, изменить отношение к собственному опыту.

Итог тренинга, это повышение мотивации слушателей, поскольку возрастает потребность применить ими новые знания на практике.

Таким образом, выбранный преподавателем в составах малых групп - тьютор в ходе подготовительного этапа занятия распределяет слушателей из состава своего звена по ролям, которые выступают в качестве участников следственного эксперимента и имитируют поведение участника игры по заданным правилам, отражающим условия реального проведения следственного эксперимента. После этого тьютор демонстрирует слушателям своего звена свои навыки практического применения тактических приемов проведения следственного эксперимента определенного вида при расследовании преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями.

После чего каждый слушатель, в составе своего звена, демонстрирует применение полученных ими знаний и навыков на практике, при этом преподаватель и тьютор осуществляют наблюдение и контроль за ходом выполнения слушателями задания, консультируют их по всем вопросам, возникающим в ходе выполнения практического задания, оказывают всестороннюю помощь в овладении слушателями профессиональными приемами и методами проведения следственных экспериментов, дают рекомендации по выбору оптимального варианта решения поставленной задачи.

Каждый слушатель после демонстрации своих практических навыков по проведению следственного эксперимента, оформляет процессуальные документы - протокол следственного эксперимента.

Ниже представлен алгоритм действий преподавателя и слушателей в рамках проведения практического занятия с использованием тьюторского сопровождения образовательного процесса (табл. 1).

Таблица 1

Действия преподавателя и подаваемые им команды (указания) слушателям Действия слушателей на команды (указания) преподавателя

1. Прибыть участникам на криминалистический полигон. 1. Участники прибывают на криминалистический полигон.

2. Ознакомить с условиями проведения выбранного вида следственно эксперимента, согласно фабуле ДТП, изложенной преподавателем. 2. Знакомятся с условиями проведения выбранного вида следственно эксперимента, фабуле ДТП, изложенной преподавателем.

3. Разъяснить права и обязанностей, меры безопасности, которые надлежит соблюдать слушателям на учебном полигоне, провести их инструктаж. 3.1. Обосновать актуальность, злободневность темы, раскрыть ее сложность, обратить внимание слушателей на то, что от качественно проведенного следственно эксперимента зачастую зависит успех расследования преступления. 3. Знакомятся с правами и обязанностями, мерами безопасности, инструктажем по действиям на полигоне. 3.1. Принимают к исполнению указания преподавателя по качественному проведению следственно эксперимента.

4. Разделить слушателей на группы (звенья) в количестве 4-5 человек. Каждым звеном руководит тьютор), который выбирается преподавателем. 4. Слушатели делятся на группы (звенья) в количестве 4-5 человек. Возглавляет звено тьютор, который выбирается преподавателем.

5. Поставить перед звеньями идентичное задание и поручить тьютору выполнить имитированные действия по тактике проведения следственного эксперимента. 5. Участники получаю идентичное задание и тьютор приступает к выполнению имитированных действий по тактике проведения следственного эксперимента.

6. Тьютор распределяет слушателей из состава своего звена по ролям, которые выступают в качестве одного из участников следственного эксперимента (понятой, статист, свидетель, потерпевший, подозреваемый и т.д.). 6.1. Тьютор в качестве следователя демонстрирует слушателям своего звена свои практические навыки тактики проведения следственного эксперимента, определяет способы, приемы, средства и последовательность при его проведении. 6.2. Преподаватель осуществляет руководство работой слушателей на учебном полигоне, отмечает выявленные недостатки, коллективно обсуждает вопросы по использованию эффективных приемов проведения следственного эксперимента. 6. Слушатели неукоснительно соблюдают указания тьютора и выполняют роль одного из участников следственного эксперимента. 6.1. Слушатели наблюдают за действиями тьютора. Задают ему возникшие вопросы, по тактическим действиям следователя во время проведения следственного эксперимента. 6.2. Слушатели обращаются за разрешением спорных вопросов к преподавателю и предлагают свои тактические варианты проведения следственного эксперимента, с аргументациями и возражениями.

7. Поручить каждому слушателю в составе своего звена продемонстрировать применение полученных ими знаний и навыков по тактике проведения следственного эксперимента. 7.1. Тьютор осуществляет наблюдение и контроль за ходом выполнения слушателями задания, консультирует их по всем вопросам, возникающим в ходе выполнения практического задания, оказывают всестороннюю помощь в овладении слушателями профессиональными приемами и методами проведения следственных экспериментов, дают рекомендации по выбору оптимального варианта решения поставленной задачи. 7.2. Преподаватель осуществляет руководство работой слушателей на учебном полигоне, отмечает выявленные недостатки, коллективно обсуждает вопросы по использованию эффективных приемов и методов проведения следственного эксперимента. 7. Слушатели по очереди демонстрируют полученных ими знания и навыки по тактике проведения следственного эксперимента. Самостоятельно определяют способы, приемы, средства и последовательность его проведения. 7.1. Остальные слушатели внимательно наблюдают за действиями слушателя (следователя). Задают тьютору вопросы, возникающие в ходе выполнения практического задания. 7.2. Обращаются за разрешением спорных вопросов к преподавателю.

В заключительной части занятия преподавателем подводятся итоги и анализ игры, при этом используются элементы диалога и групповой дискуссии. Дискуссия полезна тем, что это коллективное обсуждение проблемного вопроса, которое предусматривает обмен мнениями между самими слушателями или преподавателем и слушателями.

Тьюторы отмечают выявленные недостатки в ходе занятия, а также тех обучаемых, кто работал на занятии плохо, и чья работа отмечена с положительной стороны. На основании мнения тьюторов, преподаватель оценивает каждого слушателя, при этом аргументирует выставленные оценки.

Выводы. Таким образом, успешно апробированный авторами прием обучения с использованием тьюторского сопровождения образовательного процесса при проведении практического занятия в рамках дополнительного профессионального образования, способствует повышению качества обучения и имеет ярко выраженную практическую направленность, связанную с предстоящей профессиональной деятельностью следователей, а также заслуживает активного использования в образовательных процессах высших учебных заведениях МВД России.

Литература:

1. Дьячкова, М.А. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие. Практикум / М. А. Дьячкова, О. Н. Томюк; ФГБОУ ВО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2016. - 184 c. - URL: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/44244/1/978-5-7186-0774-1_2016.pdf.

2. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство. В 2ч. Часть 1 [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. С.А. Щенникова, А.Г. Теслинова, А.Г. Черняковский. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 198 с.

3. Овчинников, Ю.Д. Организация деятельности тьютора в системе образования / Ю.Д. Овчинников // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. - 2014. - №4. - С. 83-87.

4. Логинов, Д.А. Тьюторское сопровождение образовательного процесса: учебно-методическое пособие / Д.А. Логинов. - Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. - 88 с.

5. Вилкова, А.В., Гузеев М.С. Оптимизация самостоятельной подготовки в образовательных организациях ФСИН России с использованием современных технологий обучения. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2020. - № 4. - С. 29-33.

6. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тьютор (дата обращения: 18.01.2022).

Педагогика

УДК 378

адъюнкт Краснов Иван Васильевич

Главный центр обеспечения деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Москва)

К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ОСНОВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ И ТЕХНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Аннотация. В данной статье автор раскрывает пути совершенствования системы профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии. Раскрывается понятие «совершенствование профессионального психологического отбора». Рассматриваются основные условия совершенствования научно-методического обеспечения профессионального психологического отбора и рационализации организационного процесса профотбора в ВНГ РФ.

Ключевые слова: профессиональный психологический отбор, комплекс, приемы, кандидаты, совершенствование, система, профессионально-важные качества.

Annotation. In this article, the author reveals ways to improve the system of professional psychological selection in the National Guard troops. The concept of "improvement of professional psychological selection" is revealed. The main conditions for improving the scientific and methodological support of professional psychological selection and rationalization of the organizational process of professional selection in the VNG of the Russian Federation are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.