Научная статья на тему 'ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ЛЕТНИХ ЛАГЕРЯХ'

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ЛЕТНИХ ЛАГЕРЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ / ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюмасева Зоя Ивановна, Быстрай Елена Борисовна, Орехова Ирина Леонидовна

Агерях. Авторами статьи проведен педагогический анализ трудов современных ученых, посвященных проблемам поиска методов, средств сохранения, укрепления здоровья обучающихся в условиях воспитательного процесса. Окружающая природная среда в этой связи выступает мощным фактором оздоровительной работы с детьми в загородных летних лагерях. Они являются самым массовым типом внешкольных организаций в нашей стране, в которых будущие учителя как практиканты могут осуществлять работу по сохранению, укреплению здоровья детей, а также проводить полезную деятельность по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения. Очевидна необходимость подготовки будущих учителей к проведению данной работы с детьми. Особое значение в решении этой проблемы имеет тьюторское сопровождение данного процесса, так как оно делает его персонифицированным, что значительно поднимает его эффективность. Цель статьи - выявить наиболее эффективные методы и формы тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях, проанализировать результаты его реализации в образовательном процессе педагогического вуза. Материалы и методы. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ эколого-валеологической, психолого-педагогической литературы; нормативных документов об охране и укреплении здоровья, об образовании; анализ учебных материалов; систематизация; сравнение; моделирование; изучение педагогического опыта преподавателей университета; наблюдение; тестирование; анкетирование; беседа; устный опрос; количественный и качественный анализ полученных данных; построение индивидуального образовательного маршрута будущих учителей. Результаты исследования. Итогом исследования стала реализация авторской программы тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях с использованием методов, приемов и форм, доказавших свою эффективность. Обсуждение и заключения. В ходе проведенного исследования выявлены наиболее эффективные методы, приемы и формы тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях. Представлен анализ результатов экспериментальной работы, подтверждающий эффективность данного сопровождения. Основные положения: - доказано, что актуальность проблемы тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях детерминируется объективными противоречиями; - тьюторское сопровождение тьюторантов представляет собой целенаправленную последовательность взаимообусловленных этапов: диагностико-мотивационного, проектировочного, реализационного и аналитического; - охарактеризованы методы, формы и средства тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях; - определены критерии уровней сформированности готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми: когнитивный, эмоциональный и поведенческий; - доказано влияние тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях на его эффективность; - представлены результаты диагностического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюмасева Зоя Ивановна, Быстрай Елена Борисовна, Орехова Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTORIAL SUPPORT FOR FORMING THE READINESS OF FUTURE TEACHERS FOR RECREATIONAL WORK WITH CHILDREN IN SUMMER CAMPS

Introduction. The urgency of the problem presented in the article is due to the need to form the readiness of future teachers for recreational work with children. The authors of the article carried out a pedagogical analysis of the works of modern scientists devoted to the problems of finding methods, means of preserving, strengthening the health of students in the conditions of the educational process. In this regard, the natural environment acts as a powerful factor in health-improving work with children in country summer camps. They are the most massive type of extra curricular organizations in our country, in which future teachers, as trainees, can carry out work to preserve, strengthen the health of children, as well as carry out useful activities to form an ecological culture, a healthy and safe lifestyle among the younger generation. There is an obvious need to prepare future teachers to carry out this work with children. Tutor support of this process is of particular importance in solving this problem, since it makes it personified, which significantly increases its effectiveness. The purpose of the article is to identify the most effective methods and forms of tutoring support for the process of forming the readiness of future teachers for health-improving work with children, to analyze the results of its implementation in the educational process of a pedagogical university. Materials and Methods. In the course of research, the following methods were used: analysis of ecological-valeological, psychological-pedagogical literature; normative documents on health protection and promotion, on education; analysis of teaching materials; systematization; comparison; modeling; studying the pedagogical experience of university teachers; observation; testing; questioning; conversation; oral questioning; quantitative and qualitative analysis of the data obtained; building an individual educational route for future teachers. Results. The result of the study was the implementation of the author's program of tutor support for the process of forming the readiness of future teachers for health-improving work with children using methods, techniques and forms that have proven their effectiveness. Discussion and Conclusion. In the course of the study, the most effective methods, techniques and forms of tutor support of the process of forming the readiness of future teachers for recreational work with children were identified. An analysis of the results of experimental work is presented, which confirms the effectiveness of this support. Highlights: - it is proved that the urgency of the problem of tutor support of the process of forming the readiness of future teachers for recreational work with children is determined by objective contradictions; - tutor support for tutors is a targeted sequence of interdependent stages: diagnostic-motivational, design, implementation and analytical; - the methods, forms and means of tutor support of the process of formation of future teachers' readiness for health-improving work with children are characterized; - the criteria for the level of formation of the readiness of future teachers for health-improving work with children have been determined: cognitive, emotional and behavioral; - the influence of tutor support of the process of forming the readiness of future teachers for health-improving work with children on its effectiveness has been proved; - the results of the diagnostic study are presented.

Текст научной работы на тему «ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ЛЕТНИХ ЛАГЕРЯХ»

СтатьяМЛск

УДК 378.937:613.76

Б01: 10.26795/2307-1281 -2021 -9-4-6

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

В ЛЕТНИХ ЛАГЕРЯХ

З. И. Тюмасева1, Е. Б. Быстрай1, И. Л. Орехова1

1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Челябинск, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. Актуальность представленной в статье проблемы обусловлена необходимостью формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях. Авторами статьи проведен педагогический анализ трудов современных ученых, посвященных проблемам поиска методов, средств сохранения, укрепления здоровья обучающихся в условиях воспитательного процесса. Окружающая природная среда в этой связи выступает мощным фактором оздоровительной работы с детьми в загородных летних лагерях. Они являются самым массовым типом внешкольных организаций в нашей стране, в которых будущие учителя как практиканты могут осуществлять работу по сохранению, укреплению здоровья детей, а также проводить полезную деятельность по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения. Очевидна необходимость подготовки будущих учителей к проведению данной работы с детьми. Особое значение в решении этой проблемы имеет тьюторское сопровождение данного процесса, так как оно делает его персонифицированным, что значительно поднимает его эффективность.

Цель статьи - выявить наиболее эффективные методы и формы тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях, проанализировать результаты его реализации в образовательном процессе педагогического вуза.

Материалы и методы. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ эколого-валеологической, психолого-педагогической литературы; нормативных документов об охране и укреплении здоровья, об образовании; анализ учебных материалов; систематизация; сравнение; моделирование; изучение педагогического опыта преподавателей университета; наблюдение; тестирование; анкетирование; беседа; устный опрос; количественный и качественный анализ полученных данных; построение индивидуального образовательного маршрута будущих учителей.

Результаты исследования. Итогом исследования стала реализация авторской программы тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях с использованием методов, приемов и форм, доказавших свою эффективность.

Обсуждение и заключения. В ходе проведенного исследования выявлены наиболее эффективные методы, приемы и формы тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях.

Представлен анализ результатов экспериментальной работы, подтверждающий эффективность данного сопровождения. Основные положения:

- доказано, что актуальность проблемы тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях детерминируется объективными противоречиями;

- тьюторское сопровождение тьюторантов представляет собой целенаправленную последовательность взаимообусловленных этапов: диагностико-мотивационного, проектировочного, реализационного и аналитического;

- охарактеризованы методы, формы и средства тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях;

- определены критерии уровней сформированности готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми: когнитивный, эмоциональный и поведенческий;

- доказано влияние тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях на его эффективность;

- представлены результаты диагностического исследования.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, оздоровительная работа, летний лагерь, готовность будущих учителей.

Для цитирования: Тюмасева З.И., Быстрай Е.Б., Орехова И.Л. Тьюторское сопровождение формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №4. С.6.

TUTORIAL SUPPORT FOR FORMING THE READINESS OF FUTURE TEACHERS FOR RECREATIONAL WORK WITH CHILDREN IN SUMMER CAMPS

Z. I. Tyumaseva1, E. B. Bystray1,1. L. Orekhova1

1South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. The urgency of the problem presented in the article is due to the need to form the readiness of future teachers for recreational work with children. The authors of the article carried out a pedagogical analysis of the works of modern scientists devoted to the problems of finding methods, means of preserving, strengthening the health of students in the conditions of the educational process. In this regard, the natural environment acts as a powerful factor in health-improving work with children in country summer camps. They are the most massive type of extra curricular organizations in our country, in which future teachers, as trainees, can carry out work to preserve, strengthen the health of children, as well as carry out useful activities to form an ecological culture, a healthy and safe lifestyle among the younger generation. There is an obvious need to prepare future teachers to carry out this work with children. Tutor support of this process is

of particular importance in solving this problem, since it makes it personified, which significantly increases its effectiveness. The purpose of the article is to identify the most effective methods and forms of tutoring support for the process of forming the readiness of future teachers for health-improving work with children, to analyze the results of its implementation in the educational process of a pedagogical university.

Materials and Methods. In the course of research, the following methods were used: analysis of ecological-valeological, psychological-pedagogical literature; normative documents on health protection and promotion, on education; analysis of teaching materials; systematization; comparison; modeling; studying the pedagogical experience of university teachers; observation; testing; questioning; conversation; oral questioning; quantitative and qualitative analysis of the data obtained; building an individual educational route for future teachers.

Results. The result of the study was the implementation of the author's program of tutor support for the process of forming the readiness of future teachers for health-improving work with children using methods, techniques and forms that have proven their effectiveness.

Discussion and Conclusion. In the course of the study, the most effective methods, techniques and forms of tutor support of the process of forming the readiness of future teachers for recreational work with children were identified. An analysis of the results of experimental work is presented, which confirms the effectiveness of this support. Highlights:

- it is proved that the urgency of the problem of tutor support of the process of forming the readiness of future teachers for recreational work with children is determined by objective contradictions;

- tutor support for tutors is a targeted sequence of interdependent stages: diagnostic-motivational, design, implementation and analytical;

- the methods, forms and means of tutor support of the process of formation of future teachers' readiness for health-improving work with children are characterized;

- the criteria for the level of formation of the readiness of future teachers for health-improving work with children have been determined: cognitive, emotional and behavioral;

- the influence of tutor support of the process of forming the readiness of future teachers for health-improving work with children on its effectiveness has been proved;

- the results of the diagnostic study are presented.

Keywords: tutor, tutor support, recreational work, readiness of future teachers

For citation: Tyumaseva Z.I., Bystray E.B., Orekhova I.L. Tutorial support for forming the readiness of future teachers for recreational work with children in summer camps // Vestnik of Minin University. 2021. Vol. 9, no. 4. Р.6.

Введение

Личная безопасность, здоровье, оздоровление, сбережение и укрепление здоровья на протяжении десятилетий являются самыми важными вопросами жизнедеятельности человека. Многие ученые в своих работах отмечают, что около 90% обучающихся в общеобразовательных организациях имеют серьезные проблемы с физическим и

психическим здоровьем [3; 4; 5; 12; 16]. Многолетние исследования Института здоровья и экологии человека с 1998 по 2018 годы показывают, что только 2,9% студентов ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ранее ЧГПУ) можно отнести к категории практически здоровых, 23% находятся в третьем состоянии (не болезнь и не здоровье) и 74,1% студентов имеют разного рода заболевания. Однако состояние здоровья подрастающего поколения, студенческой молодежи является важнейшим фактором безопасности государства и благополучия общества [3; 21].

Проблема сбережения и укрепления здоровья подрастающего поколения является в современной России стратегическим ориентиром обновления образования на всех уровнях. В государственных документах за последние десять лет: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 02.03.2016 №46-ФЗ); Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от (02.12.2019 №399-Ф3) и других - отмечается, что возрастает потребность в компетентных специалистах, которые смогут овладеть методами и средствами ведения оздоровительной работы на всех уровнях образования, а также осознавать, что здоровье является наивысшей ценностью и фактором благополучия любого общества [18; 23].

Оздоровительная работа должна быть систематической, грамотно и научно выстроенной. Для ее осуществления можно использовать летние оздоровительные лагеря, где природные средства будут наиболее эффективными для оздоровления детей, подростков, а также взрослых [30; 33].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования готовности педагогов к оздоровительной работе с детьми многими учеными осознается как приоритетная и педагогическая.

Оригинальность

В последние двадцать лет появляются интересные исследования, направленные на поиски методов, средств сохранения, укрепления здоровья обучающихся в условиях образовательного процесса (Н.П. Абаскалова, Н.С. Гаркуша, В.Н. Ирхин, Н.Н. Малярчук, Т.Ф. Орехова, И.Л. Орехова, Н.В. Третьякова, З.И. Тюмасева и др.) [1; 2; 6; 16; 20]. Многие исследователи решение данной проблемы видят в том, чтобы создать в образовательных организациях валеологические кабинеты, в которых будет осуществляться релаксация, фитотерапия, массаж, лечебная физкультура и т.д. Однако Э.Н. Вайнер, С.Д. Дерябо, Ф.Л. Доленко, А.И. Федоров и другие отмечают, что сбережение, укрепление здоровья детей - это прерогатива систематического физического воспитания, поэтому необходима модернизация образования, а также его оптимизация [8; 22; 24]. Таким образом, анализ имеющихся научных исследований в области здоровьесбережения, здоровьетворящего и здоровьеориентированного образования показал, что, бесспорно, они полезны и играют важнейшую роль в сохранении и укреплении здоровья обучающихся. К сожалению, существенных изменений положения дел со здоровьем подрастающего поколения, как показывает практика, не удается достичь и до настоящего времени.

На наш взгляд, это объясняется тем, что само понятие «здоровье» является сложным, интегрированным и включает три составляющие: физическую, психическую и социальную. Именно поэтому в последнее время появляются работы, в которых находим попытки авторов исследовать здоровье человека с позиции психологии (В.А. Ананьев, И.Н. Гурвич, Г.В. Валеева, Г.С. Никифоров, З.И. Тюмасева и др.) [4; 13; 14], а также с позиции эколого-

валеологии, где акцент делается на взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья человека и здоровья окружающей среды (И.И. Брехман, И.Л. Орехова, Л.И. Пономарева, З.И. Тюмасева и др.) [7; 15; 17; 21].

Окружающая природная среда в этой ситуации выступает мощным фактором оздоровительной работы с детьми в загородных летних лагерях. Загородные оздоровительные лагеря являются самым массовым типом внешкольных организаций в нашей стране. В них будущие учителя как практиканты могут осуществлять работу по сохранению, укреплению здоровья детей, а также проводить полезную деятельность по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения. К сожалению, данная проблема в гуманитарно-педагогических вузах видится как не основная, ей уделяется мало внимания, а в оздоровительных лагерях вопросами сохранения и укрепления здоровья детей занимаются медицинские работники и инструкторы по физической культуре.

В настоящее время принят ряд законодательных актов по части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. В них сказано, что современное образование должно выполнять функции сохранения и укрепления обучающихся [7; 23]. Поэтому у будущих учителей необходимо сформировать компетенции по овладению здоровьесберегающими технологиями, умения оздоравливать не только себя, но и своих учеников. Одним из способов повышения эффективности данного процесса мы считаем тьюторское сопровождение [34].

Актуальность проблемы тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях детерминируется выделенными нами противоречиями между:

- социальным заказом современного общества на формирование здоровой личности и существующей системой профессиональной подготовки учителей;

- необходимостью внедрения целостной системы подготовки будущих учителей к здоровьесберегающему образованию с целью проведения ими оздоровительной работы в условиях летних лагерей и традиционной оздоровительной деятельностью в этих лагерях;

- востребованностью тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях и отсутствием разработанных научных основ тьюторства в системе профессионального педагогического образования и его практического внедрения.

Материалы и методы

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов педагогического исследования: анализ эколого-валеологической, психолого-педагогической литературы; нормативные документы об охране и укреплении здоровья, об образовании; анализ учебных материалов; систематизация, сравнение, моделирование, изучение педагогического опыта преподавателей университета, наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, устный опрос; количественный и качественный анализ полученных данных, построение индивидуальных образовательных маршрутов будущих учителей.

Результаты исследования

Тьюторское сопровождение играет приоритетную роль в процессе формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми, поскольку оно позволяет сделать данный процесс адресно направленным, что выражается в построении индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, а также оно способствует экстраполяции полученных знаний и умений в плоскость их практической реализации в летних оздоровительных лагерях [26, 28; 29]. Для российского образования это достаточно новое понятие, поэтому оно еще неустановившееся и интерпретируется учеными по-разному. Мы берем за основу определение, которое дает Т.М. Ковалева. Тьюторство ею понимается как особый тип педагогического сопровождения ребенка, т.е. сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования [9; 10; 19; 25, 27, 31, 32, 35, 36].

Таким образом, анализ понятий «тьюторство», «тьютор» и «сопровождение» позволил нам уточнить сущность и содержание понятия «тьюторское сопровождение», под которым следует понимать педагогическую деятельность, направленную на усвоение социального опыта по здоровьесбережению, личной безопасности, сохранению и укреплению как собственного здоровья, так и здоровья обучающихся, а также рациональному использованию природных ресурсов и их сбережению.

Тьюторское сопровождение тьюторантов стало осуществляться с ноября 2018 года по февраль 2020 года и представляло собой целенаправленную последовательность взаимообусловленных этапов: диагностико-мотивационного, проектировочного, реализационного и аналитического.

Выбор тьюторантов осуществлялся на добровольной основе, студенты сами пожелали развиваться и быть компетентными в вопросах здоровья и оздоровления.

На диагностико-мотивационном этапе с тьюторантами проводилась беседа (тьюторская консультация), где они рассказывали о себе, о своих проблемах, почему им захотелось прибегнуть к помощи тьютора. В результате собеседования нам стало понятно, чего ожидают студенты от тьюторского сопровождения. Тьютору необходимо было создать атмосферу доверия, чтобы студенты поделились своими интересами, рассказали о склонностях, мотивах и наличии потребности в здоровом образе жизни. Затем определялся объем знаний у студентов по проблеме укрепления здоровья, а также о системах и средствах оздоровления и т.д. Вопросы сформулированы были таким образом, чтобы они соответствовали выбранным нами критериям: когнитивному, эмоциональному и поведенческому.

По результатам тестирования психоэмоциональной составляющей здоровья студентов можно констатировать тот факт, что показатели «фрустрация» и «тревожность» оказались выше нормы. Кроме того, у тьюторантов имелись проблемы со здоровьем, питанием, трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Однако отраден тот факт, что все студенты не имели вредных привычек.

После знакомства с результатами тестирования у тьюторантов возрос интерес к проблемам здоровьесбережения и появилось желание заниматься самообследованием своего здоровья. После тьюторской консультации студенты должны были ответить на вопросы: «Что именно хотелось бы выяснить о своем здоровье?» и «Как овладеть знаниями по оздоровлению себя и окружающих людей?».

В данный период проводилась большая работа по освоению понятийного аппарата по проблеме исследования с использованием метода развития критического мышления через

чтение и письмо (контент-анализ интернет-среды). Для изучения составляющих здоровья, как интегрированного понятия, использовался метод картирования. Эти методы были освоены студентами в ходе беседы с тьютором.

Таким образом, результаты первого этапа эксперимента показали низкий уровень сформированности готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях (таблица 1).

Таблица 1 - Начальный уровень сформированности готовности тьюторантов к оздоровительной работе / Table 1 - The initial level of formation of the readiness of tutors for health-improving work

№ п/п p/p No Критерии / Criteria Сумма баллов / Points total %

1 Когнитивный / Cognitive 6 43

2 Эмоциональный / Emotional 4 36

3 Поведенческий / Behavioral 3 21

Всего / Total 13 100

Обратимся к рассмотрению внедрения тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях. Процесс индивидуализации тьюторантов в открытом здоровьесберегающем пространстве начался на поисковом этапе работы с выявления образовательного заказа и продолжился на экспериментальном этапе.

Принцип индивидуализации учитывает индивидуальные особенности каждого студента и дает им право выстраивать собственное содержание образования в области оздоровительной деятельности. При этом тьютор формирует у тьюторанта культуру осмысленной деятельности, осознанного выбора, ответственности, а также построение своего открытого образовательного пространства для самореализации, самообразования в области здоровьесбережения и эколого-валеологического образования.

Диагностико-мотивационный этап работы тьютора завершался вторым собеседованием со студентами, где обсуждались различные определения здоровья, здорового образа жизни, оздоровления, здоровьесберегающих технологий. В результате данной беседы прояснилась новая актуальная потребность студентов - овладеть методиками оздоровления, уметь выстраивать индивидуальную образовательную траекторию по теме оздоровления, а также понять логику оздоровительной работы в условиях летних лагерей. Мы после обсуждения коллегиально разработали индивидуальный образовательный маршрут на основе потребностей студента. У каждого студента появляется «Паспорт здоровья» и «Дневник здоровья студента» как необходимый атрибут в решении данной проблемы. Каждый тьюторант от тьютора получает задание - начать оформлять «Портфолио».

Проектировочный этап тьюторского сопровождения заключается в сборе информации, которая необходима каждому студенту для пополнения портфолио «Мое здоровье». Портфолио «Мое здоровье» состоит из материалов, касающихся генезиса понятия «здоровье»; историографии по данному вопросу; авторских заметок по предмету; фотографий, иллюстраций; графиков, схем, интересных эссе своего участия в оздоровительно-воспитательных мероприятиях: «Дары осени - нашему здоровью», «Экологический марафон», «Здоровье человека - здоровье Земли». Портфолио «Мое здоровье» включал также паспорт здоровья студентов; списки оборудования, материалов для

выполнения проектов, научного исследования; разнообразные методические материалы, которые необходимы студентам для самоообразования.

Перед тьютором стоит важная задача, найти вопросы в представленном (студентом) материале, чтобы принять решение о сужении или расширении темы; провести анализ «портфолио», а затем дать консультацию по нему; посоветовать, если в этом есть необходимость, использовать образовательное пространство вуза, обратиться к другим специалистам-профессионалам.

Главным результатом проектировочного этапа явилась совместная работа тьютора и тьюторанта, направленная на построение индивидуального образовательного маршрута с учетом запроса студента, его интересов и познавательных возможностей. При проектировании индивидуального образовательного маршрута тьютор способствовал адаптации студентов в открытой образовательной здоровьесберегающей среде вуза; помогал им раскрыть свои возможности; изучить модульную программу по здоровьесбережению; содействовал выбору, обучал самостоятельному поиску возможных ресурсов и навигации в мире образовательных возможностей.

В работах Н.А. Лабунской, С.А. Писаревой, В.М. Рогозина, А.П. Тряпициной, Т.М. Ковалевой и других ученых дается трактовка индивидуального образовательного маршрута как целенаправленно проектируемой дифференцированной образовательной программы, которая обеспечивает обучающимся позиции выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении тьюторского сопровождения его самоопределения и самореализации [9; 10; 11]. В нашем исследовании мы придерживались следующей точки зрения: индивидуальный образовательный маршрут включает в себя целевой компонент (основная цель образования в соответствии с требованиями ФГОС); содержательный компонент (отбор содержания медико-биологических и эколого-валеологических дисциплин, установление межпредметных и внутрипредметных связей); технологический компонент (использование педагогических и здоровьесберегающих технологий, методов, систем и средств обучения, воспитания).

На реализационном этапе осуществлялась самообразовательная деятельность студентов, согласно ранее составленному маршруту. Тьютор может подключать других специалистов (психологов, медиков) для обучения студентов здоровьесберегающим технологиям, способам самооздоровления, то есть осуществлять корректировку маршрута.

Психолог кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» Г.В. Валеева помогла студентам решить психологическую проблему методом фрактального рисунка. При реализации индивидуального маршрута каждого студента большую роль играли здоровьесберегающие технологии как системообразующий фактор тьюторского сопровождедния формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях. Студенты изучали данные технологии на лабораторных и практических занятиях медико-биологических дисциплин, активно участвовали в научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Экологическая безопасность, здоровье и образование», в заседаниях «Клуба тьюторов». Все это мотивировало их на систематическое пополнение своего портфолио, дневника здоровья. Тьютор проводил групповые и индивидуальные консультации, устраивал дебаты, дискуссии. Конечным результатом деятельности студентов на этом этапе явился завершенный портфолио по оздоровительной работе и здоровью, а также презентация портфолио, с которой каждый студент выступил на практических занятиях.

На аналитическом этапе были подведены итоги совместной работы тютора и студентов - будущих учителей. Каждый студент продемонстрировал портфолио своих достижений: проекты на заданную тему по оздоровлению; отзывы преподавателей, психолога, одногруппников; чек-листы, отражающие успеваемость по медико-биологическим дисциплинам, а также по психологии и педагогике; краткое описание наиболее удачных результатов, достигнутых в оздоровительно-воспитательных мероприятиях «Дары осени - нашему здоровью», экологического марафона «Здоровье человека - здоровье Земли», а также в эколого-валеологической олимпиаде.

Данный этап завершился повторным (итоговым) тестированием субъективной составляющей здоровья по компьютерной программе «Гармония», которое показало лучшие результаты по сравнению с первоначальным тестированием студентов. Наблюдались изменения самооценки своего состояния студентов (понизился уровень тревожности, фрустрации, стрессонапряженности); удовлетворенность самочувствием повысилась; значительно вырос уровень сформированности готовности к оздоровительной работе с детьми. Тьюторанты уже по-другому оценивали здоровье и были больше смотивированы на здоровый образ жизни и безопасное поведение в социоприродной среде. Принципы непрерывности, доступности реализовались в систематических занятиях физической культурой. Некоторые студенты (их 5 человек) записались на фитнес, стали заниматься научной работой, причем тематика связана с проблемой здоровья и оздоровления.

Заключительная фаза формирующего этапа педагогического эксперимента была направлена на анализ и обобщение полученных данных, а также на уточнение теоретических положений исследования, формулирование выводов.

Целью и задачами заключительной фазы формирующего этапа эксперимента являлись:

- обработка полученных данных;

- анализ и обобщение материалов по результатам исследования;

- оформление результатов обработки педагогического эксперимента;

- определение эффективности эксперимента по тьюторскому сопровождению формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях.

На контрольном этапе мы провели проверку уровня сформированности готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях. Для того, чтобы дать объективную оценку результатам проведенного исследования, была проведена итоговая диагностическая работа по методикам, которые были описаны ранее.

После обработки данных мы констатировали высокий уровень сформированности готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях.

Таблица 2 - Итоговый уровень сформированности готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях / Table 2 - The final level of formation of the readiness of future teachers for health-improving work with children in summer camps

№ п/п p/p No Критерии / Criteria Сумма баллов / Points total %

1 Когнитивный / Cognitive 14 39

2 Эмоциональный / Emotional 12 33

3 Поведенческий / Behavioral 10 28

Всего / Total 36 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнительный анализ уровней сформированности готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях представлен на рисунке.

10

^ 14 №

S £ 12

н ®

s ъ

3 .У

и §

g £ 8

и а о я S "© 6 -i ~

® <s

§ S3 4 н S

§ Е

= I 2

о

И п

12

10

Когнитивный/Cognitive Эмоциональный/Emotional Поведенческий/Behavioral J начальный уровень/first level и итоговый уровень/final level

Рисунок - Сравнительный анализ эффективности тьюторского сопровождения формирования

готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях / Figure - Comparative analysis of the effectiveness of tutor support in the formation of the readiness of future teachers for health-improving work with children in summer camps

Из диаграммы виден прирост показателей по всем критериям: когнитивному, эмоциональному и поведенческому.

То, что тьюторское сопровождение сыграло важную роль в позитивных результатах эксперимента, отметили и сами тьюторанты. Они стали разбираться в вопросах здоровья, оздоровления, освоили комплекс оздоровительных методик и средств с целью использования их на практике. Заметно изменились ценности и мотивы действий студентов относительно их здоровья и здорового образа жизни. На начальном этапе они считали, что все зависит от наследственности и ничего с этим нельзя поделать. После реализации тьюторского сопровождения они осознанно смогли предпринимать определенные действия по сохранению, укреплению своего здоровья, они пришли к пониманию того, что оно в основном зависит от образа жизни. Кроме того, студенты овладели некоторыми методиками диагностики субъективной составляющей здоровья, которые они могут успешно применять, работая с детьми в летних лагерях. Доминируют также такие методики оздоровления, как ароматерапия, точечный массаж, фрактальный рисунок и сказкотерапия.

Полезными оказались лекции и семинары с использованием дискуссий и case-метода, подготовка, демонстрация и обсуждение презентаций, выполненных ими проектов на здоровьесберегающую тематику. Большой опыт получили тьюторанты от участия в оздоровительно-воспитательных мероприятиях «Дары осени - нашему здоровью», «Экологический марафон "Здоровье человека - здоровье Земли"», которые ежегодно проводятся на кафедре безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ». У некоторых студентов проявились «скрытые» таланты по написанию эссе о природе, созданию социальных проектов, сценариев внеклассных мероприятий по здоровьесбережению и т.д.

Обсуждение и заключения

Позитивная динамика состояния здоровья наблюдалась у студентов в конце нашего исследования, а именно: снизился уровень тревожности, фрустрации, стрессонапряженности (самооценка состояния); повысилась удовлетворенность самочувствием; сформировались представления об оздоровительной работе с детьми, появилось желание заниматься этой деятельностью.

Студенты, которые выбрали для себя занятия фитнесом, стали считать, что лишний вес - это не проблема, ее можно легко решить, а если не получается, то надо относиться к себе позитивно. Однако они стали стройнее, подвижнее и улучшили осанку.

Таким образом, студенты-тьюторанты отмечают эффективность проделанной работы, результатом они довольны. Они приобрели опыт работы по оздоровлению благодаря целенаправленной систематической практико-ориентированной совместной деятельности с тьютором. Тьютор как наставник выполнил роль навигатора в открытом образовательном пространстве, способствовал социализации студентов в культурно-оздоровительной среде вуза и тем самым способствовал эффективному формированию их готовности к оздоровительной работе с детьми.

Список использованных источников

1. Абаскалова Н.П. Формирование компетенций в области здоровьесбережения в профессиональном образовании // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 37, №3. С. 489-495.

2. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инновационной деятельности в условиях модернизации образования // Образование: традиции и инновации. 2020. №2(29). С. 4-8.

3. Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции. Новосибирск: НГПУ, 2001. 15 с.

4. Артеменко Б.А., Валеева Г.В., Тюмасева З.И. Модель психологической готовности студентов педагогического вуза к здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных организациях // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. №1. С. 80-89.

5. Валеева Г.В., Тюмасева З.И., Орехова И.Л. Комплексное изучение субъективной составляющей здоровья / под ред. проф. Ю.П. Платонова // Ученые записки СПБГИПСР. СПБГИПСР. 2015. №1(23). С. 24-29.

6. Гаркуша Н.С. Интегративная модель воспитания культуры здоровья российских школьников // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. №2(30). С. 12-19.

7. Гофман О.О., Никифоров Г.С. Психологическое сопровождение студенческой молодежи в формировании культуры здорового образа жизни // Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией: Пономарева Г.Н., Хуббиева Ш.З. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2018. С. 380385.

8. Доленко Ф.Л., Овчинников С.А. Вузовская физкультура - важная часть обучения // Оптимизация учебно-тренировочного процесса: материалы XVI Международной научно-практической конференции, 30 ноября 2017 г. Н. Новгород: Национальный

исследовательский центр Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2017. С. 75-77.

9. Ковалева Т.М. Индивидуализация как принцип непрерывности образования // Работа с Будущим в контексте непрерывного образования: сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции. М.: Московский городской педагогический университет, ООО «А-Приор», 2019. С. 31-36.

10. Ковалева Т.М., Якубовская Т.В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек. 2017. №12. С. 85-94.

11. Лабунская Н.А. Механизмы формирования индивидуального образовательного маршрута учащегося школы // Взаимодействие субъектов образования в информационном обществе: опыт стран Европы и АТР: материалы международной научно-практической конференции / ответственные редакторы М.Н. Туктагулова, М.В. Паршина. Уссурийск: Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) Филиал ДВФУ в г. Уссурийске, 2018. С. 57-60.

12. Неретина Т.Г., Орехова Т.Ф. Педагогический мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса на основе критериев нормальности личности // Мир науки, культуры, образования. 2017. №6(67). С. 106-107.

13. Никифоров Г.С., Дудченко З.Ф. Психологическое здоровье личности: к истории вопроса в отечественной психологии // Психологический журнал. 2019. Т. 40, №6. С. 55-65.

14. Никифоров Г.С., Дудченко З.Ф., Доминяк В.И. Психология здоровья в России: история становления // Наука. Общества. Оборона. 2019. Т. 7, №4(21). С. 11.

15. Обухова К.А., Пономарева Л.И., Ган Г.Ю. Понятие здоровья в философском изложении // Образовательный вестник «Сознание». 2020. Т. 22, №11. С. 16-19.

16. Орехова Т.Ф. Здоровый образ жизни как явление культуры человека и возможности его формирования у школьников в процессе образования // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве: сборник научных трудов по результатам международной научно-практической конференции, 2021 ноября 2019 г. Магнитогорск: Издательский центр ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носов», 2019. С. 15-19.

17. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, №3(35). С. 281288.

18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников». URL: https://rg.ru/2011/02/16/obr-sdorovje-dok.html (дата обращения: 25.03.2021).

19. Розин В.М., Ковалева Т.М. Персонализация или индивидуализация: психолого-антропологический или культурно-средовой подходы // Педагогика. 2020. Т. 84, №9. С. 18-28.

20. Третьякова Н.В. Сохранение здоровья ребенка в условиях образовательной организации: основные направления отечественного научного знания // Нижегородское образование. 2019. №3. С. 4-10.

21. Тюмасева З.И., Орехова И.Л. Экологические аспекты здоровья как основа эколого-валеологического образования будущих педагогов // Вестник ВЭГУ. 2017. №6(92). С. 92103.

22. Ушакова Е.В., Наливайко Н.В., Воронцов П.Г. О понимании здоровья в медицинском, педагогическом, социальном и физкультурном аспектах // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. №1(4). С. 18-29.

23. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года. URL: https://base.garant.ru/77706811/ (дата обращения: 25.03.2021).

24. Федоров А.И., Ившин В.Л. Поведенческие риски в отношении современных студентов к своему здоровью // 21-я Российская научно-практическая конференция. Гуманитарный университет. Екатеринбург, 2019. Том 1. C. 929-933.

25. Цилицкий В.С. Теоретико-методологические основания подготовки будущих педагогов к тьюторской деятельности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. №3(39). С. 89-95.

26. Arbizu F., Lobato, C., & del Castillo, L. Some models for university tutorials // Journal of Psychodidactics. 2005. No. 10. Pp. 7-22.

27. Arco-Tirado J.L., Fernández-Martín F.D., Fernández-Balboa J.M. The impact of a peer-tutoring program on quality standards in higher education // Higher Education. 2011. No. 62. Pp. 773788. DOI: 10.1007/S10734-011-9419-X.

28. Barshay J. Proof points: Research evidence increases for intensive tutoring. One approach to help students make up for the pandemic year uses recent college graduates as tutors // Life Science Education. 2012. Vol. 11(1). Pp. 3-9.

29. Bloom B. The 2 sigma problem: the search for methods of group instruction as effective as one-to-one tutoring // Educational Researcher. 1984. Vol. 13, no. 6. Pp. 4-16.

31. Hernández Y., Martínez J. C., Carranza, C.I. Institutional Tutoring Program: a strategy for raising standards of achievement in an educational institution // Acta Universitaria. 2013. Vol. 23(1). Pp. 31-36.

32. Lepper M.R., Woolverton M. The wisdom of practice: lessons learned from the study of highly effective tutors // Aronson J. (ed.) Improving Academic Achievement. New York: Academic, 2002. Pp. 135-158.

33. Malzacher F., Daenschel M. Jugendbewegung für Anfanger. Taschenbuch. Witzenhausen: Südmarkverlag, 2004. 206 S.

34. Salpykova I.,Valiakhmetova N., Akhmadullina R. The preparation of the future teachers for educational activities in children's health camps // 10th International Conference on Education and New Learning Technologies. Palma, Spain, 2018. Pp. 2329-2336.

35. Siler S.A., Jeong H., Yamauchi T., Hausmann R.G. Learning from human tutoring // Cognitive Science. 2001. Vol. 25. Pp. 471-533.

36. Wood W. B., Tanner K.D. The Role of the lecturer as tutor: doing what effective tutors do in a large lecture class // Life Science Education. 2012. No. 1(1). Pp. 3-9.

References

1. Abaskalova N.P. Formation of competencies in the field of health preservation in vocational education. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 2018, vol. 37, no. 3, pp. 489-495. (In Russ.)

2. Abaskalova N.P., Zverkova A.YU. Formation of professional readiness of future teachers for innovative activities in the context of education modernization. Obrazovanie: tradicii i innovacii, 2020, no. 2(29), pp. 4-8. (In Russ.)

3. Ajzman R.I. Schoolchildren's health and psychological and pedagogical problems of its correction. Novosibirsk, NGPU Publ., 2001. 15 p. (In Russ.)

4. Artemenko B.A., Valeeva G.V., Tyumaseva Z.I. Model of psychological readiness of students of a pedagogical university for health-preserving activities in educational organizations. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya, 2016, no. 1, pp. 80-89. (In Russ.)

5. Valeeva G.V., Tyumaseva Z.I., Orekhova I.L. Comprehensive study of the subjective component of health / ed. prof. Yu.P. Platonov. Uchenye zapiski SPBGIPSR. SPBGIPSR, 2015, no. 1(23), pp. 24-29. (In Russ.)

6. Garkusha N.S. An integrative model of education of a culture of health of Russian schoolchildren. Psihologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve, 2015, no. 2(30), pp. 12-19. (In Russ.)

7. Gofman O.O., Nikiforov G.S. Psychological support of student youth in the formation of a culture of a healthy lifestyle. Fizicheskaya kul'tura i sport v sisteme obrazovaniya Rossii: innovacii i perspektivy razvitiya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod redakciej: Ponomareva G.N., Hubbieva SH.Z. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet Publ., 2018. Pp. 380-385. (In Russ.)

8. Dolenko F.L., Ovchinnikov S.A. University physical education is an important part of learning. Optimizaciya uchebno-trenirovochnogo processa: materialy XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 30 noyabrya 2017 g. Nizhny Novgorod, Nacional'nyj issledovatel'skij centr Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo Publ., 2017. Pp. 75-77. (In Russ.)

9. Kovaleva T.M. Individualization as a principle of lifelong learning. Rabota s Budushchim v kontekste nepreryvnogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh statej po materialam II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moscow, Moskovskij gorodskoj pedagogicheskij universitet Publ., OOO «A-Prior» Publ., 2019. Pp. 31-36. (In Russ.)

10. Kovaleva T.M., YAkubovskaya T.V. Tutoring as an anthropopractic: between an individual educational trajectory and an individual educational program. CHelovek, 2017, no. 12, pp. 8594. (In Russ.)

11. Labunskaya N.A. Mechanisms for the formation of an individual educational route of a school student. Vzaimodejstvie sub"ektov obrazovaniya v informacionnom obshchestve: opyt stran Evropy i ATR: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / otvetstvennye redaktory M.N. Tuktagulova, M.V. Parshina. Ussuriysk, Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet (DVFU) Filial DVFU v g. Ussurijske Publ., 2018. Pp. 57-60. (In Russ.)

12. Neretina T.G., Orekhova T.F. Pedagogical monitoring of the health of subjects of the educational process on the basis of personality normality criteria. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2017, no. 6(67), pp. 106-107. (In Russ.)

13. Nikiforov G.S., Dudchenko Z.F. Psychological health of the individual: on the history of the issue in Russian psychology. Psihologicheskij zhurnal, 2019, vol. 40, no. 6, pp. 55-65. (In Russ.)

14. Nikiforov G.S., Dudchenko Z.F., Dominyak V.I. Health psychology in Russia: the history of formation. Nauka. Obshchestva. Oborona, 2019, vol. 7, no. 4(21), p. 11. (In Russ.)

15. Obuhova K.A., Ponomareva L.I., Gan G.YU. The concept of health in a philosophical presentation. Obrazovatel'nyj vestnik «Soznanie», 2020, vol. 22, no. 11, pp. 16-19. (In Russ.)

16. Orekhova T.F. A healthy lifestyle as a phenomenon of human culture and the possibility of its formation in schoolchildren in the process of education. Zdorov'esberegayushchie i korrekcionnye tekhnologii v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: sbornik nauchnyh trudov po rezul'tatam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 20-21 noyabrya 2019 g. Magnitogorsk, Publishing Center of the Federal State Budgetary Educational Institution VO "MSTU im. G.I. Nosov ", 2019. Pp. 15-19. (In Russ.)

17. Pisareva S.A., Tryapicyna A.P. Methodological aspects of the transition to a new organization of the educational process. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya, 2020, vol. 9, no. 3(35), pp. 281-288. (In Russ.)

18. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science of the Russian Federation) dated December 28, 2010 No. 2106 "On the approval of federal requirements for educational institutions in terms of protecting the health of students and pupils." Available at: https://rg.ru/2011/02/16/obr-sdorovje-dok.html (accessed: 25.03.2021). (In Russ.)

19. Rozin V.M., Kovaleva T.M. Personalization or individualization: psychological-anthropological or cultural-environmental approaches. Pedagogika, 2020, vol. 84, no. 9, pp. 18-28. (In Russ.)

20. Tret'yakova N.V. Preserving the health of a child in an educational organization: the main directions of domestic scientific knowledge. Nizhegorodskoe obrazovanie, 2019, no. 3, pp. 410. (In Russ.)

21. Tyumaseva Z.I., Orekhova I.L. Ecological aspects of health as the basis of ecological and valeological education of future teachers. Vestnik VEGU, 2017, no. 6(92), pp. 92-103. (In Russ.)

22. Ushakova E.V., Nalivajko N.V., Voroncov P.G. On the understanding of health in medical, pedagogical, social and physical aspects. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta, 2017, no. 1(4), pp. 18-29. (In Russ.)

23. Federal Law of the Russian Federation "On Education in the Russian Federation" No. 273-FZ dated December 29, 2012. Available at: https://base.garant.ru/77706811/ (accessed: 25.03.2021). (In Russ.)

24. Fedorov A.I., Ivshin V.L. Behavioral risks in the attitude of modern students to their health. 21-ya Rossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Gumanitarnyj universitet. Yekaterinburg, 2019. Vol. 1. Pp. 929-933. (In Russ.)

25. Cilickij V.S. Theoretical and methodological foundations of training future teachers for tutoring. Vestnik SHadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2018, no. 3(39), pp. 89-95. (In Russ.)

26. Arbizu F., Lobato, C., & del Castillo, L. Some models for university tutorials. Journal of Psychodidactics, 2005, no. 10, pp. 7-22.

27. Arco-Tirado J.L., Fernández-Martín F.D., Fernández-Balboa J.M. The impact of a peer-tutoring program on quality standards in higher education. Higher Education, 2011, no. 62, pp. 773788, doi: 10.1007/S10734-011-9419-X.

28. Barshay J. Proof points: Research evidence increases for intensive tutoring. One approach to help students make up for the pandemic year uses recent college graduates as tutors. Life Science Education, 2012, vol. 11(1), pp. 3-9.

29. Bloom B. The 2 sigma problem: the search for methods of group instruction as effective as one-to-one tutoring. Educational Researcher, 1984, vol. 13, no. 6, pp. 4-16.

30. Vacation freedoms - On the history and change of an extracurricular educational leisure offer. Muenchen, GRIN Verlag, 2005. 120 p.Hernández Y., Martínez J. C., Carranza, C.I. Institutional Tutoring Program: a strategy for raising standards of achievement in an educational institution. Acta Universitaria, 2013, vol. 23(1), pp. 31-36. (In Deutsch)

32. Lepper M.R., Woolverton M. The wisdom of practice: lessons learned from the study of highly effective tutors. Aronson J. (ed.) Improving Academic Achievement. New York, Academic, 2002. Pp. 135-158.

33. Malzacher F., Daenschel M. Youth movement for beginners. Paperback. Witzenhausen, Südmarkverlag, 2004. 206 p. (In Deutsch)

34. Salpykova I.,Valiakhmetova N., Akhmadullina R. The preparation of the future teachers for educational activities in children's health camps. 10th International Conference on Education and New Learning Technologies. Palma, Spain, 2018. Pp. 2329-2336.

35. Siler S.A., Jeong H., Yamauchi T., Hausmann R.G. Learning from human tutoring. Cognitive Science, 2001, vol. 25, pp. 471-533.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Wood W. B., Tanner K.D. The Role of the lecturer as tutor: doing what effective tutors do in a large lecture class. Life Science Education, 2012, no. 1(1), pp. 3-9.

© Тюмасева З.И., Быстрай Е.Б., Орехова И.Л., 2021

Информация об авторах Тюмасева Зоя Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Быстрай Елена Борисовна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Орехова Ирина Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Information about the authors Tyumaseva Zoya I. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Life Safety and Biomedical Disciplines, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Bystrai Elena B. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of the German Language and German Language Teaching Methods, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]. Orekhova Irina L. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Life Safety and Biomedical Disciplines, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Вклад соавторов

Тюмасева Зоя Ивановна - научное руководство, критический анализ и доработка текста. Быстрай Елена Борисовна - подготовка начального варианта текста; компьютерные работы; обеспечение ресурсами.

Орехова Ирина Леонидовна - проведение эксперимента; представление данных в тексте; критический анализ и доработка текста.

Contribution of authors Tyumaseva Zoya I. - scientific guidance, critical analysis and revision of the text. Bystrai Elena B. - preparation of the initial version of the text; computer work; provision of resources.

Orekhova Irina L. - conducting an experiment; presentation of data in text; critical analysis and revision of the text.

Поступила в редакцию: 21.06.2021 Принята к публикации: 28.09.2021 Опубликована: 12.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.