Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАЩИТЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАЩИТЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУЛЬТУРА / ПРОСВЕЩЕНИЕ / EDUCATION / HEALTHY LIFESTYLE / SAFETY / CULTURE / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купцова Светлана Анатольевна

Состояние физического и психического здоровья подрастающего поколения вызывает сегодня особую тревогу. В современной социокультурной реальности обсуждаются вопросы здорового и безопасного образа жизни, но этого сегодня крайне недостаточно. Важно объединить усилия науки и практики в направлении уточнения сущностной, понятийной составляющей культуры здорового и безопасного образа жизни личности, а также в направлении проектирования и внедрения образовательных дисциплин с целью формирования, сохранения и дальнейшего созидания здоровья обучающихся. Существующие в настоящее время теоретико-экспериментальные исследования, учебные программы/модули, посвященные готовности к здоровьесберегающей, здоровьесозидающей деятельности будущих профессионалов, не учитывают особенности формирования представлений об окружающем мире и собственном организме и их связи. В них не отражены конкретные психолого-педагогические рекомендации. На сегодняшний день существует недостаток учебно-методических рекомендаций для педагогов, психологов и преподавателей, раскрывающих содержание, формы и средства психолого-педагогического воздействия на будущих специалистов, возможности использования различных видов деятельности в целях готовности к здоровьесберегающей деятельности. Цель - выявление возможностей использования педагогического просвещения как способа воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса. В данном случае речь идет о воспитании культуры здорового и безопасного образа жизни педагогов разной профессиональной направленности, других сотрудников образовательных учреждений (социальных работников, логопедов, дефектологов, тьюторов и др.) и самих учащихся. В этом контексте педагогическое просвещение включает разработку и последующее внедрение образовательных программ, способствующих защите и укреплению здоровья, профилактике заболеваний, формированию ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, самоорганизации безопасной жизнедеятельности. В статье представлены образовательные программы на основе междисциплинарного, личностно-деятельностного подходов, концепции здоровьесбережения и здорового образа жизни субъектов образования для подготовки будущих педагогов, психологов, социальных работников, повышения квалификации действующих педагогических кадров. Дальнейшая разработка и внедрение таких программ в современной системе непрерывного образования будут способствовать формированию, поддержанию, созиданию здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса и всего общества в целом. Материалы статьи могут использоваться для педагогической поддержки процесса воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образования в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Купцова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL EDUCATION AS A MEANS OF FOSTERING A CULTURE OF SAFE LIFE, PROTECTING AND STRENGTHENING THE HEALTH OF SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The condition of physical and mental health of the younger generation is of particular concern today. Issues of a healthy and safe lifestyle are discussed in modern sociocultural reality, but this is extremely insufficient nowadays. It is important to combine efforts and practices in the direction of clarifying the essential, conceptual component of a healthy and safe lifestyle culture of the individual, as well as in the direction of developing and introducing educational disciplines in order to preserve and further promote the health of students. The currently existing theoretical and experimental studies, curricula / modules dedicated to the readiness for health-preserving, health-creating activities of future professionals do not take into account the peculiarities of the formation of ideas about the world around and their own body and their connection. They do not reflect specific psychological and pedagogical recommendations. Today, there is a lack of educational and methodological recommendations for teachers, psychologists and professors, revealing the content, forms and means of psychological and pedagogical influence on future specialists, the opportunity of using various types of activities in order to be prepared for health-preserving activities. The goal is to find the possibilities of using pedagogical education as a means of fostering a culture of a healthy and safe lifestyle for the subjects of the educational process. In this case, we are talking about fostering a culture of a healthy and safe lifestyle for teachers of various professional areas, other employees of educational institutions (social workers, speech therapists, defectologists, tutors, etc.) and the students themselves. In this context, pedagogical education includes the development and subsequent implementation of educational programs that contribute to the protection and promotion of health, the prevention of diseases, the formation of a careful attitude towards one's own health and the health of others, and the self-organization of safe life. The article presents educational programs based on interdisciplinary, personality-activity oriented approaches, the concept of health preservation and a healthy lifestyle of educational subjects for the training of future teachers, psychologists, social workers, advanced training of existing teaching staff. Further development and implementation of such programs in the modern system of continuous education will contribute to the formation, maintenance, promotion of health, a culture of a healthy and safe lifestyle for the subjects of the educational process and society as a whole. The materials of the article can be used for pedagogical support of the process of fostering a culture of a healthy and safe lifestyle of educational subjects in modern society.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАЩИТЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 201072 2020, № 10 (октябрь) УДК 37.013.42

Педагогическое просвещение как способ воспитания культуры безопасной жизнедеятельности, защиты и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса

Купцова Светлана Анатольевна1

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

kupsv@yandex.ru

Аннотация. Состояние физического и психического здоровья подрастающего поколения вызывает сегодня особую тревогу. В современной социокультурной реальности обсуждаются вопросы здорового и безопасного образа жизни, но этого сегодня крайне недостаточно. Важно объединить усилия науки и практики в направлении уточнения сущностной, понятийной составляющей культуры здорового и безопасного образа жизни личности, а также в направлении проектирования и внедрения образовательных дисциплин с целью формирования, сохранения и дальнейшего созидания здоровья обучающихся. Существующие в настоящее время теоретико-экспериментальные исследования, учебные программы/модули, посвященные готовности к здоровьесберегающей, здоровьесозидающей деятельности будущих профессионалов, не учитывают особенности формирования представлений об окружающем мире и собственном организме и их связи. В них не отражены конкретные психолого-педагогические рекомендации. На сегодняшний день существует недостаток учебно-методических рекомендаций для педагогов, психологов и преподавателей, раскрывающих содержание, формы и средства психолого-педагогического воздействия на будущих специалистов, возможности использования различных видов деятельности в целях готовности к здоровьесберегающей деятельности. Цель - выявление возможностей использования педагогического просвещения как способа воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса. В данном случае речь идет о воспитании культуры здорового и безопасного образа жизни педагогов разной профессиональной направленности, других сотрудников образовательных учреждений (социальных работников, логопедов, дефектологов, тьюторов и др.) и самих учащихся. В этом контексте педагогическое просвещение включает разработку и последующее внедрение образовательных программ, способствующих защите и укреплению здоровья, профилактике заболеваний, формированию ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, самоорганизации безопасной жизнедеятельности. В статье представлены образовательные программы на основе междисциплинарного, лич-ностно-деятельностного подходов, концепции здоровьесбережения и здорового образа жизни субъектов образования для подготовки будущих педагогов, психологов, социальных работников, повышения квалификации действующих педагогических кадров. Дальнейшая разработка и внедрение таких программ в современной системе непрерывного образования будут способствовать формированию, поддержанию, созиданию здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса и всего общества в целом. Материалы статьи могут использоваться для педагогической поддержки процесса воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образования в современном обществе.

Ключевые слова: воспитание, образование, просвещение, культура, здоровый образ жизни, безопасность.

Поступила в редакцию Received 03.09.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 29.09.20

Принята к публикации Accepted for publication 29.09.20 Опубликована Published 31.10.20

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Купцова Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медико-валеологических дисциплин ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Россия

Введение

На современном этапе развития отечественного образования вопрос воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса встает достаточно остро. Объясняется это устойчивыми негативными тенденциями ухудшения физического состояния детей и подростков, их психического здоровья. В целом в настоящее время в стране практически отсутствуют регионы с показателями благоприятной динамики по психическому здоровью у детского и подросткового населения.

В данном случае речь идет о воспитании культуры здорового и безопасного образа жизни педагогов разной профессиональной направленности, других сотрудников образовательных учреждений (социальных работников, логопедов, дефектоло-гов, тьюторов и др.) в течение всей профессиональной жизни и самих учащихся. Решение вопроса воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни личности является весьма актуальным в современных условиях развития общества, оно будет способствовать развитию личности, способной к социальной адаптации.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

В современном обществе активно меняются требования к педагогическим профессиям, подвергаются переосмыслению задачи специалистов, которым предстоит работать с учащимися разных возрастных групп, с различным уровнем здоровья и культуры. Поэтому, по мнению В. Р. Кучмы, проблема сохранения и развития всех составляющих здоровья учащихся в системе образования является чрезвычайно важной и связана с необходимостью соответствующей подготовки педагогов [1].

A. М. Митяева считает, что перед системой образования стоит значимая задача: дать будущим педагогам, социальным работникам, логопедам, дефектологам, тьюторам достаточно глубокие знания, практические навыки в области здоровья и безопасности [2].

Ю. П. Лисицын утверждает, что воспитание здорового образа жизни в системе образования не должно сводиться к воспитанию медико-социальных форм активности личности. Это деятельность, активность самой личности и всего общества в целом в интересах гармоничного физического и духовного развития [3].

К вопросам здоровья подрастающего поколения обращались ученые и практики задолго до сегодняшних дней. Так, идея здоровьесохраняющего образования, здоро-вьесберегающих технологий, культуры здоровья представлена в научных работах классиков философии, педагогики, медицины, социологии, психологии.

По мнению А. Уотсон, Д. Думуид, Т. Олдс, проблема формирования, сохранения и развития здоровья детей и подростков в меняющихся социальных, экологических, экономических условиях общества является наиболее приоритетной [4].

B. Л. Филью и соавторы определяют вопросы воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни как основу устойчивого развития всего человечества [5].

В своих работах С. В. Ким отмечает необходимость усилить ориентацию педагогов на сохранение и укрепление здоровья учащихся, повысить уровень их валеологи-ческой культуры [6].

Я. Л. Мархоцкий утверждает, что важно акцентировать внимание на совместной здравосозидательной деятельности участников образовательного процесса [7].

Ч. Велтер, Е. Джарпе-Ратнер, Т. Бонни в своих исследовательских работах определяют межсекторальное взаимодействие как значимый компонент развития культуры здоровья современного общества [8].

В исследованиях М. М. Безруких формирование культуры здорового образа жизни определяется как педагогическая проблема, обусловленная рядом объективных и субъективных факторов. К факторам риска нарушения здоровья автор относит несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка, что ведет к нарушению психофизиологических механизмов адаптации [9].

Н. Н. Малярчук считает, что основные факторы риска имеют поведенческую основу или связаны с процессом обучения, поэтому медицине необходима помощь педагогики [10].

Ф. Вейт, Л. Янг, Д. Санси, Дж. Боут утверждают, что включение вопросов охраны здоровья подростков в программы бакалавриата и последипломного образования является чрезвычайно важным [11].

Обращаясь к понятийной стороне рассматриваемого вопроса, стоит отметить работы 3. И. Тюмасевой, в которых представлено комплексное исследование, содержащее анализ различных трактовок понятия «культура здоровья». Согласно представлениям автора, культура здоровья - это система сознательных действий и отношений к своему здоровью и здоровью окружающих, умение вести здоровый образ жизни [12].

Культура здорового и безопасного образа жизни, согласно С. Н. Горбушиной, -это умение самоорганизовать свое поведение, общение и деятельность с целью сохранения и развития здоровья, обеспечение безопасности жизни [13].

В трудах А. Г. Маджуги культура здорового образа жизни представлена как мировоззренческая система, жизненные ценности, которые основываются на знаниях о сущности здоровья и регулируют поведение в процессе жизнедеятельности. В само понятие культуры здорового образа жизни автор включает пути и методы его формирования, сохранения и укрепления [14].

Согласно В. В. Сокореву, культура здоровья будущего педагога - это интегратив-ное образование личности, включающее валеологические знания и умения, ценностное отношение к здоровью, способность к рефлексии своего образа жизни, а также направленность профессиональной педагогической деятельности на сбережение здоровья своих учеников [15].

Компоненты, критерии и показатели сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни личности определены в работах В. Е. Цыбульниковой, Е. А. Левановой [16]. Так, авторы выделяют следующие компоненты культуры здорового и безопасного образа жизни личности: экологический, физиологический, физический, психологический, интеллектуальный.

К критериям и показателям культуры здорового и безопасного образа жизни личности В. Е. Цыбульникова относит: осознание сути культуры здоровья; постоянное стремление дополнить знания о различных уровнях здоровья человека; понимание здоровья, безопасности и культуры как общечеловеческих ценностей.

Основные показатели сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни, согласно В. Е. Цыбульниковой, Е. А. Левановой, - это:

- уровень духовно-нравственного развития;

- уровень развития когнитивной сферы;

- уровень развития саногенного (оздоравливающего) мышления;

- оценка здоровьесберегающей деятельности и поведения;

- уровень эстетического развития;

- уровень развития способности к оздоравливающему общению;

- уровень развития способности к трансляции лучших традиций здоровья;

- уровень творческого развития.

Дж. Басс утверждает, что, несмотря на наличие ряда исследовательских работ в области глобальных теорий укрепления здоровья, проблема воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни подрастающего поколения в современном динамично меняющемся мире остается высокоактуальной и до конца не решенной [17].

Л. В. Белова считает, что качество образования сегодня не может рассматриваться вне контекста развития культуры здорового образа жизни [18].

М. Венкатесан анализирует вопросы здоровья с позиции развития глобальных теорий сохранения устойчивого развития человека и окружающей среды [19].

Для решения обозначенной проблемы необходимо использовать, на наш взгляд, накопленный опыт педагогической науки и практики, в том числе опыт педагогического просвещения. При этом Л. Г. Татарникова отмечает, что в настоящее время педагогическое просвещение населения носит в большей степени формальный характер. Реальные познавательные интересы и потребности отдельных групп населения - педагогов разной профессиональной направленности, учащихся - остаются неудовлетворенными. По этой причине интерес к пропагандируемым знаниям во многих случаях пропадает. Остается неудовлетворенным дефицит междисциплинарных исследований, интегрированных знаний, практических навыков, формирующих активную позицию личности в вопросах общей культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни [20]. Этим же автором предлагаются основные направления деятельности по использованию педагогического просвещения в современной системе образования:

- составление и обновление программ подготовки будущих педагогов, психологов, социальных работников, действующих педагогических кадров с учетом региональных, культуральных традиций, конкретных запросов населения и отдельных групп;

- постоянное совершенствование научно-методического обеспечения психолого-педагогического и естественно-научного обучения и информированности населения и внедрение его в практику посредством использования позитивных отечественных и зарубежных разработок вопросов теории и практики непрерывного образования взрослых в части их междисциплинарной подготовки;

- систематический самоанализ и самооценка собственной педагогической деятельности и иной деятельности в рамках структурного подразделения с целью необходимой коррекции осуществления этой деятельности;

- межсекторальное взаимодействие с организациями, действующими в русле решения стратегических задач системы;

- координация усилий в рамках системы;

- организация финансового обеспечения.

Анализируя работы отечественных и зарубежных исследователей, заключаем, что при наличии целого ряда работ, посвященных здоровью и культуре здоровья, остается актуальным вопрос использования возможностей педагогического просвещения как средства воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни посредством разработки и последующего внедрения образовательных программ на основе междисциплинарного подхода.

Для успешного использования возможностей педагогического просвещения как средства, как способа воспитания культуры безопасной жизнедеятельности, защиты и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса необходимо сформулировать методологические основания, создать условия для обеспечения здоровья детей и подростков в образовательных организациях, определить направления (тенденции) составления и обновления образовательных программ.

Методологическая база исследования

Методологические основания для организации и реализации системы педагогического просвещения с целью воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса следующие:

- феномен индивидуального здоровья человека (Н. М. Амосов, И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, Э. М. Казин, В. В. Колбанов, В. А. Ананьев и др.), раскрывающий положения о валеологии, сущности здорового образа жизни человека, а также положения о значимости мотивации здорового образа жизни, применения совокупности трех стратегий в обучении и воспитании подрастающего поколения: сохранения, укрепления и развития здоровья [21-23];

- междисциплинарный подход, позволяющий проанализировать наиболее эффективные способы разрешения проблемы воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни с точки зрения педагогики, философии, психологии, биологии и т. д. и идеи непрерывного образования (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. А. Сла-стенин, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, Д. И. Фельдштейн, Г. П. Щедровицкий, В. М. Полонский, Е. В. Бондаревская и др.) [24-26];

- личностно ориентированный подход, позволяющий рассматривать сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка в образовательной организации как систему, процесс и результат (Л. С. Выготский, Е. В. Бондаревская, Е. В. Анищук, А. В. Воробьев, Н. А. Насонова, Л. Ф. Обухова, В. В. Рубцов, И. С. Якиманская, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, В. И. Слободчиков и др.) [27-29];

- культурологический и средовый подходы в системе валеологического образования, раскрывающие положения о том, что для сохранения здоровья важно воспитывать культуру здорового образа жизни, понимание человеком своей психологии, а также создание среды здоровьесбережения и здоровьесозидания (С. Н. Глазачев, И. Н. Пономарев, В. П. Казначеев, А. И. Субетто, З. И. Тюмасева, В. Я. Ясвин, В. И. Слободчиков, Л. Г. Татарникова и др.) [30-32].

Результаты исследования

Эффективность работы по организации системы педагогического просвещения с целью воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни в системе образования возможна, если мероприятия проводятся в течение длительного периода, деятельность непрерывна и результаты представлены грамотно.

Отметим ведущие принципы по организации системы педагогического просвещения: междисциплинарность, целостность, динамичность, репрезентативность, методическое единство, наличие обратной связи.

Обозначим направления работы в сфере организации системы педагогического просвещения воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательных организациях:

- организация образовательно-воспитательной работы (программы, учебные дисциплины);

- организация медико-гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурно-оздоровительной работы;

- просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование здорового образа жизни;

- просветительская и методическая работа с педагогами, другими членами педагогического коллектива, родителями;

- создание учебно-практического научно-просветительского центра;

- создание комплексных профилактических программ, моделей на уровне школы/ вуза, оценка их эффективности;

- организация проектной деятельности;

- организация выставок, конкурсов;

- организация тематических олимпиад;

- публикации, издание научных и методических материалов;

- организация конференций, семинаров, круглых столов;

- участие в конференциях;

- организация и проведение курсов переподготовки и повышение квалификации педагогических, научно-педагогических кадров;

- координация инновационной деятельности образовательных учреждений;

- изучение результативности деятельности образовательных учреждений в сфере воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни.

При этом первым и одним из важных направлений работы стоит выделить разработку учебных программ для системы непрерывного образования, которые включают естественно-научный и психолого-педагогический блоки. В целом организация педагогического просвещения должна быть организована для всех субъектов образовательного процесса, в течение всего цикла профессиональной деятельности и основана на междисциплинарных исследованиях.

Остановимся на направлении по организации образовательно-воспитательной работы (программы, учебные дисциплины). Нами разработаны учебные программы, которые состоят из учебных модулей «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Здоровьесберегающие технологии в образовании».

Примеры программ

Модуль «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Содержание теоретических занятий

Тема 1. Введение

Предмет и задачи курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены, методы возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие анатомии, физиологии и гигиены.

Тема 2. Рост и развитие детского и подросткового организма

Онтогенез, его периоды. Понятие дизонтогенеза. Психический дизонтогенез. Основные теории онтогенеза (теория И. А. Аршавского, П. К. Анохина). Рост и развитие детского организма. Критические и сенситивные периоды онтогенеза.

Возрастные особенности адаптации детей и подростков к факторам окружающей среды. Акселерация и ретардация развития детей и подростков. Возрастная периодизация. Паспортный и биологический возраст. Комплексная оценка уровня функционального развития ребенка.

Тема 3. Физиология нервной системы. Высшая нервная деятельность: возрастные особенности

Регуляция функций в организме. Филогенез регуляторных механизмов. Гуморальная регуляция функций, роль биологически активных веществ в гуморальной регуляции. Нервная регуляция функций. Единство нервной и гуморальной регуляции функций организма.

Фило- и онтогенез нервной системы. Нейрон, его строение и функции. Свойства нервных клеток. Механизмы возбуждения и торможения. Синапс, классификация, работа. Свойства синапсов. Понятие нервного центра.

Центральная нервная система. Ствол мозга, строение, функциональное значение. Конечный мозг. Подкорковые ядра, их функция. Кора больших полушарий, морфофункциональная характеристика.

Взаимодействие процессов возбуждения и торможения. Основные принципы координационной деятельности нервной системы. Рефлекторный принцип поведения. Врожденные и приобретенные формы поведения. Физиологические механизмы целенаправленного поведения. Развитие поведения в онтогенезе.

Понятие коммуникативного поведения, его вектор. Тактильная чувствительность, ее роль в коммуникативном поведении. Становление коммуникативного поведения в онтогенезе.

Понятие об основных свойствах нервной системы и типе высшей нервной деятельности. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Формирование типов высшей нервной деятельности у детей и подростков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физиологические механизмы памяти и внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Классификация памяти, основные теории памяти. Развитие памяти в онтогенезе.

Сон, его значение, структура, потребность человека во сне. Теории сна и сновидения. Особенности сна в разные периоды онтогенеза.

Эмоции и мотивации. Классификация эмоций. Современные представления о физиологических механизмах эмоций. Развитие эмоций в онтогенезе.

Организация и общие свойства сенсорных систем. Значение сенсорных систем в психомоторном развитии ребенка. Периферическое звено сенсорных систем, рецепторы, классификация, свойства. Кодирование и передача информации в сенсорных системах. Центральное звено сенсорных систем.

Тема 4. Строение, функции и гигиена опорно-двигательного аппарата: возрастные особенности

Опорно-двигательный аппарат, его строение и значение. Развитие, строение и классификация костей. Возрастные особенности физических свойств и химического состава костной ткани. Типы соединения костей, их значение. Виды мышечной ткани. Строение скелетной мышцы (макро- и микроскопическое). Роль двигательной деятельности ребенка в психомоторном развитии. Основные мышцы и группы мышц головы, туловища, конечностей. Динамическая и статическая работа мышц. Влияние мышечной работы на функциональное состояние функциональных систем организма. Формирование в онтогенезе функциональных свойств скелетной мышечной ткани (сила, быстрота, ловкость, выносливость). Развитие двигательной активности и координации движений.

Физическое развитие детей и подростков, взаимосвязь с психическим развитием. Методы исследования физического развития. Показатели физического развития. Физическое развитие и здоровье ребенка, их взаимосвязь. Физическая работоспособность, ее динамика. Особенности физической работоспособности у детей разного возраста. Утомление, профилактика утомления.

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к школьной мебели, освещению, одежде и обуви. Роль физической культуры в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.

Тема 5. Строение, функции и гигиена крови, органов кровообращения и дыхания: возрастные особенности

Общий план строения и функции кровеносной системы. Регуляция деятельности сердца, возрастные особенности. Тонус парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы, возрастные особенности. Особенности кровообращения плода.

Кровь, ее состав, функции. Плазма крови, ее свойства, осмотическое и онкотиче-ское давление, рН плазмы. Буферные системы крови, возрастные особенности. Группы крови, И-фактор, резус-конфликт, функциональное значение. Лимфа, ее состав, функциональное значение.

Значение и общая схема строения дыхательной системы. Дыхательные пути, их строение, значение, возрастные особенности. Жизненная емкость легких, возрастные особенности. Биологическая емкость легких. Механизм газообмена в легких и тканях. Транспорт газов кровью. Нейрогуморальная регуляция дыхания. Дыхательный центр, его значение. Рефлекторные и гуморальные влияния на работу дыхательного центра. Первый вдох новорожденного, его причины, асфиксия.

Тема 6. Строение, функции и гигиена пищеварительной и выделительной систем: возрастные особенности

Значение пищеварения для организма. Строение системы органов пищеварения. Виды пищеварения. Значение обмена веществ и энергии. Возрастные особенности потребности в липидах. Регуляция липидного обмена. Обмен углеводов. Роль углеводов. Потребность в углеводах, возрастные особенности. Регуляция обмена углеводов. Водно-солевой обмен. Роль воды и минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека. Витамины, их роль. Классификация витаминов. Возрастные особенности потребности в витаминах. Регуляция водно-солевого обмена.

Энергетический обмен, возрастные особенности. Основной обмен, специфическое динамическое действие пищи, рабочая прибавка. Исследование энергетического обмена. Особенности питания детей и подростков. Гигиенические требования к организации питания детей и подростков.

Состав и значение системы органов выделения. Кожа, ее строение. Выделительная функция кожи. Кожа как рецептивное поле. Закаливание ребенка.

Тема 7. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы. Здоровьесберегающие технологии.

Законодательные акты и нормативные документы в области гигиенических требований к организации учебно-воспитательной работы. Составление расписания занятий в соответствии с возрастом обучающихся, требования, предъявляемые к длительности занятий, перерывам, прогулкам, уровню освещенности, шума, эргономическая мебель, организация питания.

Темы семинарских занятий

Семинарское занятие № 1

Тема: Онтогенез, закономерности роста и развития ребенка.

Цель - закрепить понятийный аппарат.

Описание занятия: работа с раздаточными материалами. Групповое обсуждение поставленных преподавателем вопросов. Просмотр и обсуждение видеороликов, посвященных разным аспектам онтогенеза человека. Знакомство с микропрепаратами и анатомическими макетами.

Семинарское занятие № 2

Тема: Нервная система человека, структурно-функциональные и возрастные аспекты.

Цель - закрепить знания о структуре и функциях основных отделов нервной системы человека и их развитии в онтогенезе.

Описание занятия: работа с анатомическими муляжами и макетами, анатомическими программами-симуляторами, изучение микропрепаратов. Самостоятельное

изучение анатомических и гистологических схем, рисунков, фотографий, предоставленных преподавателем. Обсуждение поставленных вопросов.

Семинарское занятие № 3

Тема: Понятие об основных свойствах нервной системы и типе высшей нервной деятельности: возрастные аспекты.

Цель - закрепить понятийный аппарат.

Описание занятия: обсуждение поставленных преподавателем вопросов. Просмотр и анализ видеороликов по теме занятия. Индивидуальная и групповая работа с тестовым материалом.

Семинарское занятие № 4

Тема: Организация и общие свойства сенсорных систем.

Цель - закрепить знания об организации сенсорных систем.

Описание занятия: работа студентов с анатомическими муляжами, просмотр и обсуждение видеоматериала по теме занятия. Обсуждение поставленных преподавателем вопросов.

Семинарское занятие № 5

Тема: Физическое развитие и здоровье ребенка, их взаимосвязь. Методы исследования физического развития. Показатели физического развития.

Цель - знакомство с показателями физического развития ребенка и основными методами его оценки.

Описание занятия: просмотр и обсуждение видеоматериала по теме занятия. Знакомство с методами исследования физического развития, работа с центильными таблицами, контурами развития ребенка. Обсуждение поставленных преподавателем вопросов.

Семинарское занятие № 6

Тема: Сердечно-сосудистая и дыхательная система человека: возрастные особенности.

Цель - сформировать представления об анатомо-функциональных особенностях сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и их возрастных особенностях.

Описание занятия: работа студентов с анатомическими муляжами, просмотр и обсуждение видеоматериала по теме занятия. Знакомство с методами исследования сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Обсуждение поставленных вопросов.

Семинарское занятие № 7

Тема: Возрастные особенности пищеварительной системы.

Цель - закрепить знания о возрастных особенностях пищеварительной системы.

Описание занятия: работа студентов с анатомическими муляжами, просмотр и обсуждение видеоматериала по теме занятия. Обсуждение поставленных вопросов.

Семинарское занятие № 8

Тема: Эндокринная система организма, ткани внутренней среды и иммунитет.

Цель - сформировать представления об онтогенетических особенностях эндокринной системы и иммунитете человека.

Описание занятия: работа студентов с анатомическими муляжами, схемами, препаратами, просмотр и обсуждение видеоматериала по теме занятия. Обсуждение поставленных вопросов.

Семинарское занятие № 9

Тема: Онтогенетические особенности репродуктивной системы человека.

Цель - сформировать представления об особенностях эмбрионального и постэмбрионального анатомо-функционального развития половой системы человека.

Описание занятия: работа студентов с анатомическими муляжами, препаратами, просмотр и обсуждение видеоматериала по теме занятия. Обсуждение поставленных преподавателем вопросов. Решение генетических задач по наследованию признаков, сцепленных с полом, генетическое консультирование.

Семинарское занятие № 10

Тема: Гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы. Здоровьесберегающие технологии.

Цель - знакомство студентов с законодательными актами в области гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса, здоровьесберега-ющими технологиями в образовании.

Описание занятия: работа студентов с законодательными актами, нормативными документами в области гигиенических требований к организации учебно-воспитательной работы. Обсуждение поставленных вопросов.

Модуль «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Содержание теоретических занятий

Тема 1. Здоровьесберегающие технологии в образовании: теоретические основы и практическое значение.

Тема 2. Здоровье как междисциплинарная категория.

Тема 3. Диагностика (мониторинг) здоровья.

Тема 4. Здоровьесберегающие технологии в образовании.

Темы семинарских занятий

Семинарское занятие № 1

Тема: Введение, этапы развития и становления здоровьесбережения как науки.

Цель - сформировать представления об этапах развития и становления здоро-вьесбережения как науки в нашей стране и за рубежом.

Понятийный аппарат: этапы развития и становления здоровьесбережения как науки в нашей стране и за рубежом. Развитие технологий здоровьесбережения: теоретический и прикладной аспекты. Использование технологий здоровьесбережения в современной системе образования: проблемы и перспективы развития.

Описание занятия: обсуждение поставленных преподавателем вопросов. Просмотр и анализ видеороликов по теме занятия. Индивидуальная и групповая работа.

Примеры обсуждаемых вопросов: дайте наиболее полное определение понятию «здоровьесберегающие технологии»; какие главные задачи решаются с помощью здо-ровьесберегающих технологий в образовании?

Семинарское занятие № 2

Тема: Представление о различных видах и уровнях здоровья.

Цель - сформировать представление о различных видах и уровнях здоровья.

Описание занятия: обсуждение поставленных преподавателем вопросов. Просмотр и анализ видеороликов по теме занятия. Индивидуальная и групповая работа.

Примеры обсуждаемых вопросов: дайте наиболее полное определение понятию «здоровье»; составьте схему по вопросу «Психологические проблемы и психические заболевания, характерные для подросткового и юношеского возраста».

Семинарское занятие № 3

Тема: Основные направления экспериментальных исследований здоровья в современной системе образования.

Цель - познакомить студентов с основными направлениями экспериментальных исследований здоровья в современной системе образования.

Описание занятия: обсуждение поставленных преподавателем вопросов. Просмотр и анализ видеороликов по теме занятия. Индивидуальная и групповая работа.

Примеры обсуждаемых вопросов: охарактеризуйте этические нормы психологической диагностики здоровья учащихся. Проведите диагностику психологического здоровья учащихся и проанализируйте полученные результаты.

Семинарское занятие № 4

Тема: Современные технологии здоровьесбережения в образовании.

Цель - ознакомить с основными направлениями современных технологий здо-ровьесбережения в образовании.

Описание занятия: обсуждение поставленных преподавателем вопросов. Просмотр и анализ видеороликов по теме занятия. Индивидуальная и групповая работа.

Примеры обсуждаемых вопросов: охарактеризуйте традиционные технологии по сохранению здоровья учащихся; подготовьте и представьте характеристику инновационных технологий здоровьесбережения по сохранению здоровья учащихся.

Задания для самостоятельной работы

1. Используя материалы лекций и рекомендуемую литературу, составьте подробную структурную схему курса. Схему можно составить по разделам.

2. На протяжении изучения всего курса ведите терминологический словарь. При подготовке к занятиям, выполняя задания к самостоятельной работе, читая психологическую и педагогическую литературу, выписывайте в отдельную тетрадь определения терминов. Словарь терминов может быть составлен по разделам: «Теоретические подходы к развитию здоровьесберегающих технологий в нашей стране и за рубежом», «Здоровье как психолого-педагогическая категория», «Диагностика психологического здоровья», «Здоровьесберегающие технологии в образовании».

3. Опираясь на информацию, представленную в учебниках, учебно-методических пособиях, создайте электронные презентации по темам:

- История развития здоровьесбережения как науки в нашей стране и за рубежом.

- Структура и содержание здоровьесбережения и здоровьесозидания как научных направлений.

- Диагностика уровней здоровья.

- Особенности развития представлений о ЗОЖ в разные возрастные периоды.

4. Представьте основные направления современных экспериментальных исследований здоровья.

5. Выберите доступные вам учебные пособия/статьи/ монографии из списка предложенной литературы и на основании представленной в них информации письменно составьте схему, иллюстрирующую методологию, методы и этапы проведения исследования различных уровней здоровья дошкольников, школьников или студентов.

6. Опираясь на информацию, представленную в учебной литературе, а также используя как дополнение сведения из других доступных вам источников, составьте структурную модель здоровьесберегающей/ здоровьесозидающей среды в дошкольном учреждении/ школе/ вузе.

7. Используя материалы лекций, рекомендуемую литературу, проанализируйте проведение школьного урока с позиций здоровьесбережения (на примере школы родного города).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. На основе информации, представленной в учебной литературе, проведите диагностическое исследование психологического здоровья учащихся. Исследование

включает количественный и качественный анализ полученного материала. По итогам его проведения напишите отчет.

9. На основе информации, представленной в учебной литературе и других доступных вам источниках, подготовьте доклад по темам:

- Предмет, задачи, методы здоровьесбережения и здоровьесозидания как научных направлений.

- Уровни здоровья.

- Методология и методы исследований в психологии и педагогике здоровья.

- Традиционные методы формирования ЗОЖ, культуры здоровья.

- Инновационные методы формирования ЗОЖ, культуры здоровья.

10. Составьте конспект по теме «Нормативно-правовое регулирование здоро-вьесберегающих технологий в педагогическом образовании».

11. На основе информации, представленной в учебной литературе и других доступных вам источниках, подготовьтесь к проведению круглого стола.

Круглый стол проводится во время самостоятельной аудиторной работы студентов после освоения ими всех лекционных и практических занятий.

Перед проведением круглого стола будет оставлено время для выработки вопросов для обсуждения по предлагаемой теме, определения количества докладчиков. Необходимо использовать презентационные материалы для наглядного подтверждения своей позиции. Возможные варианты тем (на выбор):

- Этапы развития и становления здоровьесбережения и здоровьесозидания как научных направлений в нашей стране и за рубежом.

- Использование технологий здоровьесбережения и здоровьесозидания в современной системе образования: проблемы и перспективы развития.

- Роль знаний о здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологиях для педагогов в современной системе образования.

- Способы мотивации ведения ЗОЖ детей, подростков и молодежи в современной системе образования.

- Особенности формирования навыков ЗОЖ у детей, подростков и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

В рабочие программы дисциплин включены лекционные, семинарские, практические занятия. В рамках программ предполагается использование следующих форм занятий:

- лекционные (вводная лекция, лекция-презентация, проблемная лекция);

- семинарские и практические (работа в малых группах, игровые методики, элементы арт-терапии, использование видеоматериалов);

- активизация творческой деятельности (дискуссия, круглый стол, мозговой штурм, ролевые игры, метод проектов и др.);

- самоуправление (самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа студентов; создание словаря терминов по материалам разделов; защита индивидуальной программы ЗОЖ; создание профилактической программы по одному из видов зависимого поведения; подготовка презентаций по темам домашних заданий).

В начале и в конце учебного модуля необходимо провести диагностирование уровня сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни студентов и их готовности к здоровьесберегающей, здоровьесозидающей деятельности.

Научно-исследовательская работа студентов также способствует решению задач подготовки студентов к использованию в своей работе здоровьесберегающих, здоровьесозида-ющих технологий, воспитанию и самовоспитанию культуры здорового образа жизни.

Также сегодня используются информационные технологии при организации коммуникации со студентами для предоставления информации, выдачи рекомендаций и консультирования по оперативным вопросам (электронная почта; онлайн-кон-сультации), использование мультимедиасредств при проведении лекционных, семинарских и практических занятий.

Заключение

Педагогическое просвещение рассматривается нами как средство воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни, способствующее защите и укреплению здоровья, профилактике заболеваний, формированию ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, самоорганизации безопасной жизнедеятельности.

Организация работы по решению вопроса воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни личности может быть реализована в системе непрерывного профессионального образования. Для этого необходимо разрабатывать и внедрять образовательные программы на основе междисциплинарного подхода. Реализацию программ важно осуществлять на основе задач профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Представленные материалы могут быть полезны преподавателям СПО, вузов, педагогам, психологам, методистам и всем, кто интересуется вопросами здорового и безопасного образа жизни.

Ссылки на источники

1. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков: учеб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 528 с.

2. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2008. - 192 с.

3. Лисицын Ю. П. Образ жизни и здоровье населения. - М.: Знание, 1992. - 40 с.

4. Watson A., Dumuid D., Olds T. Association between 24 Hours of Working Time and Academic Achievement of Australian Primary School Children // Medical Education and Behaviour. - 2020. - Aug. 26.

5. Universities and Sustainable Communities: Achieving the Goals of Agenda 2030 / ed. by Walter Leal Filho, Ubirata Tortato, Fernanda Frankenberger Silva. - Springer International Publishing, 2020. - 838 p.

6. Ким С. В. Валеологическое обеспечение гимназического образования: автореф. дис. канд. пед. наук. - СПб., 2002. - 28 с.

7. Мархоцкий Я. Л. Валеология: учеб. пособие. - 2-е изд. - Минск: Выш. шк., 2010. - 286 с.

8. Welter C., Jarpe-Ratner E., Bonnie T. Development of Healthy Work Cooperation: Results of a practical action study to inform policy, systems and capacity building initiative in environmental change to address non-standard employment // Health Education and Behaviour. - 2020. - URL: https://doi.org/10.1177/1524839920953116.

9. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 240 с.

10. Малярчук Н. Н. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты): дис. д-ра пед. наук. - Тюмень, 2009. - 524 с.

11. Adolescent health care: perspectives of Victorian General practitioners / F. C. Veit, L. A. Sanci, D. Y. Young, G. Bowes // Med. Journal of Australia. - 1995. - Jul. 3. - P. 16-18.

12. Тюмасева 3. И., Стариков В. П. Эколого-валеологические тайны модернизации современного образования: словарь-справочник. - Сургут: ГУП ХМАО «Сургутская типография», 2004. - 314 с.

13. Горбушина С. Н. Мировоззренческие детерминанты формирования культуры здоровья будущего учителя: дис. д-ра пед. наук. — Ижевск, 2005. - 396 с.

14. Маджуга А. Г. Педагогическая концепция здоровье созидающей функции образования: дис. д-ра пед. наук. - Владимир, 2011. - 494 с.

15. Сокорев В. В. Педагогические условия формирования культуры здоровья будущего учителя в процессе сбщепрофессиональной подготовки: дис. канд. пед. наук. - Белгород, 2004. - 202 с.

16. Цибульникова В. Е., Леванова Е. А. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании: учебник (с практикумом) для студентов педагогических вузов / под общ. ред. Е. А. Левановой. -М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. - 148 с.

17. Bass J. Introduction to Global Health Promotion // International Public Health / ed. by Rick S. Zimmerman, Ralph J. Dicklemente, John C. Andrus, Everold N. Hosein. - 2016. - 560 р.

18. Белова Л. В. Здоровьесберегающие технологии в системе профессионального образования: учеб. пособие. - Ставрополь: СКФУ, 2017. - 93 с.

19. Venkatesan M. et al. Involving students in the implementation of the culture of sustainable development on campus // Universities and Sustainable Communities: Achieving the goals of Agenda 2030, 2020. - P. 59-71.

20. Татарникова Л. Г. Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии. - СПб.: СПб АППО, 2009. - 156 с.

21. Ананьев В. А. Практикум по психологии здоровья: метод. пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. - СПб.: Речь, 2007. - 319 с.

22. Гараева Е. А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании: учеб. пособие / Оренбургский обл. ин-т. - Оренбург: ОГУ, 2013. - 175 с.

23. Mastering pedagogical / ed. I. A. Ziaziuna. Ed. scientist H. Bednarczyk. - Warsaw-Radom: Scientific Publisher of the Institute of Sustainable Technologies, 2005. - 252 p.

24. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - С. 20-25.

25. Остапенко А. А. История развития педагогического мастерства в России: взгляд со стороны // Педагогика и просвещение. - 2020. - № 2. - С. 117-125.

26. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.; Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995. - 348 с.

27. Выготский Л. C. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

28. Сластенин В. А. Проблемы подготовки учителя в советских психолого-педагогических исследованиях // Советская педагогика. - 1978. - № 1. - С. 86-94.

29. Давыдов В. В. О понятии личности в современной психологии // Психол. журнал. - 1988. - Т. 9. - № 4. -С. 22-31.

30. Основы формирования здоровья детей / Л. А. Жданова [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 416 с.

31. Субетто А. И. Ноосферная Россия: стратегия прорыва (основания ноосферного россиеведения): монография / под науч. ред. В.В. Лукоянова. - СПб.: Астерион, 2018. - 340 с.

32. Валеева Г. В., Тюмасева З. И., Орехова И. Л. Комплексное изучение субъективной составляющей здоровья // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. -2015. - № 1 (23). - С. 24-29.

Svetlana A. Kuptsova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Medical and Valeological Disciplines, Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, St. Petersburg kupsv@yandex.ru

Pedagogical education as a means of fostering a culture of safe life, protecting and strengthening the health of subjects of the educational process

Abstract. The condition of physical and mental health of the younger generation is of particular concern today. Issues of a healthy and safe lifestyle are discussed in modern sociocultural reality, but this is extremely insufficient nowadays. It is important to combine efforts and practices in the direction of clarifying the essential, conceptual component of a healthy and safe lifestyle culture of the individual, as well as in the direction of developing and introducing educational disciplines in order to preserve and further promote the health of students. The currently existing theoretical and experimental studies, curricula / modules dedicated to the readiness for health-preserving, health-creating activities of future professionals do not take into account the peculiarities of the formation of ideas about the world around and their own body and their connection. They do not reflect specific psychological and pedagogical recommendations. Today, there is a lack of educational and methodological recommendations for teachers, psychologists and professors, revealing the content, forms and means of psychological and pedagogical influence on future specialists, the opportunity of using various types of activities in order to be prepared for health-preserving activities. The goal is to find the possibilities of using pedagogical education as a means of fostering a culture of a healthy and safe lifestyle for the subjects of the educational process. In this case, we are talking about fostering a culture of a healthy and safe lifestyle for teachers of various professional areas, other employees of educational institutions (social workers, speech therapists, defectologists, tutors, etc.) and the students themselves. In this context, pedagogical education includes the development and subsequent implementation of educational programs that contribute to the protection and promotion of health, the prevention of diseases, the formation of a careful attitude towards one's own health and the health of others, and the self-organization of safe life. The article presents educational programs based on interdisciplinary, personality-activity oriented approaches, the concept of health preservation and a healthy lifestyle of educational subjects for the training of future teachers, psychologists, social workers, advanced training of existing teaching staff. Further development and implementation of such programs in the modern system of continuous education will contribute to the formation, maintenance, promotion of health, a culture of a healthy and safe lifestyle for the subjects of the educational

process and society as a whole. The materials of the article can be used for pedagogical support of the process of fostering a culture of a healthy and safe lifestyle of educational subjects in modern society.

Key words: education, culture, healthy lifestyle, safety, upbringing.

References

1. Kuchma, V. R. (2015). Gigiena detej i podrostkov: uchebnik, GEOTAR-Media, Moscow, 528 p. (in Russian).

2. Mityaeva, A. M. (2008). Zdorov'esberegayushchie pedagogicheskie tekhnologii: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, Akademiya, Moscow, 192 p. (in Russian).

3. Lisicyn, Yu. P. (1992). Obraz zhizni i zdorov'e naseleniya, Znanie, Moscow, 40 p. (in Russian).

4. Watson, A., Dumuid, D. & Olds, T. (2020). "Association between 24 Hours of Working Time and Academic Achievement of Australian Primary School Children", Medical Education and Behaviour, Aug. 26 (in English).

5. Filho, W. L. et al. (eds.) (2020). Universities and Sustainable Communities: Achieving the Goals of Agenda 2030, Springer International Publishing, 838 p. (in English).

6. Kim, S. V. (2002). Valeologicheskoe obespechenie gimnazicheskogo obrazovaniya: avtoref. dis. kand. ped. nauk, St. Petersburg, 28 p. (in Russian).

7. Marhockij, Ya. L. (2010). Valeologiya: ucheb. posobie, 2-e izd., Vysh. shk., Minsk, 286 p. (in Russian).

8. Welter, C., Jarpe-Ratner, E. & Bonnie, T. (2020). "Development of Healthy Work Cooperation: Results of a practical action study to inform policy, systems and capacity building initiative in environmental change to address non-standard employment", Health Education and Behaviour. Available at: https:,doi.org/10.1177/1524839920953116 (in English).

9. Bezrukih, M. M. (2004). Zdorov'esberegayushchaya shkola, Moskovskij psihologo-social'nyj institut, Moscow, 240 p. (in Russian).

10. Malyarchuk, N. N. (2009). Kul'tura zdorov'ya pedagoga (lichnostnyj i professional'nyj aspekty): dis. d-ra ped. nauk, Tyumen', 524 p. (in Russian).

11. Veit, F. C. et al. (1995). "Adolescent health care: perspectives of Victorian General practitioners", Med. Journal of Australia, Jul. 3, pp. 16-18 (in English).

12. Tyumaseva, 3. I. & Starikov, V. P. (2004). Ekologo-valeologicheskie tajny modernizacii sovremennogo obrazovaniya: slovar'-spravochnik, GUP HMAO "Surgutskaya tipografiya", Surgut, 314 p. (in Russian).

13. Gorbushina, S. N. (2005). Mirovozzrencheskie determinanty formirovaniya kul'tury zdorov'ya budushchego uchitelya: dis. d-ra ped. nauk, Izhevsk, 396 p. (in Russian).

14. Madzhuga, A. G. (2011). Pedagogicheskaya koncepciya zdorov'e sozidayushchej funkcii obrazovaniya: dis. d-ra ped. nauk, Vladimir, 494 p. (in Russian).

15. Sokorev, V. V. (2004). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kul'tury zdorov'ya budushchego uchitelya v processe sbshcheprofessional'noj podgotovki: dis. kand. ped. nauk, Belgorod, 202 p. (in Russian).

16. Cibul'nikova, V. E. & Levanova, E. A. (2017). Pedagogicheskie tekhnologii. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v obshchem obrazovanii: uchebnik (s praktikumom) dlya studentov pedagogicheskih vuzov, Moskovskij pedagog-icheskij gosudarstvennyj universitet, Moscow, 148 p. (in Russian).

17. Bass, J. (2016). "Introduction to Global Health Promotion", International Public Health, 560 p. (in English).

18. Belova, L. V. (2017). Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v sisteme professional'nogo obrazovaniya: ucheb. posobie, SKFU, Stavropol', 93 p. (in Russian).

19. Venkatesan, M. et al. (2020). "Involving students in the implementation of the culture of sustainable development on campus", Universities and Sustainable Communities: Achieving the goals of Agenda 2030, pp. 59-71 (in English).

20. Tatarnikova, L. G. (2009). Pedagogika zdorov'ya: zdorov'esberegayushchie obrazovatel'nye tekhnologii, SPb APPO, St. Petersburg, 156 p. (in Russian).

21. Anan'ev, V. A. (2007). Praktikum po psihologii zdorov'ya: metod. posobie po pervichnoj specificheskoj i nespecifich-eskoj profilaktike, Rech', St. Petersburg, 319 p. (in Russian).

22. Garaeva, E. A. (2013). Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v professional'no-pedagogicheskom obrazovanii: ucheb. posobie, Orenburgskij obl. in-t, OGU, Orenburg, 175 p. (in Russian).

23. Ziaziuna, I. A. (ed.) (2005). Mastering pedagogical, Scientific Publisher of the Institute of Sustainable Technologies, Warsaw-Radom, 252 p. (in English).

24. Anan'ev, B. G. (1977). O problemah sovremennogo chelovekoznaniya, Nauka, Moscow, pp. 20-25 (in Russian).

25. Ostapenko, A. A. (2020). "Istoriya razvitiya pedagogicheskogo masterstva v Rossii: vzglyad so storony", Pedagogika iprosveshchenie, № 2, pp. 117-125 (in Russian).

26. Bozhovich, L. I. (1995). Problemy formirovaniya lichnosti: izbr. psihol. tr., In-t prakt. psihologii, Voronezh, Moscow, 348 p. (in Russian).

27. Vygotskij, L. C. (1996). Pedagogicheskaya psihologiya, Pedagogika-Press, Moscow, 536 p. (in Russian).

28. Slastenin, V. A. (1978). "Problemy podgotovki uchitelya v sovetskih psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah", Sovetskaya pedagogika, № 1, pp. 86-94 (in Russian).

29. Davydov, V. V. (1988). "O ponyatii lichnosti v sovremennoj psihologii", Psihol. zhurnal, t. 9, № 4, pp. 22-31 (in Russian).

30. Zhdanova, L. A. et al. (2017). Osnovy formirovaniya zdorov'ya detej, GEOTAR-Media, Moscow, 416 p. (in Russian).

31. Subetto, A. I. (2018). Noosfernaya Rossiya: strategiya proryva (osnovaniya noosfernogo rossievedeniya): mono-grafiya, Asterion, St. Petersburg, 340 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Valeeva, G. V., Tyumaseva, Z. I. & Orekhova, I. L. (2015). "Kompleksnoe izuchenie sub"ektivnoj sostavlyayushchej zdorov'ya", Uchyonye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psihologii i social'noj raboty, № 1 (23), pp. 24-29 (in Russian).

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Купцова С. А. Педагогическое просвещение как способ воспитания культуры безопасной жизнедеятельности, защиты и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. -№ 10 (октябрь). - С. 44-59. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201072.htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2020-11072

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Купцова С. А., 2020

977230412020310

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.