Научная статья на тему 'Подготовка будущих педагогов-психологов к деятельности в условиях инклюзивного образования'

Подготовка будущих педагогов-психологов к деятельности в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ДЕТИ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / READINESS / CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL PROBLEMS / INCLUSIVE EDUCATION / EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST / PROFESSIONAL TRAINING / PSYCHOLOGICAL PREPARATION / PROGRAM OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гамаюнова Антонина Николаевна, Парватова Татьяна Михайловна

В данной статье рассматривается проблема подготовки педагогов-психологов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлено обоснование проблемы подготовки будущих педагогических кадров к деятельности в условиях инклюзивного образования, структурное содержание понятия «подготовка педагогов-психологов к деятельности в условиях инклюзивного образования». В работе отражены результаты экспериментального исследования уровня подготовленности будущих педагогов-психологов к сопровождению детей с проблемами в развитии в инклюзивной практике, раскрыто содержание программы дополнительного образования, направленной на подготовку специалистов к коррекционно-педагогической деятельности в инклюзивном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гамаюнова Антонина Николаевна, Парватова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF FUTURE PSYCHOLOGY TEACHERS FOR ACTIVITIES IN AN INCLUSIVE EDUCATION

This article deals with the problem of training educational psychologists to work with children with disabilities. The substantiation of the problem of preparing future teachers for activities in the context of inclusive education, the structural content of the concept of “training teachers of psychologists for activities in the conditions of inclusive education”. The paper reflects the results of an experimental study of the level of preparedness of future teachers-psychologists to accompany children with developmental problems in inclusive practice, the content of the program of additional education, aimed at preparing specialists for correctional-pedagogical activity in inclusive education, is disclosed.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих педагогов-психологов к деятельности в условиях инклюзивного образования»

3. Бордовский, Г.А. Основные закономерности, принципы и тенденции развития высшего профессионального педагогического образования // Непрерывное педагогическое образование. Вып. XVI: Коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С. 13-15.

4. Вербицкий, А.А Педагогические технологии контекстного обучения: науч.-метод. пособие. Вып. 1. М., 2010. - 204 с.

5. Возгова З.В.Деятельный подход к моделированию региональной системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников: дис ..доктора пед. наук. - М. 2014. - 388 с.

6. Гальченко Н.А.Интегративные процессы как фактор повышения качества общего образования средней школы: дис..кан.пед.наук. - М., 2013 - 198 с.

7. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация. Учеб пособие для студентов высших пед учеб.заведений. — М: Издательский центр «Академия»., 2001 - 192 с.

8. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - Балашов, 2005.

9. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб.пособие. - 4-е изд., стер. М.:Академия, 2008. -176 с.

10. Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. - Минск: Современное слово, 2005. - 720 с.

11. Шадриков, В.Д. Способности человека. - Москва; Воронеж, 1997. 288 с.

12. Хайруллина Л.И., Зиннатуллина Г.Н. Интегративные технологии обучения: преимущества модульной технологии в преподавании учебных дисциплин в вузе. // Вестник Казанского технологического университета, 2013 - С. 326-330

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Гамаюнова Антонина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант факультета психологии и дефектологии Парватова Татьяна Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема подготовки педагогов-психологов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлено обоснование проблемы подготовки будущих педагогических кадров к деятельности в условиях инклюзивного образования, структурное содержание понятия «подготовка педагогов-психологов к деятельности в условиях инклюзивного образования». В работе отражены результаты экспериментального исследования уровня подготовленности будущих педагогов-психологов к сопровождению детей с проблемами в развитии в инклюзивной практике, раскрыто содержание программы дополнительного образования, направленной на подготовку специалистов к коррекционно-педагогической деятельности в инклюзивном образовании.

Ключевые слова: готовность, дети с проблемами в развитии; инклюзивное образование; педагог-психолог; профессиональная подготовка; психологическая подготовка; программа дополнительного образования.

Annotation. This article deals with the problem of training educational psychologists to work with children with disabilities. The substantiation of the problem of preparing future teachers for activities in the context of inclusive education, the structural content of the concept of "training teachers of psychologists for activities in the conditions of inclusive education". The paper reflects the results of an experimental study of the level of preparedness of future teachers-psychologists to accompany children with developmental problems in inclusive practice, the content of the program of additional education, aimed at preparing specialists for correctional-pedagogical activity in inclusive education, is disclosed.

Keywords: readiness, children with developmental problems; inclusive education; educational psychologist; professional training; psychological preparation; program of additional education.

Введение. Основной целью модернизации современного отечественного образования является обеспечение равного доступа к нему всех обучающихся с учетом их разнообразных особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, т. е. реализация инклюзивного образования, введение которого в педагогическую практику требует квалифицированного кадрового обеспечения. Проблема подготовки будущих педагогов-психологов к сопровождению детей в инклюзивном образовании обусловлена, во-первых, стратегией развития современного образования и перехода к инклюзивному обществу, внедрением инклюзии в практику деятельности общеобразовательных учреждений (Е. В. Богданова [5], В. В. Хитрюк [11]); во-вторых, увеличением числа детей, имеющих определенные отклонения в физическом или психическом развитии (В. В. Хитрюк) [11]; в-третьих, центральной ролью педагогов-психологов в инклюзивной практике и обновлением качества их профессиональной деятельности, наличием серьезных трудностей педагогов-психологов в реализации задач инклюзивного образования (Л. М. Беткер [4], Л. А. Дружинина [7]). Подготовка педагогических кадров к реализации инклюзивного образования может включать реализацию общей образовательной программы высшего образования (бакалавриат, магистратура); дополнительной образовательной программы (повышение квалификации, профессиональная переподготовка); внеучебной деятельности (научно-исследовательские лаборатории, научно-практические центры, педагогические отряды) (Н. В. Рябова, О. И. Карпунина [10]; Н. В. Рябова, О. В. Бобкова, А. Н. Гамаюнова, М. А. Лаврентьева [16]).

Изложение основного материала статьи. Подготовка будущих педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии может быть представлена двумя компонентами: профессиональной и психологической компетентностью. Профессиональная компетентность педагогов-психологов включает

несколько компонентов: мотивационная (совокупность мотивов, адекватных целям и задачам инклюзивного обучения); информационная (осведомленность об основных положениях инклюзивного образования); технологическая (владение педагогическими знаниями и технологиями) готовность (С. В. Алехина, М. А. Алексеева, Е. Л. Агафонова [11, О. А. Апуневич [31, О. С. Кузьмина [81).

Психологическая компетентность педагогов-психологов предполагает: мотивационную (система личностных смыслов, мотивов и отношений к деятельности); функциональную (совокупность качеств и способностей обеспечивающих возможность результативной деятельности); личностную (совокупность социальных, нравственных, психологических и профессиональных качеств и способностей) готовность (С. В. Алехина [2], О. В. Данилова [6], И. М. Яковлева [12]).

Изучение уровня подготовки будущих педагогов-психологов к реализации коррекционно-педагогической деятельности в инклюзивной практике проводилось на базе факультета психологии и дефектологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева». Первоначально был проведен эксперимент, направленный на изучение готовности будущих педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии в условиях инклюзивного образования. В исследовании приняли участие 20 студентов 4 курса, обучающихся по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования». Им было предложено ответить на вопросы анкеты, имеющей следующую схему диагностики уровня подготовки будущих педагогов-психологов к инклюзивному сопровождению детей: профессиональная готовность (мотивационная готовность (мотивация на внедрение и реализацию инклюзивного образования); информационная готовность (знание основ психологии и коррекционной педагогики; осведомленность об основных положениях инклюзивного образования; знание индивидуальных отличий детей, слабых и сильных сторон их развития; специфики образовательных программ; о методах психолого-педагогического воздействия); технологическая готовность (владение педагогическими технологиями, его творческая составляющая; способность педагогов к моделированию программ обучения с использованием вариативности заданий; проектирование учебного процесса с целью общего обучения ребенка с нарушенным и обычным развитием; осуществлять методы педагогического взаимодействия с абсолютно всеми субъектами коррекционно-образовательного обучения; формировать специальную коррекционно-развивающую среду); психологическая готовность (мотивационная готовность (осознание смысла и ценности того, что он делает); функциональная готовность (готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений, способностью выявлять проблемы детей, способность к эмпатии и взаимопомощи, стремление к самореализации и саморазвитию; коммуникабельность; рефлексивность; стрессоустойчивость); личностная готовность (эмоциональное отношение к детям, нравственные принципы, ценностно-смысловые установки восприятия «другого»). Анализ всех собранных в процессе экспериментальной работы сведений и их интерпретация стали основанием для оценки уровня подготовленности педагогов-психологов, обучающихся в вузе, к сопровождению детей с проблемами в развитии в условиях инклюзивного образования: 50 % студентов характеризовал достаточный уровень; 40 % - необходимый уровень; 10 % - минимальный уровень подготовленности.

На основе полученных данных экспериментального исследования, данных теоретического обзора по проблеме на базе кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии факультета психологии и дефектологии МГПИ им. М. Е. Евсевьева была разработана программа дополнительного образования «Компетентностная подготовка педагогов-психологов к осуществлению комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» на 2017-2018 учебный год.

Актуальность программы определялась своевременностью оказания организационно-методической помощи студентам образовательных организаций высшего образования относительно реализации комплексного сопровождения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ведущей идеей стала подготовка педагогов-психологов вуза к реализации коррекционно-педагогической деятельности инклюзивной практике, организованная посредством реализации модульной программы развития профессиональной и личностной компетентности.

Отличительными особенностями программы являлось реализация компетентностного подхода, который позволял формировать новые и развивать имеющиеся у будущих педагогов-психологов компетентности для решения профессиональных задач.

Нормативно-правовые документы для разработки программы отражали федеральные нормативно-правовые акты, приказы, положения, локальные документы образовательной организации.

Программа была ориентирована на студентов 3-4 курсов образовательной организации, по профильным направлениям: педагогическое, психолого-педагогическое. Планируемые результаты освоения программы отражали перечень общекультурных (ОК) (стремление к саморазвитию, способность использования теоретических знаний в практической деятельности), профессиональных (ПК) (способность осуществлять психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оперировать полученными знаниями, способность определять образовательные потребности лиц с ОВЗ и использовать современные способы и методы обучения, способность проектировать инклюзивную образовательную среду в соответствии с ними) и личностных (ЛК) (мотивированность на выполнение профессиональной деятельности, проявление социальных, нравственных, психологических и профессиональных качеств и способностей, необходимых для реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) компетенций.

В результате освоения содержания данной программы слушатели должны: знать: теоретико-методологические и нормативно-правовые основы инклюзивного образования; современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; общие методические аспекты образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; особенности протекания учебной деятельности у обучающихся с различными нарушениями; содержание и специфику работы педагога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; особенности организации адаптационного периода в инклюзивной среде образовательной организации; уметь: определять индивидуальные особенности обучающегося в его образовательном процессе; проводить педагогическую диагностику компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; адаптировать содержания рабочих учебных программ, учебных материалов для процесса инклюзивного обучения; применять формы организации учебной деятельности, в соответствии с особенностями нозологий

обучающихся; осуществлять мониторинг и самомониторинг педагогической деятельности с целью профилактики профессионального выгорания; владеть: навыками межличностных отношений; навыками планирования и реализации образовательной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами; навыками организация образовательного процесса в инклюзивной среде образовательной организации; навыками составления и реализации индивидуального учебного плана; навыками оценивания результатов учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; навыками рефлексии профессиональной деятельности.

Промежуточная аттестация не была предусмотрена. Итоговые результаты освоения программы обучающимися оценивались на момент завершения образования в форме круглого стола.

Содержание программы было разделено на несколько модулей. Содержание модулей программы было тесно взаимосвязано друг с другом. Каждый модуль обуславливал изучение следующего.

Модуль 1 «Инклюзивное образование как современный феномен» знакомил слушателей с истоками возникновения и развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных странах и в России, формировал систему знаний о цели, задачах, содержании и технологиях инклюзивного образования; ценностях, принципах и рисках инклюзивного образования.

Модуль 2 «Дети с особыми образовательными потребностями» формировал систему знаний об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья; о комплексном и индивидуальном подходе к обеспечению специальных условий обучения и воспитания вышеназванной категории детей; современных нормативно-правовых актах международного, федерального и регионального уровня регламентирующих право детей на инклюзивное образование; нормативно-правовой документации образовательных организаций, необходимой для обеспечения образовательной деятельности в условиях введения ФГОС обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Модуль 3 «Технология, методы и формы организации инклюзивного образования» был направлен на теоретическое освоение и практическое применение технологии, методов и форм организации инклюзивного образования; изучение основ психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации, основ взаимодействия субъектов инклюзивного образования; анализ критериев выбора содержания, методов и условий реализации образовательного маршрута для обучающегося с особыми образовательными потребностями; рассмотрение вариативности адаптированных основных общеобразовательных программ для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; критериев развивающей и поддерживающей среды в инклюзивном классе; формированием умений, связанных с анализом, проектированием и конструированием индивидуальной траектории развития ребенка включенного в инклюзивную образовательную среду; отбором эффективных методов и приемов организации на уроках совместной и самостоятельной учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; использованием методов педагогической поддержки.

Модуль 4 «Личность педагога-психолога в инклюзивной практике» был направлен на становление психологически важных качеств, направленных на развитие у педагога-психолога субъектной позиции в сфере инклюзивного образования как главного новообразования в структуре его психологической компетентности.

Общая трудоемкость по программе - 72 часа.

Все задания занятий по модульной программе были разделены на две категории: теоретические и практические. Задания первой категории были направлены на освоение междисциплинарных основ знаний о психолого-педагогических и организационных особенностях процессов обучения и воспитания детей с нарушениями развития; изучение нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования, проблем и перспектив внедрения в практику; изучение технологических основ деятельности педагога в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья; проверочное творческое осмысление материла. Задания второй категории предусматривали подготовку практического материала к занятиям. Студентам необходимо было осуществить подборку тематического, дидактического материала: выполнить задания, направленные на формирование у них навыков коррекционно-педагогической работы, развитие умения реализовывать коррекционное обучение и воспитание детей. Учебный материал был представлен в определенной системе, с постоянным усложнением заданий как тренировочного типа, так и проверочного.

Выполнение самостоятельной работы позволяло слушателям развить и укрепить навыки анализа, обобщения, отбора информации, а также более эффективно запомнить новые сведения, полученные за время аудиторных занятий. Все выполненные задания хранились в электронной папке студента, оставались в его личном пользовании, могли использоваться при решении практических заданий на базе образовательных организаций.

При освоении содержания программы и ее модулей использовались образовательные технологии, предусматривающие различные методы и формы изучения материала. Программой предусматривались проблемно-поисковые, информационные, диалоговые лекции. Практические занятия проводились в следующих формах: групповая дискуссия, метод анализа конкретных ситуаций. Осуществление программы предполагало использование электронных презентаций, показ видеофрагментов. Самостоятельная работа реализовалась в следующих формах: изучение лекционного материала, чтение и анализ материалов учебной и научной литературы; публичное выступление (сообщение), проведение индивидуальных и групповых консультаций.

Фонд оценочных средств представлял собой основу для оценки эффективности программы в подготовке будущих педагогов-психологов к реализации коррекционно-педагогической деятельности в инклюзивной практике и содержал два аспекта: банк контрольных заданий и вопросов, описание показателей и критериев оценивания компетенций.

В программе были отражены организационно-педагогические условия ее реализации, а именно: требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих реализацию образовательного процесса (требования к образованию, к освоению ими дополнительных профессиональных программ, опыту работы в области профессиональной деятельности, соответствующей направленности образовательной программы); требования к материально-техническим условиям (перечень материально-технических условий, обеспечивающих проведение всех предусмотренных программой видов занятий); требованиям к информационным и учебно-методическим условиям (учебно-методическая документация и материалы);

общие требования к организации образовательного процесса (условия проведения занятий, используемые образовательные технологии, организация лекционных, практических занятий, самостоятельной работы и т. д.).

Выводы. При реализации работы по подготовке будущих педагогов-психологов к реализации инклюзивной практики был проведен сбор первичной информации об уровне подготовленности будущих педагогов-психологов к сопровождению детей с проблемами в развитии в условиях инклюзивного образования. На полученные данные диагностической работы мы опирались в ходе повышения уровня подготовленности будущих педагогов-психологов к реализации коррекционно-педагогической деятельности в инклюзивной практике. При разработке программы дополнительного профессионального образования учитывались выделенные в ходе теоретического анализа проблемы показатели готовности будущих педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии в условиях инклюзивного образования, а также принципы специальной педагогики и нормативно-правовые, современные требования к организации учебного процесса будущих педагогов-психологов, обучающихся по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования». Реализация программы предусматривала практическое применение ее на базе высшего учебного заведения в 2017-2018 учебном году. В дальнейшем планируется проведение повторной диагностики уровня подготовки будущих педагогов-психологов к реализации коррекционно-педагогической деятельности в инклюзивной практике для оценки эффективности проведенной работы и внесение корректив в программу дополнительного образования.

Литература:

1. Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. А. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. -2011. - № 1. - С. 83-92.

2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование и психологическая готовность учителя / С. В. Алехина // Вестник МГПУ. Серия Педагогика и психология. - 2012. - № 4 (22). - С. 117-127.

3. Апуневич, О. А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области: состояние, перспективы, пути развития: монография / О. А. Апуневич / под ред. О. А. Денисовой. -Череповец: ЧГУ, 2016. - 224 с.

4. Беткер, Л. М. Стажировочные площадки и тьюторство в организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. М. Беткер // Вестник угроведения. - 2015. - № 2 (21). -С. 144-149.

5. Богданова, Е. В. Организация обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе высшего образования / Е. В. Богданова // Инклюзивное образование в профессиональных образовательных организациях: проблемы и решения: материалы XVIII Всероссийской науч.-практ. конференции, 16 мая 2017 г. / ред. Л. И. Анищева. - Воронеж: ВГПГК, 2017. - С. 64-67.

6. Данилова, О. В. К вопросу о психологической готовности педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования / О. В. Данилова // Вестник Марийского государственного университета. -2017. - № 3 (27). - URL: http://cyberieninka.m/artide/n/k-voprosu-o-psihologicheskoy-gotovnosti-pedagogov-k-professionalnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya

7. Дружинина, Л. А. Подготовка кадров для системы специального и общего образования на факультете коррекционной педагогики / Л. А. Дружинина // Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 9 февраля 2016 г. / отв. за выпуск: Л. Б. Осипова, Е. В. Плотникова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - С. 99-106.

8. Кузьмина, О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: дис. ... канд. пед. наук / Кузьмина Ольга Сергеевна; ОмГПУ. - Омск, 2015. - 219 с.

9. Рябова, Н. В. Инновационные процессы в специальном (дефектологическом) образовании / Н. В. Рябова, О. В. Бобкова, А. Н. Гамаюнова, М. А. Лаврентьева // Глобальный научный потенциал. - 2016. -№ 5 (62). - С. 11-15.

10. Рябова, Н. В. Подготовка педагогов для инклюзивного образования / Н. В. Рябова, О. И. Карпунина // Высшее образование в России. - 2016. - № 10 (205). - С. 119-124.

11. Хитрюк, В. В. Научно-методическое обеспечение закономерностей формирования инклюзивной готовности будущих педагогов / В. В. Хитрюк // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции, 24-26 июня 2015 г. / под ред. С. В. Алехиной. - М.: МГППУ, 2015. - С. 462-465.

12. Яковлева, И. М. Подготовка педагогов к реализации инклюзивного образования / И. М. Яковлева // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы международной научно-практической конференции, 20-22 июня 2011 г. / редкол.: С. В. Алехина [и др]. - М.: МГППУ, 2011. -С. 242-243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.