6. Тьютор распределяет слушателей из состава своего звена по ролям, которые выступают в качестве одного из участников следственного эксперимента (понятой, статист, свидетель, потерпевший, подозреваемый и т.д.). 6.1. Тьютор в качестве следователя демонстрирует слушателям своего звена свои практические навыки тактики проведения следственного эксперимента, определяет способы, приемы, средства и последовательность при его проведении. 6.2. Преподаватель осуществляет руководство работой слушателей на учебном полигоне, отмечает выявленные недостатки, коллективно обсуждает вопросы по использованию эффективных приемов проведения следственного эксперимента. 6. Слушатели неукоснительно соблюдают указания тьютора и выполняют роль одного из участников следственного эксперимента. 6.1. Слушатели наблюдают за действиями тьютора. Задают ему возникшие вопросы, по тактическим действиям следователя во время проведения следственного эксперимента. 6.2. Слушатели обращаются за разрешением спорных вопросов к преподавателю и предлагают свои тактические варианты проведения следственного эксперимента, с аргументациями и возражениями.
7. Поручить каждому слушателю в составе своего звена продемонстрировать применение полученных ими знаний и навыков по тактике проведения следственного эксперимента. 7.1. Тьютор осуществляет наблюдение и контроль за ходом выполнения слушателями задания, консультирует их по всем вопросам, возникающим в ходе выполнения практического задания, оказывают всестороннюю помощь в овладении слушателями профессиональными приемами и методами проведения следственных экспериментов, дают рекомендации по выбору оптимального варианта решения поставленной задачи. 7.2. Преподаватель осуществляет руководство работой слушателей на учебном полигоне, отмечает выявленные недостатки, коллективно обсуждает вопросы по использованию эффективных приемов и методов проведения следственного эксперимента. 7. Слушатели по очереди демонстрируют полученных ими знания и навыки по тактике проведения следственного эксперимента. Самостоятельно определяют способы, приемы, средства и последовательность его проведения. 7.1. Остальные слушатели внимательно наблюдают за действиями слушателя (следователя). Задают тьютору вопросы, возникающие в ходе выполнения практического задания. 7.2. Обращаются за разрешением спорных вопросов к преподавателю.
В заключительной части занятия преподавателем подводятся итоги и анализ игры, при этом используются элементы диалога и групповой дискуссии. Дискуссия полезна тем, что это коллективное обсуждение проблемного вопроса, которое предусматривает обмен мнениями между самими слушателями или преподавателем и слушателями.
Тьюторы отмечают выявленные недостатки в ходе занятия, а также тех обучаемых, кто работал на занятии плохо, и чья работа отмечена с положительной стороны. На основании мнения тьюторов, преподаватель оценивает каждого слушателя, при этом аргументирует выставленные оценки.
Выводы. Таким образом, успешно апробированный авторами прием обучения с использованием тьюторского сопровождения образовательного процесса при проведении практического занятия в рамках дополнительного профессионального образования, способствует повышению качества обучения и имеет ярко выраженную практическую направленность, связанную с предстоящей профессиональной деятельностью следователей, а также заслуживает активного использования в образовательных процессах высших учебных заведениях МВД России.
Литература:
1. Дьячкова, М.А. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие. Практикум / М. А. Дьячкова, О. Н. Томюк; ФГБОУ ВО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2016. - 184 c. - URL: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/44244/1/978-5-7186-0774-1_2016.pdf.
2. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство. В 2ч. Часть 1 [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. С.А. Щенникова, А.Г. Теслинова, А.Г. Черняковский. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 198 с.
3. Овчинников, Ю.Д. Организация деятельности тьютора в системе образования / Ю.Д. Овчинников // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. - 2014. - №4. - С. 83-87.
4. Логинов, Д.А. Тьюторское сопровождение образовательного процесса: учебно-методическое пособие / Д.А. Логинов. - Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. - 88 с.
5. Вилкова, А.В., Гузеев М.С. Оптимизация самостоятельной подготовки в образовательных организациях ФСИН России с использованием современных технологий обучения. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2020. - № 4. - С. 29-33.
6. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тьютор (дата обращения: 18.01.2022).
Педагогика
УДК 378
адъюнкт Краснов Иван Васильевич
Главный центр обеспечения деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Москва)
К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ОСНОВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ И ТЕХНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
Аннотация. В данной статье автор раскрывает пути совершенствования системы профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии. Раскрывается понятие «совершенствование профессионального психологического отбора». Рассматриваются основные условия совершенствования научно-методического обеспечения профессионального психологического отбора и рационализации организационного процесса профотбора в ВНГ РФ.
Ключевые слова: профессиональный психологический отбор, комплекс, приемы, кандидаты, совершенствование, система, профессионально-важные качества.
Annotation. In this article, the author reveals ways to improve the system of professional psychological selection in the National Guard troops. The concept of "improvement of professional psychological selection" is revealed. The main conditions for improving the scientific and methodological support of professional psychological selection and rationalization of the organizational process of professional selection in the VNG of the Russian Federation are considered.
Key words: professional psychological selection, complex, techniques, candidates, improvement, system, professionally important qualities.
Введение. В нынешней военно-политической обстановке уделяется пристальное внимания к морально-нравственному облику Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ВНГ РФ). В этой связи, и в целях укрепления и поддержания воинской дисциплины и правопорядка в войсках национальной гвардии на сегодняшний момент становится наиболее актуальным вопрос о совершенствовании системы профессионального психологического отбора (далее - ППО) будущих росгвардейцев.
Изложение основного материала статьи. Пути совершенствования системы профессионального психологического отбора заключаются в адресном точечном подходе при выстраивании всего процесса в целом, согласно строго определённых принципов, закономерностей и научно обоснованных методик. При этом целесообразно применять более выигрышные варианты методик и приёмов.
Пути совершенствования комплекса основных методических приёмов и техник профессионального психологического отбора стоит начинать с разработки определённых условий, гарантирующие эффективность развития процесса профессионального психологического отбора кандидатов на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации [1].
Центральными направлениями совершенствования системы ППО кандидатов на военную службу по контракту в Росгвардию являются: во-первых, «модернизация» научно методического обеспечения профессионального психологического отбора, отвечающее современным требованиям психологической науки и практики; во-вторых, интенсификация и рационализация организационного процесса профессионального психологического отбора.
Совершенствование комплекса основополагающих техник и методических приёмов профессионального психологического отбора содействуют разрешению проблем в его организации и оптимизации. Рассмотрим несколько вариантов понятия «совершенствование» [2]:
- как непрерывный процесс, дающий возможность повысить определенные характеристики и параметры чего-нибудь;
- как последовательное поэтапное преобразование объекта или повышение уровня своего развития путём качественных и количественных изменений, при этом основа остаётся неизменной;
- как устранение выявленных недостатков, приобретение новых практичных способностей и качеств, а также проектирование и реализация более эффективных алгоритмов и разработок;
- как улучшение того, что уже существует, без особо принципиального изменения.
Смысл выражения «совершенствование» можно соотнести с такими понятиями как структура, система и управление. Такое понятие «совершенствования» применимо не только в отношении биологических структур, но и социальных. Исходя из содержания термина «совершенствование», определим понятие «совершенствование профессионального психологического отбора» как рационализацию «организации управления» с одной стороны, и как рационализацию «процесса оценки профессиональной пригодности кандидатов» с другой, предполагающее оптимизацию таких компонентов как структура управления, кадровое обеспечение и материально-техническое обеспечений [3].
Одним из основных условий на пути совершенствования профессионального психологического отбора является усовершенствование его основных методических техник и приёмов и предполагает наличие следующих условий:
- усовершенствование научно методического обеспечения профессионального психологического отбора;
- усовершенствование процесса организации профессионального психологического отбора;
- усовершенствование структуры управления, кадрового и материально-технического обеспечения.
В свою очередь, научно-методическое обеспечение профессионального психологического отбора подразумевает формирование ряда определённых условий для его оптимального функционирования. Такими условиями могут быть:
- организация описания методов и приёмов для изучения необходимых требований к профессионально-важным качествам кандидатов предъявляемых военной специальностью;
- поиск лучшего варианта оптимального подхода к содержательности методик профессионального психологического отбора;
- проверка достоверности, надежности и адекватности методик профессионального психологического отбора;
- определение степени эффективности применяемых методик профессионального психологического отбора кандидатов на военную службу по контракту в войска национальной гвардии;
- методическое обоснование процедур профессионального психологического отбора;
- оптимизация нормативно-правовой базы профессионального психологического отбора кандидатов на военную службу по контракту в войска национальной гвардии.
Последовательность выполнения данных пунктов является необходимым условием в совершенствовании системы профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии и требуют соблюдение выше представленного алгоритма действий.
Уровень развития профессионально-важных качеств прямо пропорционален успешности кандидата в овладении военной специальностью. В связи с этим, всенепременным условием совершенствования профессионального психологического отбора в воинских частях является организация выявления перечня профессионально-важных качеств, необходимых кандидату поступающему на службу в войска национальной гвардии, заключающееся в детальном анализе структуры и содержания военно-профессиональной деятельности военнослужащих воинских частей оперативного, специального назначения, частей по охране важных государственных объектов, а также частей обеспечения; в классификации и описание военных специальностей; классификацию и описание военных профессий и специальностей; в составление професиограмм. Классификацию и описание профессий и специальностей военнослужащих войск национальной гвардии целесообразно проводить в рамках изучения военно-профессиональной деятельности, в первую очередь кадровых военнослужащих, а кроме того, в поиске научно обоснованных методов оптимизации границ новых специальностей [4].
Составление профессиограмм даст возможность наиболее развёрнуто определить подходы к организации профессионального психологического отбора кандидатов на военную службу по контракту в войска национальной гвардии, выбрать более эффективные применяемые методики и, в конечном итоге, скорректировать соответствующие требования в сам процесс подготовки военного специалиста [5].
Важной составной частью профессиограммы является психограмма определённой воинской специальности, описывающая психологические характеристики личности будущего росгвардейца и формулирующая требования к нему. Исходя из принципов, определяющих методологию изучения кандидатов на военную службу по контракту, можно сказать, что организация описания технологии изучения требований, предъявляемых военной специальностью к профессионально
важным качествам кандидата также является непременным условием совершенствования системы профессионального психологического отбора в Росгвардии.
Следующим условием совершенствования научно-методического обеспечения профессионального психологического отбора является выбор оптимального подхода к содержанию профессионального психологического отбора кандидатов. Научно-методическое обеспечение профессионального психологического отбора необходимо рассматривать с точки зрения выбора оптимального подхода к формированию батареи методик, изучения личности кандидата.
В решении этой задачи имеет место два принципиально разных подхода аналитический, заключающийся в акцентуации отдельных психических свойств индивида с помощью тестовых медик, и синтетический, предусматривающий структурно -функциональное моделирование или имитацию отдельных трудовых действий, их совокупность или деятельность в целом. Каждый из данных подходов имеет свои недостатки и преимущества. Как с практической, так и с теоретической точки зрения наиболее целесообразно сочетание обоих этих подходов, так как это позволит в некоторой степени компенсировать недостатки того и другого [6].
Проведённый анализа методической оснащенности и выявления адекватности набора методик профессиональной пригодности показал, что ведущим в воинских частях Росгвардии является аналитический подход в подборе методик диагностики, т.е. в основном применяются методики в виде тестов. К тому же, отсутствует система единства взглядов как на содержание выполняемых профессиональных задач, так и на подбор методик, с помощью которых осуществляется диагностика степени соответствия будущей профессиональной деятельности кандидата на военную службу по контракту.
Так, выявлено, что при изучении кандидатов в воинских частях ВНГ РФ в среднем 72% используемых методик предназначено для оценки способностей, 15% индивидуально-личностных качеств, 8% для оценки темперамента и лишь 5% для оценки военно-профессиональной направленности. Как видим, на практике выявлению направленности личности и мотивации уделяется недостаточно большое внимания.
Военно-профессиональная направленность является ключевой в системе профессионально-важных качеств личности будущего росгвардейца. В процессе воспитания возможно компенсировать или заменить имеющиеся недостатки в других областях, но недостаток мотивации деятельности военнослужащего в военной службе ничем компенсировать нельзя. Пусть даже при первоначально высоком уровне мотивации крайне необходимо контролировать его динамику в ходе военной службы и принимать своевременные меры для поддержания её на необходимом высоком уровне.
Общеизвестно, что направленность личности включает в себя потребности, мотивы, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение, цели [7]. Какая-то часть из них связана с первичными потребностями, часть - с опытом индивида и социальной средой. В связи с этим, при оценке военно-профессиональной направленности кандидата на военную службу по контракту требуется сочетание методов проективного характера, таких как, сочинения по теме «Профессия, которую я выбираю», а также анкет, которые дают оценку и регистрируют уже произошедшие события в жизни человека.
Содержание профессионального психологического отбора в войсках регламентировано приказом Росгвардии № 357 от 16 ноября 2016 года «Об утверждении Инструкции об организации и проведении профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии Российской Федерации». В данном приказе о сути профессионального психологического отбора в войсках речь идёт лишь в общих чертах. Кроме этого, эти положения излагают содержание и организацию профотбора не в полном объёме, что вызывает разнобой не только в использовании методик, но и в порядке проведения изучения кандидатов на военную службу по контракту. Все эти моменты требуют существенных усилений по совершенствованию также нормативно-правовой базы профессионального психологического отбора.
Выводы. Таким образом, совершенствование научно-методического обеспечения оказывает значительное влияние на оптимизацию процесса профессионального психологического отбора и сможет реализоваться полностью лишь только в рамках совершенствования всей организации профессионального отбора, а это влечёт за собой не только методические проблемы, но и организационные.
Совершенствование системы профессионального психологического отбора кандидатов на военную службу по контракту в ВНГ РФ также во многом зависит от структуры её органов, выполняющих возложенные на неё задачи. Только при условии создания и постоянного совершенствования структуры органов профессионального психологического отбора возможна непрерывная оптимизация всей системы в целом.
На сегодняшний день процесс профессионального психологического отбора в ВНГ РФ многоступенчатый этап, заключающее как входной контроль качества кандидатов на первичном этапе отбора кандидата, так и сопровождение военнослужащих в процессе их служебно-боевой деятельности, не только в целях подтверждения первичного заключения о профессиональной пригодности или коррекции данного заключения в соответствии с подтверждением или опровержением в процессе деятельности, но и в целях организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с «зоной ближайшего развития» каждого кандидата.
Таким образом, совершенствование организации системы профессионального психологического отбора представляет собой взаимообусловленный процесс рационализации процедур оценки профессиональной пригодности, с одной стороны, и процесса управления - с другой.
Литература:
1. Корнилова, Т.В. Психология риска и принятия решений // Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 205 с.
2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога. - Екатеринбург. - 2000. - 937 с.
3. Исследование и разработка предложений по совершенствованию системы профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии. - М.: ВНГ РФ, 1995. - 92 с.
4. Основные результаты мониторинга по оценке благоприятных условий заключения контракта на военную службу среди военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе: Информационно-аналитический и справочный материал. - М.: МО РФ, 2004.
5. Эльгаров, А.А. Медицина труда лиц опасных профессий / А.А. Эльгаров, А.М. Муртазов, А.Г. Шогенов // Медицина труда и промышленная экология. - 2007. - № 5. - С. 1-6.
6. Бодров В.А., Джамгаров Т.Т. Некоторые актуальные вопросы разработки системы профессионального отбора // Психологические проблемы эффективности и качества труда: Тез., докл. к V Всесоюз. съезду психологов СССР. Часть 2. -С. 23-30.
7. Психология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - С. 230.
Педагогика
УДК 376.4
аспирант Круглова Елена Евгеньевна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)
КЛУБНАЯ РАБОТА В СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЕЙ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Аннотация: В статье представлен опыт организации клубных форм работы в России и за рубежом. Выявлена роль семьи в современном обществе. Рассматриваются проблемы воспитания детей с ОВЗ. Описаны актуальные проблемы взаимодействия ребёнка, родителей и образовательного учреждения. Показана значимость клубных форм работы в решение проблем семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ. Выделена структура организации представленных мероприятий клубной работы. Выявлены трудности специалистов в выборе техник, форм, методов взаимодействия с семьей. Проанализирована деятельность наиболее популярных клубов по сопровождению семьи ребёнка с ОВЗ в нашей стране. Выявлены сильные стороны и трудности, возникающие в процессе взаимодействия специалистов и семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Представлено современное состояние использования клубных форм работы с семьёй в обществе. Описаны направления и содержание клубной работы. Проанализированы и обобщены результаты исследований организации клубных форм работы с родителями ребёнка с ОВЗ в России и за рубежом. Проанализирована деятельность клубов в некоторых зарубежных штатах и в России. Описаны условия продуктивной клубной работы. Сделан вывод об эффективном использовании клубной работы с родителями и особыми детьми. Описано влияние клубной работы на развитие ребёнка и его семьи.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, педагогическая компетентность, социально-педагогическое сопровождение, клубные формы работы, доступная среда.
Annotation. The article presents the experience of organizing club forms of work in Russia and abroad. The role of the family in modern society is revealed. The problems of raising children with disabilities are considered. The actual problems of interaction between a child, parents and an educational institution are described. The importance of club forms of work in solving the problems of a family raising a child with disabilities is shown. The structure of the organization of the presented events of club work is highlighted. Difficulties of specialists in the choice of techniques, forms, methods of interaction with the family are revealed. The activity of the most popular clubs for accompanying the family of a child with disabilities in our country is analyzed. The strengths and difficulties arising in the process of interaction between specialists and a family raising a child with disabilities are revealed. The current state of the use of club forms of work with the family in society is presented. The directions and content of the club work are described. The results of research on the organization of club forms of work with parents of a child with disabilities in Russia and abroad are analyzed and summarized. The activity of clubs in some foreign states and in Russia is analyzed. The conditions of productive club work are described. The conclusion is made about the effective use of club work with parents and special children. The influence of club work on the development of a child and his family is described.
Key words: children with disabilities, pedagogical competence, social and pedagogical support, club forms of work, accessible environment.
Введение. Семья в жизни каждого человека играет огромную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка с ОВЗ, личность которого еще формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. В последнее время семьи находятся в центре внимания, государство решает проблемы современных семей с помощью поиска инновационных методов и форм работы. «В рамках Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышение авторитета родителей в семье и обществе, поддержания социальной устойчивости каждой семьи» [1, С. 5]. Поэтому, сегодня важное значение имеет семейный статус семьи, традиции, обычаи, взаимоотношения между членами семьи, отношение к ребёнку. Особое внимание уделяется семьям, которые имеют ребёнка с ОВЗ. Родители, воспитывающие особого ребёнка, часто ведут себя пассивно: не проводят занятия с детьми, не обращаются за консультацией к специалистам, часто стесняются ребёнка, боятся показаться некомпетентными, что приводит к негативным последствиям. Даже если родители не идут на контакт, специалисты обходными путями должны с ними сотрудничать и вовлекать в совместную деятельность. Для этого разработано большое количество современных методов, форм, технологий. Одним из важных направлений государственной семейной политики в стране является развитие сети семейных клубов и родительских сообществ, их информационная и организационная поддержка. «Клуб позволяет родителям свободно общаться, обмениваться опытом, участвовать в разнообразных мероприятиях, получать психологическую поддержку, развивать детей и самих себя. Клубы имеют различную целевую направленность, используют ресурсы учреждений социального обслуживания населения, образования, культуры, досуга, спорта, некоммерческих организаций» [1, С. 10]. В настоящее время специалисты, осуществляющие социально-педагогическое сопровождение семей ребёнка с ОВЗ, затрудняются в поиске современных технологий, способов, методов, форм работы с родителями, воспитывающими ребёнка с ОВЗ. Мы проанализируем клубные формы работы в России и за рубежом, выделим наиболее эффективные технологии, методы, формы взаимодействия с семьей ребёнка с ОВЗ в рамках клуба.
Изложение основного материала статьи. Нами были проведены контент-анализ диссертаций и публикаций за последние 10 лет, а также интерпретация полученной информации. На основе сравнительного анализа мы выявили общее и особенное в использовании форм клубной работы при организации социально-педагогического сопровождения семьи ребёнка с ОВЗ в российской и зарубежной практике; выделили и описали лучшие практики клубной работы, направления работы родительских сообществ, воспитывающих ребёнка с ОВЗ. Анализ результатов исследования позволил собрать, проанализировать и интерпретировать результаты изучения опыта использования клубной работы в процессе социально-педагогического сопровождения семей ребёнка с ОВЗ и потребностями в России и за рубежом. В разных странах накоплен опыт помощи семьям, воспитывающим особого ребёнка, что позволило нам установить положительные стороны и недостатки организации сопровождения таких семей в рамках организации клубной работы. В современной практике клубное формирование определяется как добровольное объединение людей, основанное на общих интересах, запросах и потребностях в занятиях любительским творчеством, основанное на единстве стремления людей к овладению полезными навыками в области культуры быта, общения, здорового образа жизни. В зарубежных странах данные формы работы с