УДК 377.44
Шкурко Н.М.,
кандидат психологических наук, консультант Московского института государственного управления и права
Козьяков Р.В.,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, общей и клинической психологии Российского государственного социального университета
Поташова И.И.,
преподаватель Института государственного администрирования
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ
Статья посвящена исследованию проблем дополнительной профессионального образования педагогов в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Авторы выявили потенциал системы дополнительного образования, изучили процесс повышения квалификации педагогических кадров с точки зрения компетент-ностного подхода, описали педагогические условия, позволяющие эффективно осуществить дополнительную профессиональную подготовку педагогических кадров по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья младшего возраста в условиях инклюзии.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, компетент-ностный подход, профессиональная компетентность, дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
Shkurko N.,
PhD in Psychology, Consultant of the Moscow Institute of Public Administration and Law
Koz'yakov R.,
PhD in Psychology, Associate Professor of Chair of Social, General and Clinical Psychology of the Russian State Social
University
Potashova I.,
Lecturer of the Institute of Public Administration
THE PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION IMPLEMENTATION OF THE TEACHING STAFF ON PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF TRAINEES IN THE INCLUSION CONDITIONS
This article is focused the issues of continuing professional education of educators in matter of work with the children with disabilities in health. The article authors have indentified the continuing education system capability, studied the process of teaching staff professional development from the perspective of a competence approach, defined the pedagogical conditions, allowing to effectively implement the continuing professional training of the teaching staff on psycho-pedagogical support of the young age's trainees with disabilities in health in the inclusion conditions.
Keywords: continuing professional education, children with disabilities in health, competence approach, professional competence, additional training program of professional improvement
1. Введение.
В настоящее время одним из ключевых приоритетов национальной политики в области образования остается обеспечение доступности и качества обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) с учетом их психофизических возможностей и особых образовательных потребностей [1, 6, 13, 14, 16 17]. В целом, благодаря достаточно динамичным процессам создания и внедрения подзаконных правовых нормативных актов, имеются все необходимые предпосылки для обеспечения правового механизма реализации основных положений закона Российской Федерации от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) [3]. Как показывает анализ опыта внедрения инклюзивных практик, во многих регионах Российской Федерации уже удалось достичь определенных положительных результатов по обеспечению условий для осуществления права каждого ребенка на образование без дискриминации по состоянию здоровья, в том числе, в части организации специальных условий для обучения детей с ОВЗ [4, 5, 7, 9, 12, 15]. В соответствии с российским законодательством специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ - это условия: 1) применение адаптированных программ, методов воспитания и обучения; 2) использование особых учебных пособий, учебников; 3) использование особенных технических средств коллективного и индивидуального обучения; 4) обеспечение услуг помощника (ассистента), обеспечивающего требуемую техническую помощь обучающимся; 5) организация индивидуальных и групповых коррекционных занятий; 6) организация специальной доступной среды в организации; 7) обеспечение других условий, к числу которых может относится обучение группах (классах) малой наполняемости.
С 1 сентября 2016 года вступили в силу ФГОСы образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые включают в ФГОСы специальные требования, учитывающие необходимость введения в образовательное пространство неоднородной по своему составу категории обучающихся лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Они предусматривают особенности обеспечения образования обучающихся с ОВЗ с учетом требований к организации пространства, временного режима обучения, рабочего места, техническим средствам обучения, а также с учетом организации комплексного психолого-педагогического сопровождения, отвечающего их особым образовательным потребностям.
Такая полномасштабная работа по созданию условий для обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях требует решения задач кадрового обеспечения, повышения квалификации и переподготовки педагогов, специалистов (педаго-
гов-психологов, социальных педагогов), работающих с данной категорией обучающихся, а также влечет за собой необходимость целенаправленной разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования в области организации специальных условий и обеспечения качественного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ [2, 8, 10, 11].
Если основной задачей высшего и среднего профессионального образования является формирование профессиональных компетенций будущего специалиста, то дополнительное профессиональное образование является базисом для организации оперативных, тактических шагов в вопросах совершенствования и формирования востребованных компетенций, которые обуславливаются социальным запросом общества. В современных нормативно-правовых условиях это повышает творческую самореализацию любого специалиста и делает его конкурентоспособным на рынке труда.
Законом установлено, что основной целью дополнительного профессионального образования является обеспечение соответствия квалификации педагогических работников меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [3]. Учитывая то, что, начиная с 1 сентября 2016 года в любую образовательную организацию может поступить ребенок с ОВЗ, можно с уверенностью сказать, что ресурсы дополнительного профессиональное образования становятся актуальными и востребованными. И именно программы повышения квалификации позволят восполнить пробел в системе качественной профессиональной информированности специалистов о коррекционно-развивающих методах, формах и средствах сопровождения обучающихся с ОВЗ, организацией способов их освоения и применения.
Основу дополнительного профессионального образования составляет практико-ориентированный подход, связанный с активной деятельностью слушателей по освоению ими предлагаемых технологий, приобретению компетентности в действиях на основе собственной активности и опыта. Среди других принципиально значимых положений, определяющих потенциал дополнительного профессионального образования, можно выделить следующие:
разработка содержания программы повышения квалификации с учетом актуального запроса образовательной организации;
ориентация программ на развитие самостоятельной познавательной деятельности обучаемых, курируемой ведущими преподавателями, консультантами, координаторами;
оперативный и итоговый контроль за качеством усвоения учебных материалов в виде тестов, программированных заданий, творческих разработок и т.п.
2. Методика.
В данной статье представлена дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих инклюзивные практики «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья» (далее - Программа). В программы положены следующие принципы:
• гуманистический - создание максимально благоприятных условий для овладения слушателями знаний, соответствующих данной предметной области, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных качеств;
• деятельности - не восприятие обучающимся готового знания, а стимулирование деятельности, направленной на «открытие» слушателем нового знания;
• релевантности - обеспечение результатов образования запросам слушателей: специально-предметным, психолого-педагогическим, коммуникативным, социально-педагогическим и др.;
• дифференциации - построение программ, в которых учитываются особенности профессиональной деятельности, приоритеты, должностные обязанности, начальный уровень подготовки слушателей;
• конкретности и адекватности - максимальный учет специфики образовательных организаций.
Ранее в своих исследованиях мы выявили, что содержание профессиональной компетентности специалиста, работающего с детьми инвалидами и лицами включает: мотивационные, личностные, когнитивные, деятельностью компоненты.
В также были определены показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности педагогических работников в сфере работы с детьми с ОВЗ:
Исследовательская работа проводилась на базе ведущих вузов Москвы. Исследованием было ох-
вачено 240 слушателей описываемой дополнительной профессиональной программы. Нами были определены состав экспериментальной и контрольной групп, а также критерии, показатели и характеристика уровней сформированности профессиональной компетентности работников в сфере работы с детьми с ОВЗ. Также были подобраны методики для изучения сформированности профессиональной компетентности указанных специалистов.
3. Результаты
На констатирующем этапе было произведено исследование слушателей контрольной и экспериментальной групп. Результаты которого представлены на таблице 1.
Результаты, представленные в таблице можно прокомментировать следующим образом. На начальном этапе в контрольной группе 32,75 % показали высокий уровень профессиональной компетентности, и 29,18 в экспериментальной. Средний уровень профессиональной компетентности в 23,13 % контрольной и 28,10% в экспериментальной группе. Низкий уровень 44,12 % в контрольной и 42,72 % в экспериментальной. Все выше перечисленное позволяет высказать, что средний уровень профессиональной
Формирующий этап экспериментальной работы включал в себя реализацию разработанной Программы формирования профессиональной компетентности специалистов в сфере работы с детьми с ОВЗ в процессе дополнительного профессионального образования.
Целью программы, является формирование и совершенствование профессиональных компетенций работников образовательных организаций в области создания специальных условий и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных организациях. Достижение данной цели возможно через формирование у слушателей:
Таблица 1
Уровень Контрольная группа(%) Экспериментальная группа (%)
Констатирующий этап исследования
Высокий 32,75 29,18
Средний 23,13 28,10
Низкий 44,12 42,72
Средний уровень
Контрольный этап исследования
Высокий 35,53 52,9
Средний 24,12 29,42
Низкий 40,35 17,68
Профессиональная компетентность на начальном этапе (контрольная и экспериментальная группы)
1) знаний условий эффективного обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также средств методического и технического обеспечения, основных психофизических особенностей, возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ различных категорий с целью проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
2) умений организовать коррекционно-разви-вающую образовательную среду, осуществить выбор и использование методических и технических средств, осуществлять коррекционно-педагогическую деятельности в организациях образования; организовывать и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ; разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с требованиями ЦПМПК, а также в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О у/о к содержанию общего образования и его результатам.
Программа рассчитана на 72 часа, из которых базовая часть учебно-тематического плана программы составляет 12 часов, запланированных для формирования у слушателей мотивационной и когнитивной составляющих профессиональной компетенции в сфере работы с детьми с ОВЗ.
30 часов учебно-тематического плана распределены на изучение (в том числе, практическое) общих и специфических особенностей обучающихся с ОВЗ различных нозологий, наиболее часто встречающихся в инклюзивном пространстве образовательных организаций.
24 часа программы отведены для изучения и практического внедрения на рабочих местах результатов обсуждения таких вопросов организации специальных условий обучения лиц с ОВЗ, как содержательные и технологические особенности проектирования адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) обучения лиц с ОВЗ в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования для лиц интеллектуальными нарушениями.
Планируемые результаты Программы сформулированы в соответствии с современными профессиональными требованиями к педагогическому работнику, которые отражены, в том числе, в профессиональном стандарте утвержденные приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н.
Темы Программы распределены по следующим модулям: 1) «Обеспечение права лиц с ОВЗ, инвалидностью на образование: международное и российское законодательство»; 2) «Основы специальной психологии и специальной педагогики в контексте инклюзивного образования»; 3) «Вопросы организации специальных условий обучения лиц с ОВЗ, инвалидностью различных категорий».
Авторами была разработана отдельная система параметрических показателей, отслеживающих уровень воспитанности и социализации обучающихся с ОВЗ. Именно такой подход позволит формировать у специалистов практические умения, навыки отбора методов и приемов обучения и развития детей с ОВЗ.
Наиболее важными показателями индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ младшего школьного возраста является динамика его интеллектуального развития и динамика процесса социализации. Все это рассматривается с учетом проведенных мониторин-гов: сформированности общеучебных знаний, выявляющий качество предметных знаний обучающихся, а также уровня развития их познавательных способностей и мониторинга сформированности базовых умений и навыков, выявляющий умение использовать свои знания в учебной и практической деятельности.
Также важным условием является преимущественное применение активных и интерактивных инновационных методов обучения в процессе курсов повышения квалификации, к которым относятся тренинги, деловые игры, практико-ориентированные семинары, проектная деятельность, работа в малых группах и др.с активными методами обучения. В процессе проведенного исследования (его экспериментального этапа) с целью эффективного формирования и совершенствования у слушателей требуемых профессиональных компетенций в области работы с детьми с ОВЗ необходимо создание творческой атмосферы, что способствует развитию способности нестандартного мышления, познавательной деятельности, «вкуса» к поисковой работе, готовности к восприятию нового. Адекватное применение активных методов обучения и воспитания в процессе дополнительной профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ОВЗ, по нашему мнению, является необходимым условием творческого отношения слушателей к обучению и воспитанию этой очень «непростой» категории обучающихся.
Ещё одно педагогическое условие состоит в осуществлении контроля и коррекции описываемого процесса дополнительного профессионального образования. Оценочные материалы представлены в виде промежуточного контроля (практические работы) и итогового контроля: тестирование (оценка когнитивной составляющей формируемых и совершенствуемых компетенций слушателей), и защита групповых проектов по темам: «Программа психолого-педагогического сопровождения обучающегося ОВЗ», «Менеджмент образования лиц с ОВЗ», «Проектирование рабочих программ», «Проектирование адаптированных основных общеобразовательных программ», «Коррекционно-развивающая направленность внеурочной деятельности и дополнительного образования лиц с ОВЗ», позволяющая оценить деятельностную составляющую достижения планируемых результатов Программы.
Таблица 2
Изменение профессиональной компетентности слушателей
Группа Па Па по К ср
Высокий Средний Низкий
ЭГ 23,72% 2,32 -26,04% 0,5
КГ 2,78 0 -2,78 0,06
Средний показатель Коэффициент эффективности Кэ+
Начальный Заключительный Начальный Заключительный 1,2
1,89 1,95 1,87 2,36
С целью определения эффективности Программы разработана система категориальных показателей мониторинга качества образовательных услуг, включающего в себя мониторинг уровня сформиро-ванности универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ, причем акцент сделан как на показатели развития профессиональных компетенций педагогических работников в контексте моделирования адаптированных рабочих программ с учетом нарушений развития обучающихся с ОВЗ различных категорий, так и на показателях обученности и воспитанности данного контингента школьников.
На заключительном этапе эксперимента был организован контрольный срез уровня формирования профессиональной компетентности лиц по работе с детьми с ОВЗ (см. данные в табл. 2).
4. Обсуждение
Сравнение различий между результатами, полученными в обеих группах слушателей (контрольной и экспериментальной), характеризует положительная тенденция увеличения уровня сформиро-ванности профессиональной компетентности лиц по работе с детьми с ОВЗ в экспериментальной группе по каждому из представленных выше компонентов.
Необходимо заметить, что поскольку специфика профессиональной деятельности специалистов в сфере работы с детьми с ОВЗ предполагает комплекс-
ную работу, объединяющую усилия педагогов и специалистов службы психолого-педагогического и социального сопровождения образовательной организации, содержание представленной Программы дает возможность дифференцировать обучение для разных категорий специалистов, работающих с детьми с ОВЗ: воспитателей, учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и др. Это позволит указанным специалистам наиболее эффективно развивать и корригировать процессы формирования познавательных навыков и личностного развития детей с ОВЗ контексте формирования основ психического здоровья, социальной реабилитации и их интеграции в социум.
5. Заключение
Описанное исследование, направленное на оказание помощи специалистам системы дополнительного профессионального образования в повышении эффективности деятельности по формированию профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере работы с детьми с ОВЗ, и подробно описывающее алгоритм этого процесса, не претендует на окончательность выводов. Оно может найти свое продолжение как в направлении поиска инновационных технологий обучения, повышающих эффективность процесса дополнительного профессионального образования, так в направлении разработки мониторинга качества образовательных результатов.
Список литературы
1. БикбулатоваА.А., ПетроваЕ.А., КозьяковР.В.Трудоустройство инвалидов: мировой опыт и современное состояние // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2016. Т. 15. № 4 (137). С. 6-13.
2. Вовненко К. Б., Кремнева С.Н., Поташова И. И., Сопачева Т. А. Интеграция общего и профессионального образования как условие эффективного формирования профессиональных компетенций у молодых людей с инвалидностью // Вовненко К. Б., Кремнева С.Н., Поташова И. И., Сопачева Т. А. / Среднее профессиональное образование. 2016. №2. С.36-42.
3. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2013 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
4. Козьяков Р.В. Психология и педагогика. М: Директ-Медиа, 2013. 358 с.
5. Козьяков Р.В. Методы и методики диагностики акцентуаций характера. М.: Директ-Медиа, 2013. 250 с.
6. Козьяков Р.В. Методика формирования социальной активности учащихся. М.: Директ-Медиа, 75 с.
7. Козьяков Р.В. Введение в патопсихологию. М.: ООО «Директ-Медиа Паблишинг», 2016. 254 с.
8. Лещенко С.Г., Крошко И.А. Нарушения письменной речи у младших школьников 8-9 лет / Культурно-оздоровительные услуги в учреждениях образования и досуга: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей
и материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 75-78.
9. Орлова Е.А., Козьяков Р.В., Козьякова Н.С. Патопсихология. М: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство ЮРАЙТ» (Москва), 2012. 235 с.
10. Поташова И.И. Дополнительная профессиональная подготовка специалистов социального профиля к работе с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Поташова Ирина Иннокентьевна. Москва, 2013. 185 с.
11. ПетроваЕ.А., СагаловМ.В., АристоваЮ.В. Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни: литературноимиджелогический подход // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2016. Т. 15. № 5 (138). С. 86-95.
12. Петрова Е.А., Козьяков Р.В.,Лещенко С.Г. Коррекция дислексии у детей младшего школьного возраста: коллективная монография. Москва-Берлин, 2017. 104 с.
13. Петрова Е.А., Козьяков Р.В., Поташова И.И. Современные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Воспитание и обучение детей младшего возраста. Сборник материалов. 2016. С. 822-825.
14. Петрова Е.А., Пчелинова В.В., Козьяков Р.В. Специфика профессионального консультирования учащихся в инклюзивной общеобразовательной среде // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2016. Т. 15. № 4 (137). С. 22-33.
15. Петрова Е.А., Шкурко Н.М., Козьяков Р.В. Социально-педагогические приемы снижения агрессивности младших школьников // Вестник Академии права и управления. 2016. № 42. С. 147-153.
16. Koz'yakov R., Fomina S., Rybakova A., SizikovaV., Petrova E. Educating social-profile specialists for working with a family of a child with health limitations: competence approach // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2015. Vol. 6. № 1. P. 1852-1861.
17. Petrova E., Potashova I., Kozyakov R. Modern technologies of working with families of children with disabilities// Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. № 233. С. 231-235.
Reference list
1. Bikbulatova A, Petrova E., Koz'yakovR. Employment of disabled persons: international experience and current state // Scientific Notes of the Russian State Social University. 2016. Vol. 15. № 4 (137). P. 6-13.
2. Vovnenko K., Kremneva S., Potashova I., Sopacheva T. Integration of the general and professional education as a condition for the effective formation of professional competence of the young people with disabilities // Vovnenko K., Kremneva S., Potashova I., Sopacheva T. / Secondary Professional Education. 2016. № 2. P. 36-42.
3. The Law of the Russian Federation of 29th of December, 2013 № 273-FL "On education in Russian Federation".
4. Koz'yakovR. Psychology and Pedagogy. M: Direct-Media, 2013. 358 p.
5. Koz'yakovR. Methods and techniques of character accentuations diagnostics. M.: Direct-Media, 2013. 250 p.
6. Koz'yakovR. Methods of social activity formation of students. Moscow: Direct- Media, 75 p.
7. Koz'yakov R. The introduction to abnormal psychology. M.: LLC "Direct-Media Publishing", 2016. 254 p.
8. Leshchenko S., Kroshko I. The violations of written speech in the primary school children 8-9 years old / Cultural and recreational services in educational institutions and leisure: Experience, issues, prospects: Collection of scientific articles and proceedings of all-Russian scientific-practical conference. 2011. P. 75-78.
9. Orlova E., Koz'yakov R., Koz'yakova N. Psychopathology. M: Limited Liability Company "Izdatel'stvo YURAYT" (Moscow), 2012. 235 p.
10. Potashova I. The continuing professional training of social profile specialists to work with families, having the children with disabilities in health: Thesis of PhD in Pedagogy: 13.00.08 / Potashova Irina Innokent'yevna. Moscow, 2013. 185 p.
11. Petrova E., SagalovM., Aristova Yu. The formation of ideas of the preschool children about healthy lifestyle: Literal -image approach // Scientific notes of the Russian State Social University. 2016. Vol. 15. № 5 (138). P. 86-95.
12. Petrova E., Koz'yakov R., Leshchenko S. Correction of dyslexia in the children of young school age: Monograph. Moscow-Berlin, 2017. 104 p.
13. Petrova E., Koz'yakovR., Potashova I. Modern technologies of work with families, having the children with disabilities in health // In book: Education and training of young children. The collection of materials. 2016. P. 822-825.
14. Petrova E., Pchelinova V., Koz'yakovR. The specificity of professional counseling of pupils in the inclusive educational environment // Scientific notes of the Russian State Social University. 2016. Vol. 15. Vol. 4 (137). P. 22-33.
15. Petrova E., Shkurko N., Koz'yakovR. Socio-pedagogical methods of reducing aggression of younger schoolchildren // Bulletin of Academy of Law and Management. 2016. № 42. P. 147-153.
16. Koz'yakov R., Fomina S., Rybakova A., SizikovaV., Petrova E. Educating social-profile specialists for working with a family of a child with health limitations: competence approach // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2015. Vol. 6. № 1. P. 1852-1861.
17. Petrova E., Potashova I.., Kozy'akov R. Modern technologies of working with families of children with disabilities// Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. № 233. С. 231-235.