3ОЯСГО № 0000-0001-8673-6032 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,
ны у студентов педагогического вуза при изучении дисциплин ме-
«здоровьесбережение», «факторы сохранения здоровья». Проведена
обосновать и раскрыть специфические особенности формирования
в
DOI 10.25588/CSPU.2020.154.1.013
УДК 378.147 ББК 74.48
З. И. Тюмасева1, И. Л. Орехова2, Е. А. Челнокова3
1ORCID № 0000-0001-5895-0605
Профессор, доктор педагогических наук, заведующаий кафедрой безопасности
жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский
государственный гуманитарно-педагогический университет, 3
г. Челябинск, Российская Федерация. |
E-mail: zit@cspu.ru 'о
а
2ORCID № 0000-0002-1671-7917 |
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности &
жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, 0
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, е
г. Челябинск, Российская Федерация. ее
E-mail: orehovail@cspu.ru ^
а §
г. Нижний Новгород, Российская Федерация. у <
E-mail: chelnelena@gmail.com ^
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ §
8 ►а
к
г
л № а к к
ПОНЯТИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИ
Аннотация
Введение. В статье рассматривается актуальная проблема, посвященная становлению здоровой личности. Определена система
здоровьесберегающих понятий, которые должны быть сформирова- к
*
0
1
дико-биологического цикла: «здоровье», «здоровый образ жизни», |
^
и л
е *
экспериментальная апробация данной системы. Цель статьи — ^
д и
о -к
здоровьесберегающих понятий у будущих учителей при изучении §
н
медико-биологических дисциплин. и
Материалы и методы. В ходе эксперимента в качестве основных методов исследования были использованы анализ психолого-педагогической, эколого-валеологической, научно-методической литературы, посвященной проблеме формирования научных понятий у обучающихся в ходе учебного процесса, в частности здоро-вьесберегающих понятий, а также диагностические методики: тематическое тестирование, анкетирование, самооценивание, анализ результатов деятельности студентов. Математико-статистический анализ позволил обобщить результаты проведенной исследовательской работы, выявить уровень сфор-мированности здоровьесбере-гающих понятий у студентов педагогического вуза при изучении дисциплин медико-биологического цикла.
Результаты. Результатом работы является определение системы здоровьесберегающих понятий, формируемых у студентов педагогического вуза в процессе изучения медико-биологических дисциплин. Также представлены сравнительные результаты формирования ключевых здоровьесберегающих понятий в процессе изучения медико-биологических дисциплин.
Обсуждение. Подчеркивается, что тьюторская поддержка, которая реализуется в ходе изучения будущими педагогами дисциплин медико-биологического цикла, способствует более эффектив-1 ному формированию ключевых здоровьесберегающих понятий у
о
» студентов педагогического вуза. ^ Заключение. Делается вывод о том, что изучение медико
^ биологических дисциплин с использованием элементов тьютор-
«о
о £
ской поддержки обеспечивает эффективное формирование ключевых здоровьесберегающих понятий, таких, как основы создания личностно значимого образа здоровья, здорового образа жизни,
а" самосохранительного поведения, что способствует формированию
| готовности будущих педагогов к оздоровительной деятельности в ^ образовательных организациях.
Ключевые слова: здоровье; здоровьесберегающие понятия;
формирование; медико-биологические дисциплины; тьюторская поддержка.
Основные положения:
- обоснована актуальность овладения здоровьесберегающи-ми понятиями;
- определена система ключевых здоровьесберегающих понятий, формирующихся у будущих педагогов при изучении меди- ф ко-биологических дисциплин и являющихся основой для создания личностно и профессионально значимого образа здоровья и здорового образа жизни;
- выявлены этапы формирования здоровьесберегающих понятий в процессе изучения медико-биологических дисциплин;
- определена эффективность процесса формирования здоро-вьесберегающих понятий, одним из условий которого является
1
3
0
№ а
ж
1
л
з д
з
о № О*
е о
е
к® з
е
а S
тьюторская поддержка.
а
о g
1 Введение (Introduction)
Потребность общества в формировании здорового подрастающего поколения существует испокон веков. Однако современное образование характеризуется как здоровьезатратное. Таким образом, одним из приоритетных направлений государственной политики в
к
Й
Л о
Л
а S
0 g
области образования является создание условий, обеспечивающих s
1
сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.
Проблема здоровья населения, подрастающего поколения является приоритетной для нашей страны. Направления по охране здоровья обучающихся отражены во многих федеральных и региональ- ди ных документах: Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 02.12.2019 № 399-Ф3); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 02.03.2016 № 46-ФЗ); «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» (от 05.11.1997 № 137); «О мерах по стабили-
ской Федерации» и других.
а
«о
о £
Современные федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют систему образования на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование готовности вести здоровый и безопасный образ жизни. Однако отсутствие надежных механизмов реализации принятых нормативных документов не дает возможности сделать образование здоровьесбе-регающим. При этом надо признать, что проблема сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи становится все более актуальной, так как общество заинтересовано в подготовке здорового специалиста, активной, целеустремленной и ответственной личности, которая способна успешно решать, поставленные перед ней задачи. В этой связи становится понятным, почему здоровье и ведение здорового образа жизни являются общепризнанными материальными и духовными ценностями современного общества.
В российской науке накоплен значительный опыт по формированию здорового образа жизни студенчества: медико-биологические направления разрабатывались Р. И. Айзманом, Г. А. Апанасен-ко, Ю. П. Лисициным, А. Г. Щедриной и др.; вопросы эколого-валеологического образования рас-сматривались Л. И. Пономаревой, З. И. Тюмасевой, И. Л. Ореховой и др.; физкультурно-оздоровительные аспекты изучались В. К. Бальсевичем, О. В. Ионо-вой, Ю. Г. Камсковой, В. И. Павловой, Н. В. Третьяковой и др.;
а
«о §
£ психолого-педагогические — Н. П. Абаскаловой, Г. В. Валеевой,
А. Г. Маджугой, Н. Н. Малярчук, Т. Ф. Ореховой, И. Л. Ореховой, ^ З. И. Тюмасевой и др. [1-16].
Ученые в своих исследованиях акцентируют внимание на необходи-мость учитывать не только объективные факторы образовательного процесса, но прежде всего опираться на субъективное
а" состояние обучающихся.
а Между тем, несмотря на достаточно большое количество
§
^ публикаций на тему здоровьесбережения в области образования, в них недостаточно уделено внимания формированию у будущих пе-
дагогов здоровьесберегающих понятий при изучении медико-биологических дисциплин. Интерес к обозначенной проблеме обусловлен значимостью научных понятий в аспекте управления качеством образования. Понятие как форма мышления способствует осознанию реального объекта с точки зрения всех его существенных свойств. Таким образом, овладение здоровьесберегающими понятиями позволяет будущему педагогу выстроить личностно и профес- в сионально значимый образ здоровья и здорового образа жизни, в
И
первую очередь своего, а затем и своих учеников. §
ж 5
№
о № О* № о
№
к® №
§ £
теоретическом уровне актуальность ис-следования определяется не-
ж
о £
Актуальность проблемы нашего исследования на социально-педагогическом уровне обусловливается заказом общества на подготовку будущего учителя с приемлемым уровнем адаптации в социуме, у которого должна быть сформирована готовность к профессиональной здоровьеориентированной деятельности. На научно-
достаточной разработанностью теоретических подходов к процессу формирования здоровьесберегающих понятий у студентов педагогического вуза. Исследования современных ученых доказали, что
ж у
о
нередко организация жизнедеятельности подрастающего поколения а
1
страдает слабой разработанностью подходов к реализации здоро-вьесберегающего образовательного процесса. Все это обусловливает повышенный интерес к проблеме формирования здоровьесберегаю-
психосоматические нарушения, вредные привычки носят деструктивный характер и блокируют возможность успешного социального функционирования в современной конкурентной среде.
2 Материалы и методы (Materials and methods) В российской и зарубежной научно-методической литературе
с g
з 1
щих понятий у будущих учителей, так как ослабленное здоровье, ^
№
ж 5
5
№ 5
*
о 5
§
о
^
5
Л
о
накоплен значительный теоретический потенциал, открывающий 5 перспективы научного поиска путей и средств эффективного реше- 5
о
ния актуальной задачи здоровьесбережения в системе образования. 5
§
В нашем исследовании особо внимание отводится изучению форми- 5
рования здоровьесберегающих понятий у студентов педагогического вуза при овладении ими медико-биологическими дисциплинами. В процессе проведения педагогического эксперимента на основе анализа психолого-педагогической и эколого-валеологической литературы по проблеме исследования были определены методы диагностики, позволяющие выявить уровень сформированности обозначенных выше понятий: тематическое тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности студентов.
Экспериментальное исследование проведено на базе ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета. В нем приняли участие 210 студентов семи факультетов. В контрольную группу вошли студенты, процесс подготовки которых не имеет полного набора дисциплин медико-биологического цикла. Экспериментальная группа - студенты, изучающие в полном объеме дисциплины медико-биологического цикла; также в этой группе были использованы элементы тьюторской поддержки.
В процессе исследования нами использовалась методика формирова-ния научных понятий А. В. Усовой [17], Н. В. Залесо-вой [18], Е. А. Юговой [19]. Оценивался уровень сформированности следующих ключевых здоро-вьесберегающих: «здоровье», ! «здоровый образ жизни», «здоровьесбережение», «факторы сохра-
о
¡s нения здоровья».
$
^ 3 Результаты (Results )
bj На констатирующем этапе экспериментального исследова-
«
«о
0 £
¡S3 а
«о О
а
1
¡S3 cri
ния был проведен нулевой срез знаний, направленный на выявление представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Студентам было предложено ответить на вопросы опросника, разработанного на основе следующих анкет: «Мотивация на здоровый образ жизни» (З. И. Тюмасева), «Готовность к созданию здоровьесберегаю-щей среды (З. И. Тюмасева, И. Л. Орехова), «Потребностное напряжение в отношении здоровья» (З. И. Тюмасева, А. А. Цыган-
ков, И. Л. Орехова) [20]. Опросник был разделен на части, позволяющих выявить, во-первых, уровень представлений у будущих педагогов о здоровье и здоровом образе жизни; во-вторых, нацеленность на здоровый образ жизни; в-третьих, здоровьесберегаю-щие умения и навыки. Каждая составная часть опросника содержала 15 вопросов. Отвечая на предложенный вопрос, респондент мог выбрать один из предполагаемых ответов: «да» (1 балл), «не уве- $
к®
рен» (0,5 балла), «не знаю» (0 баллов). к
р
Общий результат по всем вопросам опросника можно было § получить, используя общую формулу: №
з о
сумма баллов, полученная респондентом на ответы опросника О
максимальная сумма баллов по опроснику
Данный процесс включает три этапа [21]:
- жа втором этапе происходит углубленное изучение этих
о
в
о* №
о
е
к® р
е §
В контрольной группе данный показатель составил 0,48; в экспериментальной — 0,52. Интерпретация результатов анкетиро- | вания позволила сделать вывод о том, что уровень сформированно-сти у будущих педагогов выявленных нами ключевых здоровьесбе-регающих понятий («здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровье-сбережение», «факторы сохранения здоровья») как в контрольной,
к
й
№ о
Л
Л
так и в экспериментальной группе является довольно низким. |
В ходе формирующего этапа экспериментального исследования осуществлялась целенаправленная работа, целью которой являлось эффективное формирование ключевых здоровьесберега-
"Л
ющих понятий. Ж
5
5
о £
п р 5
л
первый этап начинается с ознакомления с ключевыми по- 5
о
нятиями и терминами, относящими к здоровьесбережению: здоро- ^
о
вье, здоровый образ жизни, оздоровление, кодекс здоровья и т.д.; о
г 5
Л
№ *
понятий. Цель - сформировать полноценное понимание содержа- |
д
ния основных понятий; о
5
третий этап - закрепление знаний, умений и владения §
ж
5
здоровьесберегающими понятиями, а также их совершенствование
а в о
£
в дальнейшем использовании. Цель - умение перевести во владение, чтобы затем проследить целевое назначение этих понятий.
При оценке сформированности здоровьесберегающих понятий были использованы следующие показатели: способность устанавливать аналогии, способности устанавливать закономерности, способности к обобщению.
Мы согласны с учеными В. Н. Ирхиным и И. В. Ирхиной, которые отмечают, что системообразующим звеном здоровьесбе-регающего учебного процесса является учебное занятие (в школе -это урок) [22].
З. И. Тюмасева, анализируя программы обучения здоровому образу жизни, отмечает, что обучать здоровью, здоровому образу жизни, самосохранительному поведению, вести профилактику вредных привычек на учебном занятии можно и необходимо. Но для этого требуется организовать учебный процесс так, чтобы в ходе его обучающийся не только получал теоретические знания, но также расширялись поисково-двигательные, эмоционально-чувственные возможности каждого обучающегося и не пропадал их интерес к здоровьесберегающей деятельности, а значит не накапливалась усталость и, более того, не появлялось отторжение и стрессонапря-женность.
Следовательно, здоровьесберегающий учебный процесс - это
а в
вко
олн взаимодействие субъектов образования, которое представляет со
бой дидактическое отношение, организуемое в определенных педа-^ гогических условиях, активизирующих адаптивные и резервные
возможности студентов (обучающихся) и ведущее к формированию потребности быть здоровым и вести здоровый образ жизни.
На таких занятиях происходит формирование здоровьесбере-
а" гающих понятий у студентов — будущих учителей. Дополнением к
са учебным занятиям в нашем исследовании является использование ^ отдельных элементов тьюторской поддержки (тьюторская консультация, тьюториал), которая осуществлялась по желанию студентов.
Тьюторскую поддержку форм5роваж5я здоровьесберегающш по-жят5й у студежтов мы рассматриваем как процесс кожструктжжо-го взаuмодействuя тьютора с тьюторажтом (ш5 педагога с тью-торской компетежц5ей со студежтам5), жаправлежжого жа выявлежж, форм5роваж5е 5 разв5тж у тьюторажта здоровьесберегающш зжаж5й 5 умеж5й жпользоважш способов фuзuческого, ду-ховжого 5 5жтеллектуальжого саморазв5т5я, эмоц5ожальжой само- о регуляц55, самоподдержт 5 ведеж5я здорового образа
Таким образом, анализируя вышесказанное, следует сделать вывод о том, что здоровьесберегающая стратегия образовательной деятельности заключается в профессионализме педагога, для которого приоритетными направлениями являются здоровье обучающихся, здоровый и безопасный образ жизни, самосохранительное поведение. Начальным этапом становления профессиональной здо-ровьесберегающей компетенции педагога является формирование у студента педагогического вуза ключевых здоровьесберегающих понятий - «здоровье», здоровьесбережение», «здоровый образ жизни», «факторы сохранения здоровья». Овладение содержанием здоро-вьесберегающих понятий обеспечивает формирование готовности к использованию здоровьесберегающих технологий. Студенту педаго-
х
гического вуза в процессе педагогической подготовки предоставля- 2 ется возможность активно вести просветительскую работу по во- 5 просам оздоровления. В результате творческой деятельности у него ЛЧ
еж
формируется устойчивая потребность находиться в центре социаль- 5 но-образовательной среды, высказывая свою позицию по здоро-вьесбережению. Эта деятельность является общественной, поэтому становится и субъективно значимой для студентов [23].
Владение студентами здоровьесберегающими технологиями
р о в
а ж
5 е
з д ор о в
о*
е
с е
к® р
е а
X
а
о
я
3
5 у
о
4
Ч
а
№ ж
5
5 е
д
5 к
О 5
л о
г
5
Ч
ес
позволяет им решать следующие задачи: 5
обучать нормам здорового образа жизни через развитие 5
ц
понятийно-категориального аппарата, а также методам, средствам, Щ приемам оздоровления (расш5реж5я адаптац5ожжых возможжостей 5
организма, повышения его устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды);
- воспитывать у подрастающего поколения бережное отношение к своему здоровью, понимание ценности и важности расширения адаптационных возможностей своего организма;
- оздоравливать и вести профилактическую и просветительскую работу.
На основе поэлементного анализа проводимой работы были рассчитаны коэффициенты усвоения содержания здоровьесберега-ющих понятий (рисунок 1).
Понятие "факторы сохранения...
Понятие "здоровьесбереже.
Понятие "ЗОЖ"
Понятие "здоровье"
0,84
0,68
- 0,78
wv.v.v^'^v.'^'^J.v.vlvlv.wv.'j'J п CQ
0,58
0,5
0,76
0,88
0,6
ПЭГ H КГ
0,5
0
1
Рисунок 1 — Сравнительная характеристика уровней сформированное™ здоровьесберегающих понятий (контрольный этап эксперимента)
Figure 1 — Comparative characteristics of the levels of formation of health-preserving concepts (control stage of the experiment)
Более высокие показатели сформированности ключевых здо-ровьесберегающих понятий в экспериментальной группе обусловлены тем, что данные студенты полноценно изучали дисциплины медико-биологического цикла («Культура здоровья», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы экологической культуры», «Здоровое питание», «Человек, его
здоровье и окружающая среда», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни), а также имели тьюторскую поддержку.
4 Обсуждение (Discussion)
Важной характеристикой качества знаний является их прочность. С целью выяснения прочности усвоенных студентами знаний в конце учебного года им предлагалось выполнить задания обобщающего характера, позволяющие выяснить уровень сформи-рованности здоровьесберегающих понятий.
Значения коэффициента усвоения здоровьесберегающих понятий по результатам работы, направленных на выявление прочности усвоенных студентами знаний следующие: в контрольной группе — 0,59; в экспериментальной группе — 0,82.
1
0,8 0,6 0,4 0,2 0
КГ ^ЭГ
Констатирующий
Контрольный этап
этап
Рисунок 2 — Сравнительные результаты усвоения здоровьесбере-гающих понятий в контрольной и экспериментальной группах Figure 2 — Comparative results of assimilation of health-saving concepts in the control and experimental groups
Таким образом, результаты проведенного нами педагогического эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности процесса формирования здоровьесберегающих понятий при изучении медико-биологических дисциплин, а также положительном влиянии тьюторской поддержки на данный процесс.
5 Заключение (Conclusion)
в
И
о № а ж ж л
з д
Р
о
№ о-№ о
№
к® №
а S
S
ж
о g
S ж
Kl
л о
ж
ж а S
S g
ж ж
ж
№
ж ж
ж
№ д
ж
к -
§ о
г ж
ж № о к
S д
ж
о
-к
ж
§ ж ж ж
Проведение педагогического эксперимента по проверке эффективности формирования системы здоровьесберегающих понятий: «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровьесбережение», «факторы сохранения здоровья» осуществлялось в условиях реализации методов эмпирического исследования. Наряду с методами, позволяющими получить количественные характеристики сформи-рованности у будущих педагогов обозначенных выше понятий, большую информативность имеют использованные методы качественной оценки: наблюдения, опросы, тьюторские консультации.
Наблюдения, проведенные на занятиях, позволили убедиться в том, что формирование здоровьесберегающих понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровьесбережение», «факторы сохранения здоровья» с использованием разнообразных элементов тьюторской поддержки повышает интерес к изучению медико-биологических дисциплин, усиливает мотивацию к выстраиванию личностно и профессионально значимого образа здоровья и здорового образа жизни, самосохранительного поведения (прежде всего своего, а затем и своих учеников).
Проведенный педагогический эксперимент, на контрольном этапе которого была дана оценка сформированности здоровьесбе-регающих понятий («здоровье», здоровый образ жизни», «здоро-вьесбережение», «факторы сохранения здоровья») с использованием следующих показателей: способность устанавливать аналогии, способности устанавливать закономерности, способности к обоб-^ щению, — подтвердил эффективность формирования данных по-
« нятий в процессе изучения медико-биологических дисциплин при
0
8 реализации тьюторской поддержки.
^ Становление в процессе изучения медико-биологических
^ дисциплин ключевых здоровьесберегающих понятий определяется
а
«о О
а
1
а
«о §
0 ж
1
со
нами как основа создания личностно значимого образа здоровья и здорового и безопасного образа жизни, формирования готовности будущих педагогов к оздоровительной деятельности в образовательных организациях.
Библиографический список
1. Айзман Р. И. Современные представления о здоровье и критерии его оценки // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-predstavleniya-o-zdorovie-i-kriterii-ego-otsenki (дата обращения: 05.02.2020).
2. Челнокова Е. А., Тюмасева З. И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культуры и спорта в высшей школе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1. С. 6.
3. Щедрина А.Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты. Новосибирск : Альфа-Виста, 2007. - 144 с.
4. Пономарева Л. И., Тюмасева З. И. Концептуальные основы эколого-валеологической подготовки педагогов дошкольного образования : монография. СПб. : ЦНИТ «АСТЕРИОН», 2008. - 197 с.
5. Тюмасева З. И., Орехова И. Л. Экологические аспекты здоровья как основа эколого-валеологического образования будущих педагогов // Вестник ВЭГУ 2017. № 6 (92). С. 92-103.
6. Бальсевич В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг.) // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 5. С . 2-6.
7. Ионова О. В. Физкультурно-оздоровительная деятельность в структуре досуга студенческой молодежи : дис. ... канд. социол. наук — 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы». Пенза, 2018. - 186 с.
8. Здоровье и физическая культура детей в родительской семье на Урале (проблемы само-сохранительного поведения) / Ю. Г. Камскова [и др.] // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке, 2016. Т. 18. № 6. С. 56-60.
9. Павлова В. И., Павлов Б. С., Сарайкин Д. А. Здоровье и здоровый образ жизни в обыденном сознании: населения на Урале // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке, 2016. Т. 18. № 6. С. 131-135.
10. Третьякова Н. В. О готовности обучающихся к здравотворческой деятельности // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоро-вьесберегающей деятельности образовательных учреждений : сб. ст. 4-й Между-нар. науч.-практ. конф., 23 апр. 2014 г., г. Екатеринбург. В 2 ч. Ч. 2 / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2014. С. 300-307.
11. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Новосибирск : Изд. НГПУ, 2012. - 157 с.
12. Критерии и показатели психолого-оздоровительной оценки безопасности и здоровьесбережения образовательной среды в системе «вуз-школа» / З. И. Тюмасева [и др.] // Фундаментальные исследования. 2015. № 8. Ч. 1. С. 158-167.
13. Маджуга А. Г., Салимова Р. М., Титова Е. В. Валеоакмеологические аспекты формирования мотивации к здоровому образу жизни у субъектов образовательного процесса в вузе // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 12. No 3 (2). С. 402-407.
в
и
ц
о
№ ö
Ж и
№ д
з
о № О* № о
№
кй з
№
а S
8 ж
о g
S и
Kl
№ о
ж
ж а S
о g
ж з и
ж
№
Ж и
и
№ д
и
к -
Ц § о
г и
ж
№ о
к д
и
о
-к и
§ и Ж и
а
ü о -5s
б £
14. Малярчук Н. Н. Здоровье в системе ценностей человека // Российское образование. 2014. № 1. С. 48-55.
15. Орехова Т. Ф. Организация здоровьетворящего образования в современной школе : монография / М-во образования Российской Федерации ; Магнитогорский гос. ун-т. 2-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2011. - 355 с.
16. Орехова И. Л. Эколого-валеологизация диверсифицированной подготовки студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях : монография. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - 340 с.
17. Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М. : Педагогика, 1986. - 174 с.
18. Залесова Н. В. Формирование научных понятий // Известия Уральского государственного университета. 2009. № 4 (68). С. 126-134.
19. Югова Е. А. Теоретико-методологические основания формирования смыслообразующих конструктов здорового образа жизни студентов педагогического вуза : дисс. ... доктора пед. наук — 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Екатеринбург, 2015. - 302 с.
20. Проекти-рование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз - школа» как условие профессионального становления студентов / З. И. Тю-масева [ и др.] : монография. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. -290 с.
21. Щелчкова Н. Н., Тюмасева З. И., Орехова И. Л. Использование интерактивных форм обучения студентов при изучении курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» // Вестник ЧГПУ 2015. № 6. С. 125-135.
22. Ирхин В. Н., Ирхина И. В. Здоровьеориентированная деятельность учителя на уроке : учебное пособие. Белгород : ИД «Белгород» НИУ «Бел-ГУ», 2017. - 136 с.
23. Здоровьесберегающее поведение молодежи на Урале как жизненная ценность / Ю. Г. Камскова [и др.] // Современные проблемы науки и образования, 2017. № 3. С. 98.
Z. I. Tyumaseva1, I. L. Orekhova2, Ye. A. Chelnokova3
^RCID No. 0000-0001-5895-0605 Professor, Doctor of Pedagogic Sciences, Head of the Department of Life Safety Medical and Biological Disciplines,
a
g South-Ural state Humanities -Pedagogical University.
Cheliabinsk, Russia.
^ E-mail: zit@cspu.ru
2ORCID No. 0000 -0002-1671-7917 a
Docent, Candidate of Pedagogic Sciences,
Associate Professor at the Department of Life Safety
5 Medical and Biological Disciplines, South-Ural state
Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
^ E-mail: orehovail@cspu.ru
3ORCID No. 0000-0001-8673-6032 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Innovative Technologies of Management, Nizhny Novgorod state Pedagogical University of Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: chelnelena@gmail.com
FORMATION OF HEALTH SAVING CONCEPTS IN STUDENTS IN MEDICAL AND BIOLOGICAL DISCIPLINE
Abstract
Introduction. The article deals with a pressing problem dedicated to the development of a healthy personality. A system of healthy-saving concepts is defined, which should be formed at students of pedagogical university when studying disciplines of medical and biological cycle: "health", "healthy lifestyle", "healthy-saving», "factors of health preservation". Experimental testing of this system was carried out. The purpose of the article is to justify and reveal specific features of for-mation of healthy-saving concepts in future teachers in the study of medical and biological disciplines.
Materials and methods. During the experiment, the main g methods of research were analysis of psycho-pedagogical, eco
logical-valeological, scientific and methodological literature de s
t
voted to the problem of formation of scientific concepts in stu- &
e
dents during the educational process, in particular healthy-saving s concepts, as well as diagnostic methods: thematic testing, questionnaire, self-assessment, analysis of student re-sults. Mathematical and statistical analysis allowed to summarize the results of the §
o
s &
ft Ö
& g n g
o
<—1
0
1 o' a
research work carried out, to identify the level of formation of ^ healthy-saving concepts in students of pedagogical university when studying disciplines of medi-cal and biological cycle.
Results. The result of the work is the definition of the system of healthy-saving concepts formed in students of pedagogical ^
university in the process of study of medical and biological disciplines. Comparative results of formation of key health-saving concepts in the process of study of medical and biological disciplines are also presented.
Discussion. It is stressed that tutor support, which is implemented during the study of disci -plines of medical and biological cycle by future teachers, contributes to more ef-fective formation of key healthy-saving concepts in students of pedagogical uni-versity.
Conclusion. It is concluded that the study of medical and biological disciplines using elements of tutor support ensures the effective formation of key healthy-saving concepts, as the basis for the creation of a personal significant health style, a healthy life-style, self-preservation behavior, which contributes to the formation of readiness of future teachers for health-improving activities in educational organizations.
Keywords: Health; Health-saving concepts; Formation; Medical and biological disciplines; Tutor support. Highlights:
The relevance of health-saving concepts is justified; A system of key health-saving concepts developed by fu-| ture teachers in the study of medical and biological disciplines 1 has been defined and is the basis for the creation of a personal o and professionally significant health and healthy lifestyle;
The stages of formation of healthy - saving concepts in the process of study of medical and biological disciplines have been
a >
o
identified;
50
o
Defined efficiency of the process of formation of healthy -saving concepts, one of the conditions of which is tutor support.
References
^ 1. Ajzman R.I. (2012). Sovremennye predstavleniya o zdorov'e i
kriterii ego ocenki [Current health perceptions and evaluation criteria]. N Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, 9. Available at:
https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennye -predstavleniya-o-zdorovie-i-kriterii-ego-otsenki (Accessed: 05.02.2020). (In Russian).
2. Chelnokova E.A. & Tyumaseva Z.I. (2018), Formirovanie moti-vacii studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'tury i sporta v vysshej shkole [Formation of motivation of students for physical culture and sports in higher school]. VestnikMininskogo universiteta, 18, 6, 6. (In Russian).
3. Shchedrina A.G. (2007), Zdorovyj obraz zhizni: metodologiches-kie, social'nye, biologicheskie, medicinskie, psihologicheskie, pedagogiches-kie, ekologicheskie aspekty [Healthy lifestyle: methodological, social, biological, medical, psychological, pedagogical, environmental aspects]. Izdatel'stvo "Al'fa-Vista", Novosibirsk, 144 p. (In Russian).
4. Ponomareva L.I. & Tyumaseva Z.I. (2008), Konceptual'nye osnovy ekologo-valeologicheskoj podgotovki pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya [Conceptual basis of ecological and valeological training of pre -school teachers]. CNIT «ASTERION», St. Petersburg, 197 p. (In Russian).
5. Tyumaseva Z.I., Orekhova I.L. (2017), Ekologicheskie aspekty zdorov'ya kak osnova ekologo-valeologicheskogo obrazovaniya budushchih ^ pedagogov [Environmental aspects of health as a basis for environmental and e valeological education of future teachers]. Vestnik Vostochnoj ekonomiko- ° yuridicheskoj gumanitarnoj akademii, 6 (92), 92-103. (In Russian). S
6. Bal'sevich V.K. (2006), Zdorov'eformiruyushchaya funkciya obra- o
n
zovaniya v Rossijskoj Federacii (Materialy k razrabotke nacional'nogo g
proekta ozdorovleniya podrastayushchego pokoleniya Rossii v period 2006- te
e
2026) [Health-forming function of education in the Russian Federation (Materials for the development of a national project to improve the health of the younger generation of Russia in the period 2006-2026)]. Fizicheskaya kul'tu-
v
i n
ra: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 5, 2-6. (In Russian). g
7. Ionova O.V. (2018), Fizkul'turno-ozdorovitel'naya deyatel'nost' v j? strukture dosuga studencheskoj molodezhi: dissertaciya kandidata sociolog- ^ icheskih nauk [Physical and recreational activity in the structure of leisure of student youth: thesis of the candidate of sociological sciences]. Penza, 186 p. (In Russian). ^
8. Kamskova Yu.G., Pavlov B.S., Pavlov D.B. & Saraykin D.A. §
(2006), Zdorov'e i fizicheskaya kul'tura detej v roditel'skoj sem'e na Urale
(problemy samosohranitel'nogo povedeniya) [Health and physical culture of
children in the parental family in Urals (a problem of self-preservation of &
behavior)]. Zhurnal nauchnyh statej Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke, 18, ~
a
6, 56-60. (In Russian). ^
9. Pavlova V.I., Pavlov B.S. & Saraykin D.A. (2016), Zdorov'e i zdo- fe
o
rovyj obraz zhizni v obydennom soznanii: naseleniya na Urale [Health and O
ofe
healthy lifestyle in ordinary consciousness: the population in the Urals]. a
Zhurnal nauchnyh statej Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke, 18, 6, 131-135. (In Russian)
10. Tret'yakova N.V. (2014), O gotovnosti obuchayushchihsya k fe zdravotvorcheskoj deyatel'nosti [On Readiness of Students for Health Activi- ^
a
ü o -5s
£
a >
o
S
50
o
a >
50 to
a
5
s
6
N
ties]. Sbornik statej 4-oj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Problemy kachestva fizkul'turno-ozdorovitel'noj i zdorov'esberegayushchej deyatel'nosti obrazovatel'nyh uchrezhdenij", April 23, 2014. Yekaterinburg 2, 300-307. (In Russian)
11. Abaskalova N.P. & Zverkova A.Yu. (2012), Zdorov'esberegayush-chie pedagogicheskie tekhnologii [Health saving pedagogical technologies]. Izdatel'stvo "NGPU", Novosibirsk, 157. (In Russian).
12. Tyumaseva Z.I., Valeeva G.V., Orekhova I.L., Romanova E.A. (2015) Kriterii i pokazateli psihologo -ozdorovitel'noj ocenki bezopasnosti i zdorov'esberezheniya obrazovatel'noj sredy v sisteme "vuz-shkola" [Criteria and indicators of psikhologo -improving assessment of safety and health saving of the educational environment in a system «higher education institution school»]. Fundamental'nye issledovaniya, 8, 1, 158-167. (In Russian).
13. Madzhuga A.G., Salimova R.M. & Titova E.V. (2010), Valeoak-meologicheskie aspekty formirovaniya motivacii k zdorovomu obrazu zhizni u sub"ektov obrazovatel'nogo processa v vuze [Valeoacmeological aspects of the formation of motivation for a healthy lifestyle in subjects of the educational process in the university]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN, 12, 3 (2), 402-407. (In Russian).
14. Malyarchuk N.N. (2014), Zdorov'e v sisteme cennostej cheloveka [Health in the System of Human Values].Rossijskoe obrazovanie, 1, 48-55. (In Russian).
15. Orekhova T.F. (2011), Organizaciya zdorov'etvoryashchego obra-zovaniya v sovremennoj shkole [Organization of healthy education in modern school]. FLINTA, Moscow, 355 p. (In Russian).
16. Orekhova I.L (2012), Ekologo-valeologizaciya diversificirovan-noj podgotovki studentov k ozdorovitel'noj deyatel'nosti v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [Ecological-valeologization of diversified preparation of students for health-improving activities in educational institutions]. Izdatel'stvo Chelyabinskogo gosudarstvennogoj pedagogicheskogo universi-teta, 340 p. (In Russian).
17. Usova A.V. (1986), Formirovanie u shkol'nikov nauchnyh po-nyatij v processe obucheniya [Formation of scientific concepts in schoolchildren in the process of training]. Pedagogika, 174 p. (In Russian).
18. Zalesova N.V. (2009), Formirovanie nauchnyh ponyatij [Formation of scientific concepts]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo uni-versiteta, 4 (68), 126-134. (In Russian).
19. Yugova E.A. (2015), Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya formirovaniya smysloobrazuyushchih konstruktov zdorovogo obraza zhizni studentov pedagogicheskogo vuza (dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni doktora pedagogicheskih nauk) [Theoretical and methodological bases of formation of meaning-forming designs of healthy lifestyle of students of pedagogical university (Dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences)]. Yekaterinburg, 302 p. (In Russian).
a
20. Tyumaseva Z.I., Orekhova I.L., Valeeva G.V. & Gladkaya E.S. (2015), Proektirovanie bezopasnogo i zdorov'esberegayushchego pros-transtva "vuz - shkola" kak uslovie professional'nogo stanovleniya studentov [Design of safe and healthy space "university - school"as a condition of professional formation of students]. Izdatel'stvo Chelyabinskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta, Chelyabinsk, 290 p. (In Russian).
21. Shchelchkova N.N., Tyumaseva Z.I. & Orekhova I.L. (2015), Ispol'zovanie interaktivnyh form obucheniya studentov pri izuchenii kursa "Vozrastnaya anatomiya, fiziologiya i gigiena " [Use of interactive forms of students "Education in the course" age anatomy, physiology and hygiene]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 6. 125-135. (In Russian).
22. Irhin V.N. & Irhina I.V. (2017), Zdorov'eorientirovannaya deyatel'nost' uchitelya na uroke: uchebnoe posobie [Healthy-oriented teacher activity in the lesson]. Izdatel'skij dom "Belgorod", Belgorod, 136 p. (In Russian).
23. Kamskova Yu.G., Pavlova V.I., Pavlov B.S., Saraykin D.A. & Sa-lobuto R.G. (2017), Zdorov'esberegayushchee povedenie molodezhi na Urale T kak zhiznennaya cennost' [Health saving behaviour of youth in the urals as ^ vital value]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 3, 98. (In Rus- |
sian). s
s &
ft
a —
g s
s
c —
£
&
s
(6 —
c'
a
a s
£ —
S'
<—1 S
— c'
a
l
——1 s
&