Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПОНЯТИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПОНЯТИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ТЬЮТОРСКАЯ ПОДДЕРЖКА / HEALTH / HEALTH-SAVING CONCEPTS / FORMATION / MEDICAL AND BIOLOGICAL DISCIPLINES / TUTOR SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Челнокова Е.А.

Введение. В статье рассматривается актуальная проблема, посвященная становлению здоровой личности. Определена система здоровьесберегающих понятий, которые должны быть сформированы у студентов педагогического вуза при изучении дисциплин медико-биологического цикла: «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровьесбережение», «факторы сохранения здоровья». Проведена экспериментальная апробация данной системы. Цель статьи - обосновать и раскрыть специфические особенности формирования здоровьесберегающих понятий у будущих учителей при изучении медико-биологических дисциплин. Материалы и методы. В ходе эксперимента в качестве основных методов исследования были использованы анализ психолого-педагогической, эколого-валеологической, научно-методической литературы, посвященной проблеме формирования научных понятий у обучающихся в ходе учебного процесса, в частности здоровьесберегающих понятий, а также диагностические методики: тематическое тестирование, анкетирование, самооценивание, анализ результатов деятельности студентов. Математико-статистический анализ позволил обобщить результаты проведенной исследовательской работы, выявить уровень сформированности здоровьесберегающих понятий у студентов педагогического вуза при изучении дисциплин медико-биологического цикла. Результаты. Результатом работы является определение системы здоровьесберегающих понятий, формируемых у студентов педагогического вуза в процессе изучения медико-биологических дисциплин. Также представлены сравнительные результаты формирования ключевых здоровьесберегающих понятий в процессе изучения медико-биологических дисциплин. Обсуждение. Подчеркивается, что тьюторская поддержка, которая реализуется в ходе изучения будущими педагогами дисциплин медико-биологического цикла, способствует более эффективному формированию ключевых здоровьесберегающих понятий у студентов педагогического вуза. Заключение. Делается вывод о том, что изучение медико-биологических дисциплин с использованием элементов тьюторской поддержки обеспечивает эффективное формирование ключевых здоровьесберегающих понятий, таких, как основы создания личностно значимого образа здоровья, здорового образа жизни, самосохранительного поведения, что способствует формированию готовности будущих педагогов к оздоровительной деятельности в образовательных организациях. Основные положения: - обоснована актуальность овладения здоровьесберегающими понятиями; - определена система ключевых здоровьесберегающих понятий, формирующихся у будущих педагогов при изучении медико-биологических дисциплин и являющихся основой для создания личностно и профессионально значимого образа здоровья и здорового образа жизни; - выявлены этапы формирования здоровьесберегающих понятий в процессе изучения медико-биологических дисциплин; - определена эффективность процесса формирования здоровьесберегающих понятий, одним из условий которого является тьюторская поддержка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Челнокова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HEALTH SAVING CONCEPTS IN STUDENTS IN MEDICAL AND BIOLOGICAL DISCIPLINE

Introduction. The article deals with a pressing problem dedicated to the development of a healthy personality. A system of healthy-saving concepts is defined, which should be formed at students of pedagogical university when studying disciplines of medical and biological cycle: “health”, “healthy lifestyle”, "healthy-saving», "factors of health preservation". Experimental testing of this system was carried out. The purpose of the article is to justify and reveal specific features of for-mation of healthy-saving concepts in future teachers in the study of medical and biological disciplines. Materials and methods. During the experiment, the main methods of research were analysis of psycho-pedagogical, ecological-valeological, scientific and methodological literature de-voted to the problem of formation of scientific concepts in students during the educational process, in particular healthy-saving concepts, as well as diagnostic methods: thematic testing, questionnaire, self-assessment, analysis of student results. Mathematical and statistical analysis allowed to summarize the results of the research work carried out, to identify the level of formation of healthy-saving concepts in students of pedagogical university when studying disciplines of medical and biological cycle. Results. The result of the work is the definition of the system of healthy-saving concepts formed in students of pedagogical university in the process of study of medical and biological disciplines. Comparative results of formation of key health-saving concepts in the process of study of medical and biological disciplines are also presented. Discussion. It is stressed that tutor support, which is implemented during the study of disci-plines of medical and biological cycle by future teachers, contributes to more effective formation of key healthy-saving concepts in students of pedagogical university. Conclusion. It is concluded that the study of medical and biological disciplines using elements of tutor support ensures the effective formation of key healthy-saving concepts, as the basis for the creation of a personal significant health style, a healthy life-style, self-preservation behavior, which contributes to the formation of readiness of future teachers for health-improving activities in educational organizations. Highlights: The relevance of health-saving concepts is justified; A system of key health-saving concepts developed by future teachers in the study of medical and biological disciplines has been defined and is the basis for the creation of a personal and professionally significant health and healthy lifestyle; The stages of formation of healthy-saving concepts in the process of study of medical and biological disciplines have been identified; Defined efficiency of the process of formation of healthy-saving concepts, one of the conditions of which is tutor support.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПОНЯТИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИ»

3ОЯСГО № 0000-0001-8673-6032 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

ны у студентов педагогического вуза при изучении дисциплин ме-

«здоровьесбережение», «факторы сохранения здоровья». Проведена

обосновать и раскрыть специфические особенности формирования

в

DOI 10.25588/CSPU.2020.154.1.013

УДК 378.147 ББК 74.48

З. И. Тюмасева1, И. Л. Орехова2, Е. А. Челнокова3

1ORCID № 0000-0001-5895-0605

Профессор, доктор педагогических наук, заведующаий кафедрой безопасности

жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский

государственный гуманитарно-педагогический университет, 3

г. Челябинск, Российская Федерация. |

E-mail: zit@cspu.ru 'о

а

2ORCID № 0000-0002-1671-7917 |

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности &

жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, 0

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, е

г. Челябинск, Российская Федерация. ее

E-mail: orehovail@cspu.ru ^

а §

г. Нижний Новгород, Российская Федерация. у <

E-mail: chelnelena@gmail.com ^

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ §

8 ►а

к

г

л № а к к

ПОНЯТИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИ

Аннотация

Введение. В статье рассматривается актуальная проблема, посвященная становлению здоровой личности. Определена система

здоровьесберегающих понятий, которые должны быть сформирова- к

*

0

1

дико-биологического цикла: «здоровье», «здоровый образ жизни», |

^

и л

е *

экспериментальная апробация данной системы. Цель статьи — ^

д и

о -к

здоровьесберегающих понятий у будущих учителей при изучении §

н

медико-биологических дисциплин. и

Материалы и методы. В ходе эксперимента в качестве основных методов исследования были использованы анализ психолого-педагогической, эколого-валеологической, научно-методической литературы, посвященной проблеме формирования научных понятий у обучающихся в ходе учебного процесса, в частности здоро-вьесберегающих понятий, а также диагностические методики: тематическое тестирование, анкетирование, самооценивание, анализ результатов деятельности студентов. Математико-статистический анализ позволил обобщить результаты проведенной исследовательской работы, выявить уровень сфор-мированности здоровьесбере-гающих понятий у студентов педагогического вуза при изучении дисциплин медико-биологического цикла.

Результаты. Результатом работы является определение системы здоровьесберегающих понятий, формируемых у студентов педагогического вуза в процессе изучения медико-биологических дисциплин. Также представлены сравнительные результаты формирования ключевых здоровьесберегающих понятий в процессе изучения медико-биологических дисциплин.

Обсуждение. Подчеркивается, что тьюторская поддержка, которая реализуется в ходе изучения будущими педагогами дисциплин медико-биологического цикла, способствует более эффектив-1 ному формированию ключевых здоровьесберегающих понятий у

о

» студентов педагогического вуза. ^ Заключение. Делается вывод о том, что изучение медико

^ биологических дисциплин с использованием элементов тьютор-

«о

о £

ской поддержки обеспечивает эффективное формирование ключевых здоровьесберегающих понятий, таких, как основы создания личностно значимого образа здоровья, здорового образа жизни,

а" самосохранительного поведения, что способствует формированию

| готовности будущих педагогов к оздоровительной деятельности в ^ образовательных организациях.

Ключевые слова: здоровье; здоровьесберегающие понятия;

формирование; медико-биологические дисциплины; тьюторская поддержка.

Основные положения:

- обоснована актуальность овладения здоровьесберегающи-ми понятиями;

- определена система ключевых здоровьесберегающих понятий, формирующихся у будущих педагогов при изучении меди- ф ко-биологических дисциплин и являющихся основой для создания личностно и профессионально значимого образа здоровья и здорового образа жизни;

- выявлены этапы формирования здоровьесберегающих понятий в процессе изучения медико-биологических дисциплин;

- определена эффективность процесса формирования здоро-вьесберегающих понятий, одним из условий которого является

1

3

0

№ а

ж

1

л

з д

з

о № О*

е о

е

к® з

е

а S

тьюторская поддержка.

а

о g

1 Введение (Introduction)

Потребность общества в формировании здорового подрастающего поколения существует испокон веков. Однако современное образование характеризуется как здоровьезатратное. Таким образом, одним из приоритетных направлений государственной политики в

к

Й

Л о

Л

а S

0 g

области образования является создание условий, обеспечивающих s

1

сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.

Проблема здоровья населения, подрастающего поколения является приоритетной для нашей страны. Направления по охране здоровья обучающихся отражены во многих федеральных и региональ- ди ных документах: Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 02.12.2019 № 399-Ф3); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 02.03.2016 № 46-ФЗ); «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» (от 05.11.1997 № 137); «О мерах по стабили-

ской Федерации» и других.

а

«о

о £

Современные федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют систему образования на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование готовности вести здоровый и безопасный образ жизни. Однако отсутствие надежных механизмов реализации принятых нормативных документов не дает возможности сделать образование здоровьесбе-регающим. При этом надо признать, что проблема сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи становится все более актуальной, так как общество заинтересовано в подготовке здорового специалиста, активной, целеустремленной и ответственной личности, которая способна успешно решать, поставленные перед ней задачи. В этой связи становится понятным, почему здоровье и ведение здорового образа жизни являются общепризнанными материальными и духовными ценностями современного общества.

В российской науке накоплен значительный опыт по формированию здорового образа жизни студенчества: медико-биологические направления разрабатывались Р. И. Айзманом, Г. А. Апанасен-ко, Ю. П. Лисициным, А. Г. Щедриной и др.; вопросы эколого-валеологического образования рас-сматривались Л. И. Пономаревой, З. И. Тюмасевой, И. Л. Ореховой и др.; физкультурно-оздоровительные аспекты изучались В. К. Бальсевичем, О. В. Ионо-вой, Ю. Г. Камсковой, В. И. Павловой, Н. В. Третьяковой и др.;

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«о §

£ психолого-педагогические — Н. П. Абаскаловой, Г. В. Валеевой,

А. Г. Маджугой, Н. Н. Малярчук, Т. Ф. Ореховой, И. Л. Ореховой, ^ З. И. Тюмасевой и др. [1-16].

Ученые в своих исследованиях акцентируют внимание на необходи-мость учитывать не только объективные факторы образовательного процесса, но прежде всего опираться на субъективное

а" состояние обучающихся.

а Между тем, несмотря на достаточно большое количество

§

^ публикаций на тему здоровьесбережения в области образования, в них недостаточно уделено внимания формированию у будущих пе-

дагогов здоровьесберегающих понятий при изучении медико-биологических дисциплин. Интерес к обозначенной проблеме обусловлен значимостью научных понятий в аспекте управления качеством образования. Понятие как форма мышления способствует осознанию реального объекта с точки зрения всех его существенных свойств. Таким образом, овладение здоровьесберегающими понятиями позволяет будущему педагогу выстроить личностно и профес- в сионально значимый образ здоровья и здорового образа жизни, в

И

первую очередь своего, а затем и своих учеников. §

ж 5

о № О* № о

к® №

§ £

теоретическом уровне актуальность ис-следования определяется не-

ж

о £

Актуальность проблемы нашего исследования на социально-педагогическом уровне обусловливается заказом общества на подготовку будущего учителя с приемлемым уровнем адаптации в социуме, у которого должна быть сформирована готовность к профессиональной здоровьеориентированной деятельности. На научно-

достаточной разработанностью теоретических подходов к процессу формирования здоровьесберегающих понятий у студентов педагогического вуза. Исследования современных ученых доказали, что

ж у

о

нередко организация жизнедеятельности подрастающего поколения а

1

страдает слабой разработанностью подходов к реализации здоро-вьесберегающего образовательного процесса. Все это обусловливает повышенный интерес к проблеме формирования здоровьесберегаю-

психосоматические нарушения, вредные привычки носят деструктивный характер и блокируют возможность успешного социального функционирования в современной конкурентной среде.

2 Материалы и методы (Materials and methods) В российской и зарубежной научно-методической литературе

с g

з 1

щих понятий у будущих учителей, так как ослабленное здоровье, ^

ж 5

5

№ 5

*

о 5

§

о

^

5

Л

о

накоплен значительный теоретический потенциал, открывающий 5 перспективы научного поиска путей и средств эффективного реше- 5

о

ния актуальной задачи здоровьесбережения в системе образования. 5

§

В нашем исследовании особо внимание отводится изучению форми- 5

рования здоровьесберегающих понятий у студентов педагогического вуза при овладении ими медико-биологическими дисциплинами. В процессе проведения педагогического эксперимента на основе анализа психолого-педагогической и эколого-валеологической литературы по проблеме исследования были определены методы диагностики, позволяющие выявить уровень сформированности обозначенных выше понятий: тематическое тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности студентов.

Экспериментальное исследование проведено на базе ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета. В нем приняли участие 210 студентов семи факультетов. В контрольную группу вошли студенты, процесс подготовки которых не имеет полного набора дисциплин медико-биологического цикла. Экспериментальная группа - студенты, изучающие в полном объеме дисциплины медико-биологического цикла; также в этой группе были использованы элементы тьюторской поддержки.

В процессе исследования нами использовалась методика формирова-ния научных понятий А. В. Усовой [17], Н. В. Залесо-вой [18], Е. А. Юговой [19]. Оценивался уровень сформированности следующих ключевых здоро-вьесберегающих: «здоровье», ! «здоровый образ жизни», «здоровьесбережение», «факторы сохра-

о

¡s нения здоровья».

$

^ 3 Результаты (Results )

bj На констатирующем этапе экспериментального исследова-

«

«о

0 £

¡S3 а

«о О

а

1

¡S3 cri

ния был проведен нулевой срез знаний, направленный на выявление представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Студентам было предложено ответить на вопросы опросника, разработанного на основе следующих анкет: «Мотивация на здоровый образ жизни» (З. И. Тюмасева), «Готовность к созданию здоровьесберегаю-щей среды (З. И. Тюмасева, И. Л. Орехова), «Потребностное напряжение в отношении здоровья» (З. И. Тюмасева, А. А. Цыган-

ков, И. Л. Орехова) [20]. Опросник был разделен на части, позволяющих выявить, во-первых, уровень представлений у будущих педагогов о здоровье и здоровом образе жизни; во-вторых, нацеленность на здоровый образ жизни; в-третьих, здоровьесберегаю-щие умения и навыки. Каждая составная часть опросника содержала 15 вопросов. Отвечая на предложенный вопрос, респондент мог выбрать один из предполагаемых ответов: «да» (1 балл), «не уве- $

к®

рен» (0,5 балла), «не знаю» (0 баллов). к

р

Общий результат по всем вопросам опросника можно было § получить, используя общую формулу: №

з о

сумма баллов, полученная респондентом на ответы опросника О

максимальная сумма баллов по опроснику

Данный процесс включает три этапа [21]:

- жа втором этапе происходит углубленное изучение этих

о

в

о* №

о

е

к® р

е §

В контрольной группе данный показатель составил 0,48; в экспериментальной — 0,52. Интерпретация результатов анкетиро- | вания позволила сделать вывод о том, что уровень сформированно-сти у будущих педагогов выявленных нами ключевых здоровьесбе-регающих понятий («здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровье-сбережение», «факторы сохранения здоровья») как в контрольной,

к

й

№ о

Л

Л

так и в экспериментальной группе является довольно низким. |

В ходе формирующего этапа экспериментального исследования осуществлялась целенаправленная работа, целью которой являлось эффективное формирование ключевых здоровьесберега-

ющих понятий. Ж

5

5

о £

п р 5

л

первый этап начинается с ознакомления с ключевыми по- 5

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нятиями и терминами, относящими к здоровьесбережению: здоро- ^

о

вье, здоровый образ жизни, оздоровление, кодекс здоровья и т.д.; о

г 5

Л

№ *

понятий. Цель - сформировать полноценное понимание содержа- |

д

ния основных понятий; о

5

третий этап - закрепление знаний, умений и владения §

ж

5

здоровьесберегающими понятиями, а также их совершенствование

а в о

£

в дальнейшем использовании. Цель - умение перевести во владение, чтобы затем проследить целевое назначение этих понятий.

При оценке сформированности здоровьесберегающих понятий были использованы следующие показатели: способность устанавливать аналогии, способности устанавливать закономерности, способности к обобщению.

Мы согласны с учеными В. Н. Ирхиным и И. В. Ирхиной, которые отмечают, что системообразующим звеном здоровьесбе-регающего учебного процесса является учебное занятие (в школе -это урок) [22].

З. И. Тюмасева, анализируя программы обучения здоровому образу жизни, отмечает, что обучать здоровью, здоровому образу жизни, самосохранительному поведению, вести профилактику вредных привычек на учебном занятии можно и необходимо. Но для этого требуется организовать учебный процесс так, чтобы в ходе его обучающийся не только получал теоретические знания, но также расширялись поисково-двигательные, эмоционально-чувственные возможности каждого обучающегося и не пропадал их интерес к здоровьесберегающей деятельности, а значит не накапливалась усталость и, более того, не появлялось отторжение и стрессонапря-женность.

Следовательно, здоровьесберегающий учебный процесс - это

а в

вко

олн взаимодействие субъектов образования, которое представляет со

бой дидактическое отношение, организуемое в определенных педа-^ гогических условиях, активизирующих адаптивные и резервные

возможности студентов (обучающихся) и ведущее к формированию потребности быть здоровым и вести здоровый образ жизни.

На таких занятиях происходит формирование здоровьесбере-

а" гающих понятий у студентов — будущих учителей. Дополнением к

са учебным занятиям в нашем исследовании является использование ^ отдельных элементов тьюторской поддержки (тьюторская консультация, тьюториал), которая осуществлялась по желанию студентов.

Тьюторскую поддержку форм5роваж5я здоровьесберегающш по-жят5й у студежтов мы рассматриваем как процесс кожструктжжо-го взаuмодействuя тьютора с тьюторажтом (ш5 педагога с тью-торской компетежц5ей со студежтам5), жаправлежжого жа выявлежж, форм5роваж5е 5 разв5тж у тьюторажта здоровьесберегающш зжаж5й 5 умеж5й жпользоважш способов фuзuческого, ду-ховжого 5 5жтеллектуальжого саморазв5т5я, эмоц5ожальжой само- о регуляц55, самоподдержт 5 ведеж5я здорового образа

Таким образом, анализируя вышесказанное, следует сделать вывод о том, что здоровьесберегающая стратегия образовательной деятельности заключается в профессионализме педагога, для которого приоритетными направлениями являются здоровье обучающихся, здоровый и безопасный образ жизни, самосохранительное поведение. Начальным этапом становления профессиональной здо-ровьесберегающей компетенции педагога является формирование у студента педагогического вуза ключевых здоровьесберегающих понятий - «здоровье», здоровьесбережение», «здоровый образ жизни», «факторы сохранения здоровья». Овладение содержанием здоро-вьесберегающих понятий обеспечивает формирование готовности к использованию здоровьесберегающих технологий. Студенту педаго-

х

гического вуза в процессе педагогической подготовки предоставля- 2 ется возможность активно вести просветительскую работу по во- 5 просам оздоровления. В результате творческой деятельности у него ЛЧ

еж

формируется устойчивая потребность находиться в центре социаль- 5 но-образовательной среды, высказывая свою позицию по здоро-вьесбережению. Эта деятельность является общественной, поэтому становится и субъективно значимой для студентов [23].

Владение студентами здоровьесберегающими технологиями

р о в

а ж

5 е

з д ор о в

о*

е

с е

к® р

е а

X

а

о

я

3

5 у

о

4

Ч

а

№ ж

5

5 е

д

5 к

О 5

л о

г

5

Ч

ес

позволяет им решать следующие задачи: 5

обучать нормам здорового образа жизни через развитие 5

ц

понятийно-категориального аппарата, а также методам, средствам, Щ приемам оздоровления (расш5реж5я адаптац5ожжых возможжостей 5

организма, повышения его устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды);

- воспитывать у подрастающего поколения бережное отношение к своему здоровью, понимание ценности и важности расширения адаптационных возможностей своего организма;

- оздоравливать и вести профилактическую и просветительскую работу.

На основе поэлементного анализа проводимой работы были рассчитаны коэффициенты усвоения содержания здоровьесберега-ющих понятий (рисунок 1).

Понятие "факторы сохранения...

Понятие "здоровьесбереже.

Понятие "ЗОЖ"

Понятие "здоровье"

0,84

0,68

- 0,78

wv.v.v^'^v.'^'^J.v.vlvlv.wv.'j'J п CQ

0,58

0,5

0,76

0,88

0,6

ПЭГ H КГ

0,5

0

1

Рисунок 1 — Сравнительная характеристика уровней сформированное™ здоровьесберегающих понятий (контрольный этап эксперимента)

Figure 1 — Comparative characteristics of the levels of formation of health-preserving concepts (control stage of the experiment)

Более высокие показатели сформированности ключевых здо-ровьесберегающих понятий в экспериментальной группе обусловлены тем, что данные студенты полноценно изучали дисциплины медико-биологического цикла («Культура здоровья», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы экологической культуры», «Здоровое питание», «Человек, его

здоровье и окружающая среда», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни), а также имели тьюторскую поддержку.

4 Обсуждение (Discussion)

Важной характеристикой качества знаний является их прочность. С целью выяснения прочности усвоенных студентами знаний в конце учебного года им предлагалось выполнить задания обобщающего характера, позволяющие выяснить уровень сформи-рованности здоровьесберегающих понятий.

Значения коэффициента усвоения здоровьесберегающих понятий по результатам работы, направленных на выявление прочности усвоенных студентами знаний следующие: в контрольной группе — 0,59; в экспериментальной группе — 0,82.

1

0,8 0,6 0,4 0,2 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КГ ^ЭГ

Констатирующий

Контрольный этап

этап

Рисунок 2 — Сравнительные результаты усвоения здоровьесбере-гающих понятий в контрольной и экспериментальной группах Figure 2 — Comparative results of assimilation of health-saving concepts in the control and experimental groups

Таким образом, результаты проведенного нами педагогического эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности процесса формирования здоровьесберегающих понятий при изучении медико-биологических дисциплин, а также положительном влиянии тьюторской поддержки на данный процесс.

5 Заключение (Conclusion)

в

И

о № а ж ж л

з д

Р

о

№ о-№ о

к® №

а S

S

ж

о g

S ж

Kl

л о

ж

ж а S

S g

ж ж

ж

ж ж

ж

№ д

ж

к -

§ о

г ж

ж № о к

S д

ж

о

ж

§ ж ж ж

Проведение педагогического эксперимента по проверке эффективности формирования системы здоровьесберегающих понятий: «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровьесбережение», «факторы сохранения здоровья» осуществлялось в условиях реализации методов эмпирического исследования. Наряду с методами, позволяющими получить количественные характеристики сформи-рованности у будущих педагогов обозначенных выше понятий, большую информативность имеют использованные методы качественной оценки: наблюдения, опросы, тьюторские консультации.

Наблюдения, проведенные на занятиях, позволили убедиться в том, что формирование здоровьесберегающих понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровьесбережение», «факторы сохранения здоровья» с использованием разнообразных элементов тьюторской поддержки повышает интерес к изучению медико-биологических дисциплин, усиливает мотивацию к выстраиванию личностно и профессионально значимого образа здоровья и здорового образа жизни, самосохранительного поведения (прежде всего своего, а затем и своих учеников).

Проведенный педагогический эксперимент, на контрольном этапе которого была дана оценка сформированности здоровьесбе-регающих понятий («здоровье», здоровый образ жизни», «здоро-вьесбережение», «факторы сохранения здоровья») с использованием следующих показателей: способность устанавливать аналогии, способности устанавливать закономерности, способности к обоб-^ щению, — подтвердил эффективность формирования данных по-

« нятий в процессе изучения медико-биологических дисциплин при

0

8 реализации тьюторской поддержки.

^ Становление в процессе изучения медико-биологических

^ дисциплин ключевых здоровьесберегающих понятий определяется

а

«о О

а

1

а

«о §

0 ж

1

со

нами как основа создания личностно значимого образа здоровья и здорового и безопасного образа жизни, формирования готовности будущих педагогов к оздоровительной деятельности в образовательных организациях.

Библиографический список

1. Айзман Р. И. Современные представления о здоровье и критерии его оценки // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-predstavleniya-o-zdorovie-i-kriterii-ego-otsenki (дата обращения: 05.02.2020).

2. Челнокова Е. А., Тюмасева З. И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культуры и спорта в высшей школе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1. С. 6.

3. Щедрина А.Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты. Новосибирск : Альфа-Виста, 2007. - 144 с.

4. Пономарева Л. И., Тюмасева З. И. Концептуальные основы эколого-валеологической подготовки педагогов дошкольного образования : монография. СПб. : ЦНИТ «АСТЕРИОН», 2008. - 197 с.

5. Тюмасева З. И., Орехова И. Л. Экологические аспекты здоровья как основа эколого-валеологического образования будущих педагогов // Вестник ВЭГУ 2017. № 6 (92). С. 92-103.

6. Бальсевич В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг.) // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 5. С . 2-6.

7. Ионова О. В. Физкультурно-оздоровительная деятельность в структуре досуга студенческой молодежи : дис. ... канд. социол. наук — 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы». Пенза, 2018. - 186 с.

8. Здоровье и физическая культура детей в родительской семье на Урале (проблемы само-сохранительного поведения) / Ю. Г. Камскова [и др.] // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке, 2016. Т. 18. № 6. С. 56-60.

9. Павлова В. И., Павлов Б. С., Сарайкин Д. А. Здоровье и здоровый образ жизни в обыденном сознании: населения на Урале // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке, 2016. Т. 18. № 6. С. 131-135.

10. Третьякова Н. В. О готовности обучающихся к здравотворческой деятельности // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоро-вьесберегающей деятельности образовательных учреждений : сб. ст. 4-й Между-нар. науч.-практ. конф., 23 апр. 2014 г., г. Екатеринбург. В 2 ч. Ч. 2 / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2014. С. 300-307.

11. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Новосибирск : Изд. НГПУ, 2012. - 157 с.

12. Критерии и показатели психолого-оздоровительной оценки безопасности и здоровьесбережения образовательной среды в системе «вуз-школа» / З. И. Тюмасева [и др.] // Фундаментальные исследования. 2015. № 8. Ч. 1. С. 158-167.

13. Маджуга А. Г., Салимова Р. М., Титова Е. В. Валеоакмеологические аспекты формирования мотивации к здоровому образу жизни у субъектов образовательного процесса в вузе // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 12. No 3 (2). С. 402-407.

в

и

ц

о

№ ö

Ж и

№ д

з

о № О* № о

кй з

а S

8 ж

о g

S и

Kl

№ о

ж

ж а S

о g

ж з и

ж

Ж и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

№ д

и

к -

Ц § о

г и

ж

№ о

к д

и

о

-к и

§ и Ж и

а

ü о -5s

б £

14. Малярчук Н. Н. Здоровье в системе ценностей человека // Российское образование. 2014. № 1. С. 48-55.

15. Орехова Т. Ф. Организация здоровьетворящего образования в современной школе : монография / М-во образования Российской Федерации ; Магнитогорский гос. ун-т. 2-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2011. - 355 с.

16. Орехова И. Л. Эколого-валеологизация диверсифицированной подготовки студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях : монография. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - 340 с.

17. Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М. : Педагогика, 1986. - 174 с.

18. Залесова Н. В. Формирование научных понятий // Известия Уральского государственного университета. 2009. № 4 (68). С. 126-134.

19. Югова Е. А. Теоретико-методологические основания формирования смыслообразующих конструктов здорового образа жизни студентов педагогического вуза : дисс. ... доктора пед. наук — 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Екатеринбург, 2015. - 302 с.

20. Проекти-рование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз - школа» как условие профессионального становления студентов / З. И. Тю-масева [ и др.] : монография. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. -290 с.

21. Щелчкова Н. Н., Тюмасева З. И., Орехова И. Л. Использование интерактивных форм обучения студентов при изучении курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» // Вестник ЧГПУ 2015. № 6. С. 125-135.

22. Ирхин В. Н., Ирхина И. В. Здоровьеориентированная деятельность учителя на уроке : учебное пособие. Белгород : ИД «Белгород» НИУ «Бел-ГУ», 2017. - 136 с.

23. Здоровьесберегающее поведение молодежи на Урале как жизненная ценность / Ю. Г. Камскова [и др.] // Современные проблемы науки и образования, 2017. № 3. С. 98.

Z. I. Tyumaseva1, I. L. Orekhova2, Ye. A. Chelnokova3

^RCID No. 0000-0001-5895-0605 Professor, Doctor of Pedagogic Sciences, Head of the Department of Life Safety Medical and Biological Disciplines,

a

g South-Ural state Humanities -Pedagogical University.

Cheliabinsk, Russia.

^ E-mail: zit@cspu.ru

2ORCID No. 0000 -0002-1671-7917 a

Docent, Candidate of Pedagogic Sciences,

Associate Professor at the Department of Life Safety

5 Medical and Biological Disciplines, South-Ural state

Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

^ E-mail: orehovail@cspu.ru

3ORCID No. 0000-0001-8673-6032 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Innovative Technologies of Management, Nizhny Novgorod state Pedagogical University of Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: chelnelena@gmail.com

FORMATION OF HEALTH SAVING CONCEPTS IN STUDENTS IN MEDICAL AND BIOLOGICAL DISCIPLINE

Abstract

Introduction. The article deals with a pressing problem dedicated to the development of a healthy personality. A system of healthy-saving concepts is defined, which should be formed at students of pedagogical university when studying disciplines of medical and biological cycle: "health", "healthy lifestyle", "healthy-saving», "factors of health preservation". Experimental testing of this system was carried out. The purpose of the article is to justify and reveal specific features of for-mation of healthy-saving concepts in future teachers in the study of medical and biological disciplines.

Materials and methods. During the experiment, the main g methods of research were analysis of psycho-pedagogical, eco

logical-valeological, scientific and methodological literature de s

t

voted to the problem of formation of scientific concepts in stu- &

e

dents during the educational process, in particular healthy-saving s concepts, as well as diagnostic methods: thematic testing, questionnaire, self-assessment, analysis of student re-sults. Mathematical and statistical analysis allowed to summarize the results of the §

o

s &

ft Ö

& g n g

o

<—1

0

1 o' a

research work carried out, to identify the level of formation of ^ healthy-saving concepts in students of pedagogical university when studying disciplines of medi-cal and biological cycle.

Results. The result of the work is the definition of the system of healthy-saving concepts formed in students of pedagogical ^

university in the process of study of medical and biological disciplines. Comparative results of formation of key health-saving concepts in the process of study of medical and biological disciplines are also presented.

Discussion. It is stressed that tutor support, which is implemented during the study of disci -plines of medical and biological cycle by future teachers, contributes to more ef-fective formation of key healthy-saving concepts in students of pedagogical uni-versity.

Conclusion. It is concluded that the study of medical and biological disciplines using elements of tutor support ensures the effective formation of key healthy-saving concepts, as the basis for the creation of a personal significant health style, a healthy life-style, self-preservation behavior, which contributes to the formation of readiness of future teachers for health-improving activities in educational organizations.

Keywords: Health; Health-saving concepts; Formation; Medical and biological disciplines; Tutor support. Highlights:

The relevance of health-saving concepts is justified; A system of key health-saving concepts developed by fu-| ture teachers in the study of medical and biological disciplines 1 has been defined and is the basis for the creation of a personal o and professionally significant health and healthy lifestyle;

The stages of formation of healthy - saving concepts in the process of study of medical and biological disciplines have been

a >

o

identified;

50

o

Defined efficiency of the process of formation of healthy -saving concepts, one of the conditions of which is tutor support.

References

^ 1. Ajzman R.I. (2012). Sovremennye predstavleniya o zdorov'e i

kriterii ego ocenki [Current health perceptions and evaluation criteria]. N Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, 9. Available at:

https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennye -predstavleniya-o-zdorovie-i-kriterii-ego-otsenki (Accessed: 05.02.2020). (In Russian).

2. Chelnokova E.A. & Tyumaseva Z.I. (2018), Formirovanie moti-vacii studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'tury i sporta v vysshej shkole [Formation of motivation of students for physical culture and sports in higher school]. VestnikMininskogo universiteta, 18, 6, 6. (In Russian).

3. Shchedrina A.G. (2007), Zdorovyj obraz zhizni: metodologiches-kie, social'nye, biologicheskie, medicinskie, psihologicheskie, pedagogiches-kie, ekologicheskie aspekty [Healthy lifestyle: methodological, social, biological, medical, psychological, pedagogical, environmental aspects]. Izdatel'stvo "Al'fa-Vista", Novosibirsk, 144 p. (In Russian).

4. Ponomareva L.I. & Tyumaseva Z.I. (2008), Konceptual'nye osnovy ekologo-valeologicheskoj podgotovki pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya [Conceptual basis of ecological and valeological training of pre -school teachers]. CNIT «ASTERION», St. Petersburg, 197 p. (In Russian).

5. Tyumaseva Z.I., Orekhova I.L. (2017), Ekologicheskie aspekty zdorov'ya kak osnova ekologo-valeologicheskogo obrazovaniya budushchih ^ pedagogov [Environmental aspects of health as a basis for environmental and e valeological education of future teachers]. Vestnik Vostochnoj ekonomiko- ° yuridicheskoj gumanitarnoj akademii, 6 (92), 92-103. (In Russian). S

6. Bal'sevich V.K. (2006), Zdorov'eformiruyushchaya funkciya obra- o

n

zovaniya v Rossijskoj Federacii (Materialy k razrabotke nacional'nogo g

proekta ozdorovleniya podrastayushchego pokoleniya Rossii v period 2006- te

e

2026) [Health-forming function of education in the Russian Federation (Materials for the development of a national project to improve the health of the younger generation of Russia in the period 2006-2026)]. Fizicheskaya kul'tu-

v

i n

ra: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 5, 2-6. (In Russian). g

7. Ionova O.V. (2018), Fizkul'turno-ozdorovitel'naya deyatel'nost' v j? strukture dosuga studencheskoj molodezhi: dissertaciya kandidata sociolog- ^ icheskih nauk [Physical and recreational activity in the structure of leisure of student youth: thesis of the candidate of sociological sciences]. Penza, 186 p. (In Russian). ^

8. Kamskova Yu.G., Pavlov B.S., Pavlov D.B. & Saraykin D.A. §

(2006), Zdorov'e i fizicheskaya kul'tura detej v roditel'skoj sem'e na Urale

(problemy samosohranitel'nogo povedeniya) [Health and physical culture of

children in the parental family in Urals (a problem of self-preservation of &

behavior)]. Zhurnal nauchnyh statej Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke, 18, ~

a

6, 56-60. (In Russian). ^

9. Pavlova V.I., Pavlov B.S. & Saraykin D.A. (2016), Zdorov'e i zdo- fe

o

rovyj obraz zhizni v obydennom soznanii: naseleniya na Urale [Health and O

ofe

healthy lifestyle in ordinary consciousness: the population in the Urals]. a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zhurnal nauchnyh statej Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke, 18, 6, 131-135. (In Russian)

10. Tret'yakova N.V. (2014), O gotovnosti obuchayushchihsya k fe zdravotvorcheskoj deyatel'nosti [On Readiness of Students for Health Activi- ^

a

ü o -5s

£

a >

o

S

50

o

a >

50 to

a

5

s

6

N

ties]. Sbornik statej 4-oj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Problemy kachestva fizkul'turno-ozdorovitel'noj i zdorov'esberegayushchej deyatel'nosti obrazovatel'nyh uchrezhdenij", April 23, 2014. Yekaterinburg 2, 300-307. (In Russian)

11. Abaskalova N.P. & Zverkova A.Yu. (2012), Zdorov'esberegayush-chie pedagogicheskie tekhnologii [Health saving pedagogical technologies]. Izdatel'stvo "NGPU", Novosibirsk, 157. (In Russian).

12. Tyumaseva Z.I., Valeeva G.V., Orekhova I.L., Romanova E.A. (2015) Kriterii i pokazateli psihologo -ozdorovitel'noj ocenki bezopasnosti i zdorov'esberezheniya obrazovatel'noj sredy v sisteme "vuz-shkola" [Criteria and indicators of psikhologo -improving assessment of safety and health saving of the educational environment in a system «higher education institution school»]. Fundamental'nye issledovaniya, 8, 1, 158-167. (In Russian).

13. Madzhuga A.G., Salimova R.M. & Titova E.V. (2010), Valeoak-meologicheskie aspekty formirovaniya motivacii k zdorovomu obrazu zhizni u sub"ektov obrazovatel'nogo processa v vuze [Valeoacmeological aspects of the formation of motivation for a healthy lifestyle in subjects of the educational process in the university]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN, 12, 3 (2), 402-407. (In Russian).

14. Malyarchuk N.N. (2014), Zdorov'e v sisteme cennostej cheloveka [Health in the System of Human Values].Rossijskoe obrazovanie, 1, 48-55. (In Russian).

15. Orekhova T.F. (2011), Organizaciya zdorov'etvoryashchego obra-zovaniya v sovremennoj shkole [Organization of healthy education in modern school]. FLINTA, Moscow, 355 p. (In Russian).

16. Orekhova I.L (2012), Ekologo-valeologizaciya diversificirovan-noj podgotovki studentov k ozdorovitel'noj deyatel'nosti v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [Ecological-valeologization of diversified preparation of students for health-improving activities in educational institutions]. Izdatel'stvo Chelyabinskogo gosudarstvennogoj pedagogicheskogo universi-teta, 340 p. (In Russian).

17. Usova A.V. (1986), Formirovanie u shkol'nikov nauchnyh po-nyatij v processe obucheniya [Formation of scientific concepts in schoolchildren in the process of training]. Pedagogika, 174 p. (In Russian).

18. Zalesova N.V. (2009), Formirovanie nauchnyh ponyatij [Formation of scientific concepts]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo uni-versiteta, 4 (68), 126-134. (In Russian).

19. Yugova E.A. (2015), Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya formirovaniya smysloobrazuyushchih konstruktov zdorovogo obraza zhizni studentov pedagogicheskogo vuza (dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni doktora pedagogicheskih nauk) [Theoretical and methodological bases of formation of meaning-forming designs of healthy lifestyle of students of pedagogical university (Dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences)]. Yekaterinburg, 302 p. (In Russian).

a

20. Tyumaseva Z.I., Orekhova I.L., Valeeva G.V. & Gladkaya E.S. (2015), Proektirovanie bezopasnogo i zdorov'esberegayushchego pros-transtva "vuz - shkola" kak uslovie professional'nogo stanovleniya studentov [Design of safe and healthy space "university - school"as a condition of professional formation of students]. Izdatel'stvo Chelyabinskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta, Chelyabinsk, 290 p. (In Russian).

21. Shchelchkova N.N., Tyumaseva Z.I. & Orekhova I.L. (2015), Ispol'zovanie interaktivnyh form obucheniya studentov pri izuchenii kursa "Vozrastnaya anatomiya, fiziologiya i gigiena " [Use of interactive forms of students "Education in the course" age anatomy, physiology and hygiene]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 6. 125-135. (In Russian).

22. Irhin V.N. & Irhina I.V. (2017), Zdorov'eorientirovannaya deyatel'nost' uchitelya na uroke: uchebnoe posobie [Healthy-oriented teacher activity in the lesson]. Izdatel'skij dom "Belgorod", Belgorod, 136 p. (In Russian).

23. Kamskova Yu.G., Pavlova V.I., Pavlov B.S., Saraykin D.A. & Sa-lobuto R.G. (2017), Zdorov'esberegayushchee povedenie molodezhi na Urale T kak zhiznennaya cennost' [Health saving behaviour of youth in the urals as ^ vital value]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 3, 98. (In Rus- |

sian). s

s &

ft

a —

g s

s

c —

£

&

s

(6 —

c'

a

a s

£ —

S'

<—1 S

— c'

a

l

——1 s

&

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.