Научная статья на тему 'КЛУБНАЯ РАБОТА В СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЕЙ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

КЛУБНАЯ РАБОТА В СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЕЙ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КЛУБНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круглова Елена Евгеньевна

В статье представлен опыт организации клубных форм работы в России и за рубежом. Выявлена роль семьи в современном обществе. Рассматриваются проблемы воспитания детей с ОВЗ. Описаны актуальные проблемы взаимодействия ребёнка, родителей и образовательного учреждения. Показана значимость клубных форм работы в решение проблем семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ. Выделена структура организации представленных мероприятий клубной работы. Выявлены трудности специалистов в выборе техник, форм, методов взаимодействия с семьей. Проанализирована деятельность наиболее популярных клубов по сопровождению семьи ребёнка с ОВЗ в нашей стране. Выявлены сильные стороны и трудности, возникающие в процессе взаимодействия специалистов и семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Представлено современное состояние использования клубных форм работы с семьёй в обществе. Описаны направления и содержание клубной работы. Проанализированы и обобщены результаты исследований организации клубных форм работы с родителями ребёнка с ОВЗ в России и за рубежом. Проанализирована деятельность клубов в некоторых зарубежных штатах и в России. Описаны условия продуктивной клубной работы. Сделан вывод об эффективном использовании клубной работы с родителями и особыми детьми. Описано влияние клубной работы на развитие ребёнка и его семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круглова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUB WORK ACCOMPANIED BY FAMILIES OF A CHILD WITH DISABILITIES

The article presents the experience of organizing club forms of work in Russia and abroad. The role of the family in modern society is revealed. The problems of raising children with disabilities are considered. The actual problems of interaction between a child, parents and an educational institution are described. The importance of club forms of work in solving the problems of a family raising a child with disabilities is shown. The structure of the organization of the presented events of club work is highlighted. Difficulties of specialists in the choice of techniques, forms, methods of interaction with the family are revealed. The activity of the most popular clubs for accompanying the family of a child with disabilities in our country is analyzed. The strengths and difficulties arising in the process of interaction between specialists and a family raising a child with disabilities are revealed. The current state of the use of club forms of work with the family in society is presented. The directions and content of the club work are described. The results of research on the organization of club forms of work with parents of a child with disabilities in Russia and abroad are analyzed and summarized. The activity of clubs in some foreign states and in Russia is analyzed. The conditions of productive club work are described. The conclusion is made about the effective use of club work with parents and special children. The influence of club work on the development of a child and his family is described.

Текст научной работы на тему «КЛУБНАЯ РАБОТА В СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЕЙ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Педагогика

УДК 376.4

аспирант Круглова Елена Евгеньевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

КЛУБНАЯ РАБОТА В СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЕЙ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Аннотация: В статье представлен опыт организации клубных форм работы в России и за рубежом. Выявлена роль семьи в современном обществе. Рассматриваются проблемы воспитания детей с ОВЗ. Описаны актуальные проблемы взаимодействия ребёнка, родителей и образовательного учреждения. Показана значимость клубных форм работы в решение проблем семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ. Выделена структура организации представленных мероприятий клубной работы. Выявлены трудности специалистов в выборе техник, форм, методов взаимодействия с семьей. Проанализирована деятельность наиболее популярных клубов по сопровождению семьи ребёнка с ОВЗ в нашей стране. Выявлены сильные стороны и трудности, возникающие в процессе взаимодействия специалистов и семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Представлено современное состояние использования клубных форм работы с семьёй в обществе. Описаны направления и содержание клубной работы. Проанализированы и обобщены результаты исследований организации клубных форм работы с родителями ребёнка с ОВЗ в России и за рубежом. Проанализирована деятельность клубов в некоторых зарубежных штатах и в России. Описаны условия продуктивной клубной работы. Сделан вывод об эффективном использовании клубной работы с родителями и особыми детьми. Описано влияние клубной работы на развитие ребёнка и его семьи.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, педагогическая компетентность, социально-педагогическое сопровождение, клубные формы работы, доступная среда.

Annotation. The article presents the experience of organizing club forms of work in Russia and abroad. The role of the family in modern society is revealed. The problems of raising children with disabilities are considered. The actual problems of interaction between a child, parents and an educational institution are described. The importance of club forms of work in solving the problems of a family raising a child with disabilities is shown. The structure of the organization of the presented events of club work is highlighted. Difficulties of specialists in the choice of techniques, forms, methods of interaction with the family are revealed. The activity of the most popular clubs for accompanying the family of a child with disabilities in our country is analyzed. The strengths and difficulties arising in the process of interaction between specialists and a family raising a child with disabilities are revealed. The current state of the use of club forms of work with the family in society is presented. The directions and content of the club work are described. The results of research on the organization of club forms of work with parents of a child with disabilities in Russia and abroad are analyzed and summarized. The activity of clubs in some foreign states and in Russia is analyzed. The conditions of productive club work are described. The conclusion is made about the effective use of club work with parents and special children. The influence of club work on the development of a child and his family is described.

Key words: children with disabilities, pedagogical competence, social and pedagogical support, club forms of work, accessible environment.

Введение. Семья в жизни каждого человека играет огромную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка с ОВЗ, личность которого еще формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. В последнее время семьи находятся в центре внимания, государство решает проблемы современных семей с помощью поиска инновационных методов и форм работы. «В рамках Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышение авторитета родителей в семье и обществе, поддержания социальной устойчивости каждой семьи» [1, С. 5]. Поэтому, сегодня важное значение имеет семейный статус семьи, традиции, обычаи, взаимоотношения между членами семьи, отношение к ребёнку. Особое внимание уделяется семьям, которые имеют ребёнка с ОВЗ. Родители, воспитывающие особого ребёнка, часто ведут себя пассивно: не проводят занятия с детьми, не обращаются за консультацией к специалистам, часто стесняются ребёнка, боятся показаться некомпетентными, что приводит к негативным последствиям. Даже если родители не идут на контакт, специалисты обходными путями должны с ними сотрудничать и вовлекать в совместную деятельность. Для этого разработано большое количество современных методов, форм, технологий. Одним из важных направлений государственной семейной политики в стране является развитие сети семейных клубов и родительских сообществ, их информационная и организационная поддержка. «Клуб позволяет родителям свободно общаться, обмениваться опытом, участвовать в разнообразных мероприятиях, получать психологическую поддержку, развивать детей и самих себя. Клубы имеют различную целевую направленность, используют ресурсы учреждений социального обслуживания населения, образования, культуры, досуга, спорта, некоммерческих организаций» [1, С. 10]. В настоящее время специалисты, осуществляющие социально-педагогическое сопровождение семей ребёнка с ОВЗ, затрудняются в поиске современных технологий, способов, методов, форм работы с родителями, воспитывающими ребёнка с ОВЗ. Мы проанализируем клубные формы работы в России и за рубежом, выделим наиболее эффективные технологии, методы, формы взаимодействия с семьей ребёнка с ОВЗ в рамках клуба.

Изложение основного материала статьи. Нами были проведены контент-анализ диссертаций и публикаций за последние 10 лет, а также интерпретация полученной информации. На основе сравнительного анализа мы выявили общее и особенное в использовании форм клубной работы при организации социально-педагогического сопровождения семьи ребёнка с ОВЗ в российской и зарубежной практике; выделили и описали лучшие практики клубной работы, направления работы родительских сообществ, воспитывающих ребёнка с ОВЗ. Анализ результатов исследования позволил собрать, проанализировать и интерпретировать результаты изучения опыта использования клубной работы в процессе социально-педагогического сопровождения семей ребёнка с ОВЗ и потребностями в России и за рубежом. В разных странах накоплен опыт помощи семьям, воспитывающим особого ребёнка, что позволило нам установить положительные стороны и недостатки организации сопровождения таких семей в рамках организации клубной работы. В современной практике клубное формирование определяется как добровольное объединение людей, основанное на общих интересах, запросах и потребностях в занятиях любительским творчеством, основанное на единстве стремления людей к овладению полезными навыками в области культуры быта, общения, здорового образа жизни. В зарубежных странах данные формы работы с

родителями широко применяются в дошкольных и школьных образовательных организациях. «Один из наиболее распространённых видов клубной работы по взаимодействию с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОВЗ «Новостной Дайджест», который был специально разработан для удовлетворения информационных потребностей родителей» [3, С. 68]. Когда в семье появляется особый ребенок, родитель чувствует себя изолированным, одиноким и не знает с чего начать поиск информации, нуждается в понимании и поддержки. Данный вид помощи очень полезен для специалистов, которые работают с семьями, имеющими ребёнка с инвалидностью, помогая им понять, как ребенок с ОВЗ может повлиять на семью и предоставить им готовый ресурс. Здесь родители могут общаться друг с другом, со специалистами, могут найти эмоционально-психологическую поддержку, доступ к информации и услугам о раннем вмешательстве, специальном образовании, о поддержке и сопровождении семей. «Новостной Дайджест» организован в виде клубной формы работы с родителями. В Финляндии клубные виды работы направлены на устранение социальных препятствий, реабилитацию и развитие социально-педагогических услуг. Главная цель заключается в том, чтобы общие услуги были подходящими и доступные для всех. В семейных клубах оказывают помощь и поддержку семьям, воспитывающим детей-инвалидов. В Финляндии есть коммуны, которые заключают договор с родственником инвалида для оказания услуг по уходу. Специалисты семейных клубов совершенствуют социально-педагогические технологии в соответствии с уровнем развития общества. Здесь каждая услуга разрабатывается для каждого конкретного клиента, что ведет к повышению социально-педагогического уровня населения. В США действуют семейные клубы разной целевой направленности, оказывающие помощь и поддержку семьям, воспитывающим ребенка-инвалида. Основная задача клубов наладить взаимоотношения в семье, научиться общаться с ребёнком-инвалидом, содействовать ему в обучении и воспитании с самого раннего детства. Также большое внимание уделяется общению и обмену опытом по воспитанию особых детей. Работа клуба направлена к обществу. Специалисты клуба, работающие с семьей должны уважать религию, этнический состав семьи, интересы, индивидуальность всех членов семьи. «Ещё одной отличительной особенностью клубной работы в США являются ежегодные выезды в лагеря для летнего отдыха («Camp Loyaltown»). Такие лагеря получили большое распространение во многих зарубежных странах» [12, С. 5]. Подобные клубы функционируют и во Франции, цель которых заключается в помощи и организации повседневной жизни, интеграции в общество, реализации социально-педагогической направленности. Изучив опыт зарубежных стран в области организации клубной работы с семьями ребёнка с ОВЗ, можно с уверенностью сказать, что клубные формы работы пользуются большой популярностью за рубежом. Их объединяет равенство, доступность, открытость. Данные объединения обращаются за помощью к народу, не закрываются от общества, взаимоотношения среди участников клуба строятся на доверии, уважении и взаимопомощи. В России клубные формы работы с родителями являются более новым направлением взаимодействия с семьей. Клуб в нашей стране является совокупностью социально-педагогической, досуговой, спортивной, оздоровительной, информационной, просветительской, творческой, трудовой видов деятельности. Их деятельность направлена на социализацию, адаптацию, повышение активности и ответственности, коррекцию поведения, оказание помощи и поддержки, профилактическую и реабилитационную работу с детьми-инвалидами и их семьями, с семьями, оказавшимися в социально тяжёлом положении и трудной жизненной ситуации. Циклическое построение занятий в клубе объединяются одной общей темой, но каждая встреча представляет собой самостоятельное занятие. Здесь важно создать условия доступной среды. К условиям эффективности клубной деятельности относятся изучение и выявление возможностей организации клубной деятельности, стимулирование активности, самоорганизации, самостоятельности. Деятельность клубов в нашей стране направлена на организацию общения между детьми и их родителями, с окружающими людьми, со специалистами, на социализацию детей и их родителей, их реабилитацию и профилактику негативных социальных явлений. Важную роль в клубной работе играют специалисты: социальные педагоги, психологи, дефектологи, медицинский работник. Исследуя современную ситуацию можно выделить несколько видов клубов с точки зрения их организации. Можно выделить самоорганизованные клубы, созданные по инициативе участников, организованные специалистами для достижения поставленных целей. В клубы вовлекают всех членов семьи и ближайшее окружение ребёнка для организации помощи средствами социализации. Здесь у родителей появляется возможность проявить себя как личность, родитель, наставник ребенка. Родители в клубе делятся воспитательными находками; находят новые знакомства и интересное общение; помогают друг другу в решении повседневных вопросов; приобретают новый позитивный опыт семейных отношений. Специалисты проводят социально-психолого-педагогическую работу с семьями ребёнка с ОВЗ; организуют совместный культурно-развлекательный досуг; оказывают помощь молодым родителям в адаптации к семейной жизни; пропагандируют здоровый образ жизни. Содержание деятельности клубной работы включает организационный, основной и завершающий этапы. На первом этапе разрабатывают и утверждают Положение о клубе; проводят диагностику, выявляют семейные проблемы; планируют работу клуба; оформляют документы по сотрудничеству с социальными партнерами; проводят рекламу клуба; закупают оборудования, программно-методический материал. На следующем этапе осуществляют организацию деятельности клуба, проводят тренинги, занятия по повышению социально-педагогической компетентности, спортивные и развлекательные мероприятия, тематические встречи со специалистами, индивидуальные и групповые консультации. На заключительном этапе проводят итоговые мониторинги результатов работы по каждой семье, анализ эффективности работы клуба, планирование направлений дальнейшей работы, проведение итоговой диагностики специалистов [1, С. 13]. Клубная работа помогает семьям повысить уверенность в решении вопросов, связанных с обучением и воспитанием ребёнка, преодолеть изолированность семей, глубже осознать родительскую роль. В клубе дети с ограниченными возможностями и родители овладевают способами конструктивного общения друг с другом, адекватными способами реагирования в конфликтных ситуациях, приобретают позитивный совместный опыт досуга и взаимоотношений. Боле подробно описана деятельность клубов в таблице 1.

Таблица 1

Клуб Цель Формы работы Деятельность клуба Предполагаемые результаты

«Родительский клуб» (Лебедева Н.В.), МБОУ ДО ДДТ, г. Ильиногорск, 2020. Повышение педагогической компетентности родителей. Родительские собрания; консультации; беседы; диспуты; проекты; круглый стол. Психологическая и коррекционная помощь семьям в вопросах обучения и развития детей; создание безопасной среды, взаимного доверия, повышение правовой компетентности родителей. Доверительные отношения, взаимное признание ответственности, формирование эмоциональной стабильности, устойчивости к трудностям.

Семейный клуб «Поможем друг другу» (Ярочкина О.А.), МДОАУ д/с "Белочка", Ханты-Мансийский АО, 2017. Оказание психолого-педагогической, консультативной помощи семьям ребёнка с ОВЗ. Игротерапия, арт-терапия, песочная терапия. В деятельность клуба входит ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка; индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ; повышение роли семьи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ; индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ. Возрастание доверия между родителями и образовательным учреждением, взаимодействие, формирование эмоциональной стабильности у детей, учебных навыков, устойчивости к трудностям.

Родительский клуб «Шаг навстречу», (Пластинина Е.В.), г. Когалым, 2016. Повышение психолого- педагогической компетенции родителей детей с ОВЗ. Мини-лекция, притча, дискуссия, психологические упражнения, тренинги, практические занятия, практикумы, фотовыставки. Позитивное восприятие личности ребенка с ОВЗ; знакомство с методами и приемами взаимодействия с детьми и специалистами, участие в клубной работе; расширение контактов с социумом, общение родителей со схожими проблемами. Позитивное восприятие родителями личности ребёнка и ОВЗ; родители овладели современными приемами, эффективными методами взаимодействия с ребенком с ОВЗ; сформирована мотивация по взаимодействие со специалистами.

«Клуб родителей особых детей» (Пукач М., Гогина Е., Бельтюкова), г. Москва, 2017. Выявление проблем, формирование позитивного взаимоотношения. Арт-терапия, музыкотерапия, рукоделие, кинолектории, лаборатории, лекции, семинары. Использование техники лабораторий простых решений, занятия по изобразительной, музыкальной и трудовой деятельности, чтения книг, просмотров фильмов, проективные методики. Желаемая модель поведения родителей; наличие навыков позитивного общения в коллективе; повышение устойчивости, улучшение самочувствия; выявлены основные проблемы участников клуба.

Клуб «Семейный факультатив» (Ким Л.В.), КГБУСО «Артёмовский СРЦН», Приморский край, 2017 г. Повышение родительской компетентности. Обучающие, игровые, сенсорные занятия, мастер-классы, сеансы релаксации, встречи со специалистами. Поддержка безопасности, безоценочного восприятия отношений; психолого -педагогическое просвещение, привлечение родителей к сотрудничеству, формирование единых подходов к воспитанию и обучению ребёнка. Получение помощи особым детям и их родителям; более глубокое осознание проблем, устранение препятствий, мешающих успешному социальному развитию, обучению, адаптации, интеграции особого ребёнка в общество.

Клуб для семей с детьми-инвалидами «Вера» (Байбиков З.Х.), г. Великий Устюг, 2008 г. Формирование благоприятного микроклимата в семье, адекватного восприятия ребенка. Экскурсии, поездки, походы, посещение праздников, спектаклей, театрализованных игр. Направления: обучение расширение опыта, действие (самореализация). Участие семей в социальных отношениях, развитие личностных качеств, формирование конструктивных форм общения. Увеличение участников клуба; освоение программы «Семь-Я»; уважение к ребенку, нормализация межличностного общения; консультации специалистов; коррекционно-развивающие занятия; экскурсии; праздники; спектакли.

Выводы. Обобщив опыт клубных форм работы в России, мы выявили, что цели создания клубов очень схожи и направлены на повышение родительской компетентности и помощи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями. Формы работы в данном направлении разнообразны, особо популярны игровые занятия, лекции, семинары, атр-терапия. Интересный опыт походов и путешествий в семейном клубе «Вера», где участники получают экологические знания, знакомятся с природой, оздоровляются. Деятельность клубов направлена на формирование взаимоотношений между ребёнком и родителем, между семьёй и специалистами, а также на развитие всех участников клуба, на социализацию в общество. Особо интересные технологии использует Московский клуб родителей особых детей, разработавший лабораторию простых решений, инновационные проективные методики. По результатам деятельности клубной работы, мы видим, что у семей возрастают доверительные отношения со специалистами, с окружающими людьми, улучшаются взаимоотношения с собственным ребенком и с другими членами семьи.

Изучив зарубежный и российский опыт организации клубной работы с семьями, воспитывающими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, мы выявили условия продуктивной клубной работы: профессионализм и заинтересованность специалистов, единство целей работы специалистов, достаточное наличие оборудования и учебно-методической базы; заинтересованность семей ребёнка с ОВЗ. Взаимодействие с родителями в условиях клубной работы может стать эффективным средством в решении семейных проблем, формировании осознанного родительства. Клубная

работа помогает решить личностные проблемы, преодолеть трудности, возникшие с появлением ребенка с ограниченными возможностями. Современные формы работы с родителями ребёнка с ОВЗ прочно входят в нашу жизнь, позволяя находить новые наиболее доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, осуществляющееся в рамках клубной работы, стимулирует интерес, инициативность, позволяет более подробно разобраться во всех тонкостях общения с ребенком, чтобы в итоге это общение стало продуктивным и повело за собой развитие.

Литература:

1. Белевцева, Е.В. Клубные формы работы как залог успешной социализации семей с детьми / Е.В. Белевцева. - Тула: ГУ ТО «Региональный центр «Развитие», 2017. - С. 80

2. Горшунова, М.В. Организация клубной деятельности в учреждениях социального обслуживания несовершеннолетних и их семей / М.В. Горшунова. - Казань: «Офсет-Сервис», 2011. - С. 118

3. Гриньерг, Д. Дайджест социальных экспериментов / Д. Гриньерг, М. Шредер // США: Пресса Городского института. - 2004. - С. 10

4. Егорычева, С.Л. Лучшие практики поддержки родителей: семейный клуб для неблагополучных семей / С.Л. Егорычева. - М., 2012. - С. 196

5. Прохорова, О.Г. Решение актуальных вопросов детско-родительских отношений в учреждениях социальной защиты населения / О.Г. Прохорова. - М.: ИПК ДСЗН. - 2010. - С. 51

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» от 09.04.2015 № 607-р. - М., 2015. - 1 с.

7. Рыбакова, В.П. Опыт работы клуба по повышению семейной и родительской компетенции в комплексном центре социального обслуживания населения / В.П. Рыбакова // Социальное обслуживание. - 2016. - № 11. - С. 79-84.

8. Рябков, В.М. Историография теоретико-методологических основ определения эффективности социально-культурной деятельности второй половины XX века / В.М. Рябков // ВЕСТНИК Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2008. - № 3(15). - С. 85-101.

9. Семейный клуб: опыт учреждений социального обслуживания населения Санкт-Петербурга / [В.А. Барабохина и др.]; под ред. В.А. Барабохиной. - СПб.: СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2013. - 192 с.

10. Тюрина, Э.И. Технологии социокультурной работы с семьей: учебное пособие / Э.И. Тюрина. - Санкт-Петербург. -2012. - 208 с.

11. Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 01.06.2012 № 761. - М., 2012. - 51 с.

12. Фейзопуло, К.М. Отношение к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: педагогическая реабилитационная помощь в США и Франции / К.М. Фейзопуло // [Электронный журнал]: практика социальной работы. - Париж. - 2017. - С. 12

13. Худенко, Е.Д. Клубная работа с детьми и подростками как условие их эффективной социализации / Е.Д. Худенко, И.В. Кальянов, И.И. Поташова. - М. - 2009. - 163 с.

Педагогика

УДК 37.032

кандидат педагогических наук, доцент Лобашова Арина Александровна

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск); доктор педагогических наук, профессор Попова Александра Фёдоровна Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск); кандидат биологических наук, доцент Мосеева Людмила Ивановна

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА В ВУЗЕ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Будущее любой страны с позиций конкурентности и «успеха нации» связано с дидактическими основами формирования личности. Это обуславливает интерес исследователей к данной проблематике. Статья посвящена дидактическим основам формирования личности спортивного менеджера в вузе физической культуры. Прежде всего, это аппарат, методические следствия, философия спортивного менеджмента, оценка эффективности, проблемно-ориентированный анализ, образование личности спортивного менеджера в вузе физической культуры. Бизнес-образование при этом рассматривается в органической связи с культуростроительным менеджментом физкультурно-спортивной организации. С позиций методологического анализа обоснована поведенческая оценка личности спортивного менеджера. Дан обзор перспективных направлений формирования личностных качеств будущих спортивных менеджеров, обучающихся в вузе физической культуры. Особое внимание уделено разработке дидактических критериев отбора и построения модульных программ личностного формирования.

Ключевые слова: спортивный менеджмент, личностное развитие, дидактические основы, вуз физической культуры, учебно-познавательная деятельность.

Annotation. The future of any country from the standpoint of competitiveness and the "success of the nation" is connected with the didactic foundations of personality formation. This determines the interest of researchers in this problem. The article is devoted to the didactic foundations of the formation of the personality of a sports manager in a university of physical culture. First of all, these are the apparatus, methodological consequences, philosophy of sports management, efficiency assessment, problem-oriented analysis, education of the personality of a sports manager at a university of physical culture. At the same time, business education is considered in organic connection with the culture-building management of a physical culture and sports organization. From the standpoint of methodological analysis, the behavioral assessment of the personality of a sports manager is substantiated. The review of perspective directions of formation of personal qualities of future sports managers studying at the university of physical culture is given. Special attention is paid to the development of didactic criteria for the selection and construction of modular programs of personal formation.

Key words: sports management, personal development, didactic foundations, university of physical culture, educational and cognitive activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.