Научная статья на тему 'РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВЕ'

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
368
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МЕССЕНДЖЕРЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колычева Галина Юрьевна

В данной статье исследуется область интернет-лингвистики. С появлением нового пространства для общения начинается возникновение новых форм употребления и использования письменного языка, которые очень быстро видоизменяются. Из-за быстрых темпов развития и накопления информации на просторах Сети филологи, занимающиеся исследованием интернет-коммуникации, не успевают все изучить и зафиксировать, поэтому большое количество словоформ этого подраздела лингвистики являются малоизученными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Колычева Галина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH CULTURE IN MODERN ONLINE AREA

This article deals with Internet linguistics. The emergence of a new area of communication stimulates the existence of new language forms which have a tendency of rapid shaping and changing. Due to quick development and accumulation of information on the Internet, researchers being engaged in the sphere of Internet communication, fail to study and fix all facts thoroughly. That is why a large number of areas of this part of linguistics need studying badly.

Текст научной работы на тему «РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВЕ»

Четвертый этап. Подведение итогов работы, оформление результатов, презентация проекта. Заключительный этап является одним из самых важных, именно потому, что он завершает работу над проектом и показывает конечный продукт, который необходимо публично продемонстрировать (в другом классе (младше или старше), в параллели, родителям). На данном этапе задействуются такие учебные действия как самоконтроль, самоанализ и рефлексия. Деятельность педагога в данном случае будет направлена на оказание помощи школьникам в подготовке презентации или защите проекта, оценивании итоговых результатов проделанной работы. Но самое главное учитель должен показать детям ценность проделанной ими работы и каждый ученик должен почувствовать себя успешным.

При оценивании проектной деятельности младших школьников учителю рекомендовано придерживаться следующих критериев (по Шарипову Ф.В. [1]):

1. Оценка актуальности и практической направленности проекта.

2. Оценка объема и полноты представленного материала.

3. Оценка уровня креативности, творчества школьника в ходе выполнения задания.

4. Оценка качества выполненной работы и ее оформления (представление доклада, культура речи, иллюстративный материал, ответы на вопросы, глубина и объем знаний в данной теме. Критерии могут изменяться в зависимости от темы проекта, включенности учащихся в проект, форм проектной деятельности.

Проектная деятельность в современной начальной школе осуществляется с 1 по 4 класс, т.е. на всем протяжении обучения.

В первом классе начинается подготовительный этап. Получая информацию от учителя, школьники учатся самостоятельной работе с различными источниками информации. Это могут быть учебники, словари, энциклопедии и др. Далее на уроках проходит обсуждение, что же смогли найти дети?

Обучающиеся делятся добытой информацией, после чего осуществляется контроль и оценка проделанной работы, что у них получилось, в чем была сложность? Отвечая на вопросы: кто? что? как? где? когда? первоклассники учатся наблюдению, описанию, систематизации, классификации, обобщению - универсальным логическим операциям, входящим в состав познавательных УУД.

Во 2-3 классах упор сделан на формирование исследовательских способностей школьников, которые связаны с умением ребенка объяснить механизм протекания какого-либо процесса или явления в окружающем мире. На данном этапе появляются более сложные вопросы, требующие рассуждения: почему? зачем? отчего? Происходит установление взаимосвязей между предметами и явлениями, возникает ассоциативное мышление. Для дополнительных размышлений можно предложить ученикам вопросы: что бы ты еще хотел узнать по данной теме? что бы ты еще мог предложить или сделать? Это позволяет стимулировать младших школьников к познанию нового, развивать их воображение.

Проектная деятельность не должна ограничиваться изучением одной области знаний, она должна помогать школьникам устанавливать межпредметные связи, т.е. быть интегрированной. Тем самым у обучающихся

будут формироваться метапредметные знания и умения. Педагог может предложить школьникам такой проект, в котором будут сочетаться несколько учебных дисциплин. Например, в рамках курса окружающий мир предлагается проект «Города России», в котором можно затронуть такие учебные предметы как: география (расположение города на карте), история (возникновение городов, исторические личности их прославившие), технология, изобразительное искусство, литература и музыка (промыслы городов).

В 4 классе младшие школьники уже активно пользуются методом проектов. Они могут самостоятельно выбрать тему своего исследования, систематизировать, оформить и представить полученную информацию.

Из выше сказанного следует вывод, что проектная деятельность младших школьников «способствует развитию, обучению и воспитанию учащихся, помогает сформировать их информационную культуру, развивать творческие способности, проектное мировоззрение и мышление» [2].

Выводы. Таким образом, реализуя проектную деятельность в начальной школе, педагог использует активные (развивающие) методы обучения, т.е. методы, позволяющие не только эффективнее усваивать учебный материал, но и активизировать мыслительную деятельность, повышать интерес к предмету, формировать поисковую активность, что способствует самообразованию ребенка, достижению им успехов в учебной деятельности, способствует развитию творческих навыков, умственных способностей, а также закладывает основы исследовательской деятельности школьников.

Литература:

1. Белякова, Е.Г. Психолого-педагогический мониторинг: учебное пособие: Е.Г. Белякова, Т.А. Строкова; ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, Институт дистанционного образования, Институт психологии и педагогики. -Тюмень: Тюменский государственный университет, 2015. - 240 с.

2. Бубякина, Т.В. Индивидуальная образовательная программа в начальной школе // Индивидуализация в начальной школе: подходы и технологии. Сборник методических материалов, - Томск. 2001. - 88 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд.перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Колычева Галина Юрьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В данной статье исследуется область интернет-лингвистики. С появлением нового пространства для общения начинается возникновение новых форм употребления и использования письменного языка, которые очень быстро видоизменяются. Из-за быстрых темпов развития и накопления информации на просторах Сети филологи, занимающиеся исследованием интернет-коммуникации, не успевают все изучить и зафиксировать, поэтому большое количество словоформ этого подраздела лингвистики являются малоизученными.

Ключевые слова: онлайн-пространство, интернет, социальное общение, русский язык, речевая культура, виртуальное общение, социальные сети, мессенджеры.

Annotation. This article deals with Internet linguistics. The emergence of a new area of communication stimulates the existence of new language forms which have a tendency of rapid shaping and changing. Due to quick development and accumulation of information on the Internet, researchers being engaged in the sphere of Internet communication, fail to study and fix all facts

thoroughly. That is why a large number of areas of this part of linguistics need studying badly.

Key words: the Russian language, speech culture, online community, Internet, social communication, virtual communication, social networks, messengers.

Введение. Могучий русский язык - это язык великого русского народа, который позволяет глубоко и ярко выражать свои мысли и чувства. В произведениях великих русских писателей, описывается красота природы, раскрывается духовная жизнь людей, при этом удивительным образом представлены великолепие, неповторимость, красота и широта русского слова.

Великий русский поэт А.С. Пушкин писал: «Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая - от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения». Советский писатель М.А. Шолохов писал о русском языке следующее: «Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».

А теперь понаблюдаем , что происходит с великим русским языком на современном этапе его развития. Люди живут в социуме, и эта общественная жизнь людей вызывает необходимость постоянно общаться, делиться своими познаниями и размышлениями, рассказывать о своих переживаниях и чувствах. Наш русский язык постоянно развивается: меняется время, меняется язык. По высказываниям писателей разных эпох о русском языке видно, что сменяя поколение за поколением, язык оставался таким, же великим и могучим.

Общаясь в социальных сетях, интернет-форумах, чатах, и в других системах мгновенного обмена сообщениями, пользователи не задумываются об орфографических нормах русского языка. Конечно же, грамотность текстов в интернете существенно ниже, чем грамотность текстов на бумаге. Ведь тексты в социальных сетях приближены к устной разговорной речи.

Сложность состоит в том, что современные дети эпохи интернета учатся читать и читают с экрана не меньше, а наверняка даже больше, чем с книжного листа. Это означает, что у них не может возникнуть единственный нормативный графический облик слова, а вариантность написания для них абсолютно естественна. Таким образом они становятся неграмотными. Настоящая грамотность прививается и приходит через чтение и писание. Такая неграмотность не смертельна, но читать повзрослевшие дети интернета будут все-таки медленнее, а письменное общение с ними будет для старшего поколения не очень комфортно.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время общение в Сети приобрело массовый характер, объединяя людей по интересам. Общение стало доступнее, для быстрого обмена информацией разработано большое разнообразие цифровых средств: электронная почта, всевозможные социальные сети ( Одноклассники, ВКонтакте,Twitter, Facebook, Telegram) и различные мессенджеры (Viber, WhatsApp, Skype, Snapchat).

Общение в интернет-пространстве отличается, прежде всего, преобладанием письменной формы обмена информации, которая и является источником лингвистических изменений. Интернет предоставляет возможность анонимного участия, что делает общение практически неконтролируемым и ненаказуемым, так как невозможно установить какие-либо данные того, кто должен нести ответственность.

Слова, наиболее употребляемые в Сети, условно можно разделить на следующие группы:

- компьютерные термины;

- интернет-сленг;

- компьютерный сленг или жаргон;

- молодежный сленг [8].

В рамках одного из направлений изучения данной проблемы Интернет рассматривается как новый социальный объект. Основной задачей этого направления является составление прогнозов развития Сети, в том числе, изменения норм языка в интернет-пространстве и их влияния на общую грамотность населения. Для исследователей другого направления задачей чаще всего становится изучение уже сложившихся норм языка и речевого этикета. Исследователи, принадлежащие к третьему направлению, рассматривают Интернет как виртуальный аналог мира и изучают сложившиеся в нем нормы с позиции виртуализации и приспособления норм русского языка под новую уникальную действительность. Интернет с точки зрения четвертого направления рассматривается как проект постмодерна. Здесь считается, что критерием для оценки функционирования норм языка в Сети должно служить не их соблюдение, а продуктивность и объяснительная сила [9]. Существуют и другие подходы в изучении норм в Сети, однако они либо не имеют широкого распространения, либо подвергаются серьезной критике со стороны некоторых исследователей из-за того, что не отвечают на многие вопросы, касающиеся изучаемой темы.

Первой и основной проблемой для исследователей, работающих с интернет-коммуникацией, являются массивы текстовой информации, которые хранятся в Сети. Кроме того, информационная насыщенность и размеры этих массивов изменяются настолько быстро, что препятствуют выявлению общих тенденций развития языка в Интернете и, в том числе, фиксированию его норм.

Вторая проблема - это многообразие языкового материала, находящегося в интернет-пространстве. Помимо веб-страниц в нем хранятся тексты электронных писем, мгновенных сообщений, записей в социальных сетях, пользователей в чатах и блогах. Постоянно растет количество лингвистической информации, порождающей новые жанры, каждый из которых демонстрирует разные коммуникативные цели, стратегии и задачи. Поэтому выбрать единый подход для описания языка интернета как единого целого очень проблематично [2].

Ошибки совершают все - и в письменной речи, и в устной. Комментарии в соцсетях - важнейший показатель культуры, интеллекта и мышления человека. И количество ошибок в речи нужно свести к минимуму. Давайте разберем самые популярные.

Проанализировав интернет-сайты, социальные сети и мессенджеры, мы попытались выделила самые распространенные ошибки, используемые при переписке и в чатах.

Ошибка 1. Лексические ошибки. Лишние слова.

Свободная вакансия. Неправильное словосочентание. Вакансия - это уже свободное место. Поэтому несвободной вакансия быть не может, и говорить надо: есть вакансия. Прейскурант цен. Неверно. Прейскурант - уже цены. Лишнее. На дворе май (май, сентябрь) месяц. Лишнее. Это и так месяцы.

Ошибка 2. Неграмотное написание самых распространенных слов.

Будующий, полностю, извените, кротчайшие, симпотичная, координально, попробывать.

Представим такую ситуацию. Молодой человек решил написать девушке личное сообщение в социальной сети: «Привет. Извени за назойливость. Ты очень симпотичная». К сожалению, сегодня почти половина пользователей социальных сетей неправильно пишет даже элементарные слова.

Ошибка 3. Одеть/Надеть.

Разговор с той же девушкой продолжается, парень договаривается о встрече. Она спрашивает, как его узнать, и получает сообщение: «Я одену красную куртку».

И это ещё одна роковая ошибка пользователей сетей. Многие люди думают, что во всех значениях нужно использовать глагол «одеть». Возможно, из-за слова« одежда». Но на деле одеть можно кого-то, а надеть - на кого-то. И ваша фраза буквально означает следующее: «Я одену красную куртку в какую-то одежду».

Ошибка 4. Вобщем и вообщем.

Вообщем, пошли гулять - Такого слова просто не существует в русском языке. Есть слово «вообще». Правильно написать: «В общем, пошли гулять.

Ошибка 5.

Некоторые умудряются писать неверно «ча/ща» (через я), хотя такое правило, изучается в первом классе.

Ошибка 6. Правописание слов «следующий» и «будущий».

Слова похожи, но пишутся они по-разному. Запомнить можно так: «следую» - «следующий», «буду» - «будущий». Не стоит перемещать непрошенную «ю» туда, где ей совсем не место.

Ошибка 7. Ихний.

Слово «ихний» - паразит, правильно писать и говорить « их».

Ошибка 8. Замена и сокращение слов.

На наш взгляд, это самая популярная ошибка при общении в интернете. Приведем примеры таких слов:

че д? - что делаешь?; как дел? - как дела?; кент - друг; сёня, седня - сегодня; зата - завтра; щас - сейчас; тлф -телефон; прива!=), хай, при, прив, привки - привет; ок - хорошо; норм - нормально; гыыы - смешно; ыыы - не смешно; здаров, даров, дарофф - здравствуй; ахах - смех; пасибки, спс, пасиб - спасибо; поч - почему; мб - может быть; дз, домаха -домашнее задание; тя - тебя; мя - меня; лю - люблю; мне нра - мне нравится; плз - пожалуйста; комп - компьютер; родаки, предки - родители; норм - нормально.

Ошибка 9. Формы существительных с предлогом.

Запомним сразу 4 фразы.

По окончаниИ. По приездЕ. По прибытиИ. По прилётЕ. По завершениИ этой статьи вы узнаете много нового. По истечениИ срока действия паспорта.

Ошибка 10. Падежная форма после глагола.

Внимание!

Оплатить проезд, но заплатить ЗА проезд. Скучать ПО ВАС (не по вам!). Как бы не изменяли современный русский язык... По вас! Скучаю и грущу ПО ВАС!. Упрекать В бессердечии (нельзя упрекать чем? бессердечием) Отзыв О книге. Рецензия НА книгу.

Ошибка 11. РОД имен существительных.

Мужской род:

Кофе. Он. Черный кофе. Вкусный кофе. Мой кофе. Шампунь. Новый шампунь. Дорогой. Дешевый. Тюль. Белый тюль. Красивый. Дорогой. День рождения. МОЙ.

Женский род:

Мозоль. Больная, старая мозоль. Тапка. Туфля. Кроссовка. Недорогая. Белая. Моя. Плацкарта. Дешевая. Она.

Ошибка 11. Множественное число.

Запомните!

Договор - договорЫ. Свитер - свитерЫ. Тренер - тренерЫ Месяц - месяцЫ Полис - полисЫ Табель - табелИ Директор - директорА Доктор - докторА Повар - поварА

Анализ ошибок позволяет сделать вывод о том, что пользователи онлайн-пространства допускают огромное количество ошибок, которые можно классифицировать следующим образом.

1. Неграмотность. Некоторые люди не владеют правилами орфографии и попросту не знают, как пишется то, или иное слово. Они употребляют трудные для них слова так, как считают нужным.

2. Нарочитая неграмотность. Неграмотность в этом случае возведена в ранг достоинства. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся: звонкие согласные меняются на глухие, А на О, и наоборот, (например, «кросафчег», «с празднегом», «привед»). Очень часто владение таким языком показывает принадлежность человека к громадному сообществу Интернет-общения, в котором он «становится своим» лишь потому, что коверкает русский язык по определенным правилам.

Мы являемся сторонниками грамотного общения и поддерживаем соблюдение грамотности в сообщениях, и не только орфографическую. Нормы пунктуации стало соблюдать гораздо сложнее. И дело тут не только в плохих знаниях русского языка или лени переключать раскладку, чтобы поставить запятую. Просто при общении в сетях классические знаки препинания начинают утрачивать свою основную функцию. Для чего нужнызнаки препинания? Чтобы разделять предложения или их части, чтобы выделять наиболее значимое и придавать посланию эмоции. В текстовых сообщениях для этого уже давно есть другая система знаков. На замену точке в конце предложения пришла кнопка «отправить».

Молодежь во время переписки в интернете из-за бездумного написания или спешки, привычки, модным тенденциям, а также в целях экономии времени допускает серьёзные ошибки в правописании. Такая вседозволенность ведёт к тотальной безграмотности населения в России. И это явление не может не вызывать тревогу у людей образованных.

Анализ лексики в современном онлайн-пространстве позволяет выделить некоторые положительные и отрицательные моменты интернет-общения.

Положительные стороны.

1. Современный сленг позволяет общаться быстро, что весьма удобно в наше время. Обычно в чатах переписка ведется сразу с несколькими людьми, и поэтому здесь скорость написания тоже важна.

2. Интернет-сленг раскрепощает, молодые люди могут свободно общаться на любые темы. Таким образом, ребята перестают ощущать одиночество и не остаются со своими проблемами один на один. В наше время это очень важно.

Отрицательные стороны.

1. Сленг начинает использоваться не только за компьютером, но и в повседневной жизни.

2. Интернет-общение содержит множество нецензурных фраз.

3. Могут возникнут сложности при знакомстве вживую; есть опасность разучиться общаться с друзьями в реальной жизни, что может привести к проблемам.

4. Могут возникнуть трудности в выражении своих мыслей на литературном языке.

Выводы. Подводя итоги, необходими отметить следующее.

1. Интернет-общение оказывает на лексику современного русского языка отрицательное влияние.

2. Русский язык засоряется из-за использования большого количества иностранных слов, употребляющихся в речи без

перевода. И нецензурными выражениями.

Некоторые сети нашли решение этой проблемы подчеркиванием слова с ошибкой красной волнистой линией. Многие телефоны сами изменяют слово с ошибкой без согласия владельца.

3. Проблему грамотного общения в социальных сетях можно решить исправлением ошибок в сообщениях( прежде, чем их отправить), чтением книг, тренировкой в написании художественных текстов.

Остальное зависит только от самого человека и его старания в решении этой проблемы.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Асмус, Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: дис. ... канд. филол. Наук / Н.Г. Асмус. - Челябинск, 2014. - 82 с.

2. Аксак, В.А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два. ... Серия: Просто как дважды два / В.А. Аксак. -Москва: Эксмо, 2006 . - 256 с.

3. Ахренова, Н.А. Теоретические основы интернет-лингвистики. [ Электронный ресурс] / Н.А. Ахренова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - No 10 (28). - C. 22-26.

4. Береговская, Е.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование / Е.М. Береговская // Вопросы языкознания. - 2014. - № 3. - С. 32-38.

5. Буторина, Е.А Поговорить? Интернет как лингвистический феномен [Электронный ресурс]. - URL: http://www. gramota.ru/biblio/magazines/gramota/net/28_11

6. Виноградова, Н.В. Компьютерный сленг и литературный язык: проблемы конкуренции / Н.В. Виноградова // Исследования по славянским языкам. - 2011. - № 6. - С. 203-216.

7. Виноградова, Н.В. Номинативная функция русского компьютерного жаргона [Электронный ресурс] / Н.В. Виноградова // Исследования по славянским языкам. - № 6. - 2001. - С. 203-216.

8. Виноградова, Т.Ю. Специфика общения в Интернете / Т.Ю.Виноградова // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - 2004. - №11. - С. 63-67.

9. Трофимова, Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты / Г.Н. Трофимова. - Москва: Изд-во РУДН, 2004. - 380 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики Кочерова Людмила Алексеевна

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); преподаватель кафедры криминалистики Аскаров Сергей Владимирович

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь);

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики Неупокоева Ирина Александровна Омская академия МВД России (г. Омск)

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье на основе теоретико-прикладного опыта авторов предпринята попытка рассмотреть возможности проведения практических занятий в условиях криминалистического полигона в рамках дополнительного профессионального образования и повышения квалификации следователей специализирующихся на расследовании преступлений в сфере дорожно-транспортных происшествий с использованием тьюторского сопровождения образовательного процесса. Представлены алгоритмы результативного использования указанного приема при проведении занятий, способствующего повышению качества усвоения учебного материала слушателями и направленного на совершенствование и актуализация компетенций, необходимых для профессиональной деятельности следователей в территориальных органах МВД России.

Ключевые слова: практические занятия, дополнительное профессиональное образование, следователи, тьютор, тьюторское сопровождение образовательного процесса.

Annotation. The article considers such a method of training as tutor support of the educational process, which contributes to the implementation of active and interactive methods of conducting practical classes in the discipline "Investigation of traffic crimes" within the framework of additional professional education and advanced training of investigators specializing in the investigation of crimes in the field of road accidents. The author comes to the conclusion that the use of this technique during classes contributes to improving the quality of training and motivation for it and has a practical orientation for the subsequent performance of operational tasks by investigators.

Key words: teacher, additional professional education, higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia, investigators, tutor, tutor support of the educational process.

Введение. Актуальность данной проблематики заключается в том, что при подготовке следователей специализирующихся на расследовании преступлений в сфере дорожно-транспортных происшествий преподавателям следует использовать современные образовательные технологии.

Изучению использования тьюторского сопровождения образовательного процесса в обучении уделяли внимание следующие ученые: М.А. Дьячкова [11, С.А. Щенникова, А.Г. Теслинова, А.Г. Черняковский [21, Ю.Д. Овчинников^, Д.А. Логинов [41 и другие. Для совершенствования подготовки сотрудников полиции в высших образовательных организациях МВД России целесообразно использовать их опыт в учебном процессе как при проведении групповых практических занятий, так и при организации самостоятельной подготовки.

Таким образом, решение обозначенной проблемы заключаются в необходимости использования тьюторского сопровождения образовательного процесса при подготовке следователей, что является одной из актуальных задач современной педагогической науки по подготовке сотрудников органов внутренних дел.

Изложение основного материала статьи. Умение владеть личностно-ориентированными развивающими образовательными технологиями позволяет педагогу высшего учебного заведения системы МВД России учитывать степень подготовленности обучающегося к получению необходимых знаний и навыков для выполнения служебных обязанностей в должности следователей в своей практической деятельности. Формирование у обучающегося новых знаний применительно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.